/ / Общественно-политические
15.09.2023

Зампредседателя Верховного Суда: количество санаций предприятий должно вырасти значительно

Со вступлением 1 октября 2023 года в силу Закона «Об урегулировании неплатежеспособности» количество санаций предприятий должно вырасти значительно. Как передает корреспондент агентства « Минск-Новости», об этом журналистам заявил заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Юрий Кобец 14 сентября, перед началом семинара по вопросам практического применения закона.

Учитывая экономическую значимость нового нормативного правового акта, на семинар были приглашены руководство и судьи экономических судов Минской области и города Минска, руководители исполнительных и распорядительных органов, представители объединений антикризисных управляющих и бизнес-сообществ.

– Основная идеология нового закона заключается в простой формуле. Когда предприятие попадает в сложную ситуацию, у нас должны быть хорошо отлаженные юридические механизмы помощи для восстановления его платежеспособности. Тем самым сохранить производство и трудовой коллектив, – пояснил журналистам Ю.Кобец. – Именно на это направлена вся идеология закона, нацелены все органы, которые принимают участие в реализации положений документа, начиная от местных райисполкомов и заканчивая экономическими судами.

Отвечая на вопрос, какие именно инструменты будут применяться для финансового оздоровления предприятий, Ю.Кобец выделил своевременность вхождения в процедуру санации. По его словам, важно не упустить время.

– Экономика очень динамична, и всякое промедление чревато. Сегодня воспользоваться процедурой банкротства или санации можно только в одном случае – когда у предприятия наступает устойчивый период неплатежеспособности. В новом законе от этого мы фундаментально отходим. Устойчивый период неплатежеспособности во многом приводит к тому, что предприятие восстановить уже невозможно, – подчеркнул заместитель Председателя Верховного Суда

Ю. Кобец отметил лишь единичные случаи санации по всей республике:

– Главная причина в том, что, как уже указывалось выше, предприятия очень поздно входят в эту процедуру. Что касается банкротства или ликвидации, то речь идет о цифре чуть менее одной тысячи субъектов хозяйствования. Как правило, это предприятия, которые давно прекратили свою деятельность и просто проходят соответствующие процедуры. Учитывая те изменения, которые предлагает закон, мы надеемся, что количество санаций, особенно успешных, должно вырасти значительно.

К тому же, по словам заместителя Председателя Верховного Суда, успешная работа предприятий зачастую зависит от внешних факторов:

– Вспомним события, связанные с пандемией COVID-19. Это абсолютно внешние обстоятельства, никак не связанные с нашей страной. Вместе с тем они очень серьезно отразились в том числе на финансовом положении белорусских предприятий. И для того чтобы иметь возможность очень мобильно реагировать прежде всего на внешние вызовы, и предусматриваются новые механизмы закона. Иногда достаточно нескольких месяцев, чтобы предприятие, проработав в особых условиях, могло снять все вопросы. Перестроить, к примеру, те же логистические цепочки, если в этом возникла необходимость, или перейти на новые рынки сбыта, решить вопросы с поставщиками. Именно на это и нацелен закон.

Отвечая на вопрос, кто будет отслеживать ранние признаки неплатежеспособности предприятий, Ю.Кобец назвал местные органы управления.

– Никто не знает положения дел на местах лучше, чем региональная власть. При этом нет разницы, большое это предприятие или на нем трудятся 5–10 человек. Это рабочие места, занятость, семьи работников, – подчеркнул он.

По словам заместителя Председателя Верховного Суда, принимаемый закон принципиально новый.

– Хочу сказать, что аналогов нашему закону на постсоветском пространстве пока нет, – отметил Ю.Кобец. – Документ вызвал большой интерес у наших российских коллег. Они внимательно отслеживают те изменения, которые у нас произошли, активно интересуются подходами в практике применения этого закона. Действительно, в нем много новелл, которые раньше не встречались в правоприменительной практике. Очень серьезно отличаются функции исполкомов, антикризисных управляющих, экономических судов. Мы, например, полностью отходим от тотального сопровождения дел об экономической несостоятельности. Если раньше и вынесением решения, и его исполнением занимались экономические суды, то по положениям нового закона они будут заниматься исключительно рассмотрением дел об экономической несостоятельности и разрешением споров, возникающих при исполнении таких решений.

Очень серьезными Ю.Кобец назвал и другие изменения. В частности, закон расширяет поле деятельности антикризисных управляющих, они получат дополнительные возможности для реализации планов санации. Существенно меняется положение советов кредиторов.

– По большому счету именно этот орган будет руководить действиями управляющего, для того чтобы вывести ситуацию в нормальное положение, – рассказал Ю.Кобец. – Давайте согласимся, что никто так не заинтересован в восстановлении предприятия, как кредиторы. Для них это реальная возможность вернуть те деньги, которые они вложили.

Принципиально меняется подход в участии представителей трудовых коллективов в разработке и утверждении планов санации.

– В законе прямо указано, что в совете кредиторов должен быть представитель трудового коллектива. Его голос будет учитываться при утверждении планов санации, утверждении планов работы и оценке управляющего. На наш взгляд, это повысит ответственность со стороны управляющего за результаты своей работы, а самое главное – будет позволять эффективно защищать права работников предприятия, попавшего в сложное финансовое положение, – резюмировал Ю.Кобец.

Олег Пахолкин,  информационное агентство «Минск-Новости»