20.11.2023
Льготы для резидентов, помощь с оборудованием и поиском инвесторов. Как в Беларуси развивают технопарки
В Беларуси уделяется значительное внимание развитию инновационной инфраструктуры для обеспечения качественного роста и конкурентоспособности национальной экономики. Динамичное развитие технопарков – одно из самых успешных направлений инновационной политики нашей страны. Сегодня технопарки являются одним из источников генерации новых рабочих мест в регионах, а ключевым результатом деятельности их резидентов становится устойчивый рост объемов произведенной продукции, в том числе инновационной и высокотехнологичной. Насколько создание технопарков выгодно для страны, как их будут развивать дальше и какие условия предоставляются резидентам, рассказал корреспонденту
БЕЛТА первый заместитель Председателя Государственного комитета по науке и технологиям Денис Коржицкий.

Роль технопарков в экономике
За период 2016–2022 годов количество технопарков в Беларуси выросло с 10 до 17, а число их резидентов увеличилось в 2 раза – со 128 до 258. При этом численность работников резидентов увеличилась более чем в три раза.
«Внимание технопаркам уделяется неслучайно. В условиях санкций обостряется потребность экономики в отечественных научно-технических разработках, а также их быстром внедрении в серийное производство. Этой проблемой ГКНТ занимался и ранее. За прошлую пятилетку нам удалось увеличить количество технопарков. Немаловажно, что 2/3 от их количества расположены в регионах», – сказал первый заместитель Председателя ГКНТ.
Технопарки созданы во всех областных центрах, а также Новополоцке, Пинске, Горках, Бобруйске и Молодечно. Расширяется территориальный охват поддержки инновационного предпринимательства, созданы технопарки ЗАО «Брестский научно-технологический парк» и ООО «ИнКата». Также реализуются проекты по созданию филиалов.
По словам Дениса Коржицкого, задача научных технологических парков состоит в том, чтобы ускорить процесс внедрения разработок в производство. «Государство создает производственную и технологическую инфраструктуру, предоставляя здания, коммуникации, оборудованные помещения для производства, научно-исследовательской и конструкторской деятельности. Таким образом, у разработчиков есть возможность быстро и без существенных затрат на инфраструктуру приступить к выпуску продукции», – добавил он.
На базе технопарков создано более 4 тыс. новых высокопроизводительных рабочих мест с хорошей заработной платы.
«Нам удалось увеличить объемы производства продукции резидентов практически в шесть раз. Так, в 2022 году эта цифра достигла Br500 млн, за текущие 9 месяцев мы уже достигли этой планки. Модель технопарков действительно работает и позволяет решить ряд задач по росту наукоемкости ВВП, а также увеличению доли инновационной и высокотехнологичной продукции», – обратил внимание первый заместитель Председателя ГКНТ.
Какие льготы предоставляются резидентам
Поскольку государство и правительство уделяют особое внимание развитию технопарков, их резидентам предоставляется ряд льгот по налогам.
«Для технопарков и их резидентов налог на прибыль установлен в размере 10 % при обычной ставке в 18–20 %, а налог на недвижимость и земельный налог составляют 0 %. Также применяется понижающий коэффициент арендной ставки за площади государственной формы собственности: для технопарков – 0,1, для резидентов – от 0,1 до 0,9», – пояснил Денис Коржицкий.
Он подчеркнул, что ГКНТ в прошлом году внес изменения в Закон «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Беларуси», издал ряд постановлений. Все это позволило усовершенствовать требования к резидентам.
«Созданы фонды инновационного развития, которые тоже являются еще одной мерой поддержки резидентов. Сейчас эти фонды могут не только оказывать консультационные услуги и предоставлять производственные помещения, но и совершать конкретные инвестиции в проекты, в частности поддерживать регионы. В настоящее время фонды инновационного развития созданы 12 технопарками на общую сумму Br660 тыс., еще 4 технопарка планируют создать такие фонды к концу текущего года. Кроме того, активно развиваются инструменты финансовой поддержки на базе Белорусского инновационного фонда, который тесно взаимодействует с нашими технопарками», – заявил первый заместитель Председателя ГКНТ.
По его словам, инструмент технопарков востребован среди республиканских предпринимателей. «Так, Минский городской технопарк готовит еще две площадки к вводу в эксплуатацию. Расширяется Брестский технопарк. Готовятся площадки для предпринимателей в Барановичах, Пинске. Технопарк «Инката» создал филиалы в Бобруйске и Молодечно. Все это говорит о том, что государство и дальше будет поддерживать развитие этой модели», – заверил Денис Коржицкий.
Где брать оборудование для производства
У резидентов технопарков есть возможность производить свою продукцию с помощью оборудования, которое установлено в центрах коллективного пользования. Эти центры созданы для тех компаний, которые не могут позволить себе дорогостоящую технику. Кроме того, технопарки предоставляют ряд инженерных и консультационных услуг для того, чтобы ускорить развитие объема производства резидентов. Все это хорошо зарекомендовало себя как за прошлую пятилетку, так и за два года текущей.
«Центры коллективного пользования пока что есть не во всех технопарках. Эти центры создаются по мере заполняемости резидентами. Оборудование закупается только востребованное. Например, если какое-то оборудование нужно лишь одному резиденту, то закупать его нецелесообразно. Поэтому стараемся подходить к этому вопросу рационально», – констатировал первый заместитель Председателя ГКНТ.
Планируется, что центры коллективного пользования появятся практически во всех технопарках, однако комплектоваться оборудованием они будут только по запросам от резидентов технопарков.
Поиск инвесторов
«Ежегодно силами ГКНТ и администрациями технопарков, мы организуем ряд площадок, на которых резиденты могут демонстрировать свою продукцию и разработки. Таким образом, можно искать потенциальных потребителей этой продукции, а также инвесторов для своего развития. Буквально на днях наши резиденты участвовали в ярмарке инновационных разработок, – рассказал Денис Коржицкий. – Ежегодно проводится республиканский конкурс инновационных проектов. В этом году поступило 22 заявки от промышленных предприятий, а также предприятий из других отраслей экономики на поиск разработок среди предпринимателей Беларуси».
Кроме того, ГКНТ постоянно предоставляет технопаркам площади на международных выставках. «Мы даем возможность резидентам выехать за рубеж – в Россию, Китай и другие страны, с которыми активно развиваем сотрудничество. Так, технопарки могут показать разработки и прорекламировать продукцию своих резидентов», – подчеркнул первый заместитель Председателя ГКНТ.
Успешные проекты
Разработки резидентов технопарков представлены в разных отраслях экономики, начиная от аэрокосмической, заканчивая пищевой и оборонной промышленностью.
«Так, один из известных резидентов технопарка успешно реализует свою кофейную продукцию. Их таблетированный кофе запатентован в ЕАЭС и других странах. Данная разработка – оригинальное решение, которое позволяет улучшить качество кофейного напитка и сохранить его аромат», – отметил Денис Коржицкий.
Кроме того, на базе технопарка свою продукцию производит ряд оборонных предприятий, которые активно создают новые решения в области экипировки и вооружения.
«Резиденты Брестского технопарка создали программный продукт по исчислению коммунальных платежей. Его уже активно внедряют в Бресте, а также планируют запустить в Барановичах. Недавно резиденты Минского технопарка демонстрировали нашему премьер-министру совместные разработки с РФ в области аэрокосмической отрасли. Технопарк «Коралл» презентовал разработку автоматизации аптечных киосков, которые планируют внедрить у нас в стране. Также есть разработки медицинских изделий и продукции фармацевтики, в частности импортозамещающая продукция», – заявил первый заместитель Председателя ГКНТ.
Новшества в законодательстве
Говоря о нововведениях для технопарков, Денис Коржицкий анонсировал, что на базе новой площадки Минского городского технопарка на территории «Мотовелозавода» планируется предоставлять льготы по налогу на добавленную стоимость.
«Разрабатывается законодательство по венчурной деятельности, в рамках которой мы будем предоставлять новые инструменты по входу в капитал для инвесторов. Такой механизм тоже будет стимулировать развитие данной деятельности. Есть точеные поручения и соответствующее законодательство по расширению площадок на территории Барановичей и Пинска, где также будут предоставляться выгодные условия для привлечения резидентов», – подытожил Денис Коржицкий.
По информации
БЕЛТА
Ставка на инновации: как в Беларуси реализуется задача по развитию науки с прицелом на практику
Государственное стимулирование инновационной деятельности – залог высоких темпов экономического роста. Об основных итогах реализации научно-технической политики в Беларуси «Р» рассказал Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Сергей Шлычков.
Инновации для результата
– Сергей Владимирович, какой, на ваш взгляд, результат инновационной деятельности в стране за минувший год?
– В Беларуси реализуется Государственная программа инновационного развития (ГПИР) на 2021–2025 годы, куда, по данным за прошлый год, входило почти сто инновационных проектов. Причем около половины из них основаны на инновациях V–VI технологических укладов. В 2024 году в рамках ГПИР внедрено 68 проектов. В этой работе задействованы практически все министерства, ведомства страны. Так, только организациями Минпрома реализовывалось 17 таких проектов, Минским облисполкомом – 12, НАН Беларуси – 5.
Об успехах применения проектов, наверное, лучше всего скажут цифры. Так, при общем объеме финансирования почти в 490 млн рублей объем реализованной продукции (работ, услуг) составил более 5,5 млрд рублей. Это 11,2 рубля на 1 рубль инвестиций. Экспорт – более 46 процентов от общего объема реализации.
Производство инновационной продукции всегда связано с вводом новых рабочих мест. Так, только в минувшем году было создано около 300 и модернизировано 65 рабочих мест. В эксплуатацию введены объекты по 12 проектам, по 19 мы вышли на проектную мощность. Речь о производствах самой разной направленности. Например, по изготовлению современных автокомпонентов, микроэлектроники, использованию инновационных технологий в выпуске обуви, ветеринарных препаратов, санитарно-керамических изделий и другого.
– Итогом такой работы стал внушительный перечень наукоемкой продукции. Расскажите об этом подробнее.
– Действительно, только за минувший год созданы и доведены до внедрения в гражданский оборот 660 новшеств, что в сравнении с 2023 годом больше фактически вдвое. Наибольшее их количество разработано при выполнении заданий в рамках научно-технических программ (НТП), госзаказчиком которых выступили Минобразования и Минздрав.
В рамках научно-технических программ разрабатываются десятки видов продукции, которая имеет большой потенциал для коммерциализации как внутри страны, так и за рубежом. В их числе, например, аппаратно-программный комплекс с мобильным клиентом для контрольных (надзорных) органов, подразделений и организаций системы МЧС, разработанный НИИ ТЗИ совместно с НИИ ПБ и ЧС МЧС. Комплекс предназначен для повышения мобильности и эффективности деятельности работников контрольных (надзорных) органов, подразделений и организаций системы МЧС с помощью создания отдельных автоматизированных рабочих мест, позволяющих повысить эффективность работы специалистов профильных организаций.
Институтом микробиологии НАН Беларуси совместно с Гродненским государственным аграрным университетом разработана опытно-промышленная технология получения кормовой добавки на основе продуктов метаболизма пробиотических молочнокислых бактерий, предназначенной для улучшения усвояемости кормов и повышения продуктивности животных. ИОНХ НАН Беларуси разработана уникальная грунт-эмаль для покрытия металлических и бетонных поверхностей, защищающая от атмосферной и химической коррозии и обеспечивающая изделиям срок эксплуатации не менее десяти лет.
«БЕЛДЖИ» выпустило более 15,5 тысячи автомобилей Geely Coolray и Emgrand на сумму более 900 млн рублей, холдинг «Белкоммунмаш» произвел более 40 полностью низкопольных трамвайных вагонов с низкопольными тележками на сумму более 75 млн рублей. И список таких примеров достаточно велик.
В целом объем реализованной продукции, произведенной в рамках программ, по сравнению с 2023 годом вырос на 7,5 процента, экспорта – почти на 20 процентов. Коэффициент экономической эффективности НТП (отношение стоимости реализованной продукции к бюджетным затратам) в 2024 году составил 24,1.
Проводники технологий
– В стране растет число технопарков и других инновационных организаций. Как вы оцениваете темпы развития инновационной инфраструктуры?
– Госпрограммой предусмотрена не только реализация инновационных проектов, но и выполнение мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры Беларуси. При этом на развитие материально-технической базы научно-технологических парков в 2024 году направлено около 134 млн рублей бюджетных средств.
Идет расширение филиальной сети действующих технопарков, в том числе в регионах. Так, ООО «ИнКата» обеспечено функционирование филиалов в Бобруйске и Молодечно, ЗАО «БНТП» осуществляется работа по организации филиала в Барановичах.
По данным на декабрь 2024-го, количество резидентов технопарков составило 275, что на 11 больше, чем на начало года. Общая численность работников резидентов технопарков возросла более чем на тысячу, или на 20 процентов от уровня 2023 года, и составила 6390 человек.
На более чем 20 процентов в сравнении с 2023 годом вырос объем выпуска продукции (товаров и услуг) резидентами технопарков и составил около 1 млрд рублей. На экспорт отгружено продукции (товаров и услуг) на сумму около 460 млн рублей, что составляет 46 процентов от общего объема выпущенной продукции (по сравнению с 2023 годом этот показатель вырос на 29 процентов). При этом на один рубль бюджетного финансирования приходится 7,4 рубля произведенной резидентами технопарков продукции.
– В минувшем году Президент поручил изменить подходы по регулированию деятельности технопарков. Что изменилось?
– ГКНТ успешно выполнил это поручение и разработал ряд нормативно-правовых документов. Так, разработаны Методические рекомендации по подтверждению осуществления инновационной деятельности резидентами технопарков; примерная форма договора на осуществление инновационной деятельности и форма отчета об использовании средств фонда инновационного развития.
В нынешнем году работа продолжится. В 2025-м ГКНТ планирует в соответствии с поручением Правительства ввести квартальную отчетность более чем по 20 показателям для технопарков и их резидентов, утвердить Методические рекомендации по разработке бизнес-проектов центров трансфера технологий, регулирующих их деятельность; оказывать содействие продвижению разработок резидентов технопарков на выставочных мероприятиях ГКНТ (у нас есть выработанные подходы к отбору полученных экспонатов); обеспечить организацию участия резидентов научно-технологических парков в рамках экспозиций Беларуси и сопутствующих им мероприятий в стране и за рубежом.
Будущее рождается сегодня
– Для обеспечения технологического суверенитета Беларуси, повышения эффективности взаимодействия отраслей экономики и научной сферы перед ГКНТ стоит задача составления прогнозов на будущее. В прошлом году был разработан Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2026–2030 годы и на период до 2045 года (КП НТП). В чем его особенность?
– Это один из основных структурных документов системы государственного прогнозирования социально-экономического развития Беларуси, определяющий перспективные технологии, товарные группы и товары для первоочередной реализации и на перспективу. В минувшем году прогноз сформирован для 15 отраслей экономики с учетом их вклада в ВВП Беларуси.
На основании результатов КП НТП подготовлен перечень перспективных технологий и товаров на 2026–2030 годы в форме технологических атласов областей и Минска для их реализации. Атласы доведены до региональных властей. Подготовлен проект Указа Президента «О приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2026–2030 годы». В целях повышения эффективности взаимодействия отраслей экономики и научной сферы подготовлен проект постановления Совета Министров «О Стратегии технологической безопасности Республики Беларусь на 2026–2030 годы и на период до 2035 года». Проектом стратегии предусматривается комплексное вовлечение отраслевых регуляторов в научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Подготовлены и проходят согласование ряд других нормативно-правовых актов в сфере регулирования научно-технической деятельности, и самое главное – готовится новая система НТП и ГПИР.
– Какие проекты будущего уже реализуются в Беларуси?
– Их шесть: «Национальный электротранспорт», «Биотехнологии в агропромышленном комплексе», «Точное земледелие», «Инновационное здравоохранение», «Биотехнологии для фармацевтики», «Умные города Беларуси». Эти проекты должны стать точками роста экономики. Они предусматривают организацию уникальных производств с высоким экономическим потенциалом, создание и развитие новых научных и инженерных школ.
В минувшем году выполнялись мероприятия, направленные на стимулирование развития электротранспорта. Итогом стал ряд результатов. Например, ОАО «БЕЛАЗ» разработало карьерный самосвал грузоподъемностью 220 тонн в дизель-троллейвозном исполнении, а также изготовило опытный образец карьерного самосвала грузоподъемностью 120 тонн на аккумуляторных батареях. ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» выпустило более 110 электробусов. Планируется выпуск грузового электромобиля грузоподъемностью до 10 тонн. ОАО «МТЗ» осуществляет поставку льдозаливочных машин «Беларус КЛ-418». ОАО «Приборостроительный завод «Оптрон» проведена сертификация электроскутера Green Line 051. Разработан опытный образец электромотоцикла на базе бензинового МINSK D4 125 с новой компоновкой аккумуляторных батарей. Продолжается развитие государственной зарядной инфраструктуры. Собственные зарядные сети созданы ОАО «Витязь», ООО «Энергометсистем», ООО «Е-Пауэр», ООО «Нэробелстрой».
Продолжено внедрение элементов системы точного земледелия в сельскохозяйственных организациях нашей страны. Так, в 2021–2023 годах в каждой области республики определены базовые сельскохозяйственные организации, в которых будет проведена апробация разрабатываемой информационно-аналитической системы «Цифровая платформа точного земледелия». Базовыми сельскохозяйственными организациями завершена работа по формированию цифровых карт пахотных и улучшенных луговых земель организаций с точностью от 1 м до 10 см с обозначением естественных (природных) и антропогенных преград.
В рамках проекта будущего «Инновационное здравоохранение» введен в эксплуатацию в РНПЦ «Кардиология» новый корпус гибридной кардиохирургии, благодаря чему в нашей стране станут возможными гибридные кардиохирургические вмешательства.
Многое сделано в области реализации проекта «Умный город». В частности, создана типовая региональная государственная цифровая платформа «Умный город». Ее опытная эксплуатация проводится в Минске, областных центрах и 11 городах.
Число патентов растет
– Важное место в нашей стране отводится защите интеллектуальной собственности. Увеличилось ли число патентов за последнее время?
– Мы наблюдаем устойчивый рост по целому ряду патентов. Например, в прошлом году было подано почти 300 заявок на полезные модели, что на 8,5 процента больше по сравнению с предыдущим годом. Поступило 138 заявок на промышленные образцы. Здесь мы наблюдаем увеличение на 6,2 процента в сравнении с тем же периодом. Мы имеем 47 заявок на сорта растений. Рост в этой области составил почти 70 (!) процентов. Получили 28 заявок на топологии интегральных микросхем (против 5 заявок в 2023 году).
В НЦИС как ведомство для пересылки евразийских заявок в Евразийское патентное ведомство Евразийской патентной организации подано 85 заявок на выдачу евразийского патента на изобретение (92,4 процента к 2023 году) и 33 заявки на выдачу евразийского патента на промышленные образцы (126,9 процента к 2023 году). Для пересылки заявок в бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности подано 14 заявок (140 процентов к 2023 году).
В 2024 году общее количество поступивших заявок на регистрацию товарных знаков составило 7384, что на 6,2 процента больше, чем в 2023-м.
– Возможно, таким результатам поспособствовало принятие ряда важных изменений в законодательство?
– Действительно, в минувшем году в сфере интеллектуальной собственности приняты изменения в Налоговый кодекс. В частности, они позволили обнулить пошлины по ряду административных процедур по охране и поддержанию в силе в течение первых пяти лет патентов на результаты интеллектуальной деятельности, созданных полностью или частично за счет бюджетных средств, отменены пошлины за патентование методов лечения.
К таким юридически значимым действиям относятся подача и проведение экспертизы заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений и топологии интегральных микросхем, регистрация указанных объектов в соответствующих государственных реестрах, продление и восстановление срока действия патентов и другие.
Кроме того, плательщики-организации, аккредитованные в соответствии с законодательством в качестве научных, и резиденты научно-технологических парков уплачивают 25 процентов от установленного размера патентных пошлин, связанных с правовой охраной объектов права промышленной собственности (за исключением товарных знаков и географических указаний).
Несмотря на снижение налогового бремени, доходы в бюджет Беларуси от этих мер только выросли. Так, НЦИС обеспечено поступление около 26 млн рублей патентных пошлин. В 2025 году планируется, что в сфере цифровизации НЦИС станет одним из первых в стране, кто завершит автоматизацию всех 55 административных процедур, связанных с охраной прав на объекты промышленной собственности.
Ставка на кооперацию
– Как сегодня строится международное сотрудничество в сфере науки и инноваций?
– В условиях санкционных мер, реализуемых отдельными государствами, ГКНТ выстраивает системную работу и координирует деятельность госорганов по развитию международного сотрудничества с акцентом на ключевые направления, обозначенные Главой государства. А это углубление взаимодействия в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ, а также активизация сотрудничества со странами дальней дуги и выход на новые рынки.
Так, в минувшем году ГКНТ организовал и провел заседания межправительственных комиссий с Китаем, Сербией, Монголией и российским Санкт-Петербургом. Вопросы научно-технического взаимодействия рассмотрены на очередных заседаниях совместных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с Венесуэлой, Кубой и Пакистаном.
Комитетом обеспечено финансирование и реализация 91 научно-технического проекта, выполняемого белорусскими организациями с партнерами из семи стран (Азербайджан, Индия, Китай, Сербия, Молдова, Россия и Узбекистан), по таким направлениям, как информационно-коммуникационные технологии, машиностроение, микроэлектроника, медицина и биотехнологии, новые материалы, агротехнологии и другие.
В результате работы с Минобрнауки России и другими заинтересованными постановлением Высшего государственного совета Союзного государства от 29 января 2024 года утверждена Стратегия научно-технологического развития Союзного государства до 2035 года. Новый подход изменит роль науки и технологий, обеспечит готовность Союзного государства к существующим и возникающим большим вызовам на основе генерации и применения новых знаний.
– Будем ли мы выстраивать научную кооперацию со странами ШОС?
– После присоединения Беларуси к Шанхайской организации сотрудничества начато взаимодействие в рамках Соглашения между правительствами государств – членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве. Договор содержит широкий перечень направлений взаимодействия и форм его реализации. Это будет способствовать углублению кооперации государств в сфере науки и технологий в многостороннем формате. Стратегические решения, принятые на уровне высшего руководства наших стран, придали импульс взаимодействию во всех сферах – экономике, политике, социально-культурной, а также в области науки и технологий.
– Какие задачи ГКНТ ставит в работе на будущее?
– Ключевой из них является окончание подготовки к новому пятилетнему циклу. А значит, мы должны завершить рассмотрение и согласование совместно с Минэкономики отраслевых стратегий министерств и ведомств с учетом научно-технологической компоненты, сформировать систему научно-технических программ на 2026–2030 годы, а также ГПИР на этот период.
Нам необходимо продолжить формирование и актуализацию на постоянной основе перечня критических технологий и товаров, работы по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере научно-технической деятельности.
Вера Артеага, «
Рэспубліка», 26 марта 2025 г.
20 лет назад по инициативе Главы государства начала реализовываться инвестпрограмма развития белорусского села
25 марта 2005 года Президент подписал Указ № 150 «О Государственной программе возрождения и развития села на 2005–2010 годы». Разработанная по инициативе Президента комплексная Программа возрождения и социально-экономического развития белорусской деревни требовала огромных, ранее невиданных вложений. Речь шла о десятках триллионов рублей – на то время огромные средства...
За 20 лет по инициативе Главы государства в Беларуси реализована серия госпрограмм по развитию сельских территорий, агропромышленного комплекса. Основу же для эффективных комплексных преобразований заложила реализованная в 2005–2010 годах госпрограмма возрождения и развития села.
Программу называли важнейшим долгосрочным инвестиционным проектом государства. Обращали внимание, что это не ведомственный, как это было раньше, не отраслевой документ, а комплексный, более того, масштабный общегосударственный. Президент на выездном республиканском семинаре в Дрогичине акцентировал, что село – это не только продовольственный цех страны, но и родник национальных традиций, фольклора, народного творчества. Сохранить и развить этот источник – важнейшая государственная задача.
Уникальный по масштабам проект
Идея создания всеобъемлющего документа была предложена Президентом еще в 2003 году. В 2004-м Правительство, Администрация Президента и заинтересованные ведомства начали «обкатку» на практике направлений и методов возрождения белорусской деревни. Параллельно велась работа по подготовке проекта документа. По требованию Главы государства во главу угла был поставлен человек и его интересы. Определили два направления: социально‑экономическое развитие сельских территорий и совершенствование системы хозяйствования в новых рыночных условиях.
В 2005 году популярность нового слова «агрогородок» в газетных заголовках прирастала день ото дня, о грядущем масштабном обновлении говорила вся страна. «Белорусская нива» (так в то время называлась «Сельская газета») принимала в этом диалоге важную роль. Интерес был высок, ведь никто не знал точно, каким должен быть тот самый агрогородок, сколько денег на его создание следует потратить и что будет дальше по окончании программы…
28 января газета опубликовала спецвыпуск: проект предлагаемой госпрограммы и приглашение всем желающим высказать предложения. В республике развернулось широкое обсуждение. Спустя два месяца в статье «Уверенный старт в новое тысячелетие» газета писала о том, что за это время поступило немало откликов: «Авторы поступивших пожеланий были самых разных возрастов – от учащихся до пенсионеров. Анализ писем показал, что общество конструктивно восприняло предложенную концепцию возрождения села: отзывы носят положительный характер». Проект получил отклики и за пределами страны, в особенности в Российской Федерации.
В разработке госпрограммы приняли участие все министерства и ведомства, многие научные организации, специалисты-аграрии. На этом акцентировал внимание в своем комментарии («Белорусская нива» за 28 января) Министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Русак: «Без преувеличения можно сказать: документ уникальный по своей масштабности, ориентирован на глубинные преобразования почти в одной трети нашего общества и национальной экономики».
Благодаря госпрограмме возрождения и развития села, вложенным инвестициям в развитие АПК удалось не только преодолеть серьезное падение отрасли в постперестроечные годы, но и добиться ее динамичного роста, обеспечить продовольственную безопасность страны. Перед сельским хозяйством стояла задача за пятилетку увеличить совокупный объем валовой продукции на 45 процентов. Реконструировали, построили десятки молочно-товарных ферм, значительно обновили машинно-тракторный парк. Масштабная работа касалась также повышения плодородия почв и продуктивности мелиорированных земель, развития растениеводства и животноводства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, перерабатывающей промышленности, расширения внешнеторговой деятельности АПК, совершенствования господдержки АПК, техпереоснащения производства. Четко, конкретно были прописаны задачи и сроки их выполнения.
В одной из февральских статей «Белорусской нивы» за 2005-й размещена интересная статистика от начальника главного управления интенсификации животноводства Минсельхозпрода Ивана Карсеко: в 1963 году в среднем от коровы в общественном секторе Беларуси надоено 1040 килограммов молока, а валовой надой – 1,4 миллиона тонн. В 1990-м в сельхозорганизациях насчитывалось почти 1,7 миллиона коров со средней продуктивностью 3220 килограммов, что позволило увеличить валовое производство молока до 5,7 миллиона тонн. А дальше произошел спад: в 2003 году поголовье дойного стада в хозяйствах сократилось почти до 1,2 миллиона коров, а надои – до 2611 килограммов. Это падение, по словам специалиста, в значительной степени обусловлено и убыточностью производства молочной отрасли для подавляющего большинства хозяйств.
Одна из главных причин – низкая материально‑техническая база отрасли, которая устарела и морально, и физически. «Из 14,7 тысячи эксплуатируемых теперь в республике доильных установок около 70 процентов выработали свой ресурс, а более 4 тысяч подлежат срочной замене. Поэтому в программе предусмотрены конкретные меры по техническому перевооружению молочно‑товарных ферм. Уже в нынешнем 2005-м новое, современное оборудование будет установлено на 192 из них. По итогам года надои от коровы в 236 хозяйствах, включенных в программу, должны составить 5250, а в 464 – 4293 килограмма молока», – дополнил начальник главка.
Программа возрождения и развития села, учитывая ее масштабность, сумела дать мощный толчок, и спустя 20 лет мы можем с восхищением говорить о достижениях молочной отрасли. Ныне в Беларуси на душу населения производится более 900 килограммов молока – один из самых высоких показателей в мире. На внутреннем рынке потребляется менее трети. Остальное поставляется за рубеж, что позволяет стране быть одним из крупнейших мировых экспортеров по многим видам молочки. В 2024‑м рост в отрасли продолжился. Валовое производство молока составило 105,2 процента к показателю предыдущего года. Средний надой от коровы впервые превысил 6 тысяч килограммов. На 1 января 2025 года общее количество современных МТК возросло до 1683.
Качественно новые социальные стандарты
Но вернемся к программе. В ней производственный блок, хоть на него было направлено значительное финансирование, уходил на второй план. Приоритетное внимание – социальной сфере. За основу для создания около 1,5 тысячи агрогородков взяли центральные усадьбы агропредприятий, центры сельсоветов, в которых на тот момент проживало около 60 процентов сельчан. Это были качественно новые типы сельских поселков. Только к концу 2005 года их должно было насчитываться 164.
Речь шла о создании социальной инфраструктуры. Особый контроль уделялся вопросам здравоохранения, образования, культуры, торговли, благоустройству сел. В программе прописывалось строительство нескольких десятков тысяч жилых домов, реконструкция, ремонт 4,3 тысячи километров местных автомобильных дорог и многое другое.
В феврале «Белорусская нива» организовала выездную редколлегию в Каменецкий район. Вместе со специалистами говорили о будущем агрогородков, перспективах, кадровом вопросе и в целом о развитии аграрной отрасли. Подобные встречи позже прошли и в других регионах. Но ОАО «Беловежский» первым в этом списке был не случайно. В тот момент это уже многопрофильный агропромышленный гигант, в ходе реформирования объединивший производственные мощности и сельхозугодия нескольких колхозов. Прирастали показатели, создавались новые рабочие места, строилось для молодых семей благоустроенное жилье, обеспечивались необходимые условия для труда и отдыха. Это был один из примеров для создания в дальнейшем успешных агрогородков.
Участники редколлегии пришли к единому мнению: в любом деле нужны люди грамотные, влюбленные в свое дело. А для них нужно создавать оптимальные условия.
1 декабря 2005-го «Белорусская нива» опубликовала материал «Добро пожаловать в агрогородок Можейково». И, что примечательно, незадолго до 500-летия Можейково. Директор одноименного сельхозпредприятия, член Совета Республики Казимир Рахатко тогда подчеркнул, что база для агрогородка создана основательная, построен современный молочно-товарный комплекс, обеспечены отличные условия для труда и отдыха сельчан.
– Сохранили и приумножили все это. Можейково остается привлекательным сегодня. В 2023-м у нас прошли районные «Дажынкi». Агрогородок стал еще краше, например обновили асфальтное покрытие на сельских улицах. В этом году завершается реконструкция здания врачебной амбулатории, – отмечает председатель Можейковского сельсовета Алексей Гайко. – Особую атмосферу придают музыкальные башенные часы, установленные на административном здании. Ежедневно играет гимн страны. Сельчане любят малую родину, гордятся ею – это и формирует будущее как агрогородка, так и всей нашей республики.
В марте 2011-го подвели итоги реализованной госпрограммы по возрождению и развитию села. В частности, сообщили, что существенно удалось улучшить жизнь в белорусской деревне. Созданная сеть из равномерно распределенных по стране агрогородков позволила обеспечить социальные стандарты не только проживающему в них населению, но и жителям прилегающих территорий. Беларусь обеспечила свою продовольственную безопасность, стала заметным экспортером продуктов питания, созданы новые конкурентные преимущества республики в международной торговле.
Госпрограмма заложила основу дальнейших эффективных преобразований. В частности, на республиканском семинаре-совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли в апреле 2018 года Александр Лукашенко поручил Правительству совместно с регионами выработать действенный механизм реализации концепции «Деревня будущего» с учетом региональных особенностей.
Во время рабочей поездки в сентябре 2023 года в Белыничский район Александр Лукашенко акцентировал, что в будущем сельское население процентов на 80–85 будет жить именно в агрогородках, остальные – в крупных деревнях. А значит, их развитие должно продолжаться день ото дня. К слову, в агрогородке Вишов Белыничского района реализован пилотный проект по ремонту улично-дорожной сети, а агрогородок Великий Бор Хойникского района первым в стране в конце 2023-го перевел на электроотопление все жилые дома...
СПРАВКА «СГ»
Сегодня в стране насчитывается 1426 агрогородков, в которых проживают около 900 тысяч человек. В разрезе регионов складывается следующая картина: на Брестчине – 214 агрогородков, на Витебщине – 245, Гомельщине – 230, Гродненщине – 226, Минщине – 307, Могилевщине – 204.
В списке наиболее известных агрогородков страны – Остромечево, Парахонск, Федоры Брестской области; Лясковичи, Тихиничи Гомельской, Вертелишки, Жировичи Гродненской; Александрия, Вишов Могилевской, Снов, Сорочи Минской, Ахремовцы и Добромысли Витебской.
Диана Берникович, «
Сельская газета», 25 марта 2025 г.
«Региональная инициатива»: о критериях отбора инвестпроектов рассказали в Минэкономики
Какие критерии отбора предусмотрены на конкурсе инвестиционных проектов «Региональная инициатива», рассказали
БЕЛТА в пресс-службе Министерства экономики.
(фото – БЕЛТА)
В перечень инвестиционных проектов «Региональная инициатива» могут включаться соответствующие критериям и преференциальные. Инструментом финансирования выступает кредитный продукт «Инвестиционное развитие». Процентная ставка – не более 8 % годовых, для аграрных районов – не более 6,5 % годовых. Валюта кредита – белорусский рубль, кредитный договор заключается на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более 15 лет.
Перечень «Региональная инициатива» формируется на основании заявок организаций, подаваемых на онлайн-площадке Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей в виде скан-копии.
Среди критериев для включения в перечень инвестиционных проектов выделяются следующие: организация-заявитель является субъектом малого или среднего предпринимательства (внесена в соответствующий реестр) на дату подачи заявки, проект реализуется на территории регионов (за исключением областных центров и Минска, а также прилегающих к ним территорий).
Такие проекты должны обеспечивать создание новых производств (цехов) или модернизацию (техническое перевооружение, расширение) существующих. Либо создание коммерческих объектов транспортно-логистической инфраструктуры, туризма и отдыха, медицинского обслуживания. Также возможна реализация комплексных проектов, включающих создание объектов производственного назначения и общественного питания.
Еще один критерий – создание не менее пяти новых рабочих мест или трудоустройство дополнительно не менее пяти человек на существующие рабочие места для новых производств (цехов). Также проекты должны быть значимыми для социально-экономического развития региона (области, района) с учетом отраслевых особенностей.
«Самые активные уже воспользовались этой возможностью – в перечне шесть новых проектов», – отметили в Минэкономики.
Срок рассмотрения заявки организации о включении в перечень «Региональная инициатива» – не более 25 дней с момента ее подачи.
По информации
БЕЛТА
Владимир Караник о грантах Президента: инновационные разработки лягут в основу больших проектов
Инновационные разработки ученых, которым были предоставлены гранты Президента, лягут в основу больших проектов. Об этом заявил журналистам Заместитель Премьер-министра Владимир Караник, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«В нашей стране наука, социальная сфера всегда находятся в зоне пристального внимания. Дополнительное внимание со стороны Президента – выделение грантов по этим направлениям – позволяет поддержать молодых талантливых ученых и обеспечить им финансирование и административную поддержку для внедрения разработок. Многие инновационные разработки, выполненные по грантам, я уверен, лягут в основу больших проектов, которые позволят нам заявить о себе не только в рамках Беларуси, но и на мировой арене. Это разработки в области защиты космических аппаратов, средств связи, для системы здравоохранения, повышения эффективности оказания медицинской помощи и многие другие», – сказал Владимир Караник.
Он отметил, что разработка – это только первый шаг. Дальше необходим практический результат во всех сферах. «Если это касается медицины, то результат работы – спасенные человеческие жизни, сохраненное здоровье. Образование – это наше будущее, потому что именно от развития нации зависит движение вперед. Если мы не будем уделять внимание науке, мы очень быстро окажемся неконкурентоспособны. Ну и, конечно, направление культуры – это очень важно. Следующие поколения должны быть не только подготовленными технически, не только быть здоровыми, но и сохранить традиции, культурный код нашего народа. И не просто сохранить, а приумножить и передать следующим поколениям», – подчеркнул вице-премьер.
Под руководством Владимира Караника состоялось заседание республиканской комиссии по рассмотрению кандидатур, выдвигаемых для предоставления грантов Президента Беларуси в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики. На заседании были рассмотрены отчеты грантополучателей о результатах научных исследований, для выполнения которых предоставлены гранты Президента в 2024 году. Особое внимание уделено практической значимости и эффективности результатов научных исследований и проектов, выполненных при грантовой поддержке. Также проведен анализ эффективности данной меры государственного стимулирования труда.
Сегодня в НАН Беларуси также работала презентационная выставка проектов, для выполнения которых были предоставлены гранты Президента в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики на 2024 год.
В 2024 году такие гранты были назначены 58 специалистам. Выделенные гранты были предусмотрены на проведение исследований и разработок в различных областях науки, на разработку современных методик, учебно-методических комплексов, электронных учебных пособий для повышения качества обучения учащихся и студентов. Также они направлены на создание новых методов и медицинских технологий лечения пациентов, диагностики заболеваний, на реализацию творческих проектов в области музыкального и театрального искусства, экспозиций музеев и выставок. За счет грантов предусмотрено и выполнение молодежных проектов, направленных на патриотическое воспитание, изучение исторического наследия, вовлечение молодежи в общественную деятельность, повышение ее гражданской активности. Большинство проектов уже сегодня внедрены в реальном секторе экономики. Отдельные результаты исследований получат развитие при выполнении новых заданий государственных научно-технических программ.
По информации
БЕЛТА
Стратегия, инвестполитика и предпринимательская инициатива. Министр экономики о приоритетах на 2025 год
Министр экономики Юрий Чеботарь на расширенном заседании коллегии Минэкономики рассказал о приоритетах в работе на 2025 год, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
На заседании определены приоритетные направления совместной работы госорганов, местной власти, научного и бизнес-сообщества, направленной на устойчивое экономическое развитие Беларуси в 2025 году и в среднесрочной перспективе.
В первую очередь это стратегическое планирование. «Ключевой документ – НСУР-2040 – уже одобрен Правительством. Регуляторами завершается разработка отраслевых стратегий на ближайшие 10 лет. На них в свою очередь должна быть основана концепция программы будущей пятилетки. Уже определены 10 национальных приоритетов, которые в дальнейшем будут вертикализированы в конкретные госпрограммы. За каждый приоритет и программу назначим ответственного исполнителя – персонализируем ответственность», – пояснил Юрий Чеботарь.
Второе важнейшее направление – инвестиционная политика. «Здесь основная задача регионов и госорганов – найти прорывные проекты. Для их реализации будем совершенствовать институциональные условия и предлагать доступное финансирование. В приоритете – гринфилд-проекты и высокотехнологичные производства, способные дать мощный эффект для экономики», – отметил руководитель Министерства.
Третье направление работы – стимулирование предпринимательской инициативы и наращивание вклада малого и среднего бизнеса в экономику. «Ключевая задача – дебюрократизация, упрощение регуляторных требований, сокращение избыточной административной нагрузки и максимальный перевод в цифру взаимодействия по линии «госорганы – бизнес», – подчеркнул Министр экономики.
В своем выступлении Юрий Чеботарь также озвучил конкретные задачи в части работы над программой социально-экономического развития до 2030 года и программой деятельности правительства, выработки системных мер поддержки экономики, диверсификации экспорта и укрепления инвестиционного сотрудничества с дружественными государствами, дальнейшего развития экономической интеграции в рамках ЕАЭС.
На расширенном заседании в Минэкономики под председательством министра экономики были рассмотрены итоги работы министерства в 2024 году. Участие в мероприятии приняли руководители республиканских органов госуправления и их заместители, заместители председателей облисполкомов и Мингорисполкома, сенаторы и депутаты, главы администраций свободных экономических зон и индустриального парка «Великий камень», руководители крупнейших бизнес-союзов и ассоциаций.
По информации
БЕЛТА