/ / Общественно-политические
30.06.2023

Завершила работу девятая сессия Палаты представителей

30 июня 2023 года завершила работу девятая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.

Заседание

В ходе заседания депутаты рассмотрели шесть вопросов.

В двух чтениях депутатский корпус принял проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О ратификации Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности», который представили заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Амбразевич Ю.Г. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Назаренко В.А.

Проект Закона подготовлен в целях препятствования возможному некорректному и недобросовестному использованию против Республики Беларусь процедур и органов по разрешению споров, включая Суд, предусмотренных статьей 20 Протокола. Данное заявление не является оговоркой, но представляет собой принципиальную позицию Республики Беларусь по толкованию статьи 20 Протокола.

В связи с этим вносятся коррективы в Закон «О ратификации Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности», предусмотрев в нем толковательное заявление в отношении статьи 20 Протокола, которое квалифицирует в качестве недобросовестной практики снятие оговорок о признании юрисдикции Международного Суда ООН в обход стадии переговоров и арбитражной процедуры разрешения споров.

В первом чтении были приняты четыре законопроекта.

С докладом о проекте Закона «Об изменении кодексов по вопросам исполнения наказаний» выступил Министр внутренних дел Республики Беларусь Кубраков И.В., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мамайко И.В.

Законопроект предусматривает корректировку Уголовного кодекса Республики Беларусь, Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь и Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь и направлен на развитие принципа гуманизма уголовно-исполнительного законодательства, совершенствование правоотношений в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовной ответственности.

В частности, законопроектом предусматриваются:

  • обязанность лиц, находящихся под превентивным надзором, письменно уведомлять территориальный орган внутренних дел о перемене места жительства, работать по трудовому договору (обучаться) или осуществлять иной вид деятельности, предусмотренный законодательством о занятости населения;
  • оптимизация рассмотрения судами ходатайств о снятии судимости (такие ходатайства предлагается рассматривать по месту жительства осужденного без участия представителя органа, ведающего исполнением наказания или осуществляющего учет судимых лиц);
  • расширение средств достижения целей уголовной ответственности за счет создания возможностей для осуществления осужденным учебной, творческой, спортивной и другой деятельности, направленной на приобретение значимых для социальной адаптации компетенций и преодоление негативных черт личности;
  • возможность оказания психологической помощи осужденным, не только отбывающим наказание в исправительных учреждениях, но и состоящим на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях;
  • наделение правом применять меры поощрения и взыскания к осужденным к ограничению свободы заместителей начальников территориальных органов внутренних дел;
  • установление порядка направления к месту отбывания наказания лиц, осужденных к аресту;
  • возможность замены очередного положенного краткосрочного свидания телефонным разговором с использованием систем видеосвязи продолжительностью до шестидесяти минут;
  • возможность создания в исправительных учреждениях реабилитационных центров для работы с лицами с алкогольной (наркотической) зависимостью;
  • возможность привлечения для проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы представителей государственных и общественных организаций, иных лиц, способных оказывать воспитательное воздействие на осужденных;
  • возможность задержания с санкции прокурора на срок до тридцати суток и помещения в изолятор временного содержания лиц, уклоняющихся от превентивного надзора, взыскания с них денежной суммы, израсходованной в связи с их розыском.

Первый заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Филиппова Н.Н. выступила с докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур», с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Тарасенко Н.Э.

Законопроект направлен на совершенствование составляющих процессуальных элементов административных процедур в целях полного обеспечения конституционных прав и законных интересов граждан, а также на повышение качества работы государственных органов, иных организаций, к компетенции которых относится осуществление административных процедур.

В проекте Закона, в частности, предлагается:

  • уточнить сферу действия и терминологию;
  • определить полномочия органа-регулятора, требования к регламентам административных процедур;
  • закрепить экстерриториальный принцип совершения административных процедур и возможность подготовки и принятия административных решений в проактивном формате;
  • установить требования к использованию информационно-коммуникационных технологий при осуществлении административных процедур;
  • конкретизировать механизмы платы за осуществление административных процедур;
  • привести действующий Закон в соответствие с нормами обновленной Конституции Республики Беларусь, а также согласовать его нормы с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. № 240, регулирующего вопросы осуществления административных процедур в отношении субъектов хозяйствования.

О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О карантине и защите растений» с докладами выступили Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Брыло И.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Аутко А.В.

Целью подготовки законопроекта является приведение Закона «О карантине и защите растений» в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности», законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О нормативных правовых актах», «О лицензировании» и «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийской экономическом союзе от 29 мая 2014 года». Также вносятся дополнения, связанные с функционированием автоматизированной информационной системы «БЕЛФИТО».

Проектом Закона вводится новые определения «автоматизированная информационная система «БЕЛФИТО», «контроль в местах производства (в том числе переработки), отгрузки семенного и посадочного материала, являющегося подкарантинной продукцией», «свободная зона», «средства защиты растений, пришедшие в негодность», уточняется термин «фитосанитарный сертификат».

В целях совершенствования учета подкарантинной продукции, ее прослеживамости при ввозе и перемещении по таможенной территории Евразийского экономического союза определяется, что карантин растений обеспечивается посредством функционирования автоматизированной информационной системы.

Законопроектом предусматривается осуществление ввоза в Республику Беларусь подкарантинной продукции из иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов по результатам контроля в местах производства, отгрузки семенного и посадочного материала, за исключением ввоза из государств – членов Евразийского экономического союза.

В связи с этим полномочия Совета Министров Республики Беларусь дополняются положениями по установлению порядка осуществления такого контроля.

Для устранения дублирования надзорных функций предлагается исключить из полномочий Министерства сельского хозяйства и продовольствия надзор в области защиты растений, данные полномочия остаются за государственным учреждением «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений».

Корректируются требования при перевозке и хранении средств защиты растений, требования при реализации средств защиты растений.

Кроме того, Закон дополняется положениями, определяющими формы надзорной деятельности в области карантина и защиты растений. Предусматривается наделение должностных лиц государственных инспекций по защите растений статусом главных государственных инспекторов и государственных инспекторов.

Первый заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Корбут А.Н. представил проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Поконечный П.Л.).

Целью подготовки проекта Закона является совершенствование законодательства в сфере обращения с отходами с учетом практики применения и урегулирования проблемных (спорных) вопросов в данной области и приведения в соответствие с законодательными актами.

Закон «Об обращении с отходами» излагается в новой редакции.

Предлагается, в частности:

  • в целях исключения необоснованного посредничества при обращении с отходами и предотвращения попадания их в окружающую среду уточняется круг субъектов и объектов, которым могут отчуждаться отходы и в каких целях (при заготовке и (или) сортировке, использовании, обезвреживании и (или) захоронении, выполнении НИР и НИОКР, вывозе на использование, обезвреживание, захоронение и (или) хранение);
  • уточняются нормы о форме передачи и приобретения права собственности на отходы и совершения сделок с ними;
  • уточнен круг субъектов хозяйствования, для которых предусмотрены исключения в части соблюдения общих требований законодательства при обращении с отходами;
  • закрепляется норма об освобождении от обязанностей, которые указаны в Декрете Президента от 23 ноября 2017 г. № 7 (кроме ведения учета отходов и проведения их инвентаризации), а также от обязанности осуществления производственных наблюдений за состоянием окружающей среды – всех индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций, осуществляющих любую экономическую деятельность, за исключением тех, которые осуществляют заготовку, сортировку, использование, обезвреживание, захоронение и (или) долговременное хранение отходов (с учетом позиции Министерства обороны, от вышеуказанных обязанностей освобождаются воинские части Вооруженных Сил);
  • одновременно предусматривается приостановление действия отдельных норм вышеуказанного Декрета, дублирующих нормы Закона в части, касающейся обязанностей субъектов хозяйствования в области обращения с отходами.
  • водятся требования в части использования, обезвреживания и захоронения отходов субъектами хозяйствования только при наличии соответствующих технологических регламентов использования, обезвреживания или захоронения отходов (за исключением обезвреживания медицинских отходов отдельными методами), использования и обезвреживания отходов при выполнении НИР и НИОКР;
  • вводятся ограничения использования физическими лицами отдельных видов опасных отходов, включенных в устанавливаемый Правительством перечень отходов;
  • предусмотрен запрет на эксплуатацию объектов по использованию и объектов обезвреживания отходов без наличия капитальных строений (зданий, сооружений) или их частей, возведенных и (или) реконструированных для хранения отходов и (или) продукции, получаемой с их применением, а также на эксплуатацию объектов обезвреживания, не включенных в реестр таких объектов;
  • предусмотрено недопущение использования органических отходов для изоляции слоев отходов на полигонах;
  • вводятся ограничения количества захоронения отходов и количества используемого изолирующего материала на объектах захоронения отходов (не более, чем предусмотрено в проектной документации на строительство полигона);
  • вводится запрет на превышение лимитов захоронения отходов производства и другое;
  • в целях максимального использования отходов и снижения объемов их захоронения вводится норма о возможности использования отходов (смета) от уборки территорий (за исключением территорий промышленных предприятий) для изоляции слоев отходов в соответствии с техническими требованиями к эксплуатации объектов захоронения отходов, а также корректируется норма о предотвращении захоронения вторичных материальных ресурсов;
  • предусматривается запрет на захоронение не прошедших сортировку отходов потребления в случае, если на территории административно-территориальной единицы, на которой осуществляется захоронение, созданы необходимые условия для обеспечения сортировки таких отходов, а также вводится запрет на захоронение отходов, подлежащих обезвреживанию;
  • в связи с необходимостью приведения Министерством промышленности, осуществляющим лицензирование деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов, актов законодательства в соответствие с Законом «О лицензировании», законопроектом закрепляются полномочия Президента Республики Беларусь на осуществление государственного регулирования в области обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов;
  • в целях урегулирования спорных вопросов, возникающих при обращении с отдельными видами отходов, Министерству здравоохранения предоставляются полномочия на установление совместно с Минприроды порядка обращения с медицинскими отходами, а Министерству обороны – на установление по согласованию с Минприроды порядка обезвреживания отходов, образующихся при выполнении задач по обеспечению национальной безопасности и обороны.

В рамках проводимой в настоящее время под руководством Министерства экономики работы по оптимизации административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, законопроектом предусматривается упразднения двух процедур:

  • регистрация сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки) либо об отчуждении опасных отходов другому субъекту хозяйствования, осуществляющему обращение с отходами (ввиду исключения необоснованного посредничества);
  • согласование схем обращения с отходами, образующимися на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (порядок обращения с такими отходами будет указывается в инструкциях по обращению с отходами производства и (или) схемах обращения с коммунальными отходами).

Корректируются основные термины и их определения в области обращения с отходами (в том числе дается определение терминам «временное хранение отходов», «долговременное хранение отходов», «заготовка отходов», «сортировка отходов», «медицинские отходы»).

Уточняются основные принципы и направления государственной политики в данной области, а именно: введение приоритетности предотвращения, уменьшения объемов образования отходов по отношению к их использованию, обезвреживанию и захоронению.

Кроме того, в ходе заседания был принят проект Закона «О присоединении Республики Беларусь к международным договорам в рамках Шанхайской организации сотрудничества», с докладами о котором выступили заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Амбразевич Ю.Г. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Савиных А.В.

Проект Закона подготовлен в рамках проводимой работы по вступлению Республики Беларусь в Шанхайскую организацию сотрудничества.

В рамках процесса получения Республикой Беларусь статуса государства – члена Шанхайской организации сотрудничества предусматривается присоединение к 22 международным договорам с 7 поправками к ним, которые были приняты в рамках Организации.

Участниками этих договоров являются государства – члены Шанхайской организации сотрудничества: Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

В частности, проектом Закона предлагается присоединиться к базовым уставным документам ШОС, обеспечивающим функционирование Организации (Хартия Шанхайской организации сотрудничества, Соглашение о порядке формирования и исполнения бюджета ШОС, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС), а также к договорам по конкретным направлениям сотрудничества (Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств – членов ШОС, Конвенция ШОС против терроризма, Конвенция ШОС по противодействию экстремизму и др.).

Указанные в законопроекте договоры ШОС охватывают широкий спектр межгосударственных отношений, предметом которых являются сотрудничество государств – членов ШОС по выработке согласованной стратегии и мер борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, создание правовых основ для проведения совместных антитеррористических мероприятий, сотрудничества в области международной информационной безопасности, взаимодействия в ликвидации чрезвычайных ситуаций, взаимопомощи в таможенных делах, обеспечения безопасности на приграничных территориях, обмена опытом в сфере образования и решения других вопросов.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)