Андрей Иванец: Конституция подчеркивает, что будущее страны – за молодежью
Министр образования Андрей Иванец вручил паспорта 15 учащимся, которые отличились достижениями в учебе, спорте, творчестве и общественной жизни, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Сегодня знаковый день: наша страна отмечает важную дату – День Конституции. Он обрел совершенно новое звучание. Год назад вступила в силу обновленная редакция Конституции. Многие моменты, которые были отражены в Основном законе и являются для нашего государства основополагающими, остаются неизменными. На уровне Конституции закреплены право получения образования, медицинской помощи и всех необходимых социальных гарантий. На протяжении всего периода нашей независимости, несмотря на все существующие экономические, военные и политические вызовы, мы неизменны. Для нас самая важная ценность – это человек, и государство будет делать все возможное, чтобы направить все свои силы на каждого из нас», – обратился к учащимся Андрей Иванец.
Вместе с тем, подчеркнул Министр, в Конституции отражены и принципиально новые нормы, которые за время независимости Беларуси проходили красной нитью через политику государства. «В Конституции появилось отдельное положение, касающееся молодежи. У нас закреплена норма, что государство гарантирует создание всех необходимых условий для развития творческого, интеллектуального и спортивного потенциала молодежи. Это еще раз показывает, что мы смотрим в будущее, а наше будущее – это наша молодежь», – подчеркнул Министр образования. При этом он обратил внимание, что в ответ на фальсификацию истории, которая сегодня происходит во многих странах, в Беларуси на уровне Основного закона закреплено сохранение исторической правды.
Для ребят были приготовлены и подарки. Так, каждый учащийся получил издание «Родина моя Беларусь». По словам министра, коллектив авторов, в который вошли ученые, историки, педагоги, отразил основные вехи становления Беларуси. Андрей Иванец уверен, что каждый учащийся, который прочтет эту книгу, почерпнет для себя много нового и будет гордиться своей страной.
После церемонии вручения у ребят была возможность побеседовать с Министром образования и задать волнующие вопросы. Школьники интересовались, насколько востребованы те или иные профессии, правилами приема в вузы, возможностью работать на летних каникулах. В свою очередь Андрей Иванец поинтересовался у учащихся, как они относятся к единому элементу школьной формы и пилотному проекту по улучшению качества школьного питания. По словам ребят, ни они сами, ни их родители не возражали против единого элемента школьной формы. Что касается питания в школах, то, как отметили учащиеся, пилотный проект по улучшению его качества положительно сказался на ассортименте предлагаемых школьникам блюд.
По информации БЕЛТА
Представители Министерства образования и Минского облисполкома рассказали в проекте БЕЛТА «Страна говорит» о том, что меняется для школьников с 1 сентября после принятия новых норм в Кодекс об образовании.
Бесплатный подвоз
Консультант управления общего среднего образования Министерства образования Анжела Кудоярова отметила, что статью Кодекса об образовании дополнили нормой о том, что теперь местные советы депутатов имеют право принимать решения по бесплатной перевозке учащихся в пределах населенного пункта, в которых они проживают, до учреждения образования и обратно школьными автобусами по маршруту движения. «Раньше мы не могли использовать эту возможность. Мы могли организовать подвоз к учреждению образования только детей из сельских населенных пунктов, где нет школ. Сейчас мы можем организовать в пределах населенного пункта, – пояснила она. – Также сейчас предоставлено право осуществлять подвоз учащихся к местам проведения всевозможных образовательных мероприятий, экскурсий, физкультурно-оздоровительных мероприятий. Теперь мы законодательно это закрепили».
Как региональный представитель главный специалист отдела дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования главного управления по образованию Минского облисполкома Наталья Дудкина добавила, что эта норма очень важна для регионов, потому что зачастую по этим моментам возникают некоторые сложности. «Вот шестой школьный день недели, когда идет мероприятие районного, городского уровня, а ребята из села не могут туда добраться. И тот же руководитель стоит перед выбором: он знает, что надо детей завести, но как это решить, он не знает. Теперь все просто – есть законодательная база», – подчеркнула она.
Обязательный деловой стиль одежды
Помимо этого, с 1 сентября закреплена обязанность для школьников придерживаться делового стиля одежды. Анжела Кудоярова пояснила, что дети, учащиеся в учреждении общего среднего образования должны придерживаться делового стиля одежды всегда за исключением уроков физкультуры и трудового обучения. В стране проводился эксперимент со школьной формой, и капсульную форму мы уже знаем. «Сейчас мы просто это утвердили на законодательном уровне», – подчеркнула она.
Одиннадцатиклассники могут быть освобождены от ЦЭ по медпоказаниям
По обращениям родителей также введена норма для освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Сейчас эта норма действует только для учащихся девятых классов. «То есть, если заключение врачебно-консультационная комиссия (ВКК) выдала, то учащиеся девятых классов могут получить освобождение. В одиннадцатых классах раньше только обучающиеся на дому имели такое право. С 1 сентября будет введена норма о том, что учащиеся выпускных 11 классов по заключению ВКК смогут быть освобождены от ЦЭ по медицинским показаниям. Минздрав установит перечень заболеваний, на основании которого дети будут освобождаться от выпускных экзаменов», – пояснила Анжела Кудоярова.
Если выпускник не попал на ЦЭ, то ему будет выставлен годовой балл
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов добавил, что при поступлении все равно остается необходимость подачи результатов централизованного тестирования, централизованного экзамена. «Опять же, если будет заключение от медицинской комиссии о том, что молодые люди не могут сдавать ЦЭ и ЦТ, то поступить в университет, конечно, будет можно, но, если есть ограничения у молодых людей, то они останутся и при поступлении в университет на ряд специальностей, – пояснил он. – Есть определенный перечень специальностей, на которые ребята могут поступить и без сертификатов – это или наиболее востребованные специальности в случае отличной успеваемости, либо специальности, где необходимо сдать внутренние вступительные испытания. То есть возможности, конечно, будут, но их количество будет ограничено в связи с состоянием здоровья».
По информации БЕЛТА
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов в проекте БЕЛТА «Страна говорит» рассказал о том, какие законодательные изменения в Кодекс об образовании коснулись целевиков.
(фото – БЕЛТА)
Сергей Пищов рассказал, что при распределении в целом сохранены все те нормы, которые были и в предыдущей редакции кодекса. «Распределение, а правильнее сказать, закрепление молодых специалистов на первых рабочих местах или в отрасли, которую они выбрали, – это важнейший вопрос. Нужно, чтобы молодые люди, получив соответствующее образование, действительно профессионально росли и получали карьерный рост, – считает он. – Государство в первую очередь заинтересовано в том, чтобы специалисты были востребованы в соответствующих отраслях экономики и социальной сферы. Поэтому в данной ситуации несколько есть у нас таких нововведений в кодексе – это предоставление гарантий лицам, которые уволены с работы в связи с призывом на военную службу, но не направленные для ее прохождения. Такие случаи, пускай не часто, но случаются. У таких молодых специалистов остается на протяжении 10 дней после получения уведомления от комиссариата их рабочее место. Они могут вернуться на свое рабочее место и продолжить работу».
Также введены на законодательном уровне обязанности для организаций – заказчиков кадров возмещать государству средства в случае необоснованного расторжения целевого договора с молодыми специалистами. «Раньше такая норма была прописана у нас только на уровне договора о целевой подготовке, сейчас она закреплена на уровне кодекса», – пояснил начальник.
Кроме этого, добавлена возможность учреждениям образования использовать информацию из информационных источников республиканских органов госуправления о ситуации с трудоустройством конкретных молодых специалистов, чтобы можно было мониторить и при необходимости принимать соответствующее решение о закреплении данных специалистов.
При перераспределении молодых специалистов в период обязательной работы, которые распределены в сельскую местность, обязательным требованием стало согласование такого перераспределения с вышестоящей организацией. «Раньше такая норма была только для организаций, которые направляли по сельскохозяйственным специальностям. Сейчас это будет касаться всех специальностей – педагоги, медики, которые распределяются в сельской местности, для перераспределения обязаны будут согласовать свое перераспределение с облисполкомом, – рассказал Сергей Пищов. – Перераспределения бывают в любом случае, потому что это жизнь молодого специалиста. Распределившись, меняется его статус, где-то он связывает свою жизнь с силовыми структурами армии, где-то он женится или выходит замуж. Вместе с тем организации должны создавать такие условия, чтобы специалисты, даже изменив свой статус, закреплялись в данной организации, то есть приглашали своего мужа, жену в эту организацию. Таким образом они будут усиливать потенциал той организации, в которой они трудоустроены».
Если организация – заказчик кадров была ликвидирована во время обучения специалиста, то в первую очередь его перенаправят по той специальности, на которую он поступил. «Будет учитываться и мнение самого молодого специалиста, и потребность организаций-заказчиков в данном регионе. Для целевиков создаются особые условия – они сдают внутренние вступительные испытания и уже на стадии подписания договора о целевой подготовке принимают все условия, которые данным договором установлены», – пояснил он.
Целевая подготовка – это не льготная траектория, напомнил Сергей Пищов. «Это должны понимать как организации – заказчики кадров, так и абитуриент с его родителями. Организация-заказчик раньше на уровне договора, а сегодня на уровне кодекса должна принять специалиста на первое рабочее место, обеспечить соответствующие условия труда для того, чтобы необоснованного расторжения договора не произошло. Если это произойдет по инициативе или вине организации, то она будет выплачивать стоимость обучения. Эта норма повышает защищенность наших молодых специалистов, которые направляются по целевым договорам. Прецеденты такие были, но их необходимо исключать, конечно. С учетом того, что в последние годы у нас на целевой прием динамика положительная как в вузы, так и в колледжи, то это, конечно, необходимо закрепить на дальнейшем уровне. И мы закрепили эту норму», – заметил начальник главного управления.
По информации БЕЛТА
Закон есть закон: с 1 сентября родители обязаны обеспечить детям, проживающим в Беларуси, получение общего среднего образования в наших школах. То есть норма кодекса полностью исключает дистанционное обучение за рубежом. Если ребенок физически находится в Беларуси – даже если гражданство у него, скажем, российское – обучаться онлайн он не может.
Напомним: так называемый всеобуч в стране реализуется на протяжении многих лет, а онлайн или дистанционное обучение на уровне общего среднего образования у нас и вовсе в стране не предусмотрено. Поэтому новации кодекса – это всего лишь формализация тех решений, которые были приняты ранее. Речь о том, что с 1 сентября 2022 г. общее среднее образование стало в Беларуси обязательным. Министр образования Андрей Иванец в комментарии журналистам также подчеркнул, что в учреждениях образования помимо знаний передаются и ценности – уважение к истории и культуре своей страны, гордость за достижения своего народа, ответственность за будущее:
– В наших школах есть история Беларуси, география Беларуси, белорусский язык, белорусская литература. Всех этих предметов, абсолютно очевидно, нет как в очных, так и в онлайн-школах, которые находятся за пределами нашего государства.
При этом еще раз акцентируем: если ребенок зарегистрирован в Беларуси, но выехал на временное проживание в другое государство, обязанность получения общего среднего образования в школах, гимназиях, лицеях страны на него не распространяется. Родителям будущих первоклассников, зарегистрированных в Беларуси, но проживающих за ее пределами, также не требуется представлять в школу подтверждающие документы.
Кстати, очная форма обучения является приоритетной в Китае, большинстве стран Западной Европы, поскольку позволяет учителю лучше узнать способности и интересы детей, помочь раскрыть потенциал, считает директор минской гимназии № 25 Татьяна Яновская:
– Отказ от дистанционного образования в школах Беларуси не означает отмену индивидуальных форм обучения. Например, обучение по индивидуальной программе ориентировано на одаренных детей, ребят с особыми образовательными потребностями. Обучение же на дому предоставляется учащимся, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Но при этом обязательно медицинское заключение. Для ребят организуют занятия с учителями на дому, консультации.
Здесь хочется добавить пару слов от себя, как мамы двоих детей. Школа – это не только про считать и писать. Это и другие важные жизненные уроки: отстоять свою позицию в споре, дернуть понравившуюся девочку за косичку, пережить первые победы и поражения, станцевать вальс... Каждый из нас, согласитесь, испытывал эти ни с чем не сравнимые чувства. А еще школа – это про патриотизм и любовь к Родине. Особенно это проявляется на линейке и других торжественных мероприятиях, когда все ребята от мала до велика с гордостью слушают наш гимн, повторяя его важные слова, а на фоне голубого неба развевается наш флаг. Давайте об этом тоже будем помнить.
Таисия Азанович, « СБ. Беларусь сегодня», 20 июня 2025 г.
С 1 сентября психолого-медико-педагогическую комиссию смогут пройти и совершеннолетние. Это обусловлено новым Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Подробнее о работе комиссии на круглом столе в пресс-центре БЕЛТА рассказала консультант отдела адаптации и интеграции лиц с особенностями психофизического развития Министерства образования Людмила Мордович.
Людмила Мордович подчеркнула, что в обновленном положении сделан важный акцент на деятельность психолого-медико-педагогической комиссии для проведения психолого-медико-педагогического обследования нуждающихся в получении специального образования и коррекционно-педагогической помощи. «Целью деятельности комиссии в первую очередь определены своевременное выявление лиц с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования, коррекционно-педагогическая помощь, создание специальных условий, определение образовательной программы и учебного плана обучения и воспитания, а также рекомендации по организации коррекционно-педагогической помощи», – отметила она.
Консультант пояснила, что исходя из изменений, с 1 сентября комиссия проводит обследование как в отношении несовершеннолетнего по инициативе и в присутствии законного представителя, так и в отношении совершеннолетнего по его инициативе для определения необходимости создания для него специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и дополнительного образования взрослых.
Она также отметила, что в новом Положении сконцентрировано внимание на необходимых документах для проведения обследования, а также возможности запросить дополнительные документы для решения сложных случаев дифференциальной диагностики, нарушений в физическом или психическом развитии и рисках их возникновения. «Повторное обследование может проводиться при необходимости изменения образовательного маршрута в связи с окончанием срока действия заключения государственного ЦКРОиР и при переходе на другую степень или другой уровень образования», – добавила Людмила Мордович.
Кроме того, изменениями закреплено оказание методической помощи педагогам учреждений профессионально-технического, средне-специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи в вопросах реализации принципа инклюзива образования и формирования инклюзивной культуры у участников образовательного процесса.
Также изменениями закреплено требование к психолого-педагогической характеристике, предоставляемой учреждением. «Теперь она расписана широко, понятно и доступно», – сказала она. И добавила, что с родителями также будет проводиться разъяснительная работа об особенностях содержания рекомендованных образовательных программ специального образования, учебных планов, организации образовательного процесса и возможностях дальнейшего образования их детей.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 30 мая заслушал доклад по вступительной кампании.
На доклад к Президенту пришли Заместитель Премьер-министра Наталья Петкевич, возглавляющая государственную комиссию по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании, Первый заместитель Главы Администрации Президента Владимир Перцов, Министр образования Андрей Иванец и Председатель КГК Василий Герасимов. Каждый их них представил Главе государства информацию по своему направлению.
«О сути нашего разговора. Нюансы, конечно, важны, поэтому мы коснемся и нюансов нашей вступительной кампании. Но самое главное – наш разговор должен продемонстрировать людям, населению, что мы держим в поле зрения на самом высоком уровне процесс организации вступительных экзаменов в вузы и экзаменов об окончании среднего и базового уровней образования. То есть школы и вузы. Особенно поступление в вузы. Мы прекрасно знаем, какое значение имеет это событие в ответственной семье. Сами через это проходили. Очень важно обеспечить такую систему, которая бы убеждала наших людей в справедливости проведения этой кампании», – сказал Александр Лукашенко.
«Я не сомневаюсь, что будет честно. Хотя нечестно и не было», – добавил Президент.
«Не было», – подтвердил Василий Герасимов.
«Просто надо родителям и абитуриентам понимать, что все будет честно. Не надо идти на какие-то ухищрения. Приходить в аудиторию для сдачи экзаменов надо со своими знаниями. Знания плюс удача – и будешь учиться в вузе. По крайней мере, если какая-то случайность, мы, Наталья Владимировна, подумаем над тем, чтобы случайностей этих избежать. И если что-то случится, мы должны видеть и это – посмотреть на тех людей, которые, может быть, к нам обратятся для того, чтобы мы еще раз взглянули на их знания. Наверняка, где-то кого-то потеряем. Но терять мы не должны. Не надо в этой ситуации обидеть семьи и, самое главное, молодого человека, который становится на нормальный жизненный путь», – потребовал Глава государства.
Александр Лукашенко поинтересовался, как прошел централизованный экзамен и оправдало ли себя это нововведение. «Если оправдало, то в чем? Только откровенно. Если где-то ошиблись, надо эту ситуацию исправлять. Ни в коем случае ее нельзя ретушировать, потому что это очень серьезное дело», – подчеркнул он.
Как было доложено Президенту, вступительная кампания в этом году не претерпела значительных изменений и проходит по устоявшемуся алгоритму. «Но существует, пусть небольшой (полтора-два процента), недобор на бюджетные места. Мы должны принимать меры, чтобы эти места были заняты. Мы же готовим за счет бюджета тех специалистов, которые очень нужны для народного хозяйства. Минобразования, правительство как в этом направлении работают? Что сделали и что надо сделать?» – спросил Глава государства.
Президент напомнил о своем требовании обеспечить прозрачность вступительной кампании. По его словам, важно не потерять возможность увидеть каждого абитуриента.
«Много об этом говорим. Это все хорошо – централизованные экзамены, тестирование и прочее. Но мы сами помним процесс сдачи экзаменов и положительно оцениваем, когда преподаватель и абитуриент сидят напротив друг друга и преподаватель видит этого абитуриента. Все ли сделано для этой прозрачности? Это главный элемент справедливости», – заявил белорусский лидер.
Александр Лукашенко также поинтересовался, какие льготы предоставлены абитуриентам и насколько объективен этот процесс. «Я вас знаю. Вы, сидящие за этим столом, люди не только образованные, но и отличники. И вы все можете оценивать со своей позиции: вот, знания, знания, не знаешь – иди вон и так далее и тому подобное. А по итогу, вы помните, когда мы заканчивали вузы, те, которые были слабаками, если исходить из этих критериев, оказывались посильнее тех отличников, которые сдавали экзамены. Поэтому хотелось бы услышать здесь вашу оценку», – сказал Глава государства.
Президент отметил положительный опыт по популяризации профессионально-технического образования среди молодых людей. Абитуриенты стремятся поступать в колледжи, и наборы там растут.
«Это хорошо, не может не радовать. Какие дополнительные меры еще надо принять для того, чтобы люди шли получить профессионально-техническое образование? Может быть, и на моем уровне нужно предпринимать какие-то меры?» – уточнил Александр Лукашенко.
Согласно представленной Главе государства информации, в этом году на уровень профессионально-технического образования планируется принять 28 тыс. человек, что на 1,2 тыс. больше, чем в 2024 году.
Президент уточнил у Министра образования Андрея Иванца, как проходит в этом году вступительная кампания, как организована сдача централизованных экзаменов и тестирования, кто и когда проходит эти испытания.
«Вступительная выпускная кампания проходит строго на принципах равенства, справедливости и прозрачности, – подчеркнул Министр. – В третий раз выпускники 11-х классов сдают два централизованных экзамена – один предмет по выбору и второй – государственный язык. Вместо четырех экзаменов, которые ранее проходили в школе».
На уточняющий вопрос Президента, как именно проходят централизованные экзамены, Андрей Иванец пояснил, что ЦЭ – это фактически контрольная работа, которая выполняется в тестовой форме. В последующем работы проверяет компьютер, и после машины – два независимых человека перепроверяют. «Здесь полностью исключено право на ошибку», – заверил Министр.
Выпускники школ в этом году сдавали ЦЭ в единые даты – 26 и 29 мая по предмету на выбор и по одному из государственных языков соответственно. Было задействовано 144 пункта проведения ЦЭ.
«Сдают выпускники средней школы. То есть 11 классов закончил – и ты не в школе, как раньше… Ты не четыре (экзамена. – Прим.) сдаешь, а один на выбор и белорусский или русский язык», – уточнил Александр Лукашенко, и Министр подтвердил, что это так и есть. Выпускники школ сдают два ЦЭ и получают по итогам аттестат за 11 классов образования.
Этот аттестат в последующем можно использовать для поступления в учреждения высшего образования. Правда, необходимо будет еще сдать централизованное тестирование по предмету, который выбирают в зависимости от профиля того вуза, где хочет продолжить обучение выпускник.
«Если ты историю за 11 классов сдавал, то ты поступаешь куда-то на истфак или гуманитарный факультет, где есть история», – пояснил Президент. Это подтвердил и Министр образования: «Берешь сертификат (о прохождении ЦЭ или ЦТ. – Прим.) и используешь (для подачи документов в вуз. – Прим.)».
«Если на отлично сдал, то, конечно, будешь его использовать, – резонно заметил Глава государства. – Если нет, то ты можешь еще сдавать экзамен в вуз. Так?»
Андрей Иванец объяснил, что каждый выпускник может сдать ЦТ только по одному предмету. «Мы ушли от того, когда была возможность сдавать четыре ЦТ. Для чего? Чтобы уйти от беготни (абитуриентов по разным специальностям вузов во время приема документов. – Прим.), – сказал он. – Когда сдают два ЦЭ и одно ЦТ, даже если абитуриент пойдет в различные вузы, то он пойдет по одному профилю, будь то инженер, гуманитарий, либо экономист, либо правовед. Это очень важная мера».
Глава государства поинтересовался, сколько в итоге вступительных испытаний проходит выпускник, который хочет учиться, к примеру, на истфаке в вузе. По словам Министра, на специальности такого профиля нужно сдать ЦЭ по русскому или белорусскому языку, обязательный для всех выпускников, а также сдать историю и обществоведение в форме ЦЭ и ЦТ.
«Три сертификата в итоге получают (выпускники, желающие поступить в вуз. – Прим.), – вступил в разговор Первый замглавы Администрации Президента Владимир Перцов. – Для поступления на историческое направление у него должно быть три сертификата на руках. Но не так, чтобы он бегал в разные направления вузов. А чтобы была профилизация на ранних подступах».
В свою очередь Заместитель Премьер-министра Наталья Петкевич, которая возглавляет государственную комиссию по контролю за ходом подготовки и проведения вступительной кампании в 2025 году, обратила внимание, что у выпускников нет возможности сдавать тестирование сразу по нескольким предметам, нужно выбрать только один – именно тот, который понадобится для поступления на определенную специальность вузов. И если, например, кто-то плохо сдал историю на ЦТ, у него нет возможности сдать еще тестирование по другому предмету. «Пересдать, Александр Григорьевич, нельзя. Потому что уже сдал. Ты можешь только одно ЦТ (выбрать и сдать. – Прим.). То есть если история плохо, тогда уже по конкурсу в другой вуз, где есть тоже историческая специальность, но меньше проходные баллы», – пояснила она.
«Это устраивает? Особенно семьи наших абитуриентов?» – спросил Президент.
«Абитуриенты и родители это положительно воспринимают, потому что это снимает дополнительный стресс и двойную нагрузку, когда надо было сдавать экзамен как в школе, так и при поступлении в университет», – заверил Министр образования.
«А достаточно ли этого для того, чтобы был нормальный стресс для абитуриента? Чтобы он понимал, куда он поступает…» – продолжил Глава государства.
На это Министр ответил, что во время двух централизованных экзаменов 8 человек не смогли закончить их по медицинским показаниям. Скорее всего, из-за стресса, сказал он. Им была своевременно оказана медицинская помощь, и они смогут в резервные сроки сдать свои ЦЭ – 21 и 23 июня. Для этого созданы все условия.
Кроме того, как подчеркнул Андрей Иванец, в этом году ужесточили требования по использованию мобильных телефонов. «Они запрещены не только в аудиториях, где непосредственно проходит экзамен, но в целом на пункте проведения ЦЭ. С централизованного экзамена был удален только один человек за мобильный телефон и один человек за то, что продолжал заполнение бланка после окончания времени. Из 56,6 тыс. выпускников, полагаем, это хороший результат», – отметил Министр.
«Хороший, – согласился Президент. – То, что вы требования ужесточаете, особенно телефоны и прочее, об этом даже говорить не надо. Ты пришел (на экзамен или тестирование. – Прим.) – главное, чтобы в руках голова была. Пришел – садись, работай. Поэтому здесь не обсуждается жесткость и так далее».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)