05.10.2023
Закон о лизинговой деятельности: каких новаций ожидать
4 октября состоялось заседание круглого стола Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей «Отдельные аспекты осуществления и перспективы развития лизинговой деятельности в Республике Беларусь, в том числе в контексте подготовки проекта Закона Республики Беларусь «О лизинговой деятельности». Это новый закон, и необходимость его подготовки вызвана временем. О новациях корреспонденту
БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Сергей Стельмашок.
«В Республике Беларусь создано правовое поле, позволяющее лизинговой отрасли гармонично развиваться, субъектам хозяйствования – обновлять основные производственные фонды, а гражданам – удовлетворять потребности в финансировании приобретения транспортных средств, жилья, различного рода предметов бытового назначения, воспринимая лизинг уже не как нечто неизвестное, а как достойное дополнение к банковскому кредиту, – рассказал Сергей Стельмашок. – С учетом повышения роли лизинга как небанковского инструмента финансирования потребностей экономики республики проводится работа по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О лизинговой деятельности».
Это будет новый закон комплексного регулирования отношений в сфере лизинговой деятельности с учетом правоприменительной практики норм Указа Президента от 25 февраля 2014 года № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности», отметил депутат. «Проект закона направлен на совершенствование функционирования рынка лизинга и повышение прозрачности деятельности лизинговых организаций. Предлагаемые проектом нормы будут содействовать развитию экономики Республики Беларусь, продвижению продукции белорусского производства на внешних рынках, улучшению условий доступа белорусских предприятий к долгосрочному финансированию за счет расширения использования лизинга», – подчеркнул он.
«Разработка проекта закона вызвана необходимостью регламентирования прав и обязанностей лизингодателей и лизингополучателей в вопросах осуществления лизинговой деятельности и ее юридического оформления, в том числе и с жилыми помещениями, полномочий Национального банка в сфере регулирования лизинговой деятельности и осуществления контроля за соблюдением законодательства, – уточнил парламентарий. – Нормы, заложенные в проекте закона, призваны способствовать координации разработки и реализации государственной политики по развитию лизинга, повышению экономической эффективности использования лизинга как финансового инструмента и снижению рисков, связанных с лизинговой деятельностью, для всех ее участников. Это в свою очередь будет способствовать формированию сбалансированного и конкурентного финансового рынка Беларуси».
Кроме того, предусматривается введение такого инструмента, как вторичный лизинг. По сути, отношения между субъектами права при вторичном лизинге предполагают реализацию возможности передачи имущества, ранее приобретенного лизингодателем для целей передачи в лизинг и возвращенного ему лизингополучателем по прекратившему свое действие договору, не завершенному выкупом предмета лизинга, в лизинг. Положения проекта закона о вторичном лизинге соответствуют международной практике. При этом в большинстве стран они законодательством не регулируются, но и не ограничиваются.
Основные цели подготовки проекта закона – сохранение устойчивости финансового рынка путем обеспечения стабильного финансового состояния рынка лизинга, повышение прозрачности деятельности лизинговых организаций и сокращение теневого рынка, содействие за счет расширения использования лизинга как финансового инструмента развитию экономики Республики Беларусь, продвижению продукции белорусского производства на внешних рынках, улучшению условий доступа белорусских предприятий к долгосрочному финансированию (для приобретения основных средств), определение особенностей правового регулирования и повышение прозрачности законодательства, регулирующего лизинговую деятельность.
По информации
БЕЛТА
Владимир Гусаков: мы стоим перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту
Мы стоим перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту. Это отметил Председатель Президиума Национальной академии наук, академик, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь Владимир Гусаков на заседании рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте (ИИ), передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«На вручении дипломов докторов наук и аттестатов профессоров Глава государства заметил, что сейчас все говорят об искусственном интеллекте, но мало кто понимает, что это такое. Мы в этой связи подготовили обстоятельную записку о сути, структуре, целях, задачах, результативности искусственного интеллекта и направили ее в Администрацию Президента. И в самом деле, сегодня мало кто понимает, что такое ИИ, поэтому сегодняшнее заседание можно назвать семинаром и мы таких семинаров должны провести много по разным направлениям и отраслям», – отметил Владимир Гусаков.
Он рассказал, что представителям всех отраслей – от образования и медицины до сельского хозяйства нужно понять ключевые моменты – что собой представляет ИИ и он чем отличается от биологического.
«Важно понять, что нужно сделать, чтобы искусственный интеллект эффективно работал, заменял человеческий мозг, какое требуется для этого программное обеспечение, технические комплексы, оборудование. Словом, что нужно сделать, чтобы наша страна была по-прежнему среди лидирующих стран (а она входит в 30) по использованию искусственного интеллекта», – отметил Владимир Гусаков, подчеркнув, что мы стоим перед огромной проблематикой и необходимостью развития данной технологии, которая будет заменять человека во всем – в бытовой сфере, во взаимодействии предприятий и организаций, в торговле, в производстве, транспорте и т.д.
«Мы стоим перед необходимостью глобального перехода к ИИ, поэтому должны не только разобраться в его сути, но и разработать биологические и технические системы, чтобы в комплексе по аналогии с человеческим использовать ИИ», – отметил Владимир Гусаков.
Безусловно, искусственный интеллект – это изобретение человека и какую программу он в него заложит, так ИИ и будет работать. Например, создавать музыкальные произведения, стихи. И это только начало, по словам ученых, в перспективе у ИИ – безграничные возможности.
Отмечая актуальность разработки законопроекта об искусственном интеллекте, Владимир Гусаков подчеркнул, что в настоящее время нужно обсудить концепцию документа, который будет регулировать все отношения в сфере применения искусственного интеллекта.
По информации
БЕЛТА
Минюст об изменениях законодательства в сфере страхования ответственности риэлтерских организаций
18 марта 2025 г. Главой государства подписан Указ № 108 «О страховании» (вступает в силу с 23 апреля 2025 г.).
Данный Указ существенным образом изменяет подходы в сфере обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением (далее – обязательное страхование ответственности).

Справочно
Причиной корректировки законодательства явилось то, что условия страхования ответственности риэлтерских организаций, предусмотренные ныне действующим Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), не всегда защищают покупателей объектов недвижимости, даже если сделка проводится через риэлтерскую организацию.
В частности, Положением предусмотрено, что выгодоприобретателями по договору обязательного страхования ответственности являются потребители услуг риэлтерской организации. Иными словами, если в настоящее время покупатель объекта недвижимости не заключил с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, то в рамках обязательного страхования ответственности он не является потребителем услуг риэлтерской организации, и, соответственно, выгодоприобретателем. Безусловно, это не означает, что если договор на оказание риэлтерских услуг с риэлтерской организацией заключил продавец объекта, а не покупатель, то риэлтерская организация не должна проверять юридическую чистоту сделки.
Министерство юстиции неоднократно разъясняло: согласно пункту 45 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15, риэлтерская организация обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством. С учетом изложенного риэлтерская организация обязана принимать все меры к выявлению в пределах компетенции любых ограничений (обременений) по объекту недвижимости, в отношении которого оказывает риэлтерские услуги, иной информации, имеющей значение для совершения сделки. Причем указанная обязанность должна выполняться также в рамках договора с продавцом объекта недвижимости и не зависит от того, какому конкретно покупателю реализуется данный объект: заключившему с риэлтерской организацией договор или нет.
Однако отдельные риэлтерские организации вышеназванные требования по-прежнему не выполняют.
Покупателям предоставляются неправомерные разъяснения о том, что в рамках договора на оказание риэлтерских услуг, заключенного с продавцом объекта недвижимости, юридическая чистота сделки не проверяется и что для проведения такой проверки покупатель также должен заключить с риэлтерской организацией договор на оказание ему риэлтерских услуг и оплатить их.
В рамках изучения вопроса о повышении защищенности граждан при совершении сделок с недвижимостью Министерством юстиции были внесены предложения о корректировке порядка и условий обязательного страхования ответственности риэлтерских организаций с учетом правоприменительной практики.
Цель нововведений – защитить тех покупателей, которые при приобретении объекта недвижимости не заключали с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, а данный договор был заключен продавцом объекта недвижимости. Простимулировать риэлтерские организации к качественному выполнению своих обязанностей по всем договорам на оказание риэлтерских услуг: заключенным как с покупателями, так и с продавцами объектов недвижимости.
Данные предложения реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 (далее – Указ № 108): изменено понятие выгодоприобретателя, расширен объект страхования и, соответственно, страховой случай.
В частности, предусмотрено, что выгодоприобретателем для целей обязательного страхования ответственности являются стороны сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг при совершении сделки с объектами недвижимости.
К объекту обязательного страхования ответственности отнесены имущественные интересы страхователя (риэлтерской организации), связанные с причинением вреда сторонам сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг.
Страховой случай определен как неисполнение или ненадлежащее исполнение риэлтерской организацией обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг, повлекшее причинение вреда выгодоприобретателю.
Таким образом, с учетом норм Указа № 108 для наступления страхового случая не имеет значения, какая из сторон сделки заключит с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг (продавец или покупатель, арендодатель или арендатор и т.д.): если риэлтерская организация ненадлежащим образом исполнит свои обязательства по такому договору, то отвечать придется перед каждой из сторон сделки.
Страховая сумма составляет не менее 10 000-кратного размера базовой величины.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Подготовку законопроекта о независимой оценке и сертификации квалификаций к первому чтению обсудили эксперты
24 марта 2025 г. состоялось выездное заседание рабочей группы по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О независимой оценке и сертификации квалификаций» к первому чтению.
Заседание организовано на площадке Министерства труда и социальной защиты с приглашением предприятий и организаций сферы производства и услуг.
В заседании приняли участие депутаты Палаты представителей, представители Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, ОАО «МАЗ», ЗАО «Атлант», ОАО «МАПИД», ГПО «Минскстрой», РУП «Белстройцентр», УО «Государственный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров «Жилком», РУП почтовой связи «Белпочта», отеля «Минск».
На рассмотрение участников представлен доработанный проект Закона, предусматривающий:
-
введение процедуры аккредитации юридических лиц на предмет проведения ими оценки квалификаций;
-
полномочия и деятельность аккредитованных организаций;
-
порядок прохождения оценки квалификаций соискателями с получением сертификата о подтверждении квалификации или заключения о прохождении экзамена по признанию квалификаций;
-
права соискателей;
-
создание реестра аккредитованных организаций и реестра наименований квалификаций.
Подходы, заложенные в проекте Закона, позитивно восприняты представителями реального сектора. Отмечено, что внедрение института признания квалификаций по профессиям рабочих, полученных в том числе вне системы образования или самостоятельно, позволит создать еще один механизм по решению для нанимателей проблемы дефицита кадров, а для человека — расширит возможности для трудоустройства.
В процессе обсуждения поддержано предложение об изменении названия законопроекта «О признании квалификаций».
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Для оптимизации работы бизнеса: в Госстандарте обсудили проект изменений в Закон «Об энергосбережении»
На очередном заседании Общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства в Госстандарте были обсуждены проекты изменений в Закон «Об энергосбережении» и в постановление Госстандарта по вопросам уполномочивания юридических лиц Беларуси на проведение государственной поверки средств измерений, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе комитета.
Первый из проектов направлен на оптимизацию административных процедур по нормированию расхода топливно-энергетических ресурсов и государственной экспертизы энергоэффективности проектной документации на возведение и реконструкцию энергоисточников, как и приведение ее в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и с новым законодательством об аккредитации в Национальной системе аккредитации.
Так, процедура установления норм расхода топливно-энергетических ресурсов для госорганизаций будет идентична подходу к юрлицам разных форм собственности: она будет осуществляться только Департаментом по энергоэффективности без согласования с отраслевыми органами госуправления или местной власти.
Оценка энергетической эффективности проектной документации на возведение и реконструкцию энергоисточников исключается из формата самостоятельной государственной экспертизы и будет выполняться при проведении госстройэкспертизы градостроительных проектов и проектной документации, обеспечиваемой Главгосстройэкспертизой и ее дочерними предприятиями по областям и Минску. Мера реализуется в рамках объединения государственных экспертиз в строительстве в виде комплексной оценки проектной документации.
Второй проект затрагивает изменения отдельных структурных элементов положения об уполномочивании юридических лиц. Они приводятся в соответствие с недавно принятыми изменениями законодательств в области обеспечения единства измерений и аккредитации и правоприменительной практикой.
Как отметили участники заседания, реализация предусматриваемых изменений позволит оптимизировать работу организаций системы и в целом будет положительно воспринята бизнесом.
По информации
БЕЛТА
Палата представителей восьмого созыва во втором чтении приняла уже 65 законопроектов
Палатой представителей восьмого созыва во втором чтении принято уже 65 законопроектов. Об этом сообщил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко во время встречи с парламентской делегацией Республики Сербской Боснии и Герцеговины во главе с Председателем Вече народов Республики Сербской Сребренкой Голич, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Спикер проинформировал, что текущий созыв Палаты представителей – восьмой и работает уже почти год (с 22 марта 2024 года). «Всего в составе Палаты представителей работают на профессиональной основе 110 депутатов. Создано 14 постоянных комиссий, которые охватывают все сферы жизнедеятельности страны. За период функционирования Палаты представителей создана достаточно мощная законодательная база. За этот год во втором чтении принято 65 законопроектов. Из них примерно половина – ратификации международных договоров по различным направлениям», – рассказал Игорь Сергеенко.
По его словам, в течение этого периода внесены изменения в законодательство, которое регламентирует вопросы образования, предпринимательства, кредитования, аккредитации, национальной безопасности, ветеранов. «При разработке, корректировке законодательства мы исходим из реальной жизни, реальной практики, что сегодня востребовано государством, обществом, населением», – подчеркнул спикер.
По информации
БЕЛТА