/ / Общественно-политические
06.03.2023

Итоги работы стройкомплекса Республики Беларусь в 2022 году обсудили на заседании коллегии Министерства архитектуры и строительства

Состоялось заседание коллегии Министерства архитектуры и строительства, на котором были подведены итоги работы стройкомплекса Республики Беларусь в 2022 году и определены задачи по его развитию на 2023 год. В мероприятии приняли участие Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Анатолий Сивак, председатель Союза Строителей Анатолий Ничкасов, председатель Белорусского профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Геннадий Ляпунов, заместители руководителей облисполкомов. Основной доклад по теме представил глава строительного ведомства Руслан Пархамович. Подробно рассказали о курируемых направлениях деятельности и проблемных вопросах заместители Министра архитектуры и строительства Олег Швец (первый заместитель), Александр Шваюнов, Александр Балашенко.

Коллегия Министерства архитектуры и строительства

От финансов до дисциплины

Глава Министерства отметил, что ситуация в строительном комплексе страны стабильная и контролируемая. Организации работают в штатном режиме, без простоев и перебоев. Выплата заработной платы обеспечивается в установленные сроки. По итогам работы за прошедший год достигнуты четыре из пяти доведенных целевых показателей. Объем экспорта строительных материалов впервые за историю превысил отметку 1 млрд долл. США. Отставание по итогам прошлого года зафиксировано по темпу роста объемов экспорта строительных, инженерных, архитектурных услуг. По мнению Руслана Викторовича, важно оказывать строительные услуги в объеме, который необходим для развития экономики страны. В этом отношении оценка эффективности принятых в 2022 году мер по совершенствованию отрасли является весьма приоритетной мерой.

Теме финансово-хозяйственного состояния организаций стройкомплекса в 2022 году, перспективам и направлениям развития посвятил доклад первый заместитель Министра Олег Швец. Он отметил, что за 2022 год отраслевая промышленность республики сработала с чистой прибылью – 56,5 млн руб., рентабельность выросла по сравнению с 2021 годом на 1,5 % – до 10,4 % против 8,9 % в 2021 году. Сократилось количество убыточных организаций – до 23 единиц.

Подрядные организации отрасли в 2022 году также в целом сработали прибыльно, с положительной рентабельностью. Чистая прибыль составила 660 млн руб., рентабельность продаж – 7,7 %, рентабельность реализованной продукции – 9,5 %. Сократилось количество убыточных организаций на шесть единиц по сравнению с 2021 годом (со 167 до 161) и на 91 единицу по сравнению по с началом года (с 252 до 161).

Однако, как показал 2022 год, финансовый результат в конкретных случаях зависит от формы собственности организации. Так, при положительном размере прибыли от реализации товаров, работ, услуг в целом по республике, организации республиканской формы собственности еще до вычета всех расходов, процентов по кредитам и налогов сработали в минус. Улучшили же за прошлый год финансовые показатели организации коммунальной формы собственности. На их фоне даже частники выглядят не так успешно – сократилась рентабельность продаж, выросло количество убыточных организаций и сумма их чистого убытка. Объяснением тому, что финансовое состояние организаций коммунальной формы собственности лучше, чем организаций республиканской и частной форм собственности, является действие Указа № 366 «О закупках при строительстве объектов, включенных в инвестиционные программы областей и г. Минска». В соответствии с документом областным и Минскому городскому Совету депутатов предоставляются полномочия на определение генеральных проектной и подрядной, инженерной организаций (из числа государственных) для строительства объектов, включенных в региональные инвестиционные программы. При возведении таких объектов названные организации могут приобретать товары, работы, услуги за счет бюджетных и приравненных к ним средств с применением процедуры закупки из одного источника. Реализация этих полномочий позволяет сократить сроки и снизить стоимость проектирования и строительства объектов, включенных в региональные инвестпрограммы, а также ограничивает участие в процедурах закупок недобросовестных поставщиков и подрядчиков. Олег Дмитриевич отметил, что действие указа заканчивается в этом году, и в целях создания конкурентной среды, а также экономии бюджетных средств Министерство не планирует продлевать его действие.

Особо обратил внимание первый заместитель Министра на качество проектной и сметной документации.

– Хочу задать вопрос: после того как документация составлена, получила положительное заключение экспертизы и утверждена заказчиком, кто ее проверяет? Может быть, заказчик? Нет. Он заинтересован только в одном: как можно дешевле построить! Может быть, подрядчик? Тоже нет. Подрядчик выходит на процедуру, применяет самый простой метод формирования неизменной контрактной цены, умножив сметную стоимость на прогнозный индекс, потом на торгах отказывается от предоставления аванса и снижается по цене. В то же время проектная документация, прошедшая экспертизу, в большинстве случаев имеет значительные недоработки в части проектных решений, применения устаревших нормативов, неправильного определения цен на материальные ресурсы, – отметил Олег Дмитриевич.

Заказчики не идут на корректировку проектной документации, даже когда ошибки проектировщиков очевидны. Так, на объекте «Строительство нового здания поликлиники учреждения здравоохранения «Несвижская центральная районная больница в г. Несвиже» из-за неправильного формирования сметной стоимости и внесенных замечаний экспертизы (по позициям «Деревянные оконные блоки и витражи из алюминиевого профиля») сумма полученного убытка только по статье «Материалы» для подрядчика составила более 142 тыс. руб.

Еще один яркий пример. На объекте «Капитальный ремонт с элементами модернизации административного здания 49А по ул. Петровского в г. Жлобине» из-за неверно указанной в расценке стоимости роллеты (вместо противовзломной предусмотрена обычная) подрядчик понес убыток в размере 33 тыс. руб.

Много говорили и о факторах, влияющих на финансовое благополучие организаций стройкомплекса. Один из них – производительность труда. Как подчеркнул Олег Швец, данный показатель нужно увеличивать, принимать оперативные меры по загрузке имеющихся мощностей и оптимизации затрат. Резервом увеличения производительности труда в строительстве является решение вопроса о приведении нормативов расходов ресурсов к действующим реалиям.

– Считаю, что инициатором решения вопроса пересмотра нормативов ресурсов, как правило, является заинтересованная сторона (те, кто убежден, что недополучает деньг и что норматив несправедлив). На практике, к сожалению, такие инициативы, как со стороны подрядчика, так и заказчика, редки. Министерство видит выход из сложившейся ситуации в принятии соответствующего нормативного акта, который позволит сформировать стабильный источник финансирования для актуализации действующих нормативов, разработки новых технологических карт и не только (проект Указа «О едином республиканском внебюджетном фонде строительной отрасли»). Сегодня указ согласован со всеми заинтересованными и находится в КГК, после чего будет представлен Правительству, – уточнил докладчик.

Заострил внимание первый заместитель Министра и на проблеме финансирования строящихся объектов. Многие подрядные организации в один голос заявляют об отсутствии оборотных средств. Вместе с тем зачастую нехватка «оборотки» – это нежелание работать с дебиторской задолженностью и складскими запасами. Способов исправить ситуацию, подчеркивает Олег Дмитриевич, достаточно: работать с нормами расходов материалов, топлива, ликвидировать излишние и ненужные запасы, уменьшать предоставляемые отсрочки платежа, осуществлять деятельность только с платежеспособными заказчиками и т. д. Высвобожденные средства могут стать источником эффективных инвестиций, способствующих развитию предприятия, увеличению его доходов.

Жилье будет

О вопросах жилищного строительства и путях их решения в рамках выполнения программы жилищного строительства рассказал заместитель Министра Александр Шваюнов. Александр Олегович отметил, что по итогам 2022 года в результате слаженной работы Минстройархитектуры с облисполкомами и Мингорисполкомом доведенное Правительством задание по жилищному строительству выполнено. Введено в эксплуатацию 4226,2 тыс. м² общей площади жилья (100,6 % от годового задания), из них 1390,1 тыс. м² жилья с использованием господдержки (115,8 % от годового задания). Особо отличились Минская, Брестская области и г. Минск. Не выполнено установленное задание по общему вводу жилья Витебской областью (86,2 %), по строительству жилья с использованием государственной поддержки не в полном объеме выполнено Витебской (85,8 % к годовому заданию) и Могилевской (65,7 % к годовому заданию) областями. Задание по строительству жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, выполнено на 133,2 % и составило 43,2 % от общего объема ввода.

Для сравнения: в 2021 году – 40,5 % такого жилья. Строительство электродомов обеспечено в размере 177 % от годового задания (381,1 тыс. м2). Однако допущено его невыполнение в Гомельской – 88,1 % от задания – и Гродненской – 93,2 % – областях.

Вместе с тем неутешительна статистика по итогам 2022 года по строительству жилых домов в сельских населенных пунктах. В 2022-м построено на 352 жилых дома меньше, чем в 2021-м. Есть положительная динамика строительства жилья сельскохозяйственными организациями. Ими построено 210 жилых домов (16,75 тыс. м²), это 138 % от задания и на 12 % больше, чем в предыдущем году.

Отдельно остановился Александр Олегович на строительстве социального жилья. Тема весьма актуальная, поскольку в настоящее время на учете нуждающихся в целом по республике состоит 27,5 тыс. детей-сирот, из которых 15,5 тыс. имеют право на получение социального жилья.

– Социальное жилье – один из значимых элементов государственной жилищной политики, предоставляющий право гражданам, не имеющим возможности самостоятельно удовлетворить свою потребность в «крыше над головой», получить бесплатное жилье. Согласно положениям Жилищного кодекса именно в компетенцию местных органов власти входит организация строительства такого жилья и планирование средств на его финансирование. По итогам 2022 года по всей республике построили всего лишь, вдумайтесь в эти цифры, 362 квартиры (81,9 % от задания). Самые низкие объемы ввода такого жилья в Могилевской области – всего восемь квартир. Только после проведенного в Могилевской области приема граждан Натальей Ивановной Кочановой на 2023 год Могилевским облисполкомом изысканы средства местного бюджета на возведение 240 квартир для детей-сирот, – акцентировал внимание Александр Олегович.

Озвучил замминистра и проблему, с которой столкнулись регионы при выполнении программы жилищного строительства: рост количества потенциальных дольщиков, которые отказываются от строительства жилья ввиду высокой стоимости квадратного метра. Причины как объективные (стоимость строительных материалов), так и порой субъективные, повлиять на которые невозможно. Отметим, с целью поддержания ценовой стабильности на рынке строительных материалов, сдерживания роста стоимости строительства приняты постановления Правительства № 447 и Минстройархитектуры № 69 в 2022 году и № 116 в 2023 году. Данные НПА предусматривают расширение государственного регулирования цен на строительные материалы, изделия и конструкции при строительстве объектов независимо от источника финансирования (установлены предельные нормативы рентабельности и наценок при формировании отпускных цен, а также ограничение на повышение цен на строительные материалы (сырье) не более 30 % в год).

Острые углы «квадрата»?

Тема стоимости квадратного метра жилья также заслуживает отдельного внимания, по мнению Александра Шваюнова. Анализ статистических данных за январь–декабрь 2022 года показал, что цена «квадрата» (в различных конструктивных решениях) варьируется. К примеру, от 1520,7 руб. в Витебской области до 3370,8 руб. в г. Минске. Таким образом, при отсутствии возможности вступить в строительство жилья в г. Минске граждане, состоящие на учете, могут воспользоваться правом на строительство жилья в другом населенном пункте со стоимостью, сложившейся ниже, чем в столице. В то же время, по оперативной информации облисполкомов и Мингорисполкома, в возводимых высотках стоимость квадратного метра, приобретаемого с господдержкой, различна в каждом регионе (ценовой диапазон от 1390 руб. в Брестской области до 2009 руб. в г. Минске). Надо сказать, что основной объем строительства жилья осуществляется в конструкциях крупнопанельного домостроения – порядка 27,3 %.

Разница в стоимости квадратного метра общей площади жилого дома в конструкциях КПД зависит от материалоемкости и трудоемкости строительства.

Справочно: себестоимость 1 м² общей площади здания в конструкциях КПД находится в диапазоне от 1109 руб. (серия 152М-1.10 ОАО «Гомельский ДСК») до 1610 руб. (серия М464-М ОАО «МАПИД») (по данным на 1 декабря 2022 г.).

Вместе с тем при практически одинаковом расходе строительных материалов на квадратный метр общей площади жилья его цена отличается в отдельных случаях чуть ли не на 25 %.

Справочно: расход арматурной стали у ОАО «Гомельский ДСК» составляет 35,3 кг/м² общей площади жилых зданий (серия 152М-1-10), у ОАО «МАПИД» – 31,6 кг/м² (серия М464-М). Удельный расход бетона у ОАО «Гомельский ДСК» – 0,67 м³/м², у ОАО «МАПИД» – 0,61 м³/м² Удельный расход цемента у ОАО «Гомельский ДСК» – 0,24 т/м², у ОАО «МАПИД» – 0,23 т/ м².

– Возникает вопрос к регионам: за счет чего такая разница в стоимости «квадрата», если не за счет материалоемкости и трудоемкости строительства жилья? – заострил внимание на проблеме спикер.

Работа на качество

О качестве проектной документации и экспорте проектных и инжиниринговых услуг доложил заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Александр Балашенко.

Александр Анатольевич отметил в своем выступлении, что за последние 3–5 лет качество документации не особенно меняется. Подтверждают сказанное цифры. Так, 2022 году подано на экспертизу 12 053 проекта. 386 получили отрицательное заключение (столько же и в прошлом году). Доля отрицательных заключений у государственных составляет 1 % от поданных на рассмотрение проектов (118 из 5900), у частных – несколько выше 1,5 % (179 из 6153 поданных).

Обратил внимание заместитель Министра еще на один факт: количество проектных организаций в стране сокращается, а число аттестатов увеличивается. Косвенно это свидетельствует об укрупнении предприятий. В организациях начинают формироваться команды высококвалифицированных специалистов (для разработки всех разделов), появляется возможность системно выстраивать внутренние алгоритмы контроля качества, выступать серьезным игроком на внутреннем и внешнем рынках. Тем не менее, как подчеркнул спикер, доля отрицательных заключений не уменьшается, количество нареканий на качество проектной документации возрастает. Важно понимать: качество проектной документации определяется не только грамотными решениями проектировщика, но и действиями заказчика (инженерной организации).

– Считаю, что необходимо повысить ответственность за качество проектно-сметной документации. Получение отрицательного заключения должно быть не практикой, а чрезвычайным событием с ощутимыми последствиями для специалистов, по чьей вине допущены просчеты (госорган, заказчик, проектировщик). Например, получение первого отрицательного заключения автоматически ведет к снижению сложности объектов проектирования, обязывает в течение месяца виновным подтвердить квалификационные требования. Повторное получение автоматически приостанавливает действие аттестатов юрлица и специалистов (физлиц). Требуется обязательное прохождение обучения/повышения квалификации специалистов и последующая аттестация организации, – привел пример действенных мер Александр Балашенко.

Также необходимо, по мнению руководства Минстройархитектуры, увеличивать объемы экспорта архитектурных и инженерных услуг. Доля в общем объеме экспорта строительных услуг составляет всего 11,3 %. Основные рынки – страны ЕАЭС, Российская Федерация (порядка 90 %). Факторами, сдерживающими рост экспорта услуг в сфере архитектуры и строительства, являются необходимость членства в СРО, региональные монополисты, недобросовестные игроки на внешних рынках. Опрос белорусских специалистов в сфере проектирования, переехавших за границу (40 % из них имели опыт работы в больших государственных проектных организациях), показал, что около половины остались бы в Беларуси, если бы получили возможность работать в местной проектной организации над зарубежными проектами.

– Чрезвычайно важны усилия региональных властей на внешнеполитической арене: необходимо продвигать интересы отечественных экспортеров, стимулировать и поддерживать их выход на новые рынки, в первую очередь на уровне контактов с руководителями регионов России. К сожалению, в развитии экспорта в большинстве случаев роль исполкомов заканчивается доведением прогнозных показателей подведомственным организациям, без разработки и принятия каких-либо поддерживающих мер. У белорусских проектировщиков и инжиниринговых компаний есть возможности осуществить выход на внешние рынки в сфере архитектуры и строительства. Но это требует новых подходов в менеджменте и маркетинге, постоянного контроля за соблюдением сроков и качества работ и услуг, – резюмировал Александр Балашенко.

По информации  официального сайта Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Министерства архитектуры и строительства)