Утверждены Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год
Утверждены Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год. Соответствующее решение принято постановлением Правления Национального банка от 19 октября 2023 г. № 363 в рамках реализации положений обновленного Банковского кодекса Республики Беларусь.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год раскрывают направленность действий Национального банка по достижению целевых показателей денежно-кредитной политики, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2023 г. № 308, и по содействию устойчивому экономическому развитию страны.
С целью повышения прозрачности действий Национального банка для экономических субъектов Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год представлены в расширенном формате. Документ содержит планируемые изменения и ожидаемые результаты деятельности Национального банка, а также широкий перечень прогнозных показателей, характеризующих работу банковской системы. Прогнозные расчеты базируются на макроэкономическом сценарии внешних и внутренних условий, который лежит в основе прогнозных параметров социально-экономического развития на 2024 год, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2023 г. № 307, и проекта республиканского бюджета на 2024 год.
В 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на обеспечении макроэкономической стабильности, формировании прозрачной и комфортной бизнес-среды, повышении социальных стандартов и уровня защиты населения в финансовой сфере. Это будет способствовать формированию условий для устойчивого экономического развития Республики Беларусь, роста благосостояния и повышения качества жизни населения.
Вклад Национального банка в обеспечение макроэкономической стабильности будет заключаться в первую очередь в поддержании ценовой и финансовой стабильности. Это позволит сохранить покупательную способность доходов и сбережений граждан, а также сформировать устойчивую и предсказуемую среду для работы предприятий и долгосрочных инвестиций.
Для выхода на цель по инфляции в пределах 6 процентов в 2024 году Национальный банк продолжит регулирование денежного предложения. Прогнозируется, что средняя широкая денежная масса увеличится на 11–15 процентов, средняя рублевая денежная масса – на 17–22 процента, рублевая денежная база – на 10–13 процентов.
Курсовая политика по-прежнему будет осуществляться в режиме плавающего курса, при котором валютный курс формируется под действием спроса и предложения. Для недопущения резких колебаний курса белорусского рубля, а также в целях пополнения золотовалютных резервов допускается проведение валютных интервенций.
Национальный банк совместно с Правительством продолжит работу по поддержанию уровня золотовалютных резервов, что будет способствовать повышению экономической безопасности страны и обеспечению финансовой стабильности. Целевой параметр по уровню международных резервных активов Республики Беларусь – не менее 6 млрд. долларов США на конец 2024 года.
Процентная политика будет направлена на обеспечение привлекательности сбережений в национальной валюте, формирующих ресурсную базу банков для финансирования экономики, а также на доступность кредитов для субъектов хозяйствования и населения. Процентные ставки в экономике будут поддерживаться на положительном уровне в реальном выражении. Ставка рефинансирования Национального банка прогнозируется на уровне 9–9,5 процента годовых в среднем за 2024 год.
Банковский сектор продолжит оказывать содействие устойчивому экономическому развитию страны посредством удовлетворения платежеспособного спроса на кредиты для финансирования экономической и инвестиционной активности, формируя для этого сбалансированную ресурсную базу.
Приоритет в части привлечения депозитов будет отдаваться созданию наиболее привлекательных условий по безотзывным банковским вкладам физических лиц, прежде всего на срок один год и более, как ключевому элементу долгосрочного фондирования. Процентная ставка по таким депозитам оценивается на уровне 10–11 процентов годовых в среднем за 2024 год, их объем увеличится на 20–24 процента, доля в общем объеме срочных и условных вкладов физических лиц в национальной валюте составит не менее 80 процентов на конец года.
Объемы кредитования будут формироваться на уровне, обеспечивающем потребности экономики, при этом не допускающем нарастания системных рисков. Требования банков к экономике вырастут не менее чем на 10 процентов. Кредитование будет осуществляться преимущественно в национальной валюте. По оценке, доля требований банков к экономике в национальной валюте в общих требованиях банков к экономике составит не менее 70 процентов на конец 2024 года.
Общий объем кредитования банками юридических и физических лиц в национальной и иностранной валюте в 2024 году составит 145–150 млрд. рублей, в том числе потребительского кредитования – 10,5–11 млрд. рублей.
Процентная ставка по новым кредитам банков юридическим и физическим лицам в национальной валюте, предоставляемым на рыночных условиях, в среднем за 2024 год прогнозируется на уровне 8,5–9,5 процента годовых, по всем новым кредитам юридическим лицам в национальной валюте – на уровне 8–9 процентов годовых.
В Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год предусмотрены мероприятия по ограничению системных рисков, в том числе за счет соблюдения банками пруденциальных требований и поддержания доли необслуживаемых активов банков в активах, подверженных кредитному риску, которая не должна превышать 10 процентов.
В части обеспечения устойчивого функционирования банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» Национальным банком планируется расширение сферы применения принципа пропорционального регулирования путем дифференциации лицензионных и пруденциальных требований, предъявляемых к данным организациям, осуществление дистанционного надзора в рамках общей надзорной оценки и системы раннего предупреждения, проведение выборочных и внеплановых проверок по своевременному выявлению проблемных аспектов в их деятельности.
Актуальными направлениями в области развития платежной сферы будут являться дальнейшая реализация проекта по внедрению цифрового белорусского рубля, расширение функционала системы мгновенных платежей, разработка технического нормативного правового акта, устанавливающего требования к информационным API, с использованием которых предоставляется агрегированный и клиентоориентированный доступ к общедоступной информации об услугах банков.
Коэффициент доступности автоматизированных систем участников платежного рынка Республики Беларусь, посредством которых осуществляются расчетные операции, должен быть не ниже 99,8 процента.
Продолжится реализация мер, направленных на внедрение с 1 января 2025 года Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, Концептуальных основ представления финансовых отчетов в качестве первоочередных и единственных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Национальном банке, банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, ОАО «Банк развития Республики Беларусь».
С целью повышения социальных стандартов и уровня защиты населения в финансовой сфере Национальный банк будет сосредоточен на формировании эффективной системы защиты прав потребителей финансовых услуг.
Продолжится системная работа по повышению уровня финансовой грамотности населения. Ее приоритетным направлением останется информирование населения о рисках кибермошенничества и правилах безопасности личных финансов в цифровой сфере. На 2024 год запланировано проведение работы по включению финансовой грамотности в национальные стандарты общего среднего образования, а также организация разработки учебно-методических комплексов для проведения факультативных занятий по финансовой грамотности среди учащихся первой ступени общего среднего образования.
Успешная реализация Национальным банком мер по обеспечению макроэкономической стабильности, формированию прозрачной и комфортной бизнес-среды и повышению уровня защиты населения в финансовой сфере внесет значимый вклад в создание условий для устойчивого экономического развития Республики Беларусь, роста благосостояния и повышения качества жизни населения.
По информации Национального банка Республики Беларусь