Изменения в Закон об издательском деле вступают в силу 22 октября
22 октября 2023 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь «Аб змяненні Закона Рэспублікі Беларусь «Аб выдавецкай справе ў Рэспубліцы Беларусь».
Законом предусмотрено расширение перечня оснований перерегистрации издателей и изготовителей печатных изданий, а также перечня оснований для приостановления и прекращения действия свидетельства о государственной регистрации издателя, изготовителя и распространителя печатных изданий.
Министерство информации уполномочивается на ведение перечня печатных изданий, в которых определены информационные сообщения или материалы, распространение которых может нанести вред национальным интересам Республики Беларусь.
По сообщению официального сайта Министерства информации Республики Беларусь
Новации законопроекта «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» – ответ на вызовы сегодняшнего дня, заявил журналистам председатель Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Валерий Малашко, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Рабочее совещание по обсуждению отдельных положений проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» под председательством спикера Игоря Сергеенко проходит в Палате представителей. Законопроект принят в первом чтении 7 февраля и готовится ко второму чтению.
«Прошел месяц после принятия законопроекта в первом чтении, и мы активно работаем в избирательных округах, комиссиях, изучая те нормы, которые заложены в проект закона о правах ребенка. И очень важно, что они являются ответом на те вызовы сегодняшнего дня, которые наши дети, мы с вами – как родители, педагоги – испытываем в нашем открытом обществе. Это целый ряд таких негативных явлений, которые влияют на психику ребенка, и, к сожалению, не всегда мы можем доступными мерами ограничить их воздействие на наших детей», – рассказал Валерий Малашко.
В частности, законопроектом предусматривается следующее. Первое – лишение права заниматься педагогическими деятельностью лиц, совершивших преступления экстремистской направленности и преступления, связанные с оборотом наркотиков. Второе – установление обязанности родителей обеспечивать защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе посредством контроля за использованием детьми ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет и применения программно-аппаратных и программных средств, позволяющих не допустить распространения среди детей такой информации. Третье – отнесение к информационной продукции игрушек, являющихся воспроизведением героев компьютерных игр и фильмов, для присвоения им знака возрастной категории. Четвертое – закрепление правовых гарантий обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой), в том числе очками.
«Сегодня мы будем говорить об агрессии взрослых в отношении ребенка, что тоже, к сожалению, имеет место быть в нашем обществе. Насилие разного рода – психологическое, сексуальное, физическое насилие над ребенком. Поэтому сегодня мы собрались таким большим экспертным советом: педагоги, медики, люди, которые в своей практической деятельности долгое время работали с детьми, в детских коллективах, чтобы выслушать все мнения. Чтобы норма действительно поставила преграду тем людям, которые наносят вред здоровью детей», – подчеркнул парламентарий.
По информации БЕЛТА
Продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«На основе верховенства Конституции как определяющего фактора гармоничного и устойчивого развития общества и государства в современных условиях продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Республики Беларусь, формирование условий по созданию внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией», – сказал Петр Миклашевич.
Конституционный Суд обращает внимание, что для обеспечения развития на конституционной основе правовой системы в соответствии с потребностями динамично изменяющейся реальности законодатель должен действовать в пределах, определенных конституционными принципами и нормами, принимая законы, которые отвечают конституционным целям и обеспечивают защиту и развитие фундаментальных конституционных ценностей, принципов равенства и справедливости, не допуская отступления от гарантий государства по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный Суд считает, что в правовом регулировании должна осуществляться дальнейшая последовательная реализация конституционных норм, закрепляющих правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства, меру свободы и обязанностей граждан как важнейшего условия устойчивости режима конституционной законности.
«Положения обновленной Конституции, направленные на последовательное разграничение компетенции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в утверждении законности и конституционного правопорядка, предопределяют, наряду с осуществлением Конституционным Судом контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, необходимость осуществления судами общей юрисдикции контроля за законностью подзаконных нормативных правовых актов, – отмечается в Послании. – Конституционный Суд полагает, что осуществление судами конституционной функции по обеспечению защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, а также публичных интересов от незаконных нормативных предписаний обусловливает необходимость действенного судебного контроля за решениями нормативного характера государственных органов и должностных лиц».
Конституционный Суд считает, что в целях реализации положений статьи 60 Конституции, обеспечения судебного контроля правового регулирования необходимо установление законодательных механизмов для осуществления судами общей юрисдикции проверки на соответствие законам постановлений Совета Министров и подзаконных нормативных правовых актов других государственных органов по жалобам граждан и юридических лиц.
По информации БЕЛТА
9 марта 2025 г. вступил в силу Закон от 5 марта 2024 г. № 356-3 «Об обращении с генетическими ресурсами». Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Законом комплексно определены: вопросы предоставления доступа к генетическим ресурсам, существенные условия договора о передаче генетических ресурсов, права и обязанности поставщиков и пользователей при обращении с генетическими ресурсами, вопросы мониторинга в области обращения с генетическими ресурсами, порядок распределения денежных и неденежных выгод от использования генетических ресурсов.
Закон направлен на определение национального правового регулирования отношений, связанных с обеспечением доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения. Правовой акт учитывает основные положения Нагойского протокола к Конвенции о биологическом разнообразии, стороной которого Беларусь стала с 2014 года.
Под генетическими ресурсами понимается генетический материал (любой материал растительного, животного, микробного или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности), представляющий фактическую или потенциальную ценность, в том числе выраженный в виде цифровой информации о последовательностях нуклеотидов.
Законом закрепляются полномочия должностных лиц и государственных органов (Президента, Совета Министров, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национальной академии наук Беларуси), отражены вопросы координации и научного обеспечения.
Действие Закона не распространяется на генетические ресурсы человека, условно патогенные и патогенные микроорганизмы; генетические ресурсы, передача и использование которых осуществляется в пределах Беларуси; а также на генетические ресурсы сельскохозяйственной и иной продукции животного, растительного и микробиологического происхождения, если не подразумевается дальнейшее проведение исследований.
Законом установлен порядок предоставления доступа. Так, во-первых, предусмотрено заключение между пользователем и поставщиком договора о передаче генетических ресурсов и (или) связанных с ними традиционных знаний, содержащий взаимосогласованные условия. Далее поставщик или пользователь обращается в Национальный координационный центр по вопросам доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод, который функционирует при Институте генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси. Национальный координационный центр в свою очередь изучает представленный договор на предмет его соответствия Нагойскому протоколу (цели передачи, наличие взаимосогласованных условий, ожидаемые результаты использования), направляет его на согласование в Минприроды и, в случае получения согласования, оформляет международно признанный сертификат, который направляется поставщику, пользователю и в контрольный пункт мониторинга.
Законом предусмотрен упрощенный механизм обмена селекционным материалом для создания новых сортов сельскохозяйственных культур. Такое решение принято с учетом стратегической важности отдельных сортов сельхозрастений и в целях содействия в обеспечении продовольственной безопасности.
Кроме того, правовой акт определяет содержание гражданско-правового договора о передаче генетических ресурсов, права и обязанности поставщиков и пользователей, порядок мониторинга использования данных ресурсов и полученных результатов, ответственность за нарушения законодательства, распределение денежных и неденежных выгод.
По информации БЕЛТА
В Таврическом дворце в Санкт-Петербурге прошло первое заседание рабочей группы по подготовке проекта модельного закона «О трансграничной несостоятельности и банкротстве». Об этом БЕЛТА сообщили в МПА СНГ.
Участие в мероприятии приняли парламентарии стран СНГ, эксперты, представители научного сообщества и профессиональных объединений.
В условиях динамичного развития товарооборота между странами СНГ возникают значительные юридические противоречия. Цель разработки закона «О трансграничной несостоятельности и банкротстве» – создать единый рекомендательный документ для регулирования международных банкротств. Это необходимо, когда должник связан с несколькими странами, например, зарегистрирован в одной, но ведет бизнес в другой, его активы находятся в разных странах, а также в случае, если кредиторы и должник имеют разное гражданство.
Кроме того, понятия «несостоятельность» и «банкротство» не являются синонимами и требуют различного подхода. При разработке модельного закона также необходимо учитывать аспекты цифровизации. Системное регулирование этой сферы важно для экономики стран СНГ, защиты бизнеса и предотвращения вывода активов недобросовестными должниками. Однако в СНГ нет единого законодательства по таким вопросам. В некоторых странах есть отдельные нормы или судебная практика, но остаются нерешенные проблемы: не определена компетенция судов, не урегулирован порядок признания решений иностранных судов, не прописаны последствия признания иностранного банкротства и полномочия зарубежных управляющих.
Создание модельного закона поможет решить эти вопросы и повысить эффективность экономического взаимодействия стран СНГ.
Работа над документом будет продолжена с учетом прозвучавших на заседании комментариев и замечаний.
По информации БЕЛТА
В Таврическом дворце в Санкт-Петербурге состоялось заседание Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по науке и образованию. Об этом БЕЛТА сообщили в МПА СНГ.
Парламентарии одобрили проект модельного Закона «О технологиях искусственного интеллекта». Документ направлен на принятие единой терминологии и принципов использования ИИ в странах СНГ. Он поможет создать единое пространство для экономического развития региона. Разработчики отметили, что в законе также предусмотрена государственная поддержка для внедрения ИИ в производство, экономику и повседневную жизнь.
«Начиная работу над этим модельным законом, мы договорились, что технологии искусственного интеллекта должны работать только в помощь человеку для развития науки, прогресса, движения вперед», – подчеркнула председатель Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова и добавила, что при разработке документа особая роль уделялась этическим и моральным нормам.
В проекте документа учтены предложения и замечания экспертов и парламентов стран Содружества. После сегодняшнего одобрения постоянной комиссией он будет направлен в Совет МПА СНГ для рассмотрения на пленарном заседании. Тема использования технологий ИИ также затрагивает проект изменений в модельный Образовательный кодекс для стран СНГ (аспект цифровизации).
ИИ активно внедряется в образование, но его использование может мешать развитию творческих способностей учеников и учителей. Поэтому важно применять ИИ так, чтобы он помогал учебному процессу, а не заменял его полностью. Несмотря на риски, необходимо учитывать стремительное развитие технологического процесса и невозможность полностью исключить инструменты искусственного интеллекта из образовательной сферы.
Разработчики документа включили понятие инклюзивного образования и изменили некоторые нормы, касающиеся образовательного процесса для людей с ограниченными возможностями, с акцентом на использование информационных и коммуникационных технологий.
«Нашим мотивом и подходом был посыл о том, что никакие технологии не заменят учителя. Он остается главным в процессе образования, воспитания. И, собственно говоря, наши разработчики тоже четко следовали этим принципам», – сказала председатель постоянной комиссии.
Парламентарии одобрили проект, его представят на заседании Совета МПА СНГ.
Еще один рассмотренный комиссией документ – проект Рекомендаций по нормативно-правовому регулированию системы развития и поддержки молодых талантов для стран СНГ. Формирование национальных систем поддержки талантливой молодежи Содружества позволит создать благоприятные условия для развития и реализации их деятельности на Родине, гарантируя создание рабочих мест и улучшение уровня жизни.
В ходе анализа национальных законодательств разработчики обнаружили большое количество мероприятий для талантливых детей и молодежи: олимпиад, конкурсов, фестивалей. Отмечалось, что информация о них весьма разрозненная, а механизмы поиска и отслеживания отсутствуют. Поэтому, на взгляд экспертов, создание единого информационного портала могло бы стать удобным инструментом для поиска мероприятий и развития талантов и мастерства детей и молодежи.
Кроме того, на портале могут быть представлены разделы для консультаций и обмена лучшими практиками в сфере поддержки молодых талантов. Такой информационный ресурс может быть интегрирован в уже существующие общие информационные пространства или создан как новый цифровой ресурс. Он также будет способствовать объединению талантливых детей и молодежи, включая перспективные научно-образовательные и творческие спортивные проекты.
Парламентариям рассказали о ходе работы над проектом Рекомендаций по нормативному регулированию академической мобильности. Документ регулирует подготовку участников академической мобильности, включая административные, правовые, культурные, финансовые и лингвистические аспекты, а также вопросы переноса грантов, использования кредитов, признания образования и оценки компетенций студентов.
Лилия Гумерова рассказала о подготовке к XI Невскому международному экологическому конгрессу. В этом году он пройдет 22–23 мая в Таврическом дворце. Девиз XI конгресса – «Планета Земля: гармония человека и природы». На площадке ассамблеи 27–28 ноября пройдет еще одно мероприятие – Международный научно-образовательный конгресс государств – участников СНГ.
В рамках экспертных сессий обсудят развитие креативности и предпринимательских навыков, роль образования в поддержке ментального здоровья, а также прогнозы и тренды в образовании на ближайшие 20 лет. Участники конгресса рассмотрят влияние на молодежь новых тенденций в искусстве и обменяются лучшими практиками между странами СНГ и другими государствами в области среднепрофессионального образования.
Завершена работа над проектом положения о Международном конкурсе дипломных проектов на соискание награды МПА СНГ. Конкурс призван стимулировать студентов к проведению высококачественных исследований и способствовать обмену знаниями и лучшими практиками в области модельной законотворческой деятельности.
По информации БЕЛТА