Игорь Петришенко: важно оперативно обеспечить вступление в силу соглашения о свободной торговле услугами в СНГ
Важно оперативно обеспечить вступление в силу соглашения о свободной торговле услугами в СНГ. Об этом заявил Заместитель Премьер-министра Беларуси Игорь Петришенко на заседании Экономического совета СНГ в формате видео-конференц-связи, сообщает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Поздравляю всех нас с долгожданным событием – подписанием ключевого соглашения в сфере услуг и инвестиций. Мы получили добротный документ, базирующийся на положениях соглашений ВТО и учитывающий международный опыт. Особенно важно то, что документ не ограничен сроком действия и открыт для присоединения любого государства. И чем более эффективным будет наше сотрудничество в этих сферах, тем больший интерес к Содружеству будет проявляться со стороны внешних партнеров, в чем мы все, безусловно, заинтересованы», – сказал Игорь Петришенко.
По его мнению, приоритетная задача сейчас – максимально оперативно выполнить внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления соглашения в силу. «Предлагаю взять этот процесс под личный контроль, дабы исключить нежелательные проволочки», – отметил вице-премьер.
В ходе заседания Совета глав правительств в Сочи Премьер-министр Беларуси Роман Головченко предложил создать отраслевой совет по услугам и инвестициям для проведения мониторинга реализации соглашения и оперативного рассмотрения возникающих вопросов. «Прошу Исполком СНГ взять на себя координирующую роль в этом вопросе, оперативно проработать со сторонами данную инициативу и доложить о результатах на заседании Экономсовета до конца текущего года», – добавил Игорь Петришенко.
По информации БЕЛТА
В рамках подготовки к очередному заседанию Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ состоялось совещание экспертов министерств внутренних дел стран Содружества, которые обсудили проекты документов, вносимых на рассмотрение очередного заседания совета. Об этом БЕЛТА сообщили в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ.
В мероприятии приняли участие делегации министерств внутренних дел Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.
По результатам работы эксперты обсудили и согласовали проекты документов, в частности, о повышении эффективности сотрудничества МВД стран Содружества в сфере экспертно-криминалистической деятельности, о формировании Межгосударственного информационного банка и путях совершенствования информационного взаимодействия, о проекте Концепции развития информационного взаимодействия государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием (в сфере) информационно-коммуникационных технологий, а также о проекте рекомендаций по нормативному регулированию отношений, связанных с использованием участниками дорожного движения средств индивидуальной мобильности.
По информации БЕЛТА
В Отделении Исполнительного комитета СНГ в Москве состоялось заседание экспертной группы по согласованию проекта Стратегии цифровизации основных мультимодальных транспортных коридоров государств – участников СНГ. Об этом БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ.
Проект стратегии разработан Министерством транспорта Таджикистана при сотрудничестве с Экономической и социальной комиссией ООН для стран Азии и Тихого океана и Европейской экономической комиссией ООН в рамках реализации концепции председательства Таджикистана в Содружестве Независимых Государств в 2025 году и определяет цели и тенденции развития транспортной системы на пространстве СНГ.
В мероприятии приняли участие представители профильных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, полномочные представители Казахстана и Кыргызстана в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, а также представители Исполнительного комитета Координационного транспортного совещания государств СНГ, Дирекции Совета по железнодорожному транспорту стран Содружества и Исполнительного комитета СНГ.
По итогам состоявшегося обсуждения участники заседания полностью одобрили проект стратегии, доработанный с учетом поступивших замечаний стран СНГ, и приняли решение внести проект документа на рассмотрение высших органов СНГ в установленном порядке.
По информации БЕЛТА
В Минске недавно состоялись два знаковых события: IV Евразийский экономический форум и заседание Высшего Евразийского экономического совета. В них участвовали главы всех пяти государств, входящих в союз (Армении – в онлайн-режиме), около трех тысяч высших должностных лиц, руководителей бизнеса, ученых-экономистов из трех десятков стран. Подвели итоги исполнения Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, наметили новые рубежи взаимодействия.
Показатели единого рынка
Как отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко, за время существования ЕАЭС более чем в два раза увеличился товарооборот стран-участниц и на 37 % объем внешней торговли. Совокупный ВВП вырос почти на 18 %, промышленное производство – на 30 %, объем продукции сельского хозяйства – на 25 %, грузооборот – на 10 %, объем инвестиций – более чем на 40 %. Во многом это следствие беспошлинной трансграничной торговли, применения единых норм права, беспрепятственных взаиморасчетов в национальных валютах, свободного трудоустройства граждан, признания документов об образовании и других интеграционных инициатив.
ЕАЭС сегодня вместе с государствами-партнерами – это пятая часть населения мира и самое большое объединение по территории, где сосредоточена четверть разведанных полезных ископаемых. А по добыче нефти союз занимает первое место в мире, природного газа – второе.
Владимир Путин добавил, что утверждена концепция формирования общего финансового рынка союза. Созданы Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации и развития. Заметные успехи достигнуты в сопряжении национальных систем платежей и банковских карт.
Однако вклад ЕАЭС в мировой ВВП еще невелик, что требует существенно интенсифицировать сотрудничество.
Поезда и спутники
План дальнейшего развития под девизом ЕАЭС 2.0 предложила Беларусь. В нем обозначены основные направления развития интеграционного объединения. Их диапазон – от космических и информационных технологий до повышения уровня жизни граждан. Эта программа является продолжением инициативы, изложенной в начале года в обращении Александра Лукашенко к главам государств ЕАЭС в качестве председателя экономического союза. Беларусь заявила о необходимости кооперации по базовым направлениям, таким как электротранспорт, микроэлектроника, робототехника, информационно-коммуникационные технологии, новые материалы, чтобы создать уникальный евразийский продукт, от самолетов и поездов до цифровых решений и искусственного интеллекта. Важнейшим преимуществом является единый рынок, доставшийся странам «пятерки» в наследство от СССР, и этот рынок ни в коем случае нельзя потерять.
Каждому – свою нишу
Что же нового предполагается в развитие достигнутого? Вместо конкуренции в производстве одних и тех же товаров логичнее сосредоточиться на взаимодополнении национальных экономик, встраивании в производственные цепочки, формируя общие товарные предложения для рынка ЕАЭС и экспорта.
Типичный пример – производство широкой гаммы колесных тракторов, карьерной техники в Беларуси. Это создавалось в расчете на рынок всего СССР и вполне способно удовлетворить запросы стран «пятерки». Так надо ли создавать где-то дублирующие мощности?
В числе реальных катализаторов роста национальных экономик и союзного потенциала – сфера услуг, на которую приходится половина совокупного валового внутреннего продукта ЕАЭС. Это и развитие интегрированных евразийских транспортно-логистических коридоров, и формирование общего финансового рынка. В версии ЕАЭС 2.0 неизбежно создание единой цифровой платформы для бизнеса, развитие электронной торговли, использование больших данных – эти направления помогут повысить эффективность экономик. Предполагается создание новых рабочих мест, условий для управляемой трудовой миграции, получения образования и медпомощи, развития взаимного туризма.
По примеру Союзного государства
В ряде случаев потребуется объединить научный, инженерный, финансовый потенциалы, как это делается в Союзном государстве, где в течение 25 лет реализуются совместные программы научно-технического развития, отметил на форуме в Минске Госсекретарь Союзного государства Сергей Глазьев. Благодаря программам созданы новые сферы деятельности и отрасли экономики. Возможности экономического роста в ЕАЭС также огромные, заявил Госсекретарь. Наличие общего рынка, отсутствие торговых и таможенных барьеров позволяют сконцентрироваться на вопросах развития. У государств ЕАЭС близкие экономические приоритеты, общее понимание конкурентных преимуществ. Сергей Глазьев высказал убеждение, что стратегия опережающего развития, которую год назад было предложено положить в основу ключевых направлений экономического развития ЕАЭС до 2035 года, вполне реалистична. Она предполагает выход единого евразийского экономического пространства на темпы роста не ниже, чем в Китае и Индии.
Торговля и услуги по единым правилам
Многое из того, что обсуждали участники форума, нашло отражение в принятых документах. Так, отмечено, что позиции Евразийского экономического союза на международной арене значительно укрепились. Об этом говорит и подписание в Минске соглашений об экономическом сотрудничестве с Объединенными Арабскими Эмиратами и Монголией.
Также лидеры стран ЕАЭС проинформированы о развитии маркировки товаров, принят доклад о реализации планов либерализации по отдельным секторам услуг в ЕАЭС, определены основные направления экономического сотрудничества в сфере спорта, подведены итоги соблюдения Правил регулирования торговли услугами за 2023–2024 годы, одобрены меры по совершенствованию правового регулирования в различных отраслях.
Следующее заседание Высшего Евразийского экономического совета пройдет в декабре в Санкт-Петербурге. Предполагается, что там представят план мероприятий дальнейшего развития интеграции в рамках ЕАЭС.
ДОСЛОВНО
Александр Лукашенко:
– Наступает время ЕАЭС 2.0. Нам нужно ставить перед собой новые, более серьезные задачи и их реализовывать, создавать условия для спокойной жизни наших народов.
Владимир Путин:
– Евразийскому союзу исполнилось десять лет. За это время он по праву утвердился в числе одного из ключевых центров глобального развития.
Владимир Яковлев, « Союз. Беларусь-Россия», 11 июля 2025 г.
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре БЕЛТА рассказала, что меняется в интернет-торговле с 11 июля.
С 11 июля вступает в силу следующее требование: владелец интернет-площадки или интернет-магазина обязан обеспечить функционирование инфраструктуры, в том числе и техническую возможность заполнения покупателем электронной формы заказа на приобретение товара либо выполнение иных действий, необходимых для заключения договора, в том числе проверки заказа и исправление ошибок до завершения оформления заказа. «Были такие проблемы у потребителей, когда невозможно было внести исправления в заказ. Потом в результате человек получал не то, что ему было нужно. Такая возможность должна быть обеспечена», – рассказала Инна Гаврильчик.
Кроме этого, появляется требование об обязательном принятии обращений покупателей в электронной форме. «Думаю, некоторые удивятся этой норме, ведь учитывая, как отлажена в Беларуси система работы с обращениями граждан и юридических лиц, все уже привыкли, что на все обращения отвечают в установленные законодательством сроки. Тем не менее обязанностей для негосударственных организаций принимать электронные обращения в законодательстве не было. Сейчас она появилась для интернет-площадок и интернет-магазинов, – пояснила она. – Сейчас обязаны обеспечить прием таких обращений. Более того, обязаны в соответствии с законодательством о защите прав потребителей и законодательством об обращениях граждан направлять ответы в установленные законодательством сроки».
Ранее на сайтах интернет-площадок и интернет-магазинов появилась информация о лице, ответственном за рассмотрение обращений граждан. «Было очень много жалоб потребителей в чат-боты и так далее, где потребитель или через личный кабинет пишет претензию, но понимает, что ее не читают, либо бот отвечает красиво, вежливо, но ни одного слова по существу, кроме радостной новости о том, что обращение рассматривается. И так могло длиться на протяжении не одного месяца, что, наверное, больше раздражало потребителя. Наверное, с возможностями искусственного интеллекта это все-таки превратится в более или менее адекватное общение, потому рассмотрение обращений – это большие трудозатраты. Тем не менее площадки и магазины обязательно должны будут отвечать по существу и в установленные законодательством сроки», – пояснила начальник управления.
Владелец пункта выдачи заказов также обязан довести до сведения покупателя в доступном для обзора месте и удобной для покупателя форме полное наименование и местонахождение владельца, то есть юридический адрес, а если индивидуальный предприниматель, то место жительства, фамилию, имя, отчество. Он также должен предоставить сведения о государственной регистрации, номера контактных телефонов, адрес электронной почты, режим работы и название интернет-ресурсов, продавца и интернет-площадок, с которыми работает пункт выдачи заказов. Владелец также обязан оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
«Тоже были жалобы потребителей на то, что невозможно найти информацию о том, кому принадлежит эта точка и вообще с кем решать проблему. А сотрудники часто говорили, что они не в курсе, они не знают и так далее», – привела пример Инна Гаврильчик.
По информации БЕЛТА
Заседание экспертной группы по разработке проекта протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения состоялось в штаб-квартире Содружества Независимых Государств. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ.
В заседании участвовали представители Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Исполнительного комитета Содружества и Секретариата МПА СНГ.
Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения было принято в 1992 году и является основополагающим международным договором межгосударственного сотрудничества в области здравоохранения в рамках Содружества Независимых Государств. Практика применения соглашения в течение более 30 лет показала, что ряд его норм требует изменений и дополнений с учетом современных реалий и прогресса в развитии систем здравоохранения.
В ходе встречи эксперты рассмотрели замечания и предложения к проекту протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение, поступившие от ряда государств.
С учетом представленных поправок, которые составляют более половины текста действующего документа, эксперты пришли к пониманию о целесообразности разработки новой редакции соглашения и в целом согласовали его текст. Вместе с тем ряд положений проекта документа требует дополнительного обсуждения с учетом мнений государств – участников СНГ, которое было решено провести в четвертом квартале этого года.
По информации БЕЛТА