/ / Общественно-политические
27.06.2023

Вопросы урегулирования неплатежеспособности обсудили на конференции в Минске

23 июня 2023 года в конференц-зале Национальной библиотеки прошла конференция на тему «Институт урегулирования неплатежеспособности в Республике Беларусь. Современные тенденции и цели».

Выступление на конференции

В конференции приняли участие заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Юрий Викторович Кобец, судьи Верховного Суда, экономических судов Минской области и города Минска.

Среди участников форума были должностные лица государственных органов и организаций, местных исполнительных и распорядительных органов, представители объединений антикризисных управляющих и бизнес-сообществ.

Приветствуя участников конференции, Юрий Кобец упомянул о практически тридцатилетней истории института неплатежеспособности в нашей стране, отметив постоянное его развитие, обусловленное развитием общественных отношений, запросов общества и новых вызовов времени. Он подчеркнул, что со временем совершенствуется законодательство и правоприменительная практика, и, следовательно, меняются подходы к урегулированию неплатежеспособности.

«Потребностью общества и государства является наличие успешно работающих организаций (предприятий), обеспечивающих занятость населения, приносящих доход гражданам и налоги государству. Однако предпринимательская деятельность не всегда получается эффективной у субъектов хозяйствования в силу разных причин и обстоятельств. В связи с этим колоссальное значение приобретает правовое регулирование выхода субъектов предпринимательской деятельности из сложного финансового состояния. Именно эффективный правовой режим выхода из бизнеса и призван обеспечить институт урегулирования неплатежеспособности», – обратился к аудитории Юрий Кобец.

Он напомнил не раз звучавший из уст Главы государства актуальный тезис о том, что экономическая система Беларуси должна быть нацелена на приоритетное обеспечение интересов людей. «Мы сегодня приступаем к обсуждению вопросов, с которыми столкнемся после вступления в силу нового Закона Республики Беларусь «Об урегулировании неплатежеспособности». Даже само его название говорит о том, что мы закладываем в этот нормативный акт идеологию, отличную от той, что была в пока еще действующем Законе об экономической несостоятельности (банкротстве). Основной упор в новом Законе делается на восстановление платежеспособности. В нем заложен главный посыл: предприятие должно работать, у людей должны быть рабочие места и уверенность в будущем. Когда предприятие сталкивается со сложными моментами, у него всегда должен быть шанс. Ликвидация предприятия – это крайняя мера. До этого собственники, руководители, местная власть, суд должны свою деятельность направить на то, чтобы сохранить производство и рабочие места», – подчеркнул заместитель Председателя Верховного Суда Юрий Кобец.

Характеризуя новый Закон, Юрий Кобец отметил: «Вступающий в силу с 1 октября 2023 года Закон Республики Беларусь «Об урегулировании неплатежеспособности» направлен на повышение роли Правительства Республики Беларусь по координации деятельности по финансовому оздоровлению предприятий и организаций; усиление роли и значения местных исполнительно-распорядительных органов и ведомственных организаций в судьбе организаций, находящихся на их территории; совершенствование процедур рассмотрения дел и повышения их результативности с пересмотром роли судов в процессе урегулирования неплатежеспособности в судебном порядке».

Он также подчеркнул, что в новом Законе реализован ряд внесенных Верховным Судом инициатив, которые были поддержаны Парламентом и разработчиками проекта: «Прежде всего, это предложения, направленные на совершенствование процедур по рассмотрению как самих дел о неплатежеспособности или банкротстве, так и отдельных споров, связанных с этими делами. Концептуально пересмотрен действующий подход полного судебного сопровождения процедур рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве) с момента принятия судом решения по делу до его исполнения.

В настоящее время в ходе производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) экономическому суду приходится выполнять несвойственные для него функции, связанные с организацией работы предприятий, по исполнению ими же принятых судебных постановлений о санации или ликвидации, организации работы управляющих, осуществления контроля за их деятельностью. Не всегда процедуры проводятся достаточно эффективно, не всегда достигаются стоящие перед ними задачи.

По новому Закону существенно изменится роль суда при разрешении дел о несостоятельности или банкротстве, споров, связанных с ними. Она будет заключаться в установлении несостоятельности или банкротства, разрешении споров (конфликтов). При этом суд, выступая гарантом законности и справедливости, должен обеспечить баланс интересов всем лицам, участвующим в делах, посредством проведения судебных разбирательств.

В то же время государственные органы, собрание (комитет) кредиторов, орган государственного управления по делам о несостоятельности или банкротстве, собственники (участники, учредители) будут иметь возможность наблюдать за ходом проведения применяемых процедур, контролировать работу управляющих и при необходимости посредством судебных разбирательств отстаивать свои права и интересы».

Об институте урегулирования неплатежеспособности как сбалансированном инструменте защиты прав и законных интересов в своем докладе рассказал судья Верховного Суда Республики Беларусь Виктор Федорович Шильченок.

«Могу с уверенностью отметить, что Закон Республики Беларусь от 13.12.2022 «Об урегулировании неплатежеспособности» по своему значению станет одним из основных Законов, который окажет существенное влияние на развитие бизнеса в нашей стране и устойчивое развитие экономики, поэтому уже сегодня нужно не только изучать положения данного Закона, но и готовится к его исполнению», – подчеркнул Виктор Шильченок.

Положения нового Закона с 1 октября 2023 года будут касаться любого субъекта хозяйствования (юридического лица, индивидуального предпринимателя) в случае неспособности исполнить денежные обязательства, исполнить обязанность по уплате обязательных платежей или обязательства по выплате заработной платы и иных выплат в соответствии с законодательством о труде, срок исполнения которых наступил.

Виктор Шильченок подробно разъяснил, как согласно новому Закону будет происходить урегулирование возникшей неплатежеспособности:

«Урегулирование неплатежеспособности будет проводится профилактически во внесудебном порядке:

путем принятия совокупности мер и применения процедур в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя в целях предупреждения несостоятельности или банкротства (или же путем проведения досудебного оздоровления по частному определению, когда при рассмотрении экономическим судом дела установлена невозможность юридического лица в связи со взысканием суммы долга осуществлять хозяйственную (экономическую) деятельность (статья 15 Закона), а также в судебном порядке:

через признание должника – юридического лица несостоятельным с целью обеспечения эффективной хозяйственной деятельности и восстановления платежеспособности должника и проведения расчета по долгам должника;

или через признание должника – банкротом в целях ликвидации юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя с продажей имущества и максимально возможным удовлетворением требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью», – пояснил судья.

Виктор Шильченок отметил, что изменение подходов в урегулировании неплатежеспособности повлечет изменение судопроизводства при рассмотрении дел экономическими судами.

Судья Верховного Суда подробно рассказал о новшествах.

По новому Закону об урегулировании неплатежеспособности экономическими судами будут рассматриваться следующие категории дел:

  • дела о несостоятельности,
  • дела о банкротстве,
  • дела по спорам, связанным с несостоятельностью или банкротством.

Кроме того, экономическими судами будут рассматриваться в судебном заседании ходатайства управляющего и иных лиц, участвующих в деле о несостоятельности или банкротстве, подача которых предусмотрена Законом, в соответствии с порядком, предусмотренном статьей 37 Закона.

Рассмотрение дела о несостоятельности или банкротстве будет осуществляться в соответствии с правилами подсудности, установленными нормами Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, то есть по месту нахождения должника.

На некоторые особенности было обращено отдельное внимание.

Дела о несостоятельности могут быть рассмотрены судом только по заявлению должника – юридического лица о несостоятельности, подписанном руководителем юридического лица или лицом, исполняющим его обязанности.

Основанием для подачи заявления будет являться неспособность исполнить одно, несколько или все денежные обязательства, обязанность по уплате обязательных платежей и (или) обязательства по выплате заработной платы и произведению иных выплат в соответствии с законодательством о труде, срок исполнения которых наступил, за счет имеющихся в его распоряжении денежных средств и отсутствие оснований для подачи заявления должника о банкротстве.

Важным нововведением при подаче заявления о несостоятельности является обязательное представление согласованного предварительного плана санации должника. Отсутствие такого плана повлечет возврат заявления.

В отношении государственной организации план согласовывается организацией, в подчинении (составе) которой находится должник или которой осуществляется управление принадлежащими Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам акциями (долями в уставном фонде) должника.

В отношении частной организации – план согласовывается местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения должника.

По результатам рассмотрения такого заявления, если судом будет установлена несостоятельность должника, будет вынесено решение о признании должника несостоятельным и введении санации.

Следует отметить, что на любой стадии рассмотрения дела суд вправе прекратить производство по делу, если будут установлены основания для прекращения производства по делу, которые перечислены в статье 39 Закона.

Вынесение судом решения о признании должника несостоятельным и введении санации или определения о прекращении производства по делу означает, что дело рассмотрено.

Однако впоследствии по итогам санации на собрании кредиторов должен быть рассмотрен отчет управляющего и принято одно из решений, предусмотренное положениями статьи 127 Закона, после чего управляющий должен будет обратиться в суд с ходатайством:

  • о завершении санации и прекращении производства,
  • о завершении санации и признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства,
  • о продлении срока санации.

Законом также предусмотрена возможность досрочного завершения санации, когда цели санации достигнуты или когда имеется ряд оснований, свидетельствующих о невозможности дальнейшей санации должника по критериям, перечисленным в статье 129 Закона.

При этом санация должника может быть досрочно завершена по ходатайству управляющего, собрания кредиторов или государственного органа, согласовавшего план санации этого должника.

Дела о банкротстве могут быть рассмотрены судом как по заявлению должника – юридического лица или индивидуального предпринимателя, так и по заявлению кредитора (кредиторов) или по заявлению прокурора, органа финансовых расследований Комитета государственного контроля, иных государственных органов.

По общему правилу основанием для подачи заявления кредитора о банкротстве является наличие факта применения к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение шести месяцев, а для сельскохозяйственной организации – в течение 12 месяцев, либо при выявлении в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований, при наличии одновременно одного из следующих обстоятельств:

  • наличие задолженности по выплате заработной платы и произведению иных выплат в соответствии с законодательством о труде в размере 1500 и более базовых величин;
  • наличие задолженности по обязательным платежам в размере 100 и более базовых величин, а если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией (организацией с долей государства) – в размере 3000 и более базовых величин;
  • наличие задолженности по денежным обязательствам в размере 500 и более базовых величин, а если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией – в размере 30000 и более базовых величин.

При подаче заявления о банкротстве самим должником новым Законом об урегулировании неплатежеспособности предусмотрено, что у должника возникает право обратиться с таким заявлением в случае недостаточности на дату подачи заявления стоимости имущества для расчета в полном объеме по всем денежным обязательствам должника, обязательным платежам и обязательствам по выплате заработной платы и иных выплат и наступления срока их исполнения.

Обязанность подачи заявления должником о своем банкротстве возникает, если по состоянию на 1 января текущего года стоимость имущества должника недостаточна для расчета в полном объеме по всем его обязательствам и при этом имеется факт неисполнения любого из них в течение не менее шести месяцев со дня наступления установленного срока его исполнения - такая обязанность должна быть реализована в течение шести месяцев со дня наступления этого основания.

Должник освобождается от обязанности подачи в суд заявления должника о банкротстве на период досудебного оздоровления юридического лица или когда не получено согласование подачи в суд заявления государственным органом, когда требуется такое согласование.

Также в тех случаях, когда стоимость имущества ликвидируемого должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов либо имущество отсутствует, ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии, или собственник, учредитель, руководитель ликвидируемого должника, если нет ликвидатора, будут обязаны подать в суд заявление должника о своем банкротстве.

При подаче заявления должником о банкротстве также обязательно представление предварительного плана ликвидации должника – юридического лица либо плана прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя.

По результатам рассмотрения заявления о банкротстве судом устанавливается наличие оснований для признания должника банкротом и при наличии таких оснований выносится решение о признании должника – юридического лица банкротом и открытии ликвидационного производства, или признании должника – индивидуального предпринимателя банкротом с прекращением предпринимательской деятельности и открытием ликвидационного производства.

Процедура рассмотрения заявления о банкротстве индивидуального предпринимателя имеет некоторые особенности, так как предусмотрена возможность приостановления производства по делу о банкротстве до решения вопроса о судьбе наследства в порядке, установленном гражданским законодательством.

Вынесение судом решения о признании должника банкротом или определения о прекращении производства по делу означает, что дело рассмотрено.

После реализации всех мероприятий, предусмотренных планом ликвидации должника или планом прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, управляющий подготавливает отчет и организует проведение собрания кредиторов, на котором он подлежит рассмотрению.

Нововведением нового Закона является то, что именно собрание кредиторов по результатам рассмотрения отчета оценивает работу управляющего и принимает одно из решений, которые указаны в статье 147 Закона:

  • об утверждении отчета управляющего и заявлении в суд ходатайства о завершении ликвидационного производства;
  • о признании отчета по итогам ликвидационного производства необоснованным, отказе в его утверждении и при необходимости разрешает вопрос о продлении срока ликвидационного производства.

К слову, в настоящее время вопросы продления ликвидационного производства отнесены к компетенции экономического суда, а по нормам нового Закона эти вопросы станет решать собрание кредиторов.

Если собранием кредиторов принято решение о завершении ликвидационного производства, то соответствующее ходатайство заявляется в суд.

Законом об урегулировании неплатежеспособности предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, когда суд отказывает в завершении ликвидационного производства:

  • это непредставление суду необходимых по перечню документов;
  • наличие в производстве судов общей юрисдикции, судов иностранных государств, третейских судов, иных судов неразрешенных дел с участием должника, за исключением уголовных дел;
  • поступление в суд письменной информации от правоохранительных контролирующих и (или) иных уполномоченных органов о выявленных фактах совершения правонарушений должником или его должностными лицами, собственниками имущества должника, учредителями (участниками) должника, непосредственно связанного с деятельностью должника, об имеющейся задолженности перед бюджетом, ранее не выявленной.

Фактически, по существу, оценка обоснованности представленного отчета, в том числе и на предмет выполнения всех предусмотренных планом ликвидации мероприятий, дается собранием кредиторов предварительно до обращения. Отсутствие споров по принятому собранием кредиторов решению и при отсутствии названных оснований для отказа в завершении ликвидационного производства означает, что ликвидационное производство по делу будет завершено.

Особое значение приобретает знание категорий дел по спорам, связанным с несостоятельностью или банкротством.

Такие дела будут рассматриваться в том суде, в производстве которого находится дело о несостоятельности или банкротстве. При этом рассматривать дело будет не обязательно тот судья, в производстве которого находится дело о несостоятельности или банкротстве.

Данные дела будут рассматриваться экономическим судом в соответствии с порядком, предусмотренным нормами Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь с учетом особенностей для рассмотрения таких дел, установленных Законом об урегулировании неплатежеспособности.

Виктор Шильченок особо подчеркнул, что по Закону об урегулировании неплатежеспособности проведение процедур при рассмотрении дел о несостоятельности или о банкротстве становится более публичным, демократичным, а самое главное оно поставлено под контроль лиц, участвующим в деле, это прежде всего кредиторов в лице собрания (комитета) кредиторов, собственников (участников, учредителей), государственных органов и местных органов власти.

Судья также упомянул об уточненном Законом порядке привлечения к субсидиарной ответственности.

Как пояснил Виктор Шильченок, введены нормы, увеличивающие возможности кредиторов по защите своих имущественных интересов и прав, в частности установлено, что:

  • при определении суммы неудовлетворенных требований кредиторов учитываются не только включенные в реестр требований кредиторов, но и требования, подлежащие удовлетворению вне очереди без учета вознаграждения управляющему (п. 3 ст. 9);
  • в процедуре ликвидационного производства управляющий обязан созвать и провести собрание кредиторов по вопросу предъявления иска о привлечении к субсидиарной ответственности;
  • при принятии собранием решения о предъявлении такого иска управляющий обязан его предъявить, а при принятии собранием решения о непредъявлении иска или непринятии такого решения управляющий вправе его предъявить по собственной инициативе (пп. 4, 5 ст. 9 Закона);
  • в случае непредъявления управляющим иска о привлечении к субсидиарной ответственности любой кредитор вправе самостоятельно обратиться в суд с таким иском на сумму его неудовлетворенных требований (п. 6 ст. 9 Закона).

В завершение Виктор Шильченок отметил, что по сравнению с ныне действующим Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» новый Закон является более сбалансированным в части реализации лицами участвующими в делах права на судебную защиту.

С докладом на конференции выступила также заместитель председателя экономического суда города Минска Екатерина Александровна Шпилевская.

Она обратила внимание участников форума на ряд заслуживающих внимания моментов.

«Несмотря на то, что новый Закон вступает в силу с 1 октября текущего года, есть ряд норм, требующих совершения определенных действий уже сегодня. Одна из таких норм касается антикризисных управляющих. С 1 октября 2023 года управляющий должен будет соответствовать новым требованиям, в том числе по делам, которые рассматриваются по нормам ныне действующего Закона об экономической несостоятельности (банкротстве).

Если управляющий не будет соответствовать новым требованиям, его полномочия должны быть прекращены и назначен новый управляющий в порядке, предусмотренном Законом «Об урегулировании неплатежеспособности», – отметила Шпилевская.

Екатерина Шпилевская также напомнила о критериях, предъявляемых к антикризисному управляющему, как к ключевому лицу, от которого зависит очень многое, обратила внимание, что все заинтересованные лица должны понимать, что обращение в суд ко многому обязывает как должников, так и кредиторов, поскольку, после вынесения решения по делу, дальнейшее исполнение будет идти без участия суда. «Суд будет принимать участие только через разрешение отдельных споров по делу между лицами, в нем участвующими», – подчеркнула Екатерина Шпилевская.

В заключение своего выступления она также заострила внимание на том, что с целью соблюдения баланса интересов всех сторон согласование плана санации должников исполкомами не должно стать формальностью.

Конференция организована Министерством экономики Республики Беларусь при активном участии Верховного Суда и должна стать отправной точкой практической подготовки к реализации нового Закона всеми заинтересованными участниками.

По сообщению официального Интернет-портала судов общей юрисдикции Республики Беларусь
(фото – пресс-служба Верховного Суда)