23.05.2023
Минстройархитектуры – о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов
16 мая текущего года в связи с принятием Главой государства Указа № 92 Советом Министров Республики Беларусь принято постановление № 311. Данным нормативным правовым актом изложено в новой редакции Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553.
Об основных изменениях нам рассказала Ольга Борисовна Лавровская, начальник главного управления экономики и внешнеэкономической деятельности.
«Во-первых, усилена «неизменность» договорной (контрактной) цены, установлены единые как для бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования строительства объектов, случаи ее корректировки.
Так, например, при изменении проектной, в том числе сметной документации, откорректировать неизменную цену будет возможно только по причине обнаружения недостатков технического и (или) счетного характера, а также в случае уточнения обстоятельств, которые невозможно было предусмотреть при ее разработке.
Во-вторых, при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой, установлен размер конкурсного коэффициента в цене подрядчика (не ниже 0,9). Т.е. при проведении процедуры государственной закупки подрядчик не сможет понижать цену своего предложения более, чем на 10 %. Введение данной нормы позволит значительно сократить срывы сроков строительства объектов, случаи некачественного выполнения строительных работ и расторжения договоров строительного подряда на этапе строительства.
По иным объектам строительства размер конкурсного коэффициента определяется подрядчиком самостоятельно», – рассказывает Ольга Борисовна.
В-третьих, договорная (контрактная) цена формируется с учетом прогнозных индексов стоимости строительно-монтажных работ (вместо прогнозного индекса цен в строительстве, действовавшего до принятия постановления). Кроме этого, она формируется только на выполнение подрядных работ. Из Положения исключены нормы, определяющие порядок формирования договорной (контрактной) цены строительства объектов «под ключ».
Дополнительно необходимо отметить, что действие постановления № 311 не распространяется на объекты, проектная (сметная) документация на строительство которых утверждена до 1 мая 2023 г., за исключением объектов, на строительство которых по утвержденной проектной документации, разработанной на основании ресурсно-сметных норм, на 1 мая 2023 г. договоры строительного подряда не заключены.
По информации
официального сайта Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
Меняется ли что-то в соцстандартах в области транспорта? Поинтересовались в Минтрансе
Социальные стандарты в области транспорта в Беларуси установили еще в 2003 году. Министерство транспорта и коммуникаций постановлением от 31 января 2025 г. № 5 утвердило инструкцию о порядке оценки минимальных социальных стандартов в области транспортного обслуживания населения. Изменилось ли что-то в самих стандартах, корреспондент
БЕЛТА поинтересовалась у начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрея Гладкого.
Когда речь заходит о социальных стандартах транспортного обслуживания, подразумевается наличие пассажирских терминалов на автобусных маршрутах, охват транспортным обслуживанием, обслуживание населения в рамках городских перевозок и междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении.
«Социальные стандарты были первоначально установлены на уровне постановления Правительства № 724 в 2003 году, – напомнил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта. – Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций мы только уточняем отдельные моменты и методику определения факторов выполнения этих социальных стандартов. Чего-то нового в систему социальных стандартов не привносится».
Так, норматив наличия пассажирских терминалов – один-два на район. Предусмотрен 100 % охват транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного и внутреннего водного транспорта в навигационный период) административных центров сельсоветов при обязательном выполнении не менее 16 рейсов, с 2026 года – не менее 20 рейсов в неделю. Для агрогородков с численностью населения более 1 тыс. – при обязательном выполнении не менее 28 рейсов в неделю.
Зона охвата населенных пунктов с численностью населения от 20 человек транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период) определена до 3 км.
Отмечено, что вопросы транспортного обслуживания часто привлекают внимание общественности, особенно если касаются малых населенных пунктов. «Социальный стандарт предусматривается в том числе для населенных пунктов с численностью от 20 человек. Зачастую пустить туда автобус возможности нет в принципе, поскольку это не позволяют параметры дороги, – обратил внимание представитель Минтранса. – Для этого вводится такая оценка, как зона охвата транспортным обслуживанием, чтобы до определенного остановочного пункта можно было организовать сообщение или построить остановочный пункт и оттуда пустить автобусы. Одинаковое понимание механизмов действия стандартов должно быть как у местных исполнительных и распорядительных органов, так и у населения. С этой целью и введена методика их оценки».
Норматив обслуживания населения в рамках городских перевозок для городов и городских поселков с численностью 10–30 тыс. – один автобус на 8 тыс. пассажиров. Если там проживает от 30 тыс. до 50 тыс. – один автобус на 4 тыс. человек. Для городов с населением от 50 тыс. до 250 тыс. предусматривается один автобус (троллейбус, трамвай) на 2 тыс. человек, для городов с населением от 250 тыс. до 1 млн – один автобус (троллейбус, трамвай) на 1,5 тыс. человек. Для Минска норматив – один автобус (троллейбус, трамвай, вагон метрополитена) на 2 тыс. человек.
Акцент был сделан на том, что обязанность по обеспечению перевозки пассажиров возложена на местные исполнительные и распорядительные органы. В каждой области создана специальная структура – операторы автомобильных перевозок, задача которых – реагировать на обращения граждан, касающиеся транспортного обслуживания. «Допустим, возникает потребность в дополнительном рейсе или изменении расписания движения. Операторы проводят мониторинг и при необходимости вносят изменения в те или иные параметры, – пояснил Андрей Гладкий. – Замечу, что порядка 25 % обращений граждан решаются положительно, то есть имеются объективные основания для изменения маршрута или расписания движения».
Что касается маршрутов междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период), то предусмотрен ежедневно один оборот (два рейса) между районным и областным центрами.
Государственные социальные стандарты по обслуживанию населения республики являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности. Для вынесения заключения о выполнении социального стандарта на территориальном уровне необходимо сравнить фактически достигнутый его уровень, определенный по инструкции, с уровнем установленного социального стандарта или с более высоким уровнем, утвержденным решениями вышестоящего местного исполнительного и распорядительного органа для каждой административно-территориальной единицы с учетом ее специфики и развития инфраструктуры.
«Социальные стандарты определяют общие подходы государства к тому или иному вопросу. В нашем случае подразумевается транспортное обслуживание не только малых населенных пунктов, но также городов, областных центров. Установлены параметры, – уточнил Андрей Гладкий. – На данный момент мы занимаемся в том числе решением проблемы населенных пунктов с незначительным пассажиропотоком. Прорабатывается возможность реализации пилотного проекта, под которым понимается возможность организации перевозки или заказа транспортного средства в удобное для пассажира время, например, по звонку или через мобильное приложение. Выполнить проект мы планируем в ближайшее время, возможно, в 2025 году, в одном из районов».
Согласно документу, социальные стандарты устанавливают гарантированный уровень транспортных услуг, позволяющий удовлетворить основные потребности населения в перемещении. Оценка их выполнения позволит ввести единообразный подход при анализе работы по обслуживанию населения в соответствии с нормативами социальных стандартов.
Для урегулирования вопросов транспортного обеспечения гражданам следует обращаться в местный исполнительный или распорядительный орган, в частности, в районный, городской или областной исполнительный комитет. Министерство транспорта и коммуникаций выступает своего рода методологом и готово помогать исполкомам в решении задач транспортного обслуживания населения.
По информации
БЕЛТА
Какие задачи вошли в программу деятельности Правительства на 2025–2029 годы
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин подписал постановление «Об утверждении программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2025–2029 годы», сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Правительства.
Программа состоит из трех разделов. Первый – повышение устойчивости экономики. Основные задачи – сокращение (ликвидация) субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг и транспорта, введение дифференцированной оплаты за сверхпотребление коммунальных услуг, обеспечение долговой устойчивости (поэтапное снижение долговой нагрузки), создание благоприятных условий для инвестирования и улучшение бизнес-среды.
Второй раздел – приоритетные направления социально-экономической политики. В направлении развития человеческого потенциала основными задами стали пересмотр системы поддержки семей (акцент на ее адресность), сохранение и укрепление репродуктивного здоровья (две бесплатные попытки ЭКО), модернизация системы образования, повышение доступности и качества здравоохранения. В направлении новых стандартов качества жизни – обеспечение населения доступным арендным жильем (в том числе его выкуп), улучшение транспортного сообщения между регионами, реновация территорий населенных пунктов. Для развития сферы услуг правительство будет заниматься укреплением сферы туризма (создание 70 региональных туристических информационных центров, переформатирование гостиниц и санаториев под мировые требования), повышением качества бытового обслуживания, продвижением товаров отечественного производства. В направлении цифровизации основные задачи – развитие цифрового государства, создание и использование программного обеспечения. Для технологической самодостаточности перед Правительством стоят задачи по обеспечению опережающего развития производств с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичных видов деятельности, повышению уровня локализации промышленной продукции.
Кроме того, в направлении «уникальность каждого региона» основными задачами стали – развитие внутриобластных агломераций и городов-спутников, расширение применения технологий точного земледелия, а в направлении «экология и рациональное природопользование» – цифровая трансформация лесного хозяйства, обеспечение безопасности ядерных отходов, развитие системы обращения с отходами, расширение сферы применения вторичных материальных ресурсов.
Третий раздел – развитие экспортного потенциала. Основные задачи здесь – качественный рост и диверсификация экспорта, финансовая и нефинансовая поддержка экспортеров.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
7 мая программа деятельности Правительства на 2025–2029 годы одобрена Палатой представителей.
По информации
БЕЛТА
Правительство одобрило создание совместного комитета по сотрудничеству и инвестициям Беларуси и Омана
Совет Министров одобрил проект соглашения между Правительством Республики Беларусь и правительством Султаната Оман об учреждении совместного комитета по сотрудничеству и инвестициям в качестве основы для проведения переговоров. Это предусмотрено постановлением Совмина от 7 мая 2025 г. № 251, сообщает
БЕЛТА.
Министерство иностранных дел уполномочено на проведение переговоров по проекту соглашения. Ведомству разрешено при необходимости вносить в документ изменения, не имеющие принципиального характера. При достижении договоренности в пределах одобренного проекта МИД уполномочен подписать его.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
По информации
БЕЛТА
БЖД и Белкоопсоюз могут покупать технику определенных производителей в лизинг без уплаты аванса
Белорусская железная дорога и потребительские общества Белкоопсоюза могут покупать технику определенных производителей в лизинг без уплаты аванса. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 25 апреля 2025 г. № 238, сообщает
БЕЛТА.
Согласно документу, в 2025 году государственное объединение «Белорусская железная дорога» и организации, входящие в его состав, вправе приобретать грузовой железнодорожный подвижной состав, производимый Могилевским вагоностроительным заводом и Осиповичским заводом транспортного машиностроения, по договорам финансовой аренды (лизинга) у лизингодателей без уплаты авансового платежа.
Также потребительские общества, их союзы и созданные ими организации, входящие в систему Белорусского республиканского союза потребительских обществ, могут приобретать в лизинг без уплаты аванса современную технику и оборудование, производимые на территории Евразийского экономического союза.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси принят государственный стандарт на системы бережливого менеджмента
СТБ 2672-2025 «Менеджмент качества. Системы бережливого менеджмента. Требования и руководство по применению» принят постановлением Госстандарта от 15 апреля 2025 г. № 49 и введен в действие с 16 апреля текущего года.
Документ разработан Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС) в рамках реализации дорожной карты мероприятий по внедрению принципов бережливого производства, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь.
Данный стандарт по праву можно назвать инновационной разработкой, поскольку при его подготовке были проанализированы многочисленные международные документы, практики различных стран, а также опыт отечественных предприятий и органов госуправления.
«Процесс разработки стандарта включал установленные стадии для учета интересов всех сторон и достижения консенсуса, которые прошли в достаточно сжатые сроки. От начала разработки до утверждения прошло 2,5 месяца. Актуальность и востребованность стандарта подчеркивает факт активного вовлечения различных организаций в этот процесс. В рамках публичного рассмотрения поступило более 80 отзывов. В обсуждении приняли участие представители Госстандарта, министерств экономики, сельского хозяйства и продовольствия, концернов «Беллегпром», «Беллесбумпром», «Белгоспищепром», «Белнефтехим», предприятий различной формы собственности. Это позволило наполнить первую редакцию проекта необходимыми уточнениями, дополнениями, практическим руководством, чтобы стандарт был максимально понятным для организаций и стал реальным инструментом улучшения их деятельности», – отметили в БелГИСС.
СТБ 2672-2025 устанавливает требования к системе бережливого менеджмента и руководство по ее применению. Данная система создается для обеспечения поставок потребителю продукции и услуг соответствующего качества, при оптимальных затратах и в необходимое время.
Баланс этих характеристик может быть обеспечен с использованием рискориентированного проектно-процессного подхода к системе менеджмента организации и ее цепям поставок. Вследствие этого система бережливого менеджмента не может результативно и эффективно развиваться отдельно от системы менеджмента качества и других систем менеджмента организации. Поэтому СТБ 2672-2025 построен на основе высоуровневой структуры стандартов на системы менеджмента, принятой на международном уровне.
Стандарт может использовать любая организация вне зависимости от формы собственности, размера, сферы деятельности.
Бережливый менеджмент – это подход к улучшению качества и измеримых результатов, который предполагает изменение культуры в организациях. Он основан на фундаменте ценностей, состоящем из 14 общепринятых принципов бережливого менеджмента. Они определены в стандарте.
СТБ 2672-2025 также позволяет поэтапно совершенствовать систему бережливого менеджмента, предусматривая четыре уровня. Все из них рекомендованы для проведения сертификации независимой стороной, за исключением первого.
В стандарте приведены область применения, термины и определения, требования к планированию, поддержке, операционной деятельности, оцениванию пригодности и улучшению.
Практическую ценность документу придают содержащиеся в нем рекомендации (приложения), которые помогут организациям более эффективно освоить предлагаемые техники.
Методы и техники, проанализированные в соответствии с направлениями деятельности организаций, и их влияние на целевые показатели качества, затрат и времени, также перечислены в стандарте.
Как сообщили в Госстандарте, следующими шагами по внедрению стандарта в организациях страны и проведению сертификации систем бережливого производства на соответствие его требованиям станут формирование инфраструктуры органов по сертификации, подготовка экспертов-аудиторов, реализация образовательных программ для руководителей и специалистов. Обучающие курсы, семинары уже проводятся в образовательном центре «Академия качества» БелГИСС. Совместно с отраслевыми органами госуправления прорабатывается пилотный перечень организаций, на которых будут сертифицированы данные системы. Итоги его реализации будут проанализированы, и на их основе приняты дальнейшие шаги по тиражированию систем бережливого менеджмента. Также следует отметить, что для мотивации работ в данном направлении учреждена новая специальная награда «Бережливый подход» в рамках конкурса на соискание Премии Правительства за достижения в области качества, начиная с 2025 г., и ведется проработка механизмов государственной поддержки предприятий, сертифицировавших данные системы.
Ознакомиться с текстом СТБ 2672-2025 на бесплатной основе можно в Национальном фонде ТНПА (ул. Новаторская, д. 2А, г. Минск, БелГИСС), а также в других организациях Госстандарта (по графику их работы).
Приобрести издание можно, направив заявки в
указанные организации.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь