Общественное обсуждение концепции развития национального культурного пространства во всех сферах жизни общества на 2024–2026 годы
Министерство культуры Республики Беларусь сообщает, что в период с 12 сентября по 1 октября 2023 года проводится общественное обсуждение концепции развития национального культурного пространства во всех сферах жизни общества на 2024–2026 годы.
Концепция представляет собой программный документ, целью реализации которого является:
- обеспечение культурной безопасности Республики Беларусь;
- создание национального культурного пространства Республики Беларусь, способного удовлетворить духовные потребности граждан;
- воспитание патриота Республики Беларусь.
Мнения и предложения по концепции можно направлять по электронной почте: 201@kultura.gov.by; 199@kultura.gov.by или по адресу: 220004, г. Минск, пр-т Победителей, 11, Министерство культуры Республики Беларусь.
По сообщению официального сайта Министерства культуры Республики Беларусь
За значительный вклад в развитие белорусской национальной культуры Президентскому оркестру Республики Беларусь присвоен статус «национальный». Соответствующий Указ № 157 Глава государства Александр Лукашенко подписал 17 апреля.
Директиву № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины» можно сравнить с тонкими настройками уже существующей системы государственных органов и организаций. Об этом в эфире телеканала «Беларусь 1» заявил Министр юстиции Евгений Коваленко, сообщает БЕЛТА.
«Я бы сравнил этот документ с тонкими настройками для уже существующей, действующей, работающей системы государственных органов и организаций. Это тот случай, когда нужно устранить шероховатости, сгладить какие-то недочеты и, конечно же, обеспечить, чтобы каждое звено вращалось в нужном направлении с заданной скоростью и обеспечивало эффективность всего механизма», – сказал Евгений Коваленко.
Говоря о болевых точках и рисках, которые могут иметь место в деятельности государственных органов, Министр юстиции назвал слабую исполнительскую дисциплину, бесхозяйственность, размывание ответственности или затягивание принятия решений.
«У каждого государственного органа, государственной структуры есть широкий спектр инструментов, которые применяются в рамках управленческой деятельности. Временные, организационные, финансовые затраты, которые связаны и с совещаниями, и с командировками, должны быть обоснованы, – подчеркнул Евгений Коваленко. – Если брать нормотворческую деятельность, то в рамках нормативно-правовых актов предусмотрена такая процедура, как проведение согласительного совещания. Но до того, как согласительное совещание предстоит провести, проект должен быть подготовлен и направлен заинтересованным. Заинтересованные должны оперативно высказать свои мнения относительно подготовленного проекта будущего решения. Эти позиции нужно сблизить в рамках взаимодействия между государственными органами».
Министр пояснил, что согласительное совещание следует проводить только тогда, когда остаются один или два нерешенных вопроса по подготовленному проекту. Его протокол является частью пакета, вносимого в законодательный орган для принятия окончательного решения.
«Директива акцентирует наше внимание на необходимости более активного внедрения в работу информационных ресурсов и электронных средств коммуникации, электронных средств взаимодействия. В настоящее время в соответствии с директивой прорабатываются вопросы дальнейшей минимизации количества собираемых, например у субъектов хозяйствования, данных. Если есть какие-то сведения в одной из уже действующих государственных информационных систем, то другие государственные органы не должны обращаться к тем же субъектам хозяйствования за получением той же информации», – отметил Евгений Коваленко.
По его словам, у местной власти станет больше рычагов и полномочий для решения тех или иных проблем. «Надо рассматривать директиву как документ, направленный на дальнейшую реализацию ранее принятых решений Главы государства. Если говорить об усилении полномочий руководителей местных органов власти, то можно сказать, что каждый из них – это непосредственно лицо государства на земле. Это те структуры, с которыми граждане сталкиваются в своей повседневной деятельности. И нормы директивы также предполагают, что исполнительская дисциплина должна быть обеспечена на всех уровнях государственной власти», – подчеркнул он.
Министр юстиции добавил, что этот документ адресован всем слоям населения – как представителям власти, так и простым гражданам. «Можно условно разделить нормативные предписания директивы на два блока. Один адресован деятельности государственных органов, их внутренней работе, взаимодействию между собой. Второй же адресован всему обществу в целом. И ключевой момент – ответственность общества, наших граждан за то, как развивается страна», – заключил Евгений Коваленко.
По информации
БЕЛТА
(фото – скриншот видео «Беларусь 1»)
Если правильно использовать идеологические инструменты, тогда эта работа пойдет на благо всем. Министр информации Марат Марков прокомментировал корреспонденту БЕЛТА Директиву № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства».
(фото – БЕЛТА)
«Это крайне важный документ. Первые указы по идеологической работе появились в 2003 году, то есть 22 года назад. Соответственно, сегодня эта тема актуальна хотя бы потому, что время изменилось. Изменились и информационные средства как одни из главных инструментов идеологической работы, – отметил Марат Марков. – Идеологическая вертикаль, общественные объединения, политические партии и средства массовой информации – это основные инструменты, которые поддерживают идеологическую работу. Нужно было это актуализировать, привести к современному состоянию реальности. Так, подписание Директивы № 12 – это важно и очень своевременно».
Министр информации подчеркнул, что сейчас необходимо детально изучить каждый пункт Директивы. «Даже первое ознакомление показывает, что документ очень глубокий, его нужно основательно осмыслить, пропустить через себя и использовать. Но использовать грамотно, потому что нет ничего хуже, чем просто делать вид, что ты занимаешься идеологической работой. Это вызывает только отторжение. Если делать работу грамотно, правильно использовать идеологические инструменты, в том числе СМИ, тогда это будет на благо всем», – уверен Марат Марков.
По информации БЕЛТА
Один из важнейших и долгожданных документов современности – Директива № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства» – подписан 9 апреля Президентом Беларуси. Дискуссий о том, в каком направлении развиваться и что брать за основу в работе в идеологическом пространстве, многие годы было огромное множество. В результате появилась, по сути, дорожная карта реализации концепции белорусской государственности.
О самом главном
Заместитель Главы Администрации Президента Владимир Перцов по просьбе «СБ. Беларусь сегодня» прокомментировал Директиву № 12:
– Время для такого документа объективно пришло. Президент часто за последнее время возвращался к вопросам идеологии, национальной идеи, ценностей и смыслов. Заняться идеологией, пропагандой и контрпропагандой было прямым поручением Главы государства.
Если говорить кратко, такой документ был необходим для того, чтобы:
- описать понятным и ясным языком концепцию государственности, сделать едиными подходы к организации и проведению идеологической работы с людьми;
- доносить государственную повестку до граждан, занятых в частном секторе экономики.
К работе были подключены республиканские и региональные госорганы, экспертное и научное сообщества, представители средств массовой информации и гражданского общества.
При Администрации Президента Республики Беларусь была создана рабочая группа, приводившая под общий знаменатель огромное количество предложений, мнений и позиций. Но главным критерием был один – идти от жизни. Этот президентский принцип помогал отбрасывать все наносное, искусственное и надуманное. Поэтому документ, на мой взгляд, получился максимально практико-ориентированным.
В сухом остатке директива как указ программного характера решает ключевые задачи:
- в ней определяются идейные ориентиры белорусского общества на современном этапе развития;
- раскрывается механизм реализации идеологической работы;
- устанавливается оценка эффективности идеологической работы.
Для понимания: до сегодняшнего дня в идеологической работе мы руководствуемся документами 2003 и 2004 годов, которые очевидно устарели для работы в современных реалиях.
При этом еще и подходы к идеологической работе разнятся от региона к региону. Мы постарались обобщить передовой опыт и установить единые подходы в практических направлениях идеологической работы.
Но что еще более важно в директиве – это утверждаемые ею основы идеологии белорусского общества. Это своего рода букварь гражданина страны. Это емкое и сжатое описание жизни белорусского общества и государства в преломлении прошлого, настоящего и будущего. Расставлены акценты в понимании белорусских смыслов и нарративов.
Одновременно хочу сказать всем критикам.
Речь не идет о насаждении некоего единомыслия, речь идет о необходимости обладания гражданами страны четкими, понятными знаниями основ жизни своей страны. Каши в головах у людей быть не должно!
Если мы хотим воспитать думающих, патриотичных, готовых в случае необходимости встать на защиту своей страны граждан, четко осознающих, что такое хорошо и что такое плохо, то должна вестись соответствующая работа, пропагандироваться в обществе соответствующие идеалы и ценности. И мы это будем делать.
Это прекрасно знают и наши так называемые западные учителя. Нам они навязывают принципы плюрализма, а у себя вводят наказания, вплоть до уголовных, за попытки пересмотра устоявшихся истин истории и современности своей государственности.
Невозможно представить себе немца, итальянца, поляка, рассуждающих о целесообразности единства своих государств, о каких-то альтернативных подходах к осмыслению их прошлого. Мысли в голове такой нет и быть не может – настолько продуманно и четко сформирована концепция государственности и настолько же эффективно внедряется через все сферы жизни.
Такая же однозначность в оценках должна быть и у нас. И в завершение, если говорить про ключевые аспекты директивы, стоит обратить внимание на то, что в документе:
- определяются понятие, цель, задачи, основные формы идеологической работы, субъекты ее реализации;
- устанавливаются ключевые подходы к организации идеологической работы в трудовом коллективе;
- обязанность реализации основ идеологии белорусского государства распространяется на все сферы и субъекты хозяйствования независимо от формы собственности.
Персональная ответственность за состояние идеологической работы возлагается на руководителя коллектива или отрасли.
Идеология – центр государственности
Президент Беларуси Александр Лукашенко – первопроходец в сфере возрождения идеологической составляющей на просторах СНГ, отмечает заведующий кафедрой социальной политики и идеологии Академии управления при Президенте, политолог, кандидат исторических наук Вадим Елфимов:
– Еще в 2003 году наш Президент поднял этот вопрос, что государству необходима идеология, что деидеологизация, усиленно навязываемая нам Западом с середины 1980-х годов, привела к краху СССР, неприятным последствиям, которые мы называем лихими 90-ми.
Идеология должна быть в центре государственности, убежден эксперт:
– А поскольку наше государство – социально ориентированное, то у нас и идеология соответствующая, ориентированная на интересы народа. В этом отношении мы уже добились многого и строим государство не только социальной ориентации, но уже социальной справедливости. На новом этапе возникает потребность в том числе идеологического сопровождения этих важных преобразований. Чиновничеству был необходим конкретный документ, опираясь на который можно было бы двигаться дальше. Потому что до сих пор существовала некая двойственность: идеология белорусского государства есть, но она не формализована. Идеологическая работа проводилась, однако нормативного всеобъемлющего документа, который обосновывал и регулировал бы эту деятельность (что требуется для чиновничества), пока не было.
Поэтому наш Президент принял этот документ в тот самый момент, когда мы выходим на новый этап развития государства, в преддверии Всебелорусского народного собрания, в развитие Концепции национальной безопасности, информационно-идеологическая составляющая которой очевидна.
При этом идеологическая работа в стране становится более целенаправленной и практико-ориентированной, констатирует начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи Брестского облисполкома Татьяна Гагакова:
– Кроме того, в одном документе мы получили теоретический курс основ идеологии белорусского государства, где учтены все компоненты: экономические, политические, социальные. Конечно, и раньше у нас были документы, регулировавшие различные составляющие идеологической работы. Но они не в полной мере учитывали новые тенденции, которые сложились в нашем обществе. К примеру, не были четко определены субъекты идеологической работы. Теперь же конкретно указано, что это органы власти, средства массовой информации, политические партии, общественные организации. Уверена, что такая конкретная субъектность позволит повысить эффективность нашей работы через воздействие на различные адресные группы.
По мнению Татьяны Гагаковой, огромное значение имеет и тот факт, что в директиве указан алгоритм согласования кадровой идеологической вертикали.
Тем более что сегодня особенно остро стоит вопрос консолидации общества, укрепления суверенитета, формирования целостного мировоззрения у граждан, говорит председатель Гомельского горисполкома Владимир Привалов:
– Именно на это направлен документ, системно и последовательно определяющий ориентиры идеологической работы в нашей стране. Гомель – город с богатыми трудовыми и патриотическими традициями. Наши коллективы, учреждения образования, органы власти всегда были активными проводниками государственной идеологии. И теперь, с принятием директивы, мы получаем четкий документ, который позволяет по-новому осмыслить и выстроить идеологическую деятельность на всех уровнях: от школы до предприятия, от семьи до органов местного самоуправления.
Особое значение имеет то, что директива закрепляет персональную ответственность руководителей за состояние идеологической работы. Это правильный и своевременный подход, считает Владимир Привалов:
– Потому что только тогда, когда каждый руководитель – на предприятии, в учреждении, в сфере услуг – понимает свою роль в формировании ценностной основы общества, можно говорить о реальных результатах. Наша задача сегодня – не просто информировать, а воспитывать, вовлекать, объяснять. Чтобы каждый горожанин осознавал себя частью единого народа, уважал историю, ценил независимость, гордился страной. Директива дает все необходимые инструменты для этого. В Гомеле мы уже реализуем множество проектов в образовательной, культурной и патриотической сферах. Но теперь наша работа станет еще более целенаправленной, системной и измеримой по результату.
Сохранение духовной основы белорусского народа
Директива № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства» стала закономерным итогом всей ранее проводившейся идеологической работы в белорусском обществе, фиксацией системы, которая складывалась в нашей стране не один год, но особое значение приобрела после событий 2020 года. Начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи Могилевского облисполкома Екатерина Музыченко отмечает:
– Не преувеличу, если скажу, что подписанную директиву ждала вся идеологическая вертикаль страны. Потому как документ этот поможет совершенствовать нашу работу. Причем во всех трудовых коллективах, независимо от формы собственности. Идеологическая работа охватывает все население Беларуси. Это очень важно.
С принятием Директивы обозначены четкие формы изучения общественного мнения, коммуникации власти и общества, добавила она:
– Понятно, что идеологическая работа направлена на поддержку внутренней и внешней политики нашей страны, укрепление благоприятного морально-психологического климата, формирование у членов трудового коллектива мировоззрения, основанного на чувстве патриотизма, гражданской зрелости, осознания принадлежности к белорусскому народу. Отныне идеологическая работа становится более систематизированной и четкой. Ясно прописано, кто за что отвечает. И, на мой взгляд, очень важно, что самый главный идеолог организации, предприятия – сам руководитель.
Также Екатерина Музыченко обращает внимание:
– Актуальным оставался вопрос: как оценить работу идеологов? Важно, что будут разработаны индикаторы оценки эффективности идеологической работы. Есть еще один важный момент, который хочу отметить. Директиву можно назвать своего рода упреждающим документом. Реализация его положений позволит подготовить общество к возможным вызовам.
При этом документ в полной мере отражает общественные отношения, которые сейчас складываются в целом в Беларуси, с акцентом на ключевые пункты, убежден ректор Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой Юрий Романовский:
– Сильная государственная власть, социальная справедливость, особая модель развития белорусского государства – вот что является брендом нашей страны, за что знают и любят Беларусь во всем мире. Вся эта сложившаяся система зафиксирована в директиве.
Посмотрите внимательно этот документ – он отражает, как много сделано в нашей стране для сохранения духовной основы белорусского народа и уверенного движения вперед будущих поколений.
Как руководитель учреждения образования Юрий Романовский особое внимание обратил на аспект, касающийся воспитательной работы с молодежью:
– Деятельность, которую мы сейчас ведем, полностью ложится в систему, описанную в Директиве. Я понимаю, что уже очень много сделано, но при этом осознаю, что еще больше в целом необходимо сделать, чтобы действительно донести до каждого члена общества, до каждого отдельного белоруса его значение для своей страны. Именно человек – главное достояние белорусского государства.
Касаясь значимости документа, ректор ПГУ выразил убежденность, что Директива № 12 должна стать настольной книгой для руководителей абсолютно всех уровней.
Юрий Романовский также подчеркнул, что многие годы у белорусов пытались сформировать негативное отношение к слову «идеология»:
– Нужно понимать, что у каждого государства в мире есть и реализуется своя идеологическая политика. Беларусь не исключение. Мы идем по собственному пути развития, самостоятельно определяем духовные ценности и приоритеты своего народа. Это и есть наша идеология, которую мы транслируем и должны укреплять через все организации и структуры.
Важнейшим элементом в этой работе, по мнению Юрия Романовского, является система образования. И прежде всего вузы, подчеркнул ректор.
Государственная идеология теперь – конкретная задача наравне с обороноспособностью, констатирует эксперт по национальной безопасности Александр Тищенко:
– У государства должна быть своя идеология. Она как идейный волевой стержень для формирования личности и сплочения общества вокруг целей государства. Идеология – это реальная сила. Здесь если нет своей, то на ее место обязательно придет чужая. Это место свято и потому пусто не бывает. Поэтому Запад стремится уничтожить в первую очередь традиционные национальные ценности в наших странах, подчинить конституционную базу как основу независимости и суверенитета и насадить свои западные типовые ценности, с помощью которых предполагает управлять нами в своих интересах. По большому счету, национальная идеология – это приоритетная мишень для Запада, чтобы превратить нас в примитивных бесполых и беспринципных потребителей западной продукции.
Эксперт подчеркивает, что единственное действенное средство, защищающее от подобного, – своя национальная идея и государственная идеология как база суверенитета, который сначала должен созреть в голове и потом уже в делах:
– Это сила, построенная на правде, вере, справедливости. Это своего рода смысловое ПВО от когнитивных атак и ударов извне. И Беларусь в этом вопросе опять подает пример для подражания. Если обобщить, то белорусская государственная идеология – это задача быть гражданином своей страны и жить в ней по-людски.
Александр Тищенко указывает, что идеология – ответственность не только государства, а всеобщая, всенародная. Принцип смысловой герметичности, иначе будет протекать.
Фундамент гражданского мира и согласия
Директива о реализации основ идеологии белорусского государства стала важным и актуальным ответом на вызовы, которые ставит перед нами само время, убеждена председатель Залесского сельисполкома Чечерского района Наталья Шевцова.
При этом общая система взглядов, общее понимание национальных интересов, общее видение развития страны – все это делает куда продуктивнее и коммуникацию власти с населением на местах, подчеркивает Наталья Шевцова:
– Когда люди обращаются в исполком не только с жалобами, но и с дельными предложениями, касающимися организации жизни в их родном городе или поселке, – это особенно четко ощущает каждый мой коллега. Как председатель сельисполкома убеждена, что государственная повестка должна быть всегда на первом плане в каждом уголке страны – от столицы до самого отдаленного населенного пункта. В современных реалиях недруги Беларуси не оставят попыток проверить наш народ на крепость убеждений и верность своей стране. Но нам есть что противопоставить таким атакам. Директива № 12 не только четко определяет основы идеологии Беларуси, но и задает новую планку эффективности идеологической работы на всех уровнях. И соответствовать этой планке – наша главная задача не только как руководителей, но и как граждан и патриотов родной страны.
По информации «СБ. Беларусь сегодня», 11 апреля 2025 г.
В целях увековечения и сохранения исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, а также патриотического воспитания населения Президентом Беларуси Александром Лукашенко 8 апреля 2025 г. подписан Указ № 144 «Аб узнагароджанні вымпелам «За мужнасць і стойкасць у гады Вялікай Айчыннай вайны».
Вымпелом награждены шесть городов Беларуси, которые являются примером подвига и всенародного сопротивления, проявленных в годы Великой Отечественной войны:
- г. Кобрин;
- г. Речица;
- г. Славгород;
- г. Слоним;
- г. Смолевичи;
- г. Сенно.
Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь на публичной кадастровой карте (ПКК) обновлен информационный слой «Цитадели Мужества», который теперь содержит информацию о 42 населенных пунктах нашей страны.
Подробнее изучить обновленный слой можно на публичной кадастровой карте.
По сообщению официального сайта Национального кадастрового агентства