07.09.2023
Как сегодня возводится жилье в Беларуси и что изменится в ближайшее время
В Беларуси в нынешнем году планируется ввести в эксплуатацию 4,3 миллиона квадратных метров общей площади жилья. Согласно данным Белстата задание шести месяцев по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов и строительству жилья с использованием господдержки в целом по республике выполнено. За полугодие построено 4110 квартир для многодетных семей. Также за этот период введено в эксплуатацию 81,726 тысячи «квадратов» арендного жилья и 870,9 тысячи «квадратов» индивидуальных жилых домов. Доля индивидуального жилья в общем количестве превышает 40 процентов практически во всех регионах.

С 2022-го построить дом в сельской местности стало значительно проще. Те, у кого есть участки, могут возводить жилье без бюрократических проволочек: Указом Президента был отменен ряд обязательных согласований, разрешений. Также максимально упростилась приемка объектов. Как это реализуется на практике, какие новшества ожидают стройотрасль – спросили у заместителя Министра архитектуры и строительства Александра Балашенко.
– Александр Анатольевич, для начала расскажите: от какой волокиты освободил указ Главы государства?
– Документом предусмотрено, что такие объекты можно строить без получения разрешений, без разработки проектной документации и без последующей приемки их в эксплуатацию. И сейчас для строительства или реконструкции одноквартирных жилых домов и хозяйственных построек в сельских населенных пунктах (за исключением расположенных на территории районов, прилегающих к областным центрам и Минску) гражданам достаточно иметь документ, удостоверяющий право на земельный участок. А вот для желающих построить дом вблизи Минска и областных центров необходимо получить паспорт застройщика. На основании такого документа смогут построить жилые одноквартирные дома также и юридические лица, индивидуальные предприниматели.
– А можно ли строить по старинке?
– Действующий порядок возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и хозпостроек (с получением всех разрешений, согласований, заключений и разработкой проекта) также сохраняется. Решение о применении упрощенного порядка принимается застройщиками самостоятельно. Воспользоваться таким порядком можно при возведении объектов на территории всей республики, за исключением Минска.
Пока что по действующему законодательству, имея земельный участок, нужно обратиться в исполком для получения соответствующего разрешения на строительство. Исполкомы выдают решение, а организации Минстройархитектуры в обязательном порядке должны разработать проектно-сметную документацию. Ее необходимо снова согласовать с органом архитектуры местного органа госуправления, а затем можно начинать строительство. После этого – обратиться в исполком с просьбой разрешить ввод объекта в эксплуатацию. Комиссия проверит его и выдаст акт приемки в эксплуатацию, и уже после этого можно обращаться в бюро технической инвентаризации и замерять объект.
Однако новый подход предусматривает исключение практически всех этих процедур. В корне упрощаются подходы к организации строительного процесса. Не нужно ходить за различными дополнительными документами, согласовывать проектно-сметную документацию, как, в принципе, и разрабатывать ее, если уверен в своих силах и доверяешь собственным знаниям в строительстве. Не нужно вводить объект в эксплуатацию, соответственно, нет необходимости обращаться в исполком. Единственное, нужно иметь в наличии документы на участок, чтобы подтвердить собственность. После того как завершили строительство, следует зарегистрировать это строение в соответствующих органах госрегистрации.
– Каков план действий при строительстве дома?
– Первое – необходимо получить земельный участок. Второй шаг – обратиться в службу «Одно окно» за соответствующей административной процедурой о выдаче паспорта застройщика в случае если вы собираетесь строить в Минске, областных центрах или районах, которые находятся рядом с областными центрами. Если планируете строить дом в сельской местности, то не нужно больше ничего: взяли и начали строить. Безусловно, указ предусматривает определенные ограничения, но только по расположению жилого дома на своем земельном участке. Так, нужно отступить от границы земельного участка три метра, больше ограничений нет. Нужно понимать: после того как построили дом, его следует подключить к сетям. Это необходимо делать в соответствии с действующим законодательством. То есть если не будут соответствовать какие-то параметры дома, то газовые, электрослужбы заставят все привести в порядок, чтобы обеспечить безопасность.
– Недавно Президент подписал Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Что меняется в подходах?
– Отмечу, что кодекс станет настольной книгой строителя. Если нужно, например, узнать, какие документы готовить к приемке объекта, аттестации, при составлении жалобы на госэкспертизу, то открывайте нужный раздел, а их в кодексе 11, и действуйте согласно единым новым правилам.
До принятия кодекса не всегда можно было определить, где какая норма находится, но теперь такой проблемы не будет. В этом документе собраны все действующие нормативные акты в области строительства. При этом каждый человек может найти там полезную информацию, например, как получить господдержку, если хочешь построить дом для себя, своей семьи.
Мы постарались максимально обобщить все основополагающие документы, чтобы процесс строительства был описан максимально четко: от задумки до приемки объекта в эксплуатацию. В этот документ были имплементированы все отраслевые указы Президента. Да, имеются документы, которые еще надо приводить в соответствие с кодексом, и мы работаем над скорейшим завершением этого процесса. Изначальная задача для Министерства архитектуры и строительства состояла в том, чтобы создать единый и понятный документ для всех, кто заинтересован в строительстве, в том числе жилья.
– Какие новшества для граждан и юрлиц прописаны в кодексе?
– Что касается норм кодекса, то в нем прописано, что областным и Минскому городскому исполкомам предоставлено право на принятие решений о разрешении размещения на территории соответствующей области, города Минска объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования при условии соблюдения установленных законодательством требований и ограничений. Кодексом также регламентированы вопросы приостановления строительства объектов и принятия решений об их консервации, оптимизирован порядок возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов пятого класса сложности, введен уведомительный принцип в отношении выполнения строительно-монтажных работ, а также закреплена возможность добровольного страхования при осуществлении архитектурной и строительной деятельности.
Документом предусматривается формирование единой информационной среды в строительной отрасли для упрощения взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности. У нас создана государственная инфосистема «Госстройпортал». Основной ее целью является формирование единого информационного пространства строительной отрасли, обеспечивающего инфовзаимодействие участников жизненного цикла объекта строительства на всех его этапах в среде общих данных. «Госстройпортал» создан как многофункциональная современная система с ролевой моделью управления и современными подходами к организации внутреннего и внешнего информационного взаимодействия.
По информации «
СБ. Беларусь сегодня», 9 сентября 2023 г.
По теме:
Комментарий к Кодексу об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности читайте в разделе "Аналитика"
В Беларуси готовят документ для регулирования выпуска токенов банками
В Беларуси готовят документ для регулирования выпуска токенов банками. Об этом сообщил Председатель Правления Национального банка Роман Головченко в программе «Актуальное интервью» на
«Первом информационном», сообщает
БЕЛТА.
Ранее Роман Головченко заявил, что Национальным банком совместно с заинтересованными вырабатывается системный подход к регулированию сферы токенов (цифровых знаков). В частности, предлагается предоставить банкам право через резидентов ПВТ создавать и размещать собственные токены, исполнять обязательства по ним.
«В чем мы видим перспективность этого инструмента? Во-первых, это важная составляющая привлечения инвестиций. Во-вторых, полноценное использование токенов – это возможность перехода впоследствии к смарт-контрактам, в которых алгоритмически зашиты определенные действия, и они будут выполняться автоматически. Их можно использовать абсолютно в различных сферах договорных отношений», – отметил он.
Сейчас токены могут приобретать субъекты хозяйствования через структуры ПВТ, но банки этот инструмент не используют. «Национальным банком ведется работа по подготовке комплексного правого акта, который бы регулировал две вещи. Первое – формы использования токенов для банков, второе – определенное ограничение, которое мы будем использовать для работы с этим еще достаточно новым финансовым инструментом. Это сфера так называемых децентрализованных финансов, и законы, по которым обращаются токены, не должны вступать в противоречие с классическими элементами платежной инфраструктуры», – объяснил глава Нацбанка.
Роман Головченко считает, что в сфере обращения токенов надо двигаться достаточно осторожно, выверяя все шаги и смотря, каким образом на практике реализуется законодательное регулирование. «В целом я уверен, что у токенов большое будущее, и Нацбанк делает, на мой взгляд, правильные шаги для того, чтобы стать регулятором именно этой сферы», – сказал он.
По информации
БЕЛТА
Эксперт пояснил новшества законодательства о летнем отдыхе и оздоровлении детей
Заместитель директора Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Александр Цай в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» пояснил новшества законодательства о летнем отдыхе и оздоровлении детей.
В прошлом году было подготовлено два основных нормативно-правых акта касательно летнего отдыха детей. Один из них вступил в силу с 1 сентября 2024 г. – это постановление Совета Министров № 509 «Об организации оздоровления детей в образовательно-оздоровительных центрах, воспитательно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях». Параллельно еще был подготовлен проект, который вступил в силу с 1 февраля этого года, – постановление Совмина № 6 от 3 января «О порядке подтверждения готовности лагерей к работе в период каникул». Основная цель этих нормативно-правовых актов – повышение доступности услуг отдыха и оздоровления для детей и приведение в соответствие с законодательством об образовании.
Александр Цай отметил, что необходимость принятия этих документов заключается в том, что до сих пор виды и перечни таких лагерей не были упорядочены. «В постановлении № 509 определены основные виды и типы лагерей, даны им понятия, в том числе и по срокам. То есть это теперь уже стационарный лагерь, воспитательно-оздоровительный, спортивно-оздоровительный лагерь, палаточный лагерь и дневной лагерь, – рассказал он. – Ряд лагерей у нас раньше выпадал, то есть были только лагеря оздоровительные, которые были созданы как учреждения образования. Другие виды лагерей тоже функционировали, но не было понятийного аппарата. Поэтому на сегодняшний день все уже урегулировано».
Был и ряд обращений от родителей по поводу того, что раньше путевки выдавались в комиссиях по оздоровлению. Далеко не все предприятия хотели создавать эти комиссии, тем самым ограничились права ребенка на отдых и оздоровление.
«Особенно это касается организаций частной формы собственности. Они не всегда были заинтересованы создавать комиссии по оздоровлению, а численность детей, которые не могли воспользоваться удешевленной путевкой, было немалое. Поэтому мы изменили механизм – теперь физлицо может приобрести путевку для родителей. При этом нанимателю не запрещают заключать договоры о сотрудничестве и таким же образом организовывать работу – назначать ответственного работника, который соберет необходимый пакет документов за родителей, который организует заключение договоров с организатором лагеря. Сегодня это можно урегулировать так же, как и раньше. Через комиссию по оздоровлению тоже можно организовать приобретение путевок для родителей», – пояснил Александр Цай.
По стоимости, естественно, ничего не изменится. «Никаких изменений нет. Стоимость лагеря, она контролируется областными и Минским городским исполнительными комитетами и, как правило, не превышает уровня макроэкономических показателей на очередной год», – заявил он.
Кроме того, документами определено, сколько и в каком лагере должны пребывать дети, чтобы это считалось воспитательно-оздоровительным или спортивно-оздоровительным лагерем. Продолжительность смены может регулироваться, но не во всех типах лагерей, подчеркнул эксперт.
По информации
БЕЛТА
Какие подходы нужны для совершенствования жилищной политики, рассказал Министр архитектуры и строительства
Министр архитектуры и строительства Александр Студнев рассказал на семинаре-совещании «О концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года», какие вопросы требуют совершенствования подходов к государственной жилищной политике, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
Принятие концепции государственной жилищной политики до 2030 года – очередной важный шаг для системного и устойчивого развития жилищной сферы, а также для увеличения благосостояния граждан и роста экономики, отметил Александр Студнев. По его словам, этот документ определяет ключевые приоритеты, механизмы и инструменты решения актуальных проблем в области обеспечения граждан доступным и комфортным жильем.
«За суверенную историю Беларуси жилищный фонд увеличился на 73,6 млн кв.м. При этом только в этой пятилетке планируется построить 21,4 млн кв.м жилья. В результате проводимой государственной политики количество очередников с 2010 года уменьшилось с 855,6 тыс. до 558,4 тыс. человек», – подчеркнул Министр. Если говорить в процентах, то очередников стало меньше почти на 35 %.
Объемы строительства жилья по итогам 2024 года позволили достичь обеспеченности квадратными метрами на одного человека в размере 30,4 кв.м, в то время как в 1995 году этот показатель составлял всего лишь 19,7 кв.м, добавил Министр. При этом соблюдается установленное Директивой Главы государства соотношение стоимости одного метра жилья с господдержкой к среднему уровню заработной платы.
«Ежегодно улучшают свои жилищные условия в среднем 25 тыс. семей. Проводимая государственная политика предоставляет возможность нуждающимся в улучшении жилищных условий построить жилье с использованием льготных либо субсидированных кредитов. А социально незащищенным гражданам, детям-сиротам, семьям, имеющим детей-инвалидов, и иным малообеспеченным гражданам – получить социальное либо арендное жилье. Для этого правительством ежегодно устанавливается задание по вводу жилья и определяются источники и объемы финансирования в рамках госпрограммы строительства жилья», – рассказал Александр Студнев.
Тем не менее в области реализации жилищной политики имеются вопросы. В частности, депутатский корпус отмечает среди них низкие темпы обеспечения жильем детей-сирот. Второй вопрос – недостаточные объемы строительства арендного жилья, потому что спрос на него опережает предложение, особенно в больших городах. «Вместе с тем арендное жилье является действенным механизмом, позволяющим в первую очередь решать задачи привлечения и закрепления востребованных кадров на местах. Такое жилье в Беларуси строится с 2012 года, и первый дом был построен в Минске. В последующие годы объемы строительства арендного жилья государственного жилфонда возрастали, но незначительно, поскольку оно строится исключительно за счет бюджетных средств», – объяснил Министр.
Следующий вопрос – необходимость улучшения жилищных условий очередников, не имеющих права на господдержку, при ограниченных объемах арендного жилфонда и высоких процентных ставках по коммерческим кредитам. Решением этой проблемы может стать система жилищных строительных сбережений, подчеркнул Министр. Реализация этой системы уже начата Белинвестбанком, в ближайшее время ожидается ее запуск Беларусбанком.
Устаревший жилфонд Александр Студнев также назвал одним из вопросов, требующих решения. «Выход из ситуации – обеспечение поэтапной реконструкции и реновации жилищного фонда», – подчеркнул он. Глава отрасли резюмировал, что все эти вопросы требуют совершенствования подходов к государственной жилищной политике.
По информации
БЕЛТА
«Максимум вовлечения в хозоборот». Минприроды о новшествах законодательства по обращению с отходами
Заместитель начальника управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Максим Тарасов в пресс-центре
БЕЛТА рассказал о новшествах законодательства по обращению с отходами.
Максим Тарасов напомнил, что правовые основы обращения с отходами определены в соответствующем законе. Они направлены на уменьшение объемов образования отходов и максимальное их использование, а также на предотвращение вредного воздействия отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество.
6 октября 2024 г. вступила в силу новая редакция Закона об обращении с отходами. «В целях уменьшения объемов образования отходов и их максимального вовлечения в хозяйственный оборот в новой редакции закона уточнены основные принципы в области обращения, а также введены основные направления единой государственной политики в данной области в порядке их приоритетности», – обратил он внимание.
На первом месте – предотвращение образования отходов. Затем следует уменьшение объемов образования отходов, переработка отходов, применение отходов для выработки энергии, применение отходов для выполнения работ и оказания услуг, а потом обезвреживание отходов. Помимо запрета на захоронение вторичных материальных ресурсов (ВМР), в новой редакции закона также введен запрет на захоронение отходов, подлежащих обезвреживанию, и запрет на захоронение отходов потребления, не прошедших сортировку, если на территории административно-территориальной единицы созданы все необходимые условия. В новой редакции закона также введена норма, согласно которой при осуществлении градостроительной деятельности должны выполняться требования о наличии пунктов заготовки отходов с учетом техтребований.
«У нас вторичные материальные ресурсы образуются не только в составе отходов потребления, но также в составе отходов производства. Максимальному вовлечению отходов производства в хозяйственный оборот способствует осуществление Минприроды ряда административных процедур в отношении субъектов хозяйствования. Прежде всего это административная процедура по выдаче разрешения на хранение и захоронение отходов производства, в которых одним из особых условий является недопущение захоронения ВМР. Также это админпроцедура по согласованию инструкций по обращению с отходами производства, в которых устанавливаются требования по организации раздельного сбора и необходимости передачи ВМР на использование», – рассказал Максим Тарасов.
На законодательном уровне закреплена обязанность субъектов хозяйствования по обеспечению сбора отходов, их разделения по видам, обеспечению использования отходов. Физлица также обязаны обеспечивать сбор отходов, их разделение по видам, если созданы необходимые условия.
Для доступа к информации по наличию в республике предприятий, осуществляющих использование определенных видов отходов, Минприроды ведет реестр объектов по использованию отходов. «В настоящее время в республике зарегистрировано порядка 1,5 тыс. объектов по использованию различных видов отходов. И чем больше создается таких объектов, тем большее количество вовлекается в хозяйственный оборот, а это способствует уменьшению захоронения отходов и снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду, – акцентировал внимание представитель ведомства. – В реестре зарегистрировано порядка 40 объектов по использованию отходов бумаги и картона, 30 – по использованию отходов стекла, 170 – по использованию полимерных отходов, порядка 30 – по использованию изношенных шин, 85 – по использованию отработанных масел».
Использование отходов осуществляется в соответствии с актами законодательства, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами. На объектах, где осуществляется использование отходов, проводится оценка воздействия на окружающую среду. Отходы используются в соответствии с техническими условиями на продукцию, изготовленную из отходов, которые в обязательном порядке проходят в государственную экологическую экспертизу.
Кроме того, Минприроды на постоянной основе проводит контрольные мероприятия, в том числе для недопущения захоронения ВМР на объектах захоронения отходов. Также проводятся контрольные мероприятия в части содержания контейнерных площадок.
По информации
БЕЛТА
«Решения от жизни, от земли». Игорь Сергеенко о результатах законодательной деятельности
Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва привел примеры законодательных решений, идущих от жизни, от земли, что постоянно требует от парламентариев Глава государства, передает корреспондент
БЕЛТА.
Председатель Палаты представителей рассказал о работе, проведенной за год нынешним составом депутатов. «Каждый из нас пришел в Палату представителей со своим жизненным и профессиональным опытом, со своими знаниями и компетенциями. За это время мы активно включились в законодательную и межпарламентскую деятельность, работу с избирателями в округах. Проведено 28 заседаний Палаты представителей, в том числе 5 совместных с Советом Республики. Принято 65 законов», – отметил Игорь Сергеенко.
По его словам, все они – востребованные экономикой страны и обществом решения, нацеленные на защиту отечественных производителей, совершенствование предпринимательской деятельности, развитие международного сотрудничества, либерализацию уголовного законодательства. Внесены необходимые корректировки в Налоговый кодекс.
Особый интерес для граждан представляет новая редакция Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Она позволяет оперативно регистрировать сделки с недвижимостью независимо от ее местонахождения, повысить достоверность сведений, включаемых в государственный регистр.
Серьезную помощь сельскохозяйственным организациям окажут поправки в Закон «О дорожном движении», расширяющие возможность привлечения молодежи к управлению тракторами и самоходными машинами.
«Все это примеры законодательных решений, идущих от жизни, от земли, что постоянно требует от парламентариев Глава государства», – подчеркнул Игорь Сергеенко.
В таком же ключе следует рассматривать и расширение социальных гарантий ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим узникам фашизма, воинам-интернационалистам. Дополнительную поддержку получили инвалиды и семьи, воспитывающие детей, отметил председатель Палаты представителей.
Внесены востребованные временем коррективы в законы по вопросам занятости населения, брачно-семейных отношений. Дошлифован Кодекс об образовании.
По словам Игоря Сергеенко, депутатский корпус ведет активную работу по изучению правоприменительной практики. В этих целях проведены парламентские слушания по вопросам цифрового права, около 20 семинаров, включая три выездных – по вопросам реализации гражданских инициатив и организации деятельности службы «одно окно» на примере трех районов Брестской области; о развитии машиностроения в Жодино; об инвестиционном и экспортном потенциале белорусской экономики в Белорусско-китайском индустриальном парке «Великий камень». Буквально на днях в Палате представителей прошел семинар, посвященный вопросам применения законодательства об охране и использовании земель.
Важную роль играют парламентарии и в законодательном обеспечении процесса углубления интеграционных связей в рамках Союзного государства, отметил Председатель Палаты представителей. Принятые решения направлены на формирование объединенного рынка электроэнергии, проведение единой промышленной, технологической, научно-технической политики Беларуси и России.
Палатой представителей ратифицирован недавно вступивший в силу стратегически важный документ – белорусско-российский Договор о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства.
По информации
БЕЛТА