Усовершенствован подход к отбору, обучению и воспитанию молодежи в кадетских училищах
Президент Беларуси Александр Лукашенко 4 апреля подписал Указ № 132, направленный на совершенствование подходов к отбору, обучению и воспитанию молодежи в кадетских училищах.
Документ предусматривает внесение изменений в положение о кадетском училище. В частности, увеличиваются сроки учебно-полевых сборов для учащихся VIII и X классов с 5 дней (30 часов) до 10-12 дней (60-72 часов). Медицинская справка, выдаваемая государственной организацией здравоохранения, дополняется сведениями об отсутствии медицинских противопоказаний к обучению и воспитанию в кадетском училище.
Конкретные сроки проведения сборов и перечень противопоказаний к обучению в кадетском училище будут определены министерствами образования и здравоохранения.
Указ будет способствовать развитию военно-патриотического воспитания кадет и популяризации образования в интересах органов национальной безопасности.
Директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Ольга Рыбаключева во время круглого стола БЕЛТА на тему «Общественное обсуждение проекта постановления «О порядке осуществления самостоятельной профдеятельности по обучению» рассказала о нормах, которые закрепляет этот проект постановления.
Ольга Рыбаключева подчеркнула, что документ направлен не только на тех, кто осуществляет самостоятельную профессиональную деятельность, но и на тех, кто ею пользуется. «Самое главное, о чем говорит постановление, – такая деятельность не подлежит обязательному сертифицированию, то есть эти услуги не подлежат обязательному подтверждению соответствия. О чем мы говорим? Если родители ведут ребенка заниматься к репетитору или к учителю-дефектологу, то место, где он будет работать с учащимся (в полноценной аудитории, оснащенной в соответствии с необходимыми требованиями, или у себя дома на кухне), выбирает репетитор и учитель-дефектолог, это их право. Родители должны быть готовы к тому, что в этой части нельзя предъявлять повышенные требования, например, просить заключения санстанции, чтобы свет был определенный и так далее. Второе – проект постановления определяет условия, формы и методы, которые при оказании обучения в виде самостоятельно профессиональной деятельности могут самостоятельно выбирать репетиторы и лица, которые осуществляют эту деятельность. То есть мы не регламентируем, как работать, с помощью каких форм и методов», – рассказала директор департамента.
По ее словам, наибольшее общественное обсуждение вызвали три нормы. «Первая – при оказании услуг с применением ИКТ нужно использовать только информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента интернета, размещенные на территории Беларуси и зарегистрированные в установленном порядке. Пошли разговоры, что под запретом окажется Zoom. Во-первых, этим положением платформу никто не запрещает, мы предлагаем рассмотреть возможность использовать именно национальный сегмент сети Интернет. Хочу обратить внимание на то, что эта норма в настоящий момент в нашей стране является обязательной для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Она введена указом главы государства с 2010 года. Кроме того, Zoom – это не панацея, у нас есть, например, система видео-конференц-связи IVA, которая предоставляет в том числе возможность пользоваться ею физическим лицам. Мы включили такой вариант в проект, чтобы понять, готовы ли самозанятые работать по этой системе и сможем ли мы предоставить большому количеству физических лиц возможность работать в рамках национального сегмента сети Интернет», – проинформировала Ольга Рыбаключева.
Следующее, что вызвало наибольшее обсуждение, касалось того, что репетиторы обязаны пользоваться только программами, утвержденным Минобразования. «Якобы ведомство запрещает проявлять творчество. Не этот проект постановления это запрещает, а постановление № 457 от 28 июня 2024 г. Там прописано, что репетиторство – это оказание услуг лицам, которые получают основное образование. В этом же проекте мы только процедурно уточняем, как все реализовать. То есть раз человек получает основное образование и репетитор – это консультационная услуга, а не образовательная, то соответственно и консультацию репетитор должен осуществлять в рамках той программы, которую ученик изучает на уровне основного образования – школьного, вузовского или в колледже. Этот пункт не новый, он лишь процедурно определяет подходы, как работать в этом направлении», – отметила представитель Министерства образования.
Основной же вопрос, по которому поступило наибольшее количество предложений, касался обучения без реализации содержания образовательных программ на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству. «Такое обучение осуществляется только в отношении совершеннолетних потребителей услуги. Сегодня Кодекс об образовании четко определяет, кто у нас имеет право работать с детьми. Индивидуальные предприниматели с детьми работать не могут, то есть права реализации образовательной программы в отношении детей им не предоставлено. А поскольку самостоятельная профессиональная деятельность это вид предпринимательской деятельности физического лица, то мы полагаем, что и обучать изобразительному искусству и так далее самозанятые могут только взрослых людей. Тем же, кто хочет работать с детьми, нужно заходить в законодательное поле Кодекса об образовании», – констатировала директор департамента.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке», в соответствии с которым были дополнены виды государственной финансовой поддержки. О том, какие особенности предусматривает новый документ и какие преимущества он предоставляет юридическим лицам, корреспондент БЕЛТА побеседовала с директором Института экономики Национальной академии наук Беларуси Денисом Мухой.
Уже в преамбуле Указа отмечается, что он принят в целях упорядочения подходов к принятию решений по оказанию государственной финансовой поддержки юридическим лицам и усилению защиты государственных и общественных интересов. «В нашей стране уже сложилась широкая система государственной поддержки субъектов хозяйствования, инвестиционной деятельности в приоритетных и иных видах деятельности. Принимались различные указы, постановления и прочие нормативно-правовые акты по поддержке определенных направлений, – отметил Денис Муха. – Объективно на сегодняшний день возникла необходимость упорядочивания, чтобы был какой-то единый документ, который бы определял ключевые подходы и принципы к государственной финансовой поддержке. Этим документом стал Указ Президента № 177».
Финансовая поддержка, предусмотренная Указом, может быть оказана любому юридическому лицу, который является коммерческой организацией. Исключениями являются банки, Банк развития и небанковские кредитно-финансовые организации. Документ в первую очередь направлен на реальный сектор экономики, т.е. на организации, которые производят продукцию, оказывают услуги и так далее. Что важно, в этом Указе отмечается, что финансовая поддержка может быть оказана индивидуально, подчеркнул директор института.
Среди преимуществ Денис Муха выделил то, что документ конкретизировал виды финансовой поддержки. Определено четыре основных вида. Первый – это предоставление бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам. «Условно говоря, инвестор вложил какую-то сумму, и часть может быть компенсирована. Это может быть 10 %, 20 % или 30 %. В Указе это конкретно не прописано, но порядок и условия оказания данного вида поддержки определяются законодательными актами и соответствующим госорганом», – объяснил он.
Второй вид финансовой поддержки – это внесение вкладов в уставные фонды юридических лиц. «Причем они тоже могут выделяться по решению Президента, и тогда идет внесение этих вкладов за счет средств республиканского бюджета. Если по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то, соответственно, это будет за счет средств местных бюджетов, – пояснил Денис Муха. – Государство объективно не имеет столько ресурсов, чтобы на безвозмездной основе или на очень льготных основаниях давать их всем. Поэтому в мировой практике очень часто используется подход, когда государство оказывает поддержку, но при этом становится частично собственником того бизнеса, которому оказывается поддержка. Это, как правило, делается за счет внесения средств в уставные фонды. По примеру многих стран оказывается, что государство может быть довольно эффективным собственником». Оказание этой финансовой поддержки может производиться за счет средств местных бюджетов либо республиканского. Если, например, ее предоставляют местные бюджеты, то они и определяют условия ее предоставления.
Третий вид финансовой поддержки – это предоставление бюджетных займов за счет средств республиканского и местных бюджетов. Он предоставляется на коммерческой основе и его условия определяются бюджетным законодательством либо законодательством в сфере инвестиций. Может быть определенная градация этих условий.
Четвертый вид поддержки – иной, который возможен по решению Президента. «Грубо говоря, за Главой государства закрепляется возможность создания каких-то иных видов поддержки, которые будут предоставляться по решению Главы государства. Как правило, такое часто бывает, потому что проекты разные и они имеют разную значимость для экономики, для социальной сферы. Какие-то являются более приоритетными, какие-то менее. В тех или иных случаях может оказываться индивидуальная поддержка. Поэтому все это будет взвешиваться и приниматься некое индивидуальное решение», – отметил директор института.
Также преимуществом Указа Денис Муха назвал то, что в нем довольно четко определены особенности при внесении предложений по финансовой поддержке. Например, какие должны быть документы, если организация планирует получить такую поддержку. Прописано, что должно быть заключение Министерства экономики по конкурентоспособности выпускаемой продукции, если поддержка выделяется по решению Главы государства, а также должно быть экономическое обоснование целесообразности оказания финансовой поддержки.
«Организация должна конкретно на расчетах в виде экономического обоснования показать, что эта финансовая поддержка пойдет не впустую, а будет иметь самый непосредственный эффект. Поэтому в этом экономическом обосновании должна содержаться информация о финансовом состоянии юридического лица, о перспективах его развития, о тех мероприятиях, которые планируется реализовать, чтобы повысить эффективность работы и так далее», – сказал он.
Указом также довольно четко прописывается персональная ответственность, которую несет, во-первых, руководитель организации, которая получает государственную поддержку, во-вторых – руководитель госоргана, который ее оказывает, в том числе курирующий Заместитель Премьер-министра. «То есть видно, с кого спрашивать, если та или иная поддержка будет оказана неправомерно или необоснованно. Раньше во многих документах этого не было прописано. Я бы сказал, что, наверное, впервые введен такой подход жесткой вертикальной ответственности, где каждый понимает, что он отвечает за выделение этой поддержки и рациональное ее использование», – пояснил Денис Муха.
Определены также последствия недостижения основных показателей деятельности. Если, например, юрлицо не достигает определенных показателей, то уполномоченный государственный орган может инициировать решение о привлечении к ответственности юридического лица, которому была оказана финансовая поддержка. «В случае бюджетных займов, размер процентов за пользование увеличивается на один процентный пункт с 1 января года, который следует за годом, в котором не было обеспечено выполнение установленных показателей деятельности юрлица. Если мы говорим о бюджетных трансфертах на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, то уполномоченные государственные органы вносят на рассмотрение Совета Министров предложение о возможности дальнейшего оказания финансовой поддержки, которая была предоставлена на основании решения Главы государства, т.е. определены последствия и перечень индикаторов, по которым можно оценивать эффективность оказания поддержки», – отметил он.
Указом также установлены критерии для оценки эффективности оказания индивидуальной государственной финансовой поддержки: для реализации инвестиционных проектов – срок ввода объекта осуществления инвестиций в эксплуатацию в полном объеме и срок его выхода на проектную мощность, а также на иные цели – темпы роста производительности труда и рентабельность продаж не ниже уровня, сложившегося у получателя до принятия решения Главы государства об оказании ему поддержки.
Кроме того, корректировка значений основных показателей деятельности юридического лица не допускается. Если определили, условно, что рентабельность должна быть не менее 10 %, то изменений быть не может.
В Указе также прописано, на что он не распространяет свое действие: на решения о государственной поддержке, которые были приняты до вступления этого Указа в силу, о государственной поддержке субъектов и инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, на использование средств республиканского централизованного фонда, местных инновационных фондов, внебюджетных централизованных инвестфондов. «В основном это отдельные преференциальные режимы, которые не могут быть как-то по-другому урегулированы, поэтому они идут отдельной статьей», – обратил внимание директор института.
Денис Муха уверен, что в развитие Указа в ближайшее время будет принят ряд других нормативных правовых актов. «Для обеспечения практической реализации данного Указа в ближайшее время правительство подготовит ряд документов, где уже будут конкретно прописаны механизмы того, каким образом юридическое лицо может получить эту поддержку. Будут также прописаны более подробно все организационные вопросы: как подавать, куда подавать, какой полный пакет документов должен быть», – объяснил он.
Указ не имеет каких-то ограничений для организаций по отраслевой и ведомственной принадлежности. «Любая юридическая организация, кроме тех, которые определены из финансового сектора, могут претендовать на данную поддержку. В Указе нет размеров этой поддержки, потому что решения будут приниматься индивидуально, исходя из параметров проектов, которые будут направляться для получения этой государственной поддержки», – заключил Денис Муха.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 15 мая проводил своего коллегу и друга Президента Зимбабве Эммерсона Мнангагву в аэропорту.
Президенты в аэропорту провели встречу, в ходе которой подвели итоги состоявшегося рабочего визита лидера Зимбабве в Беларусь.
Александр Лукашенко подчеркнул, что именно благодаря личному вкладу Эммерсона Мнангагвы между Беларусью и Зимбабве достигнут нынешний высокий уровень отношений.
«Мы очень рады быть здесь. И очень рады динамике отношений, которые развиваются между Зимбабве и Беларусью», – сказал Президент Зимбабве.
В ходе дружеской беседы главы государств не обошли стороной и погоду – нынешний май в Беларуси выдался достаточно прохладным. «Вам придется снова реакклиматизироваться на родине. Но и у вас зима там», – заметил Глава белорусского государства.
Эммерсон Мнангагва подтвердил, что сейчас в Зимбабве действительно зимний период, и порой по местным меркам весьма прохладно. «Но белорусская погода для нас очень комфортная», – заверил он.
«Это говорит о том, что вам надо чаще бывать в Беларуси», – сказал в ответ Александр Лукашенко.
Лидеры стран тепло попрощались. Эммерсон Мнангагва поблагодарил за прекрасную организацию визита и пригласил Александра Лукашенко в ближайшее время совершить ответный визит в Зимбабве. «Большое спасибо! Я увезу самые лучшие воспоминания», – сказал на прощание Президент Зимбабве.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 мая провел переговоры с Президентом Зимбабве Эммерсоном Мнангагвой во Дворце Независимости.
Главы государств обсудили состояние двустороннего сотрудничества, ход реализации имеющихся и перспективы новых проектов, в том числе в торгово-экономической и инвестиционной сферах.
«Мы очень высоко ценим дружбу с вашей страной, вашим народом. Нас объединяет общность подходов к формированию справедливого миропорядка, основанного на суверенном равенстве всех государств, многосторонности, уважении Устава ООН и международного права», – сказал Александр Лукашенко во время переговоров.
«Еще раз хочу подчеркнуть, что Вы для нас в Беларуси всегда желанный гость, а Беловежская пуща (где лидер Зимбабве побывал со своей супругой в ходе этого визита. – Прим.) для Вас уже стала родным домом. Приезжайте в любой день, в любое время со своей супругой, с семьей. Проведите здесь время в этом климате комфортном, не таком, может быть, жарком, как у вас летом бывает», – пригласил Президент Беларуси.
Что касается двустороннего сотрудничества, он подчеркнул, что зимбабвийскую сторону нет необходимости убеждать в ответственности белорусских партнеров, готовности четко и в срок исполнять заключенные договоренности. «Мы всегда будем верны этому принципу. В этом можете не сомневаться», – заверил Александр Лукашенко.
«Наше двустороннее сотрудничество – это новый стандарт в работе со странами Африки. Учитывая эту высокую планку, мы постарались обеспечить Вам и вашей делегации насыщенную программу. Я абсолютно уверен, что итоги визита придадут мощный импульс отношениям братства и партнерства между народами Беларуси и Зимбабве, – сказал Глава государства. – За последние годы наши страны вывели на новый уровень политические отношения, значительно расширили торгово-экономическое взаимодействие, сформировали прочную договорно-правовую базу сотрудничества».
Александр Лукашенко отметил, что с момента исторических переговоров на высшем уровне в Хараре в 2023 году сделано немало. Создана совместная комиссия, налажен прямой диалог между профильными министерствами и компаниями, расширяются гуманитарные и культурные контакты между Беларусью и Зимбабве.
«Вместе наши страны достигают ощутимых практических результатов», – подчеркнул белорусский лидер.
Один из примеров – совместная программа механизации сельского хозяйства Зимбабве, которую Александр Лукашенко назвал настоящим образцом честного, открытого и продуктивного взаимодействия. Благодаря этой программе сбор пшеницы в Зимбабве уже вырос более чем в три раза. С 2022 года Зимбабве полностью обеспечивает внутренние потребности в пшенице, начат экспорт излишков в соседние страны (Мозамбик, Ботсвана).
«Мы продолжаем работу с фокусом на то, чтобы сохранить такие урожаи и дополнительно укрепить продовольственную безопасность Зимбабве и юга Африки в целом. Это очень важное направление – работа с территории Зимбабве на другие страны. И на этом примере нашей совместной работы другие страны Африканского континента видят, что эксплуатации и диктату Запада и транснациональных корпораций есть реальная альтернатива», – сказал Глава белорусского государства.
Беларусь готова принять на обучение больше студентов из Зимбабве. «Более 60 студентов из вашей страны уже обучаются в белорусских вузах по различным специальностям аграрного, медицинского, технического профилей. Готовы увеличивать их количество при необходимости», – заявил белорусский лидер.
Александр Лукашенко также отметил, что страны активизировали промышленную кооперацию: «Уверен, подписанные в апреле этого года соглашения о создании в Зимбабве совместного производства автобусов будут воплощены в жизнь».
Продолжается реализация договоренностей о взаимных поставках продуктов питания (сухое молоко, соки, фрукты и др.), сотрудничестве в областях здравоохранения и поставок лекарственных средств, науки и технологий.
«Мы готовы масштабировать накопленный опыт. Беларусь может стать надежным партнером Зимбабве во внедрении современных технологий переработки отходов, цифровизации, мирном использовании атомной энергии, взаимодействии в освоении космоса», – предложил Александр Лукашенко.
«У нас, конечно же, есть и вопросы, которые мешают нам продвигаться теми темпами, которыми мы бы хотели, вперед и выйти к 2030 году на устойчивый взаимный товарооборот, приближающийся к $100 млн. Надо найти развязки по этим вопросам. Они есть. Поэтому мы с вами и ведем эти переговоры», – подчеркнул Глава белорусского государства.
Эммерсон Мнангагва в свою очередь заявил, что Беларусь для зимбабвийской делегации стала «домом вдалеке от дома».
«Гостеприимство, которое было оказано мне, превосходит все ожидания. И моя делегация благодарна за такое гостеприимство и такой прием. Это действительно дом вдалеке от дома, – подчеркнул Эммерсон Мнангагва, обращаясь к Александру Лукашенко. – Вы являетесь примером лидерства. Благодарю Вас за ту роль, которую Вы играете в плодотворных дискуссиях и сотрудничестве, которые приводят к укреплению наших отношений и существующей дружбы между Зимбабве и Беларусью. Большое спасибо, дорогой брат!»
Президент Зимбабве также поздравил Александра Лукашенко и белорусский народ с 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Во время визита в Беларусь Эммерсон Мнангагва посетил Брестскую крепость-герой. По его словам, этот мемориальный комплекс напоминает о великом подвиге и жертвах, которые принес белорусский народ ради мира во всем мире. «Мы отдаем дань уважения воинам Беларуси, которые оставили свой след в истории и внесли огромный вклад в мирное существование», – отметил Эммерсон Мнангагва.
Говоря о сотрудничестве с Беларусью, Президент Зимбабве заявил: «Прогресс и рост, который мы наблюдаем в двусторонних отношениях, приносит нам удовлетворение. Мы действительно достигли успехов. Тем не менее есть необходимость использовать эти успехи для того, чтобы двигаться дальше».
Эммерсон Мнангагва отметил огромный вклад Беларуси в программу по механизации сельского хозяйства Зимбабве и обеспечение продовольственной безопасности страны. «Это огромный шаг вперед для нас, и мы благодарим вас за это, – заявил он. – Мы готовы и далее рассматривать механизацию и модернизацию нашей молочной промышленности с поддержкой белорусских партнеров».
«Зимбабве стремится достигнуть прогресса в сотрудничестве по производству техники, поскольку мы получим от этого огромную пользу. В то же время, я считаю, белорусская экономика также может выиграть от этого, потому что она будет присутствовать в нашем регионе – Африке», – добавил Президент.
По его мнению, сторонам также надо развивать взаимодействие в сферах образования, технологий и многих других отраслях.
После переговоров на высшем уровне состоялась церемония обмена текстами международных документов. Стороны подписали дорожную карту стратегического сотрудничества и партнерства на 2026–2030 годы.
«Подписан пакет двусторонних документов. В его основе – дорожная карта на 2026–2030 годы, в которой учтены все ключевые совместные проекты в различных сферах», – заявил по итогам переговоров Александр Лукашенко.
Глава государства отметил, что стороны провели очень насыщенные и результативные переговоры. «Обсудили широкий круг вопросов, рассмотрели, как выполняются уже достигнутые договоренности (в том числе в ходе визита в Зимбабве два года назад). Определили новые совместные проекты. При этом особое внимание уделили развитию перспективных направлений, включая межрегиональное взаимодействие и промышленную кооперацию», – сказал Президент.
«До нас очень эффективно поработали наши специалисты и министры. Обсудили широкий круг вопросов, рассмотрели, как выполняются уже достигнутые договоренности (в том числе в ходе визита в Зимбабве два года назад). Определили новые совместные проекты. При этом особое внимание уделили развитию перспективных направлений, включая межрегиональное взаимодействие и промышленную кооперацию», – сказал Александр Лукашенко.
Президент отметил, что в ходе визита Эммерсона Мнангагвы в Беларусь достигнуты значимые результаты. Этому предшествовала большая работа правительств, профильных министерств, региональных властей и компаний.
«Но я хочу выразить искреннюю признательность именно Вам за большой личный вклад в развитие стратегических отношений дружбы и братства между народами Беларуси и Зимбабве. Убежден, с такой поддержкой мы еще активнее будем наращивать товарооборот, создавать совместные перспективные производства, открывать новые рынки как в Африке, так и в Евразии», – подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко пригласил Президента Зимбабве и его супругу Оксилию Мнангагву еще не раз посетить Беларусь. Он заверил, что зимбабвийский лидер будет чувствовать себя даже не как дома, а действительно будет дома – на белорусской земле. «Я очень благодарен Вам за все, что Вы сделали. Отдаю должное тому, что не было бы такого уровня понимания и отношений между Зимбабве и Беларусью, если бы не Вы. Это Вы приехали когда-то, будучи вице-президентом, в нашу страну и предложили выстраивать наши отношения. С этого все и началось», – добавил Президент Беларуси.
«Мы готовы оказать содействие Зимбабве в создании комплексной системы здравоохранения, поставлять из Беларуси медицинские препараты и специальное оборудование, чтобы решить проблему оказания медицинской помощи детишкам, женщинам и всему населению Зимбабве», – сказал Глава государства.
«Вы изучили нашу систему здравоохранения. Она вам понравилась, по моим данным. И вы готовы ее выстроить в Зимбабве с нашей помощью. Мы готовы вам в этом содействовать», – заверил Александр Лукашенко.
«В этом году Беларусь председательствует в Евразийском экономическом союзе, Зимбабве – в Сообществе развития Юга Африки (торгово-экономический союз стран юга Африки. – Прим.). Мы готовы использовать свое особое положение для активизации сотрудничества между этими интеграционными блоками и упрощения условий взаимной торговли. Конечно, в соответствии с действующими правовыми процедурами», – сказал Глава государства.
«Мы договорились создать комиссию на уровне глав государств. Она станет стратегическим механизмом высокого уровня, позволяющим координировать работу уже действующих совместных комиссий и комитетов», – сказал белорусский лидер.
По его словам, соответствующий проект соглашения будет подготовлен к его ответному визиту в Зимбабве.
Эммерсон Мнангагва в свою очередь сказал: «Мы с нетерпением ожидаем продолжения нашего двустороннего сотрудничества. И ожидаем наших партнеров в Африке. У Зимбабве уникальная позиция, которая позволяет стране стать своеобразным хабом, с помощью которого белорусские продукты могут быть реализованы в более широком регионе. Это поспособствует расширению экономического сотрудничества со многими странами Африки».
По его словам, сотрудничество с Беларусью внесет большой вклад в развитие промышленности и экономики Зимбабве в целом. При этом, по словам Президента, зимбабвийская сторона готова рассматривать и новые возможности для расширения сотрудничества, в частности, в области переработки и обращения с отходами, очистки воды.
«Мы признаем важность партнерства, которое сложилось между странами в этой сложной международной ситуации. Мы решительно настроены наращивать наши отношения, в том числе и на базе различных международных площадок», – заявил зимбабвийский лидер.
«Мы видим огромную пользу в том числе в сфере добычи минеральных ресурсов. Вместе мы можем разработать серьезную основу для инвестиций, которая обеспечит рост производительности в этом секторе и позволит нашим экономикам процветать», – сказал Эммерсон Мнангагва.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Кодекс об образовании скорректировали еще в январе, однако его нормы начнут действовать с нового учебного года. Нововведения носят точечный характер – их нужно воспринимать как дошлифовку предыдущего документа. Заместитель Министра образования Александр Кадлубай специально для «СБ. Беларусь сегодня» остановился на ключевых моментах.
ЧТО ВАЖНОГО ПОЯВИТСЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Бесплатный подвоз
Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но в Минобразования поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Новая норма решит этот вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
Освобождение от ЦЭ
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Сейчас такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов.
Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не получают сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната. Шанс получить аттестат появится также у учащихся, не явившихся на итоговые испытания по уважительным причинам.
Школьникам, проживающим или получающим образование в зоне радиоактивного загрязнения, которые выехали на санаторно-курортное оздоровление в период итоговой аттестации, а также учащимся, которые не смогут присутствовать на экзамене по причине болезни или иной уважительной причине, предоставят возможность сдать ЦЭ в резервные дни или в иные сроки, определяемые Министерством образования.
Следование дресс-коду
Школьники обязаны будут придерживаться делового стиля одежды на учебных занятиях. Ранее требование было закреплено только в Государственном школьном стандарте.
Обучение вождению
У старшеклассников сельских школ, ребят из специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ появится возможность обучаться вождению и получать водительские права. Они смогут трудоустраиваться в организации и сельскохозяйственные предприятия после окончания учреждения общего среднего образования. Кроме того, обучение водителей механических транспортных средств, самоходных машин – это одна из задач подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Беларуси.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
Без дистанционного обучения
Если ребенок живет в Беларуси, то родители должны создать все условия для его обучения в белорусских учреждениях общего среднего образования – таким образом исключается дистанционное обучение детей в иностранных организациях. Для юных белорусов крайне важно знать свою историю, историю своих корней. Только в наших школах они могут изучать «Историю Беларуси», «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Белорусский язык», «Белорусскую литературу», раздел «География Беларуси». В наших учреждениях образования значительное внимание уделяют воспитательной работе: развитию патриотизма, любви к традициям и культуре белорусского государства.
Приемные родители в новом статусе
Предусмотрено включение приемных родителей и родителей-воспитателей в число педработников.
НОВШЕСТВА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Учреждение образования сможет размещать на своей официальной странице в интернете только следующие сведения о педработниках: Ф.И.О., должность, уровень образования, квалификации, сведения о наличии ученой степени, ученого звания. Иные сведения будут публиковаться исключительно с согласия педагогов.
ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Нюансы распределения
В течение срока обязательной работы решение о перераспределении или перенаправлении выпускников, молодых специалистов, получивших высшее или среднее специальное образование, будет приниматься учреждением образования по согласованию с областным (Минским городским) исполкомом по месту нахождения организации, в которую распределен (направлен) выпускник, не только в отношении выпускников по направлению «Сельское хозяйство», но и в отношении выпускников всех специальностей, распределенных в сельскую местность.
Новый кодекс упорядочивает основания для перераспределения (перенаправления) и освобождения от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку. В частности, решение о распределении по месту жительства или работы супруги (супруга) будет приниматься по согласованию с организацией – заказчиком кадров.
Вузы и колледжи будут вправе на безвозмездной основе получать из информационных ресурсов госорганов и иных организаций сведения о трудовой деятельности выпускников. Данная норма внесена в целях контроля за трудоустройством выпускников в течение всего срока обязательной работы.
С гарантией вернуться
Молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение десяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Если призывник заболеет или воинские части будут укомплектованы, молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили.
ЕЩЕ ВАЖНЫЕ НОВАЦИИ
Стипендия
Президентскую стипендию смогут получать не только бюджетники, но также обучающиеся на платной основе как в государственных, так и в частных учреждениях образования.
Социальная стипендия не назначается обучающимся в учреждениях профессионально-технического образования со сроком обучения более года, если им обеспечено питание, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении.
Образовательные программы и ИП
Индивидуальные предприниматели не смогут реализовывать программы дошкольного и специального образования, это смогут делать только юридические лица. Практика применения законодательства о лицензировании показала: ни один индивидуальный предприниматель не смог выполнить долицензионные требования в части материально-технического обеспечения и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, а это значит, не смог организовать полную безопасность детей.
Бизнес-школа
Учреждения высшего и дополнительного образования взрослых и их структурные подразделения смогут получить статус «бизнес-школа». В том случае, если они реализуют программы, направленные на формирование знаний и навыков, необходимых для управления в коммерческих организациях. По ранее действовавшему законодательству такой статус могли получить только коммерческие организации.
В ТЕМУ
Министерство образования утвердило список международных олимпиад, победители которых в этом году могут поступить в вузы Беларуси без вступительных испытаний, а в ссузы – вне конкурса.
Так, при желании этой льготой могут воспользоваться победители (дипломы I, II, III степени) 12 олимпиад, а именно:
- Международная математическая олимпиада – 2025 год, Австралия;
- Международная Жаутыковская олимпиада по физике, математике и информатике – 2025 год, Казахстан;
- Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии – 2025 год, Бразилия;
- Международная химическая олимпиада – 2025 год, ОАЭ;
- Международная биологическая олимпиада – 2025 год, Филиппины;
- Международная олимпиада по химии имени Абу Райхана Бируни – 2025 год, Узбекистан;
- Международная научная физическая олимпиада – 2025 год, Россия;
- Международная физическая олимпиада – 2025 год, Франция;
- Международная географическая олимпиада – 2024 год, Индонезия;
- Международная олимпиада по наукам о Земле – 2024 год, Италия;
- Международная олимпиада по информатике – 2024 год, Венгрия;
- Олимпиада школьников Союзного государства по русскому языку и русской литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» – 2024 год, Россия.
Таисия Азанович, « СБ. Беларусь сегодня», 14 мая 2025 г.