/ / Общественно-политические
14.03.2023

О закреплении статуса ВНС как субъекта права законодательной инициативы

Законопроект «Об изменении Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» готовится ко второму чтению. Как ожидается, в Овальном зале он будет рассмотрен на очередном заседании сессии Палаты представителей 15 марта. О новациях документа корреспонденту БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Ирина Довгало.

Флаг Республики Беларусь

Проект закона разработан для приведения норм Закона «О нормативных правовых актах» в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года. «В Конституции закреплен новый политический институт, и в этом законе предлагается статус Всебелорусского народного собрания закрепить в качестве субъекта права законодательной инициативы. В состав законодательства входят решения ВНС, которые приняты по отдельным вопросам, которые будут касаться в первую очередь направлений внутренней и внешней политики, Военной доктрины, решений по утверждению Концепции национальной безопасности, а также программ социально-экономического развития, введения чрезвычайного или военного положения. А еще будут входить в состав законодательства решения по установлению государственных праздников и иных праздничных дней», – рассказала Ирина Довгало.

Еще один важный момент законопроекта, который также закреплен в Конституции, – Президент больше не принимает декреты. «Соответственно, из закона исключаются положения о принятии новых декретов. Но будут еще работать те декреты, которые не признаны утратившими силу, – пояснила депутат. – Еще один момент, который нашел отражение в этом законопроекте и на что всегда обращает внимание Президент, – предусматривается норма, что изменение законодательного акта допускаться будет, как правило, не чаще одного раза в два года, а других нормативных правовых актов – не чаще одного раза в год. Конечно, будут исключительные случаи, но это будет рассматриваться в индивидуальном порядке».

В законопроекте также появляется норма о цифровизации. «Предлагается закрепить новый принцип нормотворческой деятельности – принцип цифровизации, который обеспечивается посредством широкого применения информационных технологий на всех абсолютно стадиях нормотворческого процесса», – дополнила Ирина Довгало.

«Вот такие новшества нашли свое отражение в этом законопроекте. Но самое главное, что мы идем в графике по изменению и дополнению тех законов, которые требовали корректировки в соответствии с обновленной Конституцией», – сказала депутат.

Законопроект внесен в Палату представителей Советом Министров 8 декабря 2022 года. В первом чтении он принят 20 декабря. «То есть, как мы видим, достаточно коротким был период с момента внесения до его принятия в первом чтении. Но со всеми абсолютно субъектами велся очень серьезный диалог, кропотливая работа, поскольку у нас сегодня Всебелорусскому народному собранию даются достаточно большие полномочия. И как раз, какие решения будут являться нормативно-правовым актом – это было очень важно, – дополнила парламентарий. – При подготовке законопроекта ко второму чтению, конечно, вносились изменения. Свои изменения и дополнения вносило правовое управление Палаты представителей, Министерство финансов, поскольку каждое слово имеет свое значение. Рассматривались вопросы по срокам изменения законодательства. На заседании рабочей группы были представители Конституционного, Верховного судов, Генеральной прокуратуры, Минфина. Со своими предложениями также выходило Госкомимущество в части разъяснения трактовки тех или иных норм. Речь шла о порядке таких разъяснений, что они носят рекомендательный характер. То есть, они не являются каким-то подзаконным актом. Это тоже получило свое закрепление в законопроекте».

«Законопроект направлялся для внесения возможных поправок абсолютно во все постоянные комиссии Палаты представителей, для проведения обязательной экспертизы – в главное правовое управление секретариата и Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, абсолютно во все заинтересованные государственные органы, в том числе региональные – во все облисполкомы. Поступившие по проекту замечания и предложения рассмотрены Постоянной комиссией по законодательству, в том числе на рабочих группах. Поддержанные замечания учтены в тексте законопроекта, по неучтенным со всеми субъектами, которые вносили предложения, все оговорено и разъяснено, почему то или иное предложение не нашло своего отражения в законопроекте. Проект закона уже согласован субъектом права законодательной инициативы – Советом Министров, который его вносил. Для окончательного решения вопроса подготовленный проект направлялся Президенту, и замечаний и предложений не поступило. Поэтому, действительно, в высокой степени готовности законопроект входит на второе чтение», – констатировала Ирина Довгало.

Светлана Сухарко,  БЕЛТА