16.03.2023
МНС: Об использовании субъектами хозяйствования кассового оборудования с 1 июля 2025 г.
Министерство по налогам и сборам доводит до сведения, что в соответствии с изменениями, внесенными в постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа», с 1 июля 2025 г. субъекты хозяйствования обязаны использовать кассовые суммирующие аппараты, в том числе совмещенные с таксометрами, билетопечатающие машины модели (модификации) (далее – кассовые аппараты), которые включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр), соответствующие требованиям постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.10.2022 № 29/99 «О требованиях к кассовым суммирующим аппаратам, в том числе совмещенным с таксометрами, билетопечатающим машинам» (далее – постановление № 29/99).
Также с 1 июля 2025 г. субъекты хозяйствования обязаны использовать программные кассы, соответствующие требованиям постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2018 № 10 «О требованиях к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы и о работе комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям» (далее – постановление № 10).
Кассовое оборудование, используемое в настоящее время субъектами хозяйствования, не соответствует требованиям, определенным в постановлении № 29/99 и в постановлении № 10.
В целях проведения необходимых работ по обновлению парка используемого кассового оборудования МНС и Госстандартом утвержден План мероприятий по внедрению новых требований к кассовому оборудованию по выводу из оборота маркированных товаров (далее – План). Планом предусматривается выполнение ряда мероприятий и устанавливаются сроки их выполнения, что позволит обеспечить планомерную работу по обновлению кассового оборудования всех заинтересованных: от производителей кассового оборудования до субъектов хозяйствования, осуществляющих реализацию товаров в торговых объектах. В соответствии с Планом перечень используемых моделей (модификаций) кассовых аппаратов, которые могут и не могут бы доработаны до соответствия новым требованиям, будет подготовлен и доведен до сведения заинтересованных не позднее 01.08.2023. Доработку кассовых аппаратов на соответствие новым требованиям, а также разработку новых моделей (модификаций) кассовых аппаратов их производителями планируется осуществить к 01.12.2023.
Операторами программных кассовых систем также планируется осуществить доработку (разработку) программных касс до 01.12.2023.
Учитывая количество используемого в Республике Беларусь кассового оборудования рекомендуем субъектам хозяйствования заблаговременно начать работу по обновлению используемого в торговых объектах кассового оборудования.
Для получения информации о возможности доработки используемых кассовых аппаратов субъектам хозяйствования необходимо обратиться в центры технического обслуживания, с которыми заключен договор.
Для получения информации о возможности доработки используемых моделей программных касс необходимо обратиться к операторам программных кассовых систем.
В случае, если используемое кассовое оборудование не будет дорабатываться, то субъектам хозяйствования необходимо будет до 01.07.2025 приобрести новую модель (модификацию) кассового аппарата, которая будет соответствовать требованиям постановления № 29/99, либо новую модель программной кассы, которая будет соответствовать требования постановления № 10.
Особое внимание на необходимость обновления кассового оборудования необходимо обратить субъектам хозяйствования, осуществляющим реализацию товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации и унифицированными контрольными знаками.
Справочно. Перечень товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками и перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
(фото – Pravo.by)
МНС о налогообложении НДС работ (услуг) авторизованными сервисными центрами
Министерство по налогам и сборам в связи с поступающими обращениями по вопросу правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) при реализации работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств марок, выпускаемых иными заводами-изготовителями, нежели завод-изготовитель с которым, либо с его официальным представителем, заключен договор (контракт), в связи с наличием которого организация признается авторизованным сервисным центром, информирует.
Согласно подпункту 1.12 пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК) при реализации работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств, выполняемых на территории Республики Беларусь авторизованными сервисными центрами для иностранных организаций или физических лиц, за исключением граждан Республики Беларусь, применяется ставка НДС в размере ноль (0) процентов. Положение настоящего подпункта применяется к работам (услугам), выполненным (оказанным) с 1 января 2015 года.
Представление плательщиком в налоговый орган информации путем направления в установленном статьей 131 НК порядке электронного счета-фактуры с указанием в нем сведений, указанных в части второй пункта 8 статьи 126 НК, является основанием для применения нулевой ставки НДС.
Одновременно, согласно части первой пункта 8 статьи 126 НК:
-
под авторизованным сервисным центром понимается юридическое лицо Республики Беларусь, заключившее с заводом-изготовителем транспортных средств или его официальным представителем договор (контракт), предусматривающий право гарантийного обслуживания (ремонта) транспортных средств, либо договор о сервисном партнерстве (сервисный договор);
-
к транспортным средствам относятся зарегистрированные в иностранных государствах транспортные средства категорий M3, N2, N3, O3, O4.
Соответственно организация, заключившая с заводом – изготовителем транспортных средств или его официальным представителем договор (контракт), предусматривающий право гарантийного обслуживания (ремонта) транспортных средств, либо договор о сервисном партнерстве (сервисный договор), т.е. признанная авторизованным сервисным центром, имеет право на применение нулевой ставки НДС при реализации работ по ремонту и техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств согласно подпункту 1.12 пункта 1 статьи 122 НК при наличии основания, указанного в части второй пункта 8 статьи 126 НК, независимо от марок ремонтируемых, обслуживаемых транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах.
Иными словами, для применения нулевой ставки НДС в отношении зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств категорий M3, N2, N3, O3, O4 не требуется договоров с другими заводом – изготовителем транспортных средств или его официальным представителем, помимо уже имеющегося договора, предусматривающего право гарантийного обслуживания (ремонта) транспортных средств, либо договора о сервисном партнерстве (сервисного договора), в связи с наличием которого организация признается авторизованным сервисным центром.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
В МНС напомнили, что истекает срок уплаты налога физлицами на основании декларации о доходах за 2024 год
2 июня 2025 года истекает срок уплаты подоходного налога, подлежащего уплате физическими лицами, представившими налоговые декларации о доходах за 2024 год. Об этом напомнили в Министерстве по налогам и сборам, сообщает
БЕЛТА.
Подоходный налог уплачивается на основании извещения на уплату налога, направляемого налоговым органом по почте, лично или в электронном виде в личном кабинете плательщика.
В МНС отметили, что уплату можно произвести в безналичном порядке (через интернет-банкинг, мобильный банкинг, в инфокиосках через систему ЕРИП), а также наличными в отделениях банка или почтовой связи на основании извещения на уплату подоходного налога.
По информации
БЕЛТА
Совет ЕЭК изменил список стран, пользующихся преференциями ЕАЭС в торговле
Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) принял решение о внесении изменений в перечни развивающихся и наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза. Об этом
БЕЛТА сообщили в торговом блоке ЕЭК.
«Речь идет об актуализации списка государств, которым ЕАЭС в одностороннем порядке предоставляет тарифные преференции в виде снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на ряд товаров. Принятое решение основано на анализе изменений экономических показателей и предусматривает включение Иордании, Ливана и Самоа в категорию развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС», – пояснили в ЕЭК.
Кроме того, с учетом обновленной информации о классификации стран по уровню дохода, подготовленной Всемирным банком, принято решение исключить из числа пользователей системы Республику Маршалловы Острова и Республику Эль-Сальвадор, а также пересмотреть преференциальный статус Королевства Бутан и Демократической Республики Сан-Томе и Принсипи с наименее развитых на развивающиеся.
«Сегодняшнее решение является продолжением последовательной работы ЕЭК по администрированию единой системы тарифных преференций союза и будет способствовать созданию условий для экономического роста развивающихся и наименее развитых стран, а также дальнейшему наращиванию торговли с ними государств ЕАЭС», – отметил член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
ГТК о вступлении в силу соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами-членами и Исламской Республикой Иран
C 15 мая 2025 г. вступает в силу Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, подписанное 25 декабря 2023 года,
Решение Коллегии ЕЭК от 11 марта 2025 г. № 27 «Об установлении на 2025 год объемов тарифных квот в отношении отдельных видов товаров, происходящих из Исламской Республики Иран и ввозимых на территории государств – членов Евразийского экономического союза», а также
Решение Коллегии ЕЭК от 14 января 2025 г. № 1 «О применении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из Исламской Республики Иран и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, и о признании утратившими силу некоторых решений Коллегии Евразийской экономической комиссии».
В отношении товаров, происходящих из Исламской Республики Иран и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в соответствии с Соглашением, применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 % от таможенной стоимости, за исключением товаров, включенных в перечень отдельных товаров, утвержденный Решением Коллегии ЕЭК от 14 января 2025 г. № 1.
Решением Коллегии ЕЭК от 11 марта 2025 г. № 27 установлены на 2025 год объемы тарифных квот на отдельные виды товаров, происходящих из Ирана и ввозимых на территории государств – членов ЕАЭС по Соглашению о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном.
Решением № 27 также определено, что в отношении товаров, ввозимых в рамках объемов тарифных квот, при соблюдении условий предоставления режима свободной торговли, применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 % от таможенной стоимости.
При ввозе товаров в количестве, превышающем объемы тарифных квот, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК от 14 января 2025 г. № 1.
При заявлении тарифной преференции в рамках полноформатного Соглашения в декларации на товары подлежат указанию:
в элементе 2 графы 36 «Преференция» – ИЕ;
в графе 44 под кодом вида документов:
«06019» – сертификат о происхождении товара формы СТ-3 либо
«06016» – декларация о происхождении товара, если таможенная стоимость партии товаров не превышает 5000 евро);
«01011» – лицензия, выданная МАРТ, в рамках установленных объемов тарифных квот.
По сообщению
единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
МНС разъяснил вопросы утраты лизингодателем освобождения от НДС
Лизингодатель утрачивает освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС), установленное с подпунктом 1.49 пункта 1 статьи 118 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК), в части лизинговой ставки, приходящейся на тот месяц, в котором физическим лицом утрачено гражданство Республики Беларусь или вид на жительство в Республике Беларусь. Данная позиция согласована с Национальным банком Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь.

Подтверждение гражданства (вида на жительство) лизингополучателя в течение срока действия договора, как и изменение суммы лизингового платежа (в части предъявления суммы НДС по лизинговой ставке), являются предметом гражданско-правовых отношений.
Справочно. Плательщик при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав обязан в цене (тарифе) товаров (работ, услуг), имущественных прав предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС (пункт 1 статьи 130 НК).
Например, в случае несвоевременного информирования к физическому лицу могут быть применены лизингодателем меры ответственности, установленные договором.
Возможен дополнительный контроль со стороны лизингодателя в течение срока лизинга за актуальностью информации о гражданстве (виде на жительство) посредством межбанковской системы идентификации.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь