«Региональная инициатива»: о критериях отбора инвестпроектов рассказали в Минэкономики
Какие критерии отбора предусмотрены на конкурсе инвестиционных проектов «Региональная инициатива», рассказали
БЕЛТА в пресс-службе Министерства экономики.
(фото – БЕЛТА)
В перечень инвестиционных проектов «Региональная инициатива» могут включаться соответствующие критериям и преференциальные. Инструментом финансирования выступает кредитный продукт «Инвестиционное развитие». Процентная ставка – не более 8 % годовых, для аграрных районов – не более 6,5 % годовых. Валюта кредита – белорусский рубль, кредитный договор заключается на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более 15 лет.
Перечень «Региональная инициатива» формируется на основании заявок организаций, подаваемых на онлайн-площадке Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей в виде скан-копии.
Среди критериев для включения в перечень инвестиционных проектов выделяются следующие: организация-заявитель является субъектом малого или среднего предпринимательства (внесена в соответствующий реестр) на дату подачи заявки, проект реализуется на территории регионов (за исключением областных центров и Минска, а также прилегающих к ним территорий).
Такие проекты должны обеспечивать создание новых производств (цехов) или модернизацию (техническое перевооружение, расширение) существующих. Либо создание коммерческих объектов транспортно-логистической инфраструктуры, туризма и отдыха, медицинского обслуживания. Также возможна реализация комплексных проектов, включающих создание объектов производственного назначения и общественного питания.
Еще один критерий – создание не менее пяти новых рабочих мест или трудоустройство дополнительно не менее пяти человек на существующие рабочие места для новых производств (цехов). Также проекты должны быть значимыми для социально-экономического развития региона (области, района) с учетом отраслевых особенностей.
«Самые активные уже воспользовались этой возможностью – в перечне шесть новых проектов», – отметили в Минэкономики.
Срок рассмотрения заявки организации о включении в перечень «Региональная инициатива» – не более 25 дней с момента ее подачи.
По информации
БЕЛТА
Благоустройство, качество, эффективное управление. Наталья Петкевич о важнейших задачах для Гомельской области
Первый заместитель Главы Администрации Президента Наталья Петкевич расставила основные акценты для развития юго-восточного региона и всей страны после представления в Гомельском облисполкоме нового помощника Президента – инспектора по Гомельской области Руслана Пархамовича, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Холодилина, БЕЛТА)
Перед всей страной в целом и Гомельской областью в частности стоит ряд насущных задач, подчеркнула Наталья Петкевич. «В первую очередь это благоустройство. 2025-й объявлен Годом благоустройства. И очень многое, как говорит наш Президент, надо отшлифовать. И это очень хорошая возможность. Если всем взяться за это, и взяться с полной отдачей, то с каждодневным решением этих задач можем снять текущие проблемы по благоустройству, которые волнуют наших людей», – отметила Первый заместитель Главы Администрации Президента.
Второй акцент поставлен на понимании задач по пятилетке качества. «Очень важно, чтобы не понимали задачи пятилетки качества только в узком смысле – как качество продукции, работ или услуг. Это преобразование в целом, преобразование общественных отношений. Это прежде всего повышение эффективности государственного управления и эффективности управленческой деятельности. Да, государственное управление касается чиновников, государственных органов, но мы должны понимать, что в нынешний век со стремительным темпом от управления на каждом предприятии, в каждой организации зависит очень многое. Чтобы быть впереди, надо работать так, чтобы мы могли быть не просто конкурентоспособны, а обязательно опережать. А это зависит от управленца на каждом уровне, государственное предприятие или частное», – обозначила Наталья Петкевич.
Также она акцентировала внимание на еще одном моменте. «Это государственное и частное партнерство в широком смысле. Сегодня для решения государственных вопросов надо говорить о том, что это задача не просто государства или государственных органов. Все задачи, которые мы ставим по благоустройству, по повышению качества, по развитию экономики, по повышению благосостояния, – это задача каждого. И нет тут (разделения. – Прим. БЕЛТА) государственной или частной собственности. Все мы живем в этой стране и хотим, чтобы наша страна была красивая, чистая и благоустроенная, чтобы она развивалась, чтобы соответствовала лучшим мировым стандартам», – отметила спикер.
«Нередко слышим претензию, когда люди говорят, что они платят налоги и государство им обязано. Но я никогда не слышала, чтобы кто-то сказал о том, что работает и вкладывает в экономику, и за свой вклад что-то хочет получить. Мы должны мыслить по-другому. Да, платить налоги – это важно, это обязанность любого гражданина. Каждый должен понимать, что он вложил своим трудом в развитие своей страны. И мы все вкладываем для того, чтобы создать благополучную жизнь каждому гражданину, семье и своей стране. Только так. И объединяя усилия, подходя с пониманием, что развитие страны – это дело каждого и ответственность каждого, мы достигнем поставленных целей», – резюмировала Наталья Петкевич.
По информации
БЕЛТА
Как решается вопрос о равном доступе к медуслугам в малых населенных пунктах, рассказал Владимир Караник
Решение вопроса о равном доступе граждан к социальным услугам решается разными путями, по нескольким направлениям. Об этом в эфире телеканала
«Беларусь 1» рассказал Заместитель Премьер-министра Владимир Караник, сообщает
БЕЛТА.
«Когда я говорил про равный доступ (к социальным услугам независимо от места проживания в стране. – Прим. БЕЛТА), нужно понимать, что это решается разными путями, по нескольким направлениям. Если это касается медицины, мы должны обеспечить предоставление базовых медицинских услуг по месту жительства человека и возможность получения специализированной помощи в часовой доступности. Поэтому здесь идет работа по направлению специалистов первичного звена, по их обучению и работе непосредственно, начиная от районных центров и заканчивая ФАПами», – отметил Владимир Караник.
Еще одним направлением вице-премьер назвал переоснащение и укомплектование специалистами межрайонных центров и опорных клиник. «Где бы ни проживал гражданин, в радиусе 70 км от его места жительства был бы магнитно-резонансный томограф и ангиограф, в радиусе 50–60 км – компьютерный томограф. Но при этом задача государства – выстроить еще и логистику доставки пациентов к этим диагностическим возможностям. То есть фактически для него ничего не поменяется. Что для жителя Минска надо будет добраться в ближайшие, скажем так, многопрофильные больницы или поликлиники, что для жителя небольшого района добраться к районному центру. Дальше логистика уже будет обеспечена силами системы здравоохранения», – подчеркнул он.
То же самое касается и образования, добавил Владимир Караник: «Это подвоз учащихся и повышение материально-технической базы школ».
Говоря о положительном опыте работы в Гродно (ранее Владимир Караник возглавлял Гродненский облисполком), который вице-премьер хотел бы предложить другим регионам, он отметил, что в Гродненской области был построен хороший уровень взаимодействия. «Решение социальных вопросов, социальных проблем проводилось совместными усилиями, с привлечением средств республиканского, областного и местных бюджетов. Такая консолидированная работа позволяла многие инфраструктурные проекты реализовывать гораздо быстрее, чем если бы мы ждали финансирование в полной мере из республики. Либо решали бы эти проблемы чисто за счет области, не привлекая местные ресурсы», – констатировал он.
По информации
БЕЛТА
Новые полномочия для исполкомов базового уровня: главное
21 февраля Президент подписал Указ № 74 «Об усилении роли председателей исполнительных комитетов базового уровня в развитии регионов». Документом определены новые инструменты для повышения благосостояния регионов и благополучия граждан через усиление статуса местных исполкомов и их председателей, более эффективное местное управление. Указ вступает в силу уже в нынешнюю субботу – с 1 марта 2025 года. О значении и перспективности предусмотренных им механизмов мы спросили компетентных собеседников.
Красивое решение
Этот Указ основательно проработан на всех уровнях исполнительной власти с привлечением депутатского корпуса и экспертного сообщества, а также представителей всех заинтересованных ведомств, заметил «СБ. Беларусь сегодня» заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по международным делам Олег Дьяченко:
– Благодаря подписанному Главой государства документу, во-первых, усилятся роль и влияние председателей исполкомов на развитие общественно-политической и социально-экономической ситуации в районах, повысится уровень их персональной ответственности за порученное дело, а во-вторых, будут оперативно решены самые сложные бюрократические задачи, например, касающиеся своевременного сноса аварийных зданий и сооружений, которых еще с советского времени осталось немало, особенно в сельских административно-территориальных единицах. В удаленных от крупных населенных пунктов деревнях можно увидеть полуразрушенные здания сельских клубов, магазинов, ферм и других хозяйственных объектов, которые в силу объективных причин давно не используются, пришли с течением времени в негодность, представляют опасность для людей и уродуют прекрасные белорусские пейзажи. В Год благоустройства снос подобных строений нужно сделать в первую очередь.
При этом парламентарий отметил:
– Если до президентского указа требовалась в обязательном порядке разработка проектно-сметной документации, а это дополнительные и зачастую немалые финансовые средства и длительная бумажная волокита, то со вступлением в юридическую силу пункта 2.1 такие документы не потребуются и исполкомы смогут принять решения, позволяющие снос аварийных капитальных строений, а также объектов незавершенного строительства, которые полностью или частично находятся в коммунальной собственности.
«Президенты» своих территорий
Существенное расширение полномочий председателей исполкомов базового уровня – не просто возложение персональной ответственности за принятие решений на самого управленца, а создание коллегиального органа на местах, где роль председателя – одна из главных в цепочке механизма усиления исполнительной власти на местах, подчеркивает председатель Могилевской областной структуры РГОО «Белорусское общество «Знание», ректор Могилевского госуниверситета имени А.А.Кулешова Денис Дук:
– В каждом регионе страны от руководителя зависит многое, а теперь практически все в решении насущных вопросов простых людей: от распределения земельных ресурсов до персональной ответственности за кадровые решения. Все это остается в рамках действующего законодательства, но теперь без излишней бюрократической волокиты. Вопросы исполнительской дисциплины – краеугольного камня Года благоустройства, кадровые решения по руководителям предприятий не только государственной, но и частной формы теперь в компетенциях руководителя района, города. Разве от руководителя-частника не зависит судьба работающих на предприятии людей, которые для белорусского государства являются главным и безусловным приоритетом? Тогда почему эти вопросы не должны быть оговорены в указе? И они там появились! Все это не что иное, как практическая реализация видения Президента о создании института, при котором, образно выражаясь, каждый управленец – это «президент» на своей территории. Почему так? Потому, что сама президентская форма правления у белорусов ассоциируется непосредственно с личностью Президента, а любой руководитель так или иначе сравнивается с Главой государства. И сравнение это сугубо конкретное и предметное: способен или не способен председатель навести порядок на своей земле и, если потребуется, принимать нестандартные решения?
Денис Дук убежден:
– В свете нового Указа Главы государства дополнительные возможности председателей гор- и райисполкомов – только плюс к улучшению жизни на местах. Поэтому и такая высокая ответственность. А кадры, в том числе и будущие управленцы страны, вплоть до самого высокого уровня, проходят становление именно на местах, в различных формах работы с людьми и для людей. И эта работа – самая главная.
Полномочия на земле и от земли
На местах решаются и наиболее насущные вопросы наших граждан. На этот факт, равно как и на объединительное начало нового указа, обращает внимание читателей «СБ. Беларусь сегодня» председатель Белыничского районного Совета депутатов Ирина Фурсова:
– В целях выполнения мероприятий в рамках Года благоустройства местным исполкомам предоставлены права вовлекать граждан и организации, независимо от форм собственности, к наведению порядка в районе. Упрощены правила реализации полезных ископаемых, в основном песка, гражданам для собственных нужд, что поможет людям оперативно решить их проблемы. В том же строительстве, к примеру. По согласованию с райисполкомом теперь будут приниматься решения, предусматривающие прекращение деятельности важных для района объектов или приостановление деятельности организаций. Это позволит разумно, с учетом мнения населения подходить к ликвидации социально значимых объектов (а это, например, почта, остановки общественного транспорта, магазины).
Если же говорить шире, подписанный 21 февраля Указ соответствует развитию того направления, за которое высказался народ на референдуме о внесении изменений и дополнений в Конституцию, напомнил в эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио» депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич:
– Было закреплено перераспределение властных полномочий. Мы этот этап прошли на уровне Президента и Правительства, губернаторов, теперь очередь дошла и до исполкомов базового уровня. Причем прописанные полномочия идут от земли. Это те вопросы, с которыми каждый день сталкиваются наши районные власти и которые они ранее не могли решать самостоятельно, необходимо было их согласовывать. Это затягивало решение проблем конкретных граждан, предприятий.
При этом не остались без внимания работа предприятий как государственной, так и частной форм собственности, решение вопросов с их трудовыми коллективами, обратил внимание парламентарий:
– Могут возникать сложности, особенно на частных предприятиях, когда руководители халатно относятся к своим обязанностям. В результате люди остаются с очень маленькой зарплатой или совсем без нее. Конечно, необходимо вмешиваться в эти вопросы. Районные власти будут решать проблемы людей, где бы граждане ни работали. А если кто-то может подумать о том, что все это увеличит коррупционные риски, отмечу, что райисполком – это не только председатель. Решения на заседаниях принимаются коллегиально. Когда, например, руководитель районного управления внутренних дел поднимает руку на заседании исполкома за то, что он за или против, естественно, вопрос проработан его службами. Поэтому риски минимизированы. А вот перспективы для развития – более чем широкие.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Сергей Чепик, председатель Поставского райисполкома:
– Документ стал своевременной и нужной мерой. Хотя у председателей исполкомов базового уровня и так довольно-таки широкие полномочия, этот указ открывает перед нами еще больше возможностей для эффективного принятия решений по насущным для местного населения вопросам, связанным с разными, но одинаково важными направлениями. Так, у нас были определенные сложности с использованием карьеров для добычи песка для наших сельхозорганизаций: процедура была очень затянутой. Теперь решение этого вопроса на местном уровне значительно ускорит ситуацию. Но если говорить о глобальной цели, то речь идет о повышении уровня комфортности жизни нашего населения, что самым тесным образом связано с выполнением мероприятий в рамках Года благоустройства. Указ № 74 открывает перед нами широкие возможности для их максимально эффективной реализации, он существенно повысит качество управленческой деятельности на всех уровнях, а потому пойдет на пользу каждому региону. Эффект, уверен, будет виден уже в ближайшей перспективе.
Александр Версоцкий, председатель Лидского райисполкома:
– Люди ожидают большей публичности и деятельного участия глав районов. Несколько лет мне довелось руководить аграрным Свислочским районом, где приобрел колоссальный опыт. Именно здесь удалось реализовать ряд серьезных проектов, повысить инвестиционную привлекательность района. В Свислочи появилось несколько спортивных объектов. Все это было сделано по запросам людей. Поэтому, придя в Лидский район, не испытал никакого волнения. Первым делом побывал практически на всех крупных предприятиях региона, встретился с коллективами, выслушал чаяния людей. В настоящее время определены первостепенные задачи, такие как ремонт дворовых территорий, обустройство более десятка детских игровых площадок. Скоро начнем строительство терапевтического корпуса Лидской ЦРБ, реконструкцию городских очистных сооружений. В приоритете – вывод на новый уровень аграрной отрасли Лидского района, которая на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Уверен, что те рычаги, которые даны Главой государства, позволят работать с большей отдачей, повысят скорость принятия решений, позволят избежать неверных шагов, так как большие полномочия несут за собой и большую ответственность.
Галина Слабодникова, председатель Кировского райисполкома:
– У исполкомов появятся более серьезные финансовые возможности для того, чтобы развивать территории и удовлетворять потребности людей. То есть те районы, которые в работе получают хорошие результаты, получат и больше самостоятельности в расходовании средств. Но также нужно помнить и о повышенной ответственности, которая здесь будет присутствовать. При этом не будет ни для кого никаких послаблений. Президент подчеркнул, что новые полномочия исполкомов затрагивают предприятия всех форм собственности, в том числе частный сектор экономики. Истина «кадры решают всё» остается неизменной, и руководитель района сможет оперативно принимать в том числе кадровые решения. Немаловажен и тот факт, что на председателей исполкомов возлагается персональная ответственность за издаваемые распоряжения, принимаемые решения о кадровых согласованиях, иные решения (поручения) и выносимые письменные требования (предписания). Все это будет содействовать в конечном результате развитию регионов.
Роман Сергун, председатель Ветковского райисполкома:
– Данный Указ поможет нам на пятилетку качества задействовать и граждан, и структуры различные, и частный бизнес – все должны принимать участие в наведении порядка на нашей земле. Это поможет сплотить граждан в той тематике, в контексте благоустройства нашей Родины. Естественно, и на нас это возлагает большую ответственность.
По информации «
СБ. Беларусь сегодня», 25 февраля 2025 г.