03.11.2023
Минздрав – об изменениях в Закон «О здравоохранении», касающихся обучения в клинической ординатуре
Сегодня в республике созданы все условия и возможности для непрерывного профессионального образования врача от студенческой скамьи и в течение всего периода профессиональной деятельности.
Однако стремительное развитие высокотехнологичной медицинской помощи требует от здравоохранения создания современной системы профессиональной подготовки врачей-специалистов, обеспечивающей освоение передовых медицинских технологий в области оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, в связи с чем внесены изменения в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» в части нормативного закрепления подходов к подготовке врачей-специалистов в клинической ординатуре.
Сегодня задачами клинической ординатуры являются не только профессиональная подготовка врачей-специалистов, направленная на углубление профессиональных знаний, совершенствование практических навыков и освоение передовых медицинских технологий, но и возможность изменения профиля медицинской специальности по всем профилям, по трем специальностям – допуск врачей-специалистов к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.
Активное развитие высоких технологий, в том числе в регионах, требует для работы в них высококвалифицированных врачей-специалистов, которые после подготовки смогут сразу приступить к работе с данным оборудованием и оказанию медицинской помощи без патронажа наставников в круглосуточном режиме.
Постановлением Министерства здравоохранения от 31 мая 2021 г. № 72 «О требованиях к занятию должностей служащих медицинских, фармацевтических работников» определены три наиболее сложные, высокотехнологичные специальности, требующие высокого уровня теоретических знаний и профессионального мастерства для последующей самостоятельной работы, особенно в регионах (врач-кардиохирург, врач-нейрохирург, врач-рентгено-эндоваскулярный хирург), занятие данных должностей возможно только после прохождения клинической ординатуры.
Указанные нормы Закона и постановления будут применяться к лицам, которые планируют занимать должности врача-кардиохирурга, врача-нейрохирурга, врача-рентгено-эндоваскулярного хирурга после вступления в силу Закона. Врачи, работающие на данных должностях в настоящее время, будут продолжать работать на своих должностях (прохождение клинической ординатуры для них не требуется).
Количество мест для подготовки в клинической ординатуре будет определяться Министерством здравоохранения как государственный заказ (аналог целевого набора в медицинские университеты) на основании прогнозирования текущей и дополнительной потребности государственной системы здравоохранения в конкретных врачах-специалистах.
Подготовка в клинической ординатуре по 3 специальностям (кардиохирургия, нейрохирургия, рентгено-эндоваскулярная хирургия) для занятия соответствующих должностей, а также подготовка в клинической ординатуре в целях изменения профиля медицинской специальности будет осуществляться по направлению нанимателя, в связи с чем сроки отработки после окончания клинической ординатуры составят, как при целевой подготовке, 5 лет.
Для занятия остальных 85-ти должностей врачей-специалистов никаких других изменений действующими нормативными актами не предусмотрено.
Подготовка в клинической ординатуре в целях повышения своего профессионального уровня, углубления профессиональных знаний, совершенствования практических навыков не является обязательной (в республике достаточно курсов повышения квалификации и возможностей для стажировок по всем направлениям медицинских специальностей) и осуществляется исключительно по желанию врача-специалиста.
Сроки прохождения подготовки в клинической ординатуре будут составлять от 2 до 5 лет в зависимости от формы подготовки и специальности ординатуры, а также с учетом требований к уровню приобретаемых профессиональных навыков и компетенций по конкретной специальности.
Предполагается, что для белорусских врачей для терапевтических специальностей достаточно 2-х лет подготовки, в том числе в заочной форме, для хирургических специальностей – 2-3 года; максимальный срок подготовки 5 лет необходим для иностранных граждан (с учетом требований к уровню приобретаемых профессиональных навыков и компетенций, необходимых для получения права на осуществление трудовой деятельности по медицинским специальностям в стране постоянного проживания иностранного гражданина).
В целях сохранения уровня доходов врачей-специалистов во время прохождения подготовки в ординатуре предусмотрены новации по форме прохождения клинической ординатуры в зависимости от учреждения, в которой будет проходить клиническая ординатура:
-
при подготовке в клинической ординатуре в заочной форме независимо от учреждения, в которой она проходит, на период прохождения циклов ординатуры за работником сохраняются место работы (должность), средняя заработная плата и командировочные расходы, а также оплата проживания и проезда;
-
подготовка в клинической ординатуре в РНПЦ и ГУ «Республиканский клинический медицинский центр» Управления делами Президента Республики Беларусь будет осуществляться на основании срочного трудового договора с оплатой труда в соответствии с законодательством;
-
подготовка в клинической ординатуре в медицинских университетах будет осуществляться в соответствии с договором о подготовке в ординатуре с выплатой стипендии в размере, кратном наибольшей величине бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, устанавливаемого Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала с применением коэффициента 4,0 (при подготовке по специальностям хирургического профиля) и 3,0 (при подготовке по специальностям терапевтического (педиатрического, стоматологического, медико-диагностического) профиля). Данный подход значительно увеличивает сумму стипендии (по сравнению с действующими подходами к ее расчету).
Новацией также является возможность во время прохождения клинической ординатуры использовать ресурсы нескольких клинических баз всех уровней оказания медицинской помощи (межрайонные центры, областные больницы, РНПЦ и др.), при этом урегулированы и финансовые затраты клинического ординатора при направлении его в иной населенный пункт.
По сообщению
официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Владимир Гусаков: мы стоим перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту
Мы стоим перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту. Это отметил Председатель Президиума Национальной академии наук, академик, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь Владимир Гусаков на заседании рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте (ИИ), передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«На вручении дипломов докторов наук и аттестатов профессоров Глава государства заметил, что сейчас все говорят об искусственном интеллекте, но мало кто понимает, что это такое. Мы в этой связи подготовили обстоятельную записку о сути, структуре, целях, задачах, результативности искусственного интеллекта и направили ее в Администрацию Президента. И в самом деле, сегодня мало кто понимает, что такое ИИ, поэтому сегодняшнее заседание можно назвать семинаром и мы таких семинаров должны провести много по разным направлениям и отраслям», – отметил Владимир Гусаков.
Он рассказал, что представителям всех отраслей – от образования и медицины до сельского хозяйства нужно понять ключевые моменты – что собой представляет ИИ и он чем отличается от биологического.
«Важно понять, что нужно сделать, чтобы искусственный интеллект эффективно работал, заменял человеческий мозг, какое требуется для этого программное обеспечение, технические комплексы, оборудование. Словом, что нужно сделать, чтобы наша страна была по-прежнему среди лидирующих стран (а она входит в 30) по использованию искусственного интеллекта», – отметил Владимир Гусаков, подчеркнув, что мы стоим перед огромной проблематикой и необходимостью развития данной технологии, которая будет заменять человека во всем – в бытовой сфере, во взаимодействии предприятий и организаций, в торговле, в производстве, транспорте и т.д.
«Мы стоим перед необходимостью глобального перехода к ИИ, поэтому должны не только разобраться в его сути, но и разработать биологические и технические системы, чтобы в комплексе по аналогии с человеческим использовать ИИ», – отметил Владимир Гусаков.
Безусловно, искусственный интеллект – это изобретение человека и какую программу он в него заложит, так ИИ и будет работать. Например, создавать музыкальные произведения, стихи. И это только начало, по словам ученых, в перспективе у ИИ – безграничные возможности.
Отмечая актуальность разработки законопроекта об искусственном интеллекте, Владимир Гусаков подчеркнул, что в настоящее время нужно обсудить концепцию документа, который будет регулировать все отношения в сфере применения искусственного интеллекта.
По информации
БЕЛТА
Подготовку законопроекта о независимой оценке и сертификации квалификаций к первому чтению обсудили эксперты
24 марта 2025 г. состоялось выездное заседание рабочей группы по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О независимой оценке и сертификации квалификаций» к первому чтению.
Заседание организовано на площадке Министерства труда и социальной защиты с приглашением предприятий и организаций сферы производства и услуг.
В заседании приняли участие депутаты Палаты представителей, представители Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, ОАО «МАЗ», ЗАО «Атлант», ОАО «МАПИД», ГПО «Минскстрой», РУП «Белстройцентр», УО «Государственный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров «Жилком», РУП почтовой связи «Белпочта», отеля «Минск».
На рассмотрение участников представлен доработанный проект Закона, предусматривающий:
-
введение процедуры аккредитации юридических лиц на предмет проведения ими оценки квалификаций;
-
полномочия и деятельность аккредитованных организаций;
-
порядок прохождения оценки квалификаций соискателями с получением сертификата о подтверждении квалификации или заключения о прохождении экзамена по признанию квалификаций;
-
права соискателей;
-
создание реестра аккредитованных организаций и реестра наименований квалификаций.
Подходы, заложенные в проекте Закона, позитивно восприняты представителями реального сектора. Отмечено, что внедрение института признания квалификаций по профессиям рабочих, полученных в том числе вне системы образования или самостоятельно, позволит создать еще один механизм по решению для нанимателей проблемы дефицита кадров, а для человека — расширит возможности для трудоустройства.
В процессе обсуждения поддержано предложение об изменении названия законопроекта «О признании квалификаций».
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Конкурсы, выставки, научно-образовательные проекты. В СНГ идет подготовка к Году охраны здоровья
Заседание экспертной группы по разработке проектов плана мероприятий по проведению в Содружестве Независимых Государств в 2026-м Года охраны здоровья и решения Совета глав правительств СНГ по этому вопросу состоялось 20 марта. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ.
Участие в мероприятии приняли эксперты из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, а также представители базовых организаций Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, Секретариата Межпарламентской ассамблеи государств СНГ и Исполнительного комитета СНГ.
Решение об объявлении в Содружестве Независимых Государств 2026 года Годом охраны здоровья было принято Советом глав государств СНГ 14 октября 2022 года. Тогда же Совет глав государств СНГ дал поручение правительствам, соответствующим органам отраслевого сотрудничества СНГ и Межгосударственному фонду гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ предусмотреть в установленном порядке мероприятия по подготовке и проведению этого тематического года, объединив их в специальный план мероприятий.
С учетом сложившейся практики проведения в Содружестве тематических годов в проект плана включаются мероприятия, носящие межгосударственный характер, и важнейшие мероприятия, проводимые на национальном уровне.
На сегодняшний день проект документа включает в себя 10 разделов, которые объединяют более 120 мероприятий. Среди них – совершенствование нормативной правовой базы Содружества в области здравоохранения, взаимодействие со Всемирной организацией здравоохранения. Большой блок мероприятий посвящен проведению совместных конференций, съездов и форумов.
Особое внимание в проекте документа уделено теме молодых специалистов: в 2026 году планируется проведение Международного конкурса молодых лидеров – организаторов здравоохранения и реализация ряда международных научно-образовательных проектов для молодых исследователей государств СНГ.
Ожидается также, что в Год охраны здоровья в странах Содружества пройдут выставки новых технологий в сфере охраны здоровья, программы телемедицины, дистанционной диагностики и ряд других мероприятий.
В ходе обсуждения и с учетом замечаний и предложений участники заседания решили продолжить работу над проектом документа. Следующую встречу решено провести 3 апреля 2025 года.
По информации
БЕЛТА
Андрей Швед: важно, чтобы законодательство в стране отвечало потребностям людей и защищало каждого гражданина
Конституция Республики Беларусь – правовой фундамент единства и процветания белорусского народа, сохранения исторической памяти. С такой темой выступил перед трудовым коллективом ОАО «АСБ Беларусбанк» Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед, сообщили
БЕЛТА в Генеральной прокуратуре.
Андрей Швед рассказал об основных направлениях деятельности органов прокуратуры, в том числе о координации работы по борьбе с коррупцией. Генеральный прокурор проинформировал о мерах по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также по защите прав несовершеннолетних. В преддверии Дня памяти сожженных деревень Андрей Швед подробно остановился на расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, отметил важность сохранения исторической правды и памяти.
Генеральный прокурор подчеркнул, что Конституция Республики Беларусь закладывает правовую основу деятельности прокуратуры, возлагая на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов и иных нормативных правовых актов, указал на важность того, чтобы законодательство в стране отвечало реальным потребностям людей и защищало каждого гражданина.
Андрей Швед отметил, что в последние годы в западных странах наблюдается целенаправленное разрушение традиционных ценностей, институтов брака и семьи, культивируются деструктивные идеи. «Для нас подобное является неприемлемым. Неслучайно в новой редакции изложена статья 32 Конституции, в соответствии с которой брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Кроме того, завершается работа над предложенным прокуратурой законопроектом об установлении административной ответственности за пропаганду, в том числе в сети Интернет, гомосексуальных отношений либо смены пола, педофилии, добровольного отказа от рождения детей», – сказал руководитель надзорного ведомства.
Андрей Швед отметил, что в республике значительное внимание уделяется предупреждению семейного неблагополучия, защите прав детей-сирот, обеспечению безопасных условий жизнедеятельности. Глава надзорного ведомства проинформировал о направленных Генеральной прокуратурой в адрес Правительства предложениях обеспечить комплексный подход в части информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет как источнике угроз совершения суицидов и сексуальных преступлений, а также как среде насаждения нетрадиционных ценностей и вовлечения в незаконный оборот наркотиков и экстремистскую деятельность.
По информации
БЕЛТА
Для оптимизации работы бизнеса: в Госстандарте обсудили проект изменений в Закон «Об энергосбережении»
На очередном заседании Общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства в Госстандарте были обсуждены проекты изменений в Закон «Об энергосбережении» и в постановление Госстандарта по вопросам уполномочивания юридических лиц Беларуси на проведение государственной поверки средств измерений, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе комитета.
Первый из проектов направлен на оптимизацию административных процедур по нормированию расхода топливно-энергетических ресурсов и государственной экспертизы энергоэффективности проектной документации на возведение и реконструкцию энергоисточников, как и приведение ее в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и с новым законодательством об аккредитации в Национальной системе аккредитации.
Так, процедура установления норм расхода топливно-энергетических ресурсов для госорганизаций будет идентична подходу к юрлицам разных форм собственности: она будет осуществляться только Департаментом по энергоэффективности без согласования с отраслевыми органами госуправления или местной власти.
Оценка энергетической эффективности проектной документации на возведение и реконструкцию энергоисточников исключается из формата самостоятельной государственной экспертизы и будет выполняться при проведении госстройэкспертизы градостроительных проектов и проектной документации, обеспечиваемой Главгосстройэкспертизой и ее дочерними предприятиями по областям и Минску. Мера реализуется в рамках объединения государственных экспертиз в строительстве в виде комплексной оценки проектной документации.
Второй проект затрагивает изменения отдельных структурных элементов положения об уполномочивании юридических лиц. Они приводятся в соответствие с недавно принятыми изменениями законодательств в области обеспечения единства измерений и аккредитации и правоприменительной практикой.
Как отметили участники заседания, реализация предусматриваемых изменений позволит оптимизировать работу организаций системы и в целом будет положительно воспринята бизнесом.
По информации
БЕЛТА