22.11.2023
Риэлтерским организациям необходимо привести договоры на оказание риэлтерских услуг в соответствие с законодательством
В связи с поступающими обращениями потребителей в отношении действий риэлтерских организаций Министерство юстиции обращает внимание на следующее.
Согласно пункту 2 статьи 392
Гражданского кодекса если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.
4 ноября т.г. в силу вступило постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2023 г. № 754 «О тарифах на риэлтерские услуги» (далее – постановление № 754), изменившее подходы к установлению тарифов на риэлтерские услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) в отношении жилых помещений, земельных участков, дач, садовых домиков, гаражей, машино-мест (далее – оказываемые физическим лицам риэлтерские услуги).
С учетом изложенного, договоры на оказываемые физическим лицам риэлтерские услуги, заключенные до принятия постановления № 754, должны быть приведены в соответствие с его нормами, в том числе в части порядка оплаты.
Так, пунктом 2 Положения о порядке установления и применения тарифов на риэлтерские услуги, утвержденного постановлением № 754, предусмотрено, что оплата оказываемых физическим лицам риэлтерских услуг осуществляется исходя из тарифов, установленных риэлтерской организацией в соответствии с пунктами 3 и 7 данного Положения.
Таким образом, в договорах следует указать порядок оплаты услуг исходя из тарифов, установленных непосредственно риэлтерской организацией, а не ссылаться на предельные максимальные тарифы, определенные постановлением № 754.
Кроме того, недопустимо требовать оплату услуг от покупателя объекта недвижимости, отчуждаемого при содействии риэлтерской организации в рамках договора с продавцом, под предлогом того, что покупатель заключил договор с этой же организацией до вступления в силу постановления № 754.
Как указывалось выше, условия заключенных до 4 ноября 2023 г. договоров подлежат приведению в соответствие с названным постановлением, предусматривающим, что оплата одной и той же риэлтерской услуги, оказываемой в отношении одного и того же объекта недвижимости (объекта долевого строительства), обеими сторонами сделки с этим объектом, являющимися потребителями услуг данной риэлтерской организации, не допускается.
Данное предписание носит императивный, запретительный характер.
При этом риэлтерские организации не вправе понуждать покупателей, заключивших договоры до 4 ноября 2023 г., «произвести замену исполнителя путем заключения договора с другой организацией», что имеет место в целях обхода нормы о недопустимости двойной оплаты услуг.
В отношении разъяснений отдельных риэлтерских организаций о том, что в рамках договора на оказание риэлтерских услуг, заключенного с продавцом объекта недвижимости, юридическая чистота сделки не проверяется, Министерство юстиции обращает внимание на неправомерность таковых.
Правила осуществления риэлтерской деятельности предусматривают, что риэлтерская организация обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством.
Вышеназванные требования риэлтерская организация должна выполнять безоговорочно, в том числе в рамках договора с продавцом: приняв на себя обязанность оказать услуги по продаже объекта недвижимости, риэлтерской организации следует сделать это так, чтобы совершенная при ее содействии сделка не была затем признана недействительной. При этом нельзя согласиться с мнением некоторых риэлтеров о том, что продавец не заинтересован в проверке отчуждаемого им объекта, поскольку в случае признания сделки купли-продажи недействительной пострадает и продавец.
Следует отметить и тот факт, что возможность проверки объекта недвижимости зависит не от покупателя данного объекта, а от продавца: только он как собственник недвижимости может выдать риэлтерской организации доверенность на получение необходимых в отношении этой недвижимости документов. Для этого продавец должен состоять с организацией в договорных отношениях. При самостоятельной продаже продавцом объекта недвижимости риэлтерская организация, оказывая услуги покупателю, в том числе будет изучать документы, представленные продавцом.
Риэлтерским организациям следует четко разъяснять потребителям пределы своих полномочий при оказании услуг.
При этом независимо от того, кем заключен договор на оказание риэлтерских услуг: продавцом или покупателем, риэлтерские услуги должны всегда оказываться качественно, с соблюдением правил осуществления риэлтерской деятельности.
В этом должна быть заинтересована прежде всего сама риэлтерская организация.
Только таким образом можно повысить доверие к профессии риэлтера и сформировать положительный имидж риэлтерских организаций.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
В Минэкономики напомнили о правах и обязанностях членов садоводческих товариществ
Садоводческое товарищество основано на принципах корпоративного управления, важно помнить, однако, что члены товарищества имеют не только права, но и обязанности. Что входит в их число, в общении с журналистами уточнила консультант юридического управления Министерства экономики Ирина Скачкова, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В садоводческом товариществе все вопросы решаются сообща, на общем собрании, которое является высшим органом управления, – добавила юрист. – Кроме того, в товариществах образуются такие органы, как правление, ревизионная комиссия, возможно создание собрания уполномоченных и счетной комиссии».
Так, члены товарищества могут избирать и быть избранными в органы управления и знакомиться с документами товарищества, заниматься строительством садовых домиков и хозпостроек и другой деятельностью на предоставленном им земельном участке, распоряжаться имуществом, обращаться в суд с требованием признать недействительным решение, которое не устраивает членов товарищества, выйти из садоводческого товарищества по своему усмотрению. Перечень прав этим не ограничивается.
Вместе с тем консультант юридического управления заострила внимание и на обязанностях членов садоводческого товарищества. К ним можно отнести, например, обязанность выполнять решения общего собрания и правления членов товарищества, как и требования устава, приступать к освоению земельного участка в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, использовать участок в соответствии с его целевым назначением. Еще одна обязанность, которой, по словам Ирины Скачковой, члены садоводческого товарищества часто пренебрегают, – своевременное внесение взносов.
Как напомнила юрист, Министерство экономики выступает разработчиком законодательства о деятельности садоводческих товариществ.
По информации
БЕЛТА
Скорректирована программа подготовки к сдаче аттестационного экзамена для получения свидетельства об аттестации риэлтера
Министерством юстиции во взаимодействии с риэлтерскими организациями проведена работа по оптимизации программы подготовки к сдаче аттестационного экзамена для получения указанного свидетельства.
По предложениям риэлтерского сообщества из программы исключены вопросы, с которыми специалисты рынка недвижимости практически не сталкиваются в повседневной деятельности. При этом программа дополнена актуальными на сегодняшний день вопросами налогообложения, ипотеки и др.
Разделы программы максимально детализированы, что позволит качественно улучшить процесс подготовки к экзамену, конкретизировать область изучаемого претендентами материала.
Обновленная программа размещена на сайте Министерства юстиции в разделе
«Риэлтерская деятельность».
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
В какую стоимость обошелся «квадрат» жилья с господдержкой в 2024 году
Сколько стоил один квадратный метр жилья с господдержкой в Беларуси в прошлом году? На этот вопрос ответили представители исполнительных комитетов и Министерства архитектуры и строительства в проекте
БЕЛТА «Страна говорит».
Начальник отдела жилищной политики и инвестиционных программ комитета по архитектуре и строительству Гродненского облисполкома Александр Капранов рассказал, что за 2024 год с господдержкой стоимость квадратного метра жилья составила Br1646 в целом по Гродненской области, согласно статистическим данным. Фактическая цена «квадрата» в прошлом году на «панельки» составила Br1950–2100, на кирпичные дома – в районе Br2300–2400.
В Брестской области по статистике стоимость квадратного метра с господдержкой в прошлом году составила Br1603. Фактическая цена квадратного метра в крупнопанельных домах была на уровне Br2100–2200, кирпичные дома немного дороже – Br2400–2500. Разница связана с затратами, которые включаются в сводный сметный расчет, но не в цену за «квадрат», пояснил первый заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Брестского облисполкома Алексей Дробышевский: «В этом году, мы прикинули, в панельных домах цена будет приближаться к Br2400, в кирпичных – к Br2700».
В Минске стоимость «квадрата» в прошлом году варьировалась в пределах Br2–3,2 тыс. «У нас господдержка предоставляется на дома типовых потребительских качеств. Поэтому стоимость там была такой. На дома в индивидуальном исполнении, естественно, цена чуть выше – более Br3 тыс.», – рассказала заместитель начальника отдела правового регулирования и реализации жилищной политики управления жилищной политики Мингорисполкома Татьяна Бухта.
Все эти цены относятся к домам, которые начали строиться в прошлом году, акцентировала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская. «По итогам 2024 года стоимость квадратного метра жилья, введенного в целом по республике с использованием средств государственной поддержки, составила Br1735. Это те дома, которые начинали строиться в 2023 году. Для сравнения, номинальная начисленная заработная плата в целом по республике по итогам прошлого года составила около Br2270», – рассказала она.
В Беларуси принята Директива № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли», которая должна выполняться регионами. «Требования этой Директивы состоят в том, что у нас стоимость квадратного метра жилья в целом по республике, строящегося с господдержкой, не должна значительно превышать номинальную начисленную заработную плату по стране, – пояснила Инна Пинковская. – С учетом требований Директивы речь идет о введенном в эксплуатацию жилье. Представители регионов назвали цифры по вводимому в этом году жилью, которое начало строиться в прошлом. К концу этого года мы их введем и будем смотреть то, что у нас по итогам в среднем».
В первом квартале 2024 года средняя стоимость введенного в эксплуатацию жилья с господдержкой составляла Br1617, а по итогам прошлого года она была Br1735. Рост составил не более 10 %.
По информации
БЕЛТА
Получить жилье станет проще, долгостроев будет меньше. Минстройархитектуры о новациях законодательства
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала новации законодательства, касающиеся механизма государственного заказа на строительство жилья. Спойлер: нуждающимся станет проще, а из-за исключения дольщиков из процесса строительства количество долгостроев будет меньше.
Сейчас речь пойдет об Указе № 94, который Глава государства подписал 6 марта 2025 г. В документе в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215 и вводится механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства.
«В данном случае мы граждан исключаем из процесса строительства. В основном УКСы – заказчики – строят жилой дом и привлекают льготные кредитные ресурсы, а после завершения строительства продают жилье очередникам. В процессе строительства идет распределение жилья – в течение месяца после начала строительства УКС обязан передать все данные в исполком, а исполком параллельно ведет работу по распределению жилья. То есть не нужно в процессе строительства искать дольщиков, с которыми потом бывают нюансы», – пояснила Инна Пинковская.
Что касается нововведений, которые есть в данном Указе, то расширены категории граждан, которые могут приобретать квартиру, построенную по госзаказу. «Сегодня купить такое жилье могут очередники, которые состоят на учете нуждающихся и имеют право на господдержку. Но в крупных населенных пунктах есть отдельный перечень граждан, которые права такого не имеют. Тем более у нас есть молодые семьи с одним ребеночком или без детей, которые правом на получение господдержки не наделены, – отметила заместитель начальника. – Государство предоставило им право приобрести жилое помещение за счет собственных средств, коммерческих кредитов. В Указе предусмотрено: если очередники, имеющие право на господдержку, отказались от приобретения такого жилья, то оно будет предлагаться очередникам, не имеющим право на господдержку. Здесь мы еще предусмотрели возможность приобретения жилья, построенного по госзаказу, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде более 25 %».
Кроме этого, Указ № 94 предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. «Сегодня основной источник финансирования строительства арендного жилья – это бюджет и арендная плата. Здесь государство привлекает внебюджетные источники финансирования и говорит о том, чтобы госорганизации подключались в этот процесс», – объяснила Инна Пинковская.
Что касается стимулирования таких организаций в направлении арендного жилья, то еще в августе прошлого года был принят Указ Главы государства № 344, который предоставил возможность государственным организациям и хозяйственным обществам получать субсидии в размере 50 % ставки рефинансирования Национального банка на уплату части процентов по кредитам, которые они привлекают на строительство жилья либо приобретение, в частности по госзаказу. Возвращаясь к мартовскому Указу № 94, важно понимать, что теперь те, кто получил такие субсидии, смогут эти жилые помещения приобретать. «Норма, которая позволяет госорганизациям и обществам приобретать такое жилье, вступает в силу с 1 апреля текущего года. Они могут строить и приобретать жилье как за счет собственных средств, так и использовать кредиты банков, и на них уже получать субсидию от государства. Это один из стимулов для того, чтобы заинтересовать эти организации строить арендное жилье», – рассказала Инна Пинковская.
Это выгодно и организациям, и гражданам: одни таким образом закрепляют специалистов, а вторые получают жилье. К тому же в Указе № 344 о субсидировании предоставлена возможность государственным организациям и хозяйственным обществам в своих локальных актах определять перечень категорий, которые имеют право на первоочередное получение этого жилья. При этом 20 % такого жилья они должны предоставить молодым специалистам и гражданам до 31 года, то есть простимулировать молодежь для закрепления на рабочем месте.
Также в Указе № 344 предусмотрено, что продавать жилье госорганизации не имеют права. Хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде более 25 % до погашения кредита, на который предоставляются субсидии, жилое помещение тоже продать не могут, но уже после погашения кредита могут отчуждать это жилье работнику организации при определенных условиях. «Отчуждение производится только по согласованию с исполкомами. Если организация говорит о том, что продает работнику жилье, но определяет условие, к примеру отработать какой-то период, то исполком согласует», – обратила внимание представитель Минстройархитектуры.
Кроме того, в Указе № 94 предусмотрено увеличение на один год срока, в течение которого исполком реализует жилье очередникам. «Сейчас это четыре месяца, а будет пять месяцев в связи с тем, что для продажи жилья нужно выполнить ряд организационных мероприятий, в том числе принять решение о предоставлении господдержки, о возможности использования многодетными семьями средств семейного капитала на приобретение и так далее», – отметила Инна Пинковская.
Основные нормы Указа вступят в силу с 1 июня 2025 года, пункт о возможности приобретения госорганизациями жилья по субсидируемому кредиту – с 1 апреля 2025 года.
По информации
БЕЛТА
Минстройархитектуры вырабатывает критерии для реновации жилья на ближайшие пять лет
Минстройархитектуры вырабатывает критерии для реновации жилья на ближайшие пять лет. Об этом рассказала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит».
Концепция государственной жилищной политики Беларуси до 2030 года утверждена Правительством 13 марта. «Если говорить о подходах, то на эту пятилетку у нас как таковой жилищной концепции не было. Была программа строительства жилья, а сейчас уже идет последний год пятилетки», – отметила Инна Пинковская.
Концепция, по сути, отражает основные направления в жилищной политике государства, которые потом уже подробно расписываются в соответствующих программах. Что касается основных направлений жилищной концепции до 2030 года, это в первую очередь уклон на реновацию существующего жилищного фонда. «Ни для кого не секрет, что со временем существующий жилищный фонд морально и физически устаревает и его нужно, естественно, обновлять. Речь идет о том, что на уже существующей инженерной инфраструктуре строятся новые жилые дома. Например, уже начата работа, в том числе профильными институтами Минстройархитектуры, по разработке концепции реновации жилфонда в следующие пять лет. Это одно из направлений таких глобальных», – обратила внимание замначальника главного управления строительства и жилищной политики.
По российскому примеру под реновацией жилых домов подразумевается не просто капитальный ремонт, а снос и строительство нового здания. «Наши институты работают по поводу того, чтобы определить основные направления. Обсуждаются критерии, которые нужно выработать для сноса того или иного дома, а также источники финансирования. Нужно определиться с тем, как будут реализовываться имущественные права граждан, которые проживают в этом фонде», – пояснила Инна Пинковская.
Если говорить о самой Концепции жилищной политики, то один из соответствующих предписаний постановления обязывает Минстройархитектуры совместно с заинтересованными в двухмесячный срок утвердить детальный план мероприятий. Поэтому в течение двух месяцев план будет составлен, подчеркнула замначальника главного управления. В нем будет четко прописано, какие нормативные документы должны быть приняты в рамках реализации концепции.
По информации
БЕЛТА