/ / Общественно-политические
16.06.2023

Итоги заседания девятой сессии Палаты представителей 15 июня

15 июня 2023 года состоялось очередное заседание девятой сессии Палаты представителей, на котором рассмотрено 11 вопросов.

Заседание

Депутаты приняли в первом и втором чтении проект Закона «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь» (докладчик – Генеральный прокурор Республики Беларусь Швед А.И., содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Ленчевская М.А.).

Законопроект подготовлен Генеральной прокуратурой Республики Беларусь во исполнение статьи 3 Закона Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа», согласно которой Генеральной прокуратуре Республики Беларусь поручено принять дополнительные меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, установлению лиц, причастных к его совершению, и их уголовному преследованию, направлен на обеспечение неотвратимости ответственности за совершение преступлений против мира, безопасности человечества и военные преступления и регламентирует порядок производства по уголовным делам о названных преступлениях в отношении умерших лиц вне зависимости от согласия их близких родственников.

Проектом Закона предусматривается корректировка главы 492 УПК в части осуществления производства по материалам и уголовному делу в случае смерти подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого за совершение преступлений, к которым неприменимы сроки давности.

В частности, законопроектом предусматриваются:

  • невозможность отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения производства по уголовному делу в случае смерти лица, совершившего подготовку либо ведение агрессивной войны, акт международного терроризма, геноцид, преступление против безопасности человечества либо другое преступление, указанное в статье 85 УК. Обязанность органа, ведущего уголовный процесс, принять меры по установлению близких родственников умершего подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого, с одновременным письменным уведомлением тех из них, установить которых представилось возможным, о праве представлять интересы этого лица для защиты его прав и законных интересов путем подачи соответствующего заявления в срок не позднее десяти суток с момента получения уведомления;
  • устранение препятствий к продолжению производства по материалам и уголовному делу о преступлениях, указанных в статье 85 УК, при невозможности установления лиц, которые могут быть признаны представителями умершего подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого, неподаче ими в установленном порядке заявления о привлечении к участию в производстве по материалам и уголовному делу в качестве представителя умершего подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого;
  • обязательность участия защитника по делам о преступлениях, к которым неприменимы сроки давности;
  • постановление судом обвинительного приговора без назначения наказания в отношении умершего обвиняемого при доказанности его виновности.

В первом чтении был принят проект Закона «Об изменении законов» (в рамках приведения законодательства в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь) (докладчик –первый заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Филиппова Н.Н., содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Здорикова Л.Е.).

Законопроект предусматривает:

  • корректировку ряда законов в целях их приведения в соответствие с обновленной Конституцией Республики Беларусь;
  • внесение изменений в законы Республики Беларусь «О государственной охране», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», «О государственных секретах» в целях их приведения в соответствие с нормами Закона Республики Беларусь «О государственной службе» и Указа Президента Республики Беларусь «О государственных гражданских должностях»;
  • точечные корректировки Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях» в части определения порядка проведения массового мероприятия на платной (возмездной) основе, а также запрета на проведение массовых мероприятий ближе 200 метров от места проведения Всебелорусского народного собрания;
  • внесение изменений в Закон Республики Беларусь «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», в том числе в части регламентации порядка реализации гражданами инициатив, связанных с обращением во Всебелорусское народное собрание;
  • приведение некоторых законов в соответствие с законами Республики Беларусь «О лицензировании» и «Об урегулировании неплатежеспособности»;
  • корректировку ряда законов, направленную на их взаимосогласование с указами Президента Республики Беларусь «О лицах, осуществляющих финансовые операции», «О сервисах онлайн-заимствования и лизинговой деятельности», «О биометрических документах», а также на приведение в соответствие с требованиями нормотворческой техники.

Во втором чтении депутатский корпус принял шесть законопроектов.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Зайцев Е.С. доложил о проекте Закона «О народном ополчении».

Законопроект направлен на установление правовых основ реализации гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь, права на добровольное участие в обеспечении военного положения на территории Республики Беларусь.

В частности, проектом Закона предусматриваются:

  • определения терминов «народное ополчение», «отряд народного ополчения» и «доброволец народного ополчения»;
  • общие вопросы финансового и материального обеспечения народного ополчения;
  • ограничения при зачислении граждан в народное ополчение;
  • порядок руководства народным ополчением, формирования, комплектования и дислокации отрядов народного ополчения, выполнения ими задач;
  • полномочия государственных органов и должностных лиц в сфере деятельности народного ополчения;
  • наделение Совета Министров Республики Беларусь полномочиями по определению мероприятий по подготовке к формированию народного ополчения, проводимых в мирное время местными исполнительными и распорядительными органами, порядка формирования (расформирования) народного ополчения, комплектования и ведения учета добровольцев, зачисления их в народное ополчение и выхода из него, извещения нанимателей о зачислении работников в отряды народного ополчения;
  • установление прав и обязанностей, гарантий правовой и социальной защиты добровольца, его ответственности.

Кроме того, в своем докладе Е.С.Зайцев отметил, что в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению Палатой представителей во втором чтении он дополнен положением, устанавливающим полномочие местных исполнительных и распорядительных органов, местных советов обороны извещать нанимателей о зачислении работников в отряды народного ополчения. Из обязанностей добровольца исключено положение о необходимости извещать нанимателя о вступлении в народное ополчение.

С докладом о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам конституционного судопроизводства» выступила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Жолнерчик Л.Н.

Законопроектом предлагается новая редакция Закона «О конституционном судопроизводстве» Кроме того, для обеспечения реализации обновленных норм названного Закона предлагается внести изменения в ряд иных законов.

Основные новеллы, предлагаемые законопроектом, обусловлены обновленными положениями Конституции Республики Беларусь.

Так, с учетом предоставленных Конституционному Суду Республики Беларусь новых конституционных полномочий (рассматривать дела о толковании Конституции, о конституционности проекта закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о конституционности вопроса, выносимого на республиканский референдум, о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Республики Беларусь Конституции, о конституционности проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь) законопроектом определяется порядок осуществления судопроизводства по соответствующим категориям дел. Кроме того, закрепляются особенности рассмотрения конституционных жалоб граждан на нарушения их конституционных прав и свобод законами, примененными в конкретном деле, а также запросов судов общей юрисдикции о проверке конституционности нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.

Законопроектом также совершенствуются формы обращения в Конституционный Суд (предусматривается возможность подачи обращения в электронной форме в виде электронного документа), изменяются подходы к порядку возбуждения производства по делу (устанавливается, что отдельные категории дел могут быть приняты к производству определением Председателя Конституционного Суда, т.е. без возбуждения производства по делу), уточняются сроки рассмотрения и разрешения дел в зависимости от их категории, закрепляется равная юридическая сила заключений и решений Конституционного Суда (они являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат).

В связи с закреплением в Конституции прямого доступа граждан к конституционному правосудию посредством введения института конституционной жалобы, подаваемой непосредственно в Конституционный Суд, из Закона «О конституционном судопроизводстве» исключаются положения об инициативных обращениях, т.е. обращениях граждан к уполномоченным органам с инициативой о внесении в Конституционный Суд предложения о проверке конституционного нормативного правового акта. При этом четко прописывается механизм подачи и рассмотрения конституционной жалобы Конституционным Судом.

При этом законопроект дополнен положениями, закрепляющими возможность и механизмы так называемого косвенного доступа гражданина или организации к конституционному правосудию посредством обращения к уполномоченным субъектам по вопросу направления в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключения о соответствии Конституции Республики Беларусь нормативного правового акта, применением которого в конкретном решении государственного органа или судебном постановлении, по мнению гражданина или организации, нарушены их права и законные интересы. Такие обращения гражданина или организации предлагается рассматривать в порядке и с учетом требований, установленных законодательством об обращениях граждан и юридических лиц, в связи с чем законопроектом дополнительно предусматривается корректировка Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Законопроект содержит норму, согласно которой решение Конституционного Суда по делу о конституционности закона, примененного в конкретном деле, по конституционной жалобе, которым примененный закон или его отдельные положения признаны не соответствующими Конституции (неконституционными), влечет пересмотр не только судебного постановления, но и постановления по делу об административном правонарушении. Это обусловлено тем, что дела об административных правонарушениях рассматриваются не только судами, но и иными органами, ведущими административный процесс.

Поскольку в рамках корректировки Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях законопроектом закрепляется новое основание для приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении в случае обращения суда общей юрисдикции в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности нормативного правового акта, подлежащего применению при рассмотрении судом конкретного дела, для соблюдения принципа неотвратимости ответственности скорректированы сроки наложения административного взыскания, предусмотренные статьей 7.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Предлагается установить, что административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении.

О положениях проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» проинформировал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Брич Л.Г.

Предлагаемые законопроектом нормы направлены на повышение эффективности системы прогнозирования и планирования социально-экономического развития Республики Беларусь, гармонизацию законодательств Беларуси и России в данной сфере.

Ключевой новацией подготовленного законопроекта является упорядочение системы разрабатываемых документов планирования и прогнозирования, а также разграничение процессов планирования и прогнозирования.

Так, к документам государственного прогнозирования предлагается отнести:

  • на долгосрочный период:
  • комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь;
  • национальную стратегию устойчивого развития Республики Беларусь;
  • стратегии развития отраслей экономики (видов экономической деятельности);
  • на среднесрочный период:
  • прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь;
  • на краткосрочный период:
  • годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

К документам государственного планирования законопроектом отнесены:

  • на среднесрочный период:
  • программа социально-экономического развития Республики Беларусь;
  • государственные программы;
  • программы развития отраслей экономики (видов экономической деятельности);
  • государственные программы научных исследований и научно-технические программы;
  • программы социально-экономического развития административно-территориальных единиц областного и базового территориальных уровней;
  • на краткосрочный период:
  • план социально-экономического развития Республики Беларусь;
  • планы развития отраслей экономики (видов экономической деятельности);
  • планы развития административно-территориальных единиц областного и базового территориальных уровней.

В качестве отдельных элементов системы выделены:

  • комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь (с целью придания особой значимости науки и технологий в достижении целей социально-экономического развития);
  • государственные программы, которые выступают механизмом достижение приоритетов развития, утверждаемых программой пятилетки;
  • региональные и отраслевые документы государственного прогнозирования и государственного планирования (с целью усиления региональной и отраслевой составляющей системы прогнозирования и планирования).

Корректируется уровень утверждения документов.

В соответствии с новой редакцией Конституции Республики Беларусь Всебелорусское народное собрание определено органом, утверждающим программу социально-экономического развития страны на пятилетний период (согласно действующей редакции Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» программа социально-экономического развития утверждается Президентом Республики Беларусь).

При этом в законопроекте предусматривается одобрение Президентом Республики Беларусь концепции программы социально-экономического развития страны на пятилетний период, а также утверждение важнейших показателей и параметров на очередной год.

Предусматривается формирование отдельных документов на «скользящей» основе:

  • комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь, Национальной стратегии устойчивого развития, стратегий развития отраслей (видов экономической деятельности) – каждые пять лет с продлением прогнозируемого периода на соответствующий срок;
  • годового прогноза социально-экономического развития – ежегодно на очередной финансовый год и плановый период (два последующих года). Это необходимо для формирования бюджетных программ, что также предусмотрено Бюджетным кодексом Республики Беларусь и используется на практике.

Законопроект дополняется основными терминами, а также предусматривает закрепление основных принципов государственного прогнозирования и государственного планирования.

Заложенные в законопроекте подходы предлагают усовершенствовать и актуализировать сложившуюся систему государственного прогнозирования и планирования республиканского, отраслевого и регионального уровней, придать ей более гибкий характер, что позволило бы своевременно уточнять макроэкономические прогнозы и разрабатывать необходимые меры реагирования для обеспечения стабильного экономического роста.

С докладом о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам банковской деятельности» выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Васюков В.М.

Законопроект предусматривает закрепление в Банковском кодексе цели «обеспечение финансовой стабильности», а также нормы о содействии устойчивому экономическому развитию страны.

Предлагается, чтобы целевые показатели денежно-кредитной политики утверждались Президентом Республики Беларусь, а сам документ, расширенный и детализированный, – Национальным банком во взаимодействии с Правительством. Это позволит повысить гибкость и адаптивность денежно-кредитной политики к различным внешним факторам.

Для повышения уровня правовой защиты потребителей банковских услуг и исключения чрезмерной финансовой нагрузки на кредитополучателей вводится запрет на установление в кредитных договорах условий об уплате процентов в повышенном размере, ограничиваются размеры штрафов (неустоек), устанавливается перечень случаев, при которых банк вправе требовать досрочного возврата кредита, определяется разумный срок для досрочного возврата кредита – не ранее трех месяцев со дня уведомления физического лица.

Данная норма имеет социальную направленность, а ее реализация позволит усилить правовую защищенность потребителей финансовых услуг.

Предлагается ввести дополнительную меру надзорного реагирования в виде взыскания с банка денежных средств в республиканский бюджет в размере до одного процента от размера нормативного капитала. Аналогичная норма есть и в Российской Федерации и ее закрепление в Банковском кодексе соответствует процессам гармонизации национальных законодательств.

Законопроектом предлагается предоставить Национальному банку право ограничивать лицензионные полномочия банка в случае неоднократного нарушения требований в области о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем.

В ходе доработки ко второму чтению поступили замечания и предложения.

Поддержанные Постоянной комиссией замечания и предложения учтены в тексте законопроекта, в частности предусмотрена обязанность банков включать в кредитный договор норму о возможности досрочного возврата (погашения) кредита по согласованию с кредитодателем.

В текст законопроекта включены нормы проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Банковского кодекса Республики Беларусь», предусматривающего утрату банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями права осуществлять самостоятельно инкассацию и перевозку денежных средств и иных ценностей.

В целом принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности осуществления банковского надзора, исключению чрезмерной нагрузки на кредитополучателей, усилению правовой защиты потребителей банковских услуг, контролю за соблюдением законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и устойчивому экономическому развитию страны.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Рынейская И.Н. выступила с докладом о проекте Закона «Об изменении законов».

Проект Закона является продолжением масштабной работы по приведению актов законодательства в соответствие с Законом «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».

Изменения и дополнения вносятся в 16 законов и 2 кодекса. Значительная их часть направлена на приведение терминологии актов законодательства в соответствие с терминологией обновленного Кодекса об образовании (например, в связи с исключением таких понятий, как «направление специальностей» и «специализация»; исключением отдельных видов и типов учреждений образования, переименованием «послевузовского образования» в «научно-ориентированное образование»). В ряд статей вносятся изменения для обеспечения согласованности с иными законодательными актами Республики Беларусь. Вместе с тем отдельные законы подвергнуты более серьезной корректировке.

Так, в Законе «О пенсионном обеспечении» уточнен круг обучающихся лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца.

Расширен перечень образовательных программ дополнительного образования взрослых, по которым органами по труду, занятости и социальной защите могут направляться на обучение безработные граждане, корректировки предусмотрены в Законе «О занятости населения Республики Беларусь».

В Кодексе Республики Беларусь о браке и семье скорректированы нормы, касающиеся обязанности опекунов, попечителей по обеспечению получения ребенком общего среднего образования в связи с введением в Кодексе принципа обязательности общего среднего образования.

Внесены изменения в Закон «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», они уточняют порядок реализации прав граждан на получение пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В Законе «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены гарантии на получение в государственных учреждениях образования бесплатного дополнительного образования одаренных детей и молодежи.

Законом «О статусе военнослужащих» предусмотрена возможность получать военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, с разрешения командира (начальника) дополнительное образование взрослых (в очной форме получения образования).

С целью выполнения поручений Главы государства об исключении практики внесения в законы множественных изменений и дополнений осуществлена передача статей, предполагающих внесение изменений в законы «Об обороне», «О погребении и похоронном деле», «О государственных наградах Республики Беларусь», «О государственных символах Республики Беларусь» в иные проекты законов.

С учетом положений обновленной Конституции внесены изменения в терминологию законов «Об основах государственной научно-технической политики», «О здравоохранении», «О научной деятельности», «Об охране труда» в части определения статуса организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.

Закон «О статусе военнослужащих» дополнен положениями о предоставлении права на первоочередное медицинское обслуживание в государственных организациях здравоохранения, оказание платных медицинских услуг в государственных организациях здравоохранения со скидкой гражданам, которые в период прохождения срочной военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы получили ранение (контузию), травму или увечье.

Закон «О судебно-экспертной деятельности» дополнен положениями, направленными на приведение его в соответствие с нормами Закона «О лицензировании» и др.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Одинцова С.В. доложила о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам принудительного лечения и медико-социальной реадаптации».

Проект Закона разработан в целях совершенствования законодательства о принудительном лечении и медико-социальной реадаптации граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.

Проектом Закона предусматривается корректировка положений Закона «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» в части упрощения процедуры направления граждан в лечебно-трудовые профилактории с учетом правоприменительной практики. В связи с этим проектом Закона:

  • определяются две категории граждан, подлежащих изоляции в ЛТП;
  • уточняется порядок предупреждения граждан о возможности направления их в ЛТП;
  • упрощается процедура медицинского освидетельствования граждан, необходимого для решения вопроса об их направлении в ЛТП;
  • устанавливается обязанность граждан, в отношении которых решается вопрос о направлении в ЛТП, выполнять законные требования должностных лиц органов внутренних дел и организаций здравоохранения при проведении медицинского освидетельствования.

Проектом Закона также предусматривается корректировка Закона Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи», вследствие которых лечебно-трудовые профилактории, если в их штате состоит соответствующий врач-специалист, получают право оказывать психиатрическую помощь и осуществлять диспансерное наблюдение.

Кроме того, в ходе заседания депутатский корпус рассмотрел три законопроекта о ратификации международных соглашений.

Первый заместитель Министра экономики Республики Беларусь Чеботарь Ю.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Машкаров А.В. представили проект Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Республикой Зимбабве о поощрении и взаимной защите инвестиций».

Соглашение создает правовую основу для двусторонних отношений в области инвестиционного сотрудничества, позволяет обеспечить гарантии защиты капиталовложений, использовать имеющиеся механизмы для защиты белорусских инвесторов в Республике Зимбабве.

Инвесторам на территории другого государства предоставляются гарантии поощрения государством и создания благоприятных условий для осуществления инвестиций, защиты от экспроприации имущества, гарантии возмещения убытков, возможность обращения в международный арбитражный суд для защиты своих прав.

Каждая договаривающаяся сторона должна предоставить инвесторам другой договаривающейся стороны и их инвестициям режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет в аналогичных обстоятельствах своим собственным инвесторам и их инвестициям в части создания, приобретения, расширения, управления, пользования и распоряжения инвестициями на своей территории.

Также устанавливается, что на территории принимающей стороны инвестиции не должны быть национализированы, экспроприированы или подвергнуты мерам, имеющим эффект, эквивалентный национализации или экспроприации, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах при условии своевременной, адекватной и эффективно реализуемой компенсации.

С докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Зимбабве об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» выступила заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Селицкая Э.А., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Васюков В.М.

Соглашение направлено на урегулирование налоговых взаимоотношений между двумя государствами и содействию торгово-экономического сотрудничества на взаимовыгодных условиях.

Основными задачами данного Соглашения, направленными на достижение этой цели, являются: распределение прав налогообложения между государствами, устранение двойного налогообложения, обмен информацией между налоговыми службами.

Соглашение устанавливает порядок уплаты подоходного налога с физических лиц, налога на прибыль, налога на доходы, в том числе дивидендов, процентов, роялти, а также налога на недвижимость.

В целях устранения двойного налогообложения суммы налогов, взимаемые в соответствии с Соглашением в государстве – источнике дохода, подлежат зачету в государстве налогового резидентства плательщика.

Также налоговые органы Беларуси и Зимбабве смогут осуществлять обмен информацией, относящейся к налоговым обязательствам их плательщиков, с соблюдением требований конфиденциальности.

Э.А.Селицкая также доложила о проекте Закона «О прекращении действия Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Бартош С.В.).

Республикой Беларусь по дипломатическим каналам получено уведомление украинской стороной о решении Украины прекратить с 20 декабря 2022 года действие Соглашения в связи с «коренным изменением обстоятельств». Такие действия нарушают закрепленную статьей 28 Соглашения процедуру денонсации путем направления инициатором расторжения договора второй стороне соответствующего уведомления по дипломатическим каналам за шесть месяцев до завершения календарного года и делают невозможным ее применении белорусской стороной.

В сложившихся обстоятельствах белорусская сторона вынуждена считать Соглашение прекратившим действие на основании статьи 60 Венской конвенции.

Для Республики Беларусь применение Соглашения предлагается прекратить с 1 января 2023 г., поскольку:

  • налоговым периодом налога на доходы признается квартал, на который приходится дата возникновения обязательства, т.е. период, заканчивающийся 31 декабря 2022 г.;
  • анализ налоговых деклараций в части налога на доходы резидентов Украины за 4 квартал 2022 г. показал, что в период с 20 декабря 2022 г. по 31 декабря 2022 г. белорусскими организациями, взаимодействовавшими с украинскими контрагентами, применялись пониженные ставки и освобождение от уплаты налога на доходы.

Принятие Закона гарантирует паритет в налоговых взаимоотношениях и исключит необоснованные односторонние потери вследствие предоставления льгот украинским резидентам в соответствии с Соглашением.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)