22.11.2023
С 1 января 2024 г. в Беларуси вступают в силу требования к определению количества фасованного товара
Данные требования утверждены постановлением Госстандарта от 4 мая 2023 г. № 33 «О требованиях к определению количества фасованного товара» (далее – постановление № 33).
Документ разработан с целью установления единых обязательных требований для отечественных изготовителей или упаковщиков фасованного товара и поставщиков, ввозящих фасованный товар в Республику Беларусь.
Нормы постановления № 33 направлены на предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей фасованного товара, защиту их интересов в части соответствия количества фасованного товара в упаковке указанному в его маркировке.
Так, документ содержит требования к определению количества фасованных товаров всех видов, в том числе правилам его указания на упаковке, при их производстве, фасовании и (или) реализации. Исключения составляют лекарственные средства, применяемые в медицинской практике, ветеринарные средства, фасованные товары, для которых соответствующие требования определяются международными договорами.
Предусматривается маркировка фасованного товара в единицах массы (миллиграммах, граммах, килограммах), объема (миллилитрах, сантилитрах или литрах), длины (метрах, сантиметрах или миллиметрах), площади (квадратных метрах, квадратных дециметрах, квадратных сантиметрах или квадратных миллиметрах), величин количества объектов (штуках). Устанавливаются нормы по выбору величины для указания количества фасованного товара, который зависит от его состояния и консистенции: жидкий, твердый, сыпучий, пастообразный и т.д.
Включены требования к определению количества для фасованной пищевой продукции, находящейся в жидкой среде (вода, водные растворы сахара, пищевых кислот, соли, рассолы, уксус, фруктовые или овощные соки) и его маркировке, а также для замороженной продукции.
Установлено, где именно на упаковке нужно указывать количество продукта: на маркировочной поверхности упаковки, которая попадает в поле зрения покупателя, когда товар выставлен для продажи. Данная информация должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной.
Определены значения допускаемых отрицательных отклонений в отношении содержимого упаковочной единицы и для партии фасованного товара в зависимости от применяемых единиц величин, а также минимальная высота шрифта (от 2 до 6 мм) для указания номинального количества продукта при его различных значениях.
Осуществление государственного метрологического надзора за соблюдением требований к фасованным товарам предусмотрено Законом Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений».
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Госстандарт утвердил программу стратегического развития техрегулирования Беларуси до 2030 года
Государственный комитет по стандартизации разработал и принял программу стратегического развития технического регулирования Беларуси до 2030 года, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе комитета.
(фото – БЕЛТА)
Документ направлен на совершенствование государственной политики в области технического регулирования, поддержание и постоянное улучшение национальной инфраструктуры качества для инновационного развития страны, улучшения ее глобальной конкурентоспособности и обеспечения технологического суверенитета, повышения качества жизни.
Программа содержит цели, приоритеты, ключевые задачи и условия их реализации по следующим направлениям: обеспечение единства измерений, техническое нормирование и стандартизация, аккредитация в Национальной системе аккредитации, оценка соответствия техническим требованиям, повышение качества продукции и эффективный менеджмент, конкурсное движение. Документ также учитывает вектор государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов и технических нормативных правовых актов, законодательства об оценке соответствия и государственного метрологического надзора и направление международного сотрудничества в сферах стандартизации, метрологии, оценки соответствия, аккредитации.
«Созданная в Беларуси инфраструктура качества и система технического регулирования является ключевым элементом, направленным на повышение конкурентоспособности отечественной продукции и снятие технических барьеров при ее допуске на внешние рынки, – прокомментировали в Госстандарте. – Постоянное системное и целостное развитие данной инфраструктуры, проводимое под эгидой Госстандарта, доказало ее востребованность в решении актуальных задач социально-экономического развития».
Было замечено, что в нынешних условиях для формирования эффективной национальной инновационной системы, повышения экспортного потенциала производителей и импортонезависимости страны использование возможностей технического регулирования должно быть усилено. Это, как подчеркнули в Госстандарте, и потребовало определения стратегических приоритетов развития на ближайшую перспективу с активным применением инициатив по интеллектуализации и цифровизации национальной структуры качества и технического регулирования.
«Задачи, поставленные в стратегии, в полной мере соответствуют тенденциям экономического и социального развития Беларуси и позволяют сформировать благоприятную правовую среду, стимулирующую производство качественной конкурентоспособной продукции, с современными требованиями к продукции, услугам, системам менеджмента, соответствующим новому технологическому укладу глобальной экономики», – заверили в Госстандарте.
Специалисты рассчитывают на то, что реализация обозначенных задач позволит к 2030 году обеспечить эффективное развитие национальной инфраструктуры качества, поспособствует созданию системы цифровизации технического регулирования, станет причиной повышения эффективности контроля качества через внедрение принципов и практики менеджмента качества в процесс цифровой трансформации производства «Качество 6.0».
«Национальная инфраструктура качества и технического регулирования призвана вовлечь отрасли экономики в приоритетное внедрение опережающей стандартизации, эффективного комплаенса, результативного энергосбережения, оптимальной цифровизации для повышения качества жизни», – подытожили в Госстандарте.
Изучить пункты программы стратегического развития технического регулирования Беларуси до 2030 года можно на сайте Госстандарта в разделе «О комитете».
По информации
БЕЛТА
Правительством внесены изменения в систему ценового регулирования
Постановлением Совета Министров № 713(7), подписанным Премьер-министром Александром Турчиным, внесены изменения в систему ценового регулирования. Об этом БЕЛТА
сообщили в пресс-службе Правительства.
Для поддержки отечественных производителей увеличены предельные максимальные отпускные и розничные (оптовые) цены на картофель свежий продовольственный, за исключением мытого, капусту белокочанную свежую, за исключением ранней, и лук репчатый, за исключением красного и белого, которые будут действовать до 15 мая 2025 года, а также предельная максимальная оптовая, торговая надбавки (с учетом оптовой) на производимые в Республике Беларусь запасные части к легковым автомобилям.
Изменения вступают в силу с 17 апреля 2025 года.
По информации
БЕЛТА
МНС – об отдельных вопросах, связанных с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости
В связи с поступающими обращениями субъектов хозяйствования ввиду вступления в силу со 2 апреля 2025 г. постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 марта 2025 г. № 11 «Об изменении постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 г. № 5» (далее – постановление № 11) Министерство по налогам и сборам сообщает.
Постановлением № 11 изложен в новой редакции Классификатор дополнительной таможенной информации (приложение 4-1 к постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 г. № 5 «Об определении классификаторов и особенностей таможенного декларирования», далее – классификатор).
В отношении товаров, подлежащих прослеживаемости в Республике Беларусь в настоящее время (холодильники и морозильники бытовые, шины и покрышки пневматические резиновые новые, велосипеды и велосипедные рамы), включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (приложение 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250, далее – перечень) классификатором введены новые дополнительные четырехзначные коды в отношении шины и покрышек пневматических резиновых новых, классифицируемых кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД) 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0.
В соответствии с примечанием к перечню товары определяются исключительно кодом ТН ВЭД и дополнительным четырехзначным кодом по классификатору. Краткое наименование приведено только для удобства пользования.
В отношении товаров классифицируемых кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 в перечне указан дополнительный четырехзначный код 0000, который исключен из классификатора.
Учитывая изложенное, с 02.04.2025 шины и покрышки пневматические резиновых новые, классифицируемые кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0, прослеживаемости не подлежат.
Одновременно обращаем внимание, что приложением 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 «О подлежащих маркировке товарах» определен перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в который также включены шины новые, классифицируемые вышеуказанными кодами ТН ВЭД. В соответствии с пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 марта 2011 г. № 243 «О маркировке товаров» субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее – незащищенное СИ), обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов, в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации.
Таким образом, оборот маркируемых незащищенными СИ шин, классифицируемых кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0, должен осуществляться с обязательным использованием электронных накладных с указанием информации о нанесенных средствах идентификации.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Правительство увеличит долю государства в акционерных обществах на сумму господдержки
Правительство увеличит долю государства в акционерных обществах на сумму господдержки. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 11 апреля 2025 г. № 212, сообщает
БЕЛТА.
Согласно постановлению, доля Беларуси в уставных фондах акционерных обществ будет увеличена (образована) на сумму государственной поддержки, предоставленной из республиканского бюджета в 2024 году. При отсутствии у АО собственных средств увеличение (образование) доли в их уставных фондах осуществляется в последующие годы при наличии собственных средств.
Доля государства будет увеличена на семи предприятиях. Это Белорусский цементный завод, «Борисовдрев», «Гомельстекло», «Ивацевичдрев», «Красносельскстройматериалы», «Кричевцементношифер», Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат.
Количество акций дополнительного выпуска, передаваемых в собственность Республики Беларусь, рассчитывается как отношение суммы выделенных денежных средств к номинальной стоимости одной акции акционерного общества. В случае получения в результате расчета дробного количества акций АО направляют на увеличение уставного фонда собственный капитал в размере, необходимом для доведения количества акций дополнительного выпуска до ближайшего целого числа.
Госорганам и организациям совместно с Государственным комитетом по имуществу до 1 сентября 2025 г. необходимо обеспечить в установленном порядке решение вопросов, связанных с передачей в собственность Беларуси акций акционерных обществ, эмитируемых в соответствии с постановлением.
Документ вступает в силу со дня его принятия.
По информации
БЕЛТА
Госстандарт назвал главные приоритеты в сотрудничестве с бизнесом
Инициативность и тесное взаимодействие, будь то работа в технических комитетах по стандартизации с отстаиванием своих интересов или по созданию новых эффективных производств и внедрению бережливого менеджмента, должны лежать в основе сотрудничества Госстандарта и бизнеса. На этом во время круглого стола в Молодечненском центре стандартизации, метрологии и сертификации сделал акцент первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак, сообщили
БЕЛТА в комитете.
Знать потребности регионов, слышать друг друга, открыто говорить о проблемах и решать их сообща, видеть перспективу – основные задачи круглых столов, которые проводятся Госстандартом. Очередное такое мероприятие прошло на площадке Молодечненского центра стандартизации, метрологии и сертификации и собрало более 60 представителей организаций промышленности и бизнеса региона.
«Госстандарт чутко реагирует на запросы предприятий, совершенствуя техническую нормативную базу, которая затрагивает сферы технического регулирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия, аккредитации, и готов к активному диалогу с промышленностью для работы на результат», – подчеркнул Александр Бурак.
Так, уже утверждена дорожная карта по стандартизации, направленная на разработку новых современных требований к продукции, услугам, инструментам стандартизации в целях содействия экспорту и обеспечению импортозамещения до 2030 года, и завершена разработка программы стратегического развития технического регулирования Беларуси до 2030 года, где отражены приоритеты развития инфраструктуры качества по всем направлениям. В прошлом году были, кроме того, утверждены концепции развития государственной метрологической службы и эталонной базы Беларуси до 2030-го. Эти концептуальные документы в сфере метрологического обеспечения разработаны с учетом текущих вызовов и потребностей экономики.
Вместе с тем одна из глобальных задач, которая поставлена перед Госстандартом в рамках пятилетки качества, – организация подготовки проекта программы «Качество» до 2030 года. В этой связи важный посыл первого заместителя председателя Госстандарта бизнесу – инициативность и тесное взаимодействие, будь то работа в технических комитетах по стандартизации с отстаиванием своих интересов или по созданию новых эффективных производств, внедрению бережливого менеджмента.
При этом Александр Бурак отметил достойную инфраструктуру испытательных и измерительных возможностей Молодечненского ЦСМС, подчеркнув ее значимость для региона с учетом его экспортно ориентированного и инновационного развития.
По информации
БЕЛТА