/ / Общественно-политические
19.09.2023

Наталья Кочанова: ключевая цель законотворчества – закрепить достигнутое качество суверенитета белорусского государства

Ключевая цель законотворчества – закрепить достигнутое качество суверенитета белорусского государства, заявила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова на открытии одиннадцатой сессии Совета Республики седьмого созыва, передает корреспондент БЕЛТА.

Заседание

(фото – БЕЛТА)

«За годы суверенного развития Беларуси сформировалась собственная уникальная белорусская модель общественного развития. Ее столпами являются сильное государство, социально ориентированная рыночная экономика, восточнославянская культурно-цивилизационная принадлежность белорусского народа. В тех геополитических реалиях, в которых осуществляется деятельность Национального собрания седьмого созыва, ключевая цель законотворчества – закрепить достигнутое качество суверенитета белорусского государства. Парламентарии продолжили работу по совершенствованию национальной правовой системы, укреплению законности и правопорядка, сохранению социальной стабильности и гражданского согласия», – сказала Наталья Кочанова.

Новым этапом государственно-правового строительства стало внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, отметила спикер. «Члены Совета Республики входили в состав Конституционной комиссии и рабочей группы по доработке проекта обновленного Основного закона, принимали активное участие в выработке предложений, провели масштабную разъяснительную работу с населением, в том числе на площадке специально созданной общественной приемной при Совете Республики, – подчеркнула Наталья Кочанова. – В целом Советом Республики седьмого созыва за десять прошедших сессий рассмотрено и одобрено 302 законопроекта, из них 123 – о выражении согласия на обязательность для Республики Беларусь международных договоров. 82 закона, или более 90 %, приведены в соответствие с Конституцией Республики Беларусь».

В целях реализации обновленных конституционных положений о статусе органов государственной власти внесены изменения в законы «О Национальном собрании Республики Беларусь», «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь», «О прокуратуре Республики Беларусь», «О конституционном судопроизводстве», в Кодекс о судоустройстве и статусе судей и иные. «Принятые новеллы призваны сохранить президентскую форму правления с присущими ей разделением властей на законодательную, исполнительную, судебную ветви и сильной управленческой вертикалью на местах, – констатировала Председатель Совета Республики. – Институт президентства остается стержнем системы государственного управления. Одновременно усиливается роль и функциональное предназначение парламента при выработке предложений по ключевым направлениям развития нашей страны. Правительство стимулируется в генерировании направлений, новых эффективных идей и проектов решений в части экономического блока, формирования региональной политики. Повысилась ответственность за управляемость и скоординированность механизма власти на местах, а также обеспечена реальная вовлеченность местных органов власти в региональные процессы в различных сферах. Особую значимость для развития общественно-политической системы страны имеет абсолютно новый Закон «О Всебелорусском народном собрании». Этот высший представительный институт народовластия в нашей стране определяется в качестве стратегической «надстройки» над всеми действующими органами власти. Закрепляется реализация сложившихся за прошедшие десятилетия подходов, когда именно ВНС выступало фарватером государственного курса, обеспечивая единство общества и власти, регионов и центра».

В настоящее время ведется работа по корректировке еще 6 законов, предусмотренных планом мероприятий по приведению законов в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции. Это – законы «О Президенте Республики Беларусь», «О защите прав потребителей», «О государственных наградах Республики Беларусь», «О свободе совести и религиозных организациях», «Об инвестициях». «Признание утратившими силу законов «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь», «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» будет осуществлено после принятия по ним решений Всебелорусского народного собрания, – уточнила спикер. – Всего за период седьмого созыва впервые были приняты Закон «Об изменении Конституции Республики Беларусь», 10 новых законов и 1 новый кодекс. Взамен ранее действовавших принято 8 законов. В новой редакции изложены 2 кодекса и 16 законов. В целом принятые законы охватывают различные сферы общественных отношений и посвящены вопросам обеспечения национальной безопасности и защиты суверенитета, государственного строительства и местного самоуправления, правоохранительной деятельности, совершенствованию финансово-экономической системы, росту инвестиций, развитию регионального и международного сотрудничества. Кроме того, пристальное внимание традиционно было уделено законам, регламентирующим наиболее волнующие большинство граждан сферы труда и заработной платы, образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта».

За период седьмого созыва инструментарий законотворчества существенно усовершенствован. Введен новый формат взаимодействия с исполнительной властью – проведение «правительственных часов», в ходе которых можно задать волнующий вопрос членам Совета Министров и сразу же получить на него ответ. В целях выявления общественного и экспертного мнения положительно зарекомендовали себя проводимые под эгидой Совета Республики рабочие группы, совещания, диалоговые площадки, научно-практические конференции, форумы, семинары, круглые столы.

«Созданный в июне 2021 года по поручению главы государства экспертный совет стал действенным «правовым фильтром», обеспечивающим всестороннее рассмотрение проектов важнейших нормативных правовых актов в целях оценки политических, финансово-экономических, социальных и иных последствий их принятия, – дополнила Наталья Кочанова. – Практика работы экспертного совета позволяет не только оценить востребованность конкретных нормотворческих новаций и их регулирующее воздействие на общественные отношения, но и выявить наиболее часто встречающиеся недостатки вносимых проектов. В свою очередь могут быть выработаны рекомендации по характеру проработки проектов документов, обеспечению системности и комплексности правового регулирования. Все это свидетельствует о возрастающей степени профессионализма работы парламентариев, закреплении традиции народного законотворчества и усилении данной функции Национального собрания Республики Беларусь как важной составляющей общенационального механизма обеспечения и защиты суверенитета нашей страны».

По информации БЕЛТА