«Проект на стадии согласования». Как будет проходить строительство центра патриотического воспитания
В проекте БЕЛТА « Страна говорит» командир Брестского областного штаба студенческих отрядов БРСМ Елизавета Чемармазович рассказала, как будет проходить строительство республиканского центра патриотического воспитания молодежи.
(Фото – Максим Гучек, БЕЛТА)
«С 2018 года там уже действует областной центр патриотического воспитания молодежи. Планируется реконструировать оставшиеся здания и построить республиканский центр патриотического воспитания молодежи. Данный центр будет работать круглогодично и круглосуточно. Там будут построены общежития, в которых дети смогут проживать. В летний период планируется разместить палаточный лагерь на 200 человек, – отметила Елизавета Чемармазович. – Республиканский центр патриотического воспитания молодежи строится с целью гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания молодежи. Помимо образовательного блока там еще будет выстроен и спортивный. То есть теннисные, футбольные, площадки для скейтборда. Для чего это все делается? Чтить, помнить и память приумножать – это главное, что мы можем сделать для нашей молодежи и через данный республиканский центр, думаю, что данные цели будут достигнуты». Командир уточнила, что на данный момент еще не определены виды и объемы работ. «Проект проходит стадию согласования», – подчеркнула она.
«Республиканский центр патриотического воспитания молодежи – это очередной сигнал, как внутри белорусского общества, так и за пределами нашей республики, всему мировому сообществу, что мы сохраняем историческую правду. Мы воспитываем своих детей, свою молодежь на том героическом подвиге, который совершили наши деды и прадеды, – дополнил второй секретарь ЦК БРСМ Александр Прохоров. – Второе – объявление Всебелорусской молодежной стройки. Это была инициатива самих ребят, озвученная главе государства в ходе ежегодного послания. Я уверен, что мы здесь не подведем. Открыт благотворительный счет, куда каждый желающий может перечислить денежные средства и внести свой посильный вклад в укрепление исторической памяти и правды. К слову, и здесь студотряды тоже в стороне не остались. В День БСО 1 августа мы запустили акцию День ударного труда и ребята заработанные денежные средства перечисляют на этот благотворительный счет. В дальнейшем будут денежные средства переданы на строительство республиканского центра патриотического воспитания молодежи. В каждом регионе проходят свои дни ударного труда».
По информации БЕЛТА
Какие инструменты и инициативы предлагает государство для трудоустройства молодежи и какая сейчас обстановка на рынке труда, корреспондент «Р» поговорила с первым заместителем Министра труда и соцзащиты Татьяной Астрейко.
Спрос и предложения
– Какие тенденции на рынке труда в Беларуси и какое влияние они оказывают на трудоустройство молодежи?
– Белорусский рынок труда переживает период активных изменений. С одной стороны, мы наблюдаем устойчивый рост спроса на рабочую силу и новые компетенции, а с другой – существенно изменяются требования нового поколения сотрудников.
С начала 2025-го количество заявленных вакансий в Общереспубликанском банке вакансий возросло, что отчасти связано со вступлением в силу новой редакции закона о занятости, которая обязала работодателей в первую очередь публиковать вакансии в единой государственной базе. Теперь у молодежи появился более широкий и прозрачный доступ к актуальным предложениям работодателей, что упрощает поиск первой работы.
При этом 67 процентов вакансий – рабочие профессии (водители, продавцы, грузчики), что открывает возможности для молодых людей без высшего образования. Однако важно отметить, что молодежь сегодня стремится не только к трудоустройству, но и к профессиональному развитию: все чаще выпускники ищут вакансии с перспективой карьерного роста и дополнительного обучения.
Государство активно вовлекает молодежь в трудовую деятельность через программы временной занятости. В прошлом году было трудоустроено свыше 55 тысяч учащихся – это в 1,7 раза больше, чем в 2020-м. Кроме того.
В 2024-м 114 тысяч молодых специалистов впервые вышли на рынок труда – на 11,5 процента больше, чем годом ранее. Это говорит о том, что компании готовы брать на работу новичков.
Несмотря на позитивные тенденции, перед молодежью по-прежнему стоит ряд вызовов. К примеру, конкуренция за престижные вакансии – в IT, финансах, маркетинге спрос остается высоким, но требования к кандидатам растут.
– Какие навыки и компетенции наиболее востребованы у работодателей?
– Современные тенденции показывают, что требования работодателей значительно изменились. Раньше главным критерием были профессиональные знания и узкоспециальные навыки, но сегодня они стали базовым требованием, к которому обязательно добавляются другие важные качества.
Это подтверждает и анализ данных Общереспубликанского банка вакансий: работодатели практически повсеместно включают в свои вакансии следующее требование – способность человека эффективно взаимодействовать с другими (так называемые soft skills). Особенно востребованы умение работать в команде, адаптивность и навыки деловой коммуникации. Даже для таких традиционно технических специальностей, как водитель или оператор станков, все чаще становятся обязательными навыки взаимодействия с клиентами и коллегами.
Компьютерная грамотность из дополнительного навыка превратилась в обязательный минимум. Плюс к этому работодатели все чаще готовы закрывать недостаток опыта у молодых специалистов за счет их гибкости и обучаемости.
– Недавно Минтруда и соцзащиты расширило перечень легких видов работ, которые могут выполнять 14–16-летние, и сократило список запрещенных для несовершеннолетних. Какие именно изменения были внесены и как, по вашим оценкам, это повлияет на возможности трудоустройства молодежи?
– Для возрастной группы 14–16 лет существенно расширен перечень легких видов работ. Теперь ребята могут трудоустраиваться в пунктах проката, заниматься оформлением праздников и флористикой, доставлять товары, а также трудиться в справочно-информационных службах. В сфере общественного питания добавлены такие функции, как сервировка столов и прием заказов, в торговле – контроль сроков годности продукции.
Для всех несовершеннолетних до 18 лет сняты ограничения более чем по 160 профессиям. Благодаря приведению перечня запрещенных работ в соответствие с классификатором занятий молодежь теперь может работать поварами, кондитерами, корректорами, операторами полиграфического производства и на других должностях, которые ранее были недоступны, но при этом являются безопасными.
Подчеркну, что все новые возможности строго соответствуют принципам безопасности: запрещены ночные смены, работа с опасными веществами или тяжелыми механизмами. Для 14–16-летних сохраняется требование о согласии родителей.
Где искать работу?
– Что более эффективно в поиске работы: ярмарки вакансий или поиск в сети?
– Эффективнее всего в поиске работы комбинировать разные подходы: и посещать ярмарки вакансий, и активно пользоваться онлайн-ресурсами. Каждый из этих способов дает свои преимущества.
Ярмарки вакансий – это не просто возможность увидеть открытые позиции, но и личный контакт с работодателями. Здесь можно сразу задать вопросы о компании, требованиях к кандидатам, корпоративной культуре и даже пройти мини-собеседование на месте. Для молодежи, особенно выпускников без большого опыта, это отличный шанс проявить себя, произвести впечатление и получить обратную связь напрямую. Онлайн-поиск удобен своей доступностью и оперативностью.
– Какую роль играют ярмарки вакансий в системе содействия занятости молодежи?
– С каждым годом мы наблюдаем увеличение спроса на республиканские ярмарки среди молодых соискателей. Только в 2024-м участие в таком масштабном мероприятии приняли 46 тысяч молодых людей – это на 18 тысяч больше, чем в 2023 году. Причем каждый четвертый участник в 2024-м смог предварительно договориться о последующем трудоустройстве, что свидетельствует о высокой эффективности этого формата.
Анализ показывает, что для молодежи такие мероприятия становятся важным элементом профессиональной ориентации. Широкий спектр компаний из разных отраслей в одном месте помогает сориентироваться на рынке труда, сравнить условия и требования, а иногда и открыть для себя совершенно новые карьерные возможности.
Важным преимуществом современных ярмарок стало их образовательное наполнение. Мастер-классы по составлению резюме или подготовке к собеседованию помогают молодым людям компенсировать недостаток опыта в поиске работы. Экономия времени – это еще один значимый фактор. Для молодежи, совмещающей поиск работы с учебой, возможность за один день пообщаться с десятками работодателей становится реальным ускорителем трудоустройства.
– Сколько ярмарок планируется провести в этом году и в каких регионах?
– В 2025-м в период с 21 по 25 апреля предусмотрено проведение 273 ярмарок вакансий по всей стране. В областных центрах и крупных городах с населением свыше 50 тысяч человек ярмарки будут работать три дня, а в населенных пунктах с меньшей численностью – два.
Уже сейчас к участию заявились более 2,6 тысячи нанимателей из различных секторов экономики, включая промышленность, торговлю, гостиничный бизнес и сельское хозяйство. Они готовы предложить молодежи 34 тысячи вакансий, причем около 12 тысяч из них предназначены для несовершеннолетних. Это особенно важно, так как позволяет охватить все возрастные группы молодежи – от школьников до выпускников вузов.
Отмечу, что для удобства участников создан тематический раздел «Временная занятость» на Информационном портале государственной службы занятости. Именно там можно заранее ознакомиться с условиями работы и требованиями нанимателей.
«Шаг в профессию»
– Какие современные инструменты профориентации доступны молодежи сегодня, как они помогают сделать осознанный выбор профессии?
– Важно взвешенно подходить к выбору профессии и развитию своих навыков. Государственная служба занятости предлагает современный инструмент для этого – цифровой профориентационный сервис «Шаг в профессию».
Сервис позволяет не только пройти комплексное тестирование профессиональных склонностей, но и получить детальную информацию о более чем 800 профессиях – от требований к образованию до карьерных перспектив.
Особую ценность представляет возможность анализировать актуальные данные по вакансиям, что дает четкое представление о востребованных навыках в конкретных регионах и профессиональных сферах. Такой подход помогает сделать выбор, соответствующий как личным способностям, так и потребностям рынка труда.
Планы по развитию молодежной занятости
– Каковы ближайшие планы министерства по решению вопросов молодежной занятости?
– Это существенное обновление механизмов поддержки молодежной занятости, что особенно актуально в условиях трансформации рынка труда.
Один из ключевых шагов – расширение доступа к государственной финансовой поддержке для организаций, готовых трудоустраивать молодежь. Сейчас на уровне Правительства рассматривается инициатива, которая позволит участвовать в программе не только бюджетным учреждениям, но и более широкому кругу работодателей.
– Какие новые форматы занятости молодежи вы намерены развивать в ближайшее время и какие цели стоят за этими инициативами?
– Уже скоро стартует важный проект «Время добрых дел». Он представляет собой качественно новый подход к организации занятости молодежи, объединяя трудовую практику с социальной миссией. Участники будут работать в территориальных центрах социального обслуживания и социальных пансионатах, получая уникальный опыт взаимодействия с пожилыми гражданами и людьми с инвалидностью.
Это не просто временная занятость, а целый механизм, который помогает молодым людям развивать профессиональные и личностные качества. Проект решает сразу несколько стратегических задач: от профориентации молодежи до улучшения качества жизни социально уязвимых категорий населения.
Для участников 14–16 лет предусмотрены различные виды помощи: от обучения пожилых людей компьютерной грамотности до работы в пунктах проката технических средств реабилитации. Ребята постарше смогут заниматься сопровождением пожилых и людей с инвалидностью, оказывать помощь в быту, организовывать досуг для поддержания активного образа жизни пожилых, а также непосредственно участвовать в работе реабилитационно-трудовых мастерских и кружков.
Подростки получат возможность увидеть изнутри работу социальной сферы, что может стать определяющим фактором при выборе будущей профессии. Мы ожидаем, что «Время добрых дел» не только обеспечит временную занятость, но и сформирует кадровый резерв для системы соцзащиты.
Акцентирую, что все эти инициативы носят комплексный характер: они сочетают экономические, воспитательные и карьерные аспекты.
Поддержка молодых специалистов
– Какие меры поддержки предусмотрены государством для молодых специалистов?
– Государственная политика поддержки молодых специалистов охватывает ключевые аспекты профессионального становления. Так, в рамках реализации Указа Президента № 344 от 29 августа 2024 г. создан новый механизм обеспечения жильем через специальные кредитные линии для организаций с госдолей собственности.
Суть инициативы заключается в предоставлении таким предприятиям доступа к льготным кредитам на строительство и приобретение арендного жилья с обязательным условием выделения не менее 20 процентов жилого фонда молодым специалистам и гражданам до 31 года.
Финансовая поддержка приобрела многоуровневый характер: от стимулирующих выплат в бюджетной сфере и сельском хозяйстве до специальных доплат в регионах радиоактивного загрязнения. Введение налогового вычета, сопоставимого с 13-й зарплатой, создает дополнительную мотивацию для выпускников, распределяющихся на предприятия.
Эти меры синхронизированы с изменениями на рынке труда. Усовершенствованные условия льготного кредитования на домашнее имущество, например, учитывают реальные потребности молодых семей. Такой комплексный подход позволяет привлекать молодые кадры в приоритетные для экономики сферы.
Екатерина Умрихина, « Рэспубліка», 19 апреля 2025 г.
Заседание Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по молодежной политике, спорту и туризму состоялось 14 апреля в Кировске Мурманской области (РФ), сообщили БЕЛТА в пресс-службе Собрания.
«Для дальнейшего углубления интеграции и сближения законодательства в сфере молодежной политики депутаты – члены Комиссии Парламентского Собрания по молодежной политике, спорту и туризму инициировали проведение сравнительно-правового анализа законодательства Беларуси и России в целях выявления проблемных вопросов по обеспечению равных прав в сфере молодежной политики. Также предложено провести исследования приоритетных направлений учета интересов и потребностей различных групп молодежи Республики Беларусь и Российской Федерации. Результаты данных исследований могут стать основой разработки стратегии развития молодежной политики Союзного государства», – рассказали в пресс-службе.
Парламентарии рассмотрели деятельность по реализации положений дорожной карты органов государственного управления Беларуси, федеральных органов исполнительной власти РФ и национальных общественных объединений двух стран в сфере молодежной политики на 2025–2027 годы. Депутаты считают целесообразным в 2025 году провести мероприятия, направленные на укрепление интеграционных процессов между двумя странами, развитие молодежного сотрудничества. Среди них – II Форум молодых историков Союзного государства, XVIII Фестиваль «Молодежь – за Союзное государство», фестиваль «Если тебе «кижеватовец» имя – Имя крепи делами своими», спартакиада Союзного государства для детей и юношества, туристский слет учащихся Союзного государства, заседание Молодежной палаты при Парламентском Собрании в рамках Международного форума Союзного государства «Великое наследие – общее будущее», проведение заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании по вопросам молодежной политики.
На заседании обсудили также ход работы по выполнению рекомендаций парламентских слушаний «Развитие сотрудничества в сфере туристской деятельности в рамках Союзного государства», которые прошли в январе 2024 года в Смоленске.
В заседании приняли участие председатель комиссии Артем Туров, заместитель председателя Сергей Клишевич, члены комиссии Амыр Аргамаков, Дмитрий Басков, Антон Ткачев и Дмитрий Шевцов. Также в мероприятии участвовали представители Министерства спорта и туризма Беларуси, Министерства спорта РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства образования Беларуси, Министерства науки и высшего образования РФ, Федерального агентства по делам молодежи, ОО «БРСМ», Могилевского областного исполнительного комитета и правительства Мурманской области.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Директиву № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины» можно сравнить с тонкими настройками уже существующей системы государственных органов и организаций. Об этом в эфире телеканала «Беларусь 1» заявил Министр юстиции Евгений Коваленко, сообщает БЕЛТА.
«Я бы сравнил этот документ с тонкими настройками для уже существующей, действующей, работающей системы государственных органов и организаций. Это тот случай, когда нужно устранить шероховатости, сгладить какие-то недочеты и, конечно же, обеспечить, чтобы каждое звено вращалось в нужном направлении с заданной скоростью и обеспечивало эффективность всего механизма», – сказал Евгений Коваленко.
Говоря о болевых точках и рисках, которые могут иметь место в деятельности государственных органов, Министр юстиции назвал слабую исполнительскую дисциплину, бесхозяйственность, размывание ответственности или затягивание принятия решений.
«У каждого государственного органа, государственной структуры есть широкий спектр инструментов, которые применяются в рамках управленческой деятельности. Временные, организационные, финансовые затраты, которые связаны и с совещаниями, и с командировками, должны быть обоснованы, – подчеркнул Евгений Коваленко. – Если брать нормотворческую деятельность, то в рамках нормативно-правовых актов предусмотрена такая процедура, как проведение согласительного совещания. Но до того, как согласительное совещание предстоит провести, проект должен быть подготовлен и направлен заинтересованным. Заинтересованные должны оперативно высказать свои мнения относительно подготовленного проекта будущего решения. Эти позиции нужно сблизить в рамках взаимодействия между государственными органами».
Министр пояснил, что согласительное совещание следует проводить только тогда, когда остаются один или два нерешенных вопроса по подготовленному проекту. Его протокол является частью пакета, вносимого в законодательный орган для принятия окончательного решения.
«Директива акцентирует наше внимание на необходимости более активного внедрения в работу информационных ресурсов и электронных средств коммуникации, электронных средств взаимодействия. В настоящее время в соответствии с директивой прорабатываются вопросы дальнейшей минимизации количества собираемых, например у субъектов хозяйствования, данных. Если есть какие-то сведения в одной из уже действующих государственных информационных систем, то другие государственные органы не должны обращаться к тем же субъектам хозяйствования за получением той же информации», – отметил Евгений Коваленко.
По его словам, у местной власти станет больше рычагов и полномочий для решения тех или иных проблем. «Надо рассматривать директиву как документ, направленный на дальнейшую реализацию ранее принятых решений Главы государства. Если говорить об усилении полномочий руководителей местных органов власти, то можно сказать, что каждый из них – это непосредственно лицо государства на земле. Это те структуры, с которыми граждане сталкиваются в своей повседневной деятельности. И нормы директивы также предполагают, что исполнительская дисциплина должна быть обеспечена на всех уровнях государственной власти», – подчеркнул он.
Министр юстиции добавил, что этот документ адресован всем слоям населения – как представителям власти, так и простым гражданам. «Можно условно разделить нормативные предписания директивы на два блока. Один адресован деятельности государственных органов, их внутренней работе, взаимодействию между собой. Второй же адресован всему обществу в целом. И ключевой момент – ответственность общества, наших граждан за то, как развивается страна», – заключил Евгений Коваленко.
По информации
БЕЛТА
(фото – скриншот видео «Беларусь 1»)
Если правильно использовать идеологические инструменты, тогда эта работа пойдет на благо всем. Министр информации Марат Марков прокомментировал корреспонденту БЕЛТА Директиву № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства».
(фото – БЕЛТА)
«Это крайне важный документ. Первые указы по идеологической работе появились в 2003 году, то есть 22 года назад. Соответственно, сегодня эта тема актуальна хотя бы потому, что время изменилось. Изменились и информационные средства как одни из главных инструментов идеологической работы, – отметил Марат Марков. – Идеологическая вертикаль, общественные объединения, политические партии и средства массовой информации – это основные инструменты, которые поддерживают идеологическую работу. Нужно было это актуализировать, привести к современному состоянию реальности. Так, подписание Директивы № 12 – это важно и очень своевременно».
Министр информации подчеркнул, что сейчас необходимо детально изучить каждый пункт Директивы. «Даже первое ознакомление показывает, что документ очень глубокий, его нужно основательно осмыслить, пропустить через себя и использовать. Но использовать грамотно, потому что нет ничего хуже, чем просто делать вид, что ты занимаешься идеологической работой. Это вызывает только отторжение. Если делать работу грамотно, правильно использовать идеологические инструменты, в том числе СМИ, тогда это будет на благо всем», – уверен Марат Марков.
По информации БЕЛТА
Один из важнейших и долгожданных документов современности – Директива № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства» – подписан 9 апреля Президентом Беларуси. Дискуссий о том, в каком направлении развиваться и что брать за основу в работе в идеологическом пространстве, многие годы было огромное множество. В результате появилась, по сути, дорожная карта реализации концепции белорусской государственности.
О самом главном
Заместитель Главы Администрации Президента Владимир Перцов по просьбе «СБ. Беларусь сегодня» прокомментировал Директиву № 12:
– Время для такого документа объективно пришло. Президент часто за последнее время возвращался к вопросам идеологии, национальной идеи, ценностей и смыслов. Заняться идеологией, пропагандой и контрпропагандой было прямым поручением Главы государства.
Если говорить кратко, такой документ был необходим для того, чтобы:
- описать понятным и ясным языком концепцию государственности, сделать едиными подходы к организации и проведению идеологической работы с людьми;
- доносить государственную повестку до граждан, занятых в частном секторе экономики.
К работе были подключены республиканские и региональные госорганы, экспертное и научное сообщества, представители средств массовой информации и гражданского общества.
При Администрации Президента Республики Беларусь была создана рабочая группа, приводившая под общий знаменатель огромное количество предложений, мнений и позиций. Но главным критерием был один – идти от жизни. Этот президентский принцип помогал отбрасывать все наносное, искусственное и надуманное. Поэтому документ, на мой взгляд, получился максимально практико-ориентированным.
В сухом остатке директива как указ программного характера решает ключевые задачи:
- в ней определяются идейные ориентиры белорусского общества на современном этапе развития;
- раскрывается механизм реализации идеологической работы;
- устанавливается оценка эффективности идеологической работы.
Для понимания: до сегодняшнего дня в идеологической работе мы руководствуемся документами 2003 и 2004 годов, которые очевидно устарели для работы в современных реалиях.
При этом еще и подходы к идеологической работе разнятся от региона к региону. Мы постарались обобщить передовой опыт и установить единые подходы в практических направлениях идеологической работы.
Но что еще более важно в директиве – это утверждаемые ею основы идеологии белорусского общества. Это своего рода букварь гражданина страны. Это емкое и сжатое описание жизни белорусского общества и государства в преломлении прошлого, настоящего и будущего. Расставлены акценты в понимании белорусских смыслов и нарративов.
Одновременно хочу сказать всем критикам.
Речь не идет о насаждении некоего единомыслия, речь идет о необходимости обладания гражданами страны четкими, понятными знаниями основ жизни своей страны. Каши в головах у людей быть не должно!
Если мы хотим воспитать думающих, патриотичных, готовых в случае необходимости встать на защиту своей страны граждан, четко осознающих, что такое хорошо и что такое плохо, то должна вестись соответствующая работа, пропагандироваться в обществе соответствующие идеалы и ценности. И мы это будем делать.
Это прекрасно знают и наши так называемые западные учителя. Нам они навязывают принципы плюрализма, а у себя вводят наказания, вплоть до уголовных, за попытки пересмотра устоявшихся истин истории и современности своей государственности.
Невозможно представить себе немца, итальянца, поляка, рассуждающих о целесообразности единства своих государств, о каких-то альтернативных подходах к осмыслению их прошлого. Мысли в голове такой нет и быть не может – настолько продуманно и четко сформирована концепция государственности и настолько же эффективно внедряется через все сферы жизни.
Такая же однозначность в оценках должна быть и у нас. И в завершение, если говорить про ключевые аспекты директивы, стоит обратить внимание на то, что в документе:
- определяются понятие, цель, задачи, основные формы идеологической работы, субъекты ее реализации;
- устанавливаются ключевые подходы к организации идеологической работы в трудовом коллективе;
- обязанность реализации основ идеологии белорусского государства распространяется на все сферы и субъекты хозяйствования независимо от формы собственности.
Персональная ответственность за состояние идеологической работы возлагается на руководителя коллектива или отрасли.
Идеология – центр государственности
Президент Беларуси Александр Лукашенко – первопроходец в сфере возрождения идеологической составляющей на просторах СНГ, отмечает заведующий кафедрой социальной политики и идеологии Академии управления при Президенте, политолог, кандидат исторических наук Вадим Елфимов:
– Еще в 2003 году наш Президент поднял этот вопрос, что государству необходима идеология, что деидеологизация, усиленно навязываемая нам Западом с середины 1980-х годов, привела к краху СССР, неприятным последствиям, которые мы называем лихими 90-ми.
Идеология должна быть в центре государственности, убежден эксперт:
– А поскольку наше государство – социально ориентированное, то у нас и идеология соответствующая, ориентированная на интересы народа. В этом отношении мы уже добились многого и строим государство не только социальной ориентации, но уже социальной справедливости. На новом этапе возникает потребность в том числе идеологического сопровождения этих важных преобразований. Чиновничеству был необходим конкретный документ, опираясь на который можно было бы двигаться дальше. Потому что до сих пор существовала некая двойственность: идеология белорусского государства есть, но она не формализована. Идеологическая работа проводилась, однако нормативного всеобъемлющего документа, который обосновывал и регулировал бы эту деятельность (что требуется для чиновничества), пока не было.
Поэтому наш Президент принял этот документ в тот самый момент, когда мы выходим на новый этап развития государства, в преддверии Всебелорусского народного собрания, в развитие Концепции национальной безопасности, информационно-идеологическая составляющая которой очевидна.
При этом идеологическая работа в стране становится более целенаправленной и практико-ориентированной, констатирует начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи Брестского облисполкома Татьяна Гагакова:
– Кроме того, в одном документе мы получили теоретический курс основ идеологии белорусского государства, где учтены все компоненты: экономические, политические, социальные. Конечно, и раньше у нас были документы, регулировавшие различные составляющие идеологической работы. Но они не в полной мере учитывали новые тенденции, которые сложились в нашем обществе. К примеру, не были четко определены субъекты идеологической работы. Теперь же конкретно указано, что это органы власти, средства массовой информации, политические партии, общественные организации. Уверена, что такая конкретная субъектность позволит повысить эффективность нашей работы через воздействие на различные адресные группы.
По мнению Татьяны Гагаковой, огромное значение имеет и тот факт, что в директиве указан алгоритм согласования кадровой идеологической вертикали.
Тем более что сегодня особенно остро стоит вопрос консолидации общества, укрепления суверенитета, формирования целостного мировоззрения у граждан, говорит председатель Гомельского горисполкома Владимир Привалов:
– Именно на это направлен документ, системно и последовательно определяющий ориентиры идеологической работы в нашей стране. Гомель – город с богатыми трудовыми и патриотическими традициями. Наши коллективы, учреждения образования, органы власти всегда были активными проводниками государственной идеологии. И теперь, с принятием директивы, мы получаем четкий документ, который позволяет по-новому осмыслить и выстроить идеологическую деятельность на всех уровнях: от школы до предприятия, от семьи до органов местного самоуправления.
Особое значение имеет то, что директива закрепляет персональную ответственность руководителей за состояние идеологической работы. Это правильный и своевременный подход, считает Владимир Привалов:
– Потому что только тогда, когда каждый руководитель – на предприятии, в учреждении, в сфере услуг – понимает свою роль в формировании ценностной основы общества, можно говорить о реальных результатах. Наша задача сегодня – не просто информировать, а воспитывать, вовлекать, объяснять. Чтобы каждый горожанин осознавал себя частью единого народа, уважал историю, ценил независимость, гордился страной. Директива дает все необходимые инструменты для этого. В Гомеле мы уже реализуем множество проектов в образовательной, культурной и патриотической сферах. Но теперь наша работа станет еще более целенаправленной, системной и измеримой по результату.
Сохранение духовной основы белорусского народа
Директива № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства» стала закономерным итогом всей ранее проводившейся идеологической работы в белорусском обществе, фиксацией системы, которая складывалась в нашей стране не один год, но особое значение приобрела после событий 2020 года. Начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи Могилевского облисполкома Екатерина Музыченко отмечает:
– Не преувеличу, если скажу, что подписанную директиву ждала вся идеологическая вертикаль страны. Потому как документ этот поможет совершенствовать нашу работу. Причем во всех трудовых коллективах, независимо от формы собственности. Идеологическая работа охватывает все население Беларуси. Это очень важно.
С принятием Директивы обозначены четкие формы изучения общественного мнения, коммуникации власти и общества, добавила она:
– Понятно, что идеологическая работа направлена на поддержку внутренней и внешней политики нашей страны, укрепление благоприятного морально-психологического климата, формирование у членов трудового коллектива мировоззрения, основанного на чувстве патриотизма, гражданской зрелости, осознания принадлежности к белорусскому народу. Отныне идеологическая работа становится более систематизированной и четкой. Ясно прописано, кто за что отвечает. И, на мой взгляд, очень важно, что самый главный идеолог организации, предприятия – сам руководитель.
Также Екатерина Музыченко обращает внимание:
– Актуальным оставался вопрос: как оценить работу идеологов? Важно, что будут разработаны индикаторы оценки эффективности идеологической работы. Есть еще один важный момент, который хочу отметить. Директиву можно назвать своего рода упреждающим документом. Реализация его положений позволит подготовить общество к возможным вызовам.
При этом документ в полной мере отражает общественные отношения, которые сейчас складываются в целом в Беларуси, с акцентом на ключевые пункты, убежден ректор Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой Юрий Романовский:
– Сильная государственная власть, социальная справедливость, особая модель развития белорусского государства – вот что является брендом нашей страны, за что знают и любят Беларусь во всем мире. Вся эта сложившаяся система зафиксирована в директиве.
Посмотрите внимательно этот документ – он отражает, как много сделано в нашей стране для сохранения духовной основы белорусского народа и уверенного движения вперед будущих поколений.
Как руководитель учреждения образования Юрий Романовский особое внимание обратил на аспект, касающийся воспитательной работы с молодежью:
– Деятельность, которую мы сейчас ведем, полностью ложится в систему, описанную в Директиве. Я понимаю, что уже очень много сделано, но при этом осознаю, что еще больше в целом необходимо сделать, чтобы действительно донести до каждого члена общества, до каждого отдельного белоруса его значение для своей страны. Именно человек – главное достояние белорусского государства.
Касаясь значимости документа, ректор ПГУ выразил убежденность, что Директива № 12 должна стать настольной книгой для руководителей абсолютно всех уровней.
Юрий Романовский также подчеркнул, что многие годы у белорусов пытались сформировать негативное отношение к слову «идеология»:
– Нужно понимать, что у каждого государства в мире есть и реализуется своя идеологическая политика. Беларусь не исключение. Мы идем по собственному пути развития, самостоятельно определяем духовные ценности и приоритеты своего народа. Это и есть наша идеология, которую мы транслируем и должны укреплять через все организации и структуры.
Важнейшим элементом в этой работе, по мнению Юрия Романовского, является система образования. И прежде всего вузы, подчеркнул ректор.
Государственная идеология теперь – конкретная задача наравне с обороноспособностью, констатирует эксперт по национальной безопасности Александр Тищенко:
– У государства должна быть своя идеология. Она как идейный волевой стержень для формирования личности и сплочения общества вокруг целей государства. Идеология – это реальная сила. Здесь если нет своей, то на ее место обязательно придет чужая. Это место свято и потому пусто не бывает. Поэтому Запад стремится уничтожить в первую очередь традиционные национальные ценности в наших странах, подчинить конституционную базу как основу независимости и суверенитета и насадить свои западные типовые ценности, с помощью которых предполагает управлять нами в своих интересах. По большому счету, национальная идеология – это приоритетная мишень для Запада, чтобы превратить нас в примитивных бесполых и беспринципных потребителей западной продукции.
Эксперт подчеркивает, что единственное действенное средство, защищающее от подобного, – своя национальная идея и государственная идеология как база суверенитета, который сначала должен созреть в голове и потом уже в делах:
– Это сила, построенная на правде, вере, справедливости. Это своего рода смысловое ПВО от когнитивных атак и ударов извне. И Беларусь в этом вопросе опять подает пример для подражания. Если обобщить, то белорусская государственная идеология – это задача быть гражданином своей страны и жить в ней по-людски.
Александр Тищенко указывает, что идеология – ответственность не только государства, а всеобщая, всенародная. Принцип смысловой герметичности, иначе будет протекать.
Фундамент гражданского мира и согласия
Директива о реализации основ идеологии белорусского государства стала важным и актуальным ответом на вызовы, которые ставит перед нами само время, убеждена председатель Залесского сельисполкома Чечерского района Наталья Шевцова.
При этом общая система взглядов, общее понимание национальных интересов, общее видение развития страны – все это делает куда продуктивнее и коммуникацию власти с населением на местах, подчеркивает Наталья Шевцова:
– Когда люди обращаются в исполком не только с жалобами, но и с дельными предложениями, касающимися организации жизни в их родном городе или поселке, – это особенно четко ощущает каждый мой коллега. Как председатель сельисполкома убеждена, что государственная повестка должна быть всегда на первом плане в каждом уголке страны – от столицы до самого отдаленного населенного пункта. В современных реалиях недруги Беларуси не оставят попыток проверить наш народ на крепость убеждений и верность своей стране. Но нам есть что противопоставить таким атакам. Директива № 12 не только четко определяет основы идеологии Беларуси, но и задает новую планку эффективности идеологической работы на всех уровнях. И соответствовать этой планке – наша главная задача не только как руководителей, но и как граждан и патриотов родной страны.
По информации «СБ. Беларусь сегодня», 11 апреля 2025 г.