Состоялось совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики
25 октября 2023 года состоялось совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики для вопросов парламентариев и ответов Правительства Республики Беларусь.
С докладом на тему «О мерах по повышению эффективности работы строительного и транспортного комплексов, жилищно-коммунального хозяйства» в Овальном зале выступил Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Сивак А.А.
Характеризуя состояние дел в строительном комплексе, он отметил, что меры, принятые Главой государства и Правительством в целях активизации инвестиционной активности, позволили загрузить производственные мощности и выйти на положительные показатели работы отрасли.
Объемы подрядных работ за девять месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года выросли на 12,3 процента, валовая добавленная стоимость в строительстве увеличилась на 9,7 процента.
По словам Заместителя Премьер-министра, подрядными организациями республики за восемь месяцев обеспечена прибыльная и рентабельная работа. Чистая прибыль выросла на 6,5 процента и составила 486 млн. руб. Рентабельность продаж составила 9 процентов (за восемь месяцев 2022 года – 7,7 процента).
Объемы выполнения подрядных работ за пределами республики (в первую очередь на территории Российской Федерации) за восемь месяцев увеличены на 25,9 процента. В целом темпы экспорта строительных, инженерных и архитектурных услуг составили 117,3 процента (449,1 млн. долл. США).
– По итогам работы за девять месяцев в эксплуатацию введено 2,6 млн. кв. м жилья, в том числе с государственной поддержкой – 690 тыс. кв. м. Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме введенного в эксплуатацию жилья составила 50,1 процента, – сказал А.А.Сивак.
По его словам, показатель обеспеченности населения жильем по итогам 2022 года составил 29,4 кв. м на человека, что превышает задание Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы (к 2025 году запланировано 28,5 кв. м).
В рамках разрабатываемой Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года основной акцент планируется сделать на застройке, реновации и реконструкции существующих жилых территорий. Особое внимание будет уделено ветхому и непригодному для проживания жилью.
«Важными направлениями также остаются строительство арендного жилья и развитие индивидуального жилищного строительства. Особое внимание при этом уделяется вопросам упрощения процедур в строительстве. «На уровне Президента и Правительства принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы возможности применения при строительстве проектной документации, разработанной по строительным и техническим нормам иных стран, порядка формирования сметной стоимости, исключения возможности делегирования проектировщику функций и обязанностей, возложенных на заказчика, замещения действующих технических кодексов установившейся практики новыми строительными нормами и правилами. Работа эта в настоящее время продолжается в рамках утвержденных в Правительстве мероприятий», – рассказал А.А.Сивак.
В целях создания единого общедоступного и понятного для всех участников строительного процесса, в том числе граждан, документа принят Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, регламентирующий порядок строительства объекта на всех его стадиях, начиная от задумки и заканчивая приемкой в эксплуатацию.
«Документ вносит ряд новшеств, направленных на сокращение, упорядочение и консолидацию требований к строительству объектов, а также на повышение ответственности участников строительной деятельности. В настоящее время осуществляется работа по приведению актов законодательства в соответствии с данным Кодексом», – отметил вице-премьер. «В отрасли будет продолжена работа по повышению эффективности функционирования и конкурентоспособности на международном уровне», – подчеркнул А.А.Сивак.
Говоря о работе транспортный комплекса, Заместитель Премьер-министра отметил рост грузооборота на железнодорожном транспорте (106,2 процента) и на автотранспорте (105,3 процента). Эти результаты достигнуты за счет увеличения инвестиций (За январь – сентябрь 2023 года они сложились на уровне 132,3 процента), переориентации экспортных потоков, деятельности по созданию новых транспортных коридоров, пояснил он.
«В части увеличения количества разрешений иностранных государств на осуществление международных автомобильных перевозок грузов по результатам проделанной работы в текущем году получено 28,1 тыс. дополнительных разрешений по Азербайджану, Армении, Грузии, Казахстану, Китаю, Монголии, Турции и Узбекистану, что в 1,7 раза больше по отношению к первоначальной квоте разрешений по указанным странам», – отметил А.А.Сивак. Также, по его словам, до конца 2023 года планируется дополнительно получить для белорусских перевозчиков еще около 2 тыс. разрешений из дружественных стран.
Заместитель Премьер-министра заявил, что в Беларуси растет пассажирооборот по всем видам транспорта. За январь – август 2023 года он сложился на уровне 110,3 процента, сказал А.А.Сивак.
По его словам, для наведения порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров подготовлен проект Указа Президента «Об автомобильных перевозках пассажиров», предусматривающий создание государственного информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении» (в него включаются сведения о перевозчиках, транспортных средствах, водителях, диспетчерах перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчерах такси) и закрепление норм, регулирующих такую деятельность.
В сфере воздушного транспорта проводится работа по созданию равных тарифных условий при оказании услуг аэропортов и аэронавигационных услуг эксплуатантам воздушных судов Беларуси и России. Продолжается работа по развитию восточного и южного направлений полетов для осуществления регулярных воздушных пассажирских перевозок. Регулярные рейсы выполняются в 21 аэропорт 10 государств.
Количество обслуженных пассажиров в Национальном аэропорту «Минск» за восемь месяцев 2023 года составило 1 656,5 тыс. чел., или 128,5 процента к уровню соответствующего периода 2022 года.
В области дорожного хозяйства в 2023 году на возведение, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог общего пользования направлено 1,4 млрд. руб. (149 процентов к уровню 2022 года), что позволит отремонтировать порядка 3 тыс. км дорог, в том числе республиканских – 1,3 тыс. км и местных – 1,7 тыс. км.
В 2024 году на республиканские дороги планируется направить 1,27 млрд. руб. (130 процентов к уровню 2023 года), что позволит отремонтировать и реконструировать около 1600 км республиканских автодорог. На ремонт местных автодорог планируется направить 881 млн. руб., что в два раза больше, чем запланировано к выделению в 2023 году. Это позволит отремонтировать около 2700 км местных дорог.
Таким образом вся сеть автодорог общего пользования будет приведена в надлежащее транспортно-эксплуатационное состояние.
Характеризуя сферу жилищно-коммунального хозяйства, А.А.Сивак отметил, что одними из наиболее актуальных для населения остаются вопросы, связанные с эксплуатацией жилищного фонда, проведением текущего и капитального ремонта.
Облисполкомами и Минским горисполкомом ежегодно наращиваются объемы капитального ремонта жилья. В 2022 году отремонтировано 3375,4 тыс. кв. м жилья, или 2,8 процента от обслуживаемой площади. Это самый высокий показатель за все время. Ожидается что и в 2023 году объемы капитального ремонта жилищного фонда превысят прошлогодние.
«Продолжается планомерная работа по замене в многоквартирных жилых домах лифтов, отработавших нормативные сроки эксплуатации. Сейчас в жилищном фонде страны практически нет лифтов, эксплуатируемых сверх нормативных сроков», – сказал А.А.Сивак. По его словам, в 2023 году в целом по республике в жилищном фонде предусмотрена замена 1116 лифтов. «И, безусловно, эта задача будет выполнена», – дополнил вице-премьер.
Актуальными остаются задачи благоустройства придомовых территорий и ремонта улично-дорожной сети населенных пунктов. «В 2023 году на ремонт дорожной сети областям предоставлены дополнительные средства из республиканского бюджета в общей сумме 100 млн. руб. Облисполкомами и Минским горисполкомом сформированы планы по ремонту в текущем году 6 млн. 667 тыс. кв. м улично-дорожной сети населенных пунктов. На 1 октября выполнен ремонт 6 млн. 703 тыс. кв. м и работы продолжаются», – рассказал А.А.Сивак. Принято решение о наращивании в 2024 – 2025 годах объемов ремонта улично-дорожной сети на 15 процентов ежегодно с доведением к 2025 году до 8,1 млн. кв. м, отметил вице-премьер. «И соответственно будет увеличиваться финансирование на эти цели», – дополнил он.
Правительством даны необходимые поручения заинтересованным государственным органам по формированию региональных программ ремонта улично-дорожной сети в агрогородках на период до 2030 года с проработкой конкретных источников финансирования на эти цели; разработке нормативных правовых актов, упрощающих требования к выполнению в сложившейся застройке сельских населенных пунктов всех видов ремонта улично-дорожной сети, не предусматривающих устройства основания.
Говоря о водоснабжение и водоотведении, вице-премьер отметил, что на 1 октября 2023 года введены в эксплуатацию 110 станций обезжелезивания воды, или 71 процент от предусмотренного на год объема, еще на 32 станциях ведутся строительно-монтажные работы. Завершается разработка проектной документации на строительство 13 станций.
Построено 7,7 км новых сетей водоснабжения из 9,8 км, предусмотренных на год, 6,8 км сетей водоотведения (канализации) из 13,9 запланированных.
Заменено 339,9 км сетей водоснабжения со сверхнормативными сроками эксплуатации, или 93,4 процента от годового плана (363,9 км), и 125,7 км сверхнормативных сетей водоотведения, или 80 процентов от плана на год (157,1 км).
Переподключены к существующим централизованным системам водоснабжения с водой нормативного качества 8 населенных пунктов из 10 запланированных, введены в эксплуатацию 3 очистных сооружения сточных вод из 16 запланированных.
В результате принимаемых мер уровень обеспеченности потребителей водоснабжением питьевого качества по итогам девяти месяцев 2023 года составил 97,7 процента, а по итогам года ожидается выполнение целевого показателя в 98 процентов.
«В сфере обращения с твердыми коммунальными отходами главная задача – минимизировать объемы их захоронения. Принимаемые в этом направлении меры позволили достичь стойкой динамики роста уровня использования ТКО, который с 2017 по 2022 год увеличился почти в два раза (с 17,2 до 33 процентов). В 2023 году планируется обеспечить использование не менее 34 процентов всех образующихся в стране ТКО. Продолжается строительство региональных объектов по сортировке и использованию ТКО», – рассказал А.А.Сивак.
В 2023 году в Оршанском районе введен в эксплуатацию региональный комплекс по обращению с ТКО мощностью 60 тыс. т в год, отметил вице-премьер. «Осуществляется строительство четырех региональных объектов для Бобруйской, Новополоцкой, Гомельской и Волковысской зон обслуживания. По двум объектам (в городах Минск и Пинск) разрабатывается проектно-сметная документация, по двум объектам (в городах Кобрин и Пуховичи) – осуществляется прединвестиционная стадия», – подчеркнул он.
По завершении доклада Заместитель Премьер-министра ответил на вопросы парламентариев.
Председатель Палаты представителей Андрейченко В.П. поинтересовался ходом работ по созданию скоростных и сверхскоростных железнодорожных и автомагистралей.
Депутат Бартош С.В. задала вопрос о том, какие еще можно предпринять меры для упрощения административных процедур в строительной деятельности.
Депутат Кирьяк Л.В. спросила о том, какие шаги предпринимаются Правительством для снижения тарифов на железнодорожные перевозки по территории Российской Федерации для белорусских субъектов хозяйствования, а также для расширения пропускной способности железнодорожной, портовой и пограничной инфраструктур.
Депутат Бегеба В.К. поинтересовалась перспективами реализации госпрограмм по строительству, ремонту и реконструкции дорог и мостов.
Вопрос депутата Гайдукевича О.С. касался предпринимаемых Правительством мер по минимизации неблагоприятных последствий санкционного давления.
Далее в ходе совместного заседания на вопросы депутатов отвечали члены Правительства.
Депутат Хлобукин И.К. спросил Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Ляхновича А.А., каким он видит дальнейшее развития системы пригородного железнодорожного сообщения и что планирует Правительство предпринять для минимизации убытков в этой сфере.
Депутат Стрельченок В.И. поинтересовался планами Министерства по совершенствованию правовой базы, регулирующей междугородние пассажирские автоперевозки.
Депутат Васюков В.М. спросил, как на цене авиабилетов скажется реализация белорусско-российского соглашения в сфере авиасообщения.
Депутат Чернявская Ж.Н. попросила Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Пархамовича Р.В. проинформировать о том, какие значимые объекты были построены с участием белорусских специалистов в Российской Федерации и насколько рентабельным является реализация там строительных проектов.
Министр жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Трубило Г.А. ответил на вопрос депутата Шкроб М.А. о том, какие меры предпринимает Министерство для снижения числа обращений граждан с жалобами на работу системы жилищно-коммунального хозяйства.
Всего в ходе заседания депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики задали членам Правительства одиннадцать вопросов.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)