04.04.2024
МНС об обеспечении дифференцированного учета в торговых объектах
С 10 марта 2023 г. субъекты хозяйствования в торговых объектах с торговой площадью 200 квадратных метров и более обязаны использовать кассовый суммирующий аппарат или программную кассу (далее – кассовое оборудование), обеспечивающие дифференцированный учет данных о товарах с использованием международного идентификационного номера товара (далее – GTIN номер), а также формирование в платежном документе помимо иной информации, определенной в требованиях к кассовому суммирующему аппарату или программной кассе, наименования товара. Источником данных о GTIN номере является межведомственная распределенная информационная система «Банк данных электронных паспортов товаров» (далее – ePASS).
Перечень товаров, которые могут не маркироваться штриховыми идентификационными кодами, определен в пункте 23 Положения о товарной нумерации и штриховом кодировании товаров (продукции) в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2000 № 748 «О некоторых мерах по совершенствованию организации и дальнейшему развитию работ в области товарной нумерации и штрихового кодирования в Республике Беларусь» (далее – Положение № 748) и в таком случае способ обеспечения дифференцированного учета определяется субъектом торговли самостоятельно. При этом в платежном документе помимо иной информации, определенной в требованиях к кассовому суммирующему аппарату или программной кассе, в обязательном порядке должно содержаться наименование товара.
В ином случае, при реализации товаров, не поименованных в пункте 23 Положения № 748, дифференцированный учет должен быть обеспечен с использованием (GTIN), содержащимся в ePASS.
Налоговыми органами установлены случаи несоблюдения субъектами хозяйствования требований законодательства по использованию кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет данных о товарах. Так, субъектами хозяйствования осуществляется реализация импортных товаров, информация о которых в ePASS отсутствует, что является нарушением порядка использования кассового оборудования.
Напоминаем, что за использование кассового оборудования, не обеспечивающего дифференцированный учет данных о товарах в торговых объектах с торговой площадью 200 квадратных метров и более, предусмотрена административная ответственность частью первой статьи 13.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и влечет наложение штрафа в размере:
-
до 50 базовых величин;
-
на индивидуального предпринимателя – до 100 базовых величин;
-
на юридическое лицо – до 200 базовых величин.
С 1 июля 2025 г. для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации (далее – СИ) и унифицированными контрольными знаками (далее – УКЗ), вводится обязанность обеспечивать дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, вне зависимости от размера торговой площади торгового объекта.
Для обеспечения требований по реализации маркированных товаров субъектам хозяйствования заблаговременно необходимо:
1. изучить перечни товаров, подлежащих маркировке СИ и УКЗ в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 №1030 «О подлежащих маркировке товарах» и (или) решениями Совета Евразийской экономической комиссии;
2. обеспечивать дифференцированный учет данных о товарах, подлежащих маркировке СИ или УКЗ в Республике Беларусь, а также в Евразийском экономическом союзе;
3. инициировать заключение договора (дополнительного соглашения к действующему договору) с производителями кассовых суммирующих аппаратов, операторами программных касс на своевременную поставку доработанного под новые требования кассового оборудования (обновление программного обеспечения используемого кассового оборудования) с предусмотрением в таких договорах мер ответственности за несоблюдение запланированных сроков поставки (доработки) кассового оборудования;
4. приобрести (обновить) кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах и реализацию маркированных товаров (в настоящее время производителями кассовых суммирующих аппаратов и операторами программных кассовых систем проводится работа по доработке кассового оборудования на соответствие новым требованиям);
5. при реализации товаров, подлежащих маркировке, обеспечивать считывание GTIN, средств идентификации и (или) УКЗ.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
(фото – Pravo.by)
МНС разъяснило нюансы налогообложения доходов физических лиц по ставке 25 %
Министерство по налогам и сборам разъяснило нюансы налогообложения доходов физических лиц по ставке 25 %. Об этом сообщили
БЕЛТА в МНС.
При рассмотрении вопроса об определении размера совокупного дохода за 2024 год в виде доходов по трудовым договорам, дивидендам, доходам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности, для целей налогообложения таких доходов по ставке 25 % используются начисленные за 2024 год доходы, а не фактически выплаченные в течение года. «Такой подход следует из порядка определения налоговой базы подоходного налога, который основан на принципе ведения учета, в котором первичным является действие, связанное с начислением дохода, а вторичным – исчисление подоходного налога и фактическая выплата его получателю», – отметили в ведомстве.
В соответствии с положениями статьи 199
Налогового кодекса налоговая база подоходного налога представляет собой денежное выражение начисленных физическому лицу доходов как в денежной, так и натуральной форме в совокупности за каждый месяц календарного года.
Таким образом, при определении налоговой базы подоходного налога за месяц используются начисленные физическому лицу за конкретный месяц доходы (а не фактически выплаченные), включая доходы прошлого и будущего периодов (например, доходы прошлых периодов в виде оплаченных больничных листов или доходы будущих периодов в виде оплаченных отпусков).
Аналогичный принцип применяется при определении доходов, подлежащих налогообложению по ставке 25 %, в отношении доходов физических лиц, начисленных за 2024 год в сумме, превышающей Br200 тыс. Согласно данному принципу в совокупность доходов, облагаемых по ставке 25 %, включаются начисленные за 2024 год доходы в виде доходов по трудовым договорам, дивидендам, гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности. Дата фактической выплаты таких доходов не влияет на принятие решения о включении (не включении) в совокупность доходов, облагаемых по ставке 25 %.
Например, начисленные в 2023 году дивиденды, которые фактически были выплачены только в течение 2024 года, не включаются в совокупность начисленных за 2024 год доходов, облагаемых по ставке 25 %. При этом начисленные в 2024 году дивиденды, которые фактически будут выплачены только в течение 2025 года, включаются в совокупность начисленных за 2024 год доходов, облагаемых по ставке 25 %.
Аналогичные подходы применяются к доходам в рамках трудовых отношений, где начисленная заработная плата и иные выплаты за декабрь 2024 года включаются в совокупность доходов, начисленных за 2024 год, несмотря на то, что фактическая выплата таких доходов была произведена только в январе 2025 года.
Следуя этому принципу, при определении суммы подоходного налога по ставке 25 %, подлежащего доплате физическим лицом в бюджет, налоговым органом производится зачет суммы исчисленного налоговым агентом подоходного налога с дохода, начисленного за 2024 год, а не суммы подоходного налога, перечисленной в бюджет в результате фактической выплаты такого дохода физическому лицу.
По информации
БЕЛТА
МАРТ анонсировал изменения в регулировании цен: каких новаций стоит ждать
Министерством антимонопольного регулирования и торговли подготовлены изменения в постановление Совета Министров от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен», сообщили
БЕЛТА в пресс-службе МАРТ.
Планируется существенно сократить перечень товаров, цены на которые регулируются. А также предоставить право производителям устанавливать отпускные цены исходя из уровня рентабельности, сложившегося у предприятия в последние годы. Кроме того, в планах определить для отечественных товаров уровень торговой надбавки, как правило, не меньше, чем для импортной продукции.
Проект постановления подготовлен с учетом поручений Главы государства, данных на совещании 28 февраля 2025 года, предложений государственных органов и бизнеса.
Предполагается, что планируемые изменения в постановление Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен» позволят значительно снизить административную нагрузку на производителей и торговлю, повысить их финансовые результаты, не оказав значительного влияния на изменение розничных цен для потребителей.
По информации
БЕЛТА
Готовится соглашение об электронной торговле товарами в ЕАЭС. Что нового ждет продавцов и покупателей
Проект соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС находится в высокой степени готовности. Об этом заявила заместитель Министра экономики Беларуси Алеся Абраменко во время круглого стола на тему «Будущее ЕАЭС: Беларусь на передовой интеграционных процессов. Председательство Республики Беларусь в органах ЕАЭС» в пресс-центре
БЕЛТА.
«Достаточно новой сферой союзной компетенции является электронная торговля. В целях фиксации принципов регулирования ввоза товаров из государств, не являющихся членами ЕАЭС, подписан протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе. В настоящее время завершаются подготовительные процедуры по его вступлению в силу. Протоколом введена отдельная категория – «товары электронной торговли», определен порядок их поступления на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран. Прорабатываются единые ставки таможенных пошлин и возможности их беспошлинного ввоза в адрес физических лиц», – сказала Алеся Абраменко.
Для создания экосистемы регулирования внутрисоюзного рынка разрабатывается проект соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС. По словам замминистра, проект соглашения находится в высокой степени готовности для проведения внутригосударственных согласований.
«Будут установлены требования к профессиональным участникам электронной торговли в части публичной оферты о заключении договора розничной купли-продажи, требования к операторам электронной торговой площадки в части публичной оферты об оказании ими услуг продавцам. Также определят перечень обязательных к предоставлению профессиональными участниками электронной торговли сведений о товаре, продавце и операторе электронной торговой площадки и иных необходимых сведений. А еще требования к информированию потребителя о ходе исполнения договора розничной купли-продажи, условия возврата товара и денежных средств и другие нормы. ЕЭК сформирует реестр товаров, которые запрещены или ограничены к реализации через интернет на территориях стран союза в соответствии с их законодательством», – отметила Алеся Абраменко.
По информации
БЕЛТА
Осталось меньше двух недель: МНС напоминает подать декларацию о доходах не позднее 31 марта
Министерство по налогам и сборам напоминает, что 31 марта 2025 года заканчивается срок представления гражданами налоговых деклараций за 2024 год, сообщили
БЕЛТА в МНС.
С 1 января 2025 года в Беларуси проходит кампания по декларированию физическими лицами доходов за 2024-й. Представить декларацию (расчет) о доходах, полученных в 2024-м, физическим лицам необходимо не позднее 31 марта 2025 года.
Налоговые декларации должны подать граждане, получившие доходы из-за границы, от продажи имущества, иные доходы, исчисление налога по которым выполняется налоговым органом. В этом году такая обязанность есть и у граждан, чей доход за 2024 год превысил Br200 тыс. В эту цифру входит совокупность доходов по трудовым, гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности, дивидендов, облагаемых по ставке 13 %.
Более подробная информация о налогообложении доходов свыше Br200 тыс., о порядке представления налоговой декларации и уплате подоходного налога размещена на официальном сайте в разделе «Актуальное / Доходы свыше 200 000 рублей, облагаемые по ставке 25 %».
Кроме того, в срок не позднее 1 апреля 2025 года налоговые агенты обязаны предоставить в налоговые органы сведения о доходах физических лиц за 2024 год по установленной форме. Сведения представляются в отношении доходов каждого физического лица, признаваемых объектами налогообложения, облагаемых по различным ставкам, включая сведения о льготах и суммах подоходного налога.
Более подробная информация о порядке и способах предоставления сведений размещена на официальном сайте в разделе «Актуальное / Представление налоговым агентом сведений о доходах физических лиц за 2024 год».
По информации
БЕЛТА
Премьер-министр Беларуси рассказал, к какому разумному балансу должна привести новая формула ценообразования
Подходы к ценообразованию должны помочь в сдерживании инфляции, но при этом не ухудшать экономическую ситуацию у производителей. Об этом заявил журналистам Премьер-министр Беларуси Александр Турчин, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
По словам Александра Турчина, в ценообразовании пока еще присутствуют определенные дисбалансы и их необходимо максимально аккуратно подправить. Причем сделать это надо таким образом, чтобы ситуация не сказалась негативным образом ни на производителях, ни на потребителях, ни на торговле.
«Поставлена задача найти разумный баланс, чтобы он сдерживал инфляцию, но не приводил к ухудшению экономической ситуации у наших субъектов хозяйствования. Задача неизменна – до конца марта мы должны это решение принять и доложить Главе государства», – сказал Премьер-министр.
Как сообщалось БЕЛТА, по итогам совещания 28 февраля Глава государства поручил Правительству к апрелю определиться с новой системой регулирования цен.
«Для Президента все, что связано с обеспечением социальных стандартов жизни каждого человека, – вопрос номер один. Правительство предложило два варианта: первый – краткосрочный, второй – среднесрочный. Краткосрочный построен на предложении бизнеса, с которым мы очень плотно, детально отрабатывали подходы, которые устраивали бы бизнес», – рассказал тогда журналистам первый вице-премьер Николай Снопков.
Именно этот подход Правительство взяло за основу и внесло на рассмотрение Главы государства. Его суть заключается в корректировке сложившейся системы регулирования цен, работе над ошибками, нивелировании существующих искажений и дисбалансов на основе сложившейся практики.
«Президентом принят такой подход, поручено его доработать совместно с государственными органами, облисполкомами и бизнесом и внести до 1 апреля, лучше – до 25 марта. Работа, в принципе, несложная, понятная. Что нужно откорректировать, мы понимаем», – заявлял Николай Снопков.
Предложение Правительства на среднесрочную перспективу заключается в формировании республиканской системы оборота товаров, работ и услуг. «Сегодня в стране уже реализуются несколько платформ. Это платформа прослеживаемости товаров, платформа маркировки товаров, электронной счет-фактуры и внедряемая система СККО (система контроля кассового оборудования. – Прим. БЕЛТА). Интегрировав эти системы, сделав их «дружелюбными», мы получаем единый торговый документ, по которому аналитический центр будет видеть все движение товара, работ и услуг в стране. Основная цель создания такой платформы – отслеживание добавленной стоимости в цепочке движения товара», – пояснил первый вице-премьер.
По информации
БЕЛТА