Александр Турчин: одним из основных вопросов на ВНС станет программа социально-экономического развития на 2026-2030 годы
Одним из основных вопросов на Всебелорусском народном собрании (ВНС) станет программа социально-экономического развития на 2026-2030 годы. Об этом заявил Премьер-министр Александр Турчин во время заседания оргкомитета по подготовке и проведению ВНС, передает БЕЛТА.

Фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА
Председатель ВНС Александр Лукашенко поручил созвать второе заседание седьмого ВНС 18 и 19 декабря 2025 года. Постановлением Президиума ВНС от 11 февраля 2025 года № 2 создан организационный комитет по подготовке и проведению заседаний седьмого ВНС. Сегодня в правительстве состоялось его первое заседание.
«Каждое заседание Всебелорусского народного собрания - это знаковое политическое мероприятие. Полагаю, что и в новом конституционном статусе - высшего представительного органа народовластия, очередное его заседание не станет исключением, – отметил Александр Турчин. – Оно знаменует собой окончание пятилетнего периода развития нашей страны и, с учетом складывающихся геополитических реалий, начало нового этапа в жизни нашего общества и государства в целом».
Премьер отметил, что глава государства часто напоминает, что основой для всего в любой стране является экономика. «Поэтому одним из основных вопросов на собрании будет обсуждение программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026-2030 годы. Остальные вопросы повестки дня собрания будут утверждены на предстоящем заседании Президиума Всебелорусского народного собрания. Но уже сегодня нам целесообразно заняться решением всех возможных организационных вопросов по подготовке непосредственно заседания ВНС. Опыт у нас имеется», – сказал Александр Турчин.
Глава правительства уверен, что у комитета получится организовать и провести второе заседание седьмого ВНС на традиционно высоком уровне.
В стране дан официальный старт кампании по подготовке второго заседания VII ВНС. Оргкомитет по подготовке и проведению заседаний VII ВНС создан в феврале этого года. Его возглавляет премьер-министр Беларуси, а в состав входит ряд высших должностных лиц, руководители министерств, председатели облисполкомов и Минского горисполкома, а также представители иных государственных органов.
По информации
БЕЛТА
Второе заседание VII Всебелорусского народного собрания пройдет в Минске 18–19 декабря
Дан официальный старт кампании по подготовке второго заседания VII Всебелорусского народного собрания. В соответствии с распоряжением Председателя ВНС Александра Лукашенко оно пройдет в Минске 18–19 декабря 2025 года.
Впервые заседание высшего представительного органа народовластия созывается путем издания распоряжения Председателя ВНС. Первое заседание VII Всебелорусского народного собрания состоялось 24–25 апреля 2024 года и в соответствии с законодательством созывалось Центральной избирательной комиссией.
Организационный комитет по подготовке и проведению заседаний VII ВНС создан в феврале этого года. Его возглавляет Премьер-министр Беларуси, а в состав входит ряд высших должностных лиц, руководители министерств, председатели облисполкомов и Минского горисполкома, а также представители иных государственных органов.
ЦИК и Минобразования подписали план мероприятий по повышению правовой культуры молодежи на 2026–2028 годы
Председатель ЦИК Беларуси Игорь Карпенко и Министр образования Андрей Иванец подписали план мероприятий по повышению правовой культуры молодежи на 2026–2028 годы, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Татьяны Матусевич, БЕЛТА)
Подписание плана мероприятий прошло в Национальном детском технопарке, где состоялся открытый диалог Игоря Карпенко и Андрея Иванца с молодежью. Прошло мероприятие в рамках II Международного электорального форума.
Приветствуя представителей молодежного актива, Игорь Карпенко отметил, что Международный электоральный форум проходит во второй раз в содружестве с различными министерствами, ведомствами, в том числе с Министерством образования. «Нам очень приятно, что за несколько лет такого взаимодействия у нас сложилась своя база волонтеров, сформирована хорошая команда спикеров, появились активисты, которые работают в территориальных, участковых комиссиях в качестве агитаторов. И сейчас, когда проходит этот форум и к нам приехали гости из ряда зарубежных стран, они сопровождают делегации. Это говорит о том, что мы расширили формат участия молодежи в различных общественных структурах», – отметил Игорь Карпенко.
Он также подчеркнул, что очень важно, чтобы активисты из числа молодежи были примером в учебе, труде, в своем деле, сочетая это с общественной работой. В таких условиях рождается истинный патриотизм.
В своем приветственном слове активу из числа школьников, студентов и работающей молодежи Андрей Иванец пожелал прежде всего верить в себя, ставить амбициозные цели и помнить, что только своим трудом можно всего добиться. «А государство будет делать все возможное, чтобы эти условия были комфортными», – подчеркнул Министр.
В ходе встречи молодые люди смогли пообщаться с экспертами и задать волнующие их вопросы, касающиеся избирательной системы страны, прав избирателей, подняли актуальную для учащейся молодежи тему инноваций в сфере образования и др.
«Такой диалог с молодежью вошел в нашу повседневную практику. Это не монолог старшего, а свободное общение, когда ты отвечаешь на вопросы, слышишь возражения, комментарии, альтернативные мнения и понимаешь, что в споре рождается истина. В рамках совместной работы с Министерством образования мы привлекли молодежь к нашей электоральной тематике. И этот принцип, когда равный обучает равного, здесь играет особую роль. Сегодня они были участниками этого диалога, а завтра станут такими же спикерами в своих аудиториях, общаясь со своими сверстниками и донося ту информацию, которую получили в ходе своей общественной деятельности и будут проводниками политики нашего суверенного государства, которое старается выстроить справедливые взаимоотношения в обществе, стремится создать мощную экономику», – подвел итоги диалога Игорь Карпенко.
По информации
БЕЛТА
Вадим Ипатов: суверенитет, независимость и безопасность государства зависят от правовой культуры избирателей
Обеспечение суверенитета и независимости страны, безопасности общества и государства в целом зависит в том числе от уровня правовой культуры избирателей. Это отметил заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Вадим Ипатов на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса» II Международного электорального форума, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксеновой, БЕЛТА)
«Практика подтверждает: обеспечение суверенитета и независимости страны, безопасности общества и государства в целом зависит в том числе от уровня правовой культуры избирателей», – сказал Вадим Ипатов.
По его словам, абсолютно закономерно, что в Концепции национальной безопасности – важнейшем стратегическом документе Республики Беларусь, утвержденном Всебелорусским народным собранием, – закреплено, что повышение правовой культуры является одной из форм участия граждан в обеспечении национальной безопасности.
Утвержденная Главой государства концепция правовой политики относит правовую культуру к составляющим правовой системы. «Это наглядно демонстрирует не только научно-правовую сущность понятия «правовая культура», но и его сугубо практическое значение для нас», – отметил Вадим Ипатов.
Беларусь за 30-летнюю новую историю прошла несколько важных этапов становления и развития избирательного законодательства. При этом формирование электоральной культуры в стране осуществлялось параллельно с этими процессами.
«С каждым новым этапом совершенствования норм происходила трансформация электоральной культуры наших граждан, что обеспечивалось благодаря совместной работе Центральной избирательной комиссии, государственных органов, депутатского корпуса, а также средств массовой информации и иных участников информационно-просветительской работы», – сказал зампредседателя Палаты представителей.
Вадим Ипатов обратил внимание, что 1990-е годы характеризовались наличием в республике трех отдельных законов, регламентировавших проведение выборов Президента Республики Беларусь, местных советов депутатов, статус Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.
«Очередным шагом стала не разработка закона, определяющего порядок выборов в парламент, а принятие единого законодательного акта, который соответствовал бы Основному закону страны, учитывал сложившуюся электоральную практику и комплексно регулировал ключевые аспекты непосредственной реализации гражданами избирательных прав. Таким документом стал принятый в 2000 году Избирательный кодекс», – сказал он, отметив, что именно этот кодифицированный акт реализует конституционные принципы белорусского избирательного права, в том числе вытекающие из международных документов.
Зампредседателя Палаты представителей отметил, что избирательное законодательство Беларуси по мере необходимости совершенствуется, реагирует на изменяющуюся жизнь, отражает реалии времени, учитывает мировые тенденции. Внесению каждого изменения в кодекс предшествуют тщательная работа, анализ прошедших избирательных кампаний.
Вадим Ипатов указал, что принятие обновленной Конституции и реализация ее норм в законодательстве стали важнейшим этапом укрепления в Беларуси институтов демократии и народовластия, совершенствования избирательного законодательства.
Ключевое место в системе власти приобрело Всебелорусское народное собрание – высший представительный орган народовластия. Принятой им Концепцией национальной безопасности в отечественную правовую систему введено понятие «электоральный суверенитет», который рассматривается как один из основных национальных интересов в политической сфере.
Практическая реализация обновленных норм Конституции и решений Всебелорусского народного собрания, в том числе и на законодательном уровне, позволила обеспечить электоральный суверенитет при проведении электоральных кампаний, подчеркнул Вадим Ипатов, отметив, что об этом ярко свидетельствуют итоги состоявшихся в 2024 и 2025 годах выборов.
По его словам, высокий интерес избирателей, активность на выборах, спокойная и соответствующая законодательству процедура их проведения, оценки национальных и международных наблюдателей свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры белорусских избирателей.
По информации
БЕЛТА
Как международное наблюдение за выборами влияет на правовую культуру общества, рассказал Игорь Петришенко
Как развитие системы международного наблюдения за выборами влияет на развитие правовой культуры общества, рассказал первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса» II Международного электорального форума, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксеновой БЕЛТА)
«Правовая культура общества играет весьма значимую, если не определяющую роль в проведении честных и справедливых выборов. Не затрагивая все факторы, влияющие на уровень правовой культуры избирателей, сосредоточу внимание на тех, которые напрямую воздействуют на безусловное принятие обществом результатов выборов, что в конечном итоге способствует стабильности политической системы и государства в целом. В этом плане одним из важных факторов формирования правовой культуры избирателей является соблюдение принципа открытого и гласного характера выборов. Он подразумевает всестороннее информирование граждан обо всех составляющих избирательного процесса, включая деятельность организаторов выборов, сведения о кандидатах, возможность ознакомления с их программами и так далее, вплоть до порядка голосования и подведения итогов выборов. Предоставление такой информации позволяет избирателям всесторонне оценить ход электоральной кампании и сделать осознанный вывод о справедливости состоявшихся выборов», – рассказал он.
Первый заместитель Генерального секретаря СНГ добавил, что еще одним подтверждением честности выборов является общественное и международное наблюдение за их проведением. «Независимая оценка избирательной кампании, которую дают международные наблюдатели, воспринимается избирателями как вердикт, подтверждающий соблюдение закона на всех этапах электорального процесса», – сказал Игорь Петришенко.
Он напомнил, что Совет глав государств 1 июня 2001 г. по инициативе Александра Лукашенко принял решение о направлении наблюдателей от СНГ на выборы Президента Республики Беларусь. «Это был первый опыт работы миссии, который показал, что созданный Институт Наблюдателей в Содружестве в состоянии проводить профессиональный мониторинг избирательного процесса, непредвзято и максимально объективно оценивать результаты выборов. Президенты стран Содружества, оценив важность и своевременность этой работы, признали необходимость продолжить направление наблюдателей от СНГ на выборы. На сегодняшний день в странах СНГ была организована работа 131 миссии наблюдения, в которой приняли участие более 23,5 тыс. человек. А сам процесс наблюдения за подготовкой и проведением выборов стал одним из наиболее востребованных элементов сотрудничества государств – участников СНГ», – рассказал первый заместитель Генсекретаря.
Для объективного проведения мониторинга выборов в Содружестве создана прочная правовая база. «Наличие столь всеобъемлющей нормативной базы позволяет на высоком профессиональном уровне проводить мониторинг выборов и, самое главное, сделать объективное заключение о результатах наблюдения», – сказал Игорь Петришенко.
В современных условиях, когда наблюдение за выборами и оценка их итогов зачастую становятся инструментами политического давления на конкретные страны, особенно важно проведение честных миссий от СНГ. «Это позволяет выступать в единой позиции при оценке проведения избирательных кампаний у государств – участников СНГ и противодействовать попыткам предвзятого отношения со стороны иных наблюдателей», – добавил Игорь Петришенко.
Большую роль в развитии электоральных процессов на пространстве сотрудничества играет образованный в октябре 2022 года Консультативный совет руководителей избирательных органов. «Это особенно актуально сегодня, когда во многом меняется сама процедура выборов. Цифровизация и интернет-технологии, проникающие практически во все сферы жизни и деятельности общества, не обошли стороной и выборную сферу. Вместе с тем, внедряя новые технологии, необходимо укреплять правовую культуру, социальную ответственность избирателей и принимать меры, направленные на обеспечение максимального доверия к результатам голосования со стороны гражданского общества. Здесь большое значение имеет практика проведения круглых столов, семинаров», – отметил первый заместитель Генсекретаря.
Международный электоральный форум проходит в Беларуси уже во второй раз. В этом году пройдет Международная научно-практическая конференция «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса». Для участия в конференции приглашены представители избирательных органов ближнего и дальнего зарубежья, представители международных организаций, депутатского корпуса, научной и педагогической общественности, ученые и эксперты.
По информации
БЕЛТА