Как распределяется арендное жилье и у кого преимущество при получении, пояснили в МЖКХ
Граждане могут улучшить свои жилищные условия, получив во владение и пользование арендное жилье, распределение которого регламентировано ст. 111 Жилищного кодекса. Все нюансы во время вебинара в Национальном центре законодательства и правовой информации разъяснила заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Якушова, передает корреспондент
БЕЛТА.
Так, арендное жилье распределяется следующим образом: для граждан, имеющих первоочередное право на его получение в связи с характером трудовых и служебных отношений, отводится не более 40 %, а оставшиеся 60 % – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия их на соответствующий учет, либо не состоящих на таком учете, которые получают арендное жилье в общем порядке. Подобное соотношение действительно во всех регионах республики, кроме Минска.
В столице установлена отдельная квота на предоставление арендного жилья. Здесь не менее 80 % подобного жилья предусмотрено для граждан в связи с характером трудовых отношений и не более 20 % для граждан на общих основаниях. Данную квоту устанавливает Указ Главы государства № 382 от 5 октября 2021 г. «О жилых помещениях г. Минска».
«Предоставление арендного жилья носит заявительный характер, и прежде всего именно гражданин самостоятельно принимает решение о подаче заявления о предоставлении ему жилого помещения, – прокомментировала Надежда Якушова. – Информация о наличии свободного арендного жилья дублируется на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, то есть ресурсах райисполкомов, администраций районов в городах, сельисполкомов».
В первую очередь предоставляются сведения о месте нахождения, количественном и качественном составе жилого помещения, такая информация также обязательно содержит характеристику и данные об уровне благоустройства жилого помещения.
«Открыв сайт исполкома, мы можем увидеть, что имеется, например, свободная арендная квартира. Нам доступны данные, на каком этаже она расположена, сколько в ней комнат, какова ее площадь, есть и информация по ее благоустройству, оснащенности инженерными системами. Кроме того, в такой информации можно увидеть размер платы за пользование жильем и срок обращения для подачи заявления о предоставлении арендного жилья, который, кстати, не может быть менее 15 календарных дней, – обратила внимание Надежда Якушова. – Можно также почерпнуть сведения о том, кому предназначается та или иная квартира. Например, будет указано «для граждан в связи с характером трудовых отношений на основании индивидуальных ходатайств» либо «для граждан в общем порядке».
Вместе с тем есть нюанс, и касается он арендного жилья для военнослужащих, поскольку информация такого рода не размещается на сайтах исполкомов. Порядок информирования в данном случае устанавливается решениями облисполкомов и Мингорисполкома.
Когда гражданин выбрал для себя подходящий вариант арендного жилья, он, взяв с собой из документов только паспорт, обращается в службу «одно окно» местного исполнительного органа. Адреса и телефоны также можно найти на сайтах. Если же речь идет о предоставлении арендного жилья республиканского жилищного фонда, за предоставление такого жилья граждане обращаются не в службу «одно окно», а непосредственно к наймодателю, то есть в организацию республиканской формы собственности, за которой построенное арендное жилье закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
«Теоретически получить во владение и пользование арендное жилье может каждый, так как на общих основаниях арендное жилье предоставляется гражданам, как состоящим на учете нуждающихся, так и не состоящим на подобном учете», – резюмировала представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
По информации
БЕЛТА
На публичной кадастровой карте обновлен слой «Цитадели мужества»
В целях увековечения и сохранения исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, а также патриотического воспитания населения Президентом Беларуси Александром Лукашенко 8 апреля 2025 г. подписан Указ № 144 «Аб узнагароджанні вымпелам «За мужнасць і стойкасць у гады Вялікай Айчыннай вайны».
Вымпелом награждены шесть городов Беларуси, которые являются примером подвига и всенародного сопротивления, проявленных в годы Великой Отечественной войны:
-
г. Кобрин;
-
г. Речица;
-
г. Славгород;
-
г. Слоним;
-
г. Смолевичи;
-
г. Сенно.
Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь на публичной кадастровой карте (ПКК) обновлен информационный слой «Цитадели Мужества», который теперь содержит информацию о 42 населенных пунктах нашей страны.
Подробнее изучить обновленный слой можно на
публичной кадастровой карте.
По сообщению
официального сайта Национального кадастрового агентства
Единый реестр пустующих домов содержит информацию почти о 26 тыс. объектов
С 1 января 2023 года в единый реестр пустующих домов внесена информация примерно о 40 тыс. объектов, часть из них вовлекли в хозоборот, актуальной остается информация о приблизительно 26 тыс. домов. О востребованности ресурса в интервью телеканалу
«Первый информационный» рассказала заместитель начальника главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра Госкомимущества Виктория Верина, сообщает
БЕЛТА.
Работу с пустующими жилыми домами в Беларуси начали в 2006 году. С тех пор законодательство в области земельных отношений корректировалось не раз. В частности, последние правки, как заметила представитель комитета, вносились в 2021 году. Введенные тогда новшества остаются актуальными по сей день. Так, теперь пустующие жилые дома можно продавать со снижением цены вплоть до одной базовой величины либо со стартовой ценой, равной базовой. Кроме того, упрощен порядок сноса подобных домов – отныне для этого не требуется разработка проектной документации. Еще одним новшеством стало создание единого реестра пустующих домов, функционирующего с 1 января 2023 г.
«Ресурс пользуется достаточно большой популярностью и аккумулирует информацию о жилых домах, соответствующих признакам пустующих. Если ранее такие данные были разрозненными, велись в каждом районном исполнительном комитете, где составлялись отдельные списки пустующих и ветхих домов, то сегодня вся информация по стране собрана на одном ресурсе, – обратила внимание Виктория Верина. – Любой желающий может зайти на портал, просмотреть перечень и выбрать интересующий его дом, который уже продается или находится в стадии признания его пустующим и в последующем будет продан».
С начала функционирования на ресурсе была собрана информация примерно о 40 тыс. пустующих жилых домов. По словам замначальника главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра, часть из них продана или вовлечена в хозяйственный оборот другим способом. Актуальной же остается информация о 26 тыс. объектов. В течение 2024 года выявлено более 15 тыс. жилых домов, которые соответствуют критериям пустующих, а вовлечено в хозоборот 5340 жилых домов, из них снесено 3945, продано – 1369.
Согласно последним данным Госкомимущества, за три месяца 2025 года вовлечено в хозяйственный оборот и не только почти 1,1 тыс. пустующих домов, что на 34 % выше показателя первого квартала 2024-го. Вовлечено за это время и 247 га земель – плюс 38 % к аналогичному периоду прошлого года. Всего в 2025 году планируется вовлечь 5,5 тыс. пустующих домов и порядка 1180 га земель. С учетом проведения Года благоустройства в сравнении с 2024 годом плановые показатели увеличены на четверть.
По информации
БЕЛТА
В Палате представителей прошел семинар по вопросам применения законодательства Беларуси об охране и использовании земель на современном этапе
31 марта 2025 года под председательством И.П.Сергеенко в Палате представителей прошел семинар на тему «Актуальные вопросы применения законодательства Республики Беларусь об охране и использовании земель на современном этапе».
Целями мероприятия являются изучение проблемных вопросов практики применения действующего законодательства об охране и использовании земель, в том числе отдельных вопросов, возникающих в судебной практике рассмотрения земельных споров и иных дел, связанных с применением законодательства об охране и использовании земель, анализ основных направлений планируемой корректировки законодательства в указанной сфере.
В семинаре приняли участие депутаты, представители Администрации Президента Республики Беларусь, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Комитета государственного контроля, Государственного комитета по имуществу, министерств, РУП «Проектный институт Белгипрозем», областных и Минского городского Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, землеустроительных служб.
Со вступительным словом к участникам семинара обратился Председатель Палаты представителей. Он отметил, что тематика семинара обусловлена включением в план подготовки проектов законодательных актов на 2025 год, утвержденный Главой государства, проекта Закона по вопросам регулирования земельных отношений.
Практика применения законодательства в этой сфере и анализ обращений граждан свидетельствуют о наличии ряда вопросов, которые иногда приводят к неправильному применению норм кодекса, сказал И.П.Сергеенко.
Первый блок таких вопросов составляют случаи, когда в подзаконных актах содержатся нормы, которые не соответствуют законам, но активно применяются должностными лицами на практике. Как результат – большое количество жалоб землепользователей на нарушение их прав и законных интересов.
Второй блок вопросов – так называемая земельная амнистия. «Неоднократно заявители обращались с просьбой продлить ее срок. Это было сделано, – обратил внимание Председатель Палаты представителей. – Сегодня люди также просят расширить сферу действия института земельной амнистии в части оснований ее применения и круга лиц, на которых она распространяется».
Третий блок составляют вопросы относительно длительности сроков проведения землеустроительных работ, изготовления материалов по отводу земельных участков, установлению границ, принятию решений на местах по земельным вопросам. «По информации Правительства, определенные шаги для устранения этих проблем уже сделаны, осталось их формализовать в нормативных актах», – заметил И.П.Сергеенко.
Наконец, в четвертый блок вопросов входит высокая стоимость соответствующих процедур.
Отметив, что депутатским корпусом ведется систематизация предложений по совершенствованию земельного законодательства, И.П.Сергеенко призвал участников семинара предметно рассмотреть выносимые на обсуждение вопросы и наметить ориентиры дальнейшей работы в этом направлении.
Затем заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Бобер Н.П. выступил с докладом, в котором привел анализ действия норм законодательства об охране и использовании земель.
О применении земельного законодательства организациями по землеустройству при изъятии и предоставлении земельных участков проинформировал генеральный директор РУП «Проектный институт Белгипрозем» Абрагимович П.П.
Основные направления планируемой корректировки законодательства об охране и использовании земель осветила в своем выступлении заместитель начальника главного управления – начальник отдела регулирования земельных отношений главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Верина В.В.
Далее выступила председатель комитета землеустройства Минского горисполкома Тюптенкова Н.М., которая рассказала о реализации норм законодательства об охране и использовании земель на примере практики Минского горисполкома.
Доклад председателя Витебского областного Совета депутатов Демидова Д.В. был посвящен отдельным аспектам применения земельного законодательства при проведении работ по наведению порядка на земле и благоустройству населенных пунктов Витебской области.
Заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Балашенко А.А. выступил с докладом на тему «Разработка градостроительных проектов – основа для упрощения процедуры изъятия и предоставления земельных участков».
Судья Верховного Суда Республики Беларусь Левкович А.М. проинформировал участников семинара об отдельных вопросах совершенствования земельного законодательства на основе анализа судебной практики.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Как усовершенствуется применение земельного законодательства, рассказал Игорь Сергеенко
На что необходимо обратить внимание при обсуждении возможных изменений в земельное законодательство? На этот вопрос ответил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко во время семинара «Актуальные вопросы применения законодательства Республики Беларусь об охране и использовании земель на современном этапе», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
Тематика семинара об охране и использовании земель на современном этапе выбрана неслучайно, отметил Игорь Сергеенко. «Планом подготовки проекта законодательных актов на 2025 год, утвержденным Главой государства, предусмотрена разработка проекта закона по вопросам регулирования земельных отношений. Напомню, что новая редакция Кодекса о земле была принята относительно недавно, в середине 2022 года, а начала действовать 1 января 2023 года», – отметил он и добавил, что практика применения законодательства в этой сфере и анализ обращений граждан свидетельствует о наличии ряда вопросов, которые иногда приводят к неправильному применению норм кодекса.
Первый блок таких вопросов составляют случаи, когда в подзаконных актах содержатся нормы, которые не соответствуют законам, но тем не менее активно применяются должностными лицами на практике. Как результат – большое количество жалоб землепользователей на нарушение их прав и законных интересов.
Второй блок вопросов – так называемая земельная амнистия. «Неоднократно заявители обращались с просьбой продлить ее срок. Это было сделано, – обратил внимание Игорь Сергеенко. – Сегодня люди также просят расширить сферу института земельной амнистии в части основания применения круга лиц, на которых она распространяется».
Третий блок составляют вопросы относительно длительности сроков проведения землеустроительных работ, изготовления материалов по отводу земельных участков, установлению границ, принятию решений на местах о земельном вопросе. «По информации правительства, определенные шаги для устранения этих проблем уже сделаны, осталось их формализовать в нормативных актах», – заметил Председатель Палаты представителей.
В четвертый блок вопросов входит высокая стоимость соответствующих процедур.
«С прошлого года депутатским корпусом ведется работа по систематизации вопросов, предложений по совершенствованию земельного законодательства. Это не значит, что они все должны найти отражение в возможных изменениях. Такие предложения аккумулированы и направлены в Государственный комитет по имуществу. Также профильная аграрная Постоянная комиссия участвует в разработке проекта закона по вопросам регулирования земельных отношений. Нам необходимо предметно обсудить вопросы, выработать пути решения, наметить ориентиры совместной работы по совершенствованию земельного законодательства», – подытожил Игорь Сергеенко.
В семинаре принимают участие депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, представители Администрации Президента Республики Беларусь, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Комитета государственного контроля, Государственного комитета по имуществу, министерств и других организаций.
По информации
БЕЛТА