Концентрация, дисциплина, эффективность. Анатолий Сивак обозначил ключевые принципы господдержки чернобыльских регионов
Ключевыми принципами для оказания господдержки регионам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, должны быть концентрация ресурсов на главном, дисциплина и эффективность. Об этом заявил журналистам Заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак по итогам доклада Главе государства о развитии районов Гомельской области, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Отвечая на вопрос журналистов, сохранится ли в будущем государственная поддержка чернобыльских регионов, вице-премьер подчеркнул: «Поддерживать безусловно будем».
По его словам, у государства есть определенные обязательства, предусмотренные в том числе законом о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС и других радиационных аварий. И они будут выполняться.
Вместе с тем, есть необходимость проанализировать вопросы отнесения территорий к категории пострадавших, и привести их в соответствие с существующими реалиями с учетом нынешних условий и всех предпринятых мер. «Необходима аналитическая работа, определенные акценты… Какие изменения произошли на конкретной территории за этот период времени – здесь должна быть такая скрупулезная серьезная работа, и эту работу необходимо делать, это поручение Президента, чтобы оценивать, а не оставаться в цифрах, которые были 39 лет назад, – сказал Анатолий Сивак. – Аналитика не должна оставаться неизменной».
Он обратил внимание, что со стороны государства было многое сделано для создания комфортной социальной инфраструктуры, социальной поддержки. Работа в этом направлении продолжается не только в рамках чернобыльских программ, но и в целом в соответствии с различными республиканскими программами, например, по развитию дорог.
«Но когда мы говорим, что здесь нужны какие-то дополнительные деньги, то они должны быть очень качественно просчитаны, аргументированы и направлены на решение конкретной проблемы. В первую очередь это проблемы, связанные с производством там, где сказывается влияние чернобыльского фактора. И здесь нужна соответствующая поддержка», – пояснил вице-премьер.
Ключевыми принципами для оказания такой поддержки он назвал концентрацию (не распыление), дисциплину, эффективность. «Это должны быть в первую очередь производственные объекты, которые дадут людям работу», – подчеркнул Анатолий Сивак.
По информации
БЕЛТА
Юрий Чеботарь: государство заинтересовано в активном развитии и укрупнении предпринимательского сектора
В проекте Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040-го значительная роль отведена как бизнесу вообще, так и малому и среднему предпринимательству в частности. Предполагается, что к 2040 году доля МСП достигнет 40 процентов. Стратегия – не цель, а перманентный процесс развития деловой среды. О ее состоянии на сегодняшний день рассказал Министр экономики Юрий Чеботарь.
От торговли к производству
– Деловая среда формируется исходя из общей экономической политики, подстраивается под конъюнктуру рынка и трансформируется вместе с вызовами времени. В 1990-х подавляющее большинство предпринимателей занимались торговлей. Спустя годы ретейл консолидировался, сформировались крупные сети с высоким уровнем сервиса и разнообразием ассортимента. Сейчас стремительно развивается электронная коммерция, а вместе с ней и новые бизнес-модели.
Изменились не только формы ведения бизнеса, но и сама структура национальной экономики. Основная добавленная стоимость формируется в реальном секторе: промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве. Государство нацелено на поддержку индустриальных проектов, и этот курс находит отклик в предпринимательской среде.
Практика показывает, что многие производственные компании начинали в той или иной форме с торговой деятельности: поставки товаров помогали аккумулировать капитал, нарабатывать компетенции. И в определенный момент предприниматели осознавали, что им выгоднее организовать собственное производство и использовать уже наработанную торгово-проводящую сеть для продвижения своей продукции.
По такому алгоритму реализуется ряд проектов в рамках инициативы «Один район – один проект». Немало инвесторов, начавших свой путь в бизнесе в сфере торговли в крупных городах, возвращаются на малую родину уже в новой роли – создателей производств, которые меняют экономический ландшафт регионов.
Государство заинтересовано в активном развитии и укрупнении предпринимательского сектора и создает для этого необходимые условия. Важным шагом стали законодательные инициативы по масштабированию бизнеса путем «бесшовного» перехода ИП в коммерческие организации. Одновременно расширяются механизмы поддержки субъектов МСП: предприниматели могут рассчитывать на займы и поручительства по коммерческим кредитам от Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты, предоставляемые местными властями, выгодные кредитные программы от Банка развития и других. Инструментов достаточно, их перечень продолжает расширяться. Так, с этого года заработали новые финансовые инструменты поддержки – «Региональная инициатива» и промышленная ипотека.
Широкий спектр стимулов предусмотрен обновленным Законом «Об инвестициях». Важный принцип, заложенный в законодательство, – равенство всех форм собственности. Инвесторами могут выступать и частные компании, и государственные. Необходимо отметить, что госсектор только начинает осваивать новые механизмы: пока лишь два предприятия воспользовались такой возможностью. В проработке находится 14 проектов (практически половина от заявленных). Большинство в высокой степени готовности к реализации. Среди инициаторов проектов – как флагманские компании (БЕЛАЗ), так и коммунальные предприятия. Рассчитываем, что активность в 2025-м повысится.
Особое внимание уделяется развитию высокотехнологичного сектора. Продолжим расширять технопарки, совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Они должны не просто предоставлять необходимые площади и инфраструктуру, но и готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Развитие технопарков – стратегическая задача, рассматриваемая и как способ масштабирования технологического бизнеса, и как инструмент роста предпринимательства в целом.
С далеким прицелом
– Предсказуемость – ключевой фактор для любого бизнеса. Поэтому Минэкономики совместно с другими ведомствами работает над формированием документов по стратегическому развитию в долгосрочном и среднесрочном периодах: как страны в целом, так и отраслей. Внесли соответствующие изменения в законодательство: теперь каждая отрасль должна иметь стратегию развития сроком на десять лет. Был пройден большой и достаточно непростой путь подготовительной и предметной работы. В прошлом году одобрен Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП). Мы очень плотно сотрудничали с Государственным комитетом по науке и технологиям, чтобы сделать документ максимально приземленным.
С учеными и отраслевыми регуляторами сформировали 26 технологических карт, которые отражают, что необходимо сделать, чтобы максимально углубить переработку собственной сырьевой базы, какие материалы, оборудование, технологии для этого необходимы.
На выходе получился конкретный список технологий, которыми мы должны обладать до 2040-го: на основе собственных знаний и компетенций и в сотрудничестве с нашими партнерами.
Теперь на основе технологических карт формируются отраслевые стратегии, позволяющие на десять лет вперед выстроить продуктовую линейку, которую будет осваивать наша промышленность, определить межотраслевую интеграцию.
Министерство экономики в этой работе взяло на себя роль координатора: ведь чем детальнее проработка, тем точнее планы. Приведу пример из деревообработки. В деревообрабатывающей отрасли планируется увеличить производство ДСП-плит, но для этого нужны не только дополнительные объемы щепы, но и специальные смолы. Однако оказалось, что в отраслевой стратегии нефтехимического производства не предусмотрен рост выпуска смол. Попросили доработать документ. Посмотрели дальше по межотраслевым связям: для выпуска смолы нужен в том числе карбамид. Предприятие-производитель также скорректировало свои долгосрочные планы. И в таком ключе, шаг за шагом раскручиваем все производственные цепочки, синхронизируя стратегии различных сфер производства.
В реальном секторе должны быть сформированы 12 отраслевых стратегий. Восемь из них уже готовы, прошли согласование на уровне Минэкономики. По отдельным еще предстоит защита на уровне профильного вице-премьера. Самым сложным направлением остается машиностроение, ведь здесь требуется учесть огромное число межотраслевых связей, новых технологий и наработок.
В технологические карты включены около 800 позиций, товаров и технологий, из которых свыше 200 из КП НТП. Эти документы могут и должны стать опорой для развития, включая малый и средний бизнес, создание новых производств, промкооперацию с нашими флагманами.
Приведу еще один пример. Президент поставил задачу нефтехимической отрасли освоить за пятилетку 40 новых видов продукции. Отраслевая стратегия предполагает увеличение доли производства нетопливной продукции в полтора раза. Соответственно, крупные предприятия, являющиеся производителями сырья, будут сотрудничать с малым бизнесом, обеспечивающим последующие технологические переделы. Именно такой подход реализован в Витебской области: в Глубокском районе компания «Сканлинк» запустила завод по производству масел и специальных жидкостей, применяя сырье от «Нафтана». Проект реализован в рамках инициативы «Один район – один проект». Инвестор намерен расширять производство, осваивать выпуск широкой номенклатуры продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Это взаимовыгодное сотрудничество, когда крупный бизнес получает надежного покупателя, а малое предприятие – стабильный источник сырья. Такие кооперационные цепочки станут разрастаться, обеспечивать новые рабочие места и создавать дополнительную добавленную стоимость. Именно с этой целью и формируются стратегии, технологические карты и другие системные документы, чтобы вся экономика развивалась в едином ритме, а предприниматели независимо от масштаба бизнеса могли уверенно планировать будущее.
ФАКТЫ
За прошлый год экспорт несырьевых товаров и услуг МСП составил около 40 процентов от общестранового объема. География экспортных поставок – три четверти стран мира.
Частные предприятия активны в реализации принятой модели мобилизационного развития, импортозамещения и создания новых продуктов. Более половины патентов в стране (53,7 процента) приходится на регистрацию частными компаниями. Созданная в 2022-м электронная платформа «Импортозамещение» объединяет на одном ресурсе производителей и потребителей комплектующих сырья и материалов. Объем сделок на площадке в 2024-м вырос в полтора раза к 2023 году и составил около 770 миллионов рублей.
МСП реализует более половины проектов (125 из 221) в рамках инициативы «Один район – один проект».
В прошлом году Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей проведено 22 контактно-кооперационные биржи. В них приняло участие свыше 470 субъектов предпринимательской деятельности. Продолжает действовать общереспубликанский информационный ресурс субконтрактации. За время его работы заключены около 490 кооперационных контрактов на сумму более 24 миллионов долларов в эквиваленте.
ЦИФРЫ
За 30 лет сектор малого и среднего предпринимательства вырос с 8 тысяч малых предприятий до 110 тысяч субъектов хозяйствования. Из них 40 процентов заняты в производственном секторе (промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство). Количество занятых за тот же период увеличилось с 235 тысяч до 1,4 миллиона человек.
Примерно 2,2 тысячи ИП уже перешли в упрощенном порядке в статус юридического лица. В топ-6 видов деятельности зарегистрированных компаний вошли розничная торговля (44 процента), автомобильные перевозки (11), оптовая торговля (10,7), сдача внаем недвижимого имущества (4,5), общественное питание (3), деятельность в сфере образования (2,2). Наибольшая активность по перерегистрации наблюдается в Минске и Минской области: в них сконцентрировано наибольшее число индивидуальных предпринимателей (31 и 16 процентов соответственно). Далее следуют Брестская (14) и Гомельская (13,1) области. В Могилевской и Витебской – около 9. На Гродненскую область приходится 8 процентов зарегистрированных ИП, которые перерегистрировались в коммерческие организации в упрощенном порядке.
В ТЕМУ
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора. В рамках этого механизма инвестиционный проект в Бресте уже прошел первичную оценку, отработаны условия реализации и положения инвестдоговора, бизнес-план проекта подвергнут оценке в Банке развития. В проработке еще два потенциальных проекта.
Бюджетные трансферты – возмещение части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов. Выплачивается трансферт после запуска предприятия и достижения заявленных показателей. Сейчас в проработке восемь проектов.
Специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот: так называемый преференциальный проект. В четырех областях уже принято восемь таких решений. На подходе еще 20 проектов, из них 13 в высокой степени готовности.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 25 апреля 2025 г.
Создание общего рынка нефти и нефтепродуктов Беларуси и России перенесено на 1 января 2027 года
Создание общего рынка нефти и нефтепродуктов Беларуси и России перенесено на 1 января 2027 года, заявила заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Светлана Гурина на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва, передает корреспондент
БЕЛТА.
«С нашим стратегическим партнером – Российской Федерацией – мы ведем постоянный диалог в части движения по треку формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов. Работа эта поэтапная, в каждом государстве сложилась своя система работы на рынке нефти и нефтепродуктов, она требует взвешенного и тщательного подхода, осмысления. Обсуждая все эти вопросы в рамках ранее разработанных союзных программ, стороны пришли к пониманию, что процесс по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов требует тщательной проработки, и срок его формирования перенесен на 1 января 2027 года», – рассказала Светлана Гурина.
Сегодня депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли законопроект «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г.». Законопроект представила зампредседателя концерна «Белнефтехим».
Протокол о внесении изменений в соглашение между Правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 года подписан в г. Минске 6 декабря 2024 года. Протоколом предусматривается продление срока действия соглашения до 31 декабря 2026 года и при этом его автоматическое продление после 31 декабря 2026 года на последующие годичные периоды, если ни одна из сторон не уведомит за три месяца до истечения очередного годичного периода другую сторону о своем намерении прекратить действие соглашения. Предусматривается отмена конкретного срока действия нормы о ежегодном включении в индикативные балансы нефти сырой, предназначенной для Республики Беларусь в объеме 24 млн тонн, поставляемой трубопроводным и иными видами транспорта (т.е. теперь эта норма действует на период действия соглашения).
Как пояснила Светлана Гурина, планами формирования общего нефтяного рынка с 2027 года и объясняются те даты, которые были зафиксированы в протоколе как изменение в соглашение.
«Но в то же время тот механизм, который мы в протоколе предусматриваем, гибкий и предполагает, что если стороны в 2027 году примут решение какие-то еще моменты отработать и чуть сместить этот срок, то уже нам не потребуются какие-то изменения. Мы будем работать в рамках соглашения и далее спокойно, последовательно двигаться, отстаивая интересы Республики Беларусь в этом вопросе», – пояснила она.
По информации
БЕЛТА