Минстройархитектуры пояснило алгоритм работы единого реестра объектов капитального строительства
Начальник главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Татьяна Василючек рассказала корреспонденту БЕЛТА, как будет работать единый реестр объектов капитального строительства.
Постановлением Совета Министров от 19 июня 2023 года № 394 «Об информационных системах в сфере строительства» утверждено положение об информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства (ОКС)». Начало действия документа – 23 сентября 2023 года (за исключением отдельных положений).
Как пояснила Татьяна Василючек, единый реестр ОКС – информационная система, предназначенная для накопления, хранения и предоставления информации о стадиях жизненного цикла ОКС 1-4-го классов сложности. «Реестр будет содержать общие сведения об объектах капитального строительства, сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, задействованных при строительстве, реквизиты документов в зависимости от вида архитектурной и строительной деятельности, технико-экономические показатели согласно утвержденной проектной документации», – рассказала она.
Пользователи единого реестра, выступающие заказчиками (застройщиками) ОКС, инженеры (инженерные организации), осуществляющие комплексное управление строительной деятельностью на основании договора об оказании инженерных услуг, обязаны обеспечить регистрацию ОКС в едином реестре в течение 15 рабочих дней со дня принятия местным исполнительным и распорядительным органом решения о разрешении проведения проектных и изыскательских работ, строительства объекта (при возведении, реконструкции, реставрации, благоустройстве, сносе ОКС), принятия решения о консервации объекта незавершенного строительства, проведении капитального ремонта.
Татьяна Василючек обратила внимание, что также они должны внести в реестр соответствующую информацию и сведения: не позднее 15 рабочих дней со дня принятия (издания) решения (документа) заказчиком (застройщиком), инженером (инженерной организацией) – в отношении принимаемых (издаваемых) ими решений (документов), не позднее 15 рабочих дней со дня выдачи заказчику (застройщику), инженеру (инженерной организации) решений (документов) – в отношении решений (документов), принимаемых (издаваемых) местными исполнительными и распорядительными органами, другими государственными органами и организациями, не позднее 15 рабочих дней со дня заключения договоров.
Этим пользователям единого реестра ОКС следует обратить внимание, что после вступления в силу всех положений постановления № 394 к проведению государственной экспертизы не будет приниматься проектная документация по объектам строительства, выделяемым в них очередям строительства, по которым отсутствует идентификационный номер ОКС, зарегистрированный в едином реестре, а также в органах Госстройнадзора не будут подлежать регистрации и учету объекты, по которым отсутствует идентификационный номер ОКС, зарегистрированный в едином реестре.
«Учет и анализ информации, содержащейся в едином реестре ОКС, позволит в режиме реального времени выявлять объекты, по которым превышен срок строительства, установленный проектом организации строительства, и принимать необходимые управленческие решения по исключению возникновения объектов сверхнормативного незавершенного строительства в перспективе», – резюмировала специалист.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 июля подписал Указ № 266 «О предоставлении полномочий в сфере строительства».
Документом предоставляется право облисполкомам и Минскому горисполкому по согласованию с Советом Министров принимать решения об определении особенностей возведения и реконструкции объектов, требующих первоочередного строительства для развития соответствующего региона.
Это могут быть решения о возможности параллельной разработки проектной документации и строительства, одновременного проведения проектных, изыскательских работ и оформления предварительного согласования места размещения земельного участка, проектирования и строительства с разработкой предпроектной документации в сокращенном объеме. Возможно также освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесного производства при изъятии сельхозземель и лесных земель, согласование удаления растительности без компенсации при строительстве объектов, предоставление права на госзакупки из одного источника проектов, товаров (работ, услуг), связанных со строительством объектов.
Областные и Минский городской советы депутатов получили право своими решениями определять необходимость проведения общественных обсуждений по объектам со спецификой проектирования и строительства.
Указом также устанавливается персональная ответственность руководителей органов власти за ненадлежащее исполнение принимаемых решений.
С 1 июня вступили в силу подписанные 6 марта главой государства указы №94 и №95, направленные на совершенствование подходов к порядку строительства и кредитования жилья. Изменились ли формы господдержки? Какие категории граждан могут претендовать на помощь государства? Как работает обновленный государственный заказ на возведение жилых квадратных метров и кто может рассчитывать на их получение? Вникнуть в законодательные нюансы помогла заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская.
«После 1 июня строительство жилых домов при долевом участии или в составе жилищно–строительных потребительских кооперативов не прекращается – корректируется порядок финансирования»
Главная цель Указа №95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» заключается в создании общего документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Как было подчеркнуто представителем Минстройархитектуры, документ изложен простым и доступным языком, понятным как профессионалам, которые руководствуются им для принятия решений, так и далеким от строительства людям, желающим улучшить свои жилищные условия путем возведения жилья с государственной поддержкой.
Размеры господдержки установлены на действующем уровне, сохраняются и категории, имеющие на нее право, как и порядок и условия предоставления господдержки. Так, указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты, одноразовые субсидии и финансовая помощь государства на возмещение задолженности по льготным кредитам. На льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу, может претендовать 21 категория граждан. Одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья доступны 17 категориям граждан. Финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам выделяется многодетным и молодым семья при рождении детей. Вместе с тем, как было отмечено, отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
«Сохранены и направления использования льготных кредитов и одноразовых субсидий. Очередники, имеющие право на получение господдержки, могут с их использованием возвести или реконструировать индивидуальный жилой дом подрядным или хозяйственным способом, имеют право и на приобретение жилого помещения, построенного по государственному заказу, – добавила Инна Пинковская. – Многодетным семьям при использовании льготных кредитов или одноразовых субсидий позволяется приобрести жилье на первичном или вторичном рынке. Дополнительно предусмотрено: в населенных пунктах до 20 тыс. человек льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном. Эта норма подготовлена для поступательного развития небольших населенных пунктов».
Среди основных новаций указа №95 – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, возведенных по государственному заказу. При этом замначальника главного управления строительства и жилищной политики обратила внимание, что по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку. Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами.
«Подчеркну, что после 1 июня строительство жилых домов при долевом участии или в составе жилищно–строительных потребительских кооперативов ни в коем случае не прекращается. Жилые дома таким способом будут строиться на тех же условиях, но финансировать такое строительство граждане смогут за счет собственных средств либо привлеченных кредитов, которые банки предоставляют на своих условиях, – прокомментировала представитель профильного ведомства. – При этом многоквартирные жилые дома, строительство которых этими способами началось до вступления в силу изменений, то есть до 1 июня 2025 года, будут достраиваться в прежнем порядке, без каких-либо корректировок».
Имеющих право на жилье, построенное по госзаказу, стало больше
В то же время указом №94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 года №215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возведение жилых домов ведется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации–заказчику под 2% годовых. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли–продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Вместе с тем было отмечено, что по Указу №94 увеличивается на один месяц максимальный срок, на который предоставляется льготный кредит по госзаказу заказчику. Новшество введено в связи с тем, как пояснила Инна Пинковская, что из–за прежнего срока, равного четырем месяцам, возникали трудности с продажей жилья очередникам и переоформлением задолженности по льготному кредиту. Это обстоятельство в свою очередь вызвано тем, что в стране действуют довольно длительные сроки по принятию решения о досрочном использовании средств семейного капитала на приобретение жилых помещений, построенных по госзаказу, и последующего перечисления средств по принятому решению отделениями Беларусбанка. Чтобы достигнуть оптимального срока, и было решено увеличить срок предоставления льготного кредита заказчику.
«На темпах строительства жилья это никак не скажется, просто многоквартирные жилые дома, какие раньше возводились по долевым договорам или в составе жилищно–строительных потребительских кооперативов, переводятся на строительство по госзаказу, – отметила сотрудник Минстройархитектуры. – Такой способ более приемлем для граждан, так как отныне они не столкнутся с переносами сроков ввода жилья в эксплуатацию или изменением стоимости квартиры в процессе ее строительства, соответственно, отпадет необходимость брать кредит во время стройки. После завершения строительства заказчик получит полностью готовую для проживания квартиру. Никаких проблем не возникнет точно».
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе подготовленных новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как прежде – только имеющим право на господдержку. Эта категория граждан сможет приобрести такое жилье в случае, если очередники, которые таким правом наделены, отказались от приобретения. В первую очередь такая норма затронет, вероятно, молодые семьи с одним ребенком или без детей, состоящие на учете нуждающихся, но без права на получение господдержки.
Таким образом, данным нормативным актом расширен круг имеющих право на приобретение жилых помещений, построенных по государственному заказу. Такое право с 1 июня, в частности, получили государственные организации и хозяйственные общества, которые в последующем приобретенные или построенные по госзаказу жилые помещения будут передавать своим работникам на условиях договора найма арендного жилья либо договора найма частного жилищного фонда. «Введенные нормы в первую очередь направлены на то, чтобы привлечь на предприятия квалифицированные кадры и закрепить их на месте работы. Я бы сказала, что это еще и возможность для молодежи получить жилье», – добавила замначальника главного управления строительства и жилищной политики.
Все перечисленные изменения в порядке строительства и кредитования жилья заработали с 1 июня 2025 года. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, ведется на прежних условиях.
По данным Министерства архитектуры и строительства, в 2025 году планируется направить на улучшение жилищных условий 6480 многодетных семей, ввести в эксплуатацию 4970 квартир. А за прошлый год жилищные условия в Беларуси улучшили 20 712 семей, из них 7765 многодетных и 5635 молодых семей.
В первом квартале этого года динамика жилищного строительства в стране, как уточнили в профильном ведомстве, сложилась положительная с темпом роста 118 % к уровню предыдущего года. В январе – марте введено в эксплуатацию 929,2 тыс. кв.м общей площади жилья, высокий темп по строительству отмечается в Брестской (23,9% к годовому заданию) и Минской (23,1 %) областях. Ввод в эксплуатацию жилья, строящегося с государственной поддержкой, составил 177,1 тыс. кв.м, или 23,9 % от годового задания. Что касается арендного жилья, то по итогам первого квартала введено в эксплуатацию 49,4 тыс. кв.м такого жилья, или 11,2 % от годового задания, из них для военнослужащих – 23,6 тыс. кв.м, или 11,9 % от задания.
По информации БЕЛТА
Советом Министров 15 мая принято постановление № 266, которым усовершенствованы нюансы архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Беларуси, и закрепленные в нем нормы уже заработали. Какие именно изменения произошли в отрасли и почувствуют ли их не связанные в профессиональном плане со строительством белорусы? Корреспондент БЕЛТА задала эти вопросы начальнику управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Зое Шлег.
Главная цель – гармонизировать акты законодательства
Разработчики обсуждаемого постановления руководствовались необходимостью приведения ряда постановлений правительства в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, указами Президента от 31 января 2025 г. № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» и от 31 марта 2025 г. № 130 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Представитель Минстройархитектуры заметила: документом под номером 266 внесены изменения в 29 постановлений Правительства, еще 48 постановлений или их структурных элементов признаны утратившими силу. Итак, какие корректировки произошли?
Во-первых, постановлением № 266 определен состав работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию после внесения изменений в проектную документацию. В перечень включено восемь наименований работ, среди них оклейка обоями, окраска стен, потолков и полов, облицовка стен, покрытие полов, установка встроенной мебели и электрических плит и не только. При этом начальник управления ведомства добавила, что данное правило не распространяется на жилые дома, которые строятся с государственной поддержкой: с использованием субсидий, льготных кредитов, одноразовых субсидий, кредитов, выдаваемых банками на возведение и реконструкцию жилых помещений.
Во-вторых, документом утверждено положение, которым определен порядок принятия областными и Минским городским исполкомами решений о разрешении размещения на территории области и столицы – в данном случае исключениями являются территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда – объектов строительства с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования.
Для получения разрешения, как прокомментировала специалист, юрлицо или индивидуальный предприниматель должны подать в исполком по территориальной принадлежности документы по перечню, в который входит в том числе архитектурно-планировочная концепция объекта. Для принятия решения концепция выносится на общественное обсуждение. После его завершения архитектурно-градостроительным советом при исполкоме формируется протокол, который направляется комиссии по общественному обсуждению и организатору этого обсуждения, тот в течение трех рабочих дней предоставляет протокол исполкому. Изучив документы, исполком принимает решение о разрешении размещения объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования на предоставленном участке либо об отказе в таком размещении. Уведомление о решении направляется в течение четырех рабочих дней со дня его принятия.
Перечисленные новации – основные, но ими перечень законодательных новелл в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не ограничивается. В частности, было утверждено положение о порядке формирования и комплектования проектной документации в электронном виде, которым определены требования к проектной документации, оформляемой в электронном виде, в том числе к форматам файлов, их содержанию и структуре, установлен и порядок формирования и комплектования проектной документации.
Принята также форма примерного договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора. «Договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной и проектной документации, выполнении изыскательских работ или ведении авторского надзора за строительством, – добавила начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Зоя Шлег. – Установление единой формы договора, по мнению разработчиков, позволит обеспечить единообразный подход к созданию проектной документации, будет способствовать улучшению ее качества и сокращению сроков подготовки».
В новой редакции изложено и положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства и условиях привлечения денежных средств при этом. «Совет Министров наделен полномочиями по определению порядка заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, формированию цены такого договора, установлению условий привлечения денежных средств при выполнении долевого строительства и порядка направления граждан на строительство объектов долевого строительства», – прокомментировала представитель профильного ведомства.
Среди основных вводимых в этой связи новаций: закрепление порядка формирования состава дольщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся, обязанность застройщиков привлекать денежные средства дольщиков только на специальные счета, открытые для каждого объекта при долевом строительстве, и совершенствование порядка определения цены договора создания объекта долевого строительства.
В числе новаций, о которых рассказала начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли, также утверждение положения о порядке формирования неизменной договорной, то есть контрактной, цены на подрядные работы. Главные изменения заключаются, например, в расширении предмета регулирования: установлен порядок формирования неизменной цены на подрядные работы по объектам текущего ремонта и объектам пятого класса сложности. Проведена также корректировка методов формирования цены предложения подрядчика, дополнен перечень случаев корректировки неизменной цены. Предусмотрены и прочие новшества.
Постановление № 266 вступило в силу 6 июня и специалисты строительной отрасли убеждены: его принятие поможет сделать функционирование всего стройкомплекса республики продуктивнее и рациональнее.
По информации БЕЛТА
Новые правила государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним заработают уже завтра, 11 июня. За более чем 20-летний период действия закона, регламентирующего эту сферу хозяйственных отношений, изменения в него вносились не менее 15 раз, но нынешняя корректировка самая глобальная. Внимательно изучив документ, вникнув во все законодательные тонкости регистрации недвижимости и нюансы самих процессов, специалисты пришли к выводу, что настало время не условно-редакторских правок, а концептуального пересмотра подходов к операциям с недвижимым имуществом, чтобы сделать их более простыми и понятными для каждого. В результате экспертам пришлось исправлять едва ли не половину текста действовавшего нормативного правового акта. Что получилось в итоге и станет ли проще белорусам после вступления в силу колоссальных законодательных новелл регистрировать покупаемую или наследуемую недвижимость, корреспондент БЕЛТА поинтересовалась у сотрудников Государственного комитета по имуществу и Национального кадастрового агентства.
«Система регистрации недвижимости становится гораздо более гибкой»
«Закон «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» – результат кропотливой работы на каждом этапе нормотворческого процесса, – обращает внимание заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Екатерина Лукьянова. – И разработчик, то есть Госкомимущество, и организации нашей системы, и государственные органы, согласовывавшие проект на всех этапах, в том числе, например, Генеральная прокуратура и Комитет госконтроля, проявили высокую вовлеченность в процесс и продемонстрировали заинтересованность в появлении действительно пригодных для практики норм, изложенных четким и понятным языком».
Итак, целью разработки нового закона стало повышение эффективности и усиление клиентоориентированности системы регистрации недвижимости, появление дополнительных гарантий и возможностей для граждан. Заявление о том, что с завтрашнего дня система государственной регистрации недвижимого имущества переходит на новый этап своего развития, отнюдь не голословно. Какие же ключевые новации предусмотрены новым законом?
Во-первых, начинает действовать экстерриториальный принцип, то есть ликвидируются территориальные границы регистрации недвижимости. Если прежде заявление о регистрации следовало подавать в агентство по государственной регистрации и земельному кадастру по месту нахождения объекта недвижимого имущества, то с завтрашнего дня без каких-либо дополнительных затрат с ним можно будет обратиться в офис в любой точке республики.
Вместе с тем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Екатерина Лукьянова посчитала важным напомнить, что больше 12 месяцев, с 1 января 2024 г., действуют электронные сервисы, доступные на Едином портале электронных услуг, с помощью которых можно подать заявление о госрегистрации недвижимости в электронном виде. Необходимая при этом авторизация происходит при помощи электронной цифровой подписи. Специалисты призывают отдавать предпочтение именно такому способу подачи документов на регистрацию.
Во-вторых, изменяется порядок взаимодействия между нотариусом и регистратором. Отныне гражданин, какой приходит к нотариусу для регистрации недвижимого имущества либо внесения исправлений в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, не должен самостоятельно обращаться с заявлениями в организации по государственной регистрации – ему достаточно посетить нотариуса. Тот, в свою очередь, необходимые для регистрации либо внесения исправлений документы передаст регистратору. Клиент же, поддерживая связь с нотариусом, получит от него информацию о размере платы, которую необходимо внести за регистрацию либо за внесение исправлений, и по мере готовности документов сможет их забрать у нотариуса. Зампредседателя Госкомимущества назвала данную новеллу явным упрощением в работе по оформлению недвижимого имущества.
В-третьих, совершенствуются подходы к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Если до внесения изменений в законодательство стороны договора для согласования его условий, составления проекта договора и подписания документа должны были вместе обращаться к конкретному регистратору в одно и то же время, с завтрашнего дня это станет совсем не обязательно. Стороны договора наделяются правом обращаться к разным регистраторам по месту своего жительства или месту нахождения недвижимого имущества, но в одно время. Таким образом, при помощи видеосвязи одномоментно на двух разных площадках будут согласованы необходимые условия для заключения договора, документ будет подписан и передан на регистрацию. Эксперты предполагают, что эта новелла повысит клиентоориентированность процессов госрегистрации недвижимости, и рассчитывают на востребованность такой услуги у граждан.
Наконец, в обновленном законе в очередной раз подчеркивается обязательность государственной регистрации недвижимого имущества. Прежде сроки обращения за регистрацией устанавливались по ограниченному количеству случаев, теперь речь идет об общих сроках обращения за любым регистрационным действием, и он равен полугоду с даты подписания документа, ставшего основанием для регистрации недвижимого имущества, права на него и сделок с ним.
Таковы новые горизонты системы государственной регистрации недвижимого имущества, открывшиеся внесением последних изменений в законодательные нормы. Однако их перечень все еще неполный.
«Теперь, если жена берет фамилию мужа, обращаться в профильные организации за внесением изменений в Регистр населения не надо»
Были перечислены основные изменения, вступающие в силу в системе государственной регистрации недвижимого имущества, есть, однако, и менее масштабные корректировки, необходимость принятия которых назревала давно. Заместитель генерального директора Национального кадастрового агентства Сергей Сенчук убежден, что свежепринятые нормы отразятся на технологичности процессов регистрации недвижимости и сделают их менее забюрократизированными.
В данном контексте уместно упомянуть, в частности, вносимые изменения в процедуру обжалования действий регистраторов. Раньше гражданин был вынужден обращаться вначале в территориальную организацию, действиями сотрудника которой и остался недоволен, и только после, в случае неудовлетворения жалобы, в республиканскую организацию. Теперь закон устраняет обязательность первого этапа, то есть обращения в территориальную организацию, и позволяет сразу идти в Национальное кадастровое агентство, республиканскую организацию по госрегистрации недвижимости, для обжалования действий или бездействия регистратора. Если же вопрос не решится и на данном этапе, следующим шагом станет обращение в суд.
Еще одной значимой, по мнению эксперта, новеллой в системе регистрации недвижимости является введение принципа автоматического взаимодействия между государственными информационными ресурсами, содержащими сведения как о физических, так и о юридических лицах. Отныне в случае изменения каких-либо данных в идентификационных сведениях гражданина, юридического лица или индивидуального предпринимателя такие изменения будут поступать в регистр недвижимости в автоматическом режиме.
«Допустим, девушка выходит замуж и берет фамилию мужа. До недавнего времени молодая жена должна была обращаться к регистратору за внесением исправлений в документы регистра, теперь же их внесение будет обеспечено в автоматическом режиме, – комментирует заместитель гендиректора Национального кадастрового агентства. – Условно, с момента фактического внесения сведений в профильный регистр, а именно в Регистр населения или в Единый регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, такая информация будет синхронизирована с нашей базой. Соответственно это значительно упростит и ускорит решение вопросов, связанных с регистрацией недвижимости».
Обновленным законодательством, кроме того, предусмотрена возможность для гражданина обратиться в суд, если он считает, что совершаемым регистрационным действием нарушаются его права. А регистратор обязан внести в регистрационное дело специальную отметку о том, что гражданин желает обратиться в суд. Это, как добавил специалист, налагает определенные ограничения с распоряжением объектом недвижимости. Прежде такие отметки публиковались на сайтах территориальных организаций по госрегистрации, сейчас все отметки будут размещаться централизованно на сайте республиканской организации по госрегистрации, то есть на интернет-портале Национального кадастрового агентства.
Отметки о земельных спорах отныне обязательны к внесению в Регистр недвижимости
Но и этими новеллами перечень изменений в системе государственной регистрации недвижимого имущества не ограничивается. Заместитель начальника управления сопровождения регистрационной деятельности – начальник отдела обеспечения регистрационной деятельности Национального кадастрового агентства Иван Романчик дополняет список.
Так, для оптимизации процесса защиты граждан и повышения достоверности данных Регистра недвижимости было решено обязать регистратора вносить в регистр также отметку о наличии рассматриваемого уполномоченным органом земельного спора. Согласно Кодексу о земле, подобные споры разрешаются либо местными исполнительными или распорядительными органами, либо судами. Таким образом, если в территориальную организацию по государственной регистрации и земельному кадастру поступит информация о наличии в отношении конкретного участка земельного спора, регистратор внесет соответствующую отметку в регистрационную книгу. Права заинтересованных будут защищены – отметка будет действовать до отмены решения, информация о чем должна поступить в организацию.
Обновленным законодательством, более того, расширяются возможности для уведомления заинтересованных о совершении каких-либо регистрационных действий. С завтрашнего дня способ уведомления, как и количество вариантов их донесения, увеличиваются, главное, чтобы он позволял однозначно фиксировать факт получения. Один из подобных способов, например, SMS-сообщение.
Среди новелл также введение термина «пространственные данные». При законодательном регулировании государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним необходимо учитывать ряд объектов недвижимости, какие подобные пространственные данные могут иметь, в частности, подразумеваются земельные участки. Соответствующая информация накапливалась в Регистре недвижимости с 2003 года, а с 2013-го она наглядно продемонстрирована на публичной кадастровой карте. Получить подобные сведения можно на безвозмездной основе в свободном доступе.
Этим список ключевых нововведений в системе государственной регистрации недвижимого имущества, пожалуй, заканчивается. Неупомянутые новеллы затрагивают оптимизацию бизнес-процессов, взаимодействие регистраторов между собой, цифровизацию государственной регистрации и носят более технический характер. Так или иначе, эксперты убеждены: проводить сделки с недвижимостью с 11 июня станет проще, быстрее и эффективнее как для специалистов, так и для собственников.
По информации БЕЛТА
Министерство архитектуры и строительства определило статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ за май. Это предусмотрено постановлением ведомства от 2 июня 2025 г. № 68, сообщает БЕЛТА.
Документом установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ, в том числе эксплуатации машин и механизмов (средний по стране – 100.7784), строительных материалов, изделий и конструкций (средний по стране – 100.6386). Индексы рассчитаны за май 2025 года к апрелю 2025 года.
Также постановлением установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия, указанные за май 2025 года к маю 2024-го. Средний индекс по стране составил 114.7011.
Документ вступает в силу после официального опубликования.
По информации БЕЛТА