Столичная ГАИ 31 марта напомнит владельцам электросамокатов и сигвеев о важности соблюдения ПДД
В столице 31 марта пройдет единый день безопасности дорожного движения «Движение по правилам!», ориентированный на профилактику безопасного передвижения на средствах персональной мобильности (СПМ). Об этом БЕЛТА сообщили в УГАИ ГУВД Мингорисполкома.
Как отметили в ГАИ, лица, управляющие СПМ, с 27 октября прошлого года стали полноправными участниками дорожного движения и официально приравнены к пешеходам. Ответственность за нарушения ими ПДД наступает в соответствии со ст. 18.20 КоАП.
По информации ГАИ, только в прошлом году в Минске произошло два десятка ДТП с участием пользователей СПМ, в результате которых пострадали 20 человек, в том числе семеро несовершеннолетних. В четырех случаях виновными в аварии были признаны граждане, которые передвигались на таких средствах.
Столичная ГАИ в целях предупреждения ДТП призывает пользователей СПМ к строгому соблюдению ПДД, а также напоминает основные меры безопасности. В их числе запрет на выезд на проезжую часть для лиц, не достигших 14 лет. Также ГАИ напоминает, что двигаться необходимо по велосипедным дорожкам, а при их отсутствии - по тротуарам, пешеходной дорожке или обочине, не создавая препятствий для движения других пешеходов, со скоростью, которая позволит в случае возникновения препятствия на пути безопасно остановиться, не прибегая к экстренному торможению, при этом скорость не должна превышать 25 км/ч.
Эти и другие правила поведения на дороге минчанам, владеющим средствами персональной мобильности, Госавтоинспекция напомнит 31 марта.
По информации БЕЛТА
В Беларуси увеличен размер ущерба от ДТП, при котором водители смогут не вызывать ГАИ, а оформить европротокол. Об этом на заседании круглого стола в пресс-центре БЕЛТА сообщил начальник главного управления страхового надзора Министерства финансов Сергей Осенко.
Нововведения предусмотрены Указом № 108 «О страховании», который вступил в силу с 23 апреля текущего года.
Размер ущерба по каждому транспортному средству не должен превышать 150 базовых величин (Br6,3 тыс.). Ранее эта сумма составляла 800 евро (около Br2,7 тыс. в эквиваленте).
«В настоящее время порядка 47–49 % ДТП оформляется по упрощенной схеме, и мы полагаем, что нововведение увеличит количество случаев урегулирования ДТП без участия ГАИ до 90 %», – отметил Сергей Осенко.
Он напомнил, что на бланке страхового свидетельства и извещения указан единый номер справочной службы – 140, по которому круглосуточно можно обратиться за консультацией. Работники кол-центра скоординируют порядок действий.
«Лимиты увеличены для того, чтобы человек увереннее себя чувствовал при принятии решения не вызывать на место аварии ГАИ при оформлении европротокола. Сумма в 800 евро в эквиваленте многих сдерживала», – отметил специалист.
При этом он обратил внимание, что в базе данных ДТП, оформленные по европротоколу, фиксируются. При заключении договора обязательного страхования эта информация будет учитываться в страховом тарифе. «Не выносится штраф, но отменить факт ДТП нельзя. Просто упрощается процедура», – добавил Сергей Осенко.
По его словам, многие автовладельцы пользуются возможностью оформить европротокол при ДТП. В сфере страхования гражданской ответственности водителей Сергей Осенко назвал Беларусь во многом новатором в странах постсоветского периода.
По информации БЕЛТА
Начальник главного управления Госавтоинспекции МВД Виктор Ротченков на брифинге для журналистов рассказал о новшествах в порядке сдачи экзамена на водительские права, передает корреспондент БЕЛТА.
«Внесен ряд изменений, которые в первую очередь направлены на оптимизацию и совершенствование приема квалификационных экзаменов, поднятие качества подготовки будущих водителей. Все изменения были введены после детального изучения того опыта, который мы имеем при приемке экзаменов. На сегодняшний день у нас, например, теоретический экзамен с первого раза сдают около 60 % экзаменуемых, а уже после практического экзамена от 30 % до 40 % экзаменуемых с первого раза получают водительское удостоверение. В то же время аварийность, которая происходит на дорогах с молодыми водителями с опытом управления до двух лет за 2024 год выросла примерно на 15 %. Это ДТП, в которых участники дорожного движения получили телесные повреждения либо погибли», – сказал Виктор Ротченков.
Уже с завтрашнего дня экзамены будут приниматься по обновленному порядку. Начальник главного управления разъяснил основные нововведения: «При наличии у экзаменуемого водительского удостоверения категории B, если он сдает экзамен на категорию C, то практический экзамен он будет сдавать только в условиях реального дорожного движения в населенном пункте. «Площадка» в этом случае отменяется. Точно такой же порядок применяется в случае, если у водителя имеется удостоверение категории C, но он дополнительно сдает на категорию B. Бывает и так, что экзаменуемый прошел обучение одновременно на категории B и C. В этом случае очередность сдачи на транспортных средствах, которые подпадают под указанные категории, определяет сам экзаменуемый».
Кроме того, практический экзамен на право управления категории D принимается только в условиях реального дорожного движения в населенном пункте. «А вот уже сдача на право управления транспортными средствами категорий BE, CE и DE происходит только на автодроме», – подчеркнул Виктор Ротченков.
Для получения права управления после окончания срока лишения водительских прав в тех случаях, когда лицо, в соответствии с законодательством, должно заново сдавать экзамены, оно сдает их в условиях реального дорожного движения в населенном пункте. «Площадка» отменяется. При этом теоретический экзамен сохраняется, – добавил начальник главного управления ГАИ. – В том случае, если водитель лишался права управления транспортом категории C, то практический экзамен он будет сдавать по той категории, которая у него была до лишения. Если же водитель лишался права управления категорий А1 и А, а удостоверения на право управления транспортом категорий B или C не было, то практический экзамен будет выполняться по выбору водителя на транспорте категории А либо A1 категории».
Виктор Ротченков обратил внимание, что на данный момент на автодроме проходит обучение четырем элементам: преодоление подъема эстакады, заезд в бокс для постановки учебного автомобиля на стоянку задним ходом, заезд в бокс для постановки учебного автомобиля на стоянку боковой стороной с применением заднего хода и разворот на участке при ограниченной ширине проезжей части. «Если ранее экзаменатор определял обязательными для сдачи два элемента, то с завтрашнего дня экзаменатор будет определять три элемента для сдачи. Это связано с тем, что на сегодняшний день после сдачи экзамена на «площадке» очень большой процент несдачи в городских условиях. Таким образом, мы оптимизировали сдачу, и теперь экзаменуемый будет одинаково подготовлен для сдачи как на площадке, так и в городских условиях», – рассказал начальник главного управления ГАИ.
Кроме того, при сдаче экзамена на категории B, C и D в условиях реального дорожного движения в населенном пункте теперь также будут три обязательных элемента: разворот на нерегулируемом перекрестке, совершение левого поворота на перекрестке и движение с максимально разрешенной скоростью в потоке с соблюдением необходимой дистанции безопасности дорожного движения при наличии двух и более полос в одном направлении. «Хочу сразу пояснить, что это минимальный набор элементов, который экзаменатор будет оценивать у экзаменуемого. Уже появлялись комментарии в интернете, что оценивание будет происходить только по трем элементам. Это не так. При переезде от одного элемента к другому экзаменуемый будет участвовать в дорожном движении, он будет проезжать другие элементы улично-дорожной сети: пешеходный переход, перекресток, остановочные пункты. И его движение от элемента к элементу будет подвергаться оценке», – заметил Виктор Ротченков.
Как сообщалось ранее, постановлением МВД от 7 марта 2025 г. № 73 были внесены изменения в инструкцию о порядке приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством.
По информации БЕЛТА
8 января 2025 года под председательством Ю.А.Панфилова состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию.
В мероприятии приняли участие представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия.
На заседании был рассмотрен проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении».
Начальник главного управления образования, науки и кадровой политики Министерства сельского хозяйства и продовольствия рассказал присутствующим о целях принятия данного законопроекта и ожидаемых результатах. Так, проектом вносятся изменения в статью 24 Закона Республики Беларусь «О дорожном движении». В частности, увеличена максимально допустимая мощность двигателя для колесных тракторов и самоходных машин категорий «С», «D», «Е», «F» (с 80 до 110,3 киловатт). Изменения, предлагаемые в статью 25, позволят лицам, достигшим 17 лет, получить право управления самоходными машинами сельскохозяйственного назначения категории «F». В результате учащиеся аграрных колледжей смогут привлекаться к посевным и уборочным работам, что сделает производственную практику более эффективной и будет способствовать закреплению кадров в отрасли.
Участники заседания задали докладчику ряд уточняющих вопросов.
Ответственный за подготовку законопроекта депутат Давыдов С.Н. доложил о проведении необходимых процедур и отсутствии препятствий для принятия Палатой представителей данного проекта Закона в первом чтении.
По итогам обсуждения Постоянной комиссией принято решение внести предложение о включении вопроса о проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» в повестку дня второй сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва и рекомендовать депутатам Палаты представителей принять его в первом чтении в авторской редакции.
По сообщению официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
Начальник отделения обеспечения правоприменительной деятельности ГУ ГАИ МВД Александр Шевченко на вебинаре НЦЗПИ разъяснил основные планируемые нововведения в правила дорожного движения, передает корреспондент БЕЛТА.
Начальник отделения рассказал, что в проекте изменений ПДД предлагается новое определение средств персональной мобильности (СПМ). Такие устройства планируется считать транспортным средством, предназначенным для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя или электродвигателей, имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч. Максимальная скорость в данном определении – ключевой элемент. Александр Шевченко также отметил, что такие ограничения подразумеваются действующими нормативными правовыми актам, в частности техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Таким образом, устройства, которые двигаются со скоростью менее 25 км/ч, будут относиться к средствам персональной мобильности, а те, что двигаются со скоростью выше данного показателя, – к мопедам или мотоциклам.
При этом, несмотря на наличие двигателя, в ПДД делается оговорка, что устройства со скоростью движения до 25 км/ч не будут относиться к механическим транспортным средствам. «Соответственно, лицо, управляющее ими, получит статус водителя транспортного средства. Такой же, какой сейчас имеют, например, велосипедисты», – подчеркнул Александр Шевченко. Такие изменения не несут существенных правовых последствий для участников дорожного движения на СПМ. На право управления такими устройствами не надо будет получать водительское удостоверение. Их водители будут обязаны передвигаться по велосипедным дорожкам, а при отсутствии таковых – по тротуару, пешеходным дорожкам, уступая дорогу пешеходам.
Еще одним нововведением стал уход от существовавшего порядка пересечения проезжей части, когда водителям СПМ не надо было спешиваться. «Граждане уловили свое право не спешиваться, однако обязанность пересекать проезжую часть со скоростью пешехода они не заметили. В этой связи в 2023 году и в текущем периоде 2024 года мы наблюдаем рост ДТП с участием лиц на СПМ при пересечении ими проезжей части», – отметил Александр Шевченко. Он добавил, что по новым правилам велосипедисты и водители СПМ будут обязаны спешиваться перед пересечением дороги. При этом предусматриваются исключения из данного правила. В частности, к таким оговоркам относятся случаи, когда пересечение проезжей части регулируется специальными светофорами для велосипедистов, когда по проезжей части допускается передвижение велосипедистов, а также при пересечении проезжей части по линии тротуаров и обочин. При этом водители СПМ и велосипедисты обязаны будут уступать дорогу другим транспортным средствам.
Изменениями ПДД также будет упорядочено размещение средств персональной мобильности и велосипедов. Необходимость таких нововведений обусловлена широким распространением таких устройств. «Уже имеют место факты, когда СПМ оставляют в местах, где они препятствуют движению транспорта и пешеходов. Поэтому размещение средств персональной мобильности и велосипедов планируется запретить на проезжей части и в других местах, где это создаст препятствие либо угрозу безопасности иных участников дорожного движения. То есть их нельзя будет ставить поперек дороги, возле подъездов или при входе в здания», – отметил Александр Шевченко.
Также проектом изменений ПДД планируется введение нормы, которая разрешит движение на мотоблоке с прицепом по проезжей части. «Движение на мотоблоке с прицепом планируется разрешить по проезжей части не далее одного метра от ее правого края, но только в светлое время суток, и по дороге, установленная скорость движения по которой не превышает 90 км/ч», – рассказал начальник отделения.
По информации БЕЛТА
В сентябре на общественное обсуждение был вынесен проект Указа Президента «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», которым предусматривается внесение изменений в Правила дорожного движения.
В проекте указа закрепляются обязанности велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, спешиваться при пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу, а также в отдельных случаях при движении по велопереезду и велосипедной дорожке.
Сейчас завершилось общественное обсуждение документа. Интерес к нему, кстати, был очень серьезный – от граждан поступило более 600 предложений. На что обращали внимание участники дорожного движения и какие из поступивших предложений найдут свое выражение в новых ПДД?
Почему нужно вносить изменения
Последние изменения в ПДД внесены относительно недавно – в 2022 году. И если самокатчики свое право не спешиваться четко уловили, то вот обязанность заблаговременно замедляться и пересекать проезжую часть со скоростью пешехода игнорировали. В итоге количество аварий с участием средств персональной мобильности (СПМ) в 2023 году выросло на 70 процентов. Это и стало причиной очередной корректировки законодательства.
Статистика этого года не лучше. За январь – сентябрь 2024 года с участием лиц на СПМ произошло 69 ДТП, в которых погибли 3 человека, получили различные травмы – 71. По велосипедистам статистика не радужнее. За этот же период на пешеходных переходах с их участием зафиксировано 128 ДТП, в которых 2 человека погибли и 127 получили травмы.
Что и как будет меняться
Внесено новое определение средства персональной мобильности. Это будет транспортное средство. Основная техническая характеристика – ограничение скорости в 25 км/ч. Почему именно такая цифра, объяснил начальник отделения обеспечения правоприменительной деятельности ГУ ГАИ МВД Александр Шевченко:
– Мы опирались на международный опыт. Ограничение скорости до 25 км/ч для самокатчиков – распространенная практика во многих странах. К тому же у нас действует техрегламент Таможенного союза, который предъявляет определенные требования к безопасности колесных транспортных средств. Он не распространяет свое действие на модели со скоростью до 25 км/ч. Соответственно, все, что выше этой цифры, нуждается в госрегистрации.
Важно подчеркнуть: речь идет именно о максимальной конструктивной скорости, а не о скорости, ограниченной программой. То есть если ваш самокат способен разогнаться до 40 км/ч, то ездить на нем вы больше не сможете, даже если в настройках ограничите допустимую скорость до 25 км/ч.
Тут озадачились те, кто приобрел мощные самокаты и с ветерком в волосах рассекал на них по тротуарам. Что делать с моделями, которые больше не подпадают под категорию СПМ? Александр Шевченко объяснил, что с принятием поправок все транспортные средства, которые по своим техническим характеристикам способны передвигаться со скоростью более 25 км/ч, будут считаться механическими транспортными средствами, которые подлежат регистрации и прохождению остальных процедур для участия в дорожном движении. Представитель ГАИ привел пример:
– Некоторые электросамокаты оборудованы сиденьем и способны разгоняться до 50 км/ч. По сути, это уже мотороллер, он же скутер, только электрический. В таком случае необходимо пройти процедуру одобрения типа транспортного средства и затем с документами обратиться в регистрационные подразделения ГАИ. Разумеется, придется получить водительские права соответствующей категории, и вы сможете разгоняться до тех же 50 км/ч только уже не на тротуаре, подвергая опасности пешеходов, а на проезжей части.
СПМ стало так много, что легко запутаться в их классификации. Недавно на рынке появился электрочемодан на колесах. С ним проблем не возникнет: существующие модели разгоняются максимум до 8 км/ч.
Придется спешиваться, но не всегда
Поскольку средство персональной мобильности в проекте указа предусматривается как транспортное средство, соответственно, лицо, на нем передвигающееся, будет являться водителем. При этом Александр Шевченко успокоил: никаких разрешительных документов для езды на самокате получать не придется. Правовые последствия при ДТП для водителя самоката будут такие же, как для велосипедиста.
В числе планируемых ограничений еще одно: для безопасности пешеходов в пешеходных зонах запретят передвигаться на самокатах.
Велосипедистам и водителям СПМ нужно будет спешиваться при пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу и в отдельных случаях при движении по велопереезду и велосипедной дорожке.
Однако при разработке поправок старались соблюсти баланс и оставить некоторые бонусы для велосипедистов. Например, им разрешат не спешиваться там, где проезд регулируется отдельным светофором для них. Такой маневр будет безопасен, ведь машины и велосипеды не будут пересекаться даже при повороте направо или налево по стрелке. Аналогичная поблажка будет распространяться и на самокатчиков. Есть еще пару исключений, которые обсуждаются.
Что предлагали
В сентябре ГАИ инициировала обсуждение предлагаемых поправок ПДД. И получила бурный фидбэк: поступило несколько сотен обращений! Заинтересованные участники дорожного движения не только делились своими мнениями, но и выдвигали предложения в комментариях на Правовом форуме Беларуси.
Обращения поступали не только от граждан, но и от профильных организаций, в том числе автошкол, рассказывает Александр Шевченко. Говорит, от пешеходов было много предложений по парковке самокатов на тротуарах.
Были и другие предложения. Например, повысить возраст, с которого можно передвигаться на самокате. Доля смысла в этом есть: самокаты по сравнению с велосипедами более резкие и мощные, не каждый ребенок справится с управлением. Предлагали также разделить самокаты на категории по аналогии с мототранспортом в зависимости от мощности. Александр Шевченко прокомментировал подобные инициативы:
– Сейчас в Беларуси разрабатывается национальный стандарт, касающийся средств персональной мобильности. Он основывается на международном стандарте, который предъявляет определенные требования к таким устройствам. Прежде всего закрепляет понятие, что относится к СПМ, и определяет основные технические характеристики.
Подобных технических нормативных правовых актов у нас не было, поэтому существовала некоторая неопределенность. У документа высокая степень готовности. После введения национального стандарта с учетом его положений будут внесены поправки в ПДД.
В планах завершить принятие поправок ПДД к следующему летнему сезону.
К СВЕДЕНИЮ
Министерство внутренних дел подготовило проект во исполнение поручений Администрации Президента и Совета Министров в целях совершенствования организации дорожного движения, снижения количества дорожно-транспортных происшествий и повышения культуры участников дорожного движения.
КСТАТИ
В Национальном центре законодательства и правовой информации подсчитали, что за период обсуждения поступило 627 сообщений от граждан, содержащих комментарии, предложения относительно предлагаемых новаций. И отметили, что Правовой форум Беларуси определен официальной площадкой для общественного обсуждения проектов правовых актов в нашей стране в интернете. Каждый желающий после регистрации на ресурсе может внести свое предложение или оставить отклик. А для ознакомления с предлагаемым для обсуждения проектом правового акта, сопутствующими документами регистрация не нужна.
Инна Горбатенко, « СБ. Беларусь сегодня», 23 октября 2024 г.