Владимир Андрейченко назвал совместные образовательные проекты Беларуси и Кубы инвестициями в будущее
Совместные образовательные проекты Беларуси и Кубы – хорошие инвестиции в будущее. Об этом заявил Председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко во время встречи с председателем Национальной ассамблеи народной власти Республики Куба Хуаном Эстебаном Ласо Эрнандесом, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Павла Орловского, БЕЛТА)
«Нельзя не упомянуть о расширении культурно-гуманитарных взаимоотношений, углублении сотрудничества в сфере образования. Совсем недавно, в сентябре, в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь состоялась встреча наших депутатов с парламентской делегацией Национальной ассамблеи народной власти Республики Куба. В ее состав входили ректоры ведущих кубинских институтов. Ваша делегация находилась в Республике Беларусь во время I Форума белорусских и кубинских ректоров высших учебных заведений. Отмечу, что по итогам совместной работы подписано около 30 соглашений по межвузовскому сотрудничеству», – сказал Владимир Андрейченко.
«Речь идет об обмене опытом подготовки специалистов в национальных вузах, совместном развитии различных научных и методических программ, а также о студенческих обменах между странами. Это хорошие инвестиции в наши будущие отношения. Ведь именно во время учебы формируются механизмы народной дипломатии. Несомненно, что конечным результатом этой работы станет укрепление нашего единства, солидарности и готовности оказать поддержку друг другу в трудную минуту», – подчеркнул спикер.
По информации БЕЛТА
24 марта 2025 г. состоялось выездное заседание рабочей группы по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О независимой оценке и сертификации квалификаций» к первому чтению.
Заседание организовано на площадке Министерства труда и социальной защиты с приглашением предприятий и организаций сферы производства и услуг.
В заседании приняли участие депутаты Палаты представителей, представители Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, ОАО «МАЗ», ЗАО «Атлант», ОАО «МАПИД», ГПО «Минскстрой», РУП «Белстройцентр», УО «Государственный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров «Жилком», РУП почтовой связи «Белпочта», отеля «Минск».
На рассмотрение участников представлен доработанный проект Закона, предусматривающий:
- введение процедуры аккредитации юридических лиц на предмет проведения ими оценки квалификаций;
- полномочия и деятельность аккредитованных организаций;
- порядок прохождения оценки квалификаций соискателями с получением сертификата о подтверждении квалификации или заключения о прохождении экзамена по признанию квалификаций;
- права соискателей;
- создание реестра аккредитованных организаций и реестра наименований квалификаций.
Подходы, заложенные в проекте Закона, позитивно восприняты представителями реального сектора. Отмечено, что внедрение института признания квалификаций по профессиям рабочих, полученных в том числе вне системы образования или самостоятельно, позволит создать еще один механизм по решению для нанимателей проблемы дефицита кадров, а для человека — расширит возможности для трудоустройства.
В процессе обсуждения поддержано предложение об изменении названия законопроекта «О признании квалификаций».
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Проект соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС находится в высокой степени готовности. Об этом заявила заместитель Министра экономики Беларуси Алеся Абраменко во время круглого стола на тему «Будущее ЕАЭС: Беларусь на передовой интеграционных процессов. Председательство Республики Беларусь в органах ЕАЭС» в пресс-центре БЕЛТА.
«Достаточно новой сферой союзной компетенции является электронная торговля. В целях фиксации принципов регулирования ввоза товаров из государств, не являющихся членами ЕАЭС, подписан протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе. В настоящее время завершаются подготовительные процедуры по его вступлению в силу. Протоколом введена отдельная категория – «товары электронной торговли», определен порядок их поступления на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран. Прорабатываются единые ставки таможенных пошлин и возможности их беспошлинного ввоза в адрес физических лиц», – сказала Алеся Абраменко.
Для создания экосистемы регулирования внутрисоюзного рынка разрабатывается проект соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС. По словам замминистра, проект соглашения находится в высокой степени готовности для проведения внутригосударственных согласований.
«Будут установлены требования к профессиональным участникам электронной торговли в части публичной оферты о заключении договора розничной купли-продажи, требования к операторам электронной торговой площадки в части публичной оферты об оказании ими услуг продавцам. Также определят перечень обязательных к предоставлению профессиональными участниками электронной торговли сведений о товаре, продавце и операторе электронной торговой площадки и иных необходимых сведений. А еще требования к информированию потребителя о ходе исполнения договора розничной купли-продажи, условия возврата товара и денежных средств и другие нормы. ЕЭК сформирует реестр товаров, которые запрещены или ограничены к реализации через интернет на территориях стран союза в соответствии с их законодательством», – отметила Алеся Абраменко.
По информации БЕЛТА
Парламентарии планируют рассмотреть на семинаре правоприменительную практику Кодекса о земле, сообщил журналистам Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко по итогам приема граждан в Поставах, передает корреспондент БЕЛТА.
«Мы планируем в ближайшее время на семинаре рассмотреть вопросы правоприменительной практики Кодекса о земле, – рассказал Игорь Сергеенко. – На конкретных примерах конкретных территорий, областей с привлечением широкого круга специалистов, изучив почти в течении года проблемные аспекты реализации Кодекса о земле. Чтобы возможно выйти на какую-то точечную корректировку».
Как отметил спикер, Кодекс о земле соответствует реалиям сегодняшнего дня и «отражает все, что было накоплено практикой предыдущих лет», – подчеркнул он.
По информации БЕЛТА
Какие корректировки внесены в Кодекс об образовании, как изменяются колледжи страны, для чего формируют золотой фонд педагогов – об этом и не только разговор с Министром образования Андреем Иванцом.
(фото – БЕЛТА)
Кластер особого назначения
– В Беларуси создадут образовательный хаб мирового образца не хуже Гарварда – такое поручение дал Президент на Республиканском педсовете. Раскройте интригу: как планируете все организовать?
– Образовательный хаб с современным студенческим кампусом может появиться на базе Белорусского государственного университета – концепция уже разработана. В кластер войдут учебные корпуса, научные лаборатории, общежития, культурно-спортивный центр. Лекции будут читать лучшие преподаватели страны – предлагаем использовать кадровый и научный потенциал не только БГУ, но и других университетов, а также научных и производственных организаций. Таким образом, проложим абсолютно уникальную дорогу для выпускников Национального детского технопарка, для талантливой и одаренной молодежи школ, гимназий, лицеев. По сути, организуем опережающую подготовку студентов.
Представьте: специалиста с высшим образованием мы подготовим уже в течение первых двух с половиной лет – в центре на 1–3-м курсах будут интенсивно изучаться фундаментальные дисциплины. На 4–5-м в приоритете будет практическая подготовка в базовых организациях. Каждого студента вовлечем в научно‑исследовательскую и практическую деятельность.
Стажировки для них будут проходить не только в белорусских образовательных и научных центрах, но и в зарубежных. Причем выпускник нового учреждения, например физик, будет обладать серьезными знаниями не только по своему профилю, но и в области химии, математики, информационных технологий – он сможет трудиться в любой инновационной сфере. Для этих целей разработаем образовательные стандарты нового поколения, которые существенно интенсифицируем по сравнению с нынешними. Запланированы четыре направления обучения: прикладная физика и информатика; прикладная математика, механика и информатика; фундаментальная и прикладная химия; фундаментальная география.
Безусловно, не каждый молодой человек сможет освоить предлагаемые объемы информации, поэтому процедура отбора для поступления на эти специальности будет особой. Важно понимать: мы намерены выпускать штучных специалистов с особыми компетенциями – будущих главных инженеров, технологов, конструкторов, руководителей научных организаций.
– Кодекс об образовании в январе 2025 года скорректировали – изменения начнут действовать с нового учебного года. По этому поводу уже слышала суждения из разряда «опять что-то придумали».
– Внесем ясность: никаких революционных изменений в кодексе не предусмотрено. Нововведения носят точечный характер, воспринимайте их как дошлифовку предыдущего документа с целью улучшения. Обозначу ключевые моменты. Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но к нам поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Вносимая норма решит вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
Молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение пяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Призывник может заболеть или воинские части будут укомплектованы – в этих случаях молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили.
Предусматривается обязанность вузов и колледжей согласовывать распределение и перераспределение своих выпускников с организациями – заказчиками кадров и исполнительными комитетами, а также с отдельными отраслевыми министерствами. Кроме того, вносятся корректировки, касающиеся подготовки целевиков. Если предприятие заключило такой договор с молодым человеком, а после не трудоустроило, то организация понесет ответственность и будет обязана возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста.
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения от ЦЭ одиннадцатиклассников по медицинским показаниям. В настоящее время такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов. Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не имеют возможности получить сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната.
Есть еще несколько важных новаций. У старшеклассников, ребят из специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ появится возможность обучаться вождению и получать водительские права. Исключается право реализации индивидуальными предпринимателями программ дошкольного и специального образования с учетом практики применения законодательства о лицензировании.
– Кстати, о последнем пункте. Недружественные ресурсы муссируют тему, дескать, добрались до частных садов, а условия лицензирования невозможно выполнить.
– На мой взгляд, идет некая подмена понятий со стороны тех, кому данную идею выгодно продвигать. Хочу отметить, что в Министерство поступают жалобы родителей с нареканиями в адрес нерадивых предпринимателей. Скажу откровенно: сегодня у нас достаточное количество непорядочных субъектов хозяйствования, которые под видом иных образовательных услуг или так называемых «развиваек» на самом деле реализуют программу дошкольного образования в полном объеме. Однако их деятельность ставит под угрозу безопасность и здоровье детей: отсутствует квалифицированный педагогический состав (с малышами занимаются люди с улицы), нарушаются санитарные нормы, нет надлежащих условий для сна и питания. Происходит банальное зарабатывание денег на наших детях! Поэтому тема на контроле.
Родителям надо донести мысль: наличие лицензии – гарантия, что учреждение соответствует установленным стандартам и требованиям, касающимся образовательной программы, условий пребывания детей, квалификации педагогов и медицинского обслуживания.
В Беларуси сейчас функционирует один частный детский сад – «Елисеевы поля», который посещают около 40 воспитанников. Но мы готовы к сотрудничеству и только рады новым добросовестным предпринимателям. Более того, гарантируем всяческую поддержку. Уже сейчас специалисты Департамента контроля качества образования проводят профилактическую работу, направленную на упреждение нарушений: перечисляют необходимые документы, разъясняют требования.
– Какова сейчас ситуация с обеспечением дошкольным образованием?
– На данный момент охват детей в возрасте от 2 до 6 лет, получающих дошкольное образование, составляет около 89 процентов. По дошкольной подготовке ребят 5–6 лет – 100 процентов.
Мы ставим амбициозную задачу обеспечить стопроцентный охват дошкольным образованием детей в возрасте от 2 до 6 лет. За пятилетку должны справиться.
Новый рубеж роста
– Вы ранее анонсировали, что профильные классы профессиональной направленности должны выйти на новый уровень...
– Сейчас работают пять типов профильных классов профессиональной направленности: аграрные, военно‑патриотические, инженерные, педагогические, спортивно‑педагогические. Ставим задачу, чтобы каждый второй выпускник такого класса выбирал профессию именно по своему профилю. Алгоритм достижения цели составлен, перечислю по пунктам. Первый: абсолютно все классы закреплены за конкретными университетами. Второй: внесены изменения в учебные программы, позволяющие учащимся еще на этапе обучения в школе глубже понимать особенности направлений, которые они планируют выбрать для будущей профессии. Третий: каждая последняя суббота месяца отведена для занятий в университете либо на промышленном предприятии. В данных классах обучаются более 28 тысяч учащихся 10-х и 11-х классов. При этом хотелось бы успокоить остальных ребят: они могут обучаться в обычных профильных классах и изучать на повышенном уровне предметы, которые необходимы для поступления в университет. Количество таких классов будет расти, ведь уровень подготовки в них выше, чем в базовых, мы это видим по результатам ЦЭ.
– Как реализуется эксперимент, проходящий в 20 лицеях страны?
– С этого учебного года в 20 лицеях внедрены новые подходы к учебным планам. Проще говоря, профильные предметы изучаются на повышенном уровне, а непрофильные – в более сжатые сроки. Например, ученики физико‑математического профиля проходят курс биологии за 10–11-й классы не за 2 года, а быстрее. При этом они осваивают школьную программу в полном объеме, чтобы в случае изменения планов, допустим, при желании поступить на биологические или медицинские специальности, могли успешно пройти соответствующие испытания.
По результатам следующего учебного года планируем расширить эксперимент в профильных классах для апробации проекта.
Золотой фонд педагогов и правила по ИИ
– Из 8 тысяч участников первой очно-заочной круглогодичной школы олимпиадного движения выбрали всего 35 человек, которых пригласили в Национальный детский технопарк. У вас есть идея создать сообщество одаренных детей страны?
– И не только детей. Впервые мы провели дистанционную олимпиаду в том числе с привлечением учителей.
Планируем создать золотой фонд одаренных педагогов – они получат статус профессиональных тренеров и смогут на высоком уровне готовить к олимпиадному движению наших ребят.
– Искусственный интеллект стремительно входит в образовательную сферу, крайне важно не упустить этот момент не только на уровне вузов, но и на всех этапах обучения.
– Однозначно! Сейчас мы активно работаем вместе с Парком высоких технологий над созданием методик преподавания школьных предметов с применением технологий искусственного интеллекта. Учителя смогут использовать этот инструмент для подготовки учебных материалов и проведения контрольно‑аналитических мероприятий. Уже разработан пилотный обучающий блок для учителей информатики. В дальнейшем планируется внедрение аналогичных подходов в преподавание иностранных языков и естественно-научных дисциплин. Как результат, на общеобразовательном портале опубликуем методические копилки – они станут доступны каждому педагогу.
К сентябрю утвердим правила применения искусственного интеллекта как для учителей, так и для учащихся. Расставим точки над «i», четко обозначив, где допустимо использование нейросетей, а где от них стоит отказаться.
При этом отдельно подчеркну, что учитель всегда был и остается ключевым человеком в воспитании и обучении будущего поколения.
Бумажный вопрос – в фокусе
– Президент не раз подчеркивал: «Школа – храм, учителя – святое». Статус учителя в стране возводится в особый ранг?
– Работаем над повышением престижа профессии учителя комплексно. Как вы уже знаете, даже фильм снимаем. К слову, это была инициатива учителей, которую поддержал Глава государства. Существенно подняли заработную плату и уже перешагнули рубеж в 90 процентов от средней зарплаты по стране у учителей.
На карандаше «бумажный» вопрос – обновлен перечень обязательных документов, которые нужно вести педагогам. Отчитываться за каждое мероприятие и встречу теперь нет необходимости. Всю информацию по воспитательной работе (об акциях, форумах и прочих активностях) школа будет предоставлять всего два раза в год: до 30 января и до 30 июня. Управлениям и комитетам по образованию запретили требовать у школ дополнительную информацию через электронную почту и мессенджеры. Недавно в очередной раз запустили горячую линию по этому вопросу – хотим проверить, сработал ли механизм. Продолжим укреплять престиж профессии через совершенствование профессионального мастерства педагогов.
– Девятиклассники активно штурмуют колледжи – в 2024 году зафиксированы рекордные цифры набора. Тенденция будет продолжаться?
– В прошлом году на уровень профессионально‑технического образования принято более 28 тысяч учащихся, что на 1,5 тысячи больше контрольных цифр приема. Сейчас около 50 процентов выпускников получают общее среднее образование совместно с получением профессии в колледжах. Тренд поддерживаем: это хорошая возможность получить рабочую профессию либо квалификацию специалиста среднего звена, а в последующем при необходимости продолжить обучение заочно в университете.
Подчеркну: в ближайшее время колледжи обретут новое звучание и потенциал, тесно сотрудничая с предприятиями реального сектора экономики. Уже в этом году более 50 учебных мастерских будет создано на базе промышленных предприятий.
– Удалось ли переформатировать структуру подготовки кадров под потребности реального сектора экономики?
– На уровне высшего образования фактически каждый четвертый студент – будущий инженер. Напомню, этот год станет годом первого выпуска учащихся классов инженерной направленности. Они смогут воспользоваться льготами и при соблюдении определенных условий поступить без экзаменов. Дополню: в структуре подготовки на уровне профтехобразования инженерное, строительное и промышленное направления составляют 75 процентов. На уровне среднего специального образования мы превысили 33 процента конкретно по инженерно‑техническому профилю.
В электронном формате
– С этого года начнет работать электронная очередь для подачи документов в приемные комиссии вузов. Какие еще цифровые нововведения планируются в ближайшем будущем?
– Стать на очередь и получить направление в детский сад можно будет с помощью онлайн‑сервиса – данные электронные услуги появятся уже до конца года. Стремимся создать максимально комфортные условия для родителей, чтобы им не пришлось даже обращаться в службу «Одно окно»
Уже с 1 апреля запускаем опытную апробацию республиканской информационно-образовательной среды «ЯДРО». Благодаря этой платформе со следующего года в пилотном режиме начнет работу сервис «Государственный электронный дневник». При этом хочу подчеркнуть, что от бумажных дневников не планируем отказываться.
– В этом учебном году выпускники 14 экспериментальных классов школ смогут сдавать ЦТ и ЦЭ по «Истории Беларуси в контексте всемирной истории», а со следующего года – все выпускники. У детей не будет сложностей с новым предметом?
– В 2025 году учащиеся 11-х классов, участвующие в апробации экспериментального проекта, могут выбирать, какой предмет сдавать: «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Историю Беларуси» или «Всемирную историю». Думаю, сложностей не возникнет. РИКЗ организовал РТ в том числе по новому предмету. При проведении репетиции ЦЭ выпускники также имели возможность попробовать свои силы, кстати, писали два человека. Для педагогов организуем семинары, в которых принимают участие авторы учебников. Также на Национальном образовательном портале в помощь учителю для работы в 10-м классе размещены методические рекомендации, примерное календарно-тематическое планирование изучения дисциплины. Аналогичные материалы для 11-го класса с учетом апробации подготовим к следующему учебному году.
Изменятся в лице
– После проведения репетиции централизованного экзамена анонсировали запрет видео- и фотосъемки на ЦЭ и ЦТ. Будет ли он действовать во дворах пунктов тестирования?
– В предыдущие годы, к сожалению, находились молодые люди, которые пытались проносить и использовать мобильные телефоны в коридорах и даже санузлах пунктов проведения ЦЭ и ЦТ, т. е. вне аудиторий. Поэтому ввели такой запрет. Но он будет действовать только в помещениях пунктов проведения ЦЭ и ЦТ. Использовать видео‑ и фотоаппаратуру во дворах пунктов тестирования не запрещено.
– Действительно ли территории, прилегающие к школам, изменятся в Год благоустройства внешне?
– Планируем, что к 1 сентября у них будет новое лицо, причем это касается не только детских садов, школ, но и колледжей, университетов. В ближайшее время объявим республиканский конкурс‑смотр, чтобы ознакомиться с лучшими решениями с точки зрения благоустройства прилегающей территории, оформления малых архитектурных форм, цветочных композиций.
Таисия Азанович, « Рэспубліка», 21 марта 2025 г.
Заседание Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по культуре состоялось 19 марта в Москве. Об этом сообщили БЕЛТА в пресс-службе Собрания.
Парламентарии обсудили предварительные итоги исполнения бюджета Союзного государства за 2024 год по вопросам ведения комиссии, а также подготовку к реализации мероприятий в сфере культуры в 2025 году.
Так, в этом году планируются продолжение реализации проекта Союзного государства «Капитальный ремонт, реставрация, реконструкция, музеефикация сооружений Брестской крепости в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой». Намечено также провести шесть союзных мероприятий: участие в международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске», «Союзное государство на Купалье», культурное мероприятие, посвященное празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, гастроли молодежного белорусско-российского симфонического оркестра, фестиваль Союзного государства «Творчество юных», участие в международном фестивале народной песни «Добровидение».
Кроме того, депутаты обсудили вопросы разработки и согласования новых проектов и мероприятий Союзного государства в сфере культуры. В их числе – международный духовно-нравственный и культурно-образовательный форум «Покровские встречи в Полоцке», создание информационного центра экскурсионного обслуживания мемориального комплекса «Тростенец», создание художественного фильма «Сергий Радонежский» и День Союзного государства на славянском форуме искусств «Золотой витязь».
«Парламентарии рекомендовали инициаторам мероприятий ускорить подготовку документации по новым проектам и мероприятиям в соответствии с действующими нормативными актами для направления предложений на рассмотрение в профильные министерства Беларуси и России и своевременного составления и подачи бюджетных заявок на 2026 год», – отметили в пресс-службе.
Особое внимание было уделено вопросам подготовки и согласования проекта Союзного государства «Создание экспозиции музея на территории мемориального комплекса «Буйничское поле». «Депутаты констатировали, что пакет документов по рассматриваемому проекту согласован всеми заинтересованными белорусскими и российскими ведомствами. Готовится внесение пакета документов для одобрения проекта правительствами двух стран. Парламентарии рекомендовали Министерству культуры Республики Беларусь, Министерству культуры Российской Федерации и Постоянному комитету Союзного государства ускорить одобрение и утверждение указанного проекта Союзного государства», – добавили в пресс-службе.
Парламентарии также приняли решение рекомендовать профильным министерствам Беларуси и России сформировать предложения по совместной деятельности по защите традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранению и развитию культурно-исторической общности и самобытности народов Союзного государства.
В мероприятии приняли участие председатель комиссии Николай Бурляев, заместитель председателя Ирина Абельская, члены комиссии Ольга Германова, Наталия Косихина, Елена Потапова, а также представители Постоянного комитета Союзного государства и министерств культуры Беларуси и России.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА