25.09.2023
Минздрав – об изменениях в порядке проведения диспансеризации
В спорах вокруг сроков и времени диспансеризации поставлена точка: в Трудовом кодексе появились новые нормы, которые будут устанавливать гарантии для работников при ее прохождении. А 30 августа Министерство здравоохранения утвердило Инструкцию о порядке проведения диспансеризации взрослого и детского населения.
До сорока и старше
В пресс-службе Минздрава рассказали, что лица в возрасте от 18 до 39 лет включительно будут проходить диспансеризацию один раз в три года, а достигшие 40 лет – один раз в год. В обоих случаях для этого предусматривается один рабочий день. Для тех, кому до пенсионного возраста остается пять лет, и лицам, уже достигшим его, на прохождение диспансеризации отводятся два рабочих дня ежегодно.
По результатам диспансеризации взрослого населения медицинский работник определяет отсутствие или наличие факторов риска развития каких-либо заболеваний. При выявлении (или наличии) болезни оказание медицинской помощи осуществляется врачом – специалистом по профилям заболеваний, состояниям, синдромам на основании клинических протоколов, а также иных нормативных правовых актов. По результатам диспансеризации детского населения медицинский работник определяет наличие или отсутствие заболеваний и устанавливает группу здоровья ребенка.
Новым документом Минздрава признается утратившим силу его постановление от 9 августа 2022 года № 83 «О порядке проведения диспансеризации взрослого и детского населения».
Напомним, Александр Лукашенко подписал Закон «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений», которым корректируется Трудовой кодекс с учетом практики его применения. В частности, предусматривается освобождение работников от труда для диспансеризации с сохранением среднего заработка.
Принципиальное отличие
В чем принципиальное отличие между прежним и новым порядком проведения диспансеризации? Пресс-служба Минздрава разъясняет: раньше диспансеризация была направлена на выявление хронических форм заболевания и на работу с ними. А теперь специалисты перешли на новый формат: определяются факторы риска развития заболеваний и исходя из этого проводятся назначение лабораторных исследований, консультация пациентов по вопросам медицинской профилактики, при необходимости подбираются лекарственные препараты.
Еще один вопрос, который часто задают наши граждане: заменяет ли обязательный медицинский осмотр диспансеризацию? Ответ – нет. Дело в том, что обязательный медицинский осмотр – более узкое направление, которое решает вопрос годности (негодности) человека к выполнению отдельных видов работ, порядок его проведения определен постановлением Министерства здравоохранения от 29.07.2019 года № 74. Обязательный медосмотр проходят люди, чей труд связан с вредными и (или) опасными условиями труда. Диспансеризация – более широкое направление, позволяющее выявить заболевание на ранних этапах.
Это важно для каждого
– Многие болезни развиваются в организме человека годами и даже десятилетиями, – говорит врач профилактической медицины Александра Жуковская. – Избыточный вес и гиподинамия в 15 лет грозят серьезными проблемами с сердечно-сосудистой системой после 30. Предиабет (период жизни, предшествующий заболеванию сахарным диабетом, состояние предрасположенности), если не предпринять никаких мер, уже через несколько лет может привести к пожизненному диагнозу. И таких примеров десятки. Главная цель диспансеризации – выявить и скорректировать факторы риска развития заболеваний, обнаружить и купировать на стадии предболезни срыв адаптации в работе организма, предшествующий развитию данных патологий. Это важно для каждого из нас, ведь не секрет, что многие подростки и взрослые не отслеживают изменения индекса массы тела, не умеют пользоваться тонометром, не обращают внимания на тревожные звоночки. Диспансеризация позволит сохранить и укрепить здоровье, а при необходимости – своевременно провести дополнительное обследование и лечение.
Людмила Конопелько, «
Народная газета», 25 сентября 2023 г.
Скорректированы постановления Минфина по вопросам рынка ценных бумаг
9 февраля 2025 г. вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 20 января 2025 г. № 3 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 5 апреля 2016 г. № 20».
Данным постановлением:
-
требование о том, что обязательства перед кредиторами и по платежам в бюджет должны выполняться в установленные сроки, преобразовано в требование об отсутствии просроченных обязательств (обязательств, срок исполнения которых наступил);
-
требование об определенном уровне значений коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами на конец каждого квартала заменено требованием о наличии на конец каждого квартала низкой степени риска наступления банкротства, определенной в соответствии с законодательством об урегулировании неплатежеспособности, что в целом соответствует подходу в отношении эмитентов облигаций.
Справочно. Степень риска наступления банкротства будет определяться на основании расчета коэффициентов обеспеченности обязательств имуществом и просроченных обязательств в соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 7 августа 2023 г. № 16/46 «Об оценке степени риска наступления банкротства»;
-
в целях повышения конкурентоспособности отечественных профучастников, в том числе с учетом формирования общего финансового рынка ЕАЭС, снижены требования к минимальному размеру собственного капитала (чистых активов) для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по доверительному управлению ценными бумагами – с 15 тыс. базовых величин до 10 тыс. базовых величин;
-
конкретизирован перечень случаев, при которых не требуется получение квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг работниками профессионального участника рынка ценных бумаг при осуществлении ими своих служебных обязанностей;
-
установлена возможность отсутствия квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг первой категории у работника, являющегося руководителем структурного подразделения профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, при наличии квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг первой категории у работника, являющегося заместителем этого руководителя;
-
конкретизирована возможность признания в качестве квалифицированного инвестора на рынке ценных бумаг физического лица, не являющегося резидентом Республики Беларусь, при наличии у такого лица квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг первой категории.
19 февраля 2025 г. вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 3 февраля 2025 г. № 7 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 25 мая 2018 г. № 38».
Данным постановлением:
-
расширен перечень действий, не относящихся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, которые вправе совершать фондовая биржа (предоставление фондовой бирже возможности оказания консультационных услуг, связанных с деятельностью на рынке ценных бумаг, включая услуги по подготовке проспектов эмиссии ценных бумаг, размещение и (или) обращение которых будет осуществляться в торговой системе этой фондовой биржи);
-
изменен подход к определению условий совмещения профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам с иной деятельностью, не относящейся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам. Таким условием является то, что доля доходов профессионального участника рынка ценных бумаг от осуществления им деятельности, не относящейся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, не превышает двадцати процентов от общей суммы полученных этим профессиональным участником рынка ценных бумаг за отчетный период доходов;
-
в целях либерализации порядка осуществления деятельности специализированного депозитария инвестиционного фонда, а также учитывая изменение подходов к порядку осуществления схожих видов деятельности на финансовом рынке исключено требование создания отдельного структурного подразделения для осуществления деятельности специализированного депозитария в случае осуществления специализированным депозитарием банковской деятельности, а также в случае совмещения деятельности специализированного депозитария с профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам.
По сообщению
официального сайта Министерства финансов Республики Беларусь
Указом Президента изменен порядок направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление
Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 марта подписал Указ № 104, который приводит в соответствие с принятыми законами ряд указов Главы государства.
Документом предусмотрено внесение изменений в несколько указов: от 26 июня 2001 года № 355 «Об общевоинских уставах Вооруженных Сил Республики Беларусь», от 28 августа 2006 года № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения», от 21 июля 2021 года № 281 «О выплате ежегодной материальной помощи отдельным категориям граждан ко Дню Победы».
С учетом правоприменительной практики также внесены изменения в Положение о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденное Указом № 542. При выделении путевки с использованием бюджетных средств ребенку на совместное санаторно-курортное лечение с родителем исключаются неоднозначные трактовки права ее повторного получения в текущем году в нескольких местах (работы и жительства), а также регулируются вопросы уступки (передачи) полученной и оплаченной путевки другому лицу.
Минтруда утверждены 2 профстандарта, относящиеся к деятельности в области информационных технологий, телекоммуникаций, почтовой деятельности
Принято постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2024 г. № 116.
Так, утверждены 2 профессиональных стандарта, относящиеся к деятельности в области информационных технологий, телекоммуникаций, почтовой деятельности:
-
специалист по маркетингу телекоммуникационных услуг;
-
техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрооборудования объектов телекоммуникаций.
Справочно. Профессиональный стандарт – характеристика содержания трудовых функций и требований к квалификации, необходимой для их исполнения.
На основании профессиональных стандартов определяются наименования профессий рабочих (должностей служащих), трудовые функции, наличие у работника соответствующей квалификации (статьи 1, 19 и 61 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Разработка профессиональных стандартов осуществлялась при координации Секторального совета квалификаций в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи при Министерстве связи и информатизации.
Утвержденные профессиональные стандарты содержат характеристики трудовых функций для:
-
должностей служащих «Специалист по маркетингу телекоммуникационных услуг» (код должности служащего согласно ОКРБ 014-2017 «Занятия» – 2431-006), «Электромеханик связи» (код должности служащего – 3522-003); «Инженер по ремонту и обслуживанию электропитающих установок связи» (код должности служащего – 2151-017);
-
профессии рабочего «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электроустановок» (3-7 разряды) (код профессии рабочего – 7412-079).
Одновременно постановлением исключены квалификационные характеристики должностей служащих «Инженер по ремонту и обслуживанию электропитающих установок связи», «Специалист по маркетингу телекоммуникационных услуг» и «Электромеханик связи», содержащиеся в выпуске 16 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых предоставлением услуг в области телекоммуникаций и почтовой деятельности», и тарифно-квалификационная характеристика профессии рабочего «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электроустановок», содержащаяся в выпуске 54 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих «Работы и профессии рабочих связи», с учетом того, что профессиональный стандарт является аналогом квалификационной (тарифно-квалификационной) характеристики.
Постановление вступило в силу 9 марта 2025 г.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Как решается вопрос о равном доступе к медуслугам в малых населенных пунктах, рассказал Владимир Караник
Решение вопроса о равном доступе граждан к социальным услугам решается разными путями, по нескольким направлениям. Об этом в эфире телеканала
«Беларусь 1» рассказал Заместитель Премьер-министра Владимир Караник, сообщает
БЕЛТА.
«Когда я говорил про равный доступ (к социальным услугам независимо от места проживания в стране. – Прим. БЕЛТА), нужно понимать, что это решается разными путями, по нескольким направлениям. Если это касается медицины, мы должны обеспечить предоставление базовых медицинских услуг по месту жительства человека и возможность получения специализированной помощи в часовой доступности. Поэтому здесь идет работа по направлению специалистов первичного звена, по их обучению и работе непосредственно, начиная от районных центров и заканчивая ФАПами», – отметил Владимир Караник.
Еще одним направлением вице-премьер назвал переоснащение и укомплектование специалистами межрайонных центров и опорных клиник. «Где бы ни проживал гражданин, в радиусе 70 км от его места жительства был бы магнитно-резонансный томограф и ангиограф, в радиусе 50–60 км – компьютерный томограф. Но при этом задача государства – выстроить еще и логистику доставки пациентов к этим диагностическим возможностям. То есть фактически для него ничего не поменяется. Что для жителя Минска надо будет добраться в ближайшие, скажем так, многопрофильные больницы или поликлиники, что для жителя небольшого района добраться к районному центру. Дальше логистика уже будет обеспечена силами системы здравоохранения», – подчеркнул он.
То же самое касается и образования, добавил Владимир Караник: «Это подвоз учащихся и повышение материально-технической базы школ».
Говоря о положительном опыте работы в Гродно (ранее Владимир Караник возглавлял Гродненский облисполком), который вице-премьер хотел бы предложить другим регионам, он отметил, что в Гродненской области был построен хороший уровень взаимодействия. «Решение социальных вопросов, социальных проблем проводилось совместными усилиями, с привлечением средств республиканского, областного и местных бюджетов. Такая консолидированная работа позволяла многие инфраструктурные проекты реализовывать гораздо быстрее, чем если бы мы ждали финансирование в полной мере из республики. Либо решали бы эти проблемы чисто за счет области, не привлекая местные ресурсы», – констатировал он.
По информации
БЕЛТА
Минздрав о совершенствовании подходов по регулированию тарифов на платные медуслуги по лабораторной и инструментальной диагностике
В целях совершенствования подходов по регулированию тарифов на платные медицинские услуги по лабораторной и инструментальной диагностике приняты следующие постановления Министерства здравоохранения:
от 28 января 2025 г. № 13 «О нормах времени и расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике».
С целью совершенствования действующих нормативных документов для расчета тарифов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике, а также в связи с изменениями, связанными с внедрением новых методов лабораторной диагностики с использованием современного оборудования и материалов, исключения из практики устаревших методов исследования, изменения структуры документа в сторону оптимизации, упрощения, постановлением устанавливаются переработанные (актуализированные) нормы времени и нормы расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике, оказываемые юридическими лицами независимо от их формы собственности и подчиненности и индивидуальными предпринимателями;
от 28 января 2025 г. № 14 «О предельных максимальных тарифах на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике».
Постановление предусматривает введение обновленной номенклатуры услуг по лабораторной диагностике идентичной постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 января 2025 г. № 13 «О нормах времени и расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике».
Постановление включает в себя 237 предельных максимальных тарифов.
Тарифы установлены с учетом внедрения новых методов, не учтенных ранее, автоматизации ряда исследований, исключения из практики устаревших методов;
от 19 февраля 2025 г. № 22 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. № 129».
Постановлением вводится обязанность субъектов хозяйствования снижать нормы расхода материалов, используемых при оказании платных медицинских услуг по инструментальной диагностике, в зависимости от применяемых технологий, материально-технической оснащенности, оказания услуг в комплексе, фактического расхода и других факторов.
Постановлением исключаются нормы времени и нормы расхода материалов на платные медицинские услуги по ультразвуковой диагностике на черно-белых ультразвуковых аппаратах с учетом исключения практики их использования;
от 19 февраля 2025 г. № 23 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 февраля 2015 г. № 13».
Постановлением исключаются из постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 февраля 2015 г. № 13 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по лучевой и ультразвуковой диагностике» предельные максимальные тарифы на услуги по ультразвуковой диагностике на черно-белых ультразвуковых аппаратах с учетом исключения практики их использования.
Официальный комментарий: принятые документы Министерства здравоохранения актуализированы по ряду вопросов. Так, установлены новые нормы времени, расхода материалов на платные медицинские услуги по лабораторной и инструментальной диагностике, предельные максимальные тарифы на новые услуги по лабораторной диагностике с учетом внедрения новых методов. Ряд внедренных в практику методов в предыдущих документах не был учтен. Так же, как и введение автоматизации ряда исследований. Исключены из практики устаревшие методы. Изменена структура документа в сторону оптимизации и упрощения.
В документах вводится обязанность субъектов хозяйствования снижать нормы расхода материалов, используемых при оказании платных медицинских услуг по лабораторной и инструментальной диагностике, в зависимости от применяемых технологий, материально-технической оснащенности, оказания услуг в комплексе, фактического расхода и других факторов.
В связи с необходимостью приведения прейскурантов на платные медицинские услуги по лабораторной диагностике в соответствие с установленными нормами, постановления вступают в силу через 3 месяца после официального опубликования.
По сообщению
официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь