На заседании Палаты представителей 1 ноября рассмотрены одиннадцать вопросов
1 ноября 2023 года на очередном заседании Палаты представителей были рассмотрены одиннадцать вопросов.
В первом чтении парламентарии приняли четыре законопроекта.
В двух чтениях был принят проект Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2024 год» (докладчик – Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А., содокладчик – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Мурина Ю.Г.).
Законопроект определяет источники формирования доходов бюджета фонда, их объем и направления использования средств фонда, устанавливает порядок исполнения бюджета фонда.
Доходы бюджета фонда рассчитаны в сумме 28 225,8 млн. руб., или 114,1 процентов к бюджету фонда за 2023 год.
Основную долю в структуре взносов на государственное социальное страхование составляют обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан – 98,4 процента или 25 559,6 млн. руб.
Обязательных страховых взносов, уплачиваемых организациями, в которых обеспечивались денежным довольствием военнослужащие срочной военной службы, предусмотрено в сумме 5,8 млн. руб. (0,02 процента).
Взносы на профессиональное пенсионное страхование рассчитаны в сумме 253,0 млн. руб.
Неналоговые доходы бюджета фонда составляют 500,6 млн. руб., из них наибольший удельный вес (56,6 процента) приходится на доходы от размещения средств профессионального пенсионного страхования в сумме 283,4 млн. руб. (снижены на 6,6 млн. руб. по сравнению с ожидаемым исполнением 2023 года, темп роста – 97,7 процентов), другие неналоговые доходы составляют 217,2 млн. руб. (увеличены на 31,1 млн. руб. по сравнению с ожидаемым исполнением 2023 года, темп роста – 116,7 процентов).
Субвенции из республиканского бюджета составляют 1742,3 млн. руб.
Расходы бюджета фонда рассчитаны в сумме 27 768,7 млн. руб. или 115,7 процентов к бюджету фонда за 2023 год.
Основную сумму расходов 22 037,1 млн. руб. (79,4 процентов расходов бюджета фонда) предусматривается направить на финансирование пенсионного обеспечения, из них на оплату услуг по выплате – 131,4 млн. руб.
Объем средств на финансирование расходов на выплату пенсий запланирован в бюджете фонда с учетом обеспечения соотношения среднего размера пенсии по возрасту неработающего пенсионера и средней заработной платы работников республики (после уплаты подоходного налога и обязательных страховых взносов в бюджет фонда на государственное социальное страхование) на уровне не ниже 45,1 процента.
В составе иных расходов бюджета фонда осуществляется финансирование оплаты одного дополнительного свободного от работы дня в месяц матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, в соответствии с частью первой статьи 265 Трудового кодекса Республики Беларусь в сумме 2,5 млн. руб.
Общая сумма расходов бюджета фонда, направляемых на финансирование пособий, составляет 5534,4 млн. руб. Кроме того, запланировано финансирование по другим статьям расходов в соответствии с целевым назначением средств фонда.
В целом, бюджет фонда на 2024 год сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 457,1 млн. руб.
Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Бартош С.В. представили проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь».
Законопроект предусматривает определенные системные меры по совершенствованию налогового законодательства и достижению оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику, не допуская снижения объема бюджетных доходов.
В частности, с 2024 года законопроектом предлагается:
- индексация ставок налогов с учетом инфляционных процессов;
- трансформация отдельных малоэффективных налоговых льгот в пониженные ставки и отмена малоэффективных налоговых льгот;
- отмена уплаты налога на добавленную стоимость для индивидуальных предпринимателей по оборотам по реализации товаров (работ, услуг);
- увеличение ставки налога на прибыль для высокорентабельных организаций и предприятий всех форм собственности с 20 до 25 процентов при получении прибыли свыше 25 млн. руб. в год;
- установление ставки подоходного налога в размере 25 процентов в отношении части доходов, получаемых физическими лицами свыше 200 тыс. руб. за календарный год;
- повышенное налогообложение подоходным налогом по ставке в размере 30 процентов всех доходов, полученных индивидуальными предпринимателями с начала 2024 года, если размер таких доходов превысил 500 тыс. руб.;
- предоставление налогового вычета выпускникам учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального и профессионально-технического образования, направленных на работу по распределению, в размере минимальной заработной платы на срок до 7 лет;
- увеличение от 2 до 3 раз расчетной стоимости одного квадратного метра, применяемой для исчисления налога на недвижимость, – в отношении коммерческой недвижимости физических лиц площадью свыше 200 кв. м.;
- увеличение в 10 раз ставок транспортного налога по транспортным средствам, с года выпуска которых прошло не более трех лет и включенным в перечень транспортных средств повышенной комфортности.
Законопроектом предусматриваются введение понятия «единый имущественный платеж». Данный платеж представляет собой общую сумму налога на недвижимость, земельного налога и транспортного налога и будет уплачиваться физическим лицом на один счет республиканского бюджета.
Также в Налоговом кодексе предусмотрен запрет на осуществление деятельности в статусе индивидуального предпринимателя, если его доход в течение года превысит 500 тыс. руб. В таком случае со следующего календарного года такой гражданин вправе продолжить осуществление деятельности только в статусе коммерческой организации.
В рамках предложенных изменений налоговая нагрузка в 2024 году прогнозируется на уровне 23,4 процента к ВВП.
В целом законопроект обеспечивает решение проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов его практического применения, дальнейшее упрощение порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, оптимизацию налоговых льгот, совершенствование налогового администрирования, а также облегчение восприятия плательщиками предписаний Налогового кодекса Республики Беларусь.
Ю.М.Селиверстов также представил проект Закона «О республиканском бюджете на 2024 год» (содокладчик –председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Нижевич Л.И.).
Проект республиканского бюджета и расчетные показатели по бюджетам областей и г. Минска на 2024 год разработаны на основе положений программных документов по социально-экономическому развитию страны с учетом складывающейся экономической ситуации.
Ключевой задачей развития Республики Беларусь в 2024 году будет являться сохранение устойчивости бюджетной системы, безусловное выполнение всех долговых обязательств, использование средств бюджета в соответствии с приоритетами социально-экономического развития и повышение на этой основе благосостояния белорусского народа.
Доходы по проекту республиканского бюджета на 2024 год предусматриваются в сумме 39 906,4 млн. руб. или 102,8 процента к оценке поступлений 2023 года.
Основными источниками налоговых доходов республиканского бюджета являются налог на добавленную стоимость, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.
Расходы по проекту республиканского бюджета на 2024 год сформированы в сумме 44 657,4 млн. руб., или с ростом на 13,9 процента к ожидаемому исполнению 2023 года.
В 2024 году основными задачами для сектора государственных финансов являются обеспечение экономического роста на основе повышения эффективности использования внешних и внутренних ресурсов и сокращения региональных диспропорций.
В 2024 году сохранится социальная направленность расходов бюджета.
В приоритете – финансирование образования и здравоохранения, а также реализация мер, направленных на повышение качества жизни населения, поддержку многодетных семей. Предусмотрено формирование семейного капитала в сумме 382,5 млн. руб. Значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов.
На 2024 год формирование проекта республиканского бюджета произведено с дефицитом в размере 4 751,1 млн. руб.
С докладами о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» выступили заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Кот О.Н. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Волков И.В.
В рамках законопроекта осуществляется приведение Закона «О государственных наградах Республики Беларусь» в соответствие с изменениями Конституции Республики Беларусь, одобренными на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.
Законопроектом реализуются полномочия Всебелорусского народного собрания в части награждения Президента Республики Беларусь государственными наградами, а также внесения предложений для награждения государственными наградами иных лиц.
Кроме этого, совершенствуется порядок награждения орденом Матери, а также в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь законопроектом предусматривается учреждение почетного звания «Заслуженный работник средств массовой информации Республики Беларусь».
О проекте Закона «Об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности» доложили начальник Генерального штаба Вооруженных сил – первый заместитель Министра обороны Республики Беларусь Гулевич В.В. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Белоконев О.А.
Законопроект предусматривает корректировку законодательства в области обороны и национальной безопасности, об уголовной ответственности и административных правонарушениях, а также процессуально-исполнительного законодательства об административных правонарушениях с целью совершенствования порядка исполнения гражданами конституционного долга по защите Республики Беларусь, порядка государственного регулирования в сфере мобилизационной подготовки, мобилизации и обороны Республики Беларусь, уточнения полномочий государственных органов, а также обязанностей организаций и граждан Республики Беларусь по обеспечению защиты Республики Беларусь.
В частности, законопроектом предусматриваются:
- увеличение санкций за совершение преступлений и административных правонарушений, связанных с осуществлением мероприятий по призыву на воинскую службу;
- уточнение гарантий и компенсаций для работников в связи с их призывом на воинскую службу или приемом на военную службу;
- наделение должностных лиц органов государственной безопасности полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях за неявку без уважительных причин на мероприятия по призыву на воинскую службу;
- право граждан принимать на добровольной основе участие в выполнении работ оборонного характера в мирное время, а также полномочия Совета Министров Республики Беларусь и органов местного управления и самоуправления, регулирующие такую деятельность граждан;
- установление правовой защиты медицинских работников с целью исключения возможных для них негативных последствий после увольнения военнослужащих срочной военной службы из Вооруженных Сил по состоянию здоровья;
- возможность снятия военнообязанных с воинского учета в военных комиссариатах по месту жительства и направления для постановки на воинский учет в соответствующее управление Комитета государственной безопасности по области;
- полномочия Главы государства на принятие решения о приеме на военную службу по контракту граждан, с которыми контракт о прохождении военной службы не может быть заключен из-за установленных ограничений;
- определение терминов «аппарат усиления», «мобилизационная задача», «мобилизационное задание», «мобилизационный орган», «уполномоченный государственный орган по мобилизационной подготовке экономики»;
- уточнение мероприятий, являющихся содержанием мобилизационной подготовки и мобилизации;
- наделение военных комиссаров правом ограничивать выезд за пределы страны граждан, нарушающих обязанности по воинскому учету и уклоняющихся от мероприятий призыва на воинскую службу.
На заседании также были рассмотрены два законопроекта во втором чтении.
Член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Супранович И.А. проинформировала депутатов о новациях проекта Закона «Об изменении законов по вопросам социального обслуживания и социальных выплат».
Основной целью проекта Закона является обеспечение доступности и качества социальных услуг, создание условий для максимально длительного проживания нетрудоспособных граждан в привычной для них среде, в том числе путем развития стационарозамещающих форм социального обслуживания, организации долговременного ухода.
Так, проектом Закона предусматривается:
- дополнение понятийного аппарата терминами «вид социальных услуг», «государственное учреждение социального обслуживания», «объект социального обслуживания», «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «уход», «физическое лицо, оказывающее социальные услуги», «форма социального обслуживания»;
- определение перечня государственных учреждений социального обслуживания, а также изменение их наименований;
- организация на безвозмездной основе подвоза работников в государственные учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание, либо компенсация этим работникам расходов на проезд к месту работы за счет средств местных исполнительных и распорядительных органов;
- организация на безвозмездной основе подвоза отдельных категорий получателей социальных услуг (инвалидов I и II группы, лиц с особенностями психофизического развития в возрасте до 18 лет, а также лиц, имеющих умеренно выраженные, выраженные ограничения способности к передвижению) на специально оборудованном транспорте;
- внедрение оценки индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании;
- закрепление прав и обязанностей поставщиков социальных услуг.
Кроме того, законопроектом:
- исключены нормы, направленные на изменение подходов к выплате пособия по уходу за инвалидами первой группы либо престарелыми (старше 80 лет) и трансформацию института пособия по уходу в систему социального обслуживания с выплатой вознаграждения;
- доработаны положения, касающиеся организации выплаты пенсий и пособий гражданам преимущественно через банки. Так, право получать по желанию пенсию через банк или почту сохраняется для лиц в возрасте старше 70 лет, инвалидов I и II группы, а также для пенсионеров, проживающих в сельской местности. Выплату пособий на детей, назначенных в органах по труду, занятости и социальной защите, предлагается выплачивать через банки всем получателям, за исключением инвалидов I и II группы, получателей, которым пособия назначены в связи с воспитанием ребенка-инвалида, а также получателей, проживающих в сельской местности;
- исключены нормы, предусматривавшие создание реестра поставщиков социальных услуг, формирование системы организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в области социального обслуживания (государственных и негосударственных), и организацию их учета;
- включены нормы, устанавливающие, что деятельность коммерческих организаций, оказывающих социальные услуги в форме стационарного социального обслуживания, будет осуществляться на основании лицензии.
Кроме того, в проекте Закона реализованы нормы, предусматривающие передачу функций по доставке пенсий и других социальных выплат (пособий по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, пособий на погребение, государственной адресной социальной помощи и др.) от унитарных предприятий по доставке пенсий и пособий национальному оператору почтовой связи РУП «Белпочта».
В целях реализации комплексного подхода при корректировке законодательства в проект Закона также включены отдельные нормы проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам охраны озонового слоя».
О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» доложила член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Тарасенко Н.Э.
Законопроект направлен на совершенствование составляющих процессуальных элементов административных процедур в целях полного обеспечения конституционных прав и законных интересов граждан, а также на повышение качества работы государственных органов, иных организаций, к компетенции которых относится осуществление административных процедур.
В проекте Закона, в частности, предлагается:
- уточнить сферу действия и терминологию;
- определить полномочия органа-регулятора, требования к регламентам административных процедур;
- закрепить экстерриториальный принцип совершения административных процедур и возможность подготовки и принятия административных решений в проактивном формате;
- установить требования к использованию информационно-коммуникационных технологий при осуществлении административных процедур;
- конкретизировать механизмы платы за осуществление административных процедур;
- привести Закон в соответствие с нормами обновленной Конституции Республики Беларусь;
- согласовать нормы Закона и Указа Президента Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. № 240, регулирующего вопросы осуществления административных процедур в отношении субъектов хозяйствования.
В ходе заседания также были рассмотрены четыре законопроекта о ратификации международных соглашений.
С докладами о проекте Закона «О ратификации Меморандума об обязательствах Республики Беларусь в целях получения статуса государства – члена Шанхайской организации сотрудничества» выступили заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Шестаков Е.А. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Савиных А.В.
Проектом Закона предусматривается выражение согласия Республики Беларусь на ратификацию Меморандума, что определено государствами – членами ШОС в качестве необходимого условия для вступления Республики Беларусь в Организацию. Меморандум об обязательствах Республики Беларусь в целях получения статуса государства – члена Шанхайской организации сотрудничества подписан 4 июля 2023 года в г. Нью-Дели.
Меморандум является международным договором и содержит обязательства, принятые Республикой Беларусь в целях получения статуса государства – члена Шанхайской организации сотрудничества. В частности, Республика Беларусь берет на себя обязательства соблюдать цели и принципы Хартии Шанхайской организации сотрудничества от 7 июня 2002 года, положения Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств – членов Шанхайской организации сотрудничества от 16 августа 2007 года, а также международных договоров и документов, принятых в рамках ШОС. Кроме того, Республика Беларусь обязуется присоединиться ко всем международным договорам и документам, принятым в рамках ШОС, в сроки, предусмотренные в статье 3 Меморандума.
Меморандум определяет порядок замещения квотных должностей белорусскими гражданами в постоянно действующих органах ШОС, а также финансовые аспекты вступления Республики Беларусь в ШОС. В частности, членство Беларуси в ШОС потребует внесения взноса в бюджет Организации на ежегодной основе. Долевой взнос Республики Беларусь в бюджет ШОС составит 5,8 процентов.
Начиная с 2024 года и в последующие годы средства на оплату ежегодного взноса будут предусматриваться в республиканском бюджете Министерству иностранных дел на международную деятельность в установленном законодательством порядке. Реализация компетентными государственными органами международных договоров, предусмотренных проектом Закона, будут осуществляться за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета на содержание данных органов, и дополнительных ассигнований не повлечет.
Проект Закона «О прекращении действия Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины об организации совместного контроля в пунктах пропуска на белорусско-украинской государственной границе» представили Председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь Молостов К.Г. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Маркевич А.И.
Законопроект подготовлен в связи с существенным нарушением украинской стороной условий Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины об организации совместного контроля в пунктах пропуска на белорусско-украинской государственной границе, подписанного в г. Киеве 14 декабря 1995 года.
Согласно статье 60 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года существенное нарушение международного договора одной из его сторон дает право другой стороне ссылаться на это нарушение как на основание для прекращения договора или приостановления его действия.
Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь Баханович А.Г. выступил с докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в сфере образования», с содокладом выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Васько М.В.
Соглашение заключено в целях достижения практического взаимодействия между странами в сфере образования по таким направлениям двустороннего сотрудничества, как обмен опытом работы по развитию системы образования; проведение совместных научных исследований в представляющих взаимный интерес естественных, технических, гуманитарных и педагогических науках; подготовка студентов, магистрантов и аспирантов; организация повышения квалификации, стажировок, переподготовки педагогических работников; обмен специалистами для совершенствования педагогической деятельности.
Приоритетным направлением совместной деятельности в рамках Соглашения является ежегодный обмен на паритетных условиях до 15 обучающимися на полный курс обучения по образовательным программам бакалавриата, непрерывной образовательной программы высшего образования, магистратуры, аспирантуры/докторантуры. Стороны предоставляют обучающимся бесплатное обучение, пользование учебными помещениями, учебным оборудованием, библиотекой и учебными изданиями, выплату ежемесячной стипендии и медицинское обслуживание в соответствии с законодательством государства принимающей стороны.
В целях совершенствования педагогической деятельности стороны ежегодно направляют в учреждения образования принимающей стороны для повышения квалификации (на стажировку) до 5 представителей из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования.
Соглашением предусматривается также проведение других форм обмена в сфере образования при условии их согласования по дипломатическим каналам.
С докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения о взаимном признании документов об ученых степенях в государствах – членах Евразийского экономического союза» выступил Председатель Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь Гучок А.Е., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Колеснёва Е.П.
Соглашение направлено на урегулирование вопросов, связанных с взаимным признанием в рамках трудовой миграции документов об ученых степенях для осуществления их обладателями профессиональной деятельности в государстве трудоустройства в соответствии с присужденными им учеными степенями. В частности, Соглашением предусматривается, что документы об ученых степенях доктора философии (PhD), доктора по профилю, кандидата наук признаются соответствующими (сопоставимыми) в государстве трудоустройства без проведения национальных процедур признания, за исключением случая, когда обладатели таких документов претендуют на установленные в государстве трудоустройства надбавки (доплаты) и (или) льготы за ученую степень, которые выплачиваются (предоставляются) за счет средств бюджета государства трудоустройства.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)