22.06.2023
Всему основа: что говорится в проекте Концепции национальной безопасности об экономической сфере
В нынешних непростых условиях чрезвычайно важно, как говорит Президент Беларуси Александр Лукашенко, держаться за свое и развивать имеющееся. На этом, а также на принципе социальной ответственности построена белорусская экономическая модель. Беларусь придерживается модели социально ориентированной рыночной экономики, которая сегодня призвана сберечь нашу независимость. Она доказала свою состоятельность и эффективность. Однако многочисленные внешние вызовы и угрозы, в том числе беспрецедентное давление в виде незаконных санкций против белорусских предприятий, создают сложные условия для функционирования экономики. Тем не менее в проекте Концепции национальной безопасности Беларуси даны четкие определения, от чего и как страна планирует защищать свою экономическую модель.
Мировые тенденции
Мировая экономика характеризуется неустойчивостью, связанной с переделом сфер влияния, в том числе силовым путем, а также последствиями масштабных международных экономических санкций, которые стали инструментом воздействия на социально-экономические процессы неугодных государств. Мировыми центрами силы предпринимаются действия по дезинтеграции и поглощению экономик развивающихся стран, приданию им сырьевой направленности. Продвижение цифровых технологий, биотехнологий и искусственного интеллекта формирует предпосылки для изменения структуры экономики, трансформации традиционных направлений внедрения производительных сил и финансовых потоков. Опережающее развитие знаний и технологий обеспечивает эволюцию имеющихся и возникновение новых профессиональных компетенций.
Одновременно усиливается потребность в высококвалифицированных специалистах. Активизируется использование новейших цифровых знаков (токенов, в том числе криптовалюты), обостряется конкуренция за контроль над рынками, ресурсами и технологиями, усиливается неравенство в распределении доходов от мировой торговли, растет финансовая зависимость.
Особое значение для государств в реализации ими своих внешнеэкономических интересов приобретает лояльность к политической конъюнктуре развитых государств. Многие страны испытывают труднопреодолимые проблемы с сохранением качества жизни, экономический спад, рост безработицы. Нарастают угрозы энергетической и продовольственной безопасности.
ЦИФРЫ
В 2022-м уровень безработицы в Республике Беларусь в соответствии с методологией Международной организации труда снизился до 3,6 процента от общего числа работников.
Реальные располагаемые денежные доходы населения Беларуси в январе – марте 2023 года составили 100,3 процента к уровню аналогичного периода 2022-го.
В экономической сфере основными национальными интересами являются:
-
экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики на основе ее структурной перестройки, совершенствования системы управления, устойчивого инновационного развития, активного инвестирования в человеческий капитал и высокие технологии, снижения издержек и развития высокотехнологичных, экспортно ориентированных и импортозамещающих производств;
-
обеспечение ценовой и финансовой стабильности;
-
развитие национального финансового рынка и регулируемой государством интеграции в международную финансовую систему;
-
недискриминационный доступ на мировые рынки товаров, услуг и финансов, а также сырьевых и энергетических ресурсов;
-
достижение уровня энергетической безопасности, обеспечивающего приемлемый уровень диверсификации топливно-энергетического баланса страны по видам и поставщикам потребляемых топливно-энергетических ресурсов, экономически и экологически оправданное использование потенциала местных энергоресурсов, снижение энергоемкости ВВП;
-
обеспечение продовольственной безопасности;
-
внедрение перспективных технологий в экономику страны, в том числе за счет прямых иностранных инвестиций, доступность зарубежных кредитных ресурсов;
-
поддержание товарной и страновой диверсификации экспорта товаров и услуг, сбалансированность внешней торговли, обеспечение внешнеэкономической безопасности;
-
взаимовыгодное и недискриминационное экономическое сотрудничество в рамках международных интеграционных объединений;
-
сбалансированное развитие государственного и частного секторов;
-
создание условий для сбалансированного развития регионов;
-
развитие цифровых технологий и регулируемой цифровой трансформации экономики.
В экономической сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:
-
отставание от других стран, прежде всего сопредельных, по уровню экономического развития;
-
устаревшие технологии и основные средства, преобладание материало- и энергоемких производств, низкое качество выпускаемой продукции и медленное ее обновление;
-
наличие необоснованных административных барьеров для развития бизнеса, предпринимательской активности;
-
несбалансированность экономического развития;
-
неблагоприятные условия для привлечения инвестиций и кредитов;
-
низкая диверсификация экспорта и импорта товаров и услуг;
-
невозможность гарантированного обеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами в объемах, необходимых для стабильного экономического роста;
-
дефицит собственных оборотных средств, высокая закредитованность коммерческих организаций, большой удельный вес убыточных субъектов хозяйствования;
-
несоответствие уровня подготовки кадров структуре потребностей экономики в специалистах и рабочих, дефицит квалифицированных специалистов для современных производств и организации бизнес-процессов;
-
недостаточная эффективность государственного контроля.
В экономической сфере основными внешними источниками угроз национальной безопасности являются:
-
ухудшение условий внешней торговли, привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков и введения необоснованных экономических санкций (ограничительных мер);
-
принятие зарубежными государствами протекционистских мер, установление барьеров и дискриминационных условий осуществления экспортно-импортных операций;
-
развитие транзитных коридоров, систем транспортировки сырьевых и энергетических ресурсов, альтернативных имеющимся в Республике Беларусь, целенаправленное ограничение ее транзитных возможностей;
-
обострение финансовых дисбалансов и высокая волатильность на глобальных валютных и фондовых рынках.
Численность занятых в экономике Беларуси в 2022 году – 4,215 млн человек, что составляет 45,7 процента от общей численности населения.
СПРАВКА
В рейтинге по Индексу человеческого развития, являющемуся общепризнанным инструментом сравнения уровня жизни различных стран мира, Беларусь занимает 53-ю позицию из 189 государств и входит в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития по классификации ООН.
ЦИФРА
В общем рейтинге национального благосостояния (Legatum Prosperity Index 2019) Беларусь в 2022 году заняла 78-е место (из 167 стран).
Светалана Исаенок, «
СБ. Беларусь сегодня», 22 июня 2023 г.
В Беларуси подготовили проект госпрограммы «Инфраструктура безопасности населения» до 2030 года
В Беларуси подготовили проект госпрограммы «Инфраструктура безопасности населения» до 2030 года. Об этом рассказал первый заместитель начальника Госатомнадзора Леонид Дедуль во время заседания коллегии, посвященного подведению итогов деятельности за первое полугодие текущего года и постановке задач на второе полугодие 2025-го, сообщили
БЕЛТА в Госатомнадзоре.
Леонид Дедуль выступил с докладом о формировании государственной программы в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2026–2030 годы. По его словам, проект государственной программы «Инфраструктура безопасности населения» на 2026–2030 годы подготовлен в целях совершенствования инфраструктуры обеспечения радиационной безопасности как на пострадавших территориях, так и Беларуси в целом, учитывая сохранение преемственности действующей государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2021–2025 годы в части мероприятий, направленных на минимизацию риска чернобыльского наследия, развитие спасательной инфраструктуры.
Среди других тем заседания – обращение с радиоактивными отходами. Участникам мероприятия представлена информация о координации деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных органов и организаций по реализации первого этапа стратегии обращения с радиоактивными отходами (2022–2030 годы) в стране. Также на заседании обсуждалось выполнение международных обязательств Беларуси в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и задачи международного сотрудничества.
По результатам заслушивания докладов члены коллегии отметили общую позитивную тенденцию по ключевым показателям работы организации, обсудили и обменялись мнениями по обозначенным вопросам, приоритетным направлениям деятельности Госатомнадзора, а также векторе их развития.
По информации
БЕЛТА
ЕЭК: Изменены Правила регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медизделий
Совет Евразийской экономической комиссии на заседании 8 июля утвердил изменения Правил регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий.
В частности, уточнены процедуры регистрации при необходимости включения нового вида медизделия в Глобальную номенклатуру медицинских изделий и в номенклатуру медицинских изделий Евразийского экономического союза.
Скорректирован перечень документов для регистрации медизделий низких классов потенциального риска и для in vitro диагностики.
Принятые поправки позволят оптимизировать процедуру регистрации и экспертизы медицинских изделий, установленную правом ЕАЭС.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
В Минске эксперты СНГ обсудили укрепление пограничной безопасности стран Содружества
Заседание экспертной группы по доработке и согласованию проектов Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2026–2030 годы и Решения Совета глав государств СНГ по данному вопросу состоялось 25–26 июня 2025 года в штаб-квартире СНГ.
В работе приняли участие представители и эксперты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, а также Совета командующих Пограничными войсками, Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Эксперты с учетом представленных российской стороной предложений согласовали проекты Программы и Решения Совета глав государств СНГ по данному вопросу.
С учетом представленных предложений эксперты согласовали проекты документов и предложили Исполнительному комитету СНГ внести их для рассмотрения на очередном заседании Совета глав государств СНГ.
Напомним, что основной целью разработки данной Программы является консолидация усилий государств – участников и органов СНГ по реализации Концепции согласованной пограничной политики государств – участников Содружества Независимых Государств от 26 августа 2005 года в интересах достижения надежного функционирования элементов системы обеспечения пограничной безопасности на внешних границах.
Основные задачи Программы – координация усилий пограничных ведомств государств Содружества и взаимодействующих органов СНГ, рабочих структур профильных международных организаций по обеспечению стабильного положения на внешних границах, развитие организационно-правовых механизмов и информационного сотрудничества, пресечение противоправной деятельности, противодействие терроризму и экстремизму, развитие военно-технического сотрудничества, а также дальнейшее формирование комплексных научных знаний и совершенствование системы подготовки кадров в сфере пограничной безопасности.
По информации
БЕЛТА
Госатомнадзор готовит новый перечень населенных пунктов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения
Департаментом по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси (Госатомнадзором) проводится плановая работа по актуализации перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, сообщили
БЕЛТА в департаменте.
Согласно законодательству, перечень пересматривается один раз в пять лет и корректируется в зависимости от изменения радиационной обстановки, в том числе с учетом данных уточняющего радиологического обследования территории населенных пунктов. Действующий перечень утвержден в 2021 году.
Работы по уточнению радиационной обстановки включают экспедиционные выезды с отбором проб почвы и последующим определением содержания радионуклидов цезия-137, стронция-90 и изотопов плутония. Уполномоченной организацией на проведение таких работ является Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Минприроды (Белгидромет).
Госатомнадзором была сформирована рабочая группа из представителей Белгидромета, Гомельского облисполкома, Гомельского горисполкома, Института радиобиологии НАН и иных заинтересованных с целью дополнительного обследования Гомеля. Разработана поэтапная программа обследования, включающая определение уровней радиоактивного загрязнения отдельных участков населенного пункта, включенных в 2000–2016 годах в городскую черту. Состоялся экспедиционный выезд представителей Госатомнадзора и Белгидромета в Гомель, где на месте с участием членов рабочей группы проведен отбор проб почвы в 14 точках города. В соответствии с принятыми методиками пробы отбирались в местах массового пребывания людей – в непосредственной близости от детских садов, школ, больниц, других общественных мест.
Проведение измерений и интерпретация полученных результатов будут выполнены аккредитованными лабораториями Белгидромета и Института радиобиологии НАН Беларуси. Обоснованное решение об отнесении территории Гомеля к зоне проживания с периодическим радиационным контролем будет принято с учетом анализа банка данных Белгидромета, содержащего информацию о более чем 750 пробах по всем зонирующим радионуклидам.
Госатомнадзор и далее будет информировать о проводимых работах по уточнению радиационной обстановки с целью мониторинга и оценки динамики радиоактивного загрязнения, а также для принятия мер по защите населения.
По информации
БЕЛТА
Совет командующих погранвойсками СНГ принял 14 решений по итогам заседания в Москве
28 мая в Москве прошло 90-е заседание Совета командующих пограничными войсками (СКПВ) стран СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в Госпогранкомитете.
На заседании присутствовали руководители пограничных ведомств всех государств Содружества, а также представители Секретариата ОДКБ и Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС. Белорусскую делегацию возглавил председатель Государственного пограничного комитета Беларуси Константин Молостов.
В начале мероприятия с приветственным словом к участникам обратились директор Федеральной службы безопасности России Александр Бортников и заместитель Генерального секретаря СНГ Нурлан Сейтимов.
Члены совета обсудили обстановку на внешних границах стран СНГ и тенденции ее развития, заслушали проекты основ информационной политики в пограничной сфере и решений по ним. Стороны подвели итоги деятельности организации, а также оценили результаты проведения в 2025 году совместных специальных пограничных операций и определили задачи по их планированию на будущий год. В центре внимания также были результаты выполнения плана основных мероприятий СКПВ по подготовке и празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, вопросы гуманитарного сотрудничества. Решением СКПВ были поощрены военнослужащие, наиболее отличившиеся в защите и охране внешних границ государств – участников СНГ.
По итогам заседания приняты 14 решений, направленных на дальнейшее укрепление пограничной безопасности на внешних границах Содружества и расширение многостороннего пограничного сотрудничества.
Как дополнили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ, в заседании участвовала делегация во главе с заместителем генерального секретаря СНГ Нурланом Сейтимовым. В своем приветствии участникам встречи он отметил символичность проведения заседания в городе-герое Москве в год, который объявлен в СНГ Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне – Годом мира и единства в борьбе с нацизмом. «9 Мая. Граждане стран СНГ широко отметили эту важную дату, имеющую огромное историческое значение. День Победы, без преувеличения, остается священным праздником для народов стран Содружества, а память о нем является сегодня важнейшим объединяющим и сплачивающим фактором на просторах Содружества Независимых Государств», – подчеркнул он.
По словам Нурлана Сейтимова, в странах СНГ продолжается проведение множества приуроченных к этой дате мероприятий, направленных на увековечение подвига героев Великой Отечественной войны. Одним из примеров стало завершение международной военно-патриотической акции – «Эстафеты Победы» вдоль внешних границ государств – участников СНГ, организованной под эгидой совета. Он поблагодарил командующих пограничными войсками за вклад в укрепление единства и исторически сложившейся дружбы народов Содружества, сохранение памяти о героической борьбе наших народов против фашизма.
«Беспрецедентность событий, происходящих в современном мире, динамичность трансформации рисков и вызовов в реальные угрозы безопасности как отдельных государств, так и целых регионов, а также реальная практика обеспечения пограничной безопасности в сложившихся условиях указывают на необходимость согласования общих усилий в области охраны внешних границ Содружества», – уверен заместитель Генерального секретаря СНГ.
Координирующая роль в выработке и принятии совместных мер, направленных на укрепление стабильности и противодействие существующим вызовам и угрозам, по его словам, отведена Совету командующих пограничными войсками СНГ. С этой целью эффективно реализуется широкий комплекс мер, предусмотренных программой сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021–2025 годы. «На заседании Совета глав государств СНГ 10 октября 2025 года предполагается утвердить программу на 2026–2030 годы, которая разработана советом в целях дальнейшего надежного функционирования элементов системы обеспечения пограничной безопасности на внешних границах и поддержания стабильного положения на них в условиях динамичной трансформации геополитической ситуации на глобальном и региональном уровнях», – проинформировал Нурлан Сейтимов.
Он также выразил уверенность, что решения, принятые на заседании совета, станут достойным вкладом в поддержание стабильного положения на внешних границах СНГ и укрепление пограничного братства.
По информации
БЕЛТА