22.11.2023
Риэлтерским организациям необходимо привести договоры на оказание риэлтерских услуг в соответствие с законодательством
В связи с поступающими обращениями потребителей в отношении действий риэлтерских организаций Министерство юстиции обращает внимание на следующее.
Согласно пункту 2 статьи 392
Гражданского кодекса если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.
4 ноября т.г. в силу вступило постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2023 г. № 754 «О тарифах на риэлтерские услуги» (далее – постановление № 754), изменившее подходы к установлению тарифов на риэлтерские услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) в отношении жилых помещений, земельных участков, дач, садовых домиков, гаражей, машино-мест (далее – оказываемые физическим лицам риэлтерские услуги).
С учетом изложенного, договоры на оказываемые физическим лицам риэлтерские услуги, заключенные до принятия постановления № 754, должны быть приведены в соответствие с его нормами, в том числе в части порядка оплаты.
Так, пунктом 2 Положения о порядке установления и применения тарифов на риэлтерские услуги, утвержденного постановлением № 754, предусмотрено, что оплата оказываемых физическим лицам риэлтерских услуг осуществляется исходя из тарифов, установленных риэлтерской организацией в соответствии с пунктами 3 и 7 данного Положения.
Таким образом, в договорах следует указать порядок оплаты услуг исходя из тарифов, установленных непосредственно риэлтерской организацией, а не ссылаться на предельные максимальные тарифы, определенные постановлением № 754.
Кроме того, недопустимо требовать оплату услуг от покупателя объекта недвижимости, отчуждаемого при содействии риэлтерской организации в рамках договора с продавцом, под предлогом того, что покупатель заключил договор с этой же организацией до вступления в силу постановления № 754.
Как указывалось выше, условия заключенных до 4 ноября 2023 г. договоров подлежат приведению в соответствие с названным постановлением, предусматривающим, что оплата одной и той же риэлтерской услуги, оказываемой в отношении одного и того же объекта недвижимости (объекта долевого строительства), обеими сторонами сделки с этим объектом, являющимися потребителями услуг данной риэлтерской организации, не допускается.
Данное предписание носит императивный, запретительный характер.
При этом риэлтерские организации не вправе понуждать покупателей, заключивших договоры до 4 ноября 2023 г., «произвести замену исполнителя путем заключения договора с другой организацией», что имеет место в целях обхода нормы о недопустимости двойной оплаты услуг.
В отношении разъяснений отдельных риэлтерских организаций о том, что в рамках договора на оказание риэлтерских услуг, заключенного с продавцом объекта недвижимости, юридическая чистота сделки не проверяется, Министерство юстиции обращает внимание на неправомерность таковых.
Правила осуществления риэлтерской деятельности предусматривают, что риэлтерская организация обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством.
Вышеназванные требования риэлтерская организация должна выполнять безоговорочно, в том числе в рамках договора с продавцом: приняв на себя обязанность оказать услуги по продаже объекта недвижимости, риэлтерской организации следует сделать это так, чтобы совершенная при ее содействии сделка не была затем признана недействительной. При этом нельзя согласиться с мнением некоторых риэлтеров о том, что продавец не заинтересован в проверке отчуждаемого им объекта, поскольку в случае признания сделки купли-продажи недействительной пострадает и продавец.
Следует отметить и тот факт, что возможность проверки объекта недвижимости зависит не от покупателя данного объекта, а от продавца: только он как собственник недвижимости может выдать риэлтерской организации доверенность на получение необходимых в отношении этой недвижимости документов. Для этого продавец должен состоять с организацией в договорных отношениях. При самостоятельной продаже продавцом объекта недвижимости риэлтерская организация, оказывая услуги покупателю, в том числе будет изучать документы, представленные продавцом.
Риэлтерским организациям следует четко разъяснять потребителям пределы своих полномочий при оказании услуг.
При этом независимо от того, кем заключен договор на оказание риэлтерских услуг: продавцом или покупателем, риэлтерские услуги должны всегда оказываться качественно, с соблюдением правил осуществления риэлтерской деятельности.
В этом должна быть заинтересована прежде всего сама риэлтерская организация.
Только таким образом можно повысить доверие к профессии риэлтера и сформировать положительный имидж риэлтерских организаций.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Агентства по госрегистрации и земельному кадастру ко Дню Независимости проконсультируют бесплатно
В преддверии Дня Независимости сотрудники Национального кадастрового агентства 2 июля с 9.00 до 12.00 проведут единый день бесплатного консультирования, сообщили
БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
В указанное время можно обратиться за консультацией как непосредственно в агентство, так и по телефону +375 (17) 285-39-26. Специалисты бесплатно проконсультируют граждан, их представителей, представителей юрлиц и индивидуальных предпринимателей по общим вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также по основным новациям Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», который вступил в силу с 11 июня этого года. Можно будет также задать вопросы о порядке совершения регистрационных действий в отношении предприятия как имущественного комплекса, а именно о порядке обращения с заявлением о госрегистрации, сроках и стоимости административной процедуры, общих вопросах нормативного регулирования государственной регистрации предприятий как имущественных комплексов Беларуси.
У специалистов Национального кадастрового агентства, кроме того, можно будет узнать о технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, попросить их о независимой оценке (квартир, недвижимости, бизнеса, оборудования и транспорта, нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности) и экспертизе независимости оценки.
Сотрудники Национального кадастрового агентства также проконсультируют обратившихся о порядке предоставления сведений из информационных ресурсов, оператором которых является агентство: единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, реестра характеристик недвижимого имущества, реестра адресов, регистра стоимости земель, земельных участков, единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц, реестра цен на земельные участки.
В этот же день бесплатное консультирование по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, технической инвентаризации и оценки, установления границ земельных участков и другим вопросам, связанным с оформлением прав на недвижимость, будет вестись в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, их филиалах и бюро. Более подробная информация о проведении акции в каждом регионе размещена на официальных сайтах территориальных организаций.
По информации
БЕЛТА
Как работает белорусский рынок оценки после законодательных нововведений
Объективная стоимость активов и недвижимости – во главе угла работы любой организации. Потому компетенции тех, кто занимается этим делом, не должны подлежать сомнению. На это направлены новшества в белорусском законодательстве, которые укрепляют позиции сферы на пространстве Евразийского экономического союза.
Слово – за потребителем
Что касается белорусского рынка оценочных услуг, то в начале –2025-го он претерпел ряд концептуальных изменений – заработал указ по совершенствованию оценочной деятельности. Согласно документу оценку могут проводить исключительно юридические лица со штатом оценщиков не менее пяти специалистов.
– Такое изменение требовалось, чтобы повысить качество оказываемых услуг и сформировать в рамках оценочной организации большой коллективный опыт, который, безусловно, положительно влияет на результат оценки в части качества и безопасности для использующих этот результат, – прокомментировал первый заместитель генерального директора РУП «Институт недвижимости и оценки», член аттестационной комиссии при Государственном комитете по имуществу Дмитрий Корсунский на пресс-конференции в Национальном пресс-центре.
Кроме того, появилась норма, связанная с минимальным уставным фондом для исполнителя оценки. Речь не менее чем о 50 тысячах белорусских рублей, чтобы обеспечить минимальную материально-техническую базу для оказания услуг. Плюс исполнитель оценки должен быть включен в соответствующий реестр, который ведет Госкомитет по имуществу. Еще одно важное изменение затронуло архивирование и хранение документов. Так, у исполнителя оценки должно быть помещение, где будут всегда находиться результаты работы, либо, если речь идет об электронных данных или виртуальных копиях, то и соответствующее ПО. В конечном счете для сферы новшества должны сработать в плюс, ведь результат оценки должен быть на безоговорочно высоком уровне.
– Если давать характеристику рынку оценочных услуг Беларуси, то на сегодня здесь действуют 52 исполнителя оценки, в которых работают около 600 оценщиков. По сути, на рынке достаточно большое количество оценщиков и оценочных организаций. Как следствие, с моей точки зрения, его можно охарактеризовать как высококонкурентный. При этом в связи с таким количеством оценочных организаций он с небольшой доходностью. Скорее, это рынок потребителя услуг, – делится наблюдениями Дмитрий Корсунский.
Он также озвучил результаты маркетинговых исследований уровня цен на белорусском рынке. Так, услуги по оценке недвижимости в среднем стоят около 600 рублей, оборудования, транспортных средств – примерно 350 рублей. Впрочем, эти цифры могут несколько отличаться в зависимости от региона, организации, нюансов объекта оценки. Например, в Минской области цены чуть выше, но не кардинально.
Фокус – на ЕАЭС
Сравнение с соседним рынком неспроста: дело в том, что вот-вот будет создан единый рынок оценочных услуг в ЕАЭС. Так, соглашение об административном сотрудничестве регуляторов в странах «пятерки» в сфере услуг по оценке имущества уже разработано, находится в высшей степени готовности, ожидает подписания первыми лицами государств. А перспективы работы обсуждались на IV Евразийском экономическом форуме в Минске.
– В общем-то, решение о необходимости включения оценочной деятельности в режим единого рынка услуг ЕАЭС было принято в 2020 году. Сейчас уже в отношении более 140 сфер деятельности или услуг принято решение о необходимости их работы в общих условиях. Почему выбрали и наше направление? Это обусловлено необходимостью формирования единого финансового рынка, который без услуг оценщиков функционировать не может. Потому что надежные, объективные результаты оценочной деятельности помогают инвесторам и субъектам хозяйствования определять стоимость своих активов, принимать обоснованные решения о покупке, продаже, страховании, кредитовании и других финансовых операциях. Да и просто необходимы для определения стратегии развития и управления рисками, – пояснила председатель Ассоциации оценочных организаций, член аттестационной комиссии при Госкомимуществе, член рабочей группы в области услуг, связанных с недвижимым имуществом, и оценки имущества от Беларуси Светлана Юреня.
Основные подходы к работе на общем рынке утверждены решением Высшего совета Евразийской экономической комиссии и должны найти отражение в национальных законодательствах стран «пятерки». Смысл в том, что, имея разрешительные документы на оценку тех или иных видов имущества на территории своей страны, услугодатель не должен их подтверждать заново и может спокойно работать на территории другого государства.
Используя, разумеется, местное законодательство. При этом оценочная организация должна направить уведомление в адрес регулятора о том, что желает оказывать услуги в определенной стране, чтобы ее внесли в нужный реестр. Раз в год о результатах работы компания должна сообщать в свою вышестоящую организацию, чтобы, например, при наличии жалобы из-за рубежа Госкомитет по имуществу мог детально разобраться.
Если уже завтра заработает единый рынок оценочных услуг, что это принесет нам? Да, эксперты не отрицают – есть риски для местных игроков в части ценовой конкуренции, что для клиентов будет скорее в плюс. Но при этом расширится обмен опытом, возможностей у отечественных организаций станет больше.
– Уровень белорусских оценщиков, исходя из анализа участия в международных конференциях, выступлениях наших коллег, можно определить как один из самых высоких. Кому мы проигрываем? Единичным компаниям из Москвы и столичного региона, Санкт-Петербурга. А с остальными мы можем конкурировать. Наши коллеги опасаются, что мы выйдем на их рынки и какую-то часть объемов на себя можем перетянуть, – отметила Светлана Юреня.
При этом эксперты ожидают, что чуть позже появятся точечные законодательные нормы, которые обозначат тонкости работы на региональном уровне.
Мария Друк, «
Рэспубліка», 28 июня 2025 г.
Министерство юстиции Республики Беларусь обеспечило подписание «IV Большого» Протокола в рамках Высшего Евразийского экономического совета
27 июня 2025 г. в Минске состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета с участием глав государств – членов Евразийского экономического союза.
В 2025 году Республика Беларусь приняла эстафету председательства в органах ЕАЭС уже в третий раз.
Высший Евразийский экономический совет – это высший орган ЕАЭС. Он состоит из глав государств – членов ЕАЭС: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация.
Заседания Высшего Евразийского экономического совета проводятся не реже одного раза в год, его решения принимаются консенсусом.
На заседании Высшего Евразийского экономического совета главами государств – членов Евразийского экономического союза был подписан «IV Большой» Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
«IV Большой» Протокол – это результат кропотливой работы Сводной рабочей группы по совершенствованию положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Координатором работы всех государственных органов Беларуси по подготовке текста «IV Большого» Протокола в рамках деятельности Сводной рабочей группы выступило Министерство юстиции Беларуси.
В IV Большом» Протоколе раскрываются вопросы технического регулирования, обеспечения единства измерений, конкурентной политики, регулирования государственных закупок.
Главные цели документа – устранение пробелов в правовом регулировании и техническая корректировка положений Договора о Евразийском экономическом союзе.
Подписание «IV Большого» Протокола знаменует собой важный шаг на пути к динамичному и перспективному развитию системы права ЕАЭС в целом и является показателем высокой оценки той деятельности, которая проводится в рамках Сводной рабочей группы.
Впереди также предстоит большая работа по реализации положений «IV Большого» Протокола, но уже сейчас можно констатировать, что ЕАЭС сделал очередной большой шаг на пути к главной цели – созданию мощного и эффективного экономического союза.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Главой государства подписан Указ об установлении единого тарифа на госрегистрацию недвижимости
Президент Беларуси Александр Лукашенко 25 июня подписал Указ № 245, которым установлены единые тарифы на услуги по государственной регистрации недвижимого имущества независимо от того, оказываются они гражданам в агентствах по госрегистрации либо нотариусами. Размер таких тарифов рассчитывался с учетом экономически обоснованных затрат.
Данное решение Президента, как и недавно принятая новая редакция Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», позволит в полной мере обеспечить реализацию принципа «одно окно» при госрегистрации недвижимости.
Указ вступит в силу после его официального опубликования.