/ / Общественно-политические
22.06.2023

Всему основа: что говорится в проекте Концепции национальной безопасности об экономической сфере

В нынешних непростых условиях чрезвычайно важно, как говорит Президент Беларуси Александр Лукашенко, держаться за свое и развивать имеющееся. На этом, а также на принципе социальной ответственности построена белорусская экономическая модель. Беларусь придерживается модели социально ориентированной рыночной экономики, которая сегодня призвана сберечь нашу независимость. Она доказала свою состоятельность и эффективность. Однако многочисленные внешние вызовы и угрозы, в том числе беспрецедентное давление в виде незаконных санкций против белорусских предприятий, создают сложные условия для функционирования экономики. Тем не менее в проекте Концепции национальной безопасности Беларуси даны четкие определения, от чего и как страна планирует защищать свою экономическую модель.

Утвержден перечень госпрограмм для реализации в 2021–2025 годах

Мировые тенденции

Мировая экономика характеризуется неустойчивостью, связанной с переделом сфер влияния, в том числе силовым путем, а также последствиями масштабных международных экономических санкций, которые стали инструментом воздействия на социально-экономические процессы неугодных государств. Мировыми центрами силы предпринимаются действия по дезинтеграции и поглощению экономик развивающихся стран, приданию им сырьевой направленности. Продвижение цифровых технологий, биотехнологий и искусственного интеллекта формирует предпосылки для изменения структуры экономики, трансформации традиционных направлений внедрения производительных сил и финансовых потоков. Опережающее развитие знаний и технологий обеспечивает эволюцию имеющихся и возникновение новых профессиональных компетенций.

Одновременно усиливается потребность в высококвалифицированных специалистах. Активизируется использование новейших цифровых знаков (токенов, в том числе криптовалюты), обостряется конкуренция за контроль над рынками, ресурсами и технологиями, усиливается неравенство в распределении доходов от мировой торговли, растет финансовая зависимость.

Особое значение для государств в реализации ими своих внешнеэкономических интересов приобретает лояльность к политической конъюнктуре развитых государств. Многие страны испытывают труднопреодолимые проблемы с сохранением качества жизни, экономический спад, рост безработицы. Нарастают угрозы энергетической и продовольственной безопасности.

ЦИФРЫ

В 2022-м уровень безработицы в Республике Беларусь в соответствии с методологией Международной организации труда снизился до 3,6 процента от общего числа работников.

Реальные располагаемые денежные доходы населения Беларуси в январе – марте 2023 года составили 100,3 процента к уровню аналогичного периода 2022-го.

В экономической сфере основными национальными интересами являются:

  • экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики на основе ее структурной перестройки, совершенствования системы управления, устойчивого инновационного развития, активного инвестирования в человеческий капитал и высокие технологии, снижения издержек и развития высокотехнологичных, экспортно ориентированных и импортозамещающих производств;
  • обеспечение ценовой и финансовой стабильности;
  • развитие национального финансового рынка и регулируемой государством интеграции в международную финансовую систему;
  • недискриминационный доступ на мировые рынки товаров, услуг и финансов, а также сырьевых и энергетических ресурсов;
  • достижение уровня энергетической безопасности, обеспечивающего приемлемый уровень диверсификации топливно-энергетического баланса страны по видам и поставщикам потребляемых топливно-энергетических ресурсов, экономически и экологически оправданное использование потенциала местных энергоресурсов, снижение энергоемкости ВВП;
  • обеспечение продовольственной безопасности;
  • внедрение перспективных технологий в экономику страны, в том числе за счет прямых иностранных инвестиций, доступность зарубежных кредитных ресурсов;
  • поддержание товарной и страновой диверсификации экспорта товаров и услуг, сбалансированность внешней торговли, обеспечение внешнеэкономической безопасности;
  • взаимовыгодное и недискриминационное экономическое сотрудничество в рамках международных интеграционных объединений;
  • сбалансированное развитие государственного и частного секторов;
  • создание условий для сбалансированного развития регионов;
  • развитие цифровых технологий и регулируемой цифровой трансформации экономики.

В экономической сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:

  • отставание от других стран, прежде всего сопредельных, по уровню экономического развития;
  • устаревшие технологии и основные средства, преобладание материало- и энергоемких производств, низкое качество выпускаемой продукции и медленное ее обновление;
  • наличие необоснованных административных барьеров для развития бизнеса, предпринимательской активности;
  • несбалансированность экономического развития;
  • неблагоприятные условия для привлечения инвестиций и кредитов;
  • низкая диверсификация экспорта и импорта товаров и услуг;
  • невозможность гарантированного обеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами в объемах, необходимых для стабильного экономического роста;
  • дефицит собственных оборотных средств, высокая закредитованность коммерческих организаций, большой удельный вес убыточных субъектов хозяйствования;
  • несоответствие уровня подготовки кадров структуре потребностей экономики в специалистах и рабочих, дефицит квалифицированных специалистов для современных производств и организации бизнес-процессов;
  • недостаточная эффективность государственного контроля.

В экономической сфере основными внешними источниками угроз национальной безопасности являются:

  • ухудшение условий внешней торговли, привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков и введения необоснованных экономических санкций (ограничительных мер);
  • принятие зарубежными государствами протекционистских мер, установление барьеров и дискриминационных условий осуществления экспортно-импортных операций;
  • развитие транзитных коридоров, систем транспортировки сырьевых и энергетических ресурсов, альтернативных имеющимся в Республике Беларусь, целенаправленное ограничение ее транзитных возможностей;
  • обострение финансовых дисбалансов и высокая волатильность на глобальных валютных и фондовых рынках.

Численность занятых в экономике Беларуси в 2022 году – 4,215 млн человек, что составляет 45,7 процента от общей численности населения.

СПРАВКА

В рейтинге по Индексу человеческого развития, являющемуся общепризнанным инструментом сравнения уровня жизни различных стран мира, Беларусь занимает 53-ю позицию из 189 государств и входит в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития по классификации ООН.

ЦИФРА

В общем рейтинге национального благосостояния (Legatum Prosperity Index 2019) Беларусь в 2022 году заняла 78-е место (из 167 стран).

Светалана Исаенок, « СБ. Беларусь сегодня», 22 июня 2023 г.