Игорь Карпенко: ЦИК проводит системную работу по разъяснению новаций избирательного законодательства
Председатель ЦИК Игорь Карпенко встретился с общественным активом Мозырского и Калинковичского районов, сообщает корреспондент БЕЛТА.
«Очень важно сегодня, чтобы потенциальные организаторы выборов – те, кто будут входить в составы различных избирательных комиссий, и субъекты, которые обеспечивают работу этих комиссий на территории, которая предоставляет места для работы комиссий, где формируются избирательные участки, – работали слаженно в соответствии с действующим законодательством, – сказал Игорь Карпенко. – Поскольку новаций было достаточно много, мы сейчас активно ездим по стране, общаемся, взаимодействуем, рассказываем об этих новациях. У нас организована системная учеба на базе Академии управления. Сейчас эту учебу должны подхватить еще региональные институты развития образования. Кроме этого, будем проводить серию различных семинаров, как сегодня в Мозыре. Вчера такой региональный семинар проходил в Барановичах. Таким образом мы разъясняем действующее законодательство».
По его словам, ЦИК подготовит методические рекомендации для всех уровней комиссий. «Когда будут сформированы комиссии, мы тоже проведем серию семинаров. Подготовим методические рекомендации для всех уровней комиссий, – отметил глава ЦИК. – Поэтому это планомерная работа, для того чтобы система работала слаженно и все единообразно применяли нормы законодательства при проведении избирательных кампаний».
По информации
БЕЛТА
(фото – Мозырский райисполком)
В Беларуси сформирована нормативная база для обеспечения радиационной безопасности. Об этом заявил заместитель начальника Госатомнадзора Григорий Асташко в пресс-центре БЕЛТА.
«В Беларуси сформирована нормативная база, которая комплексно регулирует все вопросы обеспечения безопасности в ядерной отрасли. В 2008 году был принят закон об использовании атомной энергии. В нашей стране пройден путь от самого начала сооружения атомной станции до ее успешной эксплуатации. Сегодня она функционирует на полную мощность, а два блока выдают нужную стране электроэнергию. Этот закон отработал до 2022 года. В этом же году был принят новый закон о регулировании безопасности при использовании атомной энергии, который вступил полноценно в силу в 2023 году», – рассказал Григорий Асташко.
С 1991 года действовали два важных закона: о социальной защите граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и о правовом движении территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Эти законодательные акты были направлены на решение вопросов преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
В 1998 году в стране был принят первый закон о радиационной безопасности населения, который установил необходимые требования и принципы, критерии обеспечения радиационной безопасности. Основой для данного закона послужил модельный закон об обеспечении радиационной безопасности населения СНГ. В 2019 году он был комплексно пересмотрен и принят в новой редакции с учетом последних современных тенденций в развитии области знаний по обеспечению радиационной безопасности на основе рекомендаций признанных международных организаций.
В 2021 году Указом Президента № 137 были внесены изменения в правовой классификатор страны и законодательно закреплена отрасль ядерного права. «Сейчас мы продолжаем работу по развитию законодательства в этой сфере, в том числе двигаемся в направлении регулирования вопросов обращения с радиоактивными отходами. Одновременно идет подготовка к разработке концепции закона о внесении изменений в закон о правовом режиме территорий, загрязненных в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. После реализации этих шагов будет создана база для формирования цельной системы законодательства, которая будет обеспечивать реализацию необходимых требований в области ядерного права», – сделал акцент представитель Госатомнадзора.
На данный момент в стране разработано и введено в действие свыше четырех десятков норм и правил, которые регулируют самые различные вопросы обеспечения радиационной безопасности. Среди них общие положения обеспечения безопасности атомных электростанций, общие положения по обеспечению безопасности в сфере обращения с радиоактивными отходами. Эта работа продолжается на плановой основе. В планах Госатомнадзора на 2025 год разработка порядка полутора десятков норм и правил в развитие этого направления.
«Мы также разрабатываем и внедряем в действие так называемые руководства по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. Такие документы не являются обязательными для исполнения, но вместе с тем там закладываются положения, которые регламентируют, каким образом, подходами, путями и методологией необходимо реализовывать требования, содержащиеся в нормах и правилах. Принято уже порядка 15 руководств по безопасности, и эта работа продолжается», – подытожил Григорий Асташко.
По информации БЕЛТА
В Беларуси последовательно совершенствуется законодательство в сфере государственных финансов и управления государственной собственностью, заявила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Перед парламентариями сегодня выступил Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов с докладом о результатах деятельности ведомства.
«В соответствии с Конституцией Республики Беларуси палаты Национального собрания ежегодно заслушивают информацию Генерального прокурора, Председателя Комитета государственного контроля и Председателя Правления Национального банка о результатах их деятельности», – напомнила Наталья Кочанова.
Парламент и Комитет государственного контроля эффективно взаимодействуют для решения целевых задач, поставленных главой государства, и реализации национальных приоритетов развития нашей страны, отметила спикер. «Парламентарии неизменно учитывают позицию комитета в законопроектной деятельности, она всегда практико-ориентирована и обоснована», – подчеркнула Председатель Совета Республики.
«Во многом благодаря нашей совместной работе с Комитетом государственного контроля в республике последовательно совершенствуется законодательство в сфере государственных финансов, управления государственной собственностью. В Год благоустройства и пятилетку качества Комитету государственного контроля отводится особая роль в реализации соответствующих решений Главы государства», – дополнила Наталья Кочанова.
По информации БЕЛТА
В Беларуси готовят документ для регулирования выпуска токенов банками. Об этом сообщил Председатель Правления Национального банка Роман Головченко в программе «Актуальное интервью» на «Первом информационном», сообщает БЕЛТА.
Ранее Роман Головченко заявил, что Национальным банком совместно с заинтересованными вырабатывается системный подход к регулированию сферы токенов (цифровых знаков). В частности, предлагается предоставить банкам право через резидентов ПВТ создавать и размещать собственные токены, исполнять обязательства по ним.
«В чем мы видим перспективность этого инструмента? Во-первых, это важная составляющая привлечения инвестиций. Во-вторых, полноценное использование токенов – это возможность перехода впоследствии к смарт-контрактам, в которых алгоритмически зашиты определенные действия, и они будут выполняться автоматически. Их можно использовать абсолютно в различных сферах договорных отношений», – отметил он.
Сейчас токены могут приобретать субъекты хозяйствования через структуры ПВТ, но банки этот инструмент не используют. «Национальным банком ведется работа по подготовке комплексного правого акта, который бы регулировал две вещи. Первое – формы использования токенов для банков, второе – определенное ограничение, которое мы будем использовать для работы с этим еще достаточно новым финансовым инструментом. Это сфера так называемых децентрализованных финансов, и законы, по которым обращаются токены, не должны вступать в противоречие с классическими элементами платежной инфраструктуры», – объяснил глава Нацбанка.
Роман Головченко считает, что в сфере обращения токенов надо двигаться достаточно осторожно, выверяя все шаги и смотря, каким образом на практике реализуется законодательное регулирование. «В целом я уверен, что у токенов большое будущее, и Нацбанк делает, на мой взгляд, правильные шаги для того, чтобы стать регулятором именно этой сферы», – сказал он.
По информации БЕЛТА
Заместитель директора Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Александр Цай в проекте БЕЛТА «Страна говорит» пояснил новшества законодательства о летнем отдыхе и оздоровлении детей.
В прошлом году было подготовлено два основных нормативно-правых акта касательно летнего отдыха детей. Один из них вступил в силу с 1 сентября 2024 г. – это постановление Совета Министров № 509 «Об организации оздоровления детей в образовательно-оздоровительных центрах, воспитательно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях». Параллельно еще был подготовлен проект, который вступил в силу с 1 февраля этого года, – постановление Совмина № 6 от 3 января «О порядке подтверждения готовности лагерей к работе в период каникул». Основная цель этих нормативно-правовых актов – повышение доступности услуг отдыха и оздоровления для детей и приведение в соответствие с законодательством об образовании.
Александр Цай отметил, что необходимость принятия этих документов заключается в том, что до сих пор виды и перечни таких лагерей не были упорядочены. «В постановлении № 509 определены основные виды и типы лагерей, даны им понятия, в том числе и по срокам. То есть это теперь уже стационарный лагерь, воспитательно-оздоровительный, спортивно-оздоровительный лагерь, палаточный лагерь и дневной лагерь, – рассказал он. – Ряд лагерей у нас раньше выпадал, то есть были только лагеря оздоровительные, которые были созданы как учреждения образования. Другие виды лагерей тоже функционировали, но не было понятийного аппарата. Поэтому на сегодняшний день все уже урегулировано».
Был и ряд обращений от родителей по поводу того, что раньше путевки выдавались в комиссиях по оздоровлению. Далеко не все предприятия хотели создавать эти комиссии, тем самым ограничились права ребенка на отдых и оздоровление.
«Особенно это касается организаций частной формы собственности. Они не всегда были заинтересованы создавать комиссии по оздоровлению, а численность детей, которые не могли воспользоваться удешевленной путевкой, было немалое. Поэтому мы изменили механизм – теперь физлицо может приобрести путевку для родителей. При этом нанимателю не запрещают заключать договоры о сотрудничестве и таким же образом организовывать работу – назначать ответственного работника, который соберет необходимый пакет документов за родителей, который организует заключение договоров с организатором лагеря. Сегодня это можно урегулировать так же, как и раньше. Через комиссию по оздоровлению тоже можно организовать приобретение путевок для родителей», – пояснил Александр Цай.
По стоимости, естественно, ничего не изменится. «Никаких изменений нет. Стоимость лагеря, она контролируется областными и Минским городским исполнительными комитетами и, как правило, не превышает уровня макроэкономических показателей на очередной год», – заявил он.
Кроме того, документами определено, сколько и в каком лагере должны пребывать дети, чтобы это считалось воспитательно-оздоровительным или спортивно-оздоровительным лагерем. Продолжительность смены может регулироваться, но не во всех типах лагерей, подчеркнул эксперт.
По информации БЕЛТА
Заместитель начальника управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Максим Тарасов в пресс-центре БЕЛТА рассказал о новшествах законодательства по обращению с отходами.
Максим Тарасов напомнил, что правовые основы обращения с отходами определены в соответствующем законе. Они направлены на уменьшение объемов образования отходов и максимальное их использование, а также на предотвращение вредного воздействия отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество.
6 октября 2024 г. вступила в силу новая редакция Закона об обращении с отходами. «В целях уменьшения объемов образования отходов и их максимального вовлечения в хозяйственный оборот в новой редакции закона уточнены основные принципы в области обращения, а также введены основные направления единой государственной политики в данной области в порядке их приоритетности», – обратил он внимание.
На первом месте – предотвращение образования отходов. Затем следует уменьшение объемов образования отходов, переработка отходов, применение отходов для выработки энергии, применение отходов для выполнения работ и оказания услуг, а потом обезвреживание отходов. Помимо запрета на захоронение вторичных материальных ресурсов (ВМР), в новой редакции закона также введен запрет на захоронение отходов, подлежащих обезвреживанию, и запрет на захоронение отходов потребления, не прошедших сортировку, если на территории административно-территориальной единицы созданы все необходимые условия. В новой редакции закона также введена норма, согласно которой при осуществлении градостроительной деятельности должны выполняться требования о наличии пунктов заготовки отходов с учетом техтребований.
«У нас вторичные материальные ресурсы образуются не только в составе отходов потребления, но также в составе отходов производства. Максимальному вовлечению отходов производства в хозяйственный оборот способствует осуществление Минприроды ряда административных процедур в отношении субъектов хозяйствования. Прежде всего это административная процедура по выдаче разрешения на хранение и захоронение отходов производства, в которых одним из особых условий является недопущение захоронения ВМР. Также это админпроцедура по согласованию инструкций по обращению с отходами производства, в которых устанавливаются требования по организации раздельного сбора и необходимости передачи ВМР на использование», – рассказал Максим Тарасов.
На законодательном уровне закреплена обязанность субъектов хозяйствования по обеспечению сбора отходов, их разделения по видам, обеспечению использования отходов. Физлица также обязаны обеспечивать сбор отходов, их разделение по видам, если созданы необходимые условия.
Для доступа к информации по наличию в республике предприятий, осуществляющих использование определенных видов отходов, Минприроды ведет реестр объектов по использованию отходов. «В настоящее время в республике зарегистрировано порядка 1,5 тыс. объектов по использованию различных видов отходов. И чем больше создается таких объектов, тем большее количество вовлекается в хозяйственный оборот, а это способствует уменьшению захоронения отходов и снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду, – акцентировал внимание представитель ведомства. – В реестре зарегистрировано порядка 40 объектов по использованию отходов бумаги и картона, 30 – по использованию отходов стекла, 170 – по использованию полимерных отходов, порядка 30 – по использованию изношенных шин, 85 – по использованию отработанных масел».
Использование отходов осуществляется в соответствии с актами законодательства, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами. На объектах, где осуществляется использование отходов, проводится оценка воздействия на окружающую среду. Отходы используются в соответствии с техническими условиями на продукцию, изготовленную из отходов, которые в обязательном порядке проходят в государственную экологическую экспертизу.
Кроме того, Минприроды на постоянной основе проводит контрольные мероприятия, в том числе для недопущения захоронения ВМР на объектах захоронения отходов. Также проводятся контрольные мероприятия в части содержания контейнерных площадок.
По информации БЕЛТА