04.09.2023
Взять взносы под контроль: пять причин установить мобильное приложение ФСЗН
В феврале Фонд социальной защиты населения запустил мобильное приложение – за первую неделю оно вошло в топ бесплатных скачиваемых сервисов. Сегодня им пользуются более 400 тысяч белорусов. Почему и остальным стоит последовать их примеру, рассказывает первый заместитель управляющего фондом Виктория Трухан.
Получите доступ к информации о себе как о работнике
На протяжении 20 последних лет Фонд социальной защиты населения ведет индивидуальный персонифицированный учет. То есть о каждом работающем жителе страны в электронном виде накапливаются данные, которые определяют его социальные и пенсионные права. Начиная с 2003 года собираются сведения, где человек работал и сколько времени, а с 2019-го трудовая биография более подробная, даже с указанием причин увольнения. Пользователь мобильного сервиса ФСЗН имеет доступ ко всей этой информации в любое время. Но, заметьте, только той, что касается лично его.
Сможете отслеживать, насколько исправно работодатели уплачивали за вас страховые взносы
В мобильном приложении видно, как наниматели – и прошлые, и нынешние – уплачивали страховые отчисления в ФСЗН. Почему это важно знать? Потому что взносы на пенсионное государственное страхование дадут вам в будущем право получать трудовую пенсию. А взносы на социальное страхование уже сегодня гарантируют оплату больничных и назначение разного рода пособий. Не все наниматели правильно отражают сведения о зарплатах и взносах, а часть работодателей и вовсе выдают заработок «в конвертах».
В приложении видны уплаты взносов как по трудовым договорам, так и по договорам подряда. Если вы обнаружили, что отчислений нет или они подозрительно маленькие, нужно обратиться к нанимателю, а затем – в территориальное подразделение фонда по месту жительства.
Вам автоматически рассчитают страховой стаж на основании имеющихся данных
Каждый работающий должен знать о размере страховых отчислений в ФСЗН. На государственное пенсионное страхование из вашей зарплаты должны удерживать 1 процент (это вы видите в расчетном листке), и сумму, эквивалентную 28 процентам вашего заработка, направляет работодатель. Взносы на социальное страхование – 6 процентов – перечисляет только работодатель.
Чтобы в будущем вам назначили трудовую пенсию, необходимо сформировать минимальный страховой стаж. Для тех, кто в этом году выходит на заслуженный отдых, он составляет 19 лет, а со следующего (когда пенсионная реформа завершится) – 20. Если столько времени взносы поступали в фонд, за трудовую пенсию можно не беспокоиться.
Правда, при условии, что ежемесячно их уплачивали с дохода в сумме, не меньшей, чем минимальная зарплата по стране (на август – 554 рубля). К примеру, человек работает на полставки. Доход у него – 227 рублей. Тогда у него накопится не один месяц страхового стажа, а только половина. И на пенсию ему еще придется поработать.
Программа сервиса за секунду подсчитает страховой стаж на текущий момент. Но имейте в виду: если вы начали трудиться до 2003 года, эти расчеты будут неполными.
Присоединиться к мобильному сервису несложно
Чтобы воспользоваться возможностями программы, после ее скачивания нужно зарегистрироваться через Межбанковскую систему идентификации. Сделать это можно либо по Mobile-ID, либо по логину и паролю. Для авторизации в мобильном приложении, вводим идентификационный номер и пароль, через пару минут все разделы приложения появятся перед глазами.
Пользователи на связи
Фонд социальной защиты населения принимает вопросы и предложения по работе мобильного сервиса по адресу mobileapp@ssf.gov
. by. От пользователей уже поступило более 1,3 тысячи письменных откликов и 1,5 тысячи звонков.
В перспективе вы будете знать еще больше
Фонд социальной защиты населения продолжает развивать мобильный сервис. Сейчас раздел «Пособия» предлагает информацию, позволяющую женщинам, планирующим или ожидающим ребенка, сориентироваться, какие пособия им положены, куда обращаться, чтобы их назначили, и какие документы для этого необходимо предоставить. А позже программа будет рассчитывать и сам размер интересующей социальной выплаты, например больничного по беременности и родам.
Планируется включить сервис, который предоставит сведения и по «второй пенсии». Вы сможете видеть, сколько средств собрали на текущую дату по выбранному вами тарифу добровольного дополнительного накопительного страхования. В перспективе можно будет узнать период выплаты и реквизиты заключенного вами договора.
Елена Козловская, «
СБ. Беларусь сегодня», 2 сентября 2023 г.
Амбициозный проект в режиме 24/7, или Какой будет Централизованная инфосистема здравоохранения
С января 2026 года в промышленную эксплуатацию планируют запустить Централизованную информационную систему здравоохранения. Она создается по распоряжению Главы государства. Программное обеспечение должно объединить все организации здравоохранения – от ФАПов до РНПЦ – в единую информационно-коммуникационную инфраструктуру. Это значительно облегчит обмен информацией. Какие сервисы и услуги получат граждане и как изменится парадигма взаимодействия пациентов и системы здравоохранения, рассказали журналистам эксперты, принимавшие участие в создании этого амбициозного проекта, сообщает
БЕЛТА.
По словам заведующего сектором программно-информационного обеспечения Министерства здравоохранения Виктора Сидоренко, сама идея появилась в 2016 году. Ее реализовывали сначала по линии Всемирного банка в рамках соответствующего займа, однако затем банк приостановил проект по независящим от Беларуси обстоятельствам. Благодаря решениям Главы государства и поддержке Правительства проекту было дано новое дыхание и поставлена конкретная задача – сделать программное обеспечение в составе 10 подсистем.
Что включает система
Одной из важнейших будет подсистема интегрированной электронной медицинской карты пациента. Ее цель – формирование одной электронной истории болезни в отношении одного гражданина. Тем самым планируется уйти от ситуации, когда у пациента может быть несколько медкарт в разных организациях здравоохранения, куда он когда-либо обращался. После введения системы появится единая карта, доступная организациям здравоохранения по определенным правилам и с учетом всех требований безопасности.
Медицинский работник получит возможность знакомиться с информацией независимо от проживания пациента и локации практической деятельности самого медицинского работника.
Немаловажный компонент – личный электронный кабинет пациента, с помощью которого гражданин либо законный представитель гражданина может общаться с организацией здравоохранения. На данном этапе будут реализованы такие базовые функции, как запись на прием к врачу, просмотр результатов лабораторных исследований, результатов посещений организаций здравоохранения в целом, возможность просмотра выписанных электронных рецептов и др.
«Безусловно, это не исчерпывающий перечень. Мы будем учитывать пожелания наших граждан по дальнейшему развитию и открытию тех или иных сервисов», – отметил Виктор Сидоренко.
Создается также единая система, которая объединит результаты всех лабораторных исследований граждан. Концепция подразумевает учет анализов вне зависимости от места их сдачи: в частном или государственном секторе. Результаты будут доступны для просмотра лечащему врачу в любом учреждении здравоохранения. По аналогии создается единый архив медицинских изображений. По сути, это хранилище КТ, МРТ-снимков и других результатов диагностических исследований на цифровом оборудовании, которое сейчас активно внедряется в организации здравоохранения.
Немаловажный аспект – создание подсистемы управления очередями пациентов. Благодаря этому Министерство здравоохранения, главные управления по здравоохранению облисполкомов, комитет по здравоохранению Мингорисполкома смогут мониторить злободневные вопросы очередности пациентов на эндопротезирование, хирургические вмешательства и др.
По сути, централизованная платформа позволит создать единое медицинское информационное пространство. В целом должна измениться парадигма взаимодействия пациента и системы здравоохранения. Отказ от бумажных форм, использование личного кабинета пациента и др. – все это в перспективе упростит формат взаимодействия, а также повысит качество и доступность медпомощи.
Сейчас информационная система находится в стадии опытной эксплуатации, которая продлится до конца ноября этого года. В декабре будет проходить стадия приемочных испытаний. На данный момент к системе подключены 60 организаций разного уровня (от центральных районных больниц до РНПЦ), которые входят в пилотную зону. «В ходе опытной эксплуатации будет решен ряд задач и сделан самый главный вывод: готова или нет система для ввода в промышленную эксплуатацию с января 2026 года», – сказал Виктор Сидоренко.
Критически важная система государства
Участие в создании Централизованной информационной системы здравоохранения принимает не только Министерство здравоохранения. Это общегосударственная задача. Генеральным подрядчиком по разработке программного обеспечения и мозговым центром процесса выступает Агентство цифровой трансформации. Созданием защищенных каналов электросвязи занимается РУП «Белтелеком». Это важное звено, которое, как кровеносная система, организовывает связь больниц с центром обработки данных. Сердце, или пламенный мотор, – ООО «Белорусские облачные технологии».
Система создается исключительно силами белорусских разработчиков, без привлечения внешних ресурсов. Итоговый продукт будет исключительно белорусским, подчеркнул первый заместитель генерального директора Агентства цифровой трансформации Сергей Руднев. Благодаря этому, по его словам, систему можно будет развивать так, как это удобно в Беларуси, ни под кого не подстраиваясь и выстраивая именно те процессы, которые определяет регулятор – Министерство здравоохранения. На проекте постоянно задействовано около 90 разработчиков. Периодически подключаются дополнительные команды в зависимости от поставленных задач.
«Разработка подобной системы – это не просто выполнение технического задания. По сути, это трансформация целой отрасли, – отметил Сергей Руднев. – Дело в том, что программное обеспечение дает ряд вызовов. Регулятор понимает это и слышит, своевременно корректируя нормативно-правовую основу функционирования системы здравоохранения».
Первый заместитель генерального директора агентства подчеркнул, что эта система будет одной из наиболее критически важных систем государства, она должна работать в режиме 24/7. Ежесуточно к ней будут обращаться и пациенты, и врачи. В перспективе она станет основным инструментом в сфере здравоохранения.
Какие возможности получат пациенты уже в 2026 году
Отдельные сервисы будут появляться постепенно. Но уже на протяжении 2026 года, как отметил Сергей Руднев, человек получит доступ в свой личный кабинет, сможет посмотреть результаты исследований, историю обращений к его медицинской карте. Если какой-либо врач обращался к информации, пациент будет понимать, когда это произошло. Кроме того, человек сможет записаться на прием к врачу, диспансеризацию, увидеть свой листок нетрудоспособности.
Следующий год станет поворотным не только для отрасли здравоохранения. В 2026 году должна произойти трансформация листков нетрудоспособности, в результате появится возможность работать с электронными больничными. Это важно не только для пациента, но и для нанимателя. Плюсов такого нововведения немало: прозрачность, своевременность предоставления информации и снижение нагрузки на граждан и бизнес.
«Таким образом, будет создана экосистема взаимодействия пациента и врача, врача и пациента. У регулятора появится ряд аналитических инструментов, благодаря которым, исходя из статистики, складывающейся на платформе, можно будет принимать те или иные управленческие решения, – отметил Сергей Руднев. – По сути, в одном ядре, в одном месте будет аккумулирована вся информация о пациентах Беларуси, что позволит динамично реагировать на определенные ситуации».
С 1 января 2026 г. платформа будет введена в промышленную эксплуатацию. Однако полномасштабное функционирование системы невозможно обеспечить сразу и единомоментно, обратил внимание первый заместитель генерального директора Агентства цифровой трансформации. С одной стороны, платформа должна насытиться данными. С другой стороны, и врачи, и общество должны пройти планомерный процесс вовлечения в использование этой платформы.
«Приблизительно, по моим оценкам, до конца следующего года экосистема должна заработать в том объеме, в котором она создана и реализована», – сказал Сергей Руднев.
Вместе с тем платформа не может остановиться в своем развитии. Уже в рамках реализации текущей версии составлен достаточно большой бэклог, или перечень новых модулей и подсистем. Их намерены реализовать в следующей пятилетке.
Амбициозный проект и вызов для всех участников
Цифровизация уже во многом проникла в систему здравоохранения, электронное здравоохранение в той или иной степени присутствует. Однако дальнейшее развитие, конечно же, необходимо. Централизованная информационная система здравоохранения должна стать основой для построения целостной экосистемы здравоохранения. Ее создание позволит бесшовно, гладко наладить обмен медицинской информацией как внутри системы, так и с другими государственными органами, пояснил директор РНПЦ медицинских технологий Алексей Щербинский.
«Что мы получим? Мы получим в первую очередь комфорт, более высокое качество, доступность и скорость медицинских услуг именно за счет цифровой трансформации имеющихся бизнес-процессов», – сказал он.
Создание такого продукта, как Централизованная информационная система здравоохранения, – это амбициозный масштабный проект, который является вызовом для всех участников, не только непосредственных разработчиков, IT-специалистов.
«Это вызов для системы здравоохранения: руководители учреждений здравоохранения проделывают огромную работу, связанную с внедрением централизованной информационной системы на своих базах. Также это вызов для медиков. Большое медицинское экспертное сообщество определяет не только базовые потребности, но и детализацию бизнес-процессов, которая крайне важна в их повседневной работе», – отметил Алексей Щербинский.
Директор РНПЦ обратил внимание, что в системе здравоохранения ежегодно совершается более 2,5 млн вызовов скорой медицинской помощи, столько же госпитализаций, более 100 млн посещений поликлиник. Все эти процессы требуют регулярной аналитики и управленческих решений.
«Большое количество бизнес-процессов, большое количество данных требует своевременного, оперативного принятия управленческих решений на основе первичных данных, которые и будет содержать Централизованная информационная система здравоохранения. На основе оперативных управленческих решений возможно формировать правильный и современный тренд стратегических решений, который и будет возможен на основании той описательной аналитики, которую будет представлять Централизованная информационная система здравоохранения», – заметил он.
Алексей Щербинский добавил, что на данный момент созданы системные условия для построения централизованной платформы. Обеспечена закупка необходимого количества персональных компьютеров и других технических решений. Приобретены электронные цифровые подписи для входа в систему. Проведена крайне важная часть работы, связанная с построением системы защиты информации.
По словам начальника отдела проектов государственных органов и организаций ООО «Белорусские облачные технологии» Вадима Смагина, обеспечен весь комплекс мер по информационной безопасности и надежности функционирования данной системы.
Кстати, в соответствии с программой деятельности Правительства на 2025–2029 годы, Минздраву поставлена задача подключить к этой системе все организации здравоохранения, независимо от их формы собственности. Соответственно планируется, что в этом и следующем годах будут подключены как государственные, так и частные организации здравоохранения.
Забегая вперед, следует отметить, что Министерство здравоохранения сейчас прорабатывает вопрос в отношении частных организаций здравоохранения, используя опыт российских коллег, где взаимодействие с информационной системой национального уровня является одним из лицензионных требований. Соответствующие инициативы Минздравом Беларуси предложены в закон о лицензировании.
По информации
БЕЛТА
Количество пользователей широкополосного интернета в Беларуси за пять лет выросло почти на 70 тыс.
Количество пользователей широкополосного интернета выросло примерно на 70 тыс. абонентов за последние 5 лет. Об этом в эфире телеканала
СТВ рассказал Министр связи и информатизации Кирилл Залесский, сообщает
БЕЛТА.
«Если говорить об электросвязи, стационарных телефонах и каналах интернета, то, при всем насыщении рынка, небольшой рост пользователей мы наблюдаем. За последние пять лет количество абонентов широкополосного доступа в интернет, в первую очередь по оптоволоконным линиям связи, выросло примерно на 70 тыс. абонентов. Цифра вроде бы небольшая, но она характеризует насыщение рынка. Сегодня к широкополосному, проводному интернету подключено примерно 3,3 млн», – сказал Кирилл Залесский.
По его словам, такой интернет обычно используется дома, поэтому, чтобы понять реальное число пользователей, количество абонентов смело можно умножать на два. Отказываться от такого интернета пользователи не будут, ведь эта технология позволяет пропустить большие скорости и объемы трафика для конкретного абонента.
«Сегодня рынок стабилизировался на уровне практически стопроцентного удовлетворения спроса. У нас около 4,100 млн абонентов стационарной телефонной связи. Это количество чуть-чуть сокращается, потому что люди зачастую отказываются от домашнего телефона», – добавил он.
По словам Кирилла Залесского, домашний телефон останется как средство связи для особых случаев, ведь всегда есть критические, чрезвычайные ситуации. Может забарахлить мобильная связь, случиться катаклизмы, влияющие на работу мобильной связи. Кроме того, разговор по проводной связи более устойчивый и безопасный с точки зрения внешнего проникновения, чем разговор по мобильной связи, а опора на стационарные сети позволит разгрузить и мобильную связь, поэтому отказываться от стационарной связи, безусловно, не следует.
Он добавил, что введение штрафов за несоблюдение нормы качества по скорости интернета для операторов связи, которые будут действовать с 1 января 2026 г., было закономерным элементом работы ведомства. Постановлением Совета Министров от 31 декабря 2024 г. № 1073 утверждены минимальные показатели качества услуг, в первую очередь мобильного интернета, в зависимости от типа населенного пункта. Но только утвердить эти минимальные стандарты качества мало, поэтому поправками в Кодекс об административных правонарушениях замыкается юридическая цепочка всей системы контроля за качеством связи.
По информации
БЕЛТА
Стандарты в области искусственного интеллекта разработают в Беларуси
Стандарты в области искусственного интеллекта разработают в Беларуси. Об этом сообщила корреспонденту
БЕЛТА Председатель Государственного комитета по стандартизации Елена Моргунова на полях республиканской научно-практической конференции «Качество-2025».

(фото – БЕЛТА)
«2024-й был Годом качества, он придал новый импульс развитию инфраструктуры. В пятилетку качества эта работа продолжается. В приоритете опережающая стандартизация. Именно в стандарты закладываются те основные постулаты, те основные требования, по которым в дальнейшем развиваются отрасли. Сегодня, в век инноваций, как никогда необходимы новые требования, которые мы и закладываем в опережающие стандарты. Это вопросы искусственного интеллекта, безбарьерной среды, цифровая трансформация, в том числе инновационное развитие агропромышленного комплекса, промышленности. Все эти моменты необходимо стандартизировать для того, чтобы отрасли гармонично развивались и продукция шла без барьеров на внешние рынки», – сказала Елена Моргунова.
Стандарты разрабатываются в рамках технических комитетов. «По инициативе Министерства связи и информатизации формируется национальный технический комитет, который будет заниматься вопросами цифровизации и искусственного интеллекта. Планируется разработка порядка восьми стандартов, которые будут в том числе включать термины и определения для того, чтобы четко понимать, с чем и как мы работаем, каким образом искусственный интеллект может нам помочь в дальнейшем развитии», – отметила Председатель Госстандарта.
Среди задач Госстандарта – защита внутреннего рынка от несоответствующей, небезопасной продукции и одновременно помощь отечественным предприятиям в выходе на рынки других стран, причем без барьеров и ограничений. Беларусь состоит в интеграционных объединениях – Союзное государство, Евразийский экономический союз, СНГ. «Нам бы хотелось, чтобы вопросы технического регулирования были гармонизированы для того, чтобы не создавать барьеров при обращении нашей продукции. Поэтому техническое регулирование, вопросы стандартизации, аккредитации должны развиваться в одной плоскости с другими странами. Для этого необходима опять-таки цифровизация этих процессов, чтобы была четкая прослеживаемость, чтобы можно было в любой момент получить достоверную информацию», – подчеркнула Елена Моргунова.
Каждый второй четверг ноября отмечается Всемирный день качества. «Беларусь присоединилась к этой глобальной инициативе, и сегодня мы проводим международную конференцию, посвященную вопросам качества. Почему это важно? Хотелось бы, чтобы все то, что нас окружает в жизни, все, с чем мы сталкиваемся, было качественным. Качественные дороги, образование, медицина, товары. Мы все время говорим о качестве, потому что от него зависит конкурентоспособность продукции, возможность завоевывать новые рынки. Беларусь всегда славилась качеством своей продукции. На конференции мы затронули все вопросы, которые касаются инфраструктуры качества. Это вопросы стандартизации, метрологического обеспечения, аккредитации, проведения испытаний, государственного контроля и надзора за качеством продукции на рынке», – заключила Председатель Госстандарта.
Участие в конференции приняли ведущие эксперты, руководители предприятий, ученые и специалисты в области стандартизации и менеджмента качества. Они обсудили актуальные вызовы, поделились опытом внедрения инновационных решений и определили перспективные направления развития национальной инфраструктуры качества. Пленарное заседание конференции было посвящено развитию инфраструктуры качества и системы технического регулирования как надежной основы устойчивого развития национальной экономики. А тематика секционного заседания – «Технологические лидеры. Оперативные цели и гибкие планы» – имела сугубо практическую направленность. Своим успешным опытом в области управления качеством поделились представители белорусской промышленности.
Конференция стала одним из ключевых мероприятий в рамках Недели качества, объявленной в Беларуси с 10 по 16 ноября и приуроченной ко Всемирному дню качества, отмечаемому в текущем году 13 ноября. Неделя качества призвана стать демонстрацией того, как традиции, умноженные на трудолюбие и передовые технологии, создают прочный фундамент белорусского качества.
По информации
БЕЛТА
Каким будет бюджет фонда соцзащиты населения на 2026 год, рассказала Наталия Павлюченко
Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко рассказала на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам, каким будет бюджет фонда соцзащиты населения на 2026 год, передает корреспондент
БЕЛТА.
В бюджет Фонда соцзащиты населения на 2026 год запланированы доходы на уровне Br39 млрд, что на Br3,8 млрд больше, чем в текущем году, – почти 111 % роста. Основным источником доходов традиционно являются страховые взносы, которые составляют около 93 % бюджета фонда, рассказала Наталия Павлюченко.
«Среди плательщиков взносов выделяются индивидуальные предприниматели и еще одна категория, которая постепенно занимает все большую долю в доходной части бюджета фонда, – это плательщики, уплачивающие в бюджет фонда часть налога на профессиональный доход. Также планируются поступления по взносам на профессиональное пенсионное страхование, что связано с тем, что все больше граждан, работающих в особых условиях труда, выбирают доплату к зарплате вместо накопления пенсии. По итогам 9 месяцев 2025 года таких работников уже 169 тыс., что составляет почти 51 % от общего числа занятых в особых условиях, тогда как в 2023–2024 году их было чуть более 140 тыс. (около 40 %)», – отметила Министр.
Классической составляющей бюджета фонда является субвенция из республиканского бюджета в размере почти Br2 млрд, что составляет около 5 % доходов. Эти средства компенсируют нестраховые расходы фонда, при этом страховые взносы идут на увеличение страховых статей расхода. С 2023 года фонд работает с профицитом и является самодостаточным, подчеркнула она.
Расходная часть бюджета фонда составляет Br38,5 млрд – плюс Br5,7 млрд, что на 17,3 % больше по сравнению с прошлым периодом. Около 81 % расходов приходится на пенсии, что составляет примерно Br31 млрд – на Br4,9 млрд больше, чем в 2025 году, то есть рост порядка 18,5 %.
В стране насчитывается 2,4 млн пенсионеров, из которых 2 млн получают трудовые пенсии. В составе пенсий также есть социальные выплаты на сумму около Br0,5 млрд, что составляет 1,6 % всех расходов, – их получают примерно 86 тыс. пенсионеров. Средний размер пенсии в следующем году увеличится на 14,5 % и составит Br1107, тогда как в этом он планируется на уровне Br942.
Иностранные пенсии на 2026 год составляют Br288 млн. В стране проживают 35 тыс. иностранных пенсионеров, которым уплачиваются пенсии по международным соглашениям. «Около 14 тыс. белорусских пенсионеров проживают за границей. По обеим этим группам наблюдается небольшой прирост. Примечательно, что в числе иностранных пенсионеров, проживающих в Беларуси, имеется увеличение количества из Литвы и Латвии – более чем по 200 человек из каждой страны», – обратила внимание Наталия Павлюченко.
Расходы на пособия составляют 18 % расходов бюджета фонда – почти Br7 млрд, темп роста – почти 113 %. Из общей суммы пособий 53 % приходятся на выплаты по рождению и воспитанию детей – Br3,7 млрд. В эту сумму входят единовременные пособия при рождении ребенка – Br644 млн с ростом 7 %. Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до трех лет составляют Br2,3 млрд с ростом 11 %. Получателями таких пособий являются 172 тыс. человек, а средний размер пособия по стране достаточно комфортный. На первого ребенка планируется средний размер пособия в размере Br1045.
По информации
БЕЛТА
Перенести или получить компенсацию. Что делать с неиспользованной частью отпуска, пояснили в Минтруда
В Министерстве труда и социальной защиты пояснили, что делать, если часть отпуска осталась неиспользованной, сообщает
БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
По общему правилу наниматель обязан предоставлять работнику трудовой отпуск ежегодно полной продолжительности в пределах его рабочего года, а работник должен его использовать.
Но что делать, если часть отпуска осталась неиспользованной? Первый вариант – перенести часть трудового отпуска на следующий рабочий год.
Как поясняется, в текущем рабочем году перенос или продление трудового отпуска возможны в ряде случаев: вы заболели (временная нетрудоспособность), начался отпуск по уходу за ребенком, нужно выполнить государственные обязанности (с правом на освобождение от работы), отпуск совпал с учебным, вовремя не выплатили отпускные, а также с согласия сторон и в других случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором.
Перенести часть отпуска на следующий рабочий год можно только в двух случаях: если это исключительные случаи в связи с производственной необходимостью или если вас отозвали из отпуска по инициативе нанимателя. Даже в этих случаях необходимо использовать минимум 14 календарных дней в текущем году.
Вторым вариантом будет получить денежную компенсацию за отпуск. Это касается части трудового отпуска (основного и дополнительного), превышающей 21 календарный день. И сделать можно по соглашению между работником и нанимателем.
Замена денежной компенсацией не допускается в отношении отпусков, предоставляемых авансом, и отпусков, предоставляемых беременным женщинам, работникам, признанным инвалидами, работникам моложе 18 лет, работникам за работу в зонах радиоактивного загрязнения, а также в отношении дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы.
Получить денежную компенсацию реально при отзыве из трудового отпуска, если в текущем рабочем году использовано не менее 14 календарных дней отпуска, а также при увольнении.
По информации
БЕЛТА