/ / Общественно-политические
28.06.2023

14 вопросов рассмотрено на заседании Палаты представителей 28 июня

28 июня 2023 года состоялось заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, на котором депутаты рассмотрели 14 вопросов.

Заседание

Депутатский корпус утвердил отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2022 год. Соответствующий законопроект представили первый заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Павлюченко Н.В., заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Лобович А.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Мурина Ю.Г.

Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты утвержден Законом «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2022 год» по доходам в сумме 21 440,6 млн. рублей, по расходам — 21 093,5 млн. рублей, с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 347,1 млн. рублей.

В процессе исполнения бюджета фонда его показатели были уточнены Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2022 г. № 444 «Об уточнении отдельных показателей бюджета государственного внебюджетного фонда». В результате внесенных изменений доходы бюджета фонда увеличены на 302,5 млн. рублей, расходы – на 189,1 млн. рублей, превышение доходов над расходами – на 113,4 млн. рублей.

Доходы бюджета фонда за 2022 год сложились в сумме 21 827,2 млн. рублей, увеличены по сравнению с 2021 годом на 11,1 процента.

Бюджет фонда в 2022 году сбалансирован и исполнен с профицитом в сумме 847,6 млн. рублей:

  • профицит по средствам государственного социального страхования в сумме 386,1 млн. рублей;
  • профицит по средствам профессионального пенсионного страхования в сумме 461,5 млн. рублей.

Основным источником доходов бюджета фонда (92 процента) являются взносы на государственное социальное страхование. За 2022 год в бюджет фонда поступило обязательных страховых взносов 19 851,4 млн. рублей. Поступление взносов на профессиональное пенсионное страхование составило 235,6 млн. рублей.

Неналоговые доходы бюджета фонда составили 422,1 млн. рублей.

Поступления из республиканского бюджета составили 1318,1 млн. рублей.

Расходы бюджета фонда в 2022 году составили 20 979,6 млн. рублей. Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составляют расходы на выплату пенсий (77,4 процента) и пособий (21,1 процента).

В 2022 году перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике производился трижды:

с 1 марта – на 7 процентов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2022 г. № 24 «О повышении пенсий», c l августа – на 10 процентов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 июля 2022 г. № 250 «О повышении пенсий», с 1 декабря – на 5 процентов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 ноября 2022 г. № 397 «О повышении пенсий».

Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения четырежды (в феврале, мае, августе и ноябре) повышались минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Финансирование всех необходимых расходов за счет средств государственного социального страхования в 2022 году обеспечено своевременно и в полном объеме.

Таким образом, за 2022 год бюджет фонда исполнен по доходам в сумме 21 827,2 млн. рублей и по расходам в сумме 20 979,6 млн. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 847,6 млн. рублей.

Также парламентарии приняли в одном чтении проект Закона «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2022 год». С докладами о нем выступили первый заместитель Министра финансов Республики Беларусь Кийко Д.Н., заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Лобович А.В. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Нижевич Л.И.

Исполнение республиканского бюджета в 2022 году осуществлялось в условиях множественных ограничительных мер в отношении финансового сектора, закрытия ряда традиционных рынков сбыта, блокировки товарных потоков и запрета на транзит белорусской продукции.

Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2022 год» по расходам республиканский бюджет был утвержден в сумме 30 672,2 млн. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 27 827,5 млн. рублей с дефицитом в размере 2 844,7 млн. рублей.

С учетом внесенных в 2022 году изменений уточненные показатели республиканского бюджета составили: по расходам – 33 608,9 млн. рублей, доходам – 28 172,6 млн. рублей, дефицит бюджета – 5436,3 млн. рублей.

За 2022 год в республиканский бюджет поступило доходов на сумму 28 624,8 млн. рублей, или 101,6 процента уточненного годового плана.

Доходы республиканского бюджета в 2022 году формировались за счет налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Наибольший удельный вес в общей сумме фактически поступивших доходов занимают налоговые доходы. В разрезе основных источников доходов бюджета налоговые доходы исполнены следующим образом: налог на прибыль составил 1 380,3 млн. рублей, или 100,7 процента уточненного годового плана; налог на добавленную стоимость – 11 950,1 млн. рублей, или 100,2 процента уточненного годового плана; доходы от внешнеэкономической деятельности – 3 926,5 млн. рублей, или 103,1 процента уточненного годового плана.

Всего расходы республиканского бюджета за 2022 год составили 32 625,8 млн. рублей, или 97,1 процента уточненного годового плана.

Основными задачами в области политики расходов в 2022 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг и гарантий, повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами.

Расходы республиканского бюджета на финансирование общегосударственной деятельности составили 16 142 млн. рублей, или 96 процентов уточненного годового плана.

В 2022 году Республикой Беларусь обеспечено перечисление долевого взноса в бюджет Союзного государства, что позволило реализовывать союзные программы и мероприятия.

Расходы на национальную оборону профинансированы в сумме 2 288,7 млн. рублей, или на 98,9 процентов от уточненных годовых назначений.

Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности профинансированы в сумме 3 251,7 млн. рублей, или 99,5 процента уточненных плановых назначений.

Фактическое финансирование по разделу «Национальная экономика» в 2022 году составило 4 930,0 млн. рублей, или 96,9 процента уточненного годового плана.

На развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности направлено 1 601,1 млн. рублей, или 99,7 процента уточненного годового плана.

Фактическое финансирование по подразделу «Промышленность, строительство и архитектура» в 2022 году составило 1 456,5 млн. рублей, или 95 процентов уточненного годового плана.

На финансирование мероприятий дорожного хозяйства за счет средств республиканского бюджета использовано 1000,0 млн. рублей, или 100,0 процента уточненного годового плана. Расходы направлены на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог, их строительство и реконструкцию.

По республиканскому бюджету в 2022 году на финансирование здравоохранения направлено 1 695,8 млн. рублей, или 98,2 процента уточненного годового плана.

Финансирование расходов на здравоохранение осуществлялось по следующим направлениям: медицинская помощь населению – 724,8 млн. рублей, государственный санитарный надзор – 7,8 млн. рублей, прочие мероприятия по здравоохранению – 930,4 млн. рублей.

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации в 2022 году профинансированы в сумме 524,2 млн. рублей, или 96,1 процента уточненного годового плана.

В 2022 году республиканским бюджетом на содержание учреждений культуры и проведение мероприятий в области культуры профинансировано 147,3 млн. рублей, или 97,2 процентов уточненного годового плана.

В 2022 году по подразделу «Средства массовой информации» профинансировано 178,9 млн. рублей, или 96,3 процентов к уточненным плановым назначениям.

Расходы на финансирование учреждений и мероприятий по образованию в республиканском бюджете в 2022 году составили 1 344,3 млн. рублей, или 97,9 процента уточненного годового плана.

Данный уровень расходов позволил обеспечить выполнение всех обязательных социальных стандартов в области образования, реализовать ряд мероприятий по государственным программам.

Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» профинансированы в сумме 2 276,8 млн. рублей, или 98,5 процента уточненного годового плана.

Сформирован «семейный капитал» в сумме 359,7 млн. рублей. Обеспечены оплата труда, выплата пенсий, стипендий, пособий, средства на выполнение государственных социальных стандартов.

Расходы государственных целевых бюджетных фондов в 2022 году профинансированы в сумме 1 436,3 млн. рублей, или 93,6 процента уточненного годового плана.

Таким образом, уточненный план по доходам республиканского бюджета за 2022 год выполнен на 101,6 процента, по расходам – на 97,1 процента. Дефицит составил 4 001 млн. рублей, или 2,1 процента к ВВП.

Во втором чтении на заседании были приняты 11 законопроектов.

О проекте Закона «Об изменении кодексов по вопросам судоустройства и статуса судей» доложила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Любецкая С.А.

Законопроект направлен на приведение норм Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, а также предписаниями законов «О защите персональных данных», «О государственной службе», «О Всебелорусском народном собрании». Законопроектом также предусматривается совершенствование системы судов общей юрисдикции.

В частности, законопроект содержит нормы, обеспечивающие:

  • реализацию конституционных положений о порядке избрания на должность и освобождения от должности судей Конституционного и Верховного судов Республики Беларусь;
  • приведение полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь в соответствие с компетенцией этого органа, определенной в ходе конституционной реформы;
  • сохранение за Конституционным Судом ряда действующих полномочий, не нашедших отражения в обновленной Конституции (право излагать позицию о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права, а также право принимать послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь);
  • отнесение к судебным постановлениям решений Конституционного Суда и придание им общеобязательного характера;
  • закрепление конституционных полномочий Верховного Суда Республики Беларусь обращаться в Конституционный Суд с предложениями о даче заключений о толковании Конституции, а также о соответствии Конституции законов, указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, нормативных правовых актов других государственных органов;
  • корректировку компетенции судов общей юрисдикции в части пересмотра судебных постановлений по уголовным и гражданским делам в апелляционном порядке и в порядке надзора;
  • создание в структуре Верховного Суда апелляционной инстанции для рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные Верховным Судом в качестве суда первой инстанции;
  • комплексную регламентацию вопросов функционирования Апелляционного экономического суда и статуса его судей;
  • перераспределение полномочий Президента Республики Беларусь в сфере судоустройства и статуса судей (приостановление в установленных случаях полномочий судей Конституционного и Верховного судов, дача согласия на возбуждение в отношении этих судей уголовного дела, лишение их личной свободы; определение количества судей Верховного Суда, количественного и персонального состава его Президиума; утверждение списков народных заседателей Верховного Суда);
  • внесение изменений в отдельные статьи Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь в части дачи согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судей Конституционного и Верховного судов, народных заседателей Верховного Суда, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, а также на их задержание и иное лишение личной свободы.

Кроме того, законопроектом уточняются положения Кодекса, касающиеся статуса судей. В частности:

  • в целях недопущения смешения деятельности различных ветвей власти законопроект дополнен положениями, предусматривающими, что судьи не могут быть членами Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, по проведению голосования об отзыве депутата;
  • для согласования с подходами Закона «О Всебелорусском народном собрании» в части освобождения от должности судей Конституционного и Верховного судов Республики Беларусь законопроектом дополнительно корректируются сроки применения дисциплинарных взысканий в отношении указанных судей. Так, дисциплинарное взыскание к таким судьям может быть применено не позднее одного года со дня обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее двух лет со дня его совершения (ранее соответственно не позднее двух месяцев и шести месяцев).

С докладом о проекте Закона «Об изменении законов» (в рамках приведения законодательства в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь) выступила член Постоянной комиссии Платы представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Здорикова Л.Е.

Проект Закона подготовлен в рамках реализации изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, и предусматривает:

  • корректировку ряда законов в целях их приведения в соответствие с обновленной Конституцией Республики Беларусь, а также нормами законов Республики Беларусь «О государственной службе», «О лицензировании», «Об урегулировании неплатежеспособности»;
  • внесение изменений в Закон «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», в том числе в части регламентации порядка реализации гражданами инициатив, связанных с обращением во Всебелорусское народное собрание;
  • точечные корректировки Закона «О массовых мероприятиях» в части определения порядка проведения массового мероприятия на платной (возмездной) основе, а также запрета на проведение массовых мероприятий ближе 200 метров от места проведения Всебелорусского народного собрания;
  • корректировку ряда законов, направленную на их взаимосогласование с указами Президента Республики Беларусь «О лицах, осуществляющих финансовые операции», «О сервисах онлайн-заимствования и лизинговой деятельности», «О биометрических документах», «О государственных гражданских должностях», а также приведение их в соответствие с требованиями нормотворческой техники;
  • изменение Закона «Об обороне» и Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь;
  • корректировку формулировки компетенции Всебелорусского народного собрания при принятии решения о направлении военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности;
  • изменение понятия массового мероприятия на платной (возмездной) основе в части распространения возможности проведения массовых мероприятий на платной основе только на иные массовые мероприятия (т.е. спортивно-массовые, культурно-зрелищное и т.д.).

Законопроект Закона «Об изменении законов по вопросам местного управления и самоуправления» представила член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Потапова Е.С.

Целью подготовки законопроекта является создание постоянно действующего правового механизма по реализации гражданских инициатив.

В частности, предлагается рассматривать реализацию гражданской инициативы в качестве формы местного самоуправления в Республике Беларусь. В этой связи в законопроекте определено, что гражданские инициативы – мероприятия, направленные на улучшение качества жизнедеятельности населения соответствующей административно-территориальной единицы или ее части, в том числе на благоустройство территорий, строительство (возведение, реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство) социально значимых объектов, общую профилактику правонарушений, предупреждение травматизма и гибели граждан, а также решение иных вопросов местного значения.

Кроме того, проект Закона закрепляет порядок реализации депутатами местных Советов депутатов полномочий по осуществлению международного сотрудничества за пределами Республики Беларусь.

Также законы Республики Беларусь «О статусе депутата местного Совета депутатов» и «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» приводятся в соответствие с положениями Конституции Республики Беларусь, другими законодательными актами.

С докладом о проекте Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Николайкин В.П.

Законопроект разработан во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» в целях совершенствования и упрощения требований к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, минимизации административных процедур и вмешательства государственных органов в строительную деятельность.

В частности, законопроектом предлагается регламентировать:

  • основные термины, используемые в документе;
  • принципы осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • классы сложности объектов строительства, объекты авторского права в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • вопросы страхования, нормирования при осуществлении строительной деятельности;
  • права и обязанности субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • компетенцию государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • вопросы аттестации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию капитальных строений (зданий, сооружений);
  • вопросы выдачи разрешительной документации на строительство;
  • информационное, финансовое обеспечение архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • научно-техническую деятельность в строительстве;
  • градостроительное планирование территорий и населенных пунктов;
  • зонирование территорий;
  • деятельность по разработке предпроектной (прединвестиционной) документации;
  • вопросы проведения государственной строительной экспертизы;
  • осуществление строительной деятельности (вопросы оказания инженерных услуг в строительстве, деятельности заказчика и застройщика, расследования обстоятельств (причин) строительной аварии, приостановления строительства, консервации объекта незавершенного строительства, приемки объекта строительства в эксплуатацию, создания и развития систем инженерной инфраструктуры и их благоустройства, государственного строительного, технического, авторского надзора за строительством и др.);
  • вопросы обеспечения исполнения обязательств в период гарантийного срока эксплуатации объектов жилищного, социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

В.П.Николайкин также проинформировал, что при подготовке проекта Кодекса к рассмотрению во втором чтении в него включены нормы, предусматривающие в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности:

  • обобщение и систематизацию нормативных правовых актов, в том числе реализацию норм ряда указов Президента Республики Беларусь;
  • конкретизацию, а также разграничение и перераспределение полномочий Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства, иных республиканских органов государственного управления, а также местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов. При этом в целях сохранения возможности принимать оперативные решения Главе государства предоставлено право устанавливать особенности правового регулирования отношений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • формирование единой информационной среды и упрощение взаимодействия участников архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в частности, путем осуществления административных процедур и ведения государственного градостроительного кадастра Республики Беларусь в электронной форме, составления республиканского рейтинга участников строительной деятельности с его последующим размещением в ГИС «Госстройпортал», размещения в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет градостроительных проектов детального планирования, размещения информации о результатах аудита застройщика в средствах массовой информации и (или) ГИС «Госстройпортал»;
  • расширение полномочий подрядчика по закупке технологического оборудования;
  • возможность разработки и утверждения предпроектной (прединвестиционной) документации в сокращенном объеме (в форме задания на разработку проектной документации), а также случаи, когда разработка предпроектной (прединвестиционной) документации не является обязательной;
  • детализацию положений, регламентирующих вопросы разработки проектной документации. В частности, уточнено, что проектная документация на объект разрабатывается в одну или две стадии по выбору заказчика, застройщика, при одностадийной разработке проектной документации разрабатывается строительный проект, при двухстадийной – архитектурный и строительный проекты. Определены случаи, когда разработка проектной документации не является обязательной;
  • регламентацию порядка выдачи разрешительной документации и случаев, когда разрешительная документация на строительство не требуется;
  • упрощение требований к порядку возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и нежилых капитальных построек пятого класса сложности,
  • совершенствование порядка проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, проектной документации и обжалования ее заключений;
  • регламентацию количества случаев и продолжительности приостановления объектов и их консервации;
  • упрощение порядка приемки объектов в эксплуатацию. В частности, закреплено, что органы государственного строительного надзора при выдаче заключения по принимаемому в эксплуатацию объекту обязаны оценивать соответствие объекта исключительно требованиям проектной документации, предъявление иных требований не допускается;
  • усиление ответственности всех участников строительной деятельности;
  • упрощение и актуализацию терминологии.

В целом документ направлен на обобщение и актуализацию нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и обеспечение более эффективного правового регулирования отношений в данной сфере.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Азаренко В.Н. представил проект Закона «Об изменении Лесного кодекса Республики Беларусь».

Законопроект предусматривает совершенствование и уточнение отдельных норм Лесного кодекса с учетом практики его применения, исключение их неоднозначного толкования, в том числе уточнение терминологии, используемой в лесном хозяйстве, а также приведение его в соответствие с иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы охраны окружающей среды, ведения лесного хозяйства. Закрепляется компетенция Президента Республики Беларусь на определение отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в лесном фонде, используемом в целях национальной безопасности, а также на установление порядка осуществления деятельности на участках лесного фонда, используемых в целях национальной безопасности.

Уточнены и введены новые термины с их определениями, в частности:

  • термин «опасные в отношении автомобильных дорог, воздушных линий связи и электропередачи деревья» корректируется в части учета опасности от падения деревьев на железнодорожные пути общего пользования (ранее опасность от падения деревьев относилась только к автомобильным дорогам, воздушным линиям связи и электропередачи);
  • уточняется определение ряда терминов – вывозка, рубка промежуточного пользования, уход за лесными насаждениями, и вводится дополнительное определение термина транспортировка, вносится изменение в термин лесохозяйственные мероприятия;
  • учитывая, что в законодательстве не содержится понятие «вред причиненный лесам» скорректирована формулировка «Вред, причиненный окружающей среде в части вреда, причиненного лесам и объектам растительного мира, в том числе незаконной рубки, деградации, загрязнения и засорения отходами земель лесного фонда, незаконного изъятия или уничтожения дикорастущих растений и (или) их частей»;
  • уточняется общий перечень видов вреда, который может быть причинен лесам, в том числе указаны конкретные случаи вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконной рубки;
  • с учетом специфики лесопользования усовершенствованы формы и методы работы должностных лиц государственной лесной охраны, а именно возможность круглосуточного посещения лесов для проведения полевых мероприятий, в том числе указанные лица в ходе проведения контрольных мероприятий наделяются полномочиями на использование транспортных средств оперативного назначения, оборудованных специальной световой и звуковой сигнализацией, а также на остановку транспортных средств;
  • в целях обеспечения безопасности должностных лиц государственной лесной охраны и пресечения посягательства на их жизнь и здоровье, законопроектом предусмотрено наделение указанных лиц полномочиями на использование и применение оружия, а также специальных средств, физической силы.

С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» выступила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Бегеба В.К.

Корректировка действующего Закона «Об охране окружающей среды» вызвана необходимостью приведения его положений в соответствие с изменениями Конституции Республики Беларусь, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, а также совершенствования отдельных его положений с учетом правоприменительной практики.

Так, законопроектом закрепляются положения Конституции Республики Беларусь о возмещении вреда, причиненного нарушением права на благоприятную окружающую среду.

В целях единообразия и однозначности терминологии, применяемой в законодательстве в области охраны окружающей среды, уточняются определения ряда терминов и вводятся новые. Даются определения терминам «зеленая» экономика, низкоуглеродная экономика, экосистемные услуги. Корректируются определения терминов «загрязнение окружающей среды», «причинение вреда окружающей среде». Уточнены определения терминов «антропогенный объект», «биотоп», «стратегическая экологическая оценка», «экологическая информация».

С учетом направлений социально-экономического развития страны принципы и направления государственной политики в области охраны окружающей среды дополняются такими положениями, как экономическая оценка экосистемных услуг, стимулирование применения наилучших доступных технических методов, ресурсосберегающих технологий и практик, перехода к «зеленой», низкоуглеродной экономике, экономическое стимулирование низкоуглеродной экономики, ограничение при производстве продукции применения веществ и материалов, для которых в дальнейшем отсутствует возможность их использования в качестве вторичного сырья.

В целях сохранения устойчивого функционирования экологических систем вводится принцип экосистемного подхода, который позволит комплексно обеспечивать решение вопросов охраны окружающей среды.

Экономическая оценка экосистемных услуг позволит отразить вклад экологических систем для общества, их экологическую и экономическую ценность, а также экономическую целесообразность вмешательства, приводящего к изменению состояния экологических систем. Порядок и условия проведения экономической оценки экосистемных услуг будет устанавливаться Советом Министров Республики Беларусь.

Проектом Закона определяются направления развития «зеленой» экономики в Республике Беларусь. Внедрение инструментов поддержки «зеленой» экономики, создание условий для формирования экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) ориентировано на максимальную замену использования невозобновляемых природных ресурсов возобновляемыми, ресурсо- и энергосбережение, минимизацию образования и полноту использования отходов.

Уточняются экономические механизмы охраны окружающей среды в части установления мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, включая применение наилучших доступных технических методов, ресурсосберегающих технологий и практик, «зеленых» закупок.

В целях обеспечения полноты правового регулирования вопросов нормирования в области окружающей среды закрепляются положения, определяющие цель установления нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду с учетом видов воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и (или) совокупному воздействию всех источников, находящихся на соответствующей территории. Для особо охраняемых природных территорий вводится такой вид нормативов как «нормативы допустимой нагрузки на особо охраняемые природные территории».

Внесены корректировки в части обеспечения права физических лиц на доступ к экологической информации и обязанности обладателей такой информации предоставлять и распространять ее, а также уточнены случаи, когда в ее предоставлении может быть отказано (если она отнесена к государственным секретам или к информации, распространение и предоставление которой ограничено законодательством).

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Хлобукин И.К. доложил о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду».

Законопроектом вносятся изменения в Водный кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду».

Внесение изменений в Водный кодекс в части требований, предъявляемых при выполнении работ на поверхностных водных объектах, связано с исключением объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь из объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду и соответственно государственная экологическая экспертиза.

Внесение изменений в Закон «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» обусловлено необходимостью приведения его положений в соответствие с предписаниями более поздних законодательных актов, а также урегулирования общественных отношений по вопросам проведения государственной экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценки.

Проектом Закона дополняется определение термина «планируемая хозяйственная и иная деятельность» такими видами строительной деятельности, как модернизация, техническая модернизация, снос объектов, а также уточняется, каким образом оказывается воздействие на окружающую среду.

В связи с тем, что разработчиками проектной документации являются не только проектные организации, но и индивидуальные предприниматели, уточнены субъекты правоотношений в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду. К ним отнесены разработчики проектной документации и индивидуальные предприниматели.

С учетом практики применения актуализирован перечень объектов подлежащих оценке воздействия на окружающую среду, государственной экологической экспертизе, а также стратегической экологической оценке. Из объектов, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду, исключены объекты научных организаций для выполнения научно-исследовательских и иных работ, объекты оборонной, военной инфраструктуры. Соответственно документация на данные объекты не будет подлежать государственной экологической экспертизе. Также не будет подлежать государственной экологической экспертизе предпроектная (прединвестиционная) и проектная документация на застройку территории садоводческих товариществ, для объектов санаторно-курортных организаций, размещение которых предусматривается в границах курортов и др.

Стратегической экологической оценке не будут подлежать градостроительные проекты общего планирования, а соответственно не будет необходимости проводить общественные обсуждения этих проектов.

Кроме того, учитывая, что санаторно-курортные и оздоровительные организации выполняют схожие функции, из объектов государственной экологической экспертизы исключена документация не только в отношении санаторно-курортных организаций, но и в отношении оздоровительных организаций при их размещении как на территории курортов, так и на территории зон отдыха (кроме размещения этих объектов в границах особо охраняемых природных территорий), так как они не являются потенциально опасными для окружающей среды.

О новациях проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» проинформировала член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Долгошей Т.С.

Она отметила, что законопроектом устанавливаются правовые основы охраны атмосферного воздуха, сохранения, восстановления его качества в целях обеспечения экологической безопасности.

В проекте Закона вводятся новые термины и их определения «автоматизированная система контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух», «норма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», «специфические загрязняющие вещества», «экологическая информация в области охраны атмосферного воздуха».

Изменен подход отнесения к категориям объектов воздействия на атмосферный воздух, предложено определять данные категории на основании:

  • уровней воздействия на атмосферный воздух видов хозяйственной и иной деятельности;
  • классов опасности загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • вероятности наступления на объекте воздействия на атмосферный воздух событий, имеющих неблагоприятные последствия для качества атмосферного воздуха.

В новой редакции изложены положения, касающиеся:

  • нормирования, получения разрешений в отношении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • требований в области охраны атмосферного воздуха при градостроительном (территориальном) планировании территорий и при проектировании объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Кроме того, законопроектом:

  • уточнены полномочия Совета Министров в части обеспечения разработки, реализации государственных программ и их утверждения;
  • из компетенции Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь исключено полномочие по утверждению регламентов административных процедур, осуществляемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по получению разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения;
  • Минприроды наделяется полномочиями устанавливать требования к эксплуатации газоочистных установок и ведению учета в области охраны атмосферного воздуха;
  • уточнены положения, касающиеся учета в области охраны атмосферного воздуха. Учет юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, будут вести территориальные органы Минприроды;
  • предусмотрена возможность продления срока реализации плана мероприятий по охране атмосферного воздуха на срок не более 5-ти лет при наличии обоснованных производственных причин;
  • предусмотрена обязанность субъектов хозяйствования получать разрешения на деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух повышенных классов опасности, а также с обезвреживанием и захоронением отходов.

Также в проекте Закона реализованы нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» по проведению инвентаризации, нормированию, получению разрешений в отношении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые для исключения дублирования признаются утратившими силу.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Васько М.В. выступила с докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об издательском деле в Республике Беларусь».

Законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования общественных отношений в сфере издательского дела. Основные положения проекта направлены на расширение:

  • перечня оснований для перерегистрации издателей и производителей печатных изданий;
  • перечня оснований для приостановления и прекращения действия свидетельства о государственной регистрации издателей и распространителей печатных изданий;
  • полномочий Министерства информации, в том числе по принятию решения о прекращении действия свидетельства о государственной регистрации издателей печатных изданий.

Проект Закона «Об изменении законов по вопросам охранной деятельности» представил член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мамайко И.А.

Законопроектом предусматриваются:

  • наделение Совета Министров Республики Беларусь полномочием по определению правил проведения личного досмотра, досмотра вещей и документов, досмотра транспортных средств сотрудниками специального органа охраны;
  • совершенствование порядка осуществления проектирования, монтажа, наладки и технического обслуживания средств и систем охраны; допуска работников военизированной охраны к выполнению обязанностей контроля за охранной деятельностью;
  • наделение Министерства внутренних дел Республики Беларусь полномочиями на установление:
    • порядка проведения квалификационного экзамена по вопросам осуществления охранной деятельности работников военизированной охраны организаций;
    • порядка осуществления проверки работников военизированной охраны на годность к действиям, связанным с применением и использованием оружия, применением специальных средств и физической силы;
    • порядка уведомления специального органа охраны об осуществлении охранной деятельности, не подлежащей лицензированию.

Кроме того, проектом Закона вносятся коррективы в Закон «О борьбе с терроризмом», касающиеся осуществления субъектами борьбы с терроризмом оценки эффективности обеспечения государственными органами и иными организациями, эксплуатирующими критически важные объекты и недопущения совершения актов терроризма на данных объектах.

О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О городском электрическом транспорте и метрополитене» выступил с докладом заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Гранковский А.А.

Законопроектом уточняется понятийный аппарат. В частности, термин «городской электрический транспорт» дополнен указанием на то, что такой вид транспорта приводится в движение тяговым электродвигателем. При этом уточнено, что широко используемые в настоящее время троллейбусы с увеличенным автономным ходом, не нуждающиеся в подключении к контактной сети, также относятся к категории троллейбусов.

Расширено значение термина «коммуникации городского электрического транспорта» за счет включения в него дорог, улиц и проездов городов (населенных пунктов). При этом уточнен перечень коммуникаций городского электрического транспорта, которые находятся под защитой от несанкционированного доступа.

Учитывая расширение возможностей оплаты проезда посредством систем продажи билетов, а также другими способами (через мобильные приложения, бесконтактной банковской картой и т.д.), в законопроекте осуществлена корректировка термина «электронный билет».

Законопроект содержит положения, закрепляющие формы контроля Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций за соблюдением законодательства при организации и выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом (выборочные и внеплановые проверки, осуществление мер профилактического и предупредительного характера, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера).

Документом устанавливается, что организация перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном может осуществляться заказчиком таких перевозок или может быть возложена на оператора в соответствии с договором об оказании услуг оператора. Пересмотрены обязанности заказчика и оператора таких перевозок, в том числе на них возлагается создание контрольно-ревизорской службы на городском электрическом транспорте.

Четко определен момент заключения договора перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении – с момента посадки пассажира в транспортное средство городского электрического транспорта, а также момент заключения договора перевозки пассажира метрополитеном – с момента прохождения пассажиром контрольного турникета (линии контроля).

Законопроектом уточнены положения, когда физические лица, находящиеся на станции метрополитена и намеревающиеся заключить договор перевозки пассажира метрополитеном, обязаны предоставлять по требованию работников метрополитена ручную кладь для досмотра. Перечень предметов или веществ, запрещенных к перевозке в метрополитене, будет устанавливаться Правилами перевозок пассажиров метрополитеном и носить исчерпывающий характер, что позволит исключить фактор субъективной оценки работником метрополитена, осуществляющим досмотр ручной клади, при отнесении того или иного предмета или вещества к запрещенным для провоза.

Принятие проекта Закона обеспечит системность и комплексность правового регулирования общественных отношений в области городского электрического транспорта и метрополитена, а также будет способствовать созданию оптимальных условий осуществления транспортной деятельности перевозчиками, обеспечению безопасности пассажиров и их имущества.

Кроме того, в ходе заседания депутатский корпус рассмотрел проект Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании и функционировании учебно-боевых центров совместной подготовки военнослужащих вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации» (докладчик – Министр обороны Республики Беларусь Хренин В.Г., содокладчик – председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Савиных А.В.).

Настоящий договор регулирует вопросы организации создания и функционирования учебно-боевых центров совместной подготовки военнослужащих вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации на базе воинских частей вооруженных сил сторон, определяет их основные задачи и порядок взаимодействия министерств обороны при организации всестороннего обеспечения данных центров.

Уполномоченными органами сторон, ответственными за реализацию Соглашения, определены: от Республики Беларусь – Министерство обороны Республики Беларусь, от Российской Федерации – Министерство обороны Российской Федерации.

При определении юрисдикции и оказании правовой помощи по делам, связанным с функционированием учебно-боевых центров, стороны применяют положения Соглашения по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности, от 16 сентября 2021 г. независимо от факта его вступления в силу.

Следующее заседание девятой сессии Палаты представителей седьмого созыва состоится 30 июня 2023 года.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)