/ / Общественно-политические
15.03.2023

Конституция «живет» в законах, определяет их смысл и содержание – Петр Миклашевич

Сегодня в Беларуси большой праздник – День Конституции. Он отмечается на фоне новаций, которые серьезно изменили наш Основной Закон, сделали его более эффективным и современным. С этого обстоятельства мы начали разговор с гостем «СБ. Беларусь сегодня» – Председателем Конституционного Суда Петром Миклашевичем.

Конституция Республики Беларусь

– Петр Петрович, в прошлом году были внесены серьезные изменения в нашу Конституцию. В чем их главная суть?

– Принятые на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года изменения в Конституцию укрепили правовой фундамент государства для устойчивости функционирования системы государственной власти, эффективного развития Республики Беларусь как демократического социального правового государства.

В обновленной Конституции определена модель современного белорусского государства: государство основывается на воле народа, выражает волю народа, функционирует в интересах народа. Данный конституционный ориентир обязывает государственные органы, должностных лиц, общественно-политические институты в своей деятельности исходить из воли народа, действовать на благо народа.

– Можно ли сейчас говорить, что конституционные изменения полностью вступили в силу, что конституционная реформа в стране завершена?

– Изменения в Конституцию вступили в силу 15 марта 2022 года, за исключением некоторых положений, указанных в разделе IX Конституции.

Так, Всебелорусское народное собрание будет действовать после вступления в силу Закона от 7 февраля 2023 года «О Всебелорусском народном собрании», регламентирующего порядок его формирования и деятельности, проведения единого дня голосования в феврале 2024 года и сформированного с учетом конституционных положений и законодательного регулирования состава этого высшего представительного органа народовластия.

Конституционные преобразования, с одной стороны, в определенной мере будут завершены с принятием Парламентом необходимых законов. С другой стороны, наступает этап практической реализации, который временными сроками не ограничен.

Конституция обладает огромным регуляторным потенциалом, и необходимо, чтобы созидательная деятельность государственных органов, должностных лиц, институтов гражданского общества, наших граждан была направлена на достижение целей, определенных в преамбуле Конституции: обеспечение мира и гражданского согласия, независимости и процветания Республики Беларусь.

– Какие законы уже приняты во исполнение таких новаций, как конституционный статус Всебелорусского народного собрания, новые принципы партийного строительства, основы избирательной системы? Какие еще предстоит принять?

– Конституция «живет» в законах, определяет их смысл и содержание. Учитывая, что многие нормы Конституции отличаются высокой степенью обобщенности, в настоящее время требуется выработка законодательных механизмов их реализации. В переходных положениях Конституции определен двухлетний срок для принятия необходимых новых законов и приведения в соответствие с Конституцией действующих законов.

Парламентом приняты законы «О Всебелорусском народном собрании», «Об основах гражданского общества», внесены изменения в Закон «О Национальном собрании Республики Беларусь», в Избирательный кодекс, в законы по вопросам деятельности политических партий и другие. Продолжается активная работа Парламента по принятию новых законов, внесению изменений в ряд других законов, направленных на реализацию положений обновленной Конституции.

– Расскажите, удалось ли Конституционному Суду в прошлом году уже применить свои новые, расширенные полномочия? Как обстояло дело с главной функцией Суда – контролем конституционности нормативных правовых актов в государстве?

– Новые расширенные полномочия Конституционного Суда, установленные на конституционном уровне, в прошедшем году Конституционный Суд не осуществлял, поскольку для их реализации требуется соответствующая инициатива уполномоченных субъектов.

В настоящее время осуществляется определенный переходный этап от обязательного предварительного контроля конституционности законов к предварительному контролю конституционности законов по инициативе Президента.

Признавая конституционность принятых законов, в отношении их отдельных положений Конституционный Суд формулировал правовые позиции, направленные на уяснение конституционно-правового смысла норм законов, исходя из норм и принципов Конституции. Сформулировано 305 правовых позиций, в которых обращалось внимание законодателя на выявленные в законах случаи правовой неопределенности, пробелы и коллизии, а правоприменителям указывалось на необходимость точного понимания содержания законодательных норм и соблюдения конституционно-правового режима их применения в своей деятельности. Из указанных правовых позиций, адресованных законодателю, к настоящему времени большинство учтено в процессе осуществления законотворческой деятельности.

В соответствии с положениями обновленной Конституции только Президент уполномочен инициировать осуществление предварительного контроля конституционности законов. Конституционный Суд ожидает поступления таких предложений и готов их рассматривать.

– Как известно, одним из недавних изменений явилось право Конституционного Суда рассматривать жалобы граждан на нарушение их прав и свобод. Приходилось ли уже заниматься этой работой?

– Право граждан на обращение в Конституционный Суд с конституционной жалобой будет реализовываться после внесения соответствующих изменений в Закон «О конституционном судопроизводстве», что предусмотрено заключительными и переходными положениями Конституции. В настоящее время закон принят в первом чтении и в ближайшее время будет рассматриваться Палатой представителей во втором чтении.

После вступления закона в силу Конституционный Суд приступит к реализации полномочия по рассмотрению жалоб граждан на нарушение их конституционных прав и свобод путем проверки конституционности законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты.

Мы предполагаем, что данный механизм начнет работать с 1 октября 2023 года.

– Как в целом непростая международная обстановка и беспрецедентное давление на нашу страну повлияли на ее конституционное развитие? Пришлось ли принимать дополнительные меры для устойчивого верховенства права и конституционных норм?

– Обновленная Конституция сохраняет преемственность и стабильность конституционного развития. Основные конституционные положения получили дальнейшее развитие с учетом современных вызовов и угроз.

В преамбуле Конституции закреплено, что народ Беларуси определяет целью дальнейшего конституционного развития сохранение национальной самобытности и суверенитета. Для обеспечения правового суверенитета белорусского государства в статье 7 Конституции закреплены верховенство Конституции и ее прямое действие на всей территории Республики Беларусь.

В обновленной Конституции определены новые полномочия Конституционного Суда по обеспечению верховенства Конституции и верховенства права для защиты конституционного строя и гарантированных Конституцией прав и свобод граждан.

Посредством утверждения верховенства Конституции, конституционных ценностей в нормотворчестве и правоприменении осуществляется конституционализация общественных отношений, устанавливается режим конституционной законности, при котором государство, все его органы и должностные лица, а также организации и граждане действуют на основе и в соответствии с Конституцией, а право как важнейший социальный регулятор обеспечивает достижение целей и решение задач, определенных Основным Законом государства.

– Что скажете нашим читателям в этот праздничный день?

– Поздравляю всех граждан нашей страны с Днем Конституции!

Желаю им в полной мере реализовывать свои права и свободы, добросовестно и ответственно выполнять конституционные обязанности. Желаю всем здоровья, благополучия, дальнейшей успешной созидательной деятельности на благо Республики Беларусь!

Роман Рудь, « СБ. Беларусь сегодня», 15 марта 2023 г.