Разработан технический кодекс «Порядок разработки стандартов в области космической деятельности»
В Национальной академии наук Беларуси разработан проект технического кодекса установившейся практики «Порядок разработки стандартов в области космической деятельности». С текстом документа можно ознакомиться по ссылке.
По информации официального сайта Национальной академии наук Беларуси
В начале года Президент подписал Указ, которым 2025–2029 годы объявлены пятилеткой качества. Она охватит все сферы жизнедеятельности государства и общества. Как будут решаться поставленные задачи и каких успехов добилась Беларусь в повышении качества своей продукции, спросили у Председателя Государственного комитета по стандартизации Елены Моргуновой.
Качественный подход
– Елена Михайловна, прежде чем поговорим о задачах и приоритетах, хотелось бы узнать, что в вашем понимании «качество»?
– Вообще, качество – термин, имеющий множество значений. Часто его используют для обозначения того, нравится ли потребителю то, что он приобрел. Качество во многом определяет ценность продукции и готовность потребителя за нее платить.
Вследствие этого справедливо правило: требуемое качество по разумной цене. Бизнес, у которого есть продукция и услуги, превосходящие по характеристикам и стоимости продукцию и услуги конкурентов, будет превосходить тех, у кого такого качества нет.
– 2024-й был провозглашен в Беларуси Годом качества. Каких успехов удалось достичь в стране в этом вопросе?
– Действительно, Указом Президента Республики Беларусь 2024 год в стране был объявлен Годом качества, а постановлением Совета Министров утвержден Республиканский план мероприятий по его проведению. Госстандарт находился на острие этой работы, координировал ее выполнение по стране. Всего план предусматривал 69 мероприятий.
По итогу Год качества, считаю, стал дополнительным стимулом в работе по повышению качества. Государственными органами и предприятиями были разработаны соответствующие планы с целевыми показателями и индикаторами качества выпускаемой продукции и услуг, обеспечивалось их выполнение и корректировка при необходимости. То есть практически каждая организация таким образом увидела и свои возможности, и слабые места, и перспективы. В этом в том числе состояла основная суть Года качества. Проведенная «сверка» станет основой для дальнейшей работы в рамках пятилетки качества.
В числе показательных итогов можно отметить развитие законодательной базы в различных сферах деятельности, рост экспортных возможностей, экономию топливно-энергетических ресурсов. Достойный пример – внедрение рационализаторских идей на предприятиях республики, практики персонализации высококомпетентного персонала личным клеймом качества и знаком «Отличник качества». И конечно, присвоение впервые в нашей суверенной истории Государственного знака качества как высшей награды и признания качества продукции.
Одним из значимых результатов можно отметить подписание дорожной карты по внедрению принципов бережливого производства на государственных предприятиях. Данный документ утвержден Госстандартом совместно с Минэкономики Беларуси и предусматривает целый комплекс мер, которые помогут нашим предприятиям применять прогрессивные техники и практики, сделают их еще более конкурентоспособными.
Система бережливого производства – это комплекс мер, направленных на ускорение и качественное улучшение работы организации за счет выявления и устранения неэффективных процессов. Его можно представить так: в продукте должно быть только то, что нужно потребителю, и ничего лишнего. Применение методов бережливого производства позволяет снизить затраты, повысить качество продукции и удовлетворенность потребителей. Однако их внедрение требует значительных усилий и времени, активного участия всего персонала организации, предполагая трансформацию не только ее менеджмента, но и культуры на самом глубинном уровне. И эти изменения должны активно поддерживаться как лидерами, так и персоналом организаций, быть быстрыми и целенаправленными.
В контексте реализации Года качества Госстандартом и БелГИСС разработаны методические рекомендации по оценке качества для отраслей и организаций в целях использования при подготовке программ повышения качества, по самоконтролю на рабочем месте за качеством производимой продукции и оказываемых услуг и по типовой методологии бережливого менеджмента. Эти методические рекомендации востребованы промышленностью республики и предназначены для применения организациями всех отраслей экономики.
Сделав качество неотъемлемой частью имиджа Беларуси как страны, заниматься им необходимо постоянно и на всех уровнях.
Приоритетные задачи
– А на чем будут сконцентрированы усилия Госстандарта в пятилетку качества?
– Современные глобальные экономические и социальные изменения ставят перед Беларусью задачи, которые не могут быть решены без новых технологий и знаний, без инновационной экономики.
Обществу нужна современная национальная инфраструктура качества, включающая инструменты опережающей стандартизации, обеспечения единства измерений, комплаенса, цифровизации и системного менеджмента. Эти направления нашли свое отражение в проекте Стратегии развития Госстандарта до 2029 года, который разработан и в ближайшее время будет направлен на согласование. Свою миссию Госстандарт коллегиально сформулировал так: «Передовая инфраструктура качества – фундамент устойчивого национального развития».
Одновременно начнется наработка приоритетов деятельности в рамках программы «Качество» на 2026–2030 годы.
Получит развитие метрологическая деятельность в рамках утвержденных Концепции развития государственной метрологической службы до 2030 года и Концепции развития эталонной базы Республики Беларусь до 2030 года. При этом особое внимание уделено работам для перспективных областей измерений, включая нанотехнологии и квантовые измерения, а также для обеспечения цифровой трансформации промышленности.
Сейчас в нашей стране разработано и эксплуатируется 68 национальных эталонов единиц величин. В 2024 году в результате выполнения подпрограммы «Эталоны Беларуси» создано три новых национальных эталона и один модернизирован.
Повышению уровня подготовки и конкурентоспособности кадров для работы в условиях современных экономических вызовов будет способствовать деятельность образовательного центра «Академия качества» в Белорусском государственном институте стандартизации и сертификации.
Наша задача – быть эффективным помощником в реализации актуальных направлений экономики и общественных интересов: содействовать технологическому суверенитету страны и импортозамещению, инновационному развитию отраслей, конкурентоспособности организаций, продукции и услуг и повышению уровня качества жизни граждан.
В пятилетку качества, и в 2025 году особенно, большое внимание будет уделено работам в рамках ЕАЭС, в частности по выполнению Комплекса мер по реализации Программы председательства Беларуси в органах ЕАЭС, которым предусмотрен ряд мероприятий, направленных на формирование полного комплекса технических требований к продукции.
Для этого планируется задействовать механизмы Совета руководителей национальных органов по стандартизации и Совета руководителей органов по аккредитации государств – членов ЕАЭС, в которых Госстандарт председательствует в этом году.
С учетом национальных интересов и получения нашей республикой статуса полноправного члена Шанхайской организации сотрудничества и страны – партнера БРИКС Госстандарт планирует активизировать сотрудничество с государствами, входящими в данные объединения, в целях создания условий для минимизации технических барьеров и обмена опытом по наилучшим практикам.
Повод для гордости
– Если сравнивать Беларусь с другими странами в плане стандартов в области качества, как мы выглядим?
– С момента образования Госстандарта в 1992 году был взят курс на разработку стандартов, востребованных изготовителями и потребителями, помогающих развиваться промышленности, укреплять экономику, формировать имидж страны как производителя качественной продукции.
Приходить на любой рынок можно только с качественными товарами по конкурентной цене. Это соотношение по многим видам белорусской продукции сегодня в нашу пользу. Потребитель доверяет продукции, изготовленной по государственным стандартам. Наши производители сохранили уровень технической культуры, дорожат доверием потребителей.
В отдельных сферах белорусские стандарты превосходят международные. Например, международные стандарты ISO на пищевую продукцию – это в основном методы испытаний для подтверждения ее безопасности и качества. Наши же стандарты уникальны, так как содержат требования в комплексе, включая именно те качественные характеристики, которые делают белорусскую продукцию узнаваемой. В первую очередь это стандарты на молочную продукцию, кондитерские изделия, в том числе шоколад, изделия легкой промышленности. Наши оригинальные разработки и помогают сохранять белорусское качество. При этом методы испытаний продукции устанавливаем гармонизированные с международными.
В нашей стране действует около 32 тысяч стандартов в сфере машиностроения, электротехники и радиоэлектроники, сельского хозяйства и продовольствия, легкой и химической промышленности.
Стандарты обновляются ежегодно. Например, в 2024-м утверждено и введено в действие 848 новых государственных стандартов. Свыше 65 процентов из них гармонизированы с международными требованиями, что способствует развитию экспорта, так как у нас экспортно ориентированная экономика. Кроме того, упор делается на принцип опережающей стандартизации.
План государственной стандартизации на 2025 год подготовлен на основе предложений предприятий промышленности, технических комитетов по стандартизации.
Он включает 841 тему, в том числе по разработке 326 стандартов и изменений к ним, проверке научно-технического уровня 513 государственных стандартов.
Это стандарты в сферах транспорта, строительства, в том числе дорожного, машиностроения, электротехники, робототехники, сельхозтехники, мебели, легкой промышленности, энергетики, пожарной безопасности, парфюмерно-косметической, пищевой промышленности, связи, услуг на транспорте, туристических услуг, бережливого производства, системы менеджмента качества и другие. 217 государственных стандартов будут разработаны на основе международных и европейских.
– В какой сфере в стране больше всего уделяется внимание качеству?
– По количеству стандартов в отраслях можно судить о структуре и развитии нашей промышленности.
Лидерами в стандартизации являются такие отрасли, как машиностроение, электротехника, радиоэлектроника и связь, сельское хозяйство и продовольствие, а также легкая и химическая промышленность.
Например, ведущую позицию по установлению технических требований, в том числе обязательных, занимает машиностроение. Это обусловлено фундаментальной важностью промышленного комплекса для развития экономики Беларуси.
Появляются новые отрасли или развиваются традиционные с применением современных технологий, например искусственного интеллекта. Стандарты обеспечивают безопасность внедрения новых технологий для людей и окружающей среды.
В этой связи можно отметить значимые достижения опережающей стандартизации в 2024 году. Это разрабатываемые стандарты на беспилотный транспорт, струнные транспортные системы, системы искусственного интеллекта.
Если рассматривать технические аспекты, то внимание к достижению требуемого уровня качества будет определяться развитием национальной инфраструктуры качества, к которой предъявляют требования вновь создаваемые, развивающиеся и расширяющиеся сектора промышленности и новые технологии. Наша задача – спрогнозировать области роста на несколько лет вперед и опережающими темпами развивать эти направления. Данные направления сейчас формируются и будут указаны в Стратегии развития Госстандарта до 2029 года.
На страже интересов
– Насколько добросовестно белорусские предприятия выполняют стандарты качества?
– Добросовестность определяется требованиями потребителя, а также ответственностью, которую бизнес понесет за несоответствие требованиям безопасности и качества. Белорусские предприятия имеют позитивный имидж высокого уровня качества как на внутреннем, так и на внешних рынках.
По моему мнению, именно добросовестный бизнес играет ключевую роль в формировании рынка качественной продукции. Ответственный бизнес, который дорожит своей репутацией, не предложит к реализации некачественный продукт и без документа об оценке соответствия.
И сегодня особенно важно, чтобы бизнес делал это, руководствуясь не только ценой, но и высокой культурой производства и знаниями.
– Как защищен внутренний рынок от небезопасной продукции?
– В Беларуси выстроена комплексная и действенная система обеспечения и контроля качества и безопасности продукции на всех этапах ее жизненного цикла.
К процессам производства и самой продукции на каждом этапе, начиная с разработки, постановки на производство, производства, хранения и заканчивая реализацией, предъявляются и контролируются обязательные требования, обеспечивающие ее безопасность и качество. Кроме того, вся продукция, производимая и реализуемая в Беларуси, до выпуска в обращение подлежит оценке (подтверждению) соответствия обязательным требованиям технических регламентов ЕАЭС.
Контроль соблюдения требований осуществляется как непосредственным изготовителем в ходе производственного контроля, так и контролирующими (надзорными) органами в ходе государственного контроля (надзора).
В Беларуси государственный контроль требований технических регламентов союза осуществляют четыре контролирующих (надзорных) органа: Госстандарт, Минздрав, Минсельхозпрод, МЧС.
Выявленная государственным контролем (надзором) опасная продукция запрещается к реализации, изымается из обращения, импортируемая продукция запрещается к ввозу на территорию Республики Беларусь. Принимаются меры по прекращению действия на территории страны документов об оценке соответствия, сопровождающих опасную продукцию. Юридические и физические лица, осуществившие выпуск в обращение такой продукции, привлекаются к административной ответственности.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных инспекциями Госстандарта в 2024 году, выявлялись нарушения по показателям безопасности, обязательному подтверждению соответствия, информации для потребителя, маркировке. Лидерами антирейтинга являются товары для детей и подростков – 29 процентов в общем объеме запрещенной к ввозу и обращению на территории Беларуси продукции. На втором месте находятся игрушки – 24 процента. Замыкает тройку электротехническая продукция – 17 процентов.
Всего было запрещено к ввозу и изъято из обращения на территории Беларуси 1974 наименования опасной продукции, что на 98 наименований меньше, чем в 2023 году. Прекращено 676 документов об оценке соответствия, сопровождавших эту продукцию.
Пять граней качества
– В этом году впервые был вручен Государственный знак качества. Насколько трудно получить его предприятиям и кто может претендовать на столь высокую награду?
– Популярность, престиж и имидж любой награды зависят от того, насколько сложно ее получить. Для нас важно было создать прозрачные и всесторонние критерии оценки, обеспечить, чтобы любая организация могла получить Знак качества, но потрудиться для этого. Знак качества должны были получить лучшие из лучших. Ответственность очень высокая: это те предприятия, продукция которых – это, по сути, наша страна.
Знак был учрежден Президентом в Год качества впервые в истории Беларуси как суверенного государства. Все эти факторы, конечно, серьезно мотивировали промышленность страны принять участие в процедуре присвоения Государственного знака качества. Отсюда такое большое количество претендентов и серьезнейшая борьба.
Всего желание доказать, что их продукция достойна самой высокой оценки, выразили почти 220 предприятий страны всех форм собственности. Ими было представлено 660 наименований товаров. Многие, особенно предприятия пищевой промышленности, представляли по несколько образцов.
Критерии, порядок и этапы присуждения были открыты для всех участников. Они установлены в постановлении Правительства.
Государственный знак качества может присуждаться продовольственным товарам, промышленным товарам для населения, продукции производственно-технического назначения.
Прежде чем попасть на рассмотрение республиканской аттестационной комиссией, товар-претендент прошел несколько этапов оценки, включая анализ показателей его качества самим изготовителем, далее заявка попадала на региональный уровень, затем направлялась в несколько компетентных органов госуправления. Имеется в виду оценка по пяти граням знака: безопасности, экологичности, инновационности, технологичности. Пятый критерий – эстетичность – оценивали потребители. Те, для кого предназначены товары и по чьим запросам они и производятся. Почти 50 тысяч потребителей приняли участие в голосовании. Наибольшую активность проявили потребители в номинации «Продовольственные товары».
Конечно, выбрать лучших из лучших было совсем непросто. Для всех нас – и участников, и экспертов, и потребителей – это был первый опыт.
В результате обладателями Государственного знака качества стали 17 наименований товаров. Производитель получает знак на два года. Затем его нужно подтверждать, соответственно проходя все этапы оценки вновь. Это очень серьезное конкурентное преимущество и высокое доверие к продукции. Но награды можно и лишиться. В случае выявления несоответствия продукции, которой присвоен знак, требованиям к безопасности и качеству.
Кстати, отсутствие претензий со стороны органов государственного надзора в течение года, предшествующего году подачи заявки, – одно из условий допуска продукции к борьбе за присвоение Государственного знака качества.
Что касается преференций, то важна в первую очередь имиджевая составляющая. Предприятия торговли обязаны выкладывать такую продукцию в местах, где она будет визуально наиболее заметна. Сведения о продукции со Знаком качества размещаются на сайтах госорганов, что, безусловно, способствует имиджу производителей и информированию потребителей. Преференции также предусмотрены и в продвижении продукции, в первую очередь на новые рынки сбыта – в страны Африки, Азии и Латинской Америки, а также присутствии белорусских производителей на международных торговых электронных площадках.
Думаю, новая красивая церемония, появившаяся в нашей стране и призванная стать традиционной, вдохновила на участие очень многие предприятия. Кстати, второй по счету конкурс уже объявлен. До 1 апреля предприятия-претенденты должны направить свои заявки в областные исполнительные комитеты или Минский горисполком.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 13 марта 2025 г.
Конституционный Суд инициировал принятие Кодекса социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент БЕЛТА.
«С учетом динамичного общественного развития, трансформации многих сфер социальной жизни необходимо своевременное обновление законодательства, в процессе которого должно быть обеспечено его надлежащее качество, включая повышение уровня последовательности, предсказуемости, комплексности и правовой определенности. При установлении законодательных механизмов реализации прав и свобод граждан должны обеспечиваться одновременно необходимая полнота и компактность правовых механизмов, четкое и недвусмысленное изложение правовых норм, рамок возможного, должного и запрещенного поведения», – отметил Петр Миклашевич.
Конституционный Суд отмечает необходимость выработки новых подходов к кодификации законодательства, включая нормативное определение критериев регулирования общественных отношений на уровне законов и на уровне подзаконных актов, а также мер, обеспечивающих роль кодификации как инструмента согласованного развития законодательства в определенной сфере.
«Конституционный Суд считает целесообразным в целях устранения избыточной множественности нормативных правовых актов в сфере социальной защиты семьи осуществить кодификацию законодательства, направленную на укрепление института семьи и поддержку традиционных семейных ценностей, посредством разработки и принятия специального акта – Кодекса социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства», – дополнил Петр Миклашевич.
По информации БЕЛТА
Первым из них станет стандарт на термины и определения в данной сфере. В настоящее время он представлен на утверждение в Госстандарт.
Еще два проекта государственных стандартов, устанавливающих требования к грузовым и пассажирским рельсовым транспортным средствам, до конца марта проходят метрологическую экспертизу, а затем будут направлены на нормативно-техническую.
Такие рекомендации выработали участники заседания научно-технической комиссии по техническому нормированию и стандартизации, оценке соответствия и контролю качества Госстандарта, которое прошло в комитете 11 марта под руководством первого заместителя Председателя Александра Бурака.
Беспилотные электрические рельсовые транспортные средства являются для нашей страны новым видом транспорта. Однако во многих странах мира они уже получили широкое распространение.
«Обсуждаемый вопрос всецело направлен на решение задач опережающей стандартизации для содействия реализации амбициозных инновационных проектов, – отметил Алексадр Бурак. – Очень важно вовлекать в такую работу как можно больше организаций-разработчиков. Это будет иметь положительный эффект, обеспечит условия для применения наиболее современных требований в экономике, чтобы в итоге создавать благополучие для нашего населения».
К слову, данные документы будут востребованы на практике: они необходимы для реализации проекта по созданию транспортно-инфраструктурного комплекса в санатории «Сосны» Управления делами Президента Республики Беларусь. Этот проект в 2024 г. включен в перечень инвестиционных проектов Республиканской программы «Один район – один проект». Применение стандартов обеспечит взаимопонимание между всеми участниками данного проекта, а также послужит техническому единству и взаимосвязи струнных технологий с другими областями науки и техники в процессах разработки, производства, эксплуатации струнного транспорта и оказания услуг, безопасных для жизни и здоровья человека.
Все разработки выполнены по инициативе и за счет средств ЗАО «Струнные технологии», что является ярким примером понимания предприятием преимуществ стандартизации для собственного развития, продвижения инноваций и обеспечения лидерских позиций на рынке.
Говоря о том, почему ЗАО «Струнные технологии» решило разработать государственные стандарты, заместитель генерального конструктора по комплексным разработкам и внедрению Виктор Гарах подчеркнул:
«Поскольку мы являемся аккредитованной проектной и научной организацией, нам важно было привлечь в нашу проблематику научное сообщество, белорусские организации. Ведь мы видим только те вопросы, в которых «варимся» десять лет. Нам было важно получить стороннее мнение, вынести на общественное обсуждение тот опыт, который мы достигли, именно через стандарты».
Участники заседания также высказали предложение ЗАО «Струнные технологии» не останавливаться на трех стандартах, а продолжить их разработку в формате системы таких стандартов, включая и другие аспекты «струнной» инфраструктуры, в том числе утилизации. Новые предложения при их наличии могут быть добавлены в план государственной стандартизации на текущий год.
Для всестороннего учета мнений в этом процессе на базе предприятия планируется создать профильный технический комитет по стандартизации.
В состав научно-технической комиссии по техническому нормированию и стандартизации, оценке соответствия и контролю качества Госстандарта входят как представители комитета и его институтов, так и других органов госуправления, связанных с разработкой технических требований.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Инновационные разработки ученых, которым были предоставлены гранты Президента, лягут в основу больших проектов. Об этом заявил журналистам Заместитель Премьер-министра Владимир Караник, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«В нашей стране наука, социальная сфера всегда находятся в зоне пристального внимания. Дополнительное внимание со стороны Президента – выделение грантов по этим направлениям – позволяет поддержать молодых талантливых ученых и обеспечить им финансирование и административную поддержку для внедрения разработок. Многие инновационные разработки, выполненные по грантам, я уверен, лягут в основу больших проектов, которые позволят нам заявить о себе не только в рамках Беларуси, но и на мировой арене. Это разработки в области защиты космических аппаратов, средств связи, для системы здравоохранения, повышения эффективности оказания медицинской помощи и многие другие», – сказал Владимир Караник.
Он отметил, что разработка – это только первый шаг. Дальше необходим практический результат во всех сферах. «Если это касается медицины, то результат работы – спасенные человеческие жизни, сохраненное здоровье. Образование – это наше будущее, потому что именно от развития нации зависит движение вперед. Если мы не будем уделять внимание науке, мы очень быстро окажемся неконкурентоспособны. Ну и, конечно, направление культуры – это очень важно. Следующие поколения должны быть не только подготовленными технически, не только быть здоровыми, но и сохранить традиции, культурный код нашего народа. И не просто сохранить, а приумножить и передать следующим поколениям», – подчеркнул вице-премьер.
Под руководством Владимира Караника состоялось заседание республиканской комиссии по рассмотрению кандидатур, выдвигаемых для предоставления грантов Президента Беларуси в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики. На заседании были рассмотрены отчеты грантополучателей о результатах научных исследований, для выполнения которых предоставлены гранты Президента в 2024 году. Особое внимание уделено практической значимости и эффективности результатов научных исследований и проектов, выполненных при грантовой поддержке. Также проведен анализ эффективности данной меры государственного стимулирования труда.
Сегодня в НАН Беларуси также работала презентационная выставка проектов, для выполнения которых были предоставлены гранты Президента в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики на 2024 год.
В 2024 году такие гранты были назначены 58 специалистам. Выделенные гранты были предусмотрены на проведение исследований и разработок в различных областях науки, на разработку современных методик, учебно-методических комплексов, электронных учебных пособий для повышения качества обучения учащихся и студентов. Также они направлены на создание новых методов и медицинских технологий лечения пациентов, диагностики заболеваний, на реализацию творческих проектов в области музыкального и театрального искусства, экспозиций музеев и выставок. За счет грантов предусмотрено и выполнение молодежных проектов, направленных на патриотическое воспитание, изучение исторического наследия, вовлечение молодежи в общественную деятельность, повышение ее гражданской активности. Большинство проектов уже сегодня внедрены в реальном секторе экономики. Отдельные результаты исследований получат развитие при выполнении новых заданий государственных научно-технических программ.
По информации БЕЛТА
В Таврическом дворце в Санкт-Петербурге состоялось заседание Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи СНГ по экономике и финансам. Об этом БЕЛТА сообщили в МПА СНГ.
Участники встречи одобрили проекты глав «Налог на имущество», «Земельный налог» и «Транспортный налог» специальной части модельного Налогового кодекса для государств СНГ. Разработчиками были учтены национальные особенности государств Содружества в сфере налогообложения. Правовое сближение налоговых систем и механизмов их реализации позволит создать благоприятные условия для бизнеса и развития общего внутреннего рынка.
«При работе над документами поступало очень много предложений и комментариев, что говорит об актуальности и востребованности проекта. Мы старались, чтобы он не только отвечал современным запросам, но и был нацелен на будущее, так как сфера налогообложения стремительно развивается», – отметил заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам Андрей Епишин.
Одобренные главы модельного Налогового кодекса будут представлены на заседании Совета МПА СНГ.
На заседании представили информацию о работе над проектом модельного закона «О стандартизации» в новой редакции. Закон направлен на устойчивое развитие экономик государств СНГ, повышение качества жизни населения через безопасную продукцию и минимизацию экологического воздействия. Он также будет способствовать развитию научно-производственной кооперации и укреплению конкурентных позиций на мировых рынках.
Парламентарии также рассмотрели проект модельного закона «О лицензировании». Принятие модельного закона позволит выработать единые подходы к правовому регулированию лицензирования в государствах СНГ, обеспечить информационную открытость, эффективное расходование средств, развитие конкуренции, а также противодействовать недобросовестным практикам в сфере лицензирования и установить ответственность за нарушения в данной сфере.
Парламентариям и экспертам рассказали, как используются модельные законодательные акты, разработанные комиссией, в законодательстве Российской Федерации.
Участников встречи проинформировали о деятельности рабочей группы МПА СНГ по подготовке модельного закона «О платформенной занятости». В новой версии документа убрали раздел о самозанятых, обязали платформы взаимодействовать с государством по вопросам работы трудовых мигрантов, разработчики уточнили права работников на отдых, достойную зарплату и социальные гарантии по национальному законодательству.
По информации БЕЛТА