Александр Лукашенко подписал Закон «Об ответственном обращении с животными»
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Закон «Об ответственном обращении с животными».
Документ направлен на защиту животных от жестокого обращения, а также на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц при обращении с животными.
В частности, Законом предусматривается установление общих правил обращения с животными (животными-компаньонами, лабораторными, служебными животными и животными, используемыми в культурной деятельности и спорте); наделение правительства полномочиями по определению перечня подлежащих регистрации животных-компаньонов и порядка их содержания в домашних условиях; закрепление повышенных требований к содержанию опасных собак (владельцы таких собак будут обязаны пройти специальные курсы и получить удостоверение); запрет на посещение с животными-компаньонами (кроме собак-поводырей) продовольственных магазинов, организаций здравоохранения и образования, объектов культурной инфраструктуры, физкультурно-спортивных сооружений; ограничение продажи животных несовершеннолетним лицам; обязанность питомников чипировать реализуемый приплод (собак, кошек). При этом для владельцев животных-компаньонов устанавливается право чипирования питомцев.
Устанавливается также механизм временного ограничения права собственности на животное и его изъятия за нарушение владельцем условий обращения с животным, повлекшее причинение вреда здоровью граждан, животных или имуществу.
В Законе определены требования по созданию и деятельности пунктов временного содержания, приютов и гостиниц для животных. В частности, запрещено размещение таких объектов в жилых домах, установлены условия содержания животных и их передачи новым владельцам. Основные положения Закона вступают в силу с 1 января 2025 года.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке», в соответствии с которым были дополнены виды государственной финансовой поддержки. О том, какие особенности предусматривает новый документ и какие преимущества он предоставляет юридическим лицам, корреспондент БЕЛТА побеседовала с директором Института экономики Национальной академии наук Беларуси Денисом Мухой.
Уже в преамбуле Указа отмечается, что он принят в целях упорядочения подходов к принятию решений по оказанию государственной финансовой поддержки юридическим лицам и усилению защиты государственных и общественных интересов. «В нашей стране уже сложилась широкая система государственной поддержки субъектов хозяйствования, инвестиционной деятельности в приоритетных и иных видах деятельности. Принимались различные указы, постановления и прочие нормативно-правовые акты по поддержке определенных направлений, – отметил Денис Муха. – Объективно на сегодняшний день возникла необходимость упорядочивания, чтобы был какой-то единый документ, который бы определял ключевые подходы и принципы к государственной финансовой поддержке. Этим документом стал Указ Президента № 177».
Финансовая поддержка, предусмотренная Указом, может быть оказана любому юридическому лицу, который является коммерческой организацией. Исключениями являются банки, Банк развития и небанковские кредитно-финансовые организации. Документ в первую очередь направлен на реальный сектор экономики, т.е. на организации, которые производят продукцию, оказывают услуги и так далее. Что важно, в этом Указе отмечается, что финансовая поддержка может быть оказана индивидуально, подчеркнул директор института.
Среди преимуществ Денис Муха выделил то, что документ конкретизировал виды финансовой поддержки. Определено четыре основных вида. Первый – это предоставление бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам. «Условно говоря, инвестор вложил какую-то сумму, и часть может быть компенсирована. Это может быть 10 %, 20 % или 30 %. В Указе это конкретно не прописано, но порядок и условия оказания данного вида поддержки определяются законодательными актами и соответствующим госорганом», – объяснил он.
Второй вид финансовой поддержки – это внесение вкладов в уставные фонды юридических лиц. «Причем они тоже могут выделяться по решению Президента, и тогда идет внесение этих вкладов за счет средств республиканского бюджета. Если по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то, соответственно, это будет за счет средств местных бюджетов, – пояснил Денис Муха. – Государство объективно не имеет столько ресурсов, чтобы на безвозмездной основе или на очень льготных основаниях давать их всем. Поэтому в мировой практике очень часто используется подход, когда государство оказывает поддержку, но при этом становится частично собственником того бизнеса, которому оказывается поддержка. Это, как правило, делается за счет внесения средств в уставные фонды. По примеру многих стран оказывается, что государство может быть довольно эффективным собственником». Оказание этой финансовой поддержки может производиться за счет средств местных бюджетов либо республиканского. Если, например, ее предоставляют местные бюджеты, то они и определяют условия ее предоставления.
Третий вид финансовой поддержки – это предоставление бюджетных займов за счет средств республиканского и местных бюджетов. Он предоставляется на коммерческой основе и его условия определяются бюджетным законодательством либо законодательством в сфере инвестиций. Может быть определенная градация этих условий.
Четвертый вид поддержки – иной, который возможен по решению Президента. «Грубо говоря, за Главой государства закрепляется возможность создания каких-то иных видов поддержки, которые будут предоставляться по решению Главы государства. Как правило, такое часто бывает, потому что проекты разные и они имеют разную значимость для экономики, для социальной сферы. Какие-то являются более приоритетными, какие-то менее. В тех или иных случаях может оказываться индивидуальная поддержка. Поэтому все это будет взвешиваться и приниматься некое индивидуальное решение», – отметил директор института.
Также преимуществом Указа Денис Муха назвал то, что в нем довольно четко определены особенности при внесении предложений по финансовой поддержке. Например, какие должны быть документы, если организация планирует получить такую поддержку. Прописано, что должно быть заключение Министерства экономики по конкурентоспособности выпускаемой продукции, если поддержка выделяется по решению Главы государства, а также должно быть экономическое обоснование целесообразности оказания финансовой поддержки.
«Организация должна конкретно на расчетах в виде экономического обоснования показать, что эта финансовая поддержка пойдет не впустую, а будет иметь самый непосредственный эффект. Поэтому в этом экономическом обосновании должна содержаться информация о финансовом состоянии юридического лица, о перспективах его развития, о тех мероприятиях, которые планируется реализовать, чтобы повысить эффективность работы и так далее», – сказал он.
Указом также довольно четко прописывается персональная ответственность, которую несет, во-первых, руководитель организации, которая получает государственную поддержку, во-вторых – руководитель госоргана, который ее оказывает, в том числе курирующий Заместитель Премьер-министра. «То есть видно, с кого спрашивать, если та или иная поддержка будет оказана неправомерно или необоснованно. Раньше во многих документах этого не было прописано. Я бы сказал, что, наверное, впервые введен такой подход жесткой вертикальной ответственности, где каждый понимает, что он отвечает за выделение этой поддержки и рациональное ее использование», – пояснил Денис Муха.
Определены также последствия недостижения основных показателей деятельности. Если, например, юрлицо не достигает определенных показателей, то уполномоченный государственный орган может инициировать решение о привлечении к ответственности юридического лица, которому была оказана финансовая поддержка. «В случае бюджетных займов, размер процентов за пользование увеличивается на один процентный пункт с 1 января года, который следует за годом, в котором не было обеспечено выполнение установленных показателей деятельности юрлица. Если мы говорим о бюджетных трансфертах на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, то уполномоченные государственные органы вносят на рассмотрение Совета Министров предложение о возможности дальнейшего оказания финансовой поддержки, которая была предоставлена на основании решения Главы государства, т.е. определены последствия и перечень индикаторов, по которым можно оценивать эффективность оказания поддержки», – отметил он.
Указом также установлены критерии для оценки эффективности оказания индивидуальной государственной финансовой поддержки: для реализации инвестиционных проектов – срок ввода объекта осуществления инвестиций в эксплуатацию в полном объеме и срок его выхода на проектную мощность, а также на иные цели – темпы роста производительности труда и рентабельность продаж не ниже уровня, сложившегося у получателя до принятия решения Главы государства об оказании ему поддержки.
Кроме того, корректировка значений основных показателей деятельности юридического лица не допускается. Если определили, условно, что рентабельность должна быть не менее 10 %, то изменений быть не может.
В Указе также прописано, на что он не распространяет свое действие: на решения о государственной поддержке, которые были приняты до вступления этого Указа в силу, о государственной поддержке субъектов и инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, на использование средств республиканского централизованного фонда, местных инновационных фондов, внебюджетных централизованных инвестфондов. «В основном это отдельные преференциальные режимы, которые не могут быть как-то по-другому урегулированы, поэтому они идут отдельной статьей», – обратил внимание директор института.
Денис Муха уверен, что в развитие Указа в ближайшее время будет принят ряд других нормативных правовых актов. «Для обеспечения практической реализации данного Указа в ближайшее время правительство подготовит ряд документов, где уже будут конкретно прописаны механизмы того, каким образом юридическое лицо может получить эту поддержку. Будут также прописаны более подробно все организационные вопросы: как подавать, куда подавать, какой полный пакет документов должен быть», – объяснил он.
Указ не имеет каких-то ограничений для организаций по отраслевой и ведомственной принадлежности. «Любая юридическая организация, кроме тех, которые определены из финансового сектора, могут претендовать на данную поддержку. В Указе нет размеров этой поддержки, потому что решения будут приниматься индивидуально, исходя из параметров проектов, которые будут направляться для получения этой государственной поддержки», – заключил Денис Муха.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 15 мая проводил своего коллегу и друга Президента Зимбабве Эммерсона Мнангагву в аэропорту.
Президенты в аэропорту провели встречу, в ходе которой подвели итоги состоявшегося рабочего визита лидера Зимбабве в Беларусь.
Александр Лукашенко подчеркнул, что именно благодаря личному вкладу Эммерсона Мнангагвы между Беларусью и Зимбабве достигнут нынешний высокий уровень отношений.
«Мы очень рады быть здесь. И очень рады динамике отношений, которые развиваются между Зимбабве и Беларусью», – сказал Президент Зимбабве.
В ходе дружеской беседы главы государств не обошли стороной и погоду – нынешний май в Беларуси выдался достаточно прохладным. «Вам придется снова реакклиматизироваться на родине. Но и у вас зима там», – заметил Глава белорусского государства.
Эммерсон Мнангагва подтвердил, что сейчас в Зимбабве действительно зимний период, и порой по местным меркам весьма прохладно. «Но белорусская погода для нас очень комфортная», – заверил он.
«Это говорит о том, что вам надо чаще бывать в Беларуси», – сказал в ответ Александр Лукашенко.
Лидеры стран тепло попрощались. Эммерсон Мнангагва поблагодарил за прекрасную организацию визита и пригласил Александра Лукашенко в ближайшее время совершить ответный визит в Зимбабве. «Большое спасибо! Я увезу самые лучшие воспоминания», – сказал на прощание Президент Зимбабве.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
В последние годы потребность в выполнении высокоточных измерений стремительно растет в таких отраслях промышленности, как машиностроение, приборостроение и энергетика, что обусловлено повышением требований к качеству продукции и технологических процессов. О развитии эталонной базы Беларуси во время пресс–конференции, приуроченной ко Всемирному дню метрологии, рассказала председатель Государственного комитета по стандартизации Елена Моргунова, передает корреспондент БЕЛТА.
«Эталонная база Беларуси при государственной поддержке и на основе тесного взаимодействия с научным сообществом, промышленностью, социальной сферой динамично развивается. Ее развитие – важнейший элемент экономического и технологического суверенитета страны, – подчеркнула Елена Моргунова. – В республике реализуется подпрограмма «Эталоны Беларуси», рассчитанная на 2021–2025 годы, за прошедшее время в рамках ее выполнения было создано пять и модернизировано четыре национальных эталона, появился один эталонный комплекс. В 2025 году в планах завершить создание еще двух и модернизацию трех национальных эталонов. Они необходимы для таких сфер, как промышленность и энергетика».
Исходя из текущих потребностей промышленности, задания для метрологов формируются уже на 2026–2030 годы. Председатель Госстандарта Елена Моргунова обратила внимание, что к 2030 году количество национальных эталонов единиц величин есть намерение увеличить с 68 нынешних единиц до 72, а кроме того в планах обновление эталонной базы для сокращения среднего срока эксплуатации и модернизации эталонов.
Было отмечено, что законодательство, регулирующее вопросы обеспечения единства измерений, в нашей стране совершенствуется в соответствии с запросами времени. Глава Госстандарта напомнила, что в Беларуси поэтапно вступают в силу очередные изменения в закон «Об обеспечении единства измерений», направленные на гармонизацию с законодательством России и других стран ЕАЭС, поддержку отечественной промышленности и снижение влияния экономических ограничений, повышение точности и достоверности измерений, от которых напрямую зависит качество продукции и услуг. Для реализации принятых новаций на данный момент актуализируются девять постановлений Госстандарта, регулирующих общественные отношения в области обеспечения единства измерений.
По информации БЕЛТА
13 мая 2025 г. под председательством И.А.Костевич прошло расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения».
В работе заседания Постоянной комиссии приняли участие представители Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
В рамках заседания рассмотрено экспертное заключение Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения».
Работа по подготовке проекта Закона к рассмотрению Палатой представителей во втором чтении будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
14 мая 2025 г. под председательством И.П.Сергеенко состоялось очередное заседание второй сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва.
Депутатский корпус в двух чтениях рассмотрел проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных секретах», который представили заместитель Председателя Комитета государственной безопасности Гладышев С.С. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Оксенюк М.П.
Законопроектом предлагается:
предоставить допуск к государственным секретам Председателю и членам Президиума Всебелорусского народного собрания, Председателю Центральной избирательной комиссии со дня избрания их на эти должности, начальнику Секретариата Всебелорусского народного собрания – со дня назначения на должность.
Кроме того, положения действующего Закона приводятся в соответствие с Кодексом гражданского судопроизводства Республики Беларусь в части использования терминов, связанных с гражданским судопроизводством.
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Боровенко В.В. проинформировал о новациях проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи», рассмотренного во втором чтении.
Проектом Закона предусматриваются следующие нововведения:
- устанавливается, что национальный оператор почтовой связи обеспечивает проектирование, создание, эксплуатацию и программно-техническое сопровождение, в том числе модернизацию программного обеспечения, единой автоматизированной системы учета и хранения данных о перемещении почтовых отправлений, является ее владельцем и оператором;
- закрепляются полномочия Президента Республики Беларусь на установление особенностей правового регулирования отношений в области почтовой связи;
- Правительство наделяется полномочиями на определение порядка функционирования системы учета и хранения данных, включая перечень и сроки хранения информации о регистрируемых почтовых отправлениях, подлежащей учету и хранению в этой системе;
- определяется, что взаимодействие национального оператора почтовой связи и операторов почтовой связи по передаче и учету информации, содержащейся в системе учета и хранения данных, будет осуществляться на договорной основе;
- устанавливается, что тариф за предоставление доступа к системе учета и хранения данных будет формироваться национальным оператором почтовой связи в соответствии с законодательством о ценообразовании;
- расширяется перечень субъектов, имеющих право на круглосуточный доступ, включая удаленный, к системе учета и хранения данных, из числа государственных органов, не осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с учетом предоставленного законодательством права этим государственным органам получать сведения из информационных ресурсов и иметь доступ к ним;
- определяется, что оператор почтовой связи, оказывающий услуги почтовой связи общего пользования, обязан передавать в систему учета и хранения данных информацию о регистрируемых почтовых отправлениях, в том числе об адресных данных их отправителей и адресатов;
- текст проекта Закона дополняется нормативными предписаниями в отношении функционирования цифровых почтовых сервисов и мобильных почтовых приложений национального почтового оператора;
- конкретизируется порядок перевода почтовых марок в разряд коллекционных, действительных для оплаты услуг почтовой связи по действующим тарифам до их изъятия из обращения.
Далее на заседании депутатский корпус рассмотрел шесть законопроектов о ратификации международных соглашений.
О проекте Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных постановлений судов Республики Беларусь и судов Российской Федерации» с докладом выступил Министр юстиции Коваленко Е.И., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Анисимов А.В.
Соглашение будет применяться к судебным постановлениям, вынесенным по гражданским делам и уголовным делам в части гражданского иска, предусматривающим обязательства должника по выплате в пользу взыскателя денежных средств, в том числе в части взыскания государственной пошлины, иных судебных расходов и процессуальных издержек.
Соглашением определено, что судебные постановления, вынесенные компетентными судами одной стороны, не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются на территории другой стороны в таком же порядке, что и судебные постановления, вынесенные на территории другой стороны, на основании исполнительных документов компетентных судов стороны, на территории которой были вынесены судебные постановления.
Установлены требования к оформлению и пакету документов, направляемому на исполнение в другое государство, а также основания для возврата исполнительного документа.
Предусмотрено, что исполнительный документ на основании заявления взыскателя направляется для исполнения уполномоченным органом одной стороны уполномоченному органу другой стороны.
Со стороны Республики Беларусь уполномоченными органами являются управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, со стороны Российской Федерации – территориальные органы Федеральной службы судебных приставов.
После вступления Соглашения в силу принудительное исполнение исполнительных документов Республики Беларусь по установленным категориям дел в Российской Федерации станет возможным напрямую, без предварительной процедуры признания судебного решения.
Е.И.Коваленко также доложил о проекте Закона «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Пакистан о выдаче» (содокладчик – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Косыгин Р.А.).
Договор разработан в целях развития правовой основы двустороннего сотрудничества Республики Беларусь и Исламской Республики Пакистан и направлен на обеспечение эффективного взаимодействия этих государств в предупреждении и пресечении преступности, развитие отношений в области выдачи лиц, которые разыскиваются для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора суда в исполнение на территории запрашивающей стороны за преступление, влекущее выдачу, и которые находятся на территории запрашиваемой стороны.
В соответствии с договором центральными органами, на которые возлагается его реализация, являются: в Республике Беларусь – Генеральная прокуратура, в Исламской Республике Пакистан – Министерство внутренних дел.
С докладом о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части, касающейся особого механизма при проведении расследований и принятии решений о применении или неприменении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер» выступил заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Утюпин П.В., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Орда М.С.
Протокол направлен на определение особого механизма при проведении расследований и принятии решений о применении или неприменении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, предусматривающий использование права «вето» к решениям Коллегии Евразийской экономической комиссии о применении таких мер, принятие поведенческих рекомендаций для производителей ЕАЭС одновременно с принятием решения о применении защитной меры, расширенное взаимодействие между органом, проводящим расследования, и уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС при проведении расследований, оценку влияния защитных мер на конкуренцию при проведении повторных расследований в связи с истечением срока действия защитных мер.
Протоколом предусматривается, что решение Коллегии Комиссии о применении защитной меры должно отвечать принципу сбалансированности, который направлен на исключение обоснованных рисков причинения ущерба интересам для отдельных стран ЕАЭС при обеспечении защиты производителей.
Протокол содержит механизм урегулирования разногласий в отношении применения защитной меры, включая возможность обращения в Суд ЕАЭС.
Разработана процедура администрирования, которая позволит вводить меру только в отношении тех товаров, которые предназначены для потребления на территории отдельных стран ЕАЭС (на обособленном рынке).
Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Ляхнович А.А. выступил с докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сейшельские Острова о воздушном сообщении». С содокладом по этому законопроекту выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Уткин В.Ю.
Соглашение направлено на регулирование оперативных и технических аспектов в области воздушного транспорта и является правовой основой для организации воздушных перевозок. В дальнейшем это позволит авиаперевозчикам выполнять пассажирские и грузовые рейсы между аэропортами двух стран.
В частности, документ устанавливает порядок предоставления прав на эксплуатацию установленных маршрутов, регулирует выдачу эксплуатационных разрешений, освобождение от таможенных пошлин, налогов и других сборов, организацию представительств на территории договаривающихся государств.
Ратификация Соглашения будет способствовать налаживанию воздушного сообщения между Беларусью и Сейшелами, укреплению и развитию туристических, экономических и коммерческих связей между субъектами двух стран.
А.А.Ляхнович также представил проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Саудовская Аравия о воздушном сообщении» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Приходько О.И.).
Соглашением определяются условия осуществления полетов по маршрутам, указанным в приложении к Соглашению, посадки и высадки пассажиров, принятия на борт и выгрузки багажа, груза и почты при выполнении международных пассажирских, грузовых и почтовых перевозок.
Документ также регулирует порядок выдачи эксплуатационных разрешений, освобождение от таможенных пошлин, налогов и других сборов, организацию представительств на территории договаривающихся государств.
Ратификация Соглашения будет способствовать установлению регулярного международного воздушного сообщения между Республикой Беларусь и Саудовской Аравией, обеспечению безопасности эксплуатации воздушных судов, а также развитию взаимовыгодного сотрудничества с Королевством Саудовская Аравия в торгово-экономической и социально-образовательной сферах.
Заместитель Министра промышленности Кузнецов А.Е. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Панфилов Ю.А. доложили о проекте Закона «О прекращении действия Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о производственной и научно-технической кооперации».
Фактическое взаимодействие с украинской стороной в рамках Соглашения не осуществляется с 2021 года. Серьезными препятствиями реализации договоренностей, достигнутых в рамках Соглашения, являются невозможность проведения взаиморасчетов между субъектами хозяйствования Республики Беларусь и Украины, отсутствие возможности использовать территорию Украины как платформу в логистической цепочке, а также как исходный или конечный транспортировочный пункт.
Учитывая отсутствие на данном этапе предпосылок для налаживания украинско-белорусских отношений в рамках заключенного Соглашения, целесообразным решением является прекратить его юридическое действие.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)