Концепцию правовой политики Республики Беларусь обсудили в г. Гомеле
22 сентября в продолжение цикла информационных встреч по разъяснению положений Концепции правовой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 196, Ольга Бакиновская, заместитель руководителя Института – начальник отдела исследований в области гражданского, экологического и социального права Института правовых исследований Центра, выступила перед студентами и профессорско-преподавательским составом Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины, а также перед работниками главного управления юстиции Гомельского областного исполнительного комитета с докладом на тему «Концепция правовой политики Республики Беларусь как основа эффективного функционирования правовой системы».
В своем выступлении Ольга Бакиновская подчеркнула роль и значимость Концепции как идеологической матрицы развития отечественного права, определившей такие составные элементы жизни белорусского народа, как «социальная справедливость», «свобода», «равенство», «патриотизм», «баланс прав и обязанностей человека и гражданина», «социальная ответственность» и др., а также зафиксировавшей приоритетные направления для развития отраслей законодательства. Было отмечено, что Концепция правовой политики, имеющая в своей основе синтез правовой традиции, правовой ментальности, правовой идеологии, устоявшихся подходов и принципов в правотворчестве и глубокого понимания современной государственной повестки и мировых трендов развития права, прогнозов его дальнейшей эволюции и трансформации в условиях активного использования передовых технологий, позволяет синхронизировать реализацию всех элементов системы права, обеспечить преемственность нормотворческого и правоприменительного процессов, а также единство понимания содержания нормативных правовых актов всеми должностными лицами и гражданами.
В ходе встречи обсуждались отличия Концепции правовой политики от Концепции совершенствования законодательства и иных аналогичных документов, позволяющие считать Концепцию правовой политики уникальным документом, не имеющим аналогов в правовой практике.
По сообщению
официального сайта Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь
(фото – Национальный центр законодательства и правовых исследований)
Начальник филиала Банка развития в Минске Евгений Губейко рассказал в проекте БЕЛТА «Страна говорит» о том, что является ключом к успешному проекту «Региональной инициативы».

(фото – БЕЛТА)
Ключевым в получении быстрого и качественного финансирования по «Региональной инициативе» является наличие бизнес-идеи. Однако от бизнес-идеи до качественного документа, который будет использоваться инвестором, заказчиком и банком для принятия решения, необходим полноценный бизнес-план, отметил Евгений Губейко.
«Для крупных предприятий составление бизнес-плана обычно не представляет особых сложностей, но для малого бизнеса – это одна из основных трудностей. Важно, чтобы бизнес-план учитывал все аспекты деятельности: правильно оценивал капитальные затраты, затраты на производство и чистый оборотный капитал, сроки реализации и этапы работы, а также содержал грамотный календарный график реализации», – пояснил он.
Банк развития оказывает помощь в составлении таких бизнес-планов, используя многолетний опыт финансирования инвестиций. В штате банка работают специалисты, которые как анализируют бизнес-планы, так и сами имеют опыт их составления. «В группе Банка развития есть Агентство внешнеэкономической деятельности, которое предоставляет консалтинговые услуги, включая составление бизнес-планов. Эта услуга платная, стоимость определяется индивидуально для каждого проекта. Главное, что составленные таким образом бизнес-планы соответствуют требованиям и подходам Банка развития, обеспечивая высокое качество документации для успешного финансирования проекта», – обратил внимание начальник филиала.
При входе такого пакета документов вероятность того, что он будет рассматриваться быстрее, с меньшим объемом доработок и, соответственно, с меньшими затратами на доработки, если брать внешних разработчиков, значительно выше, подчеркнул он и добавил: взаимодействие с Агентством внешнеэкономической деятельности положительно влияет на возможности оперативного и качественного финансирования.
Услуги агентства довольно популярны. «Большая часть проектов, если говорить о составлении бизнес-планов не силами предприятия, а внешними, обращаются именно в агентство, – сказал Евгений Губейко. – Организация работает не весь срок, что функционирует Банк развития, то есть это молодая организация по сути, но с каждым годом демонстрирует значительный рост качества услуг, а также увеличение объемов заявок и подготовленных бизнес-планов, которые приходят на рассмотрение в банк и к прочим инвесторам».
Помимо бизнес-плана, для промышленных предприятий и проектов ключевыми являются виды строительных работ: монтаж, модернизация, реконструкция или строительство. Часто инициаторы пытаются упростить задачу, не учитывая тонкости законодательства и не оформляя предпроектную документацию, которая необходима для технической модернизации. Без предпроектной документации проект не может полноценно двигаться вперед, и зачастую после первичных попыток упрощения процесс возвращается назад, требуя ее оформления.
Предпроектная документация включает анализ экономических и технических характеристик проекта, его обоснование и план реализации. Она необходима для соблюдения законодательства и успешного прохождения всех согласований. Важно, чтобы инициаторы представляли именно те документы, которые требуются по закону, так как это обязательное условие для продолжения реализации проекта.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 ноября подписал Указ № 394, который предусматривает корректировку Указа № 269 от 29 августа 2023 года «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям».
Документ направлен на повышение эффективности противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.
Согласно Указу, Национальный банк организует информационное взаимодействие между правоохранительными органами и поставщиками платежных услуг по обмену информацией о платежных операциях, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Обработка и передача информации о таких операциях осуществляется посредством автоматизированной системы обработки инцидентов Национального банка.
Следственному комитету и Министерству внутренних дел предоставлено право на приостановление расходных операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на срок до 10 суток при наличии соответствующей информации.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 ноября принял с докладом Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси Владимира Караника.
«Меня прежде всего интересует совершенствование деятельности Академии наук. Для чего же мы заменили председателя Академии наук – для того, чтобы было лучше. Время было, чтобы разобраться в ситуации. Да и вы, я уверен, погружены были и раньше относительно работы Академии наук. Поэтому что вы видите, как будем двигаться дальше? Я уже много раз говорил, что без науки никуда. Время сейчас такое», – отметил Глава государства.
Александр Лукашенко обратил внимание, что сейчас опять поднимаются вопросы об усилении ответственности заказчиков за научные исследования, инновации и в целом о связи производства с наукой. «Есть такая тема. Она будет всегда, – констатировал Глава государства. – Раньше эта тема звучала так: «Мы изобрели, а промышленность или сельское хозяйство, или транспорт, или еще там кто-то брать не хотят. Посмотрите, великое чудо изобрели – брать не хотят».
В этом отношении Президент подчеркнул, что последнее слово должно быть за руководителем Академии наук. Он должен изучить, что предлагает тот или иной институт НАН конкретному предприятию, и принять решение. Но и ответственность будет за ним. «Если вы навяжете решение, которое нежизнеспособно, мы же сразу увидим это. Увидим в деле. Вы понесете за это ответственность. Если действительно принятое вами решение пользу принесет, тогда – от государственных наград до финансовых поощрений, – сказал Глава государства. – Поэтому вопрос не надо тут обсуждать и поднимать, что кто-то хочет, кто-то не хочет. Ну и потом, вы же недалеко: снял трубку, позвоните мне – решение будет принято мгновенно. И мы разберемся, кто что может, а кто что не может».
Владимир Караник рассказал, что основная задача, на которую он ориентирует всех ученых, – разрабатывать то, что востребовано реальным сектором экономики, а не пытаться им навязывать то, что получилось.
Александр Лукашенко поддержал такую позицию. «Это правильно. Абсолютно», – сказал он.
«Если что-то получилось и это очень будет востребовано, ну спасибо. Потому что все равно наука должна быть на шаг впереди нашей практики и даже нашего сознания. Поэтому надо смотреть на результат этого изобретения», – добавил Президент.
В свою очередь Владимир Караник заметил, что Академия наук уже «поворачивается лицом к реальному сектору экономики». «Все отмечают, что уровень взаимодействия с конкретными предприятиями резко возрос. Это касается и БНБК, и предприятий молокопереработки, и агропромышленного сектора. Отрадно, что к нам уже начинают обращаться», – сказал руководитель НАН.
По этому поводу Президент обратил внимание: главное, чтобы ученые могли действительно эффективно, результативно, с пользой реагировать на обращения со стороны реального сектора экономики. «Заинтересованность будет большая (со стороны предприятий. – Прим.), потому что вы же видите: жим с моей стороны, и со стороны министров, правительства усиливается. И будут бегать в разные щели чиновники для того, чтобы получить хороший реальный эффект», – подчеркнул Глава государства.
Руководитель Национальной академии наук поднял вопрос о повышении статуса ученого в Беларуси.
«Вы поднимаете вопрос об усилении статуса ученого. В обществе. И что, возможно, повлечет за собой приток молодых кадров в науку в целом. Не только в Академию наук. Не в первый раз этот вопрос поднимается. Мою позицию вы знаете. Она, наверное, и у вас такая, особенно после работы в реальном секторе экономики, – сказал Глава государства. – Я знаю, что такое труд ученого человека. Готов содействовать тому, чтобы платили по максимуму, но нужен результат. Вот просто статус (ученого. – Прим.) поднять, в два раза увеличив заработную плату, – вряд ли мы что-то получим. Поэтому здесь надо вникнуть глубоко в то, чтобы действительно ученый был ученым. И чтобы реально поднять статус. А не так, как обычно это у нас бывало: вот, давайте за диссертацию будем платить, еще там за что-то будем платить и так далее».
Александр Лукашенко при этом отметил, что, возможно, где-то что-то и надо добавить, но статус ученый определяет сам своими достижениями. «Будут достижения, будет результат – любые деньги», – подчеркнул белорусский лидер.
Президент привел пример с беспилотниками. Например, если кто-то принесет такой образец, который будет практически неуязвимым перед средствами радиоэлектронной борьбы или оружием. «Получи деньги за изобретение, за образец, который ты положил на стол», – сказал Президент.
Еще один пример – электромобиль, который уже на протяжении нескольких лет обещают представить белорусские ученые. «Сколько было обещаний! Где этот электромобиль? Мы помогали, и Академия тратила немалые деньги. Автомобиля нет. Ну так какой статус?» – поставил вопрос Александр Лукашенко.
«Поэтому есть достижения, изобретения, конкретный результат – получи за это деньги. То есть за результат государство должно платить. И мы будем платить ученому, отдавая последние деньги, – озвучил основное требование Президент. – Я еще раз говорю: где-то, может быть, мы недорабатываем, надо подвинуться. Чтобы ученые приходили, работали, нищими не были. Потому что пока он чего-то изобретет… Но за результат надо платить. Это главное. Это моя твердая позиция».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
На базе Могилевского института МВД сегодня прошло выездное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по законодательству. Основная тема обсуждения – «Административная ответственность несовершеннолетних: профилактические меры воздействия и практика их применения», передает корреспондент БЕЛТА.
Как отметила председатель Постоянной комиссии по законодательству Марина Ленчевская, сейчас ко второму чтению готовится проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности».
«Этим проектом предусмотрено внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. Действующие редакции вступили в силу с 1 марта 2021 года. Они были подготовлены во исполнение поручения Главы государства о реформировании законодательства об административной ответственности. Одна из установок – профилактическая направленность законодательства в этой сфере», – сказала она.
Сейчас стоит задача внести в кодексы комплексные изменения, которые позволят сохранить их общую концепцию, актуализировать нормы и привести их в соответствие современным реалиям. «Эти изменения направлены в том числе на совершенствование такого профилактического института, как меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, – добавила Марина Ленчевская. – Проектом предлагается дополнить ПИКоАП новым специальным разделом – применение мер воспитательного воздействия, закрепляющим общие и особенные аспекты применения таких мер».
Во время заседания провели анализ таких мер, практику их применения в отношении несовершеннолетних.
По словам заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Александра Омельянюка, в течение нескольких лет проводились только отдельные корректировки кодексов. «За это время накопился определенный опыт, изменились иные законы и наше административное законодательство нужно привести в соответствие, – заявил он. – Один из новых разделов касается применения мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Это относительно новый институт в нашем законодательстве, он появился в 2021 году. И это продолжение того курса, который мы выбрали, – это курс на профилактику совершения правонарушений. И особенно это касается несовершеннолетних. Они еще дети, их поведение еще не сформировалось. Мы это прекрасно понимаем».
За эти годы в данном направлении была проведена большая работа, в том числе практическая. Жизнь показала, что направление было выбрано верно. «Сейчас нужно определить, как такие меры профилактики будут применяться: кто их должен применять, в каких случаях, какой порядок взаимодействия между органами, которые работают с подростками, – подчеркнул Александр Омельянюк. – Сегодня мы хотим услышать тех, кто применяет это законодательство на практике, кто непосредственно работает с детьми. Закон будет хорошо работать только в случае, если он основан на достижениях, которые у нас есть. А те проблемы, которые возникли, нужно разрешить в законодательстве, что позволит эффективно применять эти меры».
Среди участников выездного заседания – начальник кафедры административной деятельности факультета милиции Могилевского института МВД Александр Лубенков. «Белорусов всегда волнуют вопросы наших детей, то, как они растут. В 2021 году вносились изменения в Кодекс об административных правонарушениях и были введены определенные институты, регламентирующие применение в отношении несовершеннолетних профилактических мер воздействия. Прошло определенное время, мы посмотрели, что из этого работает, а что нужно подправить, – сказал он. – Такие встречи, как сегодня проходит на базе нашего вуза, очень важны. Здесь собрались не только парламентарии, но и практические работники из УВД, прокуратуры, КДН, представители научного сообщества. Мы с различных сторон можем обсудить этот проект, прислушаться к мнению каждого».
По информации БЕЛТА
В проекте БЕЛТА «Страна говорит» специалисты Министерства экономики и Банка развития рассказали, что такое «Региональная инициатива», как туда попасть и сколько заявок уже было подано.
Начальник главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Дмитрий Клименков рассказал, что «Региональная инициатива» – это логическое продолжение и трансформация инициативы «Один район – один проект». «Во время текущей пятилетки был изучен опыт реализации предыдущей программы, а также условия ее развития. На основе этого с начала 2025 года запущена новая инициатива», – пояснил он.
В новой программе сохранены лучшие элементы инициативы «Один район – один проект», в частности, финансовая поддержка, при этом упрощена процедура подачи заявок и администрирования. «Теперь достаточно подать заявку на сайте «региональная-инициатива.бел» и в течение месяца получить ответ. Если заявка одобрена, инициатор может обратиться в банк и доказать экономическую эффективность своего проекта», – обратил он внимание. Он подчеркнул, что проект обязательно должен быть окупаемым, так как государство предоставляет средства на специальных условиях и заинтересовано в отдаче.
«Предварительные результаты показывают, что с февраля 2025 года поступило около 200 заявок, из которых одобрена примерно половина. Остальные заявки отклонены либо из-за несоответствия критериям, либо отсутствия экономической эффективности и значимости для региона», – сказал Дмитрий Клименков.
По инициативе «Один район – один проект» в течение трех лет Банк развития работает на основе льготных условий кредитования: фиксированная ставка 8 % годовых в белорусских рублях на первые пять лет пользования кредитом. После завершения инвестиционной фазы, которая длится около пяти лет с выходом на проектные мощности, ставка становится рыночной.
В отличие от инициативы «Один район – один проект» «Региональная инициатива» фокусируется на более отдаленных районах, нуждающихся в особом внимании и поддержке. Условия по этой инициативе со следующего года становятся более привлекательными, чем были по инициативе «Один район – один проект»: процентная ставка составит 7 % в белорусских рублях в течение первых шести лет, а срок кредитования увеличен. После этого действуют рыночные условия.
Правительство создает такие условия, чтобы все инициативы, которые ранее оставались на полках, начали реализовываться и приносить пользу экономике. Это помогает стимулировать развитие производственной инфраструктуры в регионах и поддержку бизнеса, особенно на менее развитых территориях.
По информации БЕЛТА
