Валерий Бельский: новации в законодательстве позволят привести структуру бизнеса в соответствие с реалиями
Новации в законодательстве для предпринимателей позволят привести структуру бизнеса в соответствие с реалиями. Об этом журналистам заявил заместитель Председателя Совета Республики Валерий Бельский перед началом Форума деловых кругов, посвященного открытию Белорусской недели предпринимательства, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Рамиля Насибулина, БЕЛТА)
В рамках Недели предпринимательства активно обсуждаются изменения в Налоговый кодекс, а также новации в законы о предпринимательской деятельности.
По мнению Валерия Бельского, любые изменения вызывают дискуссии, в том числе в парламентской среде, поскольку они наиболее существенные за последние годы. «Эти новации не спонтанные, они очень долго обсуждались. Импульс, которые они придадут, позволит привести в соответствие структуру предпринимательского сектора с новыми реалиями. Нам сейчас необходимо обеспечение горизонтальной и вертикальной справедливости. Смысл в том, что однотипный бизнес должен нести одинаковую финансовую нагрузку, в том числе по обеспечению потребностей государства», – отметил зампредседателя.
Очень важно обеспечить сохранение импульсов, а государство как раз и выступает их инициатором, добавил он. «Они призваны повысить эффективность предпринимательской деятельности», – сказал Валерий Бельский.
Законодательные изменения обсуждаются в том числе в рамках экспертного совета под руководством Председателя Совета Республики Натальи Кочановой. Кроме этого, Министерство экономики постоянно проводит общественно-консультативные советы, где обсуждает изменения с представителями бизнеса.
Программа Недели предпринимательства предполагает проведение большого количества встреч, переговоров и диалоговых площадок по всем актуальным вопросам. Ожидается, что участие в них примут представители госорганов, бизнеса и объединений предпринимателей, субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, науки, образования, молодежных объединений и граждане, заинтересованные в открытии собственного дела.
По информации БЕЛТА
Цель государственной программы – создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и динамичного развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
В числе ключевых направлений, по которым предлагается сформулировать предложения в комплекс мероприятий по ее реализации:
- расширение инструментов нефинансовой поддержки бизнеса,
- совершенствование деятельности институтов развития предпринимательства,
- снижение регуляторной нагрузки на бизнес,
- укрепление взаимодействия государства и бизнеса,
- вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежь, женщин, лиц «серебряного возраста»,
- цифровизация предоставляемых госуслуг для бизнеса и другие.
Ждем ваши инициативы – их можно направить посредством Google-формы.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
В проекте Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040-го значительная роль отведена как бизнесу вообще, так и малому и среднему предпринимательству в частности. Предполагается, что к 2040 году доля МСП достигнет 40 процентов. Стратегия – не цель, а перманентный процесс развития деловой среды. О ее состоянии на сегодняшний день рассказал Министр экономики Юрий Чеботарь.
От торговли к производству
– Деловая среда формируется исходя из общей экономической политики, подстраивается под конъюнктуру рынка и трансформируется вместе с вызовами времени. В 1990-х подавляющее большинство предпринимателей занимались торговлей. Спустя годы ретейл консолидировался, сформировались крупные сети с высоким уровнем сервиса и разнообразием ассортимента. Сейчас стремительно развивается электронная коммерция, а вместе с ней и новые бизнес-модели.
Изменились не только формы ведения бизнеса, но и сама структура национальной экономики. Основная добавленная стоимость формируется в реальном секторе: промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве. Государство нацелено на поддержку индустриальных проектов, и этот курс находит отклик в предпринимательской среде.
Практика показывает, что многие производственные компании начинали в той или иной форме с торговой деятельности: поставки товаров помогали аккумулировать капитал, нарабатывать компетенции. И в определенный момент предприниматели осознавали, что им выгоднее организовать собственное производство и использовать уже наработанную торгово-проводящую сеть для продвижения своей продукции.
По такому алгоритму реализуется ряд проектов в рамках инициативы «Один район – один проект». Немало инвесторов, начавших свой путь в бизнесе в сфере торговли в крупных городах, возвращаются на малую родину уже в новой роли – создателей производств, которые меняют экономический ландшафт регионов.
Государство заинтересовано в активном развитии и укрупнении предпринимательского сектора и создает для этого необходимые условия. Важным шагом стали законодательные инициативы по масштабированию бизнеса путем «бесшовного» перехода ИП в коммерческие организации. Одновременно расширяются механизмы поддержки субъектов МСП: предприниматели могут рассчитывать на займы и поручительства по коммерческим кредитам от Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты, предоставляемые местными властями, выгодные кредитные программы от Банка развития и других. Инструментов достаточно, их перечень продолжает расширяться. Так, с этого года заработали новые финансовые инструменты поддержки – «Региональная инициатива» и промышленная ипотека.
Широкий спектр стимулов предусмотрен обновленным Законом «Об инвестициях». Важный принцип, заложенный в законодательство, – равенство всех форм собственности. Инвесторами могут выступать и частные компании, и государственные. Необходимо отметить, что госсектор только начинает осваивать новые механизмы: пока лишь два предприятия воспользовались такой возможностью. В проработке находится 14 проектов (практически половина от заявленных). Большинство в высокой степени готовности к реализации. Среди инициаторов проектов – как флагманские компании (БЕЛАЗ), так и коммунальные предприятия. Рассчитываем, что активность в 2025-м повысится.
Особое внимание уделяется развитию высокотехнологичного сектора. Продолжим расширять технопарки, совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Они должны не просто предоставлять необходимые площади и инфраструктуру, но и готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Развитие технопарков – стратегическая задача, рассматриваемая и как способ масштабирования технологического бизнеса, и как инструмент роста предпринимательства в целом.
С далеким прицелом
– Предсказуемость – ключевой фактор для любого бизнеса. Поэтому Минэкономики совместно с другими ведомствами работает над формированием документов по стратегическому развитию в долгосрочном и среднесрочном периодах: как страны в целом, так и отраслей. Внесли соответствующие изменения в законодательство: теперь каждая отрасль должна иметь стратегию развития сроком на десять лет. Был пройден большой и достаточно непростой путь подготовительной и предметной работы. В прошлом году одобрен Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП). Мы очень плотно сотрудничали с Государственным комитетом по науке и технологиям, чтобы сделать документ максимально приземленным.
С учеными и отраслевыми регуляторами сформировали 26 технологических карт, которые отражают, что необходимо сделать, чтобы максимально углубить переработку собственной сырьевой базы, какие материалы, оборудование, технологии для этого необходимы.
На выходе получился конкретный список технологий, которыми мы должны обладать до 2040-го: на основе собственных знаний и компетенций и в сотрудничестве с нашими партнерами.
Теперь на основе технологических карт формируются отраслевые стратегии, позволяющие на десять лет вперед выстроить продуктовую линейку, которую будет осваивать наша промышленность, определить межотраслевую интеграцию.
Министерство экономики в этой работе взяло на себя роль координатора: ведь чем детальнее проработка, тем точнее планы. Приведу пример из деревообработки. В деревообрабатывающей отрасли планируется увеличить производство ДСП-плит, но для этого нужны не только дополнительные объемы щепы, но и специальные смолы. Однако оказалось, что в отраслевой стратегии нефтехимического производства не предусмотрен рост выпуска смол. Попросили доработать документ. Посмотрели дальше по межотраслевым связям: для выпуска смолы нужен в том числе карбамид. Предприятие-производитель также скорректировало свои долгосрочные планы. И в таком ключе, шаг за шагом раскручиваем все производственные цепочки, синхронизируя стратегии различных сфер производства.
В реальном секторе должны быть сформированы 12 отраслевых стратегий. Восемь из них уже готовы, прошли согласование на уровне Минэкономики. По отдельным еще предстоит защита на уровне профильного вице-премьера. Самым сложным направлением остается машиностроение, ведь здесь требуется учесть огромное число межотраслевых связей, новых технологий и наработок.
В технологические карты включены около 800 позиций, товаров и технологий, из которых свыше 200 из КП НТП. Эти документы могут и должны стать опорой для развития, включая малый и средний бизнес, создание новых производств, промкооперацию с нашими флагманами.
Приведу еще один пример. Президент поставил задачу нефтехимической отрасли освоить за пятилетку 40 новых видов продукции. Отраслевая стратегия предполагает увеличение доли производства нетопливной продукции в полтора раза. Соответственно, крупные предприятия, являющиеся производителями сырья, будут сотрудничать с малым бизнесом, обеспечивающим последующие технологические переделы. Именно такой подход реализован в Витебской области: в Глубокском районе компания «Сканлинк» запустила завод по производству масел и специальных жидкостей, применяя сырье от «Нафтана». Проект реализован в рамках инициативы «Один район – один проект». Инвестор намерен расширять производство, осваивать выпуск широкой номенклатуры продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Это взаимовыгодное сотрудничество, когда крупный бизнес получает надежного покупателя, а малое предприятие – стабильный источник сырья. Такие кооперационные цепочки станут разрастаться, обеспечивать новые рабочие места и создавать дополнительную добавленную стоимость. Именно с этой целью и формируются стратегии, технологические карты и другие системные документы, чтобы вся экономика развивалась в едином ритме, а предприниматели независимо от масштаба бизнеса могли уверенно планировать будущее.
ФАКТЫ
За прошлый год экспорт несырьевых товаров и услуг МСП составил около 40 процентов от общестранового объема. География экспортных поставок – три четверти стран мира.
Частные предприятия активны в реализации принятой модели мобилизационного развития, импортозамещения и создания новых продуктов. Более половины патентов в стране (53,7 процента) приходится на регистрацию частными компаниями. Созданная в 2022-м электронная платформа «Импортозамещение» объединяет на одном ресурсе производителей и потребителей комплектующих сырья и материалов. Объем сделок на площадке в 2024-м вырос в полтора раза к 2023 году и составил около 770 миллионов рублей.
МСП реализует более половины проектов (125 из 221) в рамках инициативы «Один район – один проект».
В прошлом году Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей проведено 22 контактно-кооперационные биржи. В них приняло участие свыше 470 субъектов предпринимательской деятельности. Продолжает действовать общереспубликанский информационный ресурс субконтрактации. За время его работы заключены около 490 кооперационных контрактов на сумму более 24 миллионов долларов в эквиваленте.
ЦИФРЫ
За 30 лет сектор малого и среднего предпринимательства вырос с 8 тысяч малых предприятий до 110 тысяч субъектов хозяйствования. Из них 40 процентов заняты в производственном секторе (промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство). Количество занятых за тот же период увеличилось с 235 тысяч до 1,4 миллиона человек.
Примерно 2,2 тысячи ИП уже перешли в упрощенном порядке в статус юридического лица. В топ-6 видов деятельности зарегистрированных компаний вошли розничная торговля (44 процента), автомобильные перевозки (11), оптовая торговля (10,7), сдача внаем недвижимого имущества (4,5), общественное питание (3), деятельность в сфере образования (2,2). Наибольшая активность по перерегистрации наблюдается в Минске и Минской области: в них сконцентрировано наибольшее число индивидуальных предпринимателей (31 и 16 процентов соответственно). Далее следуют Брестская (14) и Гомельская (13,1) области. В Могилевской и Витебской – около 9. На Гродненскую область приходится 8 процентов зарегистрированных ИП, которые перерегистрировались в коммерческие организации в упрощенном порядке.
В ТЕМУ
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора. В рамках этого механизма инвестиционный проект в Бресте уже прошел первичную оценку, отработаны условия реализации и положения инвестдоговора, бизнес-план проекта подвергнут оценке в Банке развития. В проработке еще два потенциальных проекта.
Бюджетные трансферты – возмещение части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов. Выплачивается трансферт после запуска предприятия и достижения заявленных показателей. Сейчас в проработке восемь проектов.
Специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот: так называемый преференциальный проект. В четырех областях уже принято восемь таких решений. На подходе еще 20 проектов, из них 13 в высокой степени готовности.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 25 апреля 2025 г.
Международная солидарность вокруг Чернобыля стала лучшим образцом народной дипломатии, заявил Национальный координатор по достижению ЦУР, заместитель Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Сергей Хоменко во время заседания Совета по устойчивому развитию, посвященного Международному дню памяти о чернобыльской катастрофе на базе Республиканского центра безопасности жизнедеятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям в Минске, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Яна Горбанюка, БЕЛТА)
«Эта авария, беспрецедентная по своим масштабам и тяжести, предопределила судьбу ряда пострадавших районов на многие десятилетия и повлияла на развитие страны в целом. По трагической воле судьбы Беларусь приняла на себя тяжелейший удар этой катастрофы. Зоной радиоактивного загрязнения стала почти четверть территории Беларуси, на которой проживает пятая часть населения страны. Ликвидаторы этой катастрофы – это не только те, кто работал вблизи от разрушенного реактора. Тысячи, если не сотни тысяч человек направлялись в тридцатикилометровую зону, чтобы проводить дезактивацию домов и земли, бороться с радиоактивным загрязнением. Они заступали на смены в призрачных деревнях, брошенных жителями в поспешной эвакуации. Каждый выполнял свою задачу во имя предотвращения гораздо более значительных по последствиям масштабов катастрофы», – сказал Сергей Хоменко.
По его словам, народ Беларуси не остался в одиночестве перед лицом этой трагедии. «Международная солидарность вокруг Чернобыля стала лучшим образцом народной дипломатии и действительно заинтересованного международного сотрудничества, – отметил вице-спикер. – Мы с признательностью отмечаем вклад международного сообщества, в том числе системы ООН, в восстановление и развитие пострадавших регионов. Особая роль в этой сфере, безусловно, принадлежит Программе развития ООН, глава которой руководит рабочей группой ООН по Чернобылю, в которую входят более 10 агентств ООН при участии наиболее пострадавших государств. Мы также признательны тем иностранным государствам, которые оказали помощь в оздоровлении белорусских детей, пострадавших от чернобыльской трагедии».
«Масштабные проекты чернобыльской направленности реализованы по линии Союзного государства Беларуси и России. В числе прочих успешно реализован проект снижения рисков трансграничного переноса радионуклидов при чрезвычайных ситуациях на радиоактивно загрязненных территориях государств – участников Союзного государства и повышения оперативности при их ликвидации. Суммарный объем финансирования совместных проектов Беларуси и России составил порядка $90 млн. Эффективно действует система социальной защиты пострадавшего населения. Масштабная программа санаторно-курортного лечения и оздоровления жителей пострадавших районов позволяет оздоравливать каждый год порядка 97 тыс. граждан, в том числе 87 тыс. детей», – подчеркнул Сергей Хоменко.
По информации БЕЛТА
23 апреля 2025 г. состоялось совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Перед парламентариями выступил Председатель Комитета государственного контроля Беларуси Герасимов В.Н. с информацией о результатах деятельности Комитета в 2024 году.
Руководитель Госконтроля отметил, что работа Комитета была сосредоточена на обеспечении экономической безопасности государства.
Основное внимание было уделено контролю за исполнением бюджета, использованием государственных средств, в том числе выделенных в рамках государственных программ, функционированием промышленного комплекса страны, выявлением резервов увеличения объемов производства, загрузки мощностей и освоения выпуска новой продукции, востребованной на внешних рынках либо обеспечивающей эффективное импортозамещение, реализацией инвестиционных проектов, в первую очередь производственной направленности, устранением проблемных вопросов в животноводстве, растениеводстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, строительной отрасли, ситуацией на потребительском рынке, в том числе ценовой, эффективным использованием стабилизационных фондов, деятельностью банковского и страхового сектора, финансовых рынков и иным направлениям.
Он сообщил, что по результатам контрольных мероприятий внесены предложения по оптимизации расходов и снижению затрат в различных отраслях экономики, повышению качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, предотвращению необоснованного посредничества, изменению правового регулирования закупок, ценообразования и иным вопросам.
По словам В.Н.Герасимова, деятельность входящих в систему Комитета департаментов финансовых расследований и финансового мониторинга была направлена на обеспечение защиты интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств в экономической сфере, предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, противодействие деструктивным структурам, усилия которых направлены на дестабилизацию внутриполитической обстановки.
Приоритетное направление работы органов Комитета в текущем году – добиваться максимального исполнения поручений Главы государства, сообщил Председатель Комитета государственного контроля.
В частности, продолжится контроль расходования бюджетных средств. При этом упор будет сделан на анализе эффективности госпрограмм, поиске резервов и жесткой экономии государственных средств на всех уровнях и в различных отраслях. Особое внимание будет уделено использованию средств в социальной сфере.
В сфере материального производства на особом контроле с учетом пятилетки качества находится обеспечение качества во всех отраслях экономики и социальной сферы.
Самое пристальное внимание будет уделено рынку высокомаржинальных услуг, развитию перспективных отраслей промышленности (электронное и оптическое оборудование, продукция для нефтехимического и энергетического комплексов и иные), а также своевременности реализации инвестпроектов с участием иностранного капитала.
Контролем будут охвачены экспортные поставки промышленных предприятий и работа зарубежной товаропроводящей сети.
Планируется провести анализ эффективность деятельности организаций нефтехимического и энергетического комплексов, работу транспортного комплекса.
Будет усилен контроль за привлечением инвестиций в экономику страны, реализацией важнейших инвестиционных и импортозамещающих проектов, ходом реализации импортозамещающих проектов, проектов по принципу «один район – один проект», обеспечением технологического суверенитета и импортонезависимости страны в целом. При этом особое внимание будет уделено выявлению на предприятиях реального сектора экономики резервов увеличения объемов производства, загрузки мощностей и освоения выпуска новой продукции, что будет способствовать повышению производительности труда и качества.
В агропромышленном комплексе в числе первоочередных мероприятий – контроль за устранением имеющихся проблемных вопросов в животноводстве, мелиорации и эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на эту сферу.
В сфере переработки сельхозпродукции продолжится контроль за неукоснительным выполнением поручений Главы государства по углубленной переработке сырья мясоперерабатывающими предприятиями и производству продукции с высокой степенью обработки, максимальной загрузке мощностей, ликвидации преступных схем при ее реализации.
На контроль будет также взято обеспечение и проведение Минприроды геологического картирования территории Беларуси с целью получения полного обновления цифровыми картами нового поколения, а также новых сведений геологического строения территории страны.
Первоочередная задача на потребительском рынке – недопущение необоснованного роста цен. Особое внимание будет уделено социально значимым товарам. Также усилия Госконтроля будут сосредоточены на эффективности функционирования потребкооперации, контроле за ситуацией с магазинами шаговой доступности, обеспечением внутреннего рынка качественной и доступной по цене отечественной плодоовощной продукцией, а также производстве и обороте алкогольной продукции.
Контролем будет охвачена работа по наведению порядка на земле, благоустройству населенных пунктов, в том числе с привлечением средств граждан, а также ход выполнения республиканского плана мероприятий по проведению в 2025 году Года благоустройства.
Продолжится работа по выявлению резервов для удешевления товаров в сфере строительства, контроль за принимаемыми мерами по наведению порядка с долгостроями, вовлечением в хозяйственный оборот пустующих жилых домов и земельных участков, соблюдением земельного и природоохранного законодательства.
В сфере контроля банковской системы и финансовых рынков основное внимание будет уделено вопросам поддержки банками реального сектора экономики, ситуации с организацией трансграничных платежей, отдельным направлениям функционирования сферы криптовалют.
Важнейшими направлениями деятельности Комитета останутся выявление и пресечение противоправных действий в экономической сфере – неуплата налогов, посредничество, коррупция, выплата заработной платы «в конвертах», выявление источников финансирования деструктивных процессов, направленных на подрыв государственности.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
23 апреля 2025 г. под руководством Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Натальи Кочановой состоялось очередное заседание сессии Совета Республики.
К 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне на площадке Совета Республики представлена экспозиция «Хлеб – невидимая сила Победы». В преддверии заседания сессии члены Совета Республики приняли участие в открытии мероприятия. Экспозиция состоит из четырех частей: презентация работы хлебозаводов в период Великой Отечественной войны; «Хлеб войны» (представлено 5 видов хлеба по рецептурам времен войны – «Сталинградский хлеб», «Ржевский хлеб», «Блокадный хлеб», «Хлеб фашистских концлагерей», «Тыловой хлеб»); «Хлеб Победы» (представлено 9 видов современного хлеба); презентация современных видов продукции (представлено 11 видов).
В ходе пленарного заседания парламентарии рассмотрели Заявление Национального собрания Республики Беларусь в связи с 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и одобрили его принятие.
Всего в повестке заседания было семь вопросов, в том числе законопроекты о налогообложении и о риэлтерской деятельности.
В ходе обсуждения законопроекта «О риэлтерской деятельности» Наталья Кочанова отметила: «По поручению Президента этот вопрос мы рассматривали на заседании экспертного совета, где были высказаны замечания и предложения. Вопрос рассматривался с приглашением широкого круга экспертов и представителей риэлтерского сообщества. Нами были высказаны предложения, в том числе о создании Палаты риэлтеров.
Таким образом одобренный документ упраздняет институт агентов по операциям с недвижимостью и наделяет правомочиями на оказание риэлтерских услуг членов Палаты риэлтеров, прошедших специальную подготовку и получивших свидетельство об аттестации риэлтера по результатам сдачи экзамена».
Сенаторы также заслушали доклад члена Президиума ВНС, председателя Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию Сергея Сивца о ходе выполнения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы, проектах концепции Программы социально-экономического развития страны на 2026– 030 годы и Национальной стратегии устойчивого развития до 2040 года.
По завершении пленарной части заседания члены Совета Республики возложили венки и цветы в мемориальном комплексе «Масюковщина» в память о жертвах – военнопленных и гражданских лицах, погибших в годы Великой Отечественной войны в одном из крупнейших на оккупированной территории бывшего Советского Союза концентрационном лагере смерти.
По сообщению
официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Совета Республики)