Получить жилье станет проще, долгостроев будет меньше. Минстройархитектуры о новациях законодательства
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала новации законодательства, касающиеся механизма государственного заказа на строительство жилья. Спойлер: нуждающимся станет проще, а из-за исключения дольщиков из процесса строительства количество долгостроев будет меньше.
Сейчас речь пойдет об Указе № 94, который Глава государства подписал 6 марта 2025 г. В документе в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215 и вводится механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства.
«В данном случае мы граждан исключаем из процесса строительства. В основном УКСы – заказчики – строят жилой дом и привлекают льготные кредитные ресурсы, а после завершения строительства продают жилье очередникам. В процессе строительства идет распределение жилья – в течение месяца после начала строительства УКС обязан передать все данные в исполком, а исполком параллельно ведет работу по распределению жилья. То есть не нужно в процессе строительства искать дольщиков, с которыми потом бывают нюансы», – пояснила Инна Пинковская.
Что касается нововведений, которые есть в данном Указе, то расширены категории граждан, которые могут приобретать квартиру, построенную по госзаказу. «Сегодня купить такое жилье могут очередники, которые состоят на учете нуждающихся и имеют право на господдержку. Но в крупных населенных пунктах есть отдельный перечень граждан, которые права такого не имеют. Тем более у нас есть молодые семьи с одним ребеночком или без детей, которые правом на получение господдержки не наделены, – отметила заместитель начальника. – Государство предоставило им право приобрести жилое помещение за счет собственных средств, коммерческих кредитов. В Указе предусмотрено: если очередники, имеющие право на господдержку, отказались от приобретения такого жилья, то оно будет предлагаться очередникам, не имеющим право на господдержку. Здесь мы еще предусмотрели возможность приобретения жилья, построенного по госзаказу, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде более 25 %».
Кроме этого, Указ № 94 предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. «Сегодня основной источник финансирования строительства арендного жилья – это бюджет и арендная плата. Здесь государство привлекает внебюджетные источники финансирования и говорит о том, чтобы госорганизации подключались в этот процесс», – объяснила Инна Пинковская.
Что касается стимулирования таких организаций в направлении арендного жилья, то еще в августе прошлого года был принят Указ Главы государства № 344, который предоставил возможность государственным организациям и хозяйственным обществам получать субсидии в размере 50 % ставки рефинансирования Национального банка на уплату части процентов по кредитам, которые они привлекают на строительство жилья либо приобретение, в частности по госзаказу. Возвращаясь к мартовскому Указу № 94, важно понимать, что теперь те, кто получил такие субсидии, смогут эти жилые помещения приобретать. «Норма, которая позволяет госорганизациям и обществам приобретать такое жилье, вступает в силу с 1 апреля текущего года. Они могут строить и приобретать жилье как за счет собственных средств, так и использовать кредиты банков, и на них уже получать субсидию от государства. Это один из стимулов для того, чтобы заинтересовать эти организации строить арендное жилье», – рассказала Инна Пинковская.
Это выгодно и организациям, и гражданам: одни таким образом закрепляют специалистов, а вторые получают жилье. К тому же в Указе № 344 о субсидировании предоставлена возможность государственным организациям и хозяйственным обществам в своих локальных актах определять перечень категорий, которые имеют право на первоочередное получение этого жилья. При этом 20 % такого жилья они должны предоставить молодым специалистам и гражданам до 31 года, то есть простимулировать молодежь для закрепления на рабочем месте.
Также в Указе № 344 предусмотрено, что продавать жилье госорганизации не имеют права. Хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде более 25 % до погашения кредита, на который предоставляются субсидии, жилое помещение тоже продать не могут, но уже после погашения кредита могут отчуждать это жилье работнику организации при определенных условиях. «Отчуждение производится только по согласованию с исполкомами. Если организация говорит о том, что продает работнику жилье, но определяет условие, к примеру отработать какой-то период, то исполком согласует», – обратила внимание представитель Минстройархитектуры.
Кроме того, в Указе № 94 предусмотрено увеличение на один год срока, в течение которого исполком реализует жилье очередникам. «Сейчас это четыре месяца, а будет пять месяцев в связи с тем, что для продажи жилья нужно выполнить ряд организационных мероприятий, в том числе принять решение о предоставлении господдержки, о возможности использования многодетными семьями средств семейного капитала на приобретение и так далее», – отметила Инна Пинковская.
Основные нормы Указа вступят в силу с 1 июня 2025 года, пункт о возможности приобретения госорганизациями жилья по субсидируемому кредиту – с 1 апреля 2025 года.
По информации
БЕЛТА
Минприроды о республиканском плане мероприятий по проведению Года благоустройства
Утвержден Республиканский план мероприятий по проведению Года благоустройства, которым предусмотрена реализация 47 мероприятий и определены итоговые годовые показатели их выполнения, а кроме того создан республиканский штаб, установлен регламент его работы и состав. Такое заявление в пресс-центре
БЕЛТА сделала заместитель начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Людмила Бартошевич.
Было отмечено, что заседания республиканского штаба будут проводить не реже раза в квартал. Установлен перечень государственных органов, ответственных за реализацию плана мероприятий и соблюдение сроков отчетности о результатах его выполнения.
«План доведен до заинтересованных, определены сроки и формы представления отчетности. Ответственные исполнители сформировали рабочие групп по контролю за реализацией мероприятий плана на областном уровне и отраслевых региональных планов мероприятий, связанных с проведением Года благоустройства на республиканском и областном уровнях», – добавила представитель Минприроды.
К выполнению плана уже приступили. Так, для подготовки к весенним работам по озеленению территорий специалисты провели анализ мощностей по выращиванию посадочного материала, который показал, что все области и столица в 2025 году обеспечены необходимым его количеством.
По информации
БЕЛТА
Петр Миклашевич: продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси
Продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«На основе верховенства Конституции как определяющего фактора гармоничного и устойчивого развития общества и государства в современных условиях продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Республики Беларусь, формирование условий по созданию внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией», – сказал Петр Миклашевич.
Конституционный Суд обращает внимание, что для обеспечения развития на конституционной основе правовой системы в соответствии с потребностями динамично изменяющейся реальности законодатель должен действовать в пределах, определенных конституционными принципами и нормами, принимая законы, которые отвечают конституционным целям и обеспечивают защиту и развитие фундаментальных конституционных ценностей, принципов равенства и справедливости, не допуская отступления от гарантий государства по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный Суд считает, что в правовом регулировании должна осуществляться дальнейшая последовательная реализация конституционных норм, закрепляющих правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства, меру свободы и обязанностей граждан как важнейшего условия устойчивости режима конституционной законности.
«Положения обновленной Конституции, направленные на последовательное разграничение компетенции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в утверждении законности и конституционного правопорядка, предопределяют, наряду с осуществлением Конституционным Судом контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, необходимость осуществления судами общей юрисдикции контроля за законностью подзаконных нормативных правовых актов, – отмечается в Послании. – Конституционный Суд полагает, что осуществление судами конституционной функции по обеспечению защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, а также публичных интересов от незаконных нормативных предписаний обусловливает необходимость действенного судебного контроля за решениями нормативного характера государственных органов и должностных лиц».
Конституционный Суд считает, что в целях реализации положений статьи 60 Конституции, обеспечения судебного контроля правового регулирования необходимо установление законодательных механизмов для осуществления судами общей юрисдикции проверки на соответствие законам постановлений Совета Министров и подзаконных нормативных правовых актов других государственных органов по жалобам граждан и юридических лиц.
По информации
БЕЛТА
Вступил в силу Закон об обращении с генетическими ресурсами
9 марта 2025 г. вступил в силу Закон от 5 марта 2024 г. № 356-3 «Об обращении с генетическими ресурсами». Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Законом комплексно определены: вопросы предоставления доступа к генетическим ресурсам, существенные условия договора о передаче генетических ресурсов, права и обязанности поставщиков и пользователей при обращении с генетическими ресурсами, вопросы мониторинга в области обращения с генетическими ресурсами, порядок распределения денежных и неденежных выгод от использования генетических ресурсов.
Закон направлен на определение национального правового регулирования отношений, связанных с обеспечением доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения. Правовой акт учитывает основные положения Нагойского протокола к Конвенции о биологическом разнообразии, стороной которого Беларусь стала с 2014 года.
Под генетическими ресурсами понимается генетический материал (любой материал растительного, животного, микробного или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности), представляющий фактическую или потенциальную ценность, в том числе выраженный в виде цифровой информации о последовательностях нуклеотидов.
Законом закрепляются полномочия должностных лиц и государственных органов (Президента, Совета Министров, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национальной академии наук Беларуси), отражены вопросы координации и научного обеспечения.
Действие Закона не распространяется на генетические ресурсы человека, условно патогенные и патогенные микроорганизмы; генетические ресурсы, передача и использование которых осуществляется в пределах Беларуси; а также на генетические ресурсы сельскохозяйственной и иной продукции животного, растительного и микробиологического происхождения, если не подразумевается дальнейшее проведение исследований.
Законом установлен порядок предоставления доступа. Так, во-первых, предусмотрено заключение между пользователем и поставщиком договора о передаче генетических ресурсов и (или) связанных с ними традиционных знаний, содержащий взаимосогласованные условия. Далее поставщик или пользователь обращается в Национальный координационный центр по вопросам доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод, который функционирует при Институте генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси. Национальный координационный центр в свою очередь изучает представленный договор на предмет его соответствия Нагойскому протоколу (цели передачи, наличие взаимосогласованных условий, ожидаемые результаты использования), направляет его на согласование в Минприроды и, в случае получения согласования, оформляет международно признанный сертификат, который направляется поставщику, пользователю и в контрольный пункт мониторинга.
Законом предусмотрен упрощенный механизм обмена селекционным материалом для создания новых сортов сельскохозяйственных культур. Такое решение принято с учетом стратегической важности отдельных сортов сельхозрастений и в целях содействия в обеспечении продовольственной безопасности.
Кроме того, правовой акт определяет содержание гражданско-правового договора о передаче генетических ресурсов, права и обязанности поставщиков и пользователей, порядок мониторинга использования данных ресурсов и полученных результатов, ответственность за нарушения законодательства, распределение денежных и неденежных выгод.
По информации
БЕЛТА
Первые ограничения на посещение лесов введены в Беларуси
Первые ограничения на посещение лесов введены в Беларуси, сообщает
БЕЛТА со ссылкой на интерактивную карту Министерства лесного хозяйства.
По состоянию на 10.00, ограничения введены в Лунинецком и Ляховичском районах Брестской области. Во всех остальных районах Беларуси посещать леса можно свободно.
Оперативно отслеживать данные о введении мер ограничительного характера можно по размещенной на официальном сайте Минлесхоза карте запретов и ограничений на посещение лесов. Также информацию можно уточнить в местных райисполкомах и лесохозяйственных учреждениях. Интерактивная карта обновляется в онлайн-режиме, поэтому перед посещением лесных массивов стоит ознакомиться с актуальной ситуацией.
По информации
БЕЛТА