Указом Президента Беларуси одобрен проект соглашения с Китаем о торговле услугами и осуществлении инвестиций
Глава государства Александр Лукашенко подписал Указ № 356, которым одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о торговле услугами и осуществлении инвестиций.
Таким образом закрепляется правовая основа для устойчивого и динамичного развития торговых и инвестиционных отношений между двумя странами. Речь идет о создании зоны свободной торговли услугами между Беларусью и КНР, транспарентного, либерального и благоприятного инвестиционного режима для привлечения инвестиций.
Соглашение создает задел для развития сотрудничества в новых сферах при соблюдении (защите) интересов обеих сторон в наиболее чувствительных сегментах экономик.
На проведение переговоров и подписание соглашения при достижении договоренности в пределах одобренного проекта уполномочено Министерство экономики.
Ожидается, что в перспективе сотрудничество в рамках Соглашения позволит динамично наращивать экспорт белорусских услуг в Китай и увеличить инвестиционные потоки со стороны Китая.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 27 марта рассмотрел кадровые вопросы.
Глава государства назначил:
Матусевича Дмитрия Феофановича – Заместителем Главы Администрации Президента Республики Беларусь;
Егорова Александра Андреевича – первым заместителем Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь;
Белого Игоря Георгиевича – Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Объединенных Арабских Эмиратах и по совместительству в Государстве Кувейт;
Бубена Анатолия Анатольевича – Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Республике Молдова;
Андреева Андрея Владимировича – Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Федеративной Республике Бразилия и по совместительству в Республике Парагвай и Восточной Республике Уругвай;
Амбразевича Юрия Георгиевича – Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь при Святом Престоле;
Жигарева Тимофея Петровича – первым заместителем Председателя Национального статистического комитета;
Ярковца Алексея Ивановича – заместителем Председателя Национального статистического комитета;
Глаза Анатолия Анатольевича – Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Республике Ирак по совместительству.
Президент также дал согласие на назначение:
Пантюховой Ксении Александровны – заместителем председателя Гомельского облисполкома (экономика, промышленность);
Черткова Сергея Валерьевича – председателем Могилевского горисполкома;
Крицкого Михаила Леонидовича – председателем Бобруйского райисполкома;
Шарая Алексея Степановича – председателем Кричевского райисполкома;
Багеля Ивана Александровича – председателем Круглянского райисполкома;
Янковича Сергея Юрьевича – главой администрации Новобелицкого района г. Гомеля;
Рубанова Сергея Викторовича – главой администрации Московского района г. Минска;
Шегидевича Артема Артуровича – главой администрации Фрунзенского района г. Минска;
Семенова Дмитрия Сергеевича – генеральным директором РУП «Национальная киностудия «Беларусьфильм»;
Юрченко Дениса Александровича – генеральным директором РУП «Управляющая компания холдинга «Белорусская стекольная компания»;
Казакова Николая Николаевича – ректором УО «Белорусский государственный университет транспорта»;
Секреты Игоря Викторовича – заместителем Министра иностранных дел;
Мирончика Дмитрия Леонидовича – начальником управления внешней политики Администрации Президента Республики Беларусь;
Сокола Игоря Сергеевича – генеральным консулом Республики Беларусь в г. Владивостоке (Российская Федерация);
Чичука Сергея Николаевича – генеральным консулом Республики Беларусь в г. Екатеринбурге (Российская Федерация);
Швеца Олега Дмитриевича – генеральным консулом Республики Беларусь в г. Нижнем Новгороде (Российская Федерация);
Васюченко Алексея Анатольевича – управляющим делами Гомельского облисполкома.
«Почему Головченко и Егоров (назначены в руководство Нацбанка. – Прим.)? Порядок надо навести в этом. Коммерческие банки – они не должны быть страной в стране», – подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко пояснил, что руководство Нацбанка должно иметь серьезное влияние на коммерческие банки. «Они должны четко. Если уж совсем не подчиняться по всем направлениям центральному банку, потому что у нас соответствующее законодательство… Кстати, его надо также привести в соответствие с нашей жизнью, поэтому вам надо заняться», – поручил Глава государства.
«Не должно так, что никто никому не подчинен, никто ни перед кем не несет никаких обязательств. Я уверен, что это вот просто нам втюхивали эту идею. Мы ее не приняли по большому счету. Но в банковской системе есть эти разрывы. Надо, чтобы система была управляемой», – подчеркнул Глава государства.
В будущем он намерен встретиться с руководством Нацбанка, чтобы обсудить более детально все вопросы. «Поэтому будем работать и соберемся, я скажу то, чего от вас ожидаю. Я уже об этом в России сказал на переговорах. Для нас важно, чтобы порядок был в банковской системе», – сказал Александр Лукашенко.
«Это нормально, это хорошо – центральный банк не должен зависеть уж сильно от Правительства. Но у нас система выработана. Если с Правительством нет контактов и общей какой-то точки зрения, подходов – есть Президент для этого, который принимает решения. Слава богу, более-менее, несмотря на какие-то противоречия, ситуация у нас была нормальной. И Каллаур, и Головченко (Павел Каллаур и Роман Головченко, которые до недавнего времени возглавляли соответственно Нацбанк и Правительство. – Прим.) находили общий язык – Правительство и правление центрального банка», – отметил Президент.
«Они, конечно, молодцы в Национальном банке. В трудные времена, будем откровенно говорить, они не сплоховали. Как бы там ни было, кто чего-то думает – не думает, но они многое сделали для страны. Поэтому я и говорю: вам и Каллаура (экс-председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Павла Каллаура. – Прим.) не надо потерять. Надо, чтобы он всегда под рукой был. Примете вы его советы, нет, но он свою точку зрения выскажет. Он хороший банкир», – заявил белорусский лидер.
«Время ж приходит, все равно надо, чтобы новое поколение, я же говорил об этом, приходило к управлению страной», – добавил Александр Лукашенко.
Глава государства отметил, что в Национальном банке работы много. «Я с вами встречусь в ближайшее время, когда вы будете с Головченко (Председатель Правления Нацбанка. – Прим.) готовы к этому. Пригласим верхушку. Не только правление, начальников управлений каких-то и так далее. Это ваше дело. Чтобы они понимали, что это ж не вы там пришли и начинаете ворошить центральный банк. Естественно, придется шевелить немножко их», – сказал он.
Александр Лукашенко подтвердил, что в Беларуси никто не намерен включать денежный печатный станок, ведь это быстро может привести к инфляции.
«Некоторые тут начали вякать: ну, пришли тут Головченко с Егоровым (в руководство Нацбанком. – Прим.) – они тут сейчас станок включат. Да у них нет станка. Станок у меня вон стоит за кабинетом, он уже заржавел, – однозначно, но с долей юмора заметил Глава государства. – Никто… Слушайте, мы не та страна, чтобы сегодня включить станок и начать печатать деньги. Это завтра моментом выльется в инфляцию. Поэтому тысячу раз надо по сторонам посмотреть. И никто никакие станки включать не собирается, потому что у нас и ситуация не та, чтобы включить. Более-менее ситуация нормальная в стране».
«Да, мы зависим от рынков, финансовая система зависит, понятно. Но все-таки мы научились как-то баланс держать. Поэтому, ну ясно, хотят (оппоненты. – Прим.) взбудоражить население, что вот завтра пойдет инфляция, мы тут начнем обесценивать нашу национальную валюту и так далее. Мы самоубийством заниматься не собираемся», – подчеркнул белорусский лидер.
Обращаясь к Александру Егорову, который до настоящего времени занимал пост Заместителя Главы Администрации Президента, а еще ранее возглавлял Банк развития, Президент обратил внимание на единственный аспект, который его настораживает: «Чтобы голова не закружилась от такой карьеры».
«Я только что обсуждал, о тебе говорили. Ну, загрузить надо на всю катушку. И даже несвойственными вопросами для Национального банка. Как человека, прошедшего пусть быстро, но приличные уровни», – заявил Президент.
Присутствовавший при назначении Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой на этот счет заметил: «На нем много персональных проектов, которые он должен довести до конца, невзирая на должность».
«Цепляясь за эти проекты, даже если доведет, еще подкинуть ему пару проектов», – отметил Глава государства.
Александр Егоров ответил, что будет только рад такому развитию событий.
«Мы не забыли и не забудем, что ты работал в других органах и с тебя можно «выдавить» еще чего-то большего», – добавил Александр Лукашенко.
Обращаясь к Дмитрию Матусевичу, который занял должность Заместителя Главы Администрации Президента, Александр Лукашенко пообещал ему «горячую сковородку» на этом посту.
«Здесь работа не тяжелее, чем нынешняя твоя (Дмитрий Матусевич до настоящего времени занимал пост Председателя Государственного комитета по имуществу. – Прим.). Но горячая сковородка, как я говорю. Все не просто. Не тяжелее работа, но власти больше и ответственность больше. И неизвестно, за кого и когда получить можешь, по-мужски говоря», – сказал Глава государства.
В целом он отметил, что Дмитрий Матусевич человек подготовленный, и пожелал ему успехов в новой должности.
Президент согласовал назначение Дениса Юрченко генеральным директором РУП «Управляющая компания холдинга «Белорусская стекольная компания».
До настоящего времени Денис Юрченко руководил Гродненским стеклозаводом. Он пояснил, что Белорусская стекольная компания сейчас объединяет все государственные стекольные предприятия страны. Однако в Беларуси есть еще два частных завода, которые не входят в холдинг.
«То есть вы не в интересах этих частных предприятий работаете?» – уточнил Александр Лукашенко.
«Мы не соперничаем. В какой-то сфере мы взаимодействуем в том числе. У нас нет разногласий, но они пока держатся обособленно, как частные предприятия, – рассказал Денис Юрченко. – А так, результаты работы Белорусской стекольной компании показывают, что не зря вами было согласовано решение об объединении белорусских стекольных предприятий воедино для решения основных проблем и последующего развития стекольной отрасли как таковой в Республике Беларусь».
«А по ощущениям, они (частные предприятия. – Прим.) к вам придут?» – спросил Президент.
«Я думаю, они не откажутся, если мы им предложим, – отметил руководитель предприятия. – У нас нет проблем с реализацией. Мы совместно обеспечиваем внутренний рынок».
Глава государства подчеркнул, что силой в холдинг никого загонять не надо, но и отталкивать частников не надо. «Ресурсы, сырье и прочее – оно же у вас практически из одного источника, можно сказать. Поэтому чего конкурировать там, где надо договариваться. И это не в ущерб и не во вред государству», – заметил Александр Лукашенко.
Президент также поинтересовался, как налажен сейчас экспорт белорусской стекольной продукции.
«С октября для нас закрылся европейский рынок. Но мы смогли переориентироваться на ближайший к нам российский рынок и продолжаем его развивать. Пока ситуация складывается неплохо», – проинформировал Денис Юрченко.
Александр Лукашенко согласовал назначение руководителей местных исполнительных и распорядительных органов.
На должность заместителя председателя Гомельского облисполкома (экономика, промышленность) согласована Ксения Пантюхова. До настоящего времени она руководила Гомельским отделением БелТПП.
«В области будет сложнее: это не торгово-промышленная палата, хотя и там хватало дел. Но область есть область. И вся экономика, на что мы сегодня делаем ставку», – заметил Александр Лукашенко.
«Готова к трудностям, опыт имеется», – ответила Ксения Пантюхова.
Президент призвал ее действовать посмелее и признался, что всегда опасается назначать женщин на «большие должности». «Это же бешеная нагрузка. Домой приди и угоди всем, а потом иди на работу, где такой тяжелый груз, особенно в этой пятилетке», – сказал он.
«Сейчас женщины сильные», – заявила Ксения Пантюхова.
«Я знаю. Я рад, что у нас женщины в руководстве, но всегда с сожалением отношусь к ним, потому что это непростая работа», – пояснил Глава государства.
Генеральный директор Могилевского завода лифтового машиностроения Сергей Чертков согласован председателем Могилевского горисполкома.
«Говорят, что директора сейчас крепко держатся за заводскую трубу. Оказывается, нет. Или тебя там «наклонили», заставили?» – спросил Александр Лукашенко.
«Нет. Поступило предложение. Я все взвесил и решил, что это будет правильно и для региона, и своего личного развития, – ответил Сергей Чертков. – Завод сейчас в нормальном состоянии (за первый квартал ожидается выполнение всех показателей по бизнес-плану). Да, год этот будет непростой, но перспективы отличные, я считаю. Потому что в той же Российской Федерации до 2030 года надо заменить 120 тысяч лифтов, плюс новая стройка. Плюс Азербайджан, Монголия, Грузия, Узбекистан – есть где работать. Я думаю, с предприятием будет все хорошо. Могилев тоже динамично развивается в последние годы, и останавливаться нельзя, надо двигаться дальше».
Глава государства рассказал, что хорошо знаком с семьей Сергея Черткова, особенно с его отцом. «Он был такой капитальный мужик. Это был один из тех редких людей, которые тогда, в советские времена еще, рискнули пойти с нынешним Президентом. Их было на пальцах пересчитать: боялись и так далее, – вспомнил Александр Лукашенко. – Я хочу, чтобы ты работал честно и по-настоящему. Это твой город. Уверен, ты любишь его. Надо развивать Могилев. Да, он перспективный, растущий, многое сделано за последнее время. Но Могилев отстает от других городов, практически от всех. Может быть, так на так с Брестом. Поэтому нам надо доводить до ума и Брест, и Могилев, особенно Могилев».
Президент отметил, что у Могилева есть своя изюминка. Относительно недавно в городе был приведен в порядок парк Подниколье, теперь это одно из любимых мест отдыха у могилевчан. «Они гордятся этим. Побережье Днепра – это жемчужина, надо развивать и по ту сторону его. Есть куда людям выйти и отдохнуть, особенно когда такая река. Мы будем всячески содействовать этому, – заверил белорусский лидер. – Хотелось бы, чтобы Могилев был как Гомель. Красавец – Гомель. Там тоже река. Гродно – это вообще особый город. Я всегда гродненцам завидовал».
Он признался, что очень любит белорусские областные города, но Могилев надо все-таки подтягивать. «Есть места, за которые можно хорошо зацепиться (и уже зацепились), и в дальнейшем развивать Могилев», – подчеркнул он.
Александр Лукашенко поинтересовался у Главы Администрации Президента Дмитрия Крутого, который также является уполномоченным представителем Главы государства в Могилевской области, как в регионе обстоят дела с кадрами на местном уровне. По словам Дмитрия Крутого, ситуация нормальная, кто-то лучше, кто-то хуже, как и везде.
Руководить Бобруйским райисполкомом станет гендиректор РУП «Купаловское» – управляющая компания холдинга» Михаил Крицкий. Глава Администрации Президента признался, что решение о его назначении обсуждалось долго, в том числе с учетом поставленных Главой государства задач. «Но Бобруйский район надо серьезно подтягивать», – подчеркнул Дмитрий Крутой.
Он добавил, что в Бобруйском районе предстоит реализовать ряд серьезных инвестиционных проектов по программе ультрасовременного свиноводства и опыт Михаила Крицкого в сельском хозяйстве будет востребован. «Он должен по-хорошему встряхнуть, пересмотреть всю политику и стратегию развития Бобруйского района», – сказал Глава Администрации Президента.
«У вас нет возможности куда-то отступать. Даже на полшага. Вам надо выдавать результат каждый день. Вы видите, какие надежды на вас, – обратился Александр Лукашенко к Михаилу Крицкому. – Я не буду возражать, но имейте в виду, что нужна помощь, поддержка и где нужно – контроль. Имейте в виду, что это очень серьезный район и серьезное назначение».
Первый замглавы администрации Ленинского района Могилева Алексей Шарай согласован на должность председателя Кричевского райисполкома, первый зампредседателя Дрибинского райисполкома – начальник управления по сельскому хозяйству и продовольствию Иван Багель – на должность председателя Круглянского райисполкома.
Этот район, по мнению Дмитрия Крутого, тоже потерял динамику в своем развитии, а его базовые организации, которые в свое время гремели на всю страну, завалили стоявшие перед ними задачи. «Люди это, безусловно, чувствуют. Зарплаты ниже областной на 15 % и более, – констатировал Глава Администрации Президента. – Серьезных точек роста предыдущий председатель не нашел».
Александр Лукашенко поинтересовался, как обстоят дела в Дрибине, и поручил внимательно изучать ситуацию в районе. «Мы же немало сделали, чтобы из Дрибина сделать районный центр. Пусть маленький городок, но районный центр», – подчеркнул он.
Президент рассказал о планах побывать в Дрибинском и Горецком районах и ознакомиться с состоянием дел на местах.
Директор филиала «Автобусный парк № 6» «Гомельоблавтотранса» Сергей Янкович станет главой администрации Новобелицкого района Гомеля. Занимавший эту должность Алексей Васюченко согласован на пост управляющего делами Гомельского облисполкома.
«В Гомеле я тоже побуду. Посмотрим, что там сделано, а что – не сделано. Как и в Витебске», – отметил Александр Лукашенко.
На повышение ушел первый замглавы администрации Московского района Минска Сергей Рубанов – теперь он будет работать в должности главы администрации.
Главой администрации Фрунзенского района Минска согласован ректор Белорусской государственной академии авиации Артем Шегидевич. Президент поручил надолго не оставлять эту должность в академии вакантной.
«Мы всегда гордились тем, что можем готовить хороших пилотов, наших летчиков. Особенно гражданской авиации. Россияне нам в этом плане всегда завидуют. Поэтому замена должна быть», – потребовал Глава государства.
Александр Лукашенко добавил, что ряд руководителей были освобождены от своих должностей, однако если они способны работать, их нельзя оставлять в стороне.
Обращаясь к новым руководителям местных исполнительных и распорядительных органов, Президент сказал: «Я не стану перед вами ставить какие-то задачи: вы прекрасно знаете, слышали о них, чего нам тут умничать в очередной раз. Эта пятилетка будет непростой. Я очень бы хотел, чтобы вы эту пятилетку отработали».
Он отметил, что Беларусь открывает новые рынки, однако надо шевелиться. «Двери мы открыли не только в направлении России и Китая – огромный интерес сегодня в Индонезии, Мьянме. Северная Корея уже просит у нас определенный объем нашей продукции. В Африке вообще ждут – когда. В Омане мы недавно были – древесины у них нет, продукты питания им нужны. А у нас что, этого нет? Я даже им предложил: возьмите Витебскую область – они будут производить для вас и продукты питания, и деревообработку организуйте. Недавно были их представители. Поэтому просто надо каждому шевелиться. Почему я и предложил в каждом районе создать хотя бы по одному предприятию», – подчеркнул Президент.
Глава государства также напомнил руководителям райисполкомов о задачах по воссозданию ПМК, «Сельхозтехники» и других предприятий, например комбикормовых, в которых нуждаются многие районы.
«Все это надо для районов. Это надо все восстанавливать. Половину таких объектов мы уже восстановили, но за эти два-три года мы должны восстановить остальные. То есть работы у каждого хватает. Надо, чтобы у людей не только было рабочее место, но чтобы вы были хозяевами, а у хозяина всегда были лопата, грабли, коса и топор, – образно выразился Александр Лукашенко. – Полномочия мы не просто на бумаге дали, но вы слышите мои рассуждения и тренд в этом направлении: мы движемся к тому, чтобы у вас больше было прав и полномочий. А чтобы их реализовывать и осуществлять, у вас должна быть не только жилищно-коммунальная контора, но и соответствующие промышленные и другие предприятия».
Не стоит забывать и о предприятиях республиканского уровня, обратил внимание Президент. Хоть у них и совершенно иной уровень подчинения, однако работают там местные жители. «Не думайте, что оно чужое. Ваши люди там работают, вы за них отвечаете. Поэтому вы требуйте. Чтобы порядок, чистота были, заработанная плата, сбыт продукции. Не забывайте, что это ваша зона ответственности. Не ждите в этом плане никаких указаний», – поставил задачу Глава государства.
«И то, что я говорил при вступлении в должность. Мы пообещали людям. Пообещали – надо сделать. Умри, но сделай. Поэтому будем в этом направлении действовать», – резюмировал белорусский лидер.
Александр Лукашенко провел кадровые перестановки в посольствах и МИД.
«Что касается Молдовы, у нас не будет там проблем с заменой посла?» – поинтересовался Глава государства.
«Агреман получен. Все в порядке», – заверил Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой.
Глава государства также спросил о планах предыдущего посла в этой стране Анатолия Калинина.
«Мы с ним встречались во время его отпуска здесь в Минске. Он попросился на другую работу. Если возможно, в стране ему что-то найти с учетом его большого опыта работы и вице-премьером, знания строительного, жилищно-коммунального комплекса», – ответил Дмитрий Крутой.
«Надо посмотреть. Не отдыхать. На пенсию мы никого отправлять не собираемся. А если работать человек хочет, так работы у нас хватает. Поэтому надо предложить что-то», – согласился Президент.
У Юрия Амбразевича, который получил назначение послом в Ватикан, а до настоящего времени работал на посту замминистра иностранных дел, Александр Лукашенко спросил: «Вас что, выжимают из министерства?»
«Уверен, что нет», – ответил Юрий Амбразевич.
«Ты сам хочешь поехать послом? Чтобы не получилось так… У меня претензий нет к твоей работе. Я детально интересовался. И заподозрил Крутого с Рыженковым (Министр иностранных дел Максим Рыженков. – Прим.), что они, может…» – еще раз уточнил Глава государства.
На это Юрий Амбразевич сказал: «Я исхожу их того, что это классика нашей работы, дипломатической службы. Рассчитываю, что все сложится на этом новом месте и дальше будет и дальнейшее развитие».
«Ты это абсолютно правильно понимаешь. Дальнейшее развитие будет. Ты еще совсем молодой человек и хороший дипломат», – подтвердил Александр Лукашенко.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 23 октября 2023 г. № 712/19 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 712/19) с 1 июля 2025 г. расширен перечень случаев, в которых субъекты хозяйствования обязаны использовать кассовое оборудование:
- осуществление разносной торговли;
- оказание услуг и продажа товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий в ассортименте, утвержденном государственным объединением «Белорусская железная дорога»;
- оказание на дому услуг, а также осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
- выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности на территории сельской местности;
- оказание бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более одного человека в одну смену;
- осуществление розничной торговли товарами в объектах бытового обслуживания населения (за исключением таких объектов, предназначенных для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств), расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников не более одного.
Также с 1 июля 2025 г. расширен перечень объектов (видов деятельности), в которых субъекты хозяйствования используют платежные терминалы (приложение 1-1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (постановление № 924/16)):
- разносная торговля;
- оказание услуг и продажа в поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в ассортименте, утвержденном государственным объединением «Белорусская железная дорога»;
- осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
- выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности;
- автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси);
- объекты бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену;
- оказание от имени дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств услуг по приему заявлений о выдаче визы для въезда в государства с визовым режимом.
Справочно. Платежный терминал – программное или программно-техническое средство, используемое на основании договора на оказание платежных услуг в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов с последующим формированием платежного документа.
Включение предусмотренных постановлением № 712/19 объектов (видов деятельности) в приложение 1-1 к постановлению № 924/16 не подразумевает обязательное приобретение и использование карточного платежного терминала. Выполнение предлагаемой обязанности предполагает возможность использования в том числе программного обеспечения, позволяющего принимать безналичные платежи (например, приложение «Оплати»).
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
18 марта 2025 г. Главой государства подписан Указ № 108 «О страховании» (вступает в силу с 23 апреля 2025 г.).
Данный Указ существенным образом изменяет подходы в сфере обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением (далее – обязательное страхование ответственности).
Справочно
Причиной корректировки законодательства явилось то, что условия страхования ответственности риэлтерских организаций, предусмотренные ныне действующим Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), не всегда защищают покупателей объектов недвижимости, даже если сделка проводится через риэлтерскую организацию.
В частности, Положением предусмотрено, что выгодоприобретателями по договору обязательного страхования ответственности являются потребители услуг риэлтерской организации. Иными словами, если в настоящее время покупатель объекта недвижимости не заключил с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, то в рамках обязательного страхования ответственности он не является потребителем услуг риэлтерской организации, и, соответственно, выгодоприобретателем. Безусловно, это не означает, что если договор на оказание риэлтерских услуг с риэлтерской организацией заключил продавец объекта, а не покупатель, то риэлтерская организация не должна проверять юридическую чистоту сделки.
Министерство юстиции неоднократно разъясняло: согласно пункту 45 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15, риэлтерская организация обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством. С учетом изложенного риэлтерская организация обязана принимать все меры к выявлению в пределах компетенции любых ограничений (обременений) по объекту недвижимости, в отношении которого оказывает риэлтерские услуги, иной информации, имеющей значение для совершения сделки. Причем указанная обязанность должна выполняться также в рамках договора с продавцом объекта недвижимости и не зависит от того, какому конкретно покупателю реализуется данный объект: заключившему с риэлтерской организацией договор или нет.
Однако отдельные риэлтерские организации вышеназванные требования по-прежнему не выполняют.
Покупателям предоставляются неправомерные разъяснения о том, что в рамках договора на оказание риэлтерских услуг, заключенного с продавцом объекта недвижимости, юридическая чистота сделки не проверяется и что для проведения такой проверки покупатель также должен заключить с риэлтерской организацией договор на оказание ему риэлтерских услуг и оплатить их.
В рамках изучения вопроса о повышении защищенности граждан при совершении сделок с недвижимостью Министерством юстиции были внесены предложения о корректировке порядка и условий обязательного страхования ответственности риэлтерских организаций с учетом правоприменительной практики.
Цель нововведений – защитить тех покупателей, которые при приобретении объекта недвижимости не заключали с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, а данный договор был заключен продавцом объекта недвижимости. Простимулировать риэлтерские организации к качественному выполнению своих обязанностей по всем договорам на оказание риэлтерских услуг: заключенным как с покупателями, так и с продавцами объектов недвижимости.
Данные предложения реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 (далее – Указ № 108): изменено понятие выгодоприобретателя, расширен объект страхования и, соответственно, страховой случай.
В частности, предусмотрено, что выгодоприобретателем для целей обязательного страхования ответственности являются стороны сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг при совершении сделки с объектами недвижимости.
К объекту обязательного страхования ответственности отнесены имущественные интересы страхователя (риэлтерской организации), связанные с причинением вреда сторонам сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг.
Страховой случай определен как неисполнение или ненадлежащее исполнение риэлтерской организацией обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг, повлекшее причинение вреда выгодоприобретателю.
Таким образом, с учетом норм Указа № 108 для наступления страхового случая не имеет значения, какая из сторон сделки заключит с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг (продавец или покупатель, арендодатель или арендатор и т.д.): если риэлтерская организация ненадлежащим образом исполнит свои обязательства по такому договору, то отвечать придется перед каждой из сторон сделки.
Страховая сумма составляет не менее 10 000-кратного размера базовой величины.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Сегодня, 25 марта, прошла церемония вступления в должность вновь избранного Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко.
25 марта 2005 года Президент подписал Указ № 150 «О Государственной программе возрождения и развития села на 2005–2010 годы». Разработанная по инициативе Президента комплексная Программа возрождения и социально-экономического развития белорусской деревни требовала огромных, ранее невиданных вложений. Речь шла о десятках триллионов рублей – на то время огромные средства...
За 20 лет по инициативе Главы государства в Беларуси реализована серия госпрограмм по развитию сельских территорий, агропромышленного комплекса. Основу же для эффективных комплексных преобразований заложила реализованная в 2005–2010 годах госпрограмма возрождения и развития села.
Программу называли важнейшим долгосрочным инвестиционным проектом государства. Обращали внимание, что это не ведомственный, как это было раньше, не отраслевой документ, а комплексный, более того, масштабный общегосударственный. Президент на выездном республиканском семинаре в Дрогичине акцентировал, что село – это не только продовольственный цех страны, но и родник национальных традиций, фольклора, народного творчества. Сохранить и развить этот источник – важнейшая государственная задача.
Уникальный по масштабам проект
Идея создания всеобъемлющего документа была предложена Президентом еще в 2003 году. В 2004-м Правительство, Администрация Президента и заинтересованные ведомства начали «обкатку» на практике направлений и методов возрождения белорусской деревни. Параллельно велась работа по подготовке проекта документа. По требованию Главы государства во главу угла был поставлен человек и его интересы. Определили два направления: социально‑экономическое развитие сельских территорий и совершенствование системы хозяйствования в новых рыночных условиях.
В 2005 году популярность нового слова «агрогородок» в газетных заголовках прирастала день ото дня, о грядущем масштабном обновлении говорила вся страна. «Белорусская нива» (так в то время называлась «Сельская газета») принимала в этом диалоге важную роль. Интерес был высок, ведь никто не знал точно, каким должен быть тот самый агрогородок, сколько денег на его создание следует потратить и что будет дальше по окончании программы…
28 января газета опубликовала спецвыпуск: проект предлагаемой госпрограммы и приглашение всем желающим высказать предложения. В республике развернулось широкое обсуждение. Спустя два месяца в статье «Уверенный старт в новое тысячелетие» газета писала о том, что за это время поступило немало откликов: «Авторы поступивших пожеланий были самых разных возрастов – от учащихся до пенсионеров. Анализ писем показал, что общество конструктивно восприняло предложенную концепцию возрождения села: отзывы носят положительный характер». Проект получил отклики и за пределами страны, в особенности в Российской Федерации.
В разработке госпрограммы приняли участие все министерства и ведомства, многие научные организации, специалисты-аграрии. На этом акцентировал внимание в своем комментарии («Белорусская нива» за 28 января) Министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Русак: «Без преувеличения можно сказать: документ уникальный по своей масштабности, ориентирован на глубинные преобразования почти в одной трети нашего общества и национальной экономики».
Благодаря госпрограмме возрождения и развития села, вложенным инвестициям в развитие АПК удалось не только преодолеть серьезное падение отрасли в постперестроечные годы, но и добиться ее динамичного роста, обеспечить продовольственную безопасность страны. Перед сельским хозяйством стояла задача за пятилетку увеличить совокупный объем валовой продукции на 45 процентов. Реконструировали, построили десятки молочно-товарных ферм, значительно обновили машинно-тракторный парк. Масштабная работа касалась также повышения плодородия почв и продуктивности мелиорированных земель, развития растениеводства и животноводства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, перерабатывающей промышленности, расширения внешнеторговой деятельности АПК, совершенствования господдержки АПК, техпереоснащения производства. Четко, конкретно были прописаны задачи и сроки их выполнения.
В одной из февральских статей «Белорусской нивы» за 2005-й размещена интересная статистика от начальника главного управления интенсификации животноводства Минсельхозпрода Ивана Карсеко: в 1963 году в среднем от коровы в общественном секторе Беларуси надоено 1040 килограммов молока, а валовой надой – 1,4 миллиона тонн. В 1990-м в сельхозорганизациях насчитывалось почти 1,7 миллиона коров со средней продуктивностью 3220 килограммов, что позволило увеличить валовое производство молока до 5,7 миллиона тонн. А дальше произошел спад: в 2003 году поголовье дойного стада в хозяйствах сократилось почти до 1,2 миллиона коров, а надои – до 2611 килограммов. Это падение, по словам специалиста, в значительной степени обусловлено и убыточностью производства молочной отрасли для подавляющего большинства хозяйств.
Одна из главных причин – низкая материально‑техническая база отрасли, которая устарела и морально, и физически. «Из 14,7 тысячи эксплуатируемых теперь в республике доильных установок около 70 процентов выработали свой ресурс, а более 4 тысяч подлежат срочной замене. Поэтому в программе предусмотрены конкретные меры по техническому перевооружению молочно‑товарных ферм. Уже в нынешнем 2005-м новое, современное оборудование будет установлено на 192 из них. По итогам года надои от коровы в 236 хозяйствах, включенных в программу, должны составить 5250, а в 464 – 4293 килограмма молока», – дополнил начальник главка.
Программа возрождения и развития села, учитывая ее масштабность, сумела дать мощный толчок, и спустя 20 лет мы можем с восхищением говорить о достижениях молочной отрасли. Ныне в Беларуси на душу населения производится более 900 килограммов молока – один из самых высоких показателей в мире. На внутреннем рынке потребляется менее трети. Остальное поставляется за рубеж, что позволяет стране быть одним из крупнейших мировых экспортеров по многим видам молочки. В 2024‑м рост в отрасли продолжился. Валовое производство молока составило 105,2 процента к показателю предыдущего года. Средний надой от коровы впервые превысил 6 тысяч килограммов. На 1 января 2025 года общее количество современных МТК возросло до 1683.
Качественно новые социальные стандарты
Но вернемся к программе. В ней производственный блок, хоть на него было направлено значительное финансирование, уходил на второй план. Приоритетное внимание – социальной сфере. За основу для создания около 1,5 тысячи агрогородков взяли центральные усадьбы агропредприятий, центры сельсоветов, в которых на тот момент проживало около 60 процентов сельчан. Это были качественно новые типы сельских поселков. Только к концу 2005 года их должно было насчитываться 164.
Речь шла о создании социальной инфраструктуры. Особый контроль уделялся вопросам здравоохранения, образования, культуры, торговли, благоустройству сел. В программе прописывалось строительство нескольких десятков тысяч жилых домов, реконструкция, ремонт 4,3 тысячи километров местных автомобильных дорог и многое другое.
В феврале «Белорусская нива» организовала выездную редколлегию в Каменецкий район. Вместе со специалистами говорили о будущем агрогородков, перспективах, кадровом вопросе и в целом о развитии аграрной отрасли. Подобные встречи позже прошли и в других регионах. Но ОАО «Беловежский» первым в этом списке был не случайно. В тот момент это уже многопрофильный агропромышленный гигант, в ходе реформирования объединивший производственные мощности и сельхозугодия нескольких колхозов. Прирастали показатели, создавались новые рабочие места, строилось для молодых семей благоустроенное жилье, обеспечивались необходимые условия для труда и отдыха. Это был один из примеров для создания в дальнейшем успешных агрогородков.
Участники редколлегии пришли к единому мнению: в любом деле нужны люди грамотные, влюбленные в свое дело. А для них нужно создавать оптимальные условия.
1 декабря 2005-го «Белорусская нива» опубликовала материал «Добро пожаловать в агрогородок Можейково». И, что примечательно, незадолго до 500-летия Можейково. Директор одноименного сельхозпредприятия, член Совета Республики Казимир Рахатко тогда подчеркнул, что база для агрогородка создана основательная, построен современный молочно-товарный комплекс, обеспечены отличные условия для труда и отдыха сельчан.
– Сохранили и приумножили все это. Можейково остается привлекательным сегодня. В 2023-м у нас прошли районные «Дажынкi». Агрогородок стал еще краше, например обновили асфальтное покрытие на сельских улицах. В этом году завершается реконструкция здания врачебной амбулатории, – отмечает председатель Можейковского сельсовета Алексей Гайко. – Особую атмосферу придают музыкальные башенные часы, установленные на административном здании. Ежедневно играет гимн страны. Сельчане любят малую родину, гордятся ею – это и формирует будущее как агрогородка, так и всей нашей республики.
В марте 2011-го подвели итоги реализованной госпрограммы по возрождению и развитию села. В частности, сообщили, что существенно удалось улучшить жизнь в белорусской деревне. Созданная сеть из равномерно распределенных по стране агрогородков позволила обеспечить социальные стандарты не только проживающему в них населению, но и жителям прилегающих территорий. Беларусь обеспечила свою продовольственную безопасность, стала заметным экспортером продуктов питания, созданы новые конкурентные преимущества республики в международной торговле.
Госпрограмма заложила основу дальнейших эффективных преобразований. В частности, на республиканском семинаре-совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли в апреле 2018 года Александр Лукашенко поручил Правительству совместно с регионами выработать действенный механизм реализации концепции «Деревня будущего» с учетом региональных особенностей.
Во время рабочей поездки в сентябре 2023 года в Белыничский район Александр Лукашенко акцентировал, что в будущем сельское население процентов на 80–85 будет жить именно в агрогородках, остальные – в крупных деревнях. А значит, их развитие должно продолжаться день ото дня. К слову, в агрогородке Вишов Белыничского района реализован пилотный проект по ремонту улично-дорожной сети, а агрогородок Великий Бор Хойникского района первым в стране в конце 2023-го перевел на электроотопление все жилые дома...
СПРАВКА «СГ»
Сегодня в стране насчитывается 1426 агрогородков, в которых проживают около 900 тысяч человек. В разрезе регионов складывается следующая картина: на Брестчине – 214 агрогородков, на Витебщине – 245, Гомельщине – 230, Гродненщине – 226, Минщине – 307, Могилевщине – 204.
В списке наиболее известных агрогородков страны – Остромечево, Парахонск, Федоры Брестской области; Лясковичи, Тихиничи Гомельской, Вертелишки, Жировичи Гродненской; Александрия, Вишов Могилевской, Снов, Сорочи Минской, Ахремовцы и Добромысли Витебской.
Диана Берникович, « Сельская газета», 25 марта 2025 г.