14.11.2023
Совещание по вопросам пассажирских перевозок
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 ноября провел совещание по вопросам пассажирских перевозок.
«К этому вопросу мы подходим не только и не столько потому, что был ряд происшествий на дорогах. Но и потому, что зачастую в нашей жизни существует много направлений и вопросов неупорядоченных. А поскольку это безопасность людей, наших граждан (я уже не говорю о налогах, злоупотреблений хватает там), этот вопрос подлежит упорядочению», – отметил белорусский лидер.
«Сегодня нам нужно досконально разобраться и установить единые для всех правила игры. Жесткие, прозрачные и понятные. Никого не надо давить, травить, увольнять и прочее. Правила игры одинаковые для всех! И для легальных и нелегальных, организованных и неорганизованных. По единым правилам. Шаг влево, шаг вправо… Определить надо, какие функции берет на себя государство как регулятор: как будет осуществляться тотальный контроль в этой сфере, какие дополнительные обязанности появятся у перевозчиков», – заявил Президент.
Глава государства отметил, что вопрос по пассажирским автоперевозкам касается маршруток, которые курсируют в городах и между населенными пунктами, машин такси.
«У государства к данной сфере есть два простых требования. Первое – безопасность людей. Таким видом транспорта пользуются многие наши граждане и гости страны. Второе – легальная работа перевозчиков. Потому что выручку занижают, прячут, в конвертах зарплаты платят, налоги не платят в бешеных размерах. Этим занимаются правоохранительные органы. Хотелось бы, чтобы Кубраков вместе с Тертелем (руководители МВД и КГБ. – Прим.) мне доложили до нового года для принятия решений. Нечего с ними разговаривать. Налог не уплатил – туда (речь о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством. – Прим.)», – сказал Глава государства.
Он констатировал, что, в общем-то, понятные и справедливые правила соблюдают далеко не все участники этого бизнеса: «Как показывают проверки Комитета государственного контроля, бессовестных дельцов немало».
Так, за 9 месяцев 2023 года проверено немногим более 10 тыс. автомобилей. Выявлено около 9 тыс. нарушений.
«Самое страшное, что нелегалы намеренно уходят от требований безопасности, которые предъявляются к регулярным перевозчикам: наличие необходимой водительской категории и стажа. Людей возят все, кто хотят, а потом дикие аварии, – сказал Александр Лукашенко. – Стажа нет, категории нет, допуска в рейс нет, техосмотра нет, режим труда и отдыха не соблюдается. Бомбят с утра до вечера эти водители. Потому что это же деньги для хозяина. Такое отношение к делу рано или поздно приведет к трагедии, подобной в Смолевичском районе, где погибли полтора десятка человек, и дети тоже».
С финансовой точки зрения чаще всего выявляют сокрытие выручки, дробление бизнеса, зарплату в конвертах, неуплату налогов. «Нам, Роман Александрович (Премьер-министр Роман Головченко. – Прим.), надо ужесточить наказание по реальным вещам: раздробил бизнес – отвечай. Не уплатил налоги… Слушайте, кто нас упрекнет: в Америке пожизненное заключение можно получить за неуплату налогов – демократичная страна, – заметил Глава государства. – Отсюда недобросовестная конкуренция с легальными перевозчиками, что сказывается на работе всей отрасли автомобильных перевозок. То есть возят без системы, крадут, воруют, не платят налоги. Конечно, какие автобусы и прочие могут с ними конкурировать?! То есть неравные условия. Мы что, этого не видим?»
В результате потери бюджета исчисляются десятками миллионов рублей, а добросовестные перевозчики вынуждены закрывать свой бизнес, увольнять людей.
Правительство подготовило проект Указа, регулирующий отношения в сфере автомобильных перевозок пассажиров. Возможные новации в этой сфере стали темой обсуждения на совещании у Президента.
Предлагается организовать реестр легальных перевозчиков, диспетчеров и других участников процесса. «Думаю, вы определитесь, каких других. Чтобы у нас опять не было там каких-то возможностей уйти от правил, – отметил Глава государства. – Кто не включен в данный реестр, оказывается вне закона, его деятельность будет выявляться и пресекаться контролирующими органами».
«То есть тебе разрешили перевозить людей такси и маршрутками, ты в реестре – иди и вози. Правила будут тоже установлены. Если тебя там нет и, не дай бог, ты занимаешься этими перевозками – к Кубракову и к Тертелю (речь о привлечении к ответственности уполномоченными правоохранительными органами. – Прим.). Жесточайшим образом надо пресекать это, чтобы понимали. Но еще раз говорю: не надо давать им повод, что «мы задавили, кого-то травим» и так далее. Все, кто может, кого допустили к этим перевозкам, – работайте, все в равных условиях. Шаг влево, шаг вправо – жесточайшее наказание», – пояснил белорусский лидер.
Одна из тем касается интернет-агрегаторов. «Очевидно, что всем, кто хочет работать в Беларуси, необходимо разместить свои информационные системы на нашей территории. К новому году эта норма должна работать. Никаких польских, немецких, голландских фирм. Это непреложные требования государства как гаранта обеспечения безопасности, защиты персональных данных, пресечения противоправных действий. Как здесь обстоят дела, какова позиция агрегаторов?» – поинтересовался Александр Лукашенко.
Глава государства поручил взять эту сферу на контроль.
На совещании он попросил представить позиции всех заинтересованных по внесенному документу ведомств. «Все ли учтено в представленном проекте указа? Достаточно ли этого, чтобы обеспечить безопасные перевозки и прозрачную, легальную работу?» – поставил вопросы Глава государства.
Он отметил, что проект Указа разработан в Правительстве при участии Комитета государственного контроля и Комитета государственной безопасности.
В начале совещания по теме мероприятия доложил вице-премьер Анатолий Сивак, который в Правительстве отвечает за транспортную сферу. Он рассказал о росте перевозок пассажиров на 2,6 % по итогам 9 месяцев этого года и количестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые имеют лицензии для перевозок на регулярных маршрутах.
Председатель КГК Василий Герасимов обратил внимание, что есть те, кто работает нелегально под видом нерегулярных перевозок. «Регистрируются, как будто они возят свадьбы, корпоративы, оказывают туруслуги. А на самом деле эта машина идет в 50 минутах впереди от регулярного рейса и собирает весь пассажиропоток. Они не регистрируются как регулярный рейс», – изложил он суть претензий.
Вице-премьер напомнил, что в 2017 году был подписан Декрет № 7, в рамках которого государство пошло на либерализацию рынка пассажирских автоперевозок. «Государство пошло навстречу, но бизнес это понял обратно – вседозволенность. И начались нарушения», – отметил он.
«Теперь пусть обижаются сами на себя», – заметил Александр Лукашенко.
Анатолий Сивак рассказал, что в большинстве случаев работу в нерегулярном сообщении (основная доля – такси) организуют иностранные субъекты, так называемы диспетчеры. Их информационные системы и ресурсы зачастую находятся за пределами Беларуси. Ограничений для деятельности нерезидентов в качестве организаторов перевозок (диспетчеров) в настоящее время не установлено, также не требуется получение каких-либо разрешений. В итоге эти иностранные субъекты заинтересованы лишь в получении доходов, невзирая на законность выполнения таких перевозок.
«Информация о выполненных заказах и сведения о заказчиках перевозок хранятся на серверах, находящихся за пределами Беларуси, что напрямую влияет на обеспечение национальной безопасности», – отметил вице-премьер.
«То есть ты заказываешь такси, в маршрутке где-то едешь, эта вся информация собирается на иностранных серверах, и там это все хранится?» – уточнил Глава государства.
Анатолий Сивак подтвердил, что это действительно так: «Деньги человека и информация об этой перевозке уходила за рубеж. В данном случае в Голландию. Когда начались санкции, эта картина изменилась – деньги начали уходить в Россию. Кроме того, вам за перевозку необходимо заплатить, например, 10 рублей. Эта компания себе оставляла 20–30 %, условно три рубля, а семь возвращала перевозчику. Вот такая была схема расчетов. По такой схеме работают и другие сервисы».
Вице-премьер также констатировал ухудшение ситуации с безопасностью пассажирских перевозок, о чем свидетельствует статистика ДТП, гибели и получении пассажирами травм. Растет количество жалоб со стороны населения и в отношении доступности услуг, расписания перевозок. Есть также множество нарушений финансового характера. «Существующие размеры штрафов и меры ответственности не позволяют должным образом пресечь нарушения законодательства», – констатировал Анатолий Сивак.
Проект Указа, вынесенный на совещание у Президента, был подготовлен с целью наведения порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров.
«Предусмотрено создание государственного реестра перевозок пассажиров, в который будут включаться сведения о перевозчиках, транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях и автомобилях такси), водителях и диспетчерах. Это законченный перечень», – доложил вице-премьер.
Он пояснил, что включение в реестр используемых автобусов позволит, например, отследить случаи, когда транспортная компания при выявлении каких-то нарушений может просто перерегистрироваться и продолжать работу с нарушением законодательства под другой вывеской.
Ожидается, что будет также предусмотрена обязанность для субъектов предоставлять государственным органам доступ к информации о выполненных заказах. А сами заказы на перевозки можно будет передавать только тем перевозчикам, сведения о которых будут внесены в реестр.
Для уменьшения импорта услуг, снижения риска утечки персональных данных граждан проектом указа установлено право иностранных компаний оказывать услуги диспетчера перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении (диспетчера такси) только в случае создания ими на территории Беларуси юридического лица. Они также будут обязаны использовать в своей деятельности информационные системы и ресурсы, размещенные на территории Беларуси.
В целях повышения уровня безопасности для перевозчиков планируется установить обязанность видеофиксации выполнения перевозок пассажиров.
Проектом Указа предусмотрены механизмы приостановления нахождения и исключения из реестра для недобросовестных перевозчиков.
Анатолий Сивак уверен, что эти меры позволят повысить ответственность перевозчиков в части соблюдения законодательства и выведут часть их из тени, создадут для субъектов на рынке перевозок равные условия хозяйствования, повысят безопасность перевозок пассажиров.
Совещание по развитию районов Припятского Полесья
Развитие районов Припятского Полесья и реализация соответствующей программы стали темами совещания у Президента Беларуси Александра Лукашенко.
«Повестка нашего совещания определена давно – вопрос развития Полесья до 2030 года, – сказал Глава государства. – Напомню, что данная программа – одно из ключевых предвыборных обещаний Президента полешукам. Выборы состоялись давно. Это не значит, что мы там ничего не делали. Очень много сделано».
Президент отметил, что в этом году в работе на Полесье чувствуются результаты. «Но это только маленькие первые шаги. Работы море», – предупредил белорусский лидер.
Глава государства рассказал, что недавно осмотрел все районы Полесья и имеет полное представление, как полешуки хозяйствуют на земле.
Программа до 2030 года охватывает девять районов, где живут 350 тыс. человек.
«Касаясь программы, мы должны знать и понимать, какие надо провести мероприятия в рамках программы и вне ее, чтобы полешуки заметили, да и вся Беларусь, что мы серьезно занимаемся Полесьем. С одной стороны. С другой – мы всегда должны помнить, а есть ли у нас на это деньги для того, чтобы эти мероприятия осуществить», – заметил белорусский лидер.
В этой связи он попросил в докладах уйти от «излишней советскости», чтобы в итоге не получилось так, что деньги выделили под какие-то задумки и планы, а результатов в итоге не заметили. «Как раз для этого нужны конкретные мероприятия, предприятия, которые будут способствовать появлению новых рабочих мест (хотя это сегодня не самое главное), развитию Полесья на века, навсегда», – подчеркнул Александр Лукашенко.
«Все должно быть точно просчитано, выверено и главное – в перспективе приносить экономическую отдачу. Особенно когда речь идет о бюджетных средствах. Лишних денег в стране нет, – сказал Президент. – Мероприятия программы должны быть конкретными, укладываться в простой алгоритм: мы должны видеть цель, поставить перед собой определенные задачи и действовать на результат. Об этом я вас предупреждал. Как мне докладывают, в целом вы их оптимизировали. Однако по-прежнему они не обеспечены в полном объеме деньгами. И финансовый разрыв приличный».
Глава государства обратил внимание, что не хватает порядка Br400 млн, или 6 % общего объема средств, выделенных на программу (около Br6,5 млрд). В связи с этим Президент попросил дать конкретный ответ на главный вопрос: за счет каких финансовых источников планируется реализовать соответствующие мероприятия и что это будут за мероприятия.
Александр Лукашенко отметил, что курировать работу по выполнению программы будет истинный полешук Михаил Русый – уполномоченный представитель Главы государства в Брестской области и председатель Постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Президент коснулся ряда конкретных аспектов в развитии Полесья. Один из них – природные вызовы, которые требуют комплексных, системных решений и, возможно, крупных инвестиционных проектов. Сегодня Брестчина и Гомельщина – яркий пример того, что происходит с климатом. В этом плане стало принято ссылаться на постоянные засухи, обмеление рек и мелиоративных каналов, чего три-четыре десятка лет назад не наблюдалось в принципе. «Это как раз и есть эта «советскость» – вот по-старому мы все: «Обмелело, то плохо, это плохо…» – заметил Глава государства.
Александр Лукашенко обратил внимание на возможности и имеющиеся водные ресурсы, главный из которых – Припять: «Куда уходят эти воды? Ладно бы Украина пользовалась сполна днепровскими водами… В море уходят эти воды. Так почему же мы сегодня не думаем о том, что эту воду надо «повернуть вспять» тогда, когда нужно, и туда, куда нужно?»
В связи с этим Глава государства упомянул, что руководство Гомельской области предлагало ему вернуться к теме Днепро-Бугских каналов. Александр Лукашенко поручал председателю облисполкома Ивану Крупко внести предложение. «Он мне как внес предложение – у меня в глазах потемнело. Потому что таких огромных денег у нас просто нет», – сказал Президент.
Александр Лукашенко тем не менее отметил, что по поводу этой идеи надо еще посоветоваться со знающими и понимающими людьми, которые прониклись данной темой: «Если надо этим путем идти и это окупится и принесет результат Гомельской области – перекрестимся и начнем делать. Поэтому надо довести все до ума. Не то что где-то идею услышали хорошую и «бабахнули»: «Давайте деньги!». Надо понимать. Есть у нас деньги или нет, будут или нет, даст результат или нет. Если даст – будем искать деньги».
«Мы этот задел – системы Днепро-Бугских каналов – не загубили. И сегодня, когда нужна влага на полях, он может сильно пригодиться. Но мы не должны идти вслепую. Надо серьезнейшим образом этот вопрос проработать. Подумайте над формулой цены вопроса», – добавил Глава государства.
Александр Лукашенко напомнил и о задачах по мелиорации, которая в нынешних условиях должна быть ориентирована не только на осушение, но и в том числе на обводнение территорий: «У нас часто засушит в Гомеле (почвы мы знаем гомельские), и нам нужна была бы водичка. Но об этом надо сегодня думать. Не осушать, а мелиорация – обводнение должно быть. Кстати, мы же и строили так эти мелиоративные системы. Просто надо восстановить это и работать. Это направление наших действий. От земли надо идти».
Президент ориентирует с учетом всех этих факторов выстраивать стратегию и тактику развития районов, включенных в программу развития районов Припятского Полесья, не забывая в то же время про обустройство территорий, прилегающих к Припяти, сохранение экологии реки и уникальнейшей природы.
«Природа уникальная, своеобразная. В мире нигде природы такой нет. И почвы весьма своеобразные. И я бы не сказал, если в целом взять, что они богатые. Песчаные почвы в основном. Но если по уму, то и на них можно получать соответствующие урожаи», – уверен Глава государства.
Президент также обратил внимание на туристический потенциал региона, который вообще не раскрыт, – от нацпарка до агроусадеб. «А это хорошие деньги, – заметил Александр Лукашенко. – Нам надо самим этим заниматься. Где-то что-то строить. Ведь для туристов сегодня важны не дворцовые эти интерьеры. Им хочется что-то из дерева, приехать отдохнуть с детишками. А это мы умеем делать. У нас для этого есть все. И делать это надо не то что быстро, а мгновенно. Потому что эта золотая жила уходит. Поэтому надо делать мгновенно, чтобы окупить недорогой проект и заработать на этом деньги».
Встреча Президента Беларуси с губернатором Ростовской области России Юрием Слюсарем
Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 ноября встретился с губернатором Ростовской области России Юрием Слюсарем.
Глава государства заметил, что это его первая встреча с Юрием Слюсарем в должности руководителя региона, но прежде они уже встречались – во время визита Президента Беларуси в Иркутскую область в июне 2024 года, когда Александр Лукашенко посещал Иркутский авиационный завод (ИАЗ), а Юрий Слюсарь занимал пост руководителя ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
«Буквально короткий разговор с Вами, даже не по конкретной теме… Вы тогда подняли очень важную тему, связанную с промышленностью, машиностроением. Вы крылатую фразу сказали: если нет станков, так о каком машиностроении, самолетостроении можно говорить?» – напомнил Александр Лукашенко, отметив, что абсолютно согласен с такой точкой зрения.
Президент обратил внимание, что еще во время Советского Союза в Беларуси активно развивалось производство станков. «Все предприятия, которые тогда были в Союзе, мы сохранили. И даже продвинулись вперед, насколько это возможно», – констатировал Глава государства. И сейчас в стране производится качественная продукция станкостроения, которая наиболее востребована и необходима на рынках. «В средствах массовой информации все чаще говорят: ах, вот станки с ЧПУ, ах там вот какие-то «космические» станки, которые мы только видели и производить не умеем, а производят полторы-две страны. Возможно. Но таких-то ведь станков немного надо. Все остальное мы умеем делать. И в России, и особенно у нас. Я знаю точно», – подчеркнул Александр Лукашенко. Это направление необходимо развивать, уверен Президент, и Беларусь к этому готова.
Еще одно направление совместной деятельности, которое обозначил Александр Лукашенко, это промышленный блок, который включает и совместные проекты, и поставки продукции. Сотрудничество в этой отрасли представляет взаимный интерес, особенно с учетом географического положения Ростовской области и близости новых регионов России, которые в дальнейшем понадобится восстанавливать. «Никуда не денется Россия и руководство России от того, чтобы развивать этот регион. С учетом того, что придется очень много после войны вкладываться в эти восточные регионы», – заметил белорусский лидер.
«Мы приняли однозначное решение, что мы там должны присутствовать, всей своей продукцией, в которой вы и соседи (ближайшие к Ростовской области регионы. – Прим.) нуждаться будут и нуждаются», – сказал Александр Лукашенко.
Он напомнил о решении построить в этом российском регионе мультибрендовый центр отечественной техники. «Нам надо подумать, чтобы все было в одном центре и поближе, насколько это возможно. Чтобы мы могли продавать свою технику, свои запасные части по выгодной конкурентной цене», – отметил Глава государства.
«Мы готовы туда идти и предложить условия лучше, чем иностранцы. Но это зависит от вас, даже не от нас. У нас принято решение, и мы в этом направлении будем действовать», – подчеркнул Президент.
Положительно он оценил и ход реализации совместных проектов, в том числе в сфере самолетостроения, энергетики, промышленной кооперации. И такое тесное сотрудничество дает свои результаты. Так, например, товарооборот за последние пять лет вырос вдвое. «Те технологии, которые мы сохранили и приумножили, собрав со всего мира, мы без проблем передаем вам, будем вместе там работать. И это же не благотворительность, мы не бесплатно работаем», – отметил Александр Лукашенко.
Аналогичным образом Беларусь готова действовать и в развитии сотрудничества в агропромышленном секторе, тем более что отечественные продукты питания уже имеют хорошую репутацию на российском рынке благодаря своему отличному качеству. «Не накормив, не одев людей (а даже в теплой Ростовской области иногда зимой бывает и холодно), разговаривать о какой-то политике нечего. Мы готовы подключиться к этому (обеспечению населения продовольственными продуктами. – Прим.), если у вас будет такое желание, – заверил Глава государства. – Все, что мы можем (производить в этой сфере. – Прим.), может и Россия, но Россия огромная, а Ростов рядом (на сравнительно небольшом расстоянии от Беларуси. – Прим.). Мы готовы с вами сотрудничать по всем направлениям. Главное – договориться».
Для Беларуси как страны с экспортно ориентированной экономикой, безусловно, важное значение имеют поставки продукции, прежде всего на традиционные рынки, к которым относится и российский. «Это вопрос номер один – экономика. Она везде играет наиважнейшую роль, – заявил Глава государства. – Если будет ваша поддержка, мы готовы предоставить комплекс услуг и товаров, которые очень нужны будут и вам, и вашим соседям».
Президент подчеркнул важность сохранения и развития взаимоотношений двух стран, особенно в нынешних непростых условиях. «Давление извне колоссальное. Не называю адреса, пароли, явки. Вы это хорошо знаете. Поэтому нам надо удержать свое. Беларусь и Россия были вместе и будут. Никто не сможет разорвать наше единство, как бы кому-то ни хотелось. Этого не позволят люди, народы. Это надо выдержать, это надо удержать. Это главное», – сказал белорусский лидер.
В основе такого сотрудничества – множество факторов, включая культурную, историческую общность, межличностные контакты, но прежде всего, по мнению Президента, должна быть экономика. Она играет наиважнейшую роль, это главное, что должно объединять два государства. «А не ходить тут с «Россотрудничеством» и агитировать за Россию. Не надо. Белорусов за Россию агитировать не надо. Надо экономически связывать наши государства и народы», – заявил Александр Лукашенко.
В качестве примера эффективных решений, которые содействуют развитию сотрудничества, Президент привел увеличение числа рейсов очень востребованных поездов «Ласточка» по маршруту между Москвой и Минском. «Эти обезумевшие закрыли границу на запад. Ну, хорошо. Наши ездили в Питер, в Москву… В Казань поехали люди из Минска (в том числе поболеть за минское «Динамо» на хоккейном матче с «Ак Барсом» 16 ноября в Казани. – Прим.) – к себе домой. Никто их не сдерживает. Самолеты, вертолеты, поезда, автобусные маршруты – они очень у нас востребованы. А у россиян востребована Беларусь», – сказал Глава государства. Например, россияне – на первом месте среди посетителей туристических объектов в Беларуси. Большим спросом пользуются и белорусские гостиницы, востребованы медицинские услуги.
«Литовцы визжат, верещат сейчас: откройте границу. Мы ее не закрывали. И мы никогда плохо ни к полякам, ни к литовцам, ни к латышам не относились. Это наши соседи, куда деваться? Да, они сегодня управляются извне, – заметил Александр Лукашенко. – Знаете, жизнь заставит... Придут к власти другие люди, которые будут видеть интересы в Беларуси и России, как это было раньше. Зачем (было. – Прим.) терять эти рынки, терять такие добрые отношения?»
Говоря о решениях, которые навредили Литве, Глава государства привел пример закрытия Игналинской АЭС. «Когда они угробили Игналинскую атомную станцию под видом зеленой экономики, мы их предупреждали: не делайте это, она вам нужна будет. Нет, закрыли, угробили, разворовали. И мешали нам строить эту станцию (речь о Белорусской АЭС. – Прим.)», – подчеркнул Президент.
При этом, отметил белорусский лидер, во время строительства атомной станции в Беларуси он приглашал в страну литовских специалистов в этой области, которые оказались невостребованными в своей стране. «Мы ее строили, и я пригласил специалистов литовских (с ними была проблема в Литве): приезжайте на нашу станцию, будем работать. Тем более, мы нуждались в кадрах. Они думали, мы без них не обойдемся. Мы вместе с россиянами решили эту проблему. На нашей станции тысячи три работает, и еще тысяча нужна будет для третьего энергоблока», – заключил Президент.
Глава государства отметил, что с российским партнером «Росатомом» обсуждалось строительство новой атомной станции. «Решили, что третий блок построим и будем вести диалог по строительству второй атомной станции – опять же, на востоке (Беларуси. – Прим.)», – сказал Александр Лукашенко.
«Если мы построим на юго-востоке Беларуси вторую атомную станцию... Может, это надо будет и юго-западу России. Всякое может быть», – добавил Глава государства.
Белорусский лидер заявил, что также обсуждал этот вопрос с Президентом России Владимиром Путиным во время телефонного разговора 15 ноября: «Мы с Владимиром Владимировичем обсуждали позавчера этот вопрос, договорились, что продолжим обсуждение».
По словам Александра Лукашенко, Владимир Путин поддержал идею строительства третьего энергоблока Белорусской АЭС. «Мы готовы построить третий блок. Отторжения у Президента нет абсолютно – чувствую, знаю его поддержку. У руководителя «Росатома» абсолютная поддержка. Конечно, они в этом заинтересованы, – отметил Глава государства. – Тем более что мы готовы сами процентов на 85–90 построить эту станцию. Ну а инжиниринги, реактор – это россияне. Основные эти элементы мы возьмем у России, все остальное мы умеем делать. Нас россияне научили при строительстве этой первой станции».
Говоря о компетенциях белорусских специалистов, Александр Лукашенко обратил внимание, что они помогают россиянам в строительстве станций за рубежом. В частности, отечественные специалисты трудятся на строительстве АЭС в Венгрии и Египте. «В России сегодня дефицит кадров, как и у нас. Но у нас есть эти специалисты, и вот 3 тыс. работают с вашими ребятами на объектах. Это вы нам технологии передали и научили нас этому», – подчеркнул он.
В свою очередь Юрий Слюсарь отметил, что для него и членов делегации Ростовской области большая радость оказаться в Беларуси. «Я в новом качестве. Наверное, у меня первый такой международный визит», – сказал он.
Руководитель региона пояснил, что много бывал в Беларуси в прежних должностях. Он высказал слова уважения и благодарности за тот период сотрудничества с партнерами из Беларуси, в том числе по линии предприятий и министерств. «Всегда действительно высокая и производственная культура, и дисциплина, и ответственность – то, что отличало наших белорусских партнеров. Я очень благодарен за возможность в тот период поработать, посотрудничать», – отметил губернатор.
Говоря о своей работе на предыдущем посту президента ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», Юрий Слюсарь выразил уверенность, что коллеги продолжат реализацию начатых проектов, в том числе по линии сотрудничества с предприятиями Беларуси: «Это касается и ремонта, номенклатуры. Авиация будет успешно развиваться. И в военном, и в гражданском (направлениях. – Прим.). У нас нет другого варианта. Мы никогда уже в России на «Боинги» и «Эйрбасы», надеюсь (и уверен), не пересядем».
Юрий Слюсарь подчеркнул, что чем больше будет в этом плане проектов в сфере авиации, тем более будут в том числе востребованы те заводы, возможности и компетенции, которые есть в Беларуси.
«В том числе мы с Вами говорили, что касается станкостроения. На самом деле мы немножко упустили (это направление. – Прим.). Хорошие станки немецкие, японские и швейцарские, которые покупали. Но, не освоив их у себя, говорить о том, что машиностроение стоит крепко на ногах, конечно, не приходится», – подчеркнул губернатор.
Александр Лукашенко одобрил проект изменений в соглашение о бюджете Шанхайской организации сотрудничества
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 ноября подписал Указ № 398, которым одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект Протокола о внесении изменений в Соглашение о порядке формирования и исполнения бюджета Шанхайской организации сотрудничества от 1 декабря 2017 года.
Проектом протокола закрепляется возможность уплаты ежегодных взносов в бюджет ШОС не только в долларах США, но и в иных валютах.
На подписание данного международного договора уполномочено Правительство. Планируется, что это произойдет в ходе заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств – членов ШОС в Москве, намеченного на 17–18 ноября этого года.
Состоялся телефонный разговор Президента Беларуси с Президентом России Владимиром Путиным
Телефонный разговор Президента Беларуси Александра Лукашенко с Президентом России Владимиром Путиным состоялся 15 ноября.
Главы государств обсудили развитие двусторонних отношений, в том числе рассмотрев новые перспективные проекты. В частности, Президенты затронули вопрос строительства нового энергоблока на Белорусской АЭС в Островце.
Александр Лукашенко и Владимир Путин также обсудили вопросы обороны и безопасности.
Отдельно в разговоре главы государств остановились на ситуации, которая складывается на границе Союзного государства.
Более подробно обсудить вопросы и темы, представляющие взаимный интерес, Президенты договорились в ближайшее время – прежде всего в ходе предстоящего в конце ноября в Бишкеке саммита Организации Договора о коллективной безопасности.
Совещание о результатах работы БелАЭС, увеличении электропотребления и предложениях о строительстве новых атомных мощностей
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 ноября собрал совещание о результатах работы БелАЭС, увеличении электропотребления и предложениях о строительстве новых атомных мощностей.
«Пять лет назад, торжественно запуская в работу первую белорусскую атомную электростанцию в Островце, страна вступила в новую эру. Сооружение АЭС не только укрепило нашу энергетическую безопасность, но и определило дальнейшее развитие Беларуси как высокотехнологичного государства. Если хотите, наличие у страны собственной атомной станции – это в определенном смысле способ обеспечения суверенитета и независимости», – заявил белорусский лидер.
Он подчеркнул, что во главе угла на каждом этапе строительства и эксплуатации станции были и остаются безопасность и надежность.
Александр Лукашенко отметил, что пятилетка – это достаточный период, чтобы подвести промежуточные итоги: «Мы обеспечили себя источником доступной, экологически чистой энергии на десятилетия вперед, получили экономический и экологический эффект».
Президент привел ряд фактов о результатах работы БелАЭС. Сокращены выбросы парниковых газов на более чем 26 млн т. За все время работы станция выработала более 53 млрд кВт.ч электроэнергии, что позволило полностью отказаться от ее импорта. Также удалось снизить зависимость от природного газа (на 14,5 млрд куб.м), доля которого в генерации энергии доходила до 95 % (сейчас около 65 %), и сэкономить бюджетные средства (более $1,6 млрд).
Кроме того, атомная станция кардинально изменила облик белорусской энергетики. В рамках интеграции БелАЭС в энергосистему реализована масштабная программа модернизации электросетей – реконструировано более 1,7 тыс. км, построены современные подстанции, внедрены прорывные цифровые технологии, повышающие надежность электроснабжения потребителей.
«В стране сформирована новая отрасль экономики, созданы необходимая инфраструктура и современная система подготовки кадров. Всего этого мы не имели. За годы реализации национальной ядерной энергетической программы нами накоплены уникальные компетенции по вопросам проектирования, сооружения, эксплуатации и обслуживания объектов атомной энергетики», – подчеркнул белорусский лидер.
БелАЭС также придала импульс росту энергопотребления. В 2024 году достигнут его исторический максимум – 43,3 млрд кВт.ч. За последние 5 лет прирост составил около 6 млрд кВт.ч.
«Поменялось отношение белорусов к мирному атому. По данным социологов, в начале строительства БелАЭС его поддерживало 60 % населения, а сегодня, с учетом работы и иных положительных факторов, – уже более 80 %», – заявил Глава государства.
Он констатировал, что новые возможности для экономики с атомной энергетикой видят не только в Беларуси. Это уже глобальный тренд. Сегодня в мире эксплуатируется 416 ядерных реакторов, еще 63 находится на этапе строительства. «Все строят, кто может», – заметил Президент.
По прогнозам МАГАТЭ, общая мощность АЭС в мире в ближайшие 25 лет увеличится более чем в два раза, а доля атомной генерации в мировом производстве электроэнергии вырастет до 12 %.
«Но еще вчера многие западные политики пытались сделать ставку исключительно на возобновляемую энергетику. Сегодня там уже рассказывают о преимуществах сооружения АЭС, даже термин новый появился – «ренессанс атомной индустрии». Это касается и соседних стран – Польши и Литвы, которые рьяно противодействовали строительству нашей атомной станции, – заметил белорусский лидер. – Все это подтверждает правильность выбранного нами пути».
«У нас 100 процентов населения имеет доступ к электроэнергии. При этом в рейтинге стран Европы Беларусь занимает 3-е место, где самая низкая цена на электричество. По данным рейтинга, опубликованного в июне 2025 года, самая низкая стоимость электроэнергии в Казахстане, России и Беларуси», – сказал Президент.
Александр Лукашенко отметил, что за счет использования электричества для отопления и горячего водоснабжения, строительства электродомов повышается комфортность проживания сотен тысяч людей. В 2021–2025 годах возведено более 2 млн кв.м такого жилья. На электроотопление переходят и жители частных домов – за прошлый год подано более 160 тыс. заявок.
«Нам надо людям строить комфортное жилье. Чтобы отопление было электрическим. Это вообще чудо для человека», – подчеркнул белорусский лидер.
В стране также развивается электротранспорт, причем не только в крупных городах. «Пилотные проекты по переводу общественного транспорта на электрический внедрены в Жодино, Новополоцке, Шклове. А в целом на сегодняшний день в стране эксплуатируется более 44 тысяч электромобилей и насчитывается свыше 1870 зарядных станций», – привел данные Глава государства.
В этой связи вызывает удивление, почему есть недостаток общественных видов транспорта в пригородном и междугороднем сообщении, заметил Президент. Эта тема, по его словам, поднимается людьми в том числе в социальных сетях. «Люди обижаются: стоят, особенно в часы пик, по 150 метров, как они пишут, в очередях, чтобы втиснуться в эту маршрутку вонючую, – сказал Александр Лукашенко. – Слушайте, чего вы над людьми издеваетесь?!»
«Мы что, не можем заменить эти маршрутки, Александр Генрихович, автобусами? – заметил Президент, обращаясь к Премьер-министру Александру Турчину. – Надо поставить, вплоть до того, что не только на двигателях внутреннего сгорания автобусы, но и электробусы поставить. И пусть идут. С удовольствием люди поедут. Комфортно, воздухом дышат в этом автобусе, не сидят там (как в маршрутках. – Прим.) зажавшись». По словам Президента, это был бы и более безопасный вид транспорта: «Ну, потеряем мы 2–3 минуты, но живы будем и здоровы».
«Александр Генрихович, ну что это, опять мои указания нужны? Надо видеть, чем люди живут. Мы запросто это можем сделать, и это окупаемый проект», – подчеркнул Глава государства.
Президент попросил доложить о принятых мерах по увеличению электропотребления, их результатах и предложениях по дальнейшему развитию электроэнергетики и связанных с ней отраслей.
«Например, майнинг криптовалют, электротранспорт, строительство жилья с электроотоплением. Акцент – на перспективах загрузки действующих и новых мощностей, – сказал Глава государства. – Я тут всякие записки прочитал и мнения. В одной из записок пишут, что майнинг криптовалют может быть нестабильным. Где-то выше, где-то ниже. У нас сейчас весь мир болеет глобальной проблемой – уйти от зависимости от одной валюты – доллара. И этот процесс будет нарастать. И криптовалюта является, наверное, одним из вариантов ухода».
«Так почему ж мы уже так переживаем? Волатильность какая-то… Ну, наверное, будет. Но волков бояться – в лес не ходить», – подчеркнул белорусский лидер.
«Электромобили. Уже сегодня все ринулись. Тоже кусок большой. Ну и экономику надо ж развивать. А без электрической энергии какая экономика? Мы же машиностроительная страна. Да и в сельском хозяйстве. Мы практически везде можем перевести наш транспорт в сельском хозяйстве, вообще по стране, на электричество», – сказал Президент.
Он напомнил, что руководитель Национальной академии наук обещал разработать в Беларуси отечественную электробатарею, что в случае успеха позволило бы не закупать соответствующие комплектующие за рубежом.
«Вот это будет прорыв. Вот пусть наши ученые покажут свою прыть. Получите неимоверные деньги за это. Тем более, это ж не новинка», – сказал Александр Лукашенко.
Президент отметил, что Правительству было поручено проработать вопрос о сооружении второй АЭС или как минимум дополнительного третьего энергоблока на действующей станции. В связи с этим он предложил обсудить существенные особенности, преимущества и недостатки этих вариантов.
«С Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным мы обсуждали наше сотрудничество в ядерной энергетике в ходе встречи на Мировой атомной неделе в конце сентября этого года. Понимание и поддержка с российской стороны есть, очередь за нами. Мы прежде всего должны определиться, будем или не будем. Если будем, то когда, где, – отметил Глава государства. – Это чудо для Беларуси – атомная энергетика».
Первый вариант – строительство нового энергоблока на станции в Островце как второй очереди БелАЭС. Там есть все условия и специалисты: площадка для размещения, производственная, технологическая, социальная инфраструктура. Значит, есть возможность построить дешевле. «И грунты там уже исследованы от а до я, и там ничего уже не надо доисследовать», – констатировал Александр Лукашенко.
Второй вариант – сооружение новой станции на востоке страны, где это позволяют грунты. Соответствующая площадка рассматривалась еще при принятии решения о строительстве уже действующей АЭС. Строительство с нуля на новом месте потребует в большем объеме финансовых вложений и организационных решений, но даст мощный импульс для развития восточного региона. «Тоже из медвежьего угла превратим восточный регион в высокоразвитую территорию Беларуси. Это новые рабочие места, привлечение инвестиций, реализация инновационных проектов и внедрение новых технологий», – сказал Президент.
В своем вступительном слове на совещании Глава государства напомнил, что Островец, где построена АЭС, приобрел статус современного и перспективного города. Численность населения в нем увеличилась почти вдвое – с 8 тыс. до 15 тыс. человек. На станции работают около 3 тыс. человек, 30 % из них – молодежь в возрасте до 32 лет, а средний возраст коллектива – 38 лет. «Выпускники энергетических факультетов мечтают попасть туда на работу. Прекрасный город. Не надо никого агитировать. По любым специальностям люди туда едут. По благоустройству, инженерной инфраструктуре, уровню доходов (в тройке лидеров по всем регионам) мы считаем Островец золотым стандартом для развития районных центров», – отметил Александр Лукашенко.
Таким образом, заметил Президент, атомная станция – важнейший драйвер регионального развития на десятилетия вперед. Этот фактор он предложил особо учитывать в контексте нынешнего разговора.
Итог обсуждения – принято решение о развитии Островецкой атомной электростанции, реализации второй очереди – сооружения третьего энергоблока. Однако это не означает, что от идеи строительства еще одной отдельной АЭС в Беларуси отказались в принципе. Параллельно со строительством третьего энергоблока на БелАЭС будет организована работа по исследованию площадок на территории Могилевской области, где в дальнейшем в условиях роста электропотребления может быть принято решение о создании дополнительных атомных мощностей.