/ / Общественно-политические
16.03.2023

На заседании Палаты представителей рассмотрено шесть законопроектов

15 марта 2023 года на заседании Палаты представителей депутатский корпус рассмотрел шесть законопроектов.

Заседание

В начале заседания в рамках проведения ежегодной Всебелорусской акции «Мы – граждане Беларуси!», приуроченной ко Дню Конституции, Председатель Палаты представителей Андрейченко В.П. в торжественной обстановке вручил паспорта гражданина Республики Беларусь юным белорусам, лучшим представителям молодежи. Этой чести удостоены 20 юношей и девушек из Витебской области.

После этого парламентарии приступили к обсуждению проектов законов.

В первом чтении были приняты три законопроекта.

Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Авраменко А.Н. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Гранковский А.А. представили проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О городском электрическом транспорте и метрополитене».

Законопроект подготовлен в целях совершенствования правового регулирования отношений по организации и выполнению перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном с учетом практики применения Закона «О городском электрическом транспорте и метрополитене», приведения норм Закона в соответствие с другими законами Республики Беларусь, обеспечения единых подходов к правовому регулированию отношений по организации и выполнению перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном и автомобильных перевозок пассажиров.

Законопроект содержит положения, закрепляющие формы контроля Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций за соблюдением законодательства при организации и выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом. Так, при проведении выборочных и внеплановых проверок, осуществлении мер профилактического и предупредительного характера предполагается изучать вопросы соблюдения требований, предъявляемых к перевозчикам по организации и обеспечению безопасного выполнения перевозок, а при проведении мероприятий технического (технологического, поверочного) характера – изучать вопросы соблюдения требований, предъявляемых к транспортным средствам и водителям.

Законопроектом уточнены положения, когда физические лица, находящиеся на станции метрополитена и намеревающиеся заключить договор перевозки пассажира метрополитеном, обязаны предоставлять по требованию работников метрополитена ручную кладь для досмотра.

Учитывая расширение возможностей оплаты проезда посредством систем продажи билетов, а также другими способами (через мобильные приложения, бесконтактной банковской картой и т.д.), в законопроекте осуществлена корректировка термина «электронный билет». Документ также содержит положения, уточняющие, что бесплатный проезд является льготой по проезду на пассажирском транспорте в соответствии с главой 3 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Законопроектом урегулирован ряд других вопросов, касающихся отношений по организации и выполнению перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном, в том числе:

  • регламентировано создание контрольно-ревизорской службы на городском электрическом транспорте, определены особенности ее функционирования;
  • дополнены обязанности заказчика перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном;
  • четко определен момент заключения договора перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении – с момента посадки пассажира в транспортное средство городского электрического транспорта, а также момент заключения договора перевозки пассажира метрополитеном – с момента прохода пассажира на станцию метрополитена через линию контроля пропускных пунктов (турникетов).

Принятие проекта Закона обеспечит системность и комплексность правового регулирования общественных отношений в области городского электрического транспорта и метрополитена, а также будет способствовать созданию оптимальных условий осуществления транспортной деятельности перевозчиками, обеспечению безопасности пассажиров и их имущества.

О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» доложили Министр внутренних дел Республики Беларусь Кубраков И.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мамайко И.А.

Законопроектом, в частности, предусматриваются:

  • наделение Совета Министров Республики Беларусь полномочием по определению правил проведения личного досмотра, досмотра вещей и документов, досмотра транспортных средств сотрудниками специального органа охраны;
  • совершенствование порядка осуществления проектирования, монтажа, наладки и технического обслуживания средств и систем охраны; допуска работников военизированной охраны к выполнению обязанностей; контроля за охранной деятельностью;
  • наделение Министерства внутренних дел Республики Беларусь полномочиями на установление:
    • порядка проведения квалификационного экзамена по вопросам осуществления охранной деятельности работников военизированной охраны организаций;
    • порядка осуществления проверки работников военизированной охраны на годность к действиям, связанным с применением и использованием оружия, применением специальных средств и физической силы;
    • порядка уведомления специального органа охраны об осуществлении охранной деятельности, не подлежащей лицензированию.

С докладом о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам банковской деятельности» выступил заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Лапко Д.Н., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Васюков В.М.

Законопроект предусматривает закрепление в Банковском кодексе цели «обеспечение финансовой стабильности», а также нормы о содействии устойчивому экономическому развитию страны.

Предлагается, чтобы целевые показатели денежно-кредитной политики утверждались Президентом Республики Беларусь, а сам документ, расширенный и детализированный, – Национальным банком во взаимодействии с Правительством. Это позволит повысить гибкость и адаптивность денежно-кредитной политики к различным внешним факторам.

Для повышения уровня правовой защиты потребителей банковских услуг и исключения чрезмерной финансовой нагрузки на кредитополучателей вводится запрет на установление в кредитных договорах условий об уплате процентов в повышенном размере, ограничиваются размеры штрафов (неустоек), устанавливается перечень случаев, при которых банк вправе требовать досрочного возврата кредита, определяется разумный срок для досрочного возврата кредита – не ранее трех месяцев со дня уведомления физического лица.

Данная норма имеет социальную направленность, а ее реализация позволит усилить правовую защищенность потребителей финансовых услуг.

Предлагается ввести дополнительную меру надзорного реагирования в виде взыскания с банка денежных средств в республиканский бюджет в размере до одного процента от размера нормативного капитала. Аналогичная норма есть и в Российской Федерации, и ее закрепление в Банковском кодексе соответствует процессам гармонизации национальных законодательств.

Законопроектом предлагается предоставить Национальному банку право ограничивать лицензионные полномочия банка в случае неоднократного нарушения требований в области о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем.

К рассмотрению во втором чтении проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» представила член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Довгало И.В.

Законопроектом предусматривается приведение Закона «О нормативных правовых актах» в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

В частности, с учетом положений главы 31 Конституции Республики Беларусь («Всебелорусское народное собрание») предлагается закрепить статус Всебелорусского народного собрания в качестве субъекта права законодательной инициативы, а также определить, что в состав законодательства входят решения Всебелорусского народного собрания, принятые по вопросам, предусмотренным пунктами 1, 2, 8 и 11 статьи 893 Конституции Республики Беларусь.

Поскольку Конституцией Республики Беларусь предусмотрено перераспределение отдельных нормотворческих полномочий Парламента и Всебелорусского народного собрания, из Закона предлагается исключить нормы о принятии законов об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь.

Предусмотрено также исключение из Закона положений о принятии новых декретов Президента Республики Беларусь. Кроме того, закрепляется механизм прекращения и приостановления действия декретов Президента Республики Беларусь (определено, что признание их утратившими силу осуществляется законами, а приостановление действия – законами и указами Президента Республики Беларусь).

На основании решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 3 октября 2019 г. № Р-1190/2019 «О правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов» статью 69 Закона («Официальное толкование нормативных правовых актов. Письменные разъяснения нормативных правовых актов») предлагается дополнить положением о том, что такие разъяснения носят рекомендательный характер.

При этом определено, что правовые последствия несоблюдения законодательства, допущенного вследствие исполнения разъяснений применения нормативных правовых актов, подготовленных уполномоченными государственными органами (организациями), устанавливаются законодательными актами.

Проектом Закона также предусмотрен ряд изменений уточняющего характера. Вносятся корректировки, направленные на обеспечение внутренней согласованности положений Закона, исключение неоднозначного толкования его норм, а также конкретизацию иерархии отдельных нормативных правовых актов.

Также в ходе заседания были приняты два законопроекта о ратификации международных соглашений.

Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М. выступил с докладом по проекту Закона «О ратификации Соглашения об учреждении Евразийской перестраховочной компании» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Бартош С.В.).

Положениями Соглашения предусматривается учреждение Евразийской перестраховочной компании, призванной содействовать увеличению объемов взаимной торговли, развитию экономической интеграции между сторонами, повышению инвестиционной привлекательности и расширению торгово-экономических связей сторон с третьими странами путем осуществления деятельности в сфере перестрахования.

Оплата доли участия Республики Беларусь будет производится организациями, уполномоченными Правительством Республики Беларусь.

О проекте Закона «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств по предупреждению и реагированию на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера» доложили заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь Чередниченко Д.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Шкроб М.А.

Соглашение развивает и конкретизирует положения применительно к чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера.

Документом предусмотрена возможность совместного проведения государствами – участниками Соглашения необходимых мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными инфекционными или массовыми неинфекционными заболеваниями (отравлениями), требующими скоординированных на национальном и (или) международном уровне ответных мер по санитарной охране территории.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)