/ / Общественно-политические
23.11.2023

22 ноября на заседании Палаты представителей были рассмотрены девять вопросов

22 ноября 2023 года состоялось очередное заседание Палаты представителей, в ходе которого были рассмотрены девять вопросов.

Подготовлен обновленный проект антимонопольного закона

В первом чтении парламентарии приняли два законопроекта.

Министр внутренних дел Республики Беларусь Кубраков И.В. представил проект Закона «Об изменении законов» (по вопросам пребывания иностранцев на территории Республики Беларусь) (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Сыранков С.А.).

Проектом Закона предлагаются изменения в Закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В частности, уточняется перечень субъектов, на которых возлагается обязанность информирования органов внутренних дел о предоставлении помещений для проживания иностранцам, временно пребывающим в Республике Беларусь. Данная норма распространяется на юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Законопроектом устанавливается административная ответственность в отношении лиц, предоставляющих жилые помещения для проживания временно пребывающим в Республике Беларусь иностранцам, но не исполняющих указанной обязанности по информированию органов внутренних дел о таких иностранцах.

Кроме того, документом устанавливается перечень помещений, предоставляемых юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, для проживания временно пребывающим в Республике Беларусь иностранцам: жилые помещения, жилые комнаты в агроэкоусадьбах, садовые домики, дачи, многофункциональные помещения (бизнес-апартаменты), средства размещения, а также уточняется перечень форм договоров, на основании которых такие помещения будут предоставляться иностранцам для проживания: договор найма жилого помещения, договор на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, договор аренды и договор возмездного оказания услуг.

О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О кредитных историях» с докладами выступили заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Лапко Д.Н. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Васюков В.М.

Законопроект разработан в целях повышения уровня защищенности субъектов кредитной истории от мошеннических действий, а также предотвращения недобросовестного использования кредитных отчетов пользователями кредитных историй.

В связи с этим законопроектом предлагается уточнить перечень сведений, формирующих кредитную историю, например, дополнив его сведениями о договорах, содержащих условие о предоставлении отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.

Законопроектом вводится возможность установления физическим лицом запрета на предоставление пользователям кредитной истории его кредитного отчета в связи с совершением (подозрением в совершении) в отношении его мошеннических действий, выявления компрометации данных либо по иным причинам независимо от того, сформирована его кредитная история либо отсутствует.

Во втором чтении депутатский корпус принял три проекта законов.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Левчук А.Г. доложил о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О мелиорации земель».

Целью подготовки законопроекта является обеспечение государственного регулирования общественных отношений в области мелиорации земель, а также внесение изменений в Закон «О мелиорации земель» в части выполнения согласованного комплекса мероприятий, направленных на создание и поддержание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв для сельскохозяйственных растений.

Проектом Закона предлагается уточнить ряд терминов: «межхозяйственная мелиоративная система», «мелиоративные мероприятия», «мелиоративная система», «мелиорация земель», «эксплуатация (обслуживание) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений», «проект мелиорации земель». Также вводятся понятия в отношении технического надзора и заказчика услуг по эксплуатации (обслуживанию) мелиоративных систем.

Кроме того, действующий Закон дополняется смысловой нагрузкой в части проведения культуртехнической мелиорации и изменением термина «в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».

Проектом Закона предлагается дополнить полномочия Министерства сельского хозяйства и продовольствия в области мелиорации земель в части установления порядка осуществления технического надзора, подбора объектов для проведения реконструкции мелиоративных систем.

Предложено дополнить Закон включением комплекса взаимодополняющих работ по гидротехнической мелиорации в состав культуртехнических работ, а именно, засыпку понижений, водосбросных воронок, раскрытие понижений с устройством каналов-осушителей, копаней, каналов, дренажных систем, колодцев регуляторов, колодцев-поглотителей, наблюдательных колодцев, устьев дренажных систем, подчистку мелиоративных каналов, обеспечивающих уровенный (водный) режим на участках проведения культуртехнической мелиорации.

Путем изложения в новой редакции вопросов планирования и финансирования мелиорации земель изменяются статьи 15 и 16 Закона.

Законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности вызвано уточнение положений Закона, в соответствии с которым осуществляется разработка и утверждение проектной документации по мелиорации земель.

Уточняются положения Закона в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой и с учетом компетенции Совета Министров Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, а также деятельности пользователей мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

Уточняется использование государственной информационной системы, в связи с чем Закон дополняется соответствующей статьей, учитывая значительный объем атрибутивных и пространственных данных, количественных и качественных характеристик объектов, подлежащих учету. Для эффективного ведения Государственного учета необходима автоматизированная информационная система, обеспечивающая ввод, редактирование, централизованное хранение и оперативный доступ к данным о мелиоративных системах и отдельно расположенных гидротехнических сооружениях, их пространственном положении, характеристиках, техническом состоянии.

С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Карась Д.Н.

Законопроект направлен на приведение норм Закона «О дорожном движении» в соответствие с нормами ряда иных законодательных актов, принятых в последнее время, а также на совершенствование норм Закона с учетом практики применения.

Так, в Закон вводится перечень случаев, когда водительское удостоверение признается недействительным (истечение срока его действия; выдача нового водительского удостоверения до истечения срока действия ранее выданного; смерть владельца водительского удостоверения; объявление его умершим). Это сделает более достоверными статистические данные о количестве лиц с водительскими удостоверениями и поможет исключить случаи неправомерного использования таких удостоверений. В то же время такое основание отнесения водительского удостоверения к недействительным, как признание владельца водительского удостоверения безвестно отсутствующим, из законопроекта исключено как необоснованное и создающее риски ущемления прав граждан.

Полномочия по согласованию единых программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими, закрепленные за Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел, передаются непосредственно указанному министерству.

За Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством транспорта и коммуникаций закрепляются полномочия по установлению перечня учебно-программной документации, порядка ее разработки и утверждения, наполняемости учебной группы, формы аттестации слушателей и порядок ее проведения при реализации образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей.

Для создания более комфортных условий для граждан в случае прохождения ими подготовки водителей механических транспортных средств с механической трансмиссией квалификационные экзамены могут приниматься на транспортном средстве как с механической трансмиссией, так и без нее. Сегодня для каждого из видов квалификационных экзаменов требуется прохождение определенной подготовки. Однако практические навыки, полученные в ходе подготовки управления транспортным средством с механической трансмиссией, должны быть достаточными и для управления транспортным средством без механической трансмиссии.

С учетом принятых Главой государства решений исключаются полномочия Министерства сельского хозяйства и продовольствия, связанные с выдачей и обменом удостоверений тракториста-машиниста, государственной регистрацией колесных тракторов, прицепов к ним, самоходных машин. При этом полномочия по осуществлению ряда административных процедур в области дорожного движения, более не выполняемые Министерством сельского хозяйства и продовольствия, предлагается закрепить в статье 16 Закона за местными исполнительными и распорядительными органами, что полностью соответствует подходам Указа Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

Проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» представил член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Поконечный П.Л.

Целью подготовки законопроекта является совершенствование законодательства в сфере обращения с отходами с учетом практики применения и урегулирования проблемных (спорных) вопросов в данной области и приведения в соответствие с законодательными актами.

Проектом Закона вносится ряд изменений в Закон «Об обращении с отходами», которые составляют более половины текста, ввиду чего он излагается в новой редакции.

В частности, проектом Закона уточняются термины и определения, компетенция государственных органов, основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами; круг субъектов хозяйствования, которые освобождаются от обязанности разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства и нормативы их образования, вести учет отходов и проводить их инвентаризацию, а также назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

Кроме того, законопроектом, по сравнению с действующей редакцией Закона, исключаются положения, касающиеся разработки схем обращения с отходами, образующимися на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; эксплуатации объектов обезвреживания коммунальных отходов в соответствии с техническим кодексом установившейся практики.

Также в проекте Закона устанавливаются запреты на захоронение вторичных материальных ресурсов и подлежащих обезвреживанию отходов, а также отходов потребления, не прошедших сортировку, в случае если на территории административно-территориальной единицы созданы условия для сортировки таких отходов; размещение и строительство объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения и хранения отходов на землях сельскохозяйственного назначения, а объектов захоронения и хранения отходов – и на землях садоводческих товариществ, дачных кооперативов.

Кроме того, в ходе заседания были рассмотрены четыре законопроекта о ратификации международных соглашений.

Генеральный прокурор Республики Беларусь Швед А.А. выступил с докладом о проекте Закона «О прекращении международных договоров по вопросам борьбы с коррупцией», с содокладом выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Ганчук А.А.

Проект Закона Республики Беларусь «О прекращении международных договоров по вопросам борьбы с коррупцией» подготовлен в целях денонсации Республикой Беларусь Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, Дополнительного протокола к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 15 мая 2003 года, Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года, прекращения действия Соглашения между Республикой Беларусь и Советом Европы относительно привилегий и иммунитетов представителей членов Группы государств против коррупции и членов инспекционных групп от 22 января 2010 года, а также выполнения внутригосударственных процедур для прекращения участия Республики Беларусь в Группе государств против коррупции (ГРЕКО).

В целях обеспечения национальных интересов Республики Беларусь проект Закона предусматривает денонсацию Республикой Беларусь Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, Дополнительного протокола к Конвенции, прекращение действия Соглашения относительно привилегий и иммунитетов, а также признание утратившими силу законов Республики Беларусь, которыми данные международные договоры ратифицированы Республикой Беларусь.

Денонсация названных конвенций связана с процедурой выхода Республики Беларусь из состава ГРЕКО, а прекращение действия Соглашения относительно привилегий и иммунитетов аннулирует обязательства по предоставлению представителям членов ГРЕКО и членам инспекционных групп этой международной организации привилегий и иммунитетов, направленных на создание благоприятных условий для их работы на территории Республики Беларусь.

Министр внутренних дел Республики Беларусь Кубраков И.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Шкроб М.А. доложили о проекте Закона «О ратификации Соглашения о взаимодействии государств – участников Содружества Независимых Государств по вопросам документирования лиц, подлежащих принудительной высылке, свидетельствами на возвращение».

Соглашение разработано с целью регламентации взаимодействия миграционных органов, дипломатических и консульских учреждений государств – участников СНГ при оформлении временных документов, удостоверяющих личность и дающих право на возвращение на территорию государства происхождения лицу, подлежащему принудительной высылке с территории государства пребывания.

Порядок выдачи свидетельств на возвращение установлен в Положении о документах для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. № 294. Вопросы стоимости, срока и выдачи свидетельств на возвращение лицам, высылаемым в принудительном порядке, в Положении не урегулированы.

Таким образом, Соглашение устанавливает иные правила, чем те, которые содержаться в Положении. Так, Соглашением предусматривается возможность оформления свидетельства на возвращение не только гражданам своего государства, но и лицам без гражданства, которые постоянно проживают на его территории на законных основаниях (имеют статус лица без гражданства в данном государстве), либо лицам, которым на территории данного государства предоставлен статус беженца (дополнительная защита или убежище). Вместе с тем, Соглашение не затрагивает вопросы сотрудничества в области реадмиссии и выдачи лиц по уголовным делам, а также предусматривает защиту персональных данных документируемых лиц.

С докладом о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года» выступил Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Орловский В.Н., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Клишевич С.М.

Соглашение является одним из основных документов, направленных на обеспечение функционирования зоны свободной торговли в рамках Содружества Независимых Государств. Протоколом о внесении изменений в Соглашение предусматривается ряд изменений, вносимых в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место, что вызвано принятием новой редакции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, вступившей в силу с 1 января 2022 года.

В.Н.Орловский также представил проект Закона «О ратификации Протокола о внесении изменения в Протокол об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанный 8 мая 2015 г.» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Автухова Т.А.).

Протокол предусматривает изменение сроков модернизации кыргызских пунктов пропуска с 96 месяцев на 108 месяцев.

Мероприятия по обустройству и материально-техническому оснащению пунктов пропуска на кыргызском участке внешней границы ЕАЭС реализуются в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики об оказании технического содействия Кыргызской Республике в рамках процесса присоединения к Евразийскому экономическому союзу от 31 марта 2015 года.

По причине ряда объективных и субъективных факторов кыргызская сторона не смогла своевременно завершить обустройство пунктов пропуска, поэтому предлагается продление сроков модернизации кыргызских пунктов пропуска.

Следующее заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва состоится 29 ноября 2023 года.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь