Проект Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности одобрен на десятой сессии Совета Республики
Сенаторы на десятой сессии Совета Республики Национального собрания седьмого созыва одобрили проект Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, передает корреспондент БЕЛТА.
Как отметила председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Татьяна Рунец, впервые в истории нашей страны разрозненный массив нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности облекается в форму единого комплексного систематизированного документа.
Проект кодекса предусматривает обобщение и систематизацию нормативных правовых актов в строительной сфере. Предусмотрена возможность утверждения предпроектной (предынвестиционной) документации в сокращенном объеме – в форме задания на разработку проектной документации (в случае предотвращения, устранения последствий строительной аварии, а также на капитальный ремонт, модернизацию, техническую модернизацию, снос объектов первого – четвертого классов сложности и т.д.). Определены случаи, когда разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не является обязательной: возведение, ремонт одноквартирных жилых домов, нежилых капитальных построек на предоставленном земельном участке, садовых домиков, дач, гаражей. Определен упрощенный порядок возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и нежилых капитальных построек пятого класса сложности: на основании паспорта застройщика или на основании документа, удостоверяющего право на земельный участок. Упрощены требования при выполнении работ по текущему ремонту.
Введен уведомительный принцип в отношении производства строительно-монтажных работ взамен ранее действовавшего разрешительного. Предусмотрено сокращение с 21 до 17 количества административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования в области архитектуры и строительства, а также формирование единой информационной среды в строительной отрасли, включая ведение градостроительного кадастра, государственной информационной системы «Госстройпортал», республиканского фонда проектной документации и республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов.
По информации БЕЛТА
С 17 мая вступило в силу постановление Министерства архитектуры и строительства от 30 апреля 2025 г. № 55, которым специалисты определили порядок работы с объектами сверхнормативного незавершенного строительства и долгостроями. Изменились ли критерии оценки «проблемных объектов»? Станет ли проще принимать решения об их судьбе на региональном уровне? И какой механизм урегулирования спорных вопросов предусмотрели законодатели? Эти вопросы корреспондент БЕЛТА задала начальнику главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Татьяне Василючек.
Своя «судьба» для каждого долгостроя
Постановлением № 55 отменяется прежде действовавшая инструкция о порядке работы с объектами сверхнормативного незавершенного строительства (ОСНС) и определяется новый алгоритм в отношении таких объектов с учетом совершенствования норм законодательства в сфере строительства.
Так, для детальной проработки состояния каждого ОСНС и долгостроя формируются отраслевые и региональные мероприятия по сокращению их количества, которыми для каждого такого объекта будет заготовлен свой сценарий: завершение строительства с последующей приемкой в эксплуатацию, принятие в эксплуатацию самовольной постройки, реконструкция законсервированного объекта, направленная на его использование по новому назначению с завершением строительства и последующей приемкой в эксплуатацию. Возможны и такие варианты, как продажа или отчуждение, снос.
«Необходимость принятия документа назревала. Во-первых, навести порядок с долгостроями поручил глава государства. Во-вторых, вступил в действие Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, которым введен термин «объект-долгострой», – перечислила Татьяна Василючек. – Наконец, был отменен технический кодекс практики «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов», а вместе с ним и понятие «объект сверхнормативного незавершенного строительства» для вновь начинаемых объектов».
На законодательном уровне предусмотрено, что органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком для работы с проблемными объектами должны взаимодействовать с уполномоченной организацией по ведению республиканской базы данных объектов незавершенного строительства и перечня объектов-долгостроев. Соответствующие функции возложены на республиканское унитарное предприятие «Институт жилища – НИПТИС им. Атаева С.С.». Таким образом будет вестись учет и формирование региональных и отраслевых мероприятий по сокращению числа затянувшихся строек.
Чтобы определить вид мероприятий, которые их ждут, застройщик обязан разработать декларацию о намерениях. Подменить его в этом деле при некоторых обстоятельствах может структурное подразделение районных исполнительных комитетов или администраций районов в городе, которые наделены государственно-властными полномочиями в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы.
«Декларация о намерениях не является формой ведомственной отчетности и носит информационно-справочный характер, который отражает текущее состояние объекта строительства, – заметила начальник главного управления строительства и жилищной политики. – Указывается в том числе наименование заказчика, как и самого объекта, его местоположение, ключевые технико-экономические показатели по проектной документации, уровень строительной готовности в процентах, информация о консервации, период нахождения в статусе незавершенного. Декларация также содержит сведения о необходимости завершения объекта строительством, указывается там и факт наличия проектной и исполнительной документации, и источников финансирования. При повторном рассмотрении в документе должно быть указано ранее утвержденное в отношении объекта строительства региональное или отраслевое мероприятие. Эта справочная информация позволит облисполкомам или Мингорисполкому более точно и компетентно принимать решения по судьбе долгостроя».
А если спорный момент?
Может случиться и так, что у облисполкома (формирующего региональные мероприятия) и органа госуправления (формирующего отраслевые мероприятия с направлением на согласование в облисполком) окажется разное представление о будущем объекта сверхнормативного незавершенного строительства или долгостроя. Как разрешить конфликт? Для этих случаев готов алгоритм. Арбитром выступит Министерство архитектуры и строительства: в профильное ведомство будут переданы документы с вынесенными на рассмотрение видами мероприятий и сроками их реализации в отношении «проблемных объектов» для рассмотрения на заседании коллегии. Решение принимается в течение десяти рабочих дней с момента поступления документов от облисполкомов или Минского горисполкома.
И все же, как специалисты оценивают своевременность и необходимость принятия подобного документа, установившего порядок решения судьбы «вечных строек»? Татьяна Василючек видит три главных положительных аспекта. Во-первых, теперь установлен единый порядок и критерии принятия решений как в целом по республике, так и по каждому региону и отраслевому ведомству в отдельности, что, несомненно, является плюсом. Во-вторых, решения по прежде не урегулированным проблемным вопросам выполнения региональных и отраслевых задач, касающихся долгостроев, будут приниматься значительно оперативнее, что станет заслугой предлагаемой застройщиками более точной и конкретной информации о них. Наконец, третье преимущество недавно принятого документа – алгоритм действий по урегулированию спорных нюансов, затрагивающих сроки и виды реализации отраслевых мероприятий по объектам сверхнормативного незавершенного строительства или долгостроям.
Судьба «вечных строек» волнует и органы госуправления, и бизнес, и общество – этот болезненный вопрос постоянно на виду. Законодательные новеллы видят своей целью сделать проблему менее острой, и, как показывает статистика, инициативы дают результат – улучшения налицо. Согласно данным Комитета государственного контроля, число долгостроев в Беларуси с 2021 года снизилось более чем в 4 раза – с 4465 до 1045. Теперь главное – положительную тенденцию сохранить.
По информации БЕЛТА
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Законопроект направлен на комплексное законодательное регулирование процедур государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При подготовке законопроекта учтена практика применения действующих нормативных правовых актов в данной сфере, включая Декрет Президента от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
Предусмотрен ряд новаций. Исключается выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
Юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Регламентируется порядок государственной регистрации юридического лица на основании типового устава. Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Это документы и сведения, не только представляемые заявителями для государственной регистрации и ликвидации государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией, но и полученные посредством информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами.
Предусматриваются снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия Палаты представителей по экономической политике.
По информации БЕЛТА
Трудовой мигрант не может быть предоставлен сам себе, он должен интегрироваться в наше общество, изучив язык, соблюдая требования белорусских законов, следуя общечеловеческим нормам и порядку, принятым в нашей стране. Такое мнение высказала Тамара Красовская, член Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию, председатель комитета по труду, занятости и соцзащите Минского облисполкома, комментируя новшества Указа № 202 « О повышении роли нанимателей в области внешней трудовой миграции», передает корреспондент БЕЛТА.
Наниматель является ключевой фигурой в регулировании внешней трудовой миграции, выступает в качестве главного гаранта легальности пребывания трудового мигранта в нашей стране, несет персональную ответственность за работника-иностранца.
«Нормы Указа «О повышении роли нанимателей в области внешней трудовой миграции» уравновешивают в этом вопросе интересы субъектов хозяйствования, мигрантов и общества. Правовое регулирование позволит не допустить нелегальную занятость и наем «теневых» мигрантов. Также законом налажена система защиты прав иностранных работников с обязательным заключением трудовых договоров, страхованием, созданием безопасных условий труда. Но очень важно, чтобы мигранты, приехавшие в нашу страну работать, стали действительно ценной частью белорусского общества», – отметила Тамара Красовская.
По словам сенатора, если гражданин другой страны хочет работать и зарабатывать в Беларуси, ему предоставлена такая возможность. Но вместе с тем трудовой мигрант не может быть предоставлен сам себе, он должен интегрироваться в наше общество, изучив язык, соблюдая требования белорусских законов, следуя общечеловеческим нормам и порядку, принятым в нашей стране.
«И работодатель, получая прямую выгоду, как никто другой заинтересован в том, чтобы эта интеграция и адаптация прошли как можно проще, быстрее и качественнее», – подчеркнула Тамара Красовская.
По информации БЕЛТА
Заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Наталья Якубицкая рассказала журналистам о новациях проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи». Законопроект одобрен сегодня на заседании второй сессии Совета Республики, передает корреспондент БЕЛТА.
«Я не могу сказать, что закон предусматривает глобальные правовые и организационные изменения, но вместе с тем он предусматривает создание единой автоматизированной системы учета и хранения данных о перемещении почтовых отправлений. Это очень важно, чтобы не терялись отправления в пути, для того, чтобы их можно было отслеживать. Будут выявляться предметы и вещества, запрещенные к пересылке в почтовых отправлениях», – сказала Наталья Якубицкая.
Законопроектом закрепляются полномочия Президента на установление особенностей правового регулирования отношений в области почтовой связи, уточнила Наталья Якубицкая. Правительство наделяется полномочиями на определение порядка функционирования системы, включая перечень и сроки хранения информации о регистрируемых почтовых отправлениях, подлежащей учету и хранению в данной системе.
Кроме того, уточняется порядок обращения коллекционных почтовых марок.
«Мне хотелось бы отметить, что этот законопроект был рассмотрен на экспертном совете, на площадках обеих палат Парламента», – дополнила зампред комиссии.
По информации БЕЛТА
20 мая 2025 г. под руководством Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Натальи Кочановой состоялось очередное заседание второй сессии Совета Республики.
Члены Совета Республики одобрили следующие законопроекты: «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных секретах», «Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи», «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сейшельские Острова о воздушном сообщении», «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Саудовская Аравия о воздушном сообщении», «О прекращении действия Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о производственной и научно-технической кооперации», «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных постановлений судов Республики Беларусь и судов Российской Федерации», «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Пакистан о выдаче», «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части, касающейся особого механизма при проведении расследований и принятии решений о применении или неприменении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер».
Согласно законопроекту о государственных секретах отныне доступ к госсекретам предоставляется Председателю и членам Президиума Всебелорусского народного собрания, начальнику Секретариата ВНС, а также председателю Центральной избирательной комиссии.
Представляя законопроект, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Валерий Гайдукевич отметил, что этот документ носит характер «технического»:
«Всебелорусское народное собрание утверждает Военную доктрину, Концепцию национальной безопасности и другие важные документы, принимает решение о введении военного положения. Лица, которым предоставляется доступ к госсекретам, по должности обязаны владеть информацией и принимать соответствующие важные решения. Поэтому было необходимо законодательно урегулировать этот вопрос», – сказал парламентарий.
Говоря о ратификации соглашений с Сейшельскими островами и Саудовской Аравией о воздушном сообщении, сенатор отметил, что это позволит не только укрепить деловые связи, но и наладить новые туристические маршруты, укрепить связи между странами. Еще один важный документ затронет работу почтовой отрасли. Так, согласно законопроекту о почтовой связи будет создана единая автоматизированная система учета и хранения данных о перемещениях почтовых отправлений. Как отметила член Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Наталья Якубицкая, этот законопроект рассматривался на экспертном совете и на площадках обеих палат Парламента.
«В документе определяются компетенции Правительства и особенности правового регулирования отношений в области почтовой связи Главой государства. Также определяется обращение с коллекционными марками. Законопроектом также предусмотрен контроль за перемещениями предметов и запрещенных веществ, запрещенных к пересылке. В целом работа единой системы затронет и физических и юридических лиц. Будет создана база, чтобы отправления не терялись в пути», – проинформировала сенатор.
Рассуждая о работе почты в целом, Председатель Совета Республики Наталья Кочанова отметила: «И ранее, и сегодня большое внимание уделяется региональному развитию. Почта на себя взяла много функций: отделения осуществляют торговлю и проводят платежи. Согласно Указу Президента об усилении роли председателей исполкомов базового уровня в развитии регионов многие вопросы почтовые отделения теперь согласовывают с местными властями. Но вопросу хорошей работы почты уделите особое внимание. Мы бываем в регионах и часто видим, что почта является местом притяжения людей. Поэтому просьба такая: максимально сохраняйте эти объекты. Потому что когда есть инфраструктура, люди охотнее приобретают жилье и пустующие домики, которые еще есть. Наши председатели сельских Советов сейчас активно занимаются этими вопросами».
По сообщению
официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Совета Республики)