30.06.2023
Отчет об исполнении бюджета ФСЗН за 2022 год одобрен сенаторами
Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич представила сенаторам проект Закона «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2022 год» на заседании десятой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.
За 2022 год бюджет фонда исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 847,6 млн. рублей по средствам:
-
государственного социального страхования – 386,1 млн. рублей;
-
профессионального пенсионного страхования – 461,5 млн. рублей.
Доходы бюджета фонда за 2022 год сложились в сумме 21,8 млрд. рублей, что на 11,1 % больше, чем в 2021 году, или на 2,2 млрд. рублей.
Взносы на государственное социальное страхование составили 92 % от доходов или 20,1 млрд. рублей.
Субвенции из республиканского бюджета на компенсацию произведенных из бюджета фонда «нестраховых» расходов составили 1,3 млрд. рублей, или 6 % доходной части.
Субвенция для обеспечения сбалансированности бюджета фонда не привлекалась.
Расходы бюджета фонда за 2022 год составили 21 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2021 годом на 8,8 %.
На выплату пенсий направлено 77,4 % от расходной части бюджета фонда – 16,2 млрд. рублей. Получателями пенсий являлся каждый четвертый житель страны.
В прошедшем году перерасчет трудовых пенсий производился трижды: с 1 марта – на 7 %, с 1 августа – на 10 %, с 1 декабря – на 5 %.
По итогам года в целом по республике средний размер пенсий по возрасту неработающих пенсионеров составил 602,69 рубля, декабрь 670, 49 рублей.
Обеспечен реальный темп роста средний размер пенсий по возрасту неработающих пенсионеров в размере 100 %.
На выплату всех видов пособий из бюджета фонда в 2022 году направлено 4,4 млрд. рублей (21,1 %), в том числе большая их часть (2,9 млрд. рублей) – на выплату пособий семьям, воспитывающих детей.
В республике системой детских социальных пособий охвачено более 401 тыс. детей.
В 2022 году выплачено более 71 тыс. единовременных пособий в связи с рождением ребенка. Размер данного пособия в декабре 2022 года при рождении первого ребенка составил 3 398,30 рублей (10 бюджетов прожиточного минимума (БПМ), второго и последующих детей – 4 757,62 рублей (14 БПМ)).
Также из бюджета фонда профинансированы выплаты более 2,8 млн. ежемесячных пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, размер которого на первого ребенка составляет 35 % от среднемесячной заработной платы по республике, 40 % – на второго и последующих детей, 45 % – на ребенка-инвалида.
В декабре 2022 года размер такого пособия составил:
-
на первого ребенка – 556,05 рублей;
-
на второго и последующих детей – 635,48 рублей;
-
на ребенка-инвалида – 714,92 рублей.
На оплату пособий по временной нетрудоспособности в 2022 году израсходовано 1,5 млрд. рублей, в среднем ежемесячно такими пособиями обеспечивались порядка 385 тыс. граждан.
Финансирование всех социальных обязательств перед гражданами за счет бюджета фонда в 2022 году обеспечено своевременно и в полном объеме.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Какие меры поддержки предусмотрены для ветеранов в Беларуси, рассказали в Минтруда
Какие меры поддержки предусмотрены государством для ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войны, на пресс-конференции рассказал заместитель начальника главного управления социального обслуживания и социальной помощи Министерства труда и социальной защиты Николай Орел, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Николай Орел отметил, что с 1 мая в Беларуси вступили в силу изменения в законе о ветеранах. «Предоставлены дополнительные социальные гарантии для некоторых категорий ветеранов Великой Отечественной войны. В частности, лица, награжденные орденами и медалями СССР за безупречную воинскую службу в тылу, получили статус участников Великой Отечественной войны. Соответственно, их надбавка к пенсии увеличилась в пять раз: с Br58 до Br290 ежемесячно», – рассказал он.
Заместитель начальника также подчеркнул, что награжденным за самоотверженный труд в тылу предусмотрено повышение пенсии, а также право на внеочередное обслуживание в медицинских учреждениях, внеочередную госпитализацию и первоочередной прием в государственных органах и организациях.
«Дополнительные льготы в сфере здравоохранения предусмотрены и для жителей блокадного Ленинграда, которых на сегодняшний день в Беларуси проживает около 180 человек. Бывшие узники фашизма с 1 мая получили право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, техническими средствами реабилитации, бесплатное санаторно-курортное лечение и внеочередное обслуживание в медицинских учреждениях», – отметил Николай Орел.
«Ветераны Великой Отечественной войны имеют практически максимальный объем льгот среди всех заслуженных категорий граждан нашей страны. Существенные меры поддержки включают пенсионное обеспечение, ежемесячные надбавки и государственные социальные льготы. В соответствии с законодательством в сфере здравоохранения, они имеют право на бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта и скидки на жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, предусмотрена денежная помощь на оздоровление для участников и инвалидов войны, которые не могут воспользоваться санаторно-курортным лечением», – добавил Николай Орел.
Он также сообщил, что Министерству труда поставлена задача ежегодно, а сейчас практически ежемесячно, посещать каждого ветерана Великой Отечественной войны. «Эта работа начинается в январе - феврале, и сейчас почти каждый ветеран уже был посещен работниками социальной защиты на дому. При необходимости к ним подключаются также работники здравоохранения и другие заинтересованные», – рассказал заместитель начальника.
Николай Орел подчеркнул, что активное участие в помощи ветеранам принимают и общественные объединения. Например, в начале года в рамках акции «От всей души» волонтеры помогали с уборкой снега на придомовых территориях. «Для наших ветеранов и бывших узников фашизма особенно важно видеть заботу и внимание со стороны молодого поколения. Для них очень важно внимание молодого поколения, с которым они могут поделиться и с удовольствием делятся своими рассказами», – отметил он.
Кроме того, ветераны Великой Отечественной войны также получают социальные услуги в пансионатах и на дому. «Различными мерами социальной защиты охвачен каждый ветеран, который проживает в нашей стране», – подытожил заместитель начальника.
По информации
БЕЛТА
Законопроект о признании квалификации обсуждается на Экспертном совете при Совете Республики
Законопроект о признании квалификации обсуждается 6 мая на Экспертном совете при Совете Республики под председательством спикера Натальи Кочановой, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Максима Гучека, БЕЛТА)
Как отметила спикер, это уже второе обсуждение законопроекта на Экспертном совете. «Мы сегодня пригласили всех членов Совета Республики, которые возглавляют предприятия, чтобы обсудить этот законопроект еще раз. Мы уже этот вопрос рассматривали, но этот закон неоднозначно воспринимается. Поэтому еще раз хотим его рассмотреть на заседании Экспертного совета, повторюсь, с привлечением широкого круга специалистов», – подчеркнула Наталья Кочанова.
Как пояснил журналистам член Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики, генеральный директор ОАО «Гомсельмаш» Александр Новиков, к необходимости разработки этого законопроекта подтолкнула жизнь. «Случаются ситуации (думаю, каждое предприятие с ними так или иначе сталкивается), когда человек четыре, пять, шесть лет работает по той или иной специальности, фактически имеет квалификацию и разряд, но при этом не имеет соответствующего подтверждающего документа. Закон, проект которого нами сегодня рассматривается, позволит максимально быстро получить такой документ, а также восполнить дефицит кадров. То есть это выгодно и людям, и предприятиям», – отметил он.
«Законопроект предусматривает сдачу квалификационного экзамена. Комиссия, которая будет принимать такой экзамен, примет решение о соответствии соискателя квалификационному разряду. Сам законопроект, по сути, идет от земли, к необходимости его рассмотрения и принятия нас подтолкнула сама жизнь. Думаю, в скором времени законопроект будет вынесен уже на рассмотрение непосредственно парламентариев», – дополнил член Совета Республики.
По информации
БЕЛТА
Законопроект по вопросам уголовной и административной ответственности внесен в Палату представителей
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной и административной ответственности». Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Законопроект подготовлен в целях обеспечения национальной, общественной безопасности и безопасности полетов при использовании гражданскими беспилотными летательными аппаратами воздушного пространства Республики Беларусь.
Проектом закона, в частности, вводится административная ответственность: за управление гражданским воздушным судном, не зарегистрированным в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь, либо без наличия бортовой документации, которая должна находиться на борту воздушного судна при выполнении полетов, либо управление гражданским воздушным судном лицом, не имеющим права управления им; за нарушение требований по государственному учету и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов. Также устанавливается уголовная ответственность за ввоз на территорию Республики Беларусь, хранение, оборот, изготовление и эксплуатацию гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей в нарушение требований законодательства, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Под гражданскими беспилотными летательными аппаратами понимаются беспилотные летательные аппараты, используемые в гражданской авиации, предназначенные для перевозки грузов и (или) оснащенные цифровыми камерами и (или) другим оборудованием, которое позволяет выполнять в процессе полета различные функции, а также идентифицируемые запасные части к таким аппаратам, не относящиеся к продукции военного назначения, контролируемой в рамках системы экспортного контроля.
Под авиамоделями понимаются летательные аппараты без человека на борту, управление полетом которых возможно только при условии визуального контакта с ними, не оснащенные никаким оборудованием, используемые в том числе для развлечений, а также идентифицируемые запасные части к ним, за исключением воздушных игрушечных шаров, воздушных змеев и летающих игрушек без дистанционного управления.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия Палаты представителей по законодательству.
По информации
БЕЛТА
Навацыi для IП: што трэба ведаць тым, хто яшчэ не адважыўся на змену статусу?
Днямi члены Савета Рэспублiкi адобрылi (а крыху раней прынялi дэпутаты нiжняй палаты Парламента) змяненнi ў Закон «Аб змяненнi законаў па пытаннях падаткаабкладання». Пра сутнасць навацый «Звяздзе» расказаў старшыня Пастаяннай камiсii Савета Рэспублiкi па эканомiцы, бюджэце i фiнансах Уладзiслаў Татарыновiч.
IП цi не IП, вось у чым пытанне
Варта адразу нагадаць, што маштабная трансфармацыя падыходаў да дзейнасцi iндывiдуальных прадпрымальнiкаў адбывалася ў 2023–2024 гадах, калi на заканадаўчым узроўнi былi рэалiзаваны рашэннi па стымуляваннi пераходу высокадаходнага бiзнесу фiзiчных асоб у больш арганiзаваныя формы.
Навошта ўсё гэта трэба было? Каб стварыць простыя i зразумелыя стымулы па ўзбуйненнi i маштабаваннi бiзнесу, заснаванага на справядлiвым падыходзе да вызначэння фармату работы, а таксама кiраванага «ператоку» грамадзян у фармат юрыдычнай асобы. Напрыклад, зарэгiстраваўшыся ў свой час у якасцi IП, бiзнес разросся i па фармаце работы больш быў падобны на паўнавартаснае прадпрыемства, з той толькi рознiцай, што дакументацыя i падатковая база засталiся нязменнымi. А гэта было несправядлiва ў адносiнах да тых, хто вырас з вузкiх рамак IП i сумленна перайшоў у статус юрыдычнай асобы.
Менавiта з гэтай прычыны замацоўвалася новая структура бiзнесу, якая складаецца з дзвюх катэгорый: юрыдычных асоб i фiзiчных асоб. МСП – юрыдычныя асобы могуць быць як малымi камерцыйнымi арганiзацыямi (да 100 чалавек), так i сярэднiмi (да 250 чалавек).
Фiзiчныя асобы, у сваю чаргу, могуць ажыццяўляць прадпрымальнiцкую дзейнасць у якасцi IП (з працаўладкаваннем не больш за тры работнiкi); рамеснiка (па вызначаным урадам пералiку вiдаў дзейнасцi); уладальнiка аграсядзiбы (умовы тут вызначаюцца актам кiраўнiка дзяржавы) i самазанятага. Прычым, колькасць вiдаў дзейнасцi, дазволеных для IП, таксама абмяжоўвалася пералiкам, зацверджаным Саветам Мiнiстраў. Рэгiстрацыя «новых» IП, якiя б заявілі вiд дзейнасцi, што не трапiў у гэты пералiк, з 1 кастрычнiка 2024-га не ажыццяўлялася. Дзеючым жа прадпрымальнiкам, але таксама за рамкамi гэтага спiса, устанаўлiваўся «пераходны перыяд». Да 31 снежня 2025-га можна працягваць работу ў звыклым фармаце i спакойна вызначыцца з новым статусам.
Цi можна ўвайсцi ў раку двойчы?
У раку, можа, i нельга, а вось вярнуць сабе ранейшы статус – чаму не?! Расказваем як. Адно з галоўных абмежаванняў, ад якога залежыць статус, – узровень даходу. Калi за год ён перавышае 500 тысяч рублёў, IП, пачынаючы з наступнага года, павiнен трансфармавацца ў юрыдычную асобу з усiмi вынiкаючымi наступствамi, альбо спынiць дзейнасць.
– З улiкам практыкi прымянення дадзеная норма Закона «Аб змяненнi законаў па пытаннях падаткаабкладання» запатрабавала карэкцiроўкi, – тлумачыць Уладзiслаў Татарыновiч.
Старшыня профiльнай камiсii дадаў, што, паводле iнфармацыi Мiнэканомiкi, у 2024 годзе 1664 IП атрымалi даход вышэй за 500 тысяч рублёў. З iх каля тысячы рэарганiзавалiся ў юрыдычныя асобы, а вось 660 IП яшчэ не вызначылiся з далейшымi дзеяннямi з прычыны неразумення таго, на каго распаўсюджваецца дзеючае абмежаванне і цi iснуе магчымасць калi-небудзь працягнуць сваю дзейнасць у статусе iндывiдуальнага прадпрымальнiка.
Зыходзячы з гэтага, у праекце закона, па-першае, дакладна вызначаны юрыдычны статус асобы, на якую будзе распаўсюджвацца абмежаванне
– IП – гэта юрыдычны статус грамадзянiна. Ён узнiкае пры рэгiстрацыi i перастае iснаваць у момант спынення дзейнасцi як IП, – канстатуе суразмоўца.
Па-другое, прапануецца дзеянне абмежавання вызначыць у тры гады, што дае магчымасць грамадзянам перавесцi сваю дзейнасць у iншыя арганiзацыйна-прававыя формы, а па заканчэннi гэтага тэрміну зноў зарэгiстравацца ў якасцi iндывiдуальнага прадпрымальнiка
– Прапанаваны тэрмiн узаемаўвязаны з палажэннямi Дэкрэта Прэзiдэнта № 1 «Аб дзяржаўнай рэгiстрацыi i лiквiдацыi (спыненнi дзейнасцi) суб’ектаў гаспадарання», згодна з якiмi грамадзянiн можа зарэгiстравацца зноў IП, калi ў вынiку ўстаноўленых патрабаванняў з даты яго выключэння з адзiнага дзяржрэгiстра прайшло не менш за тры гады, – тлумачыць Уладзiслаў Татарыновiч.
Iнакш кажучы, не пайшоў бiзнес у якасцi юрыдычнай асобы, бывае, i гэта дае падставы праз тры гады вярнуцца на кругi свае... Заканадавец прадугледзеў i такi момант.
Сенатар звяртае ўвагу на тое, што заканадаўчыя навацыi накiраваны на лiквiдацыю прававых недакладнасцяў i забеспячэнне больш справядлiвага падыходу да рэгулявання прадпрымальнiцкай дзейнасцi, стварэнне на гэтай аснове роўных канкурэнтных умоў, у тым лiку i ў сферы падаткаабкладання.
Трансфармацыя ў дзеяннi
На заканчэнне варта сказаць, што дынамiка росту з катэгорыi малога i сярэдняга прадпрымальнiцтва падтрымана жыццём: так, на 1 студзеня 2022 года МСП – юрасоб было 99 тысяч, а на такую ж дату 2025-га – 111 тысяч. Прычым у гэтым спiсе пераважаюць менавiта малыя арганiзацыi з колькасцю персаналу да 100 чалавек
(97 тысяч на пачатак 2022 года супраць 109 тысяч на пачатак 2025-га).
I значнасць унёску гэтай часткi бiзнесу вельмi iстотная.
– Варта адзначыць, што па вынiках 2024 года паступленнi ў бюджэт ад суб’ектаў малога i сярэдняга прадпрымальнiцтва склалi практычна 18 мiльярдаў рублёў – гэта 24 % ад агульных даходаў кансалiдаванага бюджэту, – прыводзiць красамоўныя лiчбы старшыня профiльнай камiсii Савета Рэспублiкi.
Дарэчы, год таму – за 2023-ці – гэтай катэгорыяй плацельшчыкаў выплачана 15 мiльярдаў рублёў, або 23,6 % ад агульных даходаў кансалiдаванага бюджэту. Як бачым, трансфармацыя ў дзеяннi.
– Магчымасць легальнага пераходу ў фармат юрыдычнай асобы з’яўляецца своечасовым i важным для бiзнесу рашэннем, – падсумоўвае суразмоўца i адзначае, што заканадаўчыя нормы стымулююць грамадзян да выбару арганiзаваных формаў «сваёй справы», павышаюць узровень безнаяўнага абароту, кантраляванасць фiнансавых патокаў, збіральнасць падаткаў i, у цэлым, долю грамадзян у эканомiцы краiны, – рэзюмуе Уладзiслаў Татарыновiч.
У тэму
«Бясшвовы» пераход
Змянiць статус з IП на юрыдычную асобу можна на працягу дня. Такi ўнiкальны для постсавецкай прасторы парадак «бясшвовага» пераходу IП у фармат юрыдычнай асобы без прыпынення дзейнасцi дазваляе змянiць статус шляхам рэгiстрацыi камерцыйнай арганiзацыi на працягу аднаго працоўнага дня.
Пры гэтым раней атрыманыя дазвольныя дакументы – лiцэнзii, сертыфiкаты i iншыя – будуць даступныя для выкарыстання створанай юрыдычнай асобай без пераафармлення.
Да створанай арганiзацыi пяройдуць усе правы i абавязкi былога IП, у тым лiку па падатковых i iншых абавязковых плацяжах, камерцыйных кантрактах i працоўных дагаворах з работнiкамi. Рахункi ў банках таксама будуць перааформлены ў спрошчаным парадку.
Па інфармацыі «
Звязда», 1 мая 2025 г.
Совет Республики одобрил законопроект об амнистии в связи с 80-летием Победы в ВОВ
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «Об амнистии в связи с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Статьей 1 законопроекта предлагается освободить от наказания и иных мер уголовной ответственности несовершеннолетних; беременных женщин; женщин и одиноких мужчин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, за исключением совершивших в отношении несовершеннолетнего умышленное преступление против жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы, либо сопряженное с применением насилия или угрозой его применения, либо повлекшее по неосторожности смерть человека, либо причинение тяжкого телесного повреждения; инвалидов I и II группы, а также лиц, больных туберкулезом и отнесенных к IА, IIА, III группам диспансерного наблюдения; лиц, больных онкологическими заболеваниями второй, четвертой клинических групп; лиц с онкогематологическими заболеваниями и депрессиями кроветворения, имеющих медицинские показания к специальному лечению; ВИЧ-инфицированных с 3-й и 4-й стадиями заболевания по клинической классификации Всемирной организации здравоохранения; граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.
Также законопроектом предлагается освободить от наказания и иных мер уголовной ответственности лиц, получивших ранения (контузии), увечья, заболевания при исполнении обязанностей в период военной службы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, воинских формированиях бывшего СССР, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством, а также лиц, получивших ранения (контузии), увечья, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности в период прохождения службы в Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля, прокуратуры, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям.
Законопроектом предлагается ранее не судимым лицам, достигшим 70-летнего возраста и осужденным к лишению свободы на срок до шести лет включительно, заменить наказание более мягким в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа. Также предлагается сократить срок наказания на один год: женщинам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, не лишенным родительских прав, осужденным за совершение убийства либо причинение тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть без отягчающих ответственность признаков (часть 1 статьи 139 и часть 3 статьи 147 Уголовного кодекса Республики Беларусь); женщинам и одиноким мужчинам, имеющим детей в возрасте до 18 лет, не лишенным родительских прав, совершившим преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов; ранее не судимым лицам, которые совершили преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, за исключением лиц, совершивших преступления, предусмотренные частью 5 статьи 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь; лицам, совершившим в возрасте до 18 лет преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов; лицам, совершившим коррупционные преступления.
Амнистия не будет распространяться на лиц, в частности, к которым в течение 2022–2025 годов применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости; которые на день постановления приговора (вступления приговора в законную силу, рассмотрения материалов о применении амнистии) полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб), расходы на оказание медицинской помощи пострадавшим, не уплатили уголовно-правовую компенсацию, доход, полученный преступным путем, доход, полученный от использования имущества, добытого преступным путем или приобретенного на средства, добытые преступным путем.
Амнистия не будет распространяться на лиц, злостно нарушающих установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности; допустивших особо опасный рецидив преступлений либо признанных в установленном порядке особо опасными рецидивистами; которым наказание в виде смертной казни в порядке помилования заменено наказанием в виде лишения свободы или пожизненного лишения свободы либо которым наказание в виде пожизненного лишения свободы заменено наказанием в виде лишения свободы; осужденных к наказанию в виде пожизненного лишения свободы; которые включены в перечень граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, причастных к экстремистской деятельности, либо в перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности; не возместивших задолженность по алиментам либо расходы на содержание детей, находящихся (находившихся) на государственном обеспечении и др.
По информации
БЕЛТА