21.06.2023
Наталья Кочанова провела совещание по реализации инвестиционного проекта в ОАО «МАЗ»
20 июня 2023 г. Председатель Совета Республики Наталья Кочанова провела совещание по вопросу реализации инвестиционного проекта в ОАО «МАЗ» «Реконструкция автобусного завода со строительством нового производственного корпуса и увеличением производственных мощностей до 3 000 единиц в год».
«Совсем недавно на совещании у Президента были рассмотрены вопросы деятельности Правительства в реализации инвестиционных проектов. И один из вопросов, который был рассмотрен, – реализация задачи, поставленной Главой государства, о строительстве нового производства по выпуску автобусов. Я еще раз повторю это на нашем совещании, вчера мы говорили об этом на «Горизонте», «Мотовело», что нам необходимо увеличивать объемы выпускаемых товаров, оборудования, машин, механизмов. Все то, что сегодня пользуется спросом, хорошо реализовывается, у нас есть рынки сбыта, конечно, надо объемы увеличивать. В этой связи мы понимаем, что нам надо строительство нового производства по выпуску автобусов. Мы с вами проводили совещание на предприятии. Но в плане контроля за ходом реализации я сегодня посчитала необходимым пригласить вас всех сюда, чтобы мы обсудили все эти вопросы. Если есть какие-то узкие места, чтобы мы могли сразу принять решение или инициировать эти вопросы перед Правительством», – отметила Наталья Кочанова.
По словам Председателя Совета Республики, уполномоченного представителя Главы государства в г. Минске, затягивать ни в коем случае нельзя. «По примеру «Горизонта» нам четко была поставлена задача – производство. И мы договорились, что до 1 сентября Министерство промышленности совместно с «Горизонтом» отработает предложения, и, возможно, будем выходить с предложением и делать по примеру «Мотовело» технопарк. Потому что сегодня в технопарке – площади 180 тыс. метров квадратных. Там еще идет строительство, а уже есть договоренности, какие производства будут размещаться, – отметила спикер. – Поэтому все эти вопросы нам надо проработать, затягивать нельзя».
В свою очередь генеральный директор ОАО «Минский автомобильный завод – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Валерий Иванкович отметил: «Мы очень интенсивно работаем с инновационными продуктами. На Форуме регионов Беларуси и России покажем новые грузовики, работаем с новой пассажирской техникой, с новым форматом. На Форуме регионов планируем развить сотрудничество с Уфимским трамвайно-троллейбусным заводом, с которым уже связывает более трех лет сотрудничества и перспективы долгосрочного развития».
На сегодняшний день под контролем Правительства идет реализация проекта увеличения производственных мощностей автобусного завода. «Первый этап фактически завершается, – уточнил гендиректор. – По импортозамещению активно работаем. Преодолеваем те санкции, которые возникли в отношении нашего предприятия, обеспечиваем поставку коробок, двигателей, трансмиссий, которые обеспечивают выполнение доведенных Правительством показателей, выполняем все взятые на себя контракты и обязательства».
На финансирование проекта «Реконструкция автобусного завода со строительством нового производственного корпуса и увеличением производственных мощностей до 3 000 единиц в год» выделены средства из инновационного фонда Мингорисполкома. Проект включен в перечень проектов по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь.
По сообщению
официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Совета Республики)
За счет чего прирастают инвестиции в основной капитал Беларуси, рассказали в Минэкономики
Начальник главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Дмитрий Клименков в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» рассказал, за счет чего прирастают инвестиции в основной капитал Беларуси.
В этом году сохранена положительная динамика, начавшаяся в 2023 году, отметил Дмитрий Клименков. «Уже третий год подряд наблюдается устойчивый рост инвестиций в основной капитал. Рост значительный – более 10 %. В текущем году он составляет около 15 %, или, точнее, темп роста составляет 115,3 %. Такой прирост обеспечен за счет увеличения инвестиций во всех ключевых направлениях: жилищное строительство, создание социальной и транспортной инфраструктуры, объектов жизнеобеспечения, а также национальной безопасности», – рассказал он.
Основное внимание уделяется развитию реального сектора экономики – того, что создает продукцию, добавленную стоимость, обеспечивает экспорт и выплату заработной платы. В этом году наблюдается рост по всем трем направлениям инвестиций. «В денежном выражении рост к прошлому году составляет примерно Br9 млрд, а к плану – более Br3 млрд. Годовой план уже выполнен: задание на год было 107,8 %, – подчеркнул начальник главного управления. – По нашим прогнозам, позитивная динамика сохранится. Если какое-то замедление и будет, то оно окажется незначительным».
То, что инвестиционная активность в Беларуси стала улучшаться в 2023 году, связано с совокупностью многих факторов. Во-первых, прошло время «осознания» первых санкций, которые оказали серьезное влияние. «Были введены более жесткие ограничения поверх уже существующих, что привело к блокировке рынков сбыта продукции и поставок оборудования. Естественно, предприятиям потребовалось время на перестройку. Благодаря принятым решениям и усилиям начался постепенный восстановительный рост. Это первое направление», – обозначил Дмитрий Клименков.
Кроме того, внимание было уделено развитию инфраструктуры, в том числе социальной, что обеспечило повышение качества жизни. «Именно эти факторы стали основой для роста. Хотя результаты не всегда заметны в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе происходит устойчивое улучшение. Важными шагами стали редакции закона об инвестициях, создание новых преференций и кредитных продуктов. Общая работа по этим направлениям дала положительный результат», – пояснил представитель Минэкономики.
Он добавил, что не стоит забывать и о роли реального сектора экономики и банковской сферы. «В итоге мы запустили механизм, который сейчас работает на достаточно высоком уровне», – резюмировал он.
По информации
БЕЛТА
Для поддержки инвестпроектов. Нацбанк ввел новые правила в кредитовании юрлиц
Национальный банк с 1 ноября изменяет перечень финансовых инструментов кредитно-депозитного рынка, по которым устанавливаются значения расчетных величин стандартного риска (РВСР). В частности, их будут отдельно утверждать по инвестиционным и обычным коммерческим кредитам для юрлиц, сообщает
БЕЛТА.
Теперь в Беларуси будет две величины РВСР. Для инвестиционных кредитов РВСР несколько снижается по сравнению с той, которая была до ноября, и составит 12 %. Для остальных кредитов (за исключением льготных и инвестиционных) – 13,13 % годовых.
Что касается остальных величин, прежде всего потребительских кредитов и депозитов со сроком более одного года в белорусских рублях, то они не поменялись. Более того, чтобы банки могли долгосрочным образом выстраивать свою стратегию ставок, эти величины установили сразу на два месяца – ноябрь и декабрь.
Такое решение обеспечивает для юридических лиц предсказуемую политику со стороны банков. Юрлица смогут не спешить с подачей заявок, если какие-то документы не готовы, понимая, что в декабре уровень ставок будет соответствовать ноябрьскому значению.
Как сообщалось, на ноябрь–декабрь 2025 года решением правления Национального банка установлены следующие значения расчетных величин стандартного риска: для новых срочных безотзывных банковских вкладов (депозитов) физических лиц со сроком возврата более одного года – 15,64 % годовых; для новых инвестиционных кредитов, предоставленных юридическим лицам (за исключением льготных), – 12 % годовых; для новых кредитов, предоставленных юридическим лицам (за исключением льготных, инвестиционных), – 13,13 % годовых; для новых кредитов, предоставленных физическим лицам (за исключением льготных), – 19,10 % годовых.
Принятое решение направлено на увеличение банками инвестиционного финансирования экономики.
По информации
БЕЛТА
Сколько проектов уже реализовано в Беларуси по инициативе «Один район – один проект»?
До конца года в Беларуси будет реализовано еще 60 проектов по инициативе «Один район – один проект». Об этом рассказал начальник главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Дмитрий Клименков в проекте
БЕЛТА «Страна говорит».
Инициатива «Один район – один проект» – это один из основных элементов организационной работы, который помог ускорить инвестиционное развитие в Беларуси. «Если говорить о результатах, то у нас порядка двухсот проектов в рамках этой программы. В стране 129 административных территориальных единиц, а проектов – 218. Значит, у некоторых районов по два и более проекта. На сегодня примерно по 100 проектам завершена инвестиционная стадия, 86 районов уже ввели их в эксплуатацию – инвестиционный этап завершен, подписан акт ввода, начинается этап выхода на проектные мощности, когда оборудование работает на полную мощность и выпускает продукцию в полном объеме», – отметил Дмитрий Клименков.
Таким образом, две трети районов, 86 из 129, уже завершили проекты. По словам начальника главного управления, до конца года ожидается завершение еще порядка 60 проектов. «Есть в регионах крупные проекты, например, в Могилеве – производство карбона, в Минской области – деревообработка и пищевая промышленность. Я не хочу выделять отдельные проекты, потому что сравнивать их по объему инвестиций может быть некорректно. Для какого-то района проект на Br1 млн с созданием 10 рабочих мест может иметь большое значение. Мы понимаем, что в небольших районах не может появиться крупный проект – все зависит от компетенций, кадров, возможностей и инфраструктуры, – пояснил он. – У всех разные условия. Главное в этой инициативе – чтобы в каждом районе был хотя бы один проект».
По информации
БЕЛТА
Совещание по вопросам развития сотрудничества со странами Африки
Президент Беларуси Александр Лукашенко 30 октября собрал совещание по вопросам развития сотрудничества со странами Африки.
Тема взаимодействия со странами Африки часто обсуждается на уровне Главы государства, ведь традиционные экспортные рынки необходимо расширять. «И не только потому, что мы там начали проседать, особенно в плане экспорта нашей продукции», – заметил Президент.
Однако в Правительстве перед совещанием были сомнения относительно того, удастся ли подготовиться к мероприятию в сжатые сроки. «Хочу только предупредить всех членов Правительства и тех, кто отвечает за направление сотрудничества в данном случае с Африкой, – должны быть готовы с утра до вечера каждый день к докладу и обсуждению тех или иных проблем», – ориентировал Александр Лукашенко. Он обратил внимание, что собирает должностных лиц не для того, чтобы теоретизировать или «рассматривать крупные философские проблемы», а для обсуждения реальной работы. Поэтому в повестке мероприятия – нынешнее положение дел в сотрудничестве с Африкой и предложения на перспективу.
Глава государства подчеркнул, что от участников совещания необходимы дополнительные предложения по развитию сотрудничества с Африкой. Особенно это касается таких направлений, как продовольственная безопасность, поставки промышленной и военно-технической продукции, перспективы создания совместных сборочных производств. Нужны также инициативы в сферах образования и здравоохранения. Например, в части взаимодействия по подготовке кадров.
«Африка для Беларуси – тот же Китай 30 лет назад, рынок будущего, куда нужно активно идти и завоевывать на нем свои ниши. Именно там резерв диверсификации экспорта для базовых отраслей нашей экономики, таких как сельское хозяйство, машиностроение, производство минеральных удобрений и другие», – констатировал белорусский лидер.
Темпы роста ВВП этого континента превышают среднемировые – больше 4 % против 3 % в 2025 году, демографического роста – тем более (2–3 % прироста в год). А вот доля в международной торговле пока неадекватно низкая: 2,6 % мирового экспорта и 3 % – импорта. Это говорит о том, что там сжимается пружина отложенного спроса, отметил Президент.
Плюс Африку можно назвать кладовой мира по сырьевым ресурсам. Здесь находится треть мировых запасов полезных ископаемых, в том числе 8 % всего природного газа, 12 % нефти, 40 % золота, до 90 % хрома и платины. «Это сегодня превращает Африку в локомотив, в сцепке с которым можно двигаться вперед. Но именно в крепкой сцепке, а не пытаясь запрыгнуть на последнюю подножку уходящего поезда», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства напомнил, что Правительством была принята программа действий по развитию сотрудничества со странами Африки на 2024–2026 годы. Однако Президент оценил ее как очень легкую, ненапряженную. Например, темп роста экспорта товаров – 107,2 % при среднем по стране 97,5 %. «Вроде бы, неплохой рост, но цифры слишком занижены», – считает Президент.
«Казалось бы, шанс. Раз пошли дела, так надо собрать резервы, поддержать лучших, научить остальных. А на самом деле? – спросил Глава государства. – Признаков системной работы я пока не вижу. Никто ничего не корректирует ни в планах, ни в методах».
«Ситуация на наших основных (экспортных. – Прим.) рынках сейчас сложная. Оттуда мы ни в коем случае не уйдем и будем бороться за своего потребителя. Но у предприятий и отраслей уже не может быть отговорок, что все законтрактовано, что кто-то в России предлагает лучшую цену и так далее, – обратил внимание Глава государства. – Надо идти на дальнюю дугу и там работать. Это серьезная задачи и не столько сегодняшнего дня».
Для руководителей Президент ставит задачи обеспечить загрузку мощностей, рабочие места и зарплаты для людей, несмотря на существующие трудности. «Именно в сложных ситуациях!» – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства заметил, что на все африканские страны приходится пока только 2 % от общего объема экспорта Беларуси (для сравнения: за 8 месяцев прошлого года этот показатель был на уровне 1,9 %). И это при том, что расширилась география белорусского присутствия в регионе. До 2019 года сотрудничество было преимущественно со странами севера Африки: Египтом, Ливией и Суданом. А сейчас уже наработан значительный политический капитал с Зимбабве, Нигерией, Эфиопией, Кенией. Интерес к активизации совместной работы проявляют Уганда, Ботсвана, Гана и Мозамбик.
«Вы знаете, как монетизировать политический капитал во взаимовыгодные проекты», – констатировал Александр Лукашенко, обращаясь к участникам мероприятия. Соответствующий алгоритм, по его словам, отработан на программе механизации сельского хозяйства Зимбабве. Сейчас по этой же схеме идет успешное сотрудничество с Нигерией. Суммарно туда уже поставлено более 5 тыс. единиц белорусской сельскохозяйственной и специальной техники, проводится обучение персонала, налаживается работа сервисных центров. Есть планы по созданию сборочных производств. «Все понимаем, как надо делать, но делаем очень медленно», – обратил внимание Президент.
«Вопрос присутствующим: какая страна будет следующей и когда начнем?» – продолжил он.
Глава государства отметил, в частности, готовность Алжира вывести отношения на качественно новый уровень, подкрепив их серьезными проектами. «Накануне визита посмотрим, что МИД с Правительством предложат, – сказал Александр Лукашенко. – Рассчитываю в самое ближайшее время обсудить предметные шаги и конкретные экономические задачи с Президентом Теббуном».
К слову, эту африканскую страну посещал недавно Министр иностранных дел Максим Рыженков. «Опоздали мы в Алжир с нашей продукцией или нет?» – спросил белорусский лидер.
От Лаоса до Колумбии: Совет Республики одобрил шесть международных документов
На очередном заседании сессии Совета Республики, которое состоялось 29 октября под руководством Председателя Натальи Кочановой, сенаторы ратифицировали пять соглашений и один протокол к соглашению, которые позволят укрепить сотрудничество с такими странами, как Гвинея-Бисау, Зимбабве, Колумбия, Лаос, Уганда и Турция.
На заседании члены Совета Республики ратифицировали соглашения с Гвинеей-Бисау, Угандой и Зимбабве об отмене виз для владельцев дипломатических, официальных и служебных паспортов, с Колумбией – о взаимной отмене виз для краткосрочного пребывания, с Лаосом – об отмене виз для владельцев обычных паспортов.
Теперь владельцы дипломатических, официальных и служебных паспортов Беларуси могут пребывать в Гвинее-Бисау и Зимбабве без визы до 90 дней в год с даты первого въезда. В Уганде также до 90 дней в течение календарного года. Владельцы национальных паспортов Беларуси освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда, пребывания и транзита по территории Колумбии на срок не более 90 дней в календарном году с даты первого въезда. В Лаосе белорусы смогут находиться без визы в течение 30 дней с даты въезда. При этом общая продолжительность пребывания не должна превышать 90 дней в календарном году.
Протокол о внесении изменений в соглашение между Беларусью и Турцией по большей части затронет международных перевозчиков. Так, водители и члены экипажей грузовых автотранспортных средств, автобусов, поездов, воздушных судов гражданской авиации и морских судов освобождаются от визовых требований при въезде, выезде, транзите и временном пребывании на территории государства другой стороны в течение периода, не превышающего 90 дней в любом из периодов в 180 дней.
Председатель Совета Республики Наталья Кочанова, говоря об одобренных законопроектах, отметила, что это хорошие решения, которые позволят более эффективно выполнять поручения Президента по торгово-экономическому и гуманитарному сотрудничеству с другими странами.
Юлия Демешко, «
Рэспубліка», 30 октября 2025 г.