02.10.2023
Почти 92 % законов Беларуси приведено в соответствие с обновленной Конституцией
Почти 92 % законов Беларуси приведено в соответствие с обновленной Конституцией. Об этом заявила во время встречи с Президентом Беларуси Александром Лукашенко Председатель Совета Республики Наталья Кочанова, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Совет Республики самым серьезным образом работает по всем направлениям. Для нас, конечно, очень важна работа над законопроектами. За истекший период мы рассмотрели 305 нормативных правовых актов, законопроектов (за этот год более 100). У нас практически 92 % законов приведены в соответствие с обновленной Конституцией», – отметила Наталья Кочанова.
Общаясь позже с журналистами, Председатель Совета Республики уточнила, что в скором времени эта работа будет завершена. «Осталось несколько законопроектов. В ближайшее время они будут приняты. Мы эту работу завершим в соответствие с теми сроками, которые были определены», – подчеркнула она.
Во время встречи Александр Лукашенко и Наталья Кочанова также обсудили экспертно-консультативную работу Совета Республики. Экспертный совет при верхней палате парламента является своеобразным «правовым фильтром», обеспечивающим всестороннее рассмотрение проектов важнейших нормативных правовых актов и оценку последствий их принятия. За весь период его работы (с июня 2021 года) проведено 108 заседаний, на них рассмотрено 225 документов, из которых поддержано 65 (28,9 %). По 160 документам внесены замечания (71,1 %), в том числе отклонено 13 документов.
В заседаниях совета принимают участие руководители регионов, местных органов власти, предприятий, представители депутатского корпуса, Молодежного парламента, бизнес-сообщества, общественных объединений, политических партий, научных и аналитических структур, специалисты-практики, граждане.
Экспертно-консультативный совет рассматривает актуальные аспекты развития законодательства и вырабатывает предложения по его дальнейшему совершенствованию.
«Это эффективные структуры. Для нас очень важна работа с людьми, определение наиболее актуальных вопросов. А где-то надо урегулировать и законодательство. Поэтому мы активно работаем над рассмотрением нормативных правовых актов, – сказала журналистам Наталья Кочанова. – В работе экспертного совета могут принимать участие даже просто жители нашей страны, которые иногда со своими инициативами, предложениями обращаются к нам. И мы понимаем, что этот человек глубоко погружен в проблему. Когда мы рассматриваем вопрос на экспертном совете, мы с огромной радостью приглашаем всех, кто причастен к рассмотрению данной тематики».
Основополагающее направление деятельности Совета Республики – работа с населением. В сессионный период сенаторы провели более 200 прямых телефонных линий, 360 личных приемов граждан, причем около половины из них – выездные. Рассмотрено 6 тыс. обращений (по сравнению с 2022 годом их количество увеличилось на 6 %). Продолжилась практика единых дней приемов, которые с 100 % охватом районов состоялись в Минской и Брестской областях и Минске.
«Мы видим, какие проблемы есть у людей, которые идут к сенаторам, членам Совета Республики для того, чтобы озвучить свою проблему. Есть и предложения, которые касаются законотворческой деятельности. Для нас это особенно важно. И конечно, помочь людям мы обязаны – это наша задача», – подчеркнула Председатель Совета Республики.
По информации
БЕЛТА
(фото – Pravo.by)
В Беларуси готовят документ для регулирования выпуска токенов банками
В Беларуси готовят документ для регулирования выпуска токенов банками. Об этом сообщил Председатель Правления Национального банка Роман Головченко в программе «Актуальное интервью» на
«Первом информационном», сообщает
БЕЛТА.
Ранее Роман Головченко заявил, что Национальным банком совместно с заинтересованными вырабатывается системный подход к регулированию сферы токенов (цифровых знаков). В частности, предлагается предоставить банкам право через резидентов ПВТ создавать и размещать собственные токены, исполнять обязательства по ним.
«В чем мы видим перспективность этого инструмента? Во-первых, это важная составляющая привлечения инвестиций. Во-вторых, полноценное использование токенов – это возможность перехода впоследствии к смарт-контрактам, в которых алгоритмически зашиты определенные действия, и они будут выполняться автоматически. Их можно использовать абсолютно в различных сферах договорных отношений», – отметил он.
Сейчас токены могут приобретать субъекты хозяйствования через структуры ПВТ, но банки этот инструмент не используют. «Национальным банком ведется работа по подготовке комплексного правого акта, который бы регулировал две вещи. Первое – формы использования токенов для банков, второе – определенное ограничение, которое мы будем использовать для работы с этим еще достаточно новым финансовым инструментом. Это сфера так называемых децентрализованных финансов, и законы, по которым обращаются токены, не должны вступать в противоречие с классическими элементами платежной инфраструктуры», – объяснил глава Нацбанка.
Роман Головченко считает, что в сфере обращения токенов надо двигаться достаточно осторожно, выверяя все шаги и смотря, каким образом на практике реализуется законодательное регулирование. «В целом я уверен, что у токенов большое будущее, и Нацбанк делает, на мой взгляд, правильные шаги для того, чтобы стать регулятором именно этой сферы», – сказал он.
По информации
БЕЛТА
Эксперт пояснил новшества законодательства о летнем отдыхе и оздоровлении детей
Заместитель директора Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Александр Цай в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» пояснил новшества законодательства о летнем отдыхе и оздоровлении детей.
В прошлом году было подготовлено два основных нормативно-правых акта касательно летнего отдыха детей. Один из них вступил в силу с 1 сентября 2024 г. – это постановление Совета Министров № 509 «Об организации оздоровления детей в образовательно-оздоровительных центрах, воспитательно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях». Параллельно еще был подготовлен проект, который вступил в силу с 1 февраля этого года, – постановление Совмина № 6 от 3 января «О порядке подтверждения готовности лагерей к работе в период каникул». Основная цель этих нормативно-правовых актов – повышение доступности услуг отдыха и оздоровления для детей и приведение в соответствие с законодательством об образовании.
Александр Цай отметил, что необходимость принятия этих документов заключается в том, что до сих пор виды и перечни таких лагерей не были упорядочены. «В постановлении № 509 определены основные виды и типы лагерей, даны им понятия, в том числе и по срокам. То есть это теперь уже стационарный лагерь, воспитательно-оздоровительный, спортивно-оздоровительный лагерь, палаточный лагерь и дневной лагерь, – рассказал он. – Ряд лагерей у нас раньше выпадал, то есть были только лагеря оздоровительные, которые были созданы как учреждения образования. Другие виды лагерей тоже функционировали, но не было понятийного аппарата. Поэтому на сегодняшний день все уже урегулировано».
Был и ряд обращений от родителей по поводу того, что раньше путевки выдавались в комиссиях по оздоровлению. Далеко не все предприятия хотели создавать эти комиссии, тем самым ограничились права ребенка на отдых и оздоровление.
«Особенно это касается организаций частной формы собственности. Они не всегда были заинтересованы создавать комиссии по оздоровлению, а численность детей, которые не могли воспользоваться удешевленной путевкой, было немалое. Поэтому мы изменили механизм – теперь физлицо может приобрести путевку для родителей. При этом нанимателю не запрещают заключать договоры о сотрудничестве и таким же образом организовывать работу – назначать ответственного работника, который соберет необходимый пакет документов за родителей, который организует заключение договоров с организатором лагеря. Сегодня это можно урегулировать так же, как и раньше. Через комиссию по оздоровлению тоже можно организовать приобретение путевок для родителей», – пояснил Александр Цай.
По стоимости, естественно, ничего не изменится. «Никаких изменений нет. Стоимость лагеря, она контролируется областными и Минским городским исполнительными комитетами и, как правило, не превышает уровня макроэкономических показателей на очередной год», – заявил он.
Кроме того, документами определено, сколько и в каком лагере должны пребывать дети, чтобы это считалось воспитательно-оздоровительным или спортивно-оздоровительным лагерем. Продолжительность смены может регулироваться, но не во всех типах лагерей, подчеркнул эксперт.
По информации
БЕЛТА
«Максимум вовлечения в хозоборот». Минприроды о новшествах законодательства по обращению с отходами
Заместитель начальника управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Максим Тарасов в пресс-центре
БЕЛТА рассказал о новшествах законодательства по обращению с отходами.
Максим Тарасов напомнил, что правовые основы обращения с отходами определены в соответствующем законе. Они направлены на уменьшение объемов образования отходов и максимальное их использование, а также на предотвращение вредного воздействия отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество.
6 октября 2024 г. вступила в силу новая редакция Закона об обращении с отходами. «В целях уменьшения объемов образования отходов и их максимального вовлечения в хозяйственный оборот в новой редакции закона уточнены основные принципы в области обращения, а также введены основные направления единой государственной политики в данной области в порядке их приоритетности», – обратил он внимание.
На первом месте – предотвращение образования отходов. Затем следует уменьшение объемов образования отходов, переработка отходов, применение отходов для выработки энергии, применение отходов для выполнения работ и оказания услуг, а потом обезвреживание отходов. Помимо запрета на захоронение вторичных материальных ресурсов (ВМР), в новой редакции закона также введен запрет на захоронение отходов, подлежащих обезвреживанию, и запрет на захоронение отходов потребления, не прошедших сортировку, если на территории административно-территориальной единицы созданы все необходимые условия. В новой редакции закона также введена норма, согласно которой при осуществлении градостроительной деятельности должны выполняться требования о наличии пунктов заготовки отходов с учетом техтребований.
«У нас вторичные материальные ресурсы образуются не только в составе отходов потребления, но также в составе отходов производства. Максимальному вовлечению отходов производства в хозяйственный оборот способствует осуществление Минприроды ряда административных процедур в отношении субъектов хозяйствования. Прежде всего это административная процедура по выдаче разрешения на хранение и захоронение отходов производства, в которых одним из особых условий является недопущение захоронения ВМР. Также это админпроцедура по согласованию инструкций по обращению с отходами производства, в которых устанавливаются требования по организации раздельного сбора и необходимости передачи ВМР на использование», – рассказал Максим Тарасов.
На законодательном уровне закреплена обязанность субъектов хозяйствования по обеспечению сбора отходов, их разделения по видам, обеспечению использования отходов. Физлица также обязаны обеспечивать сбор отходов, их разделение по видам, если созданы необходимые условия.
Для доступа к информации по наличию в республике предприятий, осуществляющих использование определенных видов отходов, Минприроды ведет реестр объектов по использованию отходов. «В настоящее время в республике зарегистрировано порядка 1,5 тыс. объектов по использованию различных видов отходов. И чем больше создается таких объектов, тем большее количество вовлекается в хозяйственный оборот, а это способствует уменьшению захоронения отходов и снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду, – акцентировал внимание представитель ведомства. – В реестре зарегистрировано порядка 40 объектов по использованию отходов бумаги и картона, 30 – по использованию отходов стекла, 170 – по использованию полимерных отходов, порядка 30 – по использованию изношенных шин, 85 – по использованию отработанных масел».
Использование отходов осуществляется в соответствии с актами законодательства, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами. На объектах, где осуществляется использование отходов, проводится оценка воздействия на окружающую среду. Отходы используются в соответствии с техническими условиями на продукцию, изготовленную из отходов, которые в обязательном порядке проходят в государственную экологическую экспертизу.
Кроме того, Минприроды на постоянной основе проводит контрольные мероприятия, в том числе для недопущения захоронения ВМР на объектах захоронения отходов. Также проводятся контрольные мероприятия в части содержания контейнерных площадок.
По информации
БЕЛТА
«Решения от жизни, от земли». Игорь Сергеенко о результатах законодательной деятельности
Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва привел примеры законодательных решений, идущих от жизни, от земли, что постоянно требует от парламентариев Глава государства, передает корреспондент
БЕЛТА.
Председатель Палаты представителей рассказал о работе, проведенной за год нынешним составом депутатов. «Каждый из нас пришел в Палату представителей со своим жизненным и профессиональным опытом, со своими знаниями и компетенциями. За это время мы активно включились в законодательную и межпарламентскую деятельность, работу с избирателями в округах. Проведено 28 заседаний Палаты представителей, в том числе 5 совместных с Советом Республики. Принято 65 законов», – отметил Игорь Сергеенко.
По его словам, все они – востребованные экономикой страны и обществом решения, нацеленные на защиту отечественных производителей, совершенствование предпринимательской деятельности, развитие международного сотрудничества, либерализацию уголовного законодательства. Внесены необходимые корректировки в Налоговый кодекс.
Особый интерес для граждан представляет новая редакция Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Она позволяет оперативно регистрировать сделки с недвижимостью независимо от ее местонахождения, повысить достоверность сведений, включаемых в государственный регистр.
Серьезную помощь сельскохозяйственным организациям окажут поправки в Закон «О дорожном движении», расширяющие возможность привлечения молодежи к управлению тракторами и самоходными машинами.
«Все это примеры законодательных решений, идущих от жизни, от земли, что постоянно требует от парламентариев Глава государства», – подчеркнул Игорь Сергеенко.
В таком же ключе следует рассматривать и расширение социальных гарантий ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим узникам фашизма, воинам-интернационалистам. Дополнительную поддержку получили инвалиды и семьи, воспитывающие детей, отметил председатель Палаты представителей.
Внесены востребованные временем коррективы в законы по вопросам занятости населения, брачно-семейных отношений. Дошлифован Кодекс об образовании.
По словам Игоря Сергеенко, депутатский корпус ведет активную работу по изучению правоприменительной практики. В этих целях проведены парламентские слушания по вопросам цифрового права, около 20 семинаров, включая три выездных – по вопросам реализации гражданских инициатив и организации деятельности службы «одно окно» на примере трех районов Брестской области; о развитии машиностроения в Жодино; об инвестиционном и экспортном потенциале белорусской экономики в Белорусско-китайском индустриальном парке «Великий камень». Буквально на днях в Палате представителей прошел семинар, посвященный вопросам применения законодательства об охране и использовании земель.
Важную роль играют парламентарии и в законодательном обеспечении процесса углубления интеграционных связей в рамках Союзного государства, отметил Председатель Палаты представителей. Принятые решения направлены на формирование объединенного рынка электроэнергии, проведение единой промышленной, технологической, научно-технической политики Беларуси и России.
Палатой представителей ратифицирован недавно вступивший в силу стратегически важный документ – белорусско-российский Договор о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства.
По информации
БЕЛТА
В Палате представителей прошел семинар по вопросам применения законодательства Беларуси об охране и использовании земель на современном этапе
31 марта 2025 года под председательством И.П.Сергеенко в Палате представителей прошел семинар на тему «Актуальные вопросы применения законодательства Республики Беларусь об охране и использовании земель на современном этапе».
Целями мероприятия являются изучение проблемных вопросов практики применения действующего законодательства об охране и использовании земель, в том числе отдельных вопросов, возникающих в судебной практике рассмотрения земельных споров и иных дел, связанных с применением законодательства об охране и использовании земель, анализ основных направлений планируемой корректировки законодательства в указанной сфере.
В семинаре приняли участие депутаты, представители Администрации Президента Республики Беларусь, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Комитета государственного контроля, Государственного комитета по имуществу, министерств, РУП «Проектный институт Белгипрозем», областных и Минского городского Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, землеустроительных служб.
Со вступительным словом к участникам семинара обратился Председатель Палаты представителей. Он отметил, что тематика семинара обусловлена включением в план подготовки проектов законодательных актов на 2025 год, утвержденный Главой государства, проекта Закона по вопросам регулирования земельных отношений.
Практика применения законодательства в этой сфере и анализ обращений граждан свидетельствуют о наличии ряда вопросов, которые иногда приводят к неправильному применению норм кодекса, сказал И.П.Сергеенко.
Первый блок таких вопросов составляют случаи, когда в подзаконных актах содержатся нормы, которые не соответствуют законам, но активно применяются должностными лицами на практике. Как результат – большое количество жалоб землепользователей на нарушение их прав и законных интересов.
Второй блок вопросов – так называемая земельная амнистия. «Неоднократно заявители обращались с просьбой продлить ее срок. Это было сделано, – обратил внимание Председатель Палаты представителей. – Сегодня люди также просят расширить сферу действия института земельной амнистии в части оснований ее применения и круга лиц, на которых она распространяется».
Третий блок составляют вопросы относительно длительности сроков проведения землеустроительных работ, изготовления материалов по отводу земельных участков, установлению границ, принятию решений на местах по земельным вопросам. «По информации Правительства, определенные шаги для устранения этих проблем уже сделаны, осталось их формализовать в нормативных актах», – заметил И.П.Сергеенко.
Наконец, в четвертый блок вопросов входит высокая стоимость соответствующих процедур.
Отметив, что депутатским корпусом ведется систематизация предложений по совершенствованию земельного законодательства, И.П.Сергеенко призвал участников семинара предметно рассмотреть выносимые на обсуждение вопросы и наметить ориентиры дальнейшей работы в этом направлении.
Затем заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Бобер Н.П. выступил с докладом, в котором привел анализ действия норм законодательства об охране и использовании земель.
О применении земельного законодательства организациями по землеустройству при изъятии и предоставлении земельных участков проинформировал генеральный директор РУП «Проектный институт Белгипрозем» Абрагимович П.П.
Основные направления планируемой корректировки законодательства об охране и использовании земель осветила в своем выступлении заместитель начальника главного управления – начальник отдела регулирования земельных отношений главного управления регулирования земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Верина В.В.
Далее выступила председатель комитета землеустройства Минского горисполкома Тюптенкова Н.М., которая рассказала о реализации норм законодательства об охране и использовании земель на примере практики Минского горисполкома.
Доклад председателя Витебского областного Совета депутатов Демидова Д.В. был посвящен отдельным аспектам применения земельного законодательства при проведении работ по наведению порядка на земле и благоустройству населенных пунктов Витебской области.
Заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Балашенко А.А. выступил с докладом на тему «Разработка градостроительных проектов – основа для упрощения процедуры изъятия и предоставления земельных участков».
Судья Верховного Суда Республики Беларусь Левкович А.М. проинформировал участников семинара об отдельных вопросах совершенствования земельного законодательства на основе анализа судебной практики.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)